Вулти БТ-13 Доблестный
БТ-13 Доблестный | |
---|---|
Восстановленный Vultee BT-13 на авиашоу в Далласе, 2019 г. | |
Роль | Тренер |
Производитель | Самолет Вульти |
Первый полет | Март 1939 г. |
Введение | июнь 1940 г. |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США ВМС США |
Количество построенных | 9,525 |
Vultee BT-13 Valiant — американский времен Второй мировой войны (категория между основным и усовершенствованным), базовый учебно-тренировочный самолет построенный компанией Vultee Aircraft для Воздушного корпуса армии США , а затем и для ВВС армии США . Последующий вариант БТ-13 на вооружении USAAC/USAAF был известен как BT-15 Valiant , в то время как идентичная версия для ВМС США была известна как SNV и использовалась для подготовки военно-морских авиаторов для ВМС США и родственных ему служб. , Корпус морской пехоты США и Береговая охрана США . [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]По словам Джонатана Томпсона: «Все три конструкции учебно-тренировочных самолетов, которые имели общую конструкцию с истребителем Vanguard, продвигались под одним и тем же названием Valiant. Прототипы имели последовательные серийные номера 139, 140 и 141 и совершили свои первые полеты весной и летом. 1939 года. Хотя они были похожи внешне, они различались по назначению и характеристикам, и только одному из них удалось выиграть контракт на производство. Это оказались шесть контрактов на АС с тремя дополнениями, что в конечном итоге составило 11 526 самолетов, плюс двенадцать, заказанные компанией. Перу, всего 11 538 человек». [ 2 ]
24 марта усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Vultee BC-51 впервые поднялся в воздух, но проиграл в конкурентной борьбе североамериканскому AT-6 . Тем не менее, авиакорпус принял Vultee BC-51, обозначив его как BC-3 после некоторых модернизаций весной 1940 года. 9 июня усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Vultee model 54 впервые поднялся в воздух. Его первоначальный 450-сильный Wright Whirlwind в конечном итоге был заменен на R-1340 . 28 июля совершил первый полет модель Vultee 54A. По словам Томпсона, «Базовый тренажер, похожий на модель 54, за исключением фиксированного шасси и двигателя P&W R-985 , произвел фурор. В августе USAAC выбрал его для серийного производства как BT-13. стандартный тип для этой категории на протяжении всей Второй мировой войны». [ 2 ] [ 3 ]
Vultee BT-13 был базовым учебно-тренировочным самолетом, на котором летало большинство американских пилотов во время Второй мировой войны. Это был второй этап трехэтапной программы подготовки пилотов. После начальной подготовки на тренажерах ПТ-13 , ПТ-17 или ПТ-19 пилот-студент перешел на более сложный Vultee для продолжения летной подготовки. БТ-13 имел более мощный двигатель, был быстрее и тяжелее основного учебно-тренировочного самолета. От пилота-курсанта требовалось использовать двустороннюю радиосвязь с землей, управлять посадочными закрылками и двухпозиционным Hamilton Standard винтом регулируемого шага (или, чаще, винтом с постоянной скоростью). [ 1 ] ).
БТ-13А отказался от обтекателей шасси. Из-за спроса на этот самолет, а также на другие самолеты, в которых использовался тот же двигатель Pratt & Whitney , некоторые из них были оснащены силовыми установками Wright аналогичного размера и мощности, построенными в 1941–42 годах. Самолеты, оснащенные «Райтом», получили обозначение БТ-15 . [ 1 ] БТ-15Б имел электрическую систему на 24 В. [ 2 ]
Военно-морской флот принял самолет с двигателем P&W в качестве основного учебно-тренировочного самолета, получив обозначение SNV . Производство БТ-13 превысило количество произведенных всех других типов базовых тренажеров (БТ). [ 4 ] [ 5 ]
По словам Томпсона, «благодаря выдающимся производственным достижениям Vultee, а также ускоренным программам обучения, огромные требования к пилотам были удовлетворены к середине 1943 года, а последние Valiant были построены в середине 1944 года. За исключением резонансов в различных режимах полета, которые получил прозвище «Вибратор», а простота и эффективность Valiant заставили его восприниматься как должное и практически забыто после того, как все они были проданы в конце войны». [ 2 ]
БТ-13 не был лишен недостатков. Некоторые из них были построены с фанерными хвостовыми обтекателями и хвостовыми оперениями , которые не всегда плотно прилегали к самолету. [ 1 ]
Томпсон заявляет: «Большая часть из 5137 Valiants, проданных в Соединенных Штатах Управлением военных активов , Финансовой корпорацией реконструкции и другими агентствами, ушла по 450 долларов, всего лишь 1 доллар за л.с., фермерам, которым нужны были только двигатели R-985 и R-975. ." [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- БК-3
- Модель Vultee V.51 с убирающимся шасси и двигателем P&W R-1340-45 мощностью 600 л.с. , один построен, но не разработан.
- БТ-13
- Vultee Model V.54 с фиксированной ходовой частью и двигателем P&W R-985 -25 мощностью 450 л.с., построено 300 экземпляров.
- БТ-13А
- Как БТ-13, но с двигателем Р-985-АН-1 мощностью 450 л.с. и с небольшими изменениями, построено 6407 машин, оставшиеся в живых переименованы в Т-13А в 1948 году.
- БТ-13Б
- Как БТ-13А, но с бортовой сетью 24 В, построено 1125 штук.
- БТ-15
- Как БТ-13А с двигателем Райт Р-975-11 мощностью 450 л.с. , построено 1693 экземпляра.
- ХБТ-16
- Один БТ-13А был перестроен в 1942 году Видалем с цельнопластиковым фюзеляжем как XBT-16.
- СНВ-1
- БТ-13А для ВМС США, 1350 передано из авиакорпуса армии США.
- СНВ-2
- БТ-13Б для ВМС США, 650 передано из авиакорпуса армии США.
- Т-13А
- Уцелевшие БТ-13А были переименованы в 1948 году, поскольку из-за двойного распределения Т-13 и ПТ-13 на практике они все еще назывались БТ-13, чтобы избежать путаницы.
Операторы
[ редактировать ]- Боливийские ВВС (37 БТ-13 с 1942 по 1958 год) [ 6 ]
- ВВС Бразилии (120 БТ-15) [ 6 ]
- Колумбийские ВВС (четырнадцать БТ-15) [ 6 ]
- Парагвайская авиация получила 10 БТ-13А по ленд-лизу в 1942–1943 гг. Два БТ-13 куплены в Аргентине в 1947 году.
- Парагвайская военно-морская авиация Три БТ-13, подаренные Аргентиной в 1960-е годы.
- Венесуэльские ВВС [ 6 ]
- Учебный центр гражданской авиации
Выживший самолет
[ редактировать ]Австралия
- 41-23063 — БТ-13А готов к полетам вместе с Джоном Кемптоном в Олбери, Новый Южный Уэльс . [ 9 ] [ 10 ]
- Бразилия
- 1072 — БТ-15 на статической экспозиции в Аэрокосмическом музее в Рио-де-Жанейро, Рио-де-Жанейро . [ 11 ] [ 12 ]
- 42-1216 - БТ-13А на хранении в Музее ТАМ в Сан-Карлосе, Сан-Паулу . [ 13 ]
- Канада
- 42-89379 — БТ-13А готов к полетам в Эденвейле, Онтарио . [ 14 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 15 ] [ не удалось пройти проверку ]
- Индонезия
- B-427 — BT-13A на выставке в международном аэропорту Нгурах-Рай в Денпасаре , Бали . [ 16 ]
- B-604 - БТ-13А на выставке на базе ВВС Сурьядарма в Калиджати, Регентство Субанг , Западная Ява . [ 17 ]
- B-605 - BT-13A на выставке в зоопарке Гембира Лока в Джокьякарте . [ 18 ]
- B-608 — BT-13A на выставке в зоопарке Джуруг Соло в Суракарте , Центральная Ява . [ 19 ]
- B-610 - BT-13A на выставке Gedung Juang 45 Subang в Субанг Ридженси, Западная Ява. [ 20 ]
- B-616 - БТ-13А на выставке в Академии ВВС Индонезии в Джокьякарте . [ 21 ]
- B-620 - BT-13A на выставке на плотине Семпор в округе Кебумен , Цемтрал Ява. [ 22 ]
- B-622 - BT-13A на выставке в зоопарке Мангканг в Семаранге , Центральная Ява. С него сняли все опознавательные знаки и покрасили в синий цвет. [ 23 ] [ 24 ]
- B-633 - BT-13A на выставке в музее Диргантара Мандала в Джокьякарте . [ 25 ]
- Нидерланды
- 42-43210 — БТ-13А готов к полетам в Музее ранних пташек в аэропорту Лелистад в Нидерландах . [ 26 ]
- Соединенные Штаты
- 3022 — SNV-1 на статической экспозиции в главном кампусе воздушного зоопарка Каламазу в Каламазу, штат Мичиган . [ 27 ] [ 28 ]
- 156739 — SNV-1 готов к полетам в Музее боевых птиц Эстрелла в Пасо Роблес, Калифорния . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
- 41-10418 - БТ-13А на статической экспозиции в Музее боевой авиации в Топике, штат Канзас . [ 32 ]
- 41-10571 — BT-13A на статической выставке в мини-маркете Quik Stop в Карутерсе, Калифорния . Он установлен носом вперед на навесе острова заправочной станции. [ 33 ]
- 41-10814 – БТ-13А готов к полетам компанией Vultee Resource & Management в Юконе, Оклахома . [ 34 ] [ 35 ]
- 41-11355 — БТ-13А на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . Окрашен как СНВ-1. [ 36 ] [ 37 ]
- 41-11538 - БТ-13А готов к полетам в Мемориальном крыле ВВС Миннесоты в Южном Сент-Поле, Миннесота . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
- 41-11584 - БТ-13А на статической экспозиции в Музее боевой авиации в Топике, штат Канзас . [ 41 ]
- 41-21178 — БТ-13А годен к полетам в Мемориальном ВВС в Хьюстоне, штат Техас . [ 42 ]
- 41-21218 - БТ-13А ремонтируется до летного состояния на предприятии Valiant Effort в Ливерморе, Калифорния . [ 43 ]
- 41-21487 - БТ-13А на статической экспозиции в Музее авиации Марч Филд в Риверсайде, Калифорния . [ 44 ] Окрашен как 41–22365. [ 45 ]
- 41-21933 - BT-13A на статической экспозиции в Центре наследия базы ВВС Трэвис на базе ВВС Трэвис в Фэрфилде, Калифорния . [ 46 ] [ 47 ]
- 41-22124 - БТ-13А на хранении в Центре консервации, реставрации и хранения Пола Э. Гарбера Национального музея авиации и космонавтики в Суитленде, штат Мэриленд . [ 48 ]
- 41-22204 - БТ-13А на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Южной Дакоты в Бокс-Элдере, Южная Дакота . [ 49 ]
- 41-22386 - BT-13A на статической экспозиции в Музее Исторического общества Моффетт Филд в Маунтин-Вью, Калифорния . [ 50 ]
- 41-22441 — БТ-13А готов к полетам в Среднеатлантическом музее авиации в Ридинге, штат Пенсильвания . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
- 41-23075 - BT-13A годен к полетам, предоставлен Рене Дж. Веркруйссеном в аренду Музею авиации Чико в Чико, Калифорния . [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
- 42-04130 — БТ-13А на статической экспозиции на базе ВВС Гудфеллоу в Сан-Анджело, штат Техас . [ 58 ]
- 42-41303 - БТ-15 на статической экспозиции в пристройке Гюнтер на базе ВВС Максвелл в Монтгомери, штат Алабама . [ 59 ] [ 60 ]
- 42-42353 - БТ-13А на статической экспозиции в Музее авиации Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 61 ]
- 42-88675 — БТ-13А готов к полетам в Национальном музее Второй мировой войны WASP в Суитуотере, штат Техас . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
- 42-88708 — БТ-13 выставлен в Музее авиации ВМС Уайлдвуд в Рио-Гранде, штат Нью-Джерси . [ 65 ] [ 66 ]
- 42-88855 - БТ-13А готов к полетам с Барри Д. Бернсом в Хаббарде, Орегон . [ 67 ] [ 68 ]
- 42-89607 — БТ-13Б готов к полетам в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ]
- 42-89678 - BT-13A на статической экспозиции в Музее авиации Касл в Этуотере, Калифорния . [ 72 ] [ 73 ]
- 42-90018 - БТ-13Б на статической экспозиции в Музее авиации на базе ВВС Робинс в Уорнер-Робинсе, Джорджия . [ 74 ]
- 42-90026 - БТ-13Б годен к полетам в Аляскинском крыле Мемориальных ВВС в Анкоридже, Аляска . [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]
- 42-90296 — БТ-13Б готов к полетам в Музее авиации War Eagles в Санта-Терезе, Нью-Мексико . [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
- 42-90590 – БТ-13Б готов к полетам с Райаном Шайвли из Ричленда, штат Вашингтон . [ 81 ] Он был доставлен в ВВС США в мае 1944 года и служил в составе 54-й истребительной эскадрильи , 2-й группы воздушных коммандос , 4501-й базовой части и 338-й базовой части. [ 82 ]
- 42-90629 — БТ-13Б на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 83 ]
- 42-90054 - БТ-13Б годен к полетам в Музее авиации «Самолеты славы» в Чино, Калифорния . [ 84 ] [ 85 ]
- c/n 7832 - BT-13A на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон . [ 86 ] [ нужен лучший источник ]
- c/n 8408 - BT-13 на статической экспозиции в Музее авиации Форт-Уэрта в Форт-Уэрте, штат Техас . [ 87 ]
- Неизвестный идентификатор - Неизвестный вариант хранится в невосстановленном состоянии в Музее авиации «Самолеты славы» в Чино, Калифорния . [ 88 ]
- Неизвестный идентификатор — БТ-13 на реставрации в Музее авиации Фарго в Фарго, Северная Дакота . [ 89 ]
- Неизвестный идентификатор - BT-13A на статической экспозиции в международном аэропорту Марафон Флорида-Кис в Марафоне, Флорида. [источник: поиск в реестре ФАУ]
- 79-1366 - БТ-13 готов к полетам на выставке в Музее Wings of Honor в Уолнат-Ридж, штат Арканзас. [источник: поиск в реестре ФАУ]
Популярная культура
[ редактировать ]Армейский учебный фильм 1942 года « Завоевав свои крылья» начинается с того, что актер Джимми Стюарт приземляет БТ-13.
BT использовались компанией Twentieth Century Fox в фильме 1970 года « Тора! Тора! Тора! », преобразованном в Aichi D3A Vals. После съемок студия продала или подарила переделанный самолет. [ 2 ] : 99 [ 90 ] [ 91 ]
Технические характеристики (БТ-13А)
[ редактировать ]Данные военных самолетов США с 1909 года. [ 92 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 28 футов 10 дюймов (8,79 м)
- Размах крыльев: 42 фута 0 дюймов (12,80 м)
- Рост: 11 футов 6 дюймов (3,51 м)
- Площадь крыла: 239 кв. футов (22,2 м 2 )
- Пустой вес: 3375 фунтов (1531 кг)
- Полная масса: 4496 фунтов (2039 кг)
- Силовая установка: 1 воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985 девятицилиндровый звездообразный двигатель -АН-1 , мощностью 450 л.с. (340 кВт).
- Гребные винты: 2-лопастные Hamilton-Standard, 2-позиционные.
Производительность
- Максимальная скорость: 180 миль в час (290 км/ч, 160 узлов)
- Диапазон: 725 миль (1167 км, 630 миль)
- Практический потолок: 21 650 футов (6 600 м)
- Время набора высоты: от 9,2 минут до 10 000 футов (3 000 м)
См. также
[ редактировать ]Сопутствующие разработки:
Сопоставимые самолеты:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дэвиссон, Бадд: «Создатель пилотов Vultee BT-13: хорошие вибрации от вибратора Vultee» (обзор самолета и отчет пилота), август 1972 г., Air Progress, получено 11 января 2023 г. с сайта Airbum.com
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон, Джонатан. Самолет Vultee 1932-1947 гг . Санта Ана: Наркевич//Томпсон. стр. 66–99. ISBN 0913322024 .
- ^ Вегг 1990, с. 158.
- ^ Герман, Артур (2012), Кузница свободы: как американский бизнес обеспечил победу во Второй мировой войне , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Random House, стр. 203, 262–3, ISBN 978-1-4000-6964-4
- ^ Борт, Кристи (1945), Мастера массового производства , Индианаполис, Индиана: Bobbs-Merrill Co., стр. 251–252.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Вегг 1990, с. 139.
- ^ Jump up to: а б с д Вегг 1990, с. 160.
- ^ Вегг 1990, стр. 159–160.
- ^ «Регистр воздушных судов [VH-JKV]» . Управление безопасности гражданской авиации правительства Австралии . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-23063 USAAF, c/n 7710, c/r VH-JKV» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «VULTEE BT-15 – ВАЛИАНТ | ОБЪЕДИНЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СУДНА VULTEE» . Аэрокосмический музей . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Vultee Valiant, серийный номер 1072 FABr, серийный номер 74A-3240, регистрационный номер PP-GRH» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-1216 USAAF, c/r N56665» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-89379 USAAF, номер N79VV» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N79VV]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «Vultee BT-13 Valiant — Индонезия — ВВС — фотография авиации № 1305779» . авиалайнеры.нет . 15 декабря 2007 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Авиабаза Сурьядарма, Калиджати, Субанг» . gspradio.com (на индонезийском языке). Февраль 2015 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Наслаждайтесь зоопарком Лока» . gembiralokazoo.com . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «TSTJ SOLO: Ожидается, что учебно-тренировочные самолеты привлекут посетителей в парк Джуруг» . Solopos.com (на индонезийском языке). 16 января 2016 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Необслуживаемый самолет в Гедунг Хуанг 45 Субанг будет отбуксирован» . pasundanekspres.co (на индонезийском языке). 26 октября 2020 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Эйр Интернешнл 1985-12» . aviadejavu.ru . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Памятник Песават (Статуя самолета времен Второй мировой войны)» . Wikimapia.org . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Водный бум Бонбин Семаранг» . seputarsemarang.com (на индонезийском языке). 2013 . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Зоопарк — Парк дикой природы Бонбин Семаранг» . Вокругсемаранг.com (на индонезийском языке). 2013 . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Vultee BT-13A Valiant B-633 ВВС Индонезии» . Aviationmuseum.eu . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Вулти БТ-13 Валиант» . vroegevogels.org . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ «Вулти БТ-13А/СНВ-1 Валиант» . Воздушный зоопарк . Воздушный зоопарк . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье о планере – Vultee SNV-1 Valiant, серийный номер 03022 USN, серийный номер 3183» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Вибратор Vultee SNV-1 (BT13-A) 1941 года» . Музей боевых птиц Эстрелла . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Vultee BT-13A Valiant, c/r N56319» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N56319]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Vultee Aircraft, Inc. BT-13A «Valiant» N93BT (серийный номер USAAF 41-10418)» . Музей боевой авиации . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-10571 USAAF, c/n 2888, c/r N57414» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N68178]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «ВАЛИАНТ/41-10814» . Реестр боевых птиц . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «СНВ ВАЛИАНТ» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-11355 USAAF, серийный номер 74-2365, серийный номер N60828» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «Вулти БТ-13 Валиант» . Мемориальное крыло ВВС Миннесоты . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-11538 USAAF, c/r N52411» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N52411]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Вульти БТ-13А Валиант» . Музей боевой авиации . Музей боевой авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Добро пожаловать в Хьюстонское крыло» . Мемориальный комплекс ВВС Хьюстонского крыла . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-21218 USAAF, c/n 5057, c/r N59842» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «БТ-13 Доблестный» . Марч Филдский музей авиации . Марч Филдский музей авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Vultee Valiant, серийный номер 41-21487 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Внутренние выставки – базовые тренажеры» . Центр наследия базы ВВС Трэвис . Центр наследия Трэвиса . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-21933 USAAF, серийный номер 5772» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Вульти БТ-13А Валиант» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «ЭКСПОНАТЫ» . Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-22386 USAAF, серийный номер 6464» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Рэмбоу, Билл. «Сводный Vultee БТ-13А/СНВ-1 «Валиант» » . Среднеатлантический музей авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-22441 USAAF, c/r N60277» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N60277]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Фотогалерея Музея авиации Чико» . Музей авиации Чико . Музей авиации Чико . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Урсени, Лаура (2 февраля 2016 г.). «Тренажер BT-13 возвращает эпоху Второй мировой войны в аэропорт Чико» . Чико Энтерпрайз-Рекорд . Чико Энтерпрайз-Рекорд . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-23075 USAAF, c/r N59961» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N59961]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Фишер, Уильям (3 октября 2008 г.). «БТ-13А Доблестный» . HMdb.org . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «ВРЕМЯ САМОЛЕТА LOC» (PDF) . Национальный музей ВВС США . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Досье по планеру – Vultee Valiant, серийный номер 42-41303 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «ВАЛИАНТ» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Восстановленный БТ-13 передан в дар Национальному музею WASP» . Новости боевых птиц . Новости боевых птиц. 22 сентября 2017 года . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-88675 USAAF, серийный номер 10514, серийный номер N60795» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N60795]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ «Самолеты» . Музей авиации военно-морской авиабазы Уайлдвуд . Музей авиации НАНВ . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13 Valiant, серийный номер 42-88708 USAAF, c/n 10547, c/r N40018» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-88855 USAAF, серийный номер 10990, серийный номер N9743N» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N9743N]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Vultee V-79 Valiant (BT-13B)» . Музей авиации Янкса . Музей авиации Янки. Архивировано из оригинала 16 ноября 2016 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13B Valiant, серийный номер 42-89607 USAAF, серийный номер 79-0326, серийный номер N4425V» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N4425V]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Самолет на выставке» . Замок-музей авиации . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-89678 USAAF, c/r N63952» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «БТ-13Б «Валиант» » . Музей авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «БТ-13 ВАЛИАНТ» . Мемориальное крыло ВВС «Аляска» . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Vultee SNV-2 Valiant, серийный номер 42-90026 USAAF, серийный номер 79-0999, серийный номер N63282» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N63282]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «БТ-13 Доблестный» . Музей авиации War Eagles . Музей авиации War Eagles . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Vultee BT-13B Valiant, серийный номер 42-90296 USAAF, серийный номер 79-1293, серийный номер N63697» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N63697]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N60794]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Штаб-квартира Центра исторических исследований ВВС США База ВВС Максвелл, Алабама 36112-6678
- ^ «Вульти БТ-13Б Валиант» . Национальный музей ВВС США . 20 апреля 2015 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Летающие и статические самолеты» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N54822]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Спаркс, Грэм Ф. (18 сентября 2014 г.). «Vultee Valiant, N57655/7832, Музей авиации и космонавтики Эвергрин» . АБПик . ЭЙР-БРИТАНИЯ . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «БТ-13 Доблестный» . Музей авиации Форт-Уэрта . Музей авиации Форт-Уэрта . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Крушение БТ-13 в Музее самолетов славы АЗ» . Wreckchasing.com . 25 сентября 2008 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Проект реставрации: БТ-13» . Музей авиации Фарго . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Vultee BT-15 (Конверсия фильма Aichi D3Y 'Вал')» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «ТОРА! ТОРА! ТОРА! исполняется ПЯТЬДЕСЯТ» . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1963, с. 461
Библиография
[ редактировать ]- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. Июнь 1976 г. ISSN 0143-5450 .
- Андерссон, Леннарт (2008). История китайской авиации: Энциклопедия самолетов и авиации Китая до 1949 года . Тайбэй, Китайская Республика: AHS Китайской Республики. ISBN 978-957-28533-3-7 .
- Сапиенца, Антонио Луис (май 2001 г.). «Парагвайская военная авиация во время Второй мировой войны». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 30–33. ISSN 1243-8650 .
- Суонборо, ФГ; Бауэрс, Питер М. (1963). Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм. OCLC 464065470 .
- Вегг, Джон (1990). Самолеты General Dynamics и их предшественники . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-833-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Vultee BT-13 Valiant , на Викискладе?