Т-35
Т-35 | |
---|---|
![]() Танк Т-35Б серии 1934-35 гг., дата неизвестна. | |
Тип | Тяжелый танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1935–1941 |
Используется | Советский Союз Нацистская Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | ОКМО Танковое конструкторское бюро |
Разработанный | 1930–1933 |
Производитель | ХПЗ |
Произведено | 1934–1939 |
№ построено | 60 и два прототипа |
Варианты | Т-35 |
Технические характеристики | |
Масса | 45 т (49,6 коротких тонн ; 44,3 длинных тонн ) |
Длина | 9,72 м (31 фут 11 дюймов) |
Ширина | 3,20 м (10 футов 6 дюймов) |
Высота | 3,43 м (11 футов 3 дюйма) |
Экипаж | 10 |
Броня | 11–30 мм |
Основной вооружение | 76-мм пушка КТ-28 |
вторичный вооружение | 2 × 45-мм орудия 20К 5, 6 или 7 пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. |
Двигатель | Микулин М-17М В-12. Бензиновый двигатель 500 л.с. (370 кВт) |
Мощность/вес | 11 л.с./тонну |
Приостановка | Винтовая пружина |
Оперативный диапазон | 150 км (93 мили) |
Максимальная скорость | 30 км/ч (19 миль в час) |
Т -35 — советский многобашенный межвоенного тяжелый танк периода и начала Второй мировой войны , который имел ограниченную службу в Красной Армии . Часто называемый сухопутным линкором , это был единственный пятибашенный тяжелый танк в мире, дошедший до производства, но он оказался медленным и механически ненадежным. Большинство танков Т-35, все еще находящихся в рабочем состоянии на момент операции «Барбаросса», были потеряны из-за механической неисправности, а не из-за действий противника. Он был разработан как дополнение к современному среднему танку Т-28 ; однако было построено очень мало.
Внешне оно было большим; но внутри помещения были тесными, боевые отделения были отделены друг от друга. Некоторые башни закрывали входные люки.
История производства
[ редактировать ]Т-35 был разработан конструкторским бюро ОКМО завода «Большевик» , которое начало работу над тяжелым танком в 1930 году. Две бригады разрабатывали отдельные проекты. Коллектив под руководством немецкого инженера Гротте работал над 100-тонным четырехбашенным танком ТГ-5 , вооруженным 107-мм корабельной пушкой, с применением пневматического следящего управления и пневматической подвески. Позже этот проект был отменен.
Идея больших многобашенных танков прорыва была одобрена несколькими европейскими армиями в 1920-х и 1930-х годах. Разработки таких автомобилей существовали в Великобритании, Франции и Германии. Вторая бригада ОКМО, которую возглавил Н. Циец, работала над танком, аналогичным британскому Vickers A1E1 Independent .
К июлю 1932 года был готов прототип 35-тонного танка с танковой пушкой калибра 76,2 мм. Первый прототип был дополнительно усилен четырьмя башнями меньшего размера: две с 37-мм пушками и две с пулеметами . Этот первый прототип имел серьезные дефекты в трансмиссии и считался слишком сложным и дорогим для серийного производства. Поэтому работы над ним были остановлены и был построен новый, более простой прототип.
Этот новый прототип получил новый двигатель, новую коробку передач и улучшенную трансмиссию. Было также принято решение унифицировать башни Т-35 с башнями Т -28 , трехбашенного среднего танка. Малые пулеметные башни на обоих танках были одинаковыми. Большая главная башня, в которой размещалась 76,2-мм пушка, была почти идентична, но у Т-28 был дополнительный пулемет, стреляющий сзади.
11 августа 1933 года Т-35 был принят в производство. Машиностроение было перенесено на Харьковский паровозостроительный завод , и были изготовлены две партии по десять машин.
Опыт, полученный при работе с двумя прототипами, был использован при создании основного серийного Т-35, который снова был усовершенствован по сравнению со вторым прототипом с восьмиколесной подвеской, улучшенным корпусом и 45-мм пушками вместо 37-х. Его производство началось в 1934 году, а к 1939 году было построено 59 машин (в том числе с коническими башнями). В целом на протяжении всего производственного цикла отдельные танки подвергались небольшим усовершенствованиям. Серийные танки имели средние башни, аналогичные БТ -5 , но без заднего свеса. Последняя партия представляла собой серию из десяти Т-35 с новыми башнями с наклонной броней по всему периметру, а также модифицированными бортовыми юбками с люками для обслуживания подвески и новым люком механика-водителя. Четыре из них имели оригинальный полностью вертикальный постамент для главной башни, а последние шесть - наклонный постамент.
Первоначально главная башня оснащалась 76,2-мм пушкой КТ-28 (длина ствола 16,5 калибров), которая также применялась на среднем танке Т-28. Установка позволяла осуществлять вертикальную подготовку (прицеливание) с верхним и нижним пределами −7° и +23° соответственно. В качестве вспомогательного вооружения в главной башне справа от пушки автономно в шаровой установке размещался 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет имели полный горизонтальный сектор огня на 360° и независимые системы управления огнем. Запасной пулемет ДТ крепился петлевой установкой в нише хранения башни. Механизм поворота башни имел электромеханический трехскоростной привод; Также был предусмотрен вспомогательный ручной привод для экстренного использования. К 1937 году зенитный пулемет ДТ установили в установке П-40 на основании люка наводчика главной башни. [ 1 ] В 1938 году в качестве основного башенного орудия была предложена танковая пушка Л-10, но представители АБТУ («Автотанкового управления») отказались от этой идеи, посчитав мощности КТ-28 достаточной для целей поражения бронетехники противника, а сопровождение атакующей пехоты обеспечивалось двумя 45-мм пушками. [ 1 ]

В каждой из двух диагонально установленных (т. е. одна в правой передней четверти, а другая в диагонально-противоположной левой задней четверти, если смотреть сзади) двухместных башен размещалась по одной 45-мм танковой пушке обр.1932 г. и спаренной с ней пушке. -установлен 7,62-мм пулемет ДТ. Позднее эту пушку заменили на 45-мм пушку 20к обр. 1934 г. с полуавтоматическим затвором. Спаренная установка имела пределы вертикальной тренировки (прицеливания) от -8° до +23°. Орудие передней башни имело горизонтальный угол обстрела от 19° (слева от осевой линии башни) до −184° (назад). Две меньшие башни были одноместными и имели по одному 7,62-мм пулемету ДТ каждая. Горизонтальная подготовка (прицеливание) этого оружия осуществлялась посредством поворота ручного механизма. [ 1 ]
Главная и две малокалиберные пулеметные башни Т-35 и Т-28 имели высокий уровень унификации. Прицеливание основного оружия осуществлялось телескопическим прицелом ТОП обр.1930 г. и перископическим прицелом ПТ-1 обр.1932 г. Пушка калибра 76,2 мм имела боезапас 96 патронов, пушка калибра 45 мм – 226 патронов, пулемет ДТ – 10 080 патронов. 50-тонный танк проектировался с максимальной толщиной бронелистов корпуса 30 мм и башни 20 мм. Броневые листы соединялись между собой сваркой и клепкой. В 1936 году толщина лобового наклонного листа корпуса и лобового листа, защищающего механика-водителя, была увеличена до 50 мм. Бронированные бортовые юбки также добавили 10 мм к бортовой броне, прикрывающей гусеницы. [ 1 ]
В 1938 г. для усиления бронезащиты танка была введена коническая башня максимальной толщиной 25 мм (в лобовой части); также была увеличена толщина лобовых бронелистов — до 70 мм. Боевая масса машины выросла до 54 тонн (машины первой серии весили 42,5 тонны). Всего с октября 1938 года до окончания производства Т-35 было выпущено десять машин повышенной бронезащиты. На двух машинах выпуска 1938 года в кормовой части задней конической башни главного калибра устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ для кормовой защиты, а остальные шесть имели простой кормовой лист. [ 1 ]
Западные и российские историки расходятся во мнениях относительно того, что послужило источником вдохновения для конструкции Т-35. Первые утверждают, что он был вдохновлен британским танком Vickers A1E1 Independent , однако это отвергается многими российскими специалистами. Невозможно узнать правду, но существуют веские доказательства в поддержку заявлений Запада, и не в последнюю очередь неудачные попытки СССР приобрести A1E1. В то же время нельзя сбрасывать со счетов влияние немецких инженеров, которые в конце 1920-х годов разрабатывали аналогичные конструкции на своей Камской базе в Советском Союзе. Ясно одно: заимствование военных технологий и идей у других стран было обычным явлением для большинства вооруженных сил в межвоенные годы. Красная Армия, закупившая британские танкетки Vickers Carden Loyd , танки Vickers E-Light и Cruiser Mk II Medium, а также американскую подвеску Christie для серийного использования на своих машинах, явно была одним из ведущих приверженцев этой практики. .
Из-за высокой стоимости серийный выпуск Т-35 составил всего 61 танк (включая два прототипа).
Опытные образцы Т-35 имели экипаж из 9 человек (командир, наводчик и заряжающий 76-мм башни, два наводчика 37-мм башни, два наводчика пулеметной башни, механик-водитель и его помощник) с двумя «прикрепленными» механиками. к конкретному танку, но не участвуя в боях, таким образом, официальный номер экипажа составлял 11. Серийные танки имели экипаж из 10 человек (командир, наводчик и заряжающий 76-мм башни, два наводчика и заряжающего 45-мм башни, два наводчика пулеметной башни и водитель), все еще с двумя прикрепленными механиками, в результате чего общая численность экипажа составляет 12 человек.
Боевая история
[ редактировать ]
С 1935 по 1940 год Т-35 служил в составе 5-й отдельной тяжёлой танковой бригады в Москве преимущественно для парадной службы. В июне 1940 года был поднят вопрос о снятии Т-35 с фронтовой службы с возможностью вывода из строя. либо переоборудовать их в тяжелую самоходную артиллерию , либо передать в различные военные академии. Было принято решение использовать их в бою, а уцелевшие машины были собраны в 67-й и 68-й танковые полки 34-й танковой дивизии , входившие в состав 8-го мехкорпуса в Киевском особом военном округе .
Первое известное боевое столкновение танка Т-35 произошло где-то в конце июня 1941 года в ходе более масштабных боев в районе Львова , известных как битва под Бродами . Танки Т-35 34-й танковой дивизии, отстававшие от передовых частей подразделения из-за плохой тактической подвижности, столкнулись с наступающей немецкой бронетехникой на грунтовой дороге между городами Верба и Птича. Битва задокументирована только на фотографиях, сделанных после нее, и на ней показаны семь уничтоженных советских танков, в том числе четыре Т-35 (две из этих машин пострадали от катастрофических взрывов боеприпасов) и три уничтоженных немецких танка. Обломки Т-35 свидетельствуют о попаданиях огня из 37-мм пушек, и машины могли быть поражены буксируемыми немецкими 8,8-см зенитными орудиями, доставленными для борьбы с тяжелобронированными советскими танками КВ, также действовавшими в этом секторе. В советском отчете за этот период указывается, что 30 июня в этом районе потеряно четыре Т-35, погибло 15 членов экипажа. [ 2 ]
На 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось всего 58 машин этого типа, из них 48 находились в боеготовом состоянии. В ходе операции «Барбаросса» большая часть Т-35, потерянных 67-м и 68-м танковыми полками, были потеряны не в результате действий противника, а в результате механических неисправностей или обездвиживания, в результате чего эти машины были брошены и уничтожены экипажами. Наиболее распространенные причины поломок были связаны с трансмиссией; тем не менее, Т-35 оказался более надежным автомобилем, чем танки Т-34 и КВ, использовавшиеся в то время, при этом большинство отказов возникало из-за эксплуатации танков за пределами обычных интервалов технического обслуживания, что очень мало в полевых условиях. ремонтные или автомобильные мастерские и практически отсутствует поддержка запасными частями. Некоторые Т-35, участвовавшие в длительных маршах, задержках действий и отступлении, которые характеризовали начало кампании, преодолели более 500 км по грунтовым дорогам и даже бездорожью, прежде чем потерпели какой-либо серьезный отказ.
Последнее зафиксированное действие Т-35 произошло во время Первой битвы за Харьков , когда четыре танка, проходившие ремонт на их родном заводе (переименованном в Завод № 183 ), были приведены в боевую готовность, перевооружены и спешно поставлены на вооружение при обороне Т-35. город. По крайней мере один трофейный Т-35 был отправлен в Германию для оценки на Куммерсдорф . военном полигоне [ 3 ] Этот танк (серийный номер 715-62) был тщательно проверен и показал сильно различающиеся значения толщины брони, использованной при его конструкции, что, вероятно, является результатом плохого контроля качества броневых листов, поставляемых сталелитейными заводами. В апреле 1945 года этот танк, лишенный большей части вооружения и неподвижный, был передан в состав 150-й танковой бригады и отбуксирован в город Цоссен , где использовался в качестве стационарного укрепления и баррикады.
Иногда упоминается, что Т-35 участвовал в Зимней войне против Финляндии, но, согласно советским источникам, это не так. Фактически на фронт для испытаний были отправлены еще два прототипа многобашенных тяжелых танков: Т-100 и СМК . принимали участие и однобашенные КВ-1 В таких же испытаниях в битве при Сумме . Танк СМК был выведен из строя финским фугасом , и все попытки вернуть 55-тонного гиганта не увенчались успехом. На финских фотографиях ранее неизвестный танк был ошибочно обозначен Т-35С немецкой разведкой как .
Выжившие
[ редактировать ]
Один танк уцелел и хранится в рабочем состоянии в Патриот» подмосковном парке « . Это была одна из четырех машин Т-35, которые использовались на учебных базах в советском тылу. В коллекции Кубинки также есть прототип СУ-14 — самоходки на базе шасси Т-35.
В январе 2016 года российская металлургическая компания «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) объявила о воссоздании полной копии танка Т-35 по советским чертежам. Танк планируется разместить в Музее военной техники УГМК . [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]- Т-35-1: Первый прототип
- Т-35-2: Второй прототип
- Т-35А: Серийная модель.
- Т-35Б: Новый двигатель, так и не построенный.
- СУ-14 : Самоходка с 152-мм пушкой или 203-мм гаубицей. Изготовлено два прототипа.
См. также
[ редактировать ]- Char 2C : танк аналогичной конструкции.
- Новый автомобиль
- Т-28 — средний танк, имевший некоторые общие конструктивные особенности с Т-35.
- Список танков
- Список советских танков
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и Solyankin, M.Pavlov, I.Pavlov, I.Zheltov (2002). Otechestvennye Bronirovannye Mashiny (Homeland Armored Machines) 20th Century, Vol. I, 1905-1941 (1st Edition (Russian) ed.). Moscow: Publishing Center "Eksprint". pp. 343. ISBN 5-94038-030-1 .
- ^ Чеслак, Кшиштоф. «Тяжелый танк Т-35. Часть III: Участие в боевых действиях». История военной техники . 2/2019 (44): 75–76.
- ^ Ermolaev, E (2007). "Советский тяжелый танк Т-35 (Soviet Heavy Tank T-35)" (in Russian). Panzers! . Retrieved July 8, 2011 .
- ^ «Уникальный российский тяжелый танк Т-35, воссозданный по советской конструкции на Уральском предприятии» . ТАСС.ру. Проверено 13 апреля 2018 г.
- Библиография
- Залога, Стивен Дж.; Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8 .
- Solyankin, M.Pavlov, I.Pavlov, I.Zheltov (2002). Otechestvennye Bronirovannye Mashiny (Homeland Armored Machines) 20th Century, Vol. I, 1905-1941 (1st Edition (Russian) ed.). Moscow: Publishing Center "Eksprint". p. 343. ISBN 5-94038-030-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Пулман, Фрэнсис (2017). Падшие гиганты: Боевой дебют танка Т-35А . Страуд: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-626-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ролик новостей телеканала "Звезда", показывающий запуск двигателя и движение Т-35 своим ходом.
- Очень большая российская фотогалерея (grayknight.narod.ru)
- Карта новостей США о Второй мировой войне, «Российская бронетехника» , размещенная в цифровых коллекциях библиотек UNT.