Фоккер Т.VIII
Фоккер Т.VIII | |
---|---|
![]() T.VIII в полете | |
Общая информация | |
Тип | Гидросамолет-торпедоносец |
Производитель | Фоккер |
Основные пользователи | Служба морской авиации |
Количество построенных | 36 [ 1 ] |
История | |
Дата введения | 1939 |
Первый полет | 1938 |
Fokker T.VIII — двухмоторный торпедоносец и гидросамолет- разведчик, разработанный и производимый голландской авиационной компанией Fokker .
Он был разработан в конце 1930-х годов как преемник T.IV. Fokker Хотя Служба военно-морской авиации Нидерландов изначально намеревалась использовать его в домашних водах и в голландской Ост-Индии , разразилась Вторая мировая война , когда производство начало удовлетворять эти потребности. Королевские ВВС (RAF) и Люфтваффе эксплуатировали небольшое количество самолетов этого типа.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В начале 1930-х годов одним из последствий Великой депрессии было то, что у многих стран было мало средств для военных закупок, даже с учетом старения и устаревших самолетов. [ 2 ] Нидерланды не были исключением из этой тенденции, однако после прихода к власти нацизма в соседней Германии несколько голландских офицеров и политиков признали, что военная модернизация становится все более необходимой, особенно в области авиации. Одним из требований, выявленных в 1937 году Королевским военно-морским флотом Нидерландов, был новый гидросамолет для береговой обороны и операций воздушной разведки, который мог бы быть альтернативно вооружен бомбами или торпедами, сбрасываемыми с воздуха . [ 2 ]
Выбор в пользу торпедного вооружения был необычным для того времени, поскольку на протяжении всего межвоенного периода такое оружие считалось экстравагантным и недоступным по цене, несмотря на интерес к использованию таких боеприпасов, проявляемый некоторыми офицерами. [ 2 ] Учитывая этот интерес, были проведены пусковые испытания с использованием специально адаптированного сухопутного самолета Fokker CV , которые успешно подтвердили концепцию. с торпедным вооружением Хотя Fokker T.IV был задуман для выполнения таких задач, к концу 1930-х годов этот тип устарел и фактически никогда не нес такое вооружение в бою. [ 2 ] Голландский военно-морской штаб посчитал приоритетной закупку современного двухмоторного гидросамолета, способного нести одну внутреннюю торпеду, и в 1937 году обратился с этим требованием к голландскому авиастроительному производителю Fokker . [ 2 ]
В спецификации этот самолет определялся как лучший для операций береговой обороны. [ 2 ] Он требовал, чтобы перспективный самолет обладал максимальной скоростью не менее 175 миль в час и значительной выносливостью - оба фактора делали возможными дальние разведывательные полеты над Северным морем . Для размещения желаемого вооружения требовалась также довольно большая грузоподъемность, а также экипаж из трех человек для управления самолетом. [ 3 ] Он также должен был быть оснащен парой двигателей мощностью от 400 до 700 л.с. Fokker решил отреагировать на эту спецификацию и представить свою собственную конструкцию, известную под фирменным обозначением T.VIII . [ 3 ]
Заказы и летные испытания
[ редактировать ]В 1938 году был выпущен первоначальный заказ на пять самолетов новой конструкции Фоккера. [ 2 ] К началу 1939 года первый из этих самолетов был готов к полету, а все пять были построены к 1 июня того же года. Несмотря на некоторые первоначальные проблемы, Служба морской авиации Нидерландов была в целом удовлетворена характеристиками этого типа, и был получен дополнительный заказ на более крупную партию из 26 самолетов. [ 4 ] Предполагалось, что старые самолеты Fokker T.IV будут полностью отозваны в пользу T.VIII из этой второй партии, в том числе размещенных в Голландской Ост-Индии , но такие планы были нарушены началом Второй мировой войны . [ 4 ]
Поставки такого типа продолжались, несмотря на начало войны, поскольку в ранний период, известный как « Странная война» , Нидерланды сохраняли нейтралитет в конфликте. [ 5 ] Весной 1940 года T.VIII W/M был построен первый экземпляр улучшенной модели ; в этот момент самолеты сходили с конвейера Фоккера настолько спешно, что краска еще не высохла; голландские военные все еще получали T.VIII в первые дни битвы за Нидерланды . [ 5 ]
Голландцы были не единственной стороной, заинтересованной в закупке этого типа; В начале 1939 года правительство Финляндии разработало аналогичные требования к такому самолету, хотя и с несколько более высокими характеристиками, а также к версии наземного базирования. [ 6 ] Фоккер решил разработать вариант T.VIII для удовлетворения этой потребности, что вызвало интерес не только в Финляндии, но в Швеции и финский заказ на улучшенный T.VIII-L . В 1939 г. поступил ; этот же вариант был также предложен Королевской армии Нидерландов в наземной конфигурации. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Fokker T.VIII представлял собой двухмоторный гидросамолет- моноплан с трехчастным фюзеляжем овального поперечного сечения и среднерасположенным крылом. Первая секция фюзеляжа представляла собой монококовую конструкцию из легкого сплава , а центроплан был цельнодеревянным и включал в себя также крыло; Задняя часть фюзеляжа в основном состояла из стальных труб и ткани . [ 4 ] Ходовая часть пары поплавков из нержавеющего состояла из дюралюминия ; Внутри каждый поплавок содержал шесть водонепроницаемых отсеков и дополнительный топливный бак. [ 4 ]
Конструкция самолета менялась на протяжении всего его производства. В то время как модель T.VIII W/G имела крыло, состоящее из пары поперечин с бакелитовыми нервюрами, обшитых фанерой , а также хвостовое оперение на стальном каркасе, покрытое тканью; для более позднего варианта T.VIII W/M и хвостовое оперение, и крыло были изготовлены из легкого сплава . Во время разработки T.VII компания Fokker разрабатывала новые методы строительства, которые включали переход от традиционной смешанной конструкции к цельнометаллической. [ 4 ]
Носовая часть, в которой размещался наблюдатель самолета, имела несколько больших окон из плексигласа для внешнего обзора и панель прицеливания бомбы в полу перед ним. [ 4 ] За позицией наблюдателя располагалась кабина, в которой пилот сидел с левой стороны, примыкающей к передней кромке крыла ; Сразу за пилотом находился третий член экипажа, который был совмещенным радистом и хвостовым стрелком . Подвижная задняя пушка крепилась на выдвижной установке; пилот также мог стрелять из стационарного пулемета, обращенного вперед . [ 4 ] Максимальная полезная нагрузка — 1330 фунтов торпед или бомб — будет размещаться в трюме в центральной части крыла; этот трюм был оборудован дверями с гидравлическим приводом . Топливо в основном размещалось в баках между основными лонжеронами крыльев. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Самолет был запущен в производство почти сразу после первого полета этого типа в 1938 году; Всего на вооружение Службы морской авиации Нидерландов поступило одиннадцать T.VIII . В первоначальных операциях преобладали испытания и учебные миссии, целью которых было ознакомление голландского персонала с работой самолета. [ 5 ] К сентябрю 1939 года, месяцу, когда разразилась Вторая мировая война, этот тип использовался для патрулирования территориальных вод Нидерландов с целью защиты от нарушений нейтралитета Нидерландов силами любой из сторон. 13 сентября 1939 года T.VIII был атакован немецкой Dornier Do 18 летающей лодкой ; самолет был уничтожен при попытке приземлиться, а экипаж захвачен немцами; Этот инцидент привел к изменению маркировки голландских самолетов с красного, белого и синего круга на оранжевый треугольник, чтобы голландские самолеты можно было легче отличить от своих британских или французских аналогов. [ 5 ]
Предвидя вторжение Германии в Нидерланды, военные планировщики уже распорядились рассредоточить T.VIII до мая 1940 года. [ 5 ] Сразу после немецкого вторжения в 1940 году девять самолетов были переброшены на базы во Франции; хотя некоторые разведывательные миссии были выполнены на раннем этапе, они вскоре были приостановлены из-за превосходства Германии в воздухе. 22 мая 1940 года эти самолеты улетели в Соединенное Королевство ; в частности, один T.VIII был использован для помощи в побеге двух членов голландского кабинета министров . [ 5 ] Эти самолеты, достигшие Британии, составят ядро 320-й (Нидерланды) эскадрильи RAF Берегового командования , базирующейся в доке Пембрук в Пембрукшире , Южный Уэльс . [ 7 ] Подразделение выполняло многочисленные операции по сопровождению конвоев и противолодочному патрулированию с целью обнаружения и нападения на рейдовые силы Германии. Он также использовался для шпионских операций в качестве самолета связи для связи с членами голландского сопротивления на континенте. [ 8 ] В конце концов из-за нехватки запчастей эти самолеты вышли из строя и были списаны; их голландские экипажи были переведены на недавно приобретенные легкие бомбардировщики Lockheed Hudson . [ 9 ]
Немцы также приобрели несколько T.VIII, захватив несколько частично завершенных планеров, которые все еще строились на заводе Fokker. [ 10 ] Их было приказано достроить для использования Кригсмарине ; После завершения каждый экземпляр проходил оценку в Травемюнде перед доставкой в Германию. Управляемые немцами T.VIII в основном использовались в Средиземном море , где они выполняли многочисленные разведывательные, спасательные и противолодочные операции. [ 10 ]
Рано утром 6 мая 1941 года четверо мужчин – бывший лейтенант Говерт Стин и капрал Эверт Виллем Бумсма, оба из армейской авиационной бригады , вместе с техником Fokker Вейбертом Линдеманом и бывшим лейтенантом голландской армии Яном Белартсом ван Блокландом – подплыли к Fokker T.VIIw. ТД+CL [ 11 ] пришвартован на берегу Минервахейвена на реке Эй-Джей в Амстердаме. На рассвете им удалось взлететь (Стин, летчик-истребитель, никогда раньше не летал на этом типе) и вылететь в Англию, уклоняясь от огня британской зенитной артиллерии, и приземлиться в Бродстерсе , Кент. [ 12 ] [ 13 ] Белэртс ван Блокланд и Линдеман присоединились к бригаде принцессы Ирен , а Белартс ван Блокланд стал ее командиром во время операций в Нормандии. [ 14 ] в то время как Стин присоединился к 129-й эскадрилье RAF , совершив 79 боевых вылетов, прежде чем был сбит и убит 5 июня 1942 года. [ 15 ]
Варианты
[ редактировать ]- Т.VIII Ж/Г
- Комбинированная конструкция из дерева и металла. 19 построено.
- Т.VIII Ж/М
- Цельнометаллическая конструкция. 12 построено.
- Т.VIII W/C
- Увеличенная версия с более мощными двигателями. Пять из них были заказаны Финляндией, но были захвачены и использованы Люфтваффе .
Операторы
[ редактировать ]
- Финские ВВС заказали 5 самолетов T.VIII W/C, но ни один из них не был доставлен.
- Люфтваффе эксплуатировало несколько трофейных самолетов.
Технические характеристики (T.VIII W/G)
[ редактировать ]Данные из Энциклопедии военной авиации , [ 16 ] Фоккер Т.VIII [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 13 м (42 фута 8 дюймов)
- Размах крыльев: 18 м (59 футов 1 дюйм)
- Высота: 5 м (16 футов 5 дюймов)
- Полная масса: 5000 кг (11023 фунта)
- Силовая установка: 2 × Wright R-975-E3 Whirlwind 9-цил. Радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением мощностью 336 кВт (451 л.с.) каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 285 км/ч (177 миль в час, 154 узла) на высоте 3000 м (9843 фута).
- Дальность: 2750 км (1710 миль, 1480 миль)
- Практический потолок: 6800 м (22300 футов) [ 17 ]
Вооружение
- 2 × 7,92 (0,312 дюйма) пулемета
- 600 кг (1323 фунта) бомб или торпед .
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Германии
- Список летающих лодок и гидросамолетов
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ван дер Клаау, 1967, с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван дер Клаау, 1967, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Клаау, 1967, стр. 3-4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ван дер Клаау, 1967, с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ван дер Клаау, 1967, с. 5.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Клаау, 1967, с. 9.
- ^ Ван дер Клаау 1967, с. 6.
- ^ Ван дер Клаау 1967, стр. 6-9.
- ^ Ван дер Клаау 1967, стр. 7-8.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Клаау, 1967, с. 8.
- ^ «Фоккер Т.VIII» . histaviation.com . 2003. Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Смелый побег от нацистов на угнанном самолете» . Танет Газетт . 6 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г. . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Стин, Говерт» . TracesOfWar.com . 2014 . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Памятник JHR JJG Beelaaerts ван Блокланду» . TracesOfWar.com (на голландском языке). 2014 . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Апельдорн и война: Гроеноордлаан» [Апелдорн и война: Гроеноордлаан]. apeldoornendetrouw.nl (на голландском языке). 2014. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Джексон, Роберт. Энциклопедия военной авиации . Лондон: Парагон, 2002. ISBN 0-7525-8130-9 .
- ^ Ангелуччи 1983, с. 259.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо. Энциклопедия военной авиации Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг. Сан-Диего, Калифорния: Военная пресса, 1983. ISBN 0-517-41021-4 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том шестой: Гидросамолеты . Лондон: Macdonald & Co., (Publishers) Ltd., 1962.
- Ван дер Клаау, Барт. Fokker T.VIII (Самолет в профиле номер 176) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
- Ван дер Клаау, Барт. Водная и транспортная авиация Второй мировой войны (на голландском языке). Алкмар, Нидерланды: Uitgeverij de Alk bv, год неизвестен. ISBN 90-6013-677-2 .