LWD Шпак
LWD Шпак | |
---|---|
Шпак-4Т | |
Общая информация | |
Тип | Вспомогательный самолет |
Производитель | LWD , WSK-Мелец |
Дизайнер | Тадеуш Солтык |
Основной пользователь | Польская гражданская авиация |
Количество построенных | 13 |
История | |
Изготовлено | 1945–1948 |
Дата введения | 1946 |
Первый полет | 28 октября 1945 г. |
Ушедший на пенсию | 1955 |
LWD Szpak ( скворец ) — польский многоцелевой самолёт года 1945 , первый польский самолёт, разработанный после Второй мировой войны и построенный короткой серией.
Разработка
[ редактировать ]Война уничтожила всю польскую авиационную промышленность. Как только восточная часть Польши была освобождена Красной Армией собралась группа проектировщиков в октябре 1944 года, в Люблине под руководством Тадеуша Солтыка , создав таким образом первую польскую послевоенную строительную бригаду. Они спроектировали туристический низкоплан деревянной конструкции под названием «Шпак-1» с звездообразным двигателем М-11Ф . Самолет не был построен, тем не менее он дал начало семейству Шпак. В начале 1945 года строительная бригада переехала в Лодзь и 1 апреля 1945 года создала Lotnicze Warsztaty Doświadczalne (LWD, Авиационные экспериментальные мастерские ).
28 октября 1945 года прототип Шпак -2 впервые поднялся в воздух; первый польский послевоенный гражданский самолет в эксплуатации. При приземлении сломалось шасси, но его отремонтировали. Официальный первый полет состоялся 10 ноября 1945 года. «Шпак» представлял собой подкосный моноплан общего назначения/туристического самолета деревянной конструкции с радиальным двигателем Брамо Ш 14 , оставленный в стране отступающими немцами. Экипаж из 4 человек размещался в закрытой кабине под многосекционным навесом , в два ряда. Шпак-2 серийно не строился, единственный самолет использовался заводом, затем в 1947-1948 годах правительством Польши как многоцелевой и легкий транспортный самолет. Будучи первым самолетом, зарегистрированным в Польше после войны (10 мая 1946 г.), он имел регистрационный номер SP-AAA. Он выполнил около 500 рейсов и перевез в общей сложности около 250 пассажиров и был списан 5 апреля 1948 года.
Шпак-2 имел обычное неубирающееся шасси. 17 декабря 1946 года впервые поднялся в воздух его усовершенствованный опытный вариант под названием «Шпак-3» с неубирающимся трехопорным шасси (маркировка СП-ААБ). В серию он также не строился, а прототип использовался в качестве курьерского самолета МИД в течение 1947 года, затем заводом. Выведен в отставку 6 марта 1950 года.
Следующий вариант, Шпак-4А , проектировался как пилотажный самолет. Был построен только один прототип, совершивший полет 20 мая 1947 года. Он имел стальной каркас фюзеляжа, а не деревянный, и двухместную открытую кабину, расположенную бок о бок. Однако он не был сертифицирован как пилотажный самолет и в 1947–1948 годах использовался заводом как служебный самолет.
Единственным серийно выпускавшимся вариантом был 4-местный многоцелевой самолет «Шпак-4Т» со стальным каркасом фюзеляжа и обычным шасси. В отличие от «Шпака-2» и «Шпака-3», его фюзеляж был опущен за фонарь. Он был заказан Министерством связи, и в 1947–1948 годах на заводе PZL (позже WSK) в Мелце было построено десять самолетов как первые польские послевоенные самолеты, построенные серийно. Самый первый поднялся в воздух 5 января 1948 года. Самолеты имели маркировку: от СП-ААФ до СП-ААО и СП-ААР. Они использовались польской гражданской авиацией — региональными аэроклубами до 1952 года , за исключением SP-AAG, выведенного из эксплуатации в 1955 году . Они также известны как WSK Szpak-4T.
Выжившие
[ редактировать ]- Шпак-1
- Концепция дизайна, породившая серию Szpak
- Шпак-2
- (СП-ААА) хранится в Музее польской авиации в Кракове (поврежден)
- Шпак-3
- Прототип трехопорной ходовой части (SP-AAB), хранящийся в Музее польской авиации в Кракове (по состоянию на 2008 г. разобран).
- Шпак-4а
- Одиночный прототип пилотажного самолета.
- Шпак-4Т
- 10 серийных самолетов. Шпак-4Т (СП-ААГ) хранится в Музее польской авиации в Кракове (по состоянию на 2008 г. разобран).
Операторы
[ редактировать ]- Министерство иностранных дел
- Польский аэроклуб
- Мастерские LWD
Технические характеристики (Шпак-4Т)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 3 человека
- Длина: 8,05 м (26 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 11,4 м (37 футов 5 дюймов)
- Высота: 2,4 м (7 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 18,2 м 2 (196 кв. футов)
- Вес пустого: 700 кг (1543 фунта)
- Полная масса: 1200 кг (2646 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Брамо Ш.14А-4 7-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 118 кВт (158 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 180 км/ч (110 миль в час, 97 узлов)
- Дальность: 630 км (390 миль, 340 миль)
- Практический потолок: 3350 м (10 990 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- Бабейчук, Януш и Гжегожевский, Ежи: Польская авиационная промышленность 1945-1973 (Польская авиационная промышленность...), Wydawnictwo MON, Варшава 1974 (без ISBN) (на польском языке)
- Кшижан, Мариан: Самолеты в польских музеях , Варшава, 1983. ISBN 978-83-206-0432-0 (на польском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]