Jump to content

Джьотирао Пхуле

(Перенаправлено с Махатмы Джйотибы Пхуле )

Джьотирао Пхуле
Фотография Джотирао Пхуле
Рожденный ( 1827-04-11 ) 11 апреля 1827 г.
Умер 28 ноября 1890 г. ) ( 1890-11-28 ) ( 63 года
Другие имена • Джотиба Пхуле [ 2 ] • Махатма Пхуле [ 2 ]
Альма-матер • Средняя школа Шотландской миссии, Пуна (1842 г.) [ 2 ]
Заметная работа Брахмананче Касаб (1869 г.) [ 1 ]

Шеткарянча Аасуд [ 2 ] (1883) • Гуламгири [ 2 ] (1873)

Трутия Ратна (1855 г.)
Супруг Савитрибай Пхуле
Дети 1
Семья Говиндрао Пхуле (отец) [ 2 ] • Чиманабай Пхуле (мать) [ 2 ]
Эра 1827- 1890
Язык Маратхи
Основные интересы
Этика , гуманизм , образование , социальная реформация

Джьотирао Говиндрао Пхуле (11 апреля 1827 — 28 ноября 1890) — индийский общественный деятель, бизнесмен, антикастовый социальный реформатор и писатель из Махараштры . [ 3 ] [ 4 ] Его работа распространялась на многие области, включая искоренение неприкасаемости и кастовой системы , а также его усилия по обучению женщин и угнетенных кастовых людей. [ 5 ] Он и его жена Савитрибай Пхуле были пионерами женского образования в Индии. [ 5 ] [ 6 ] Пхуле открыл свою первую школу для девочек в 1848 году в Пуне, в резиденции Татьясахеба Бхиде, или Бхидеваде. [ 7 ] Он вместе со своими последователями сформировал Сатьяшодхак Самадж (Общество искателей истины), чтобы добиться равных прав для людей из низших каст. Люди всех религий и каст могли стать частью этой ассоциации, работавшей на подъем угнетенных классов. Пхуле считается важной фигурой в движении социальных реформ в Махараштре. Почетное звание Махатмы (санскрит: «великодушный», «почтенный») впервые было присвоено ему в 1888 году во время специальной программы в его честь в Мумбаи . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джьотирао Пхуле родился в Пуне (ныне Пуна ) в 1827 году в семье, принадлежавшей к касте Мали . [ 11 ] Мали традиционно занимались выращиванием фруктов и овощей в четырехварнной системе кастовой иерархии , они были отнесены к категории шудр. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Пхуле был назван в честь индуистского божества Джьотибы . Он родился в день ежегодной ярмарки Джьотибы. [ 15 ] Семья Пхуле, ранее называвшаяся Горхе , возникла в деревне Катгун , недалеко от города Сатара . [ 16 ] Прадед Пхуле, который работал там чаугулой , или деревенским чиновником низкого ранга, [ 12 ] [ 16 ] переехал в Ханвади в округе Пуна . Там его единственный сын Шетиба довел семью до нищеты. [ 16 ] Семья, включая троих сыновей, переехала в Пуну в поисках работы. [ 12 ] [ 16 ] Мальчиков взял под опеку флорист, который научил их секретам ремесла. Их мастерство в выращивании и аранжировке стало широко известно, и они приняли имя Пхуле (человек-цветок) вместо Горхе . [ 16 ] Выполнение ими заказов от пешвы Баджи Рао II на цветочные матрасы и другие товары для ритуалов и церемоний королевского двора настолько впечатлило его, что он предоставил им 35 акров (14 га) земли на основе системы Инам . при этом налог с него не будет уплачиваться. [ 12 ] Старший брат махинировал, чтобы получить единоличный контроль над собственностью, оставив двух младших братьев и сестер, отца Джотирао Пхуле, Говиндрао, продолжать заниматься сельским хозяйством, а также продавать цветы. [ 16 ]

Говиндрао женился на Чимнабае и имел двух сыновей, из которых Джьотирао был младшим. Чимнабай умер, не дожив до года. [ 16 ] Тогдашнее отсталое сообщество Мали не придавало особого значения образованию, и поэтому после посещения начальной школы, где он изучил основы чтения, письма и арифметики, отец забрал Джотирао из школы. Он присоединился к другим членам своей семьи на работе, как в магазине, так и на ферме. Однако человек из той же касты Мали, что и Пхуле, признал его интеллект и убедил отца Пхуле позволить ему посещать местную среднюю школу Шотландской миссии . [ 17 ] [ 18 ] [ а ] Пхуле завершил обучение английскому языку в 1847 году. Как было принято, в 13 лет он женился на девушке из своей малийской общины, выбранной его отцом. [ 20 ]

Поворотным моментом в его жизни стал 1848 год, когда он присутствовал на свадьбе друга- брамина . Пхуле участвовал в традиционном свадебном шествии, но позже родители его друга упрекали и оскорбляли его за это. Они сказали ему, что он, будучи выходцем из касты шудр, должен был иметь разум воздержаться от этой церемонии. Этот инцидент глубоко повлиял на него и сформировал его понимание несправедливости, присущей кастовой системе. [ 21 ]

Социальный активизм

[ редактировать ]

Образование

[ редактировать ]
Махатма Пхуле Вада, Пуна. Это место, где Пхуле оставался со своей женой Савитрибай Пхуле определенный период своей жизни. Он был построен примерно в 1852 году.

В 1848 году, в возрасте 21 года, Пхуле посетила школу для девочек в Ахмеднагаре, которой руководила христианская миссионерка Синтия Фаррар . [ 22 ] [ 23 ] Также в 1848 году он прочитал Томаса Пейна книгу «Права человека» и у него развилось острое чувство социальной справедливости. Он осознавал, что эксплуатируемые касты и женщины находятся в невыгодном положении в индийском обществе, а также что образование этих слоев жизненно важно для их эмансипации. [ 24 ] С этой целью в том же году Пхуле сначала научил свою жену Савитрибай чтению и письму, а затем пара открыла первую местную школу для девочек в Пуне. [ 25 ] [ б ] Он также научил свою сестру Сагунабай Кширсагар (дочь его тети по материнской линии) писать на маратхи вместе с Савитрибаем. [ 26 ] [ 15 ] Консервативное общество высшей касты Пуны не одобряло его работу. Но ему щедро помогали многие индийцы и европейцы. Консерваторы в Пуне также заставили его собственную семью и общину подвергнуть их остракизму. В этот период друг Усман Шейх и его сестра Фатима Шейх приют им предоставили . Они также помогли открыть школу на своей территории. [ 27 ] Позже Пхулес открыли школы для детей из тогдашних неприкасаемых каст, таких как Махар и Манг . [ 28 ] В 1852 году действовало три школы Пхуле, в них обучались 273 девочки, но к 1858 году все они закрылись. Элеонора Зеллиот винит в закрытии частные европейские пожертвования, которые прекратились из-за восстания 1857 года , прекращения государственной поддержки и ухода Джотирао из комитета управления школой из-за разногласий относительно учебной программы. [ 29 ]

Благосостояние женщин

[ редактировать ]

Пхуле наблюдал, как неприкасаемым не разрешается осквернять кого-либо своими тенями и что им приходится прикреплять к спине метлу, чтобы вытирать путь, по которому они прошли. [ нужна ссылка ] Он видел, как неприкасаемых женщин заставляли танцевать обнаженными. [ нужна ссылка ] Он видел, как молодые вдовы бреют головы, воздерживаясь от каких-либо радостей в своей жизни. Он принял решение дать женщинам образование, став свидетелем всех этих социальных пороков, которые поощряют неравенство. Он начал со своей жены, каждый день Джьотирао сидел со своей женой Савитрибай Пхуле и обучал ее, когда она ходила на фермы, где он работал, чтобы приносить ему еду. Он отправил жену обучаться в школу. В 1848 году муж и жена открыли первую в Индии школу для девочек в Вишрамбаг Вада , Пуна. [ 30 ]

Он выступал за повторный брак вдов и в 1863 году открыл дом для беременных вдов доминирующей касты, где они могли рожать детей в безопасном и надежном месте. [ 31 ] Его приют был основан в попытке снизить уровень детоубийств . [ 32 ]

В 1863 году Пуна стала свидетелем ужасающего инцидента. Вдова -брамин по имени Кашибай забеременела, и ее попытки сделать аборт не увенчались успехом. Она убила ребенка после рождения и бросила его в колодец, но ее поступок стал известен. Ей пришлось понести наказание, и ее приговорили к тюремному заключению. Этот инцидент сильно расстроил Пхуле, и поэтому вместе со своим давним другом Садашивом Баллалом Гованде и Савитрибаи он открыл центр по предотвращению детоубийства. По всей Пуне были расклеены брошюры с рекламой центра со следующими словами: «Вдовы, приходите сюда и рожайте своего ребенка безопасно и тайно. Это ваше усмотрение, хотите ли вы оставить ребенка в центре или взять его с собой. Этот приют позаботится о детях [оставшихся]». Супруги Пхуле руководили центром по предотвращению детоубийства до середины 1880-х годов. [ 32 ]

Пхуле пытался устранить клеймо социальной неприкасаемости, окружающее эксплуатируемые касты, открыв свой дом и пользование колодцем для членов эксплуатируемых каст. [ 33 ]

Взгляды на религию и касту

[ редактировать ]

Пхуле призвал к восстановлению правления мифического Махабали (короля Бали), которое предшествовало «предательскому государственному перевороту ариев». [ 34 ] Он предложил свою собственную версию теории арийского вторжения, согласно которой арийские завоеватели Индии, которых сторонники теории считали расово превосходящими, на самом деле были варварскими угнетателями коренного населения. Он считал, что они установили кастовую систему как основу для подчинения и социального разделения, гарантирующую превосходство их преемников-брахманов. Он рассматривал последующие мусульманские завоевания Индийского субконтинента как нечто похожее, репрессивный инопланетный режим, но воодушевился приходом британцев, которых он считал относительно просвещенными и не поддерживающими варнашрамадхармы. созданную систему а затем увековечены предыдущими захватчиками. [ 35 ] [ с ] В своей книге «Гуламгири » он поблагодарил христианских миссионеров и британских колонистов за то, что они заставили эксплуатируемые касты осознать, что они достойны всех прав человека. [ 37 ] Книга, название которой транслитерируется как «рабство» и которая касается женщин, каст и реформ, была посвящена людям в США, которые работали над прекращением рабства. [ 38 ]

Пхуле видел в аватарах Вишну символ угнетения, возникшего в результате арийских завоеваний, и считал Махабали (Бали Раджа) героем. [ 39 ] Его критика кастовой системы началась с нападок на Веды , самые фундаментальные тексты индусов. [ 40 ] Он считал их формой ложного сознания. [ 41 ]

Ему приписывают введение на маратхи слова далит (сломанный, раздавленный) в качестве обозначения тех людей, которые находились за пределами традиционной системы варн. [ 42 ]

На слушаниях комиссии по образованию в 1882 году Пхуле призвал к помощи в обеспечении образования для низших каст. [ 43 ] Чтобы реализовать эту идею, он выступал за введение обязательного начального образования в деревнях. Он также попросил ввести специальные стимулы, чтобы привлечь больше людей из низших каст в средние школы и колледжи. [ 44 ]

Сатьяшодхак Самадж

[ редактировать ]

24 сентября 1874 года Пхуле сформировал Сатьяшодхак Самадж, чтобы сосредоточиться на правах депрессивных групп, таких как женщины, шудры и далиты . [ 31 ] [ 45 ] [ 46 ] Посредством этого самаджа он выступил против идолопоклонства и осудил кастовую систему. Сатьяшодхак Самадж выступал за распространение рационального мышления и отвергал необходимость в священниках.

Пхуле основал Сатьяшодхак Самадж с идеалами человеческого благополучия, счастья, единства, равенства и простых религиозных принципов и ритуалов. [ 46 ] Газета «Динбандху» , базирующаяся в Пуне , озвучила точку зрения Самаджа. [ 47 ]

В состав самаджа входили мусульмане, брамины и правительственные чиновники. Малийская каста Пхуле предоставила организации ведущих членов и финансовую поддержку. [ 45 ]

Статуи Джьотирао Пхуле и Савитрибай Пхуле в Аурангабаде в Махараштре

Помимо своей роли общественного активиста, Пхуле был еще и бизнесменом. В 1882 году он назвал себя торговцем, земледельцем и муниципальным подрядчиком. [ 48 ] Ему принадлежало 60 акров (24 га) сельскохозяйственных угодий в Манджри , недалеко от Пуны. [ 49 ] Некоторое время он работал государственным подрядчиком и поставлял строительные материалы, необходимые для строительства плотины на реке Мула-Мутха недалеко от Пуны в 1870-х годах. [ 50 ] Он также получил контракты на предоставление рабочей силы для строительства туннеля Катрай и тюрьмы Йеравда недалеко от Пуны. [ 51 ] Одним из предприятий Пхуле, основанного в 1863 году, была поставка оборудования для литья металлов. [ 31 ]

Пхуле был назначен комиссаром (членом муниципального совета) тогдашнего муниципалитета Пуна в 1876 году и занимал эту неизбираемую должность до 1883 года. [ 52 ]

Опубликованные работы

[ редактировать ]

Пхуле Акханда были органически связаны с абхангами маратхи Варкари, святого Тукарама . [ 53 ] Среди его известных опубликованных работ:

  • Тритья Ратна , 1855 г.
  • Брахмананче Касаб , 1869 г.
  • Повада: Чатрапати Шиваджирадже Бхосле Янча , [английский: Жизнь Шиваджи, в поэтическом метре], июнь 1869 г.
  • Повада: Видьяхатьятил Брахман Пантоджи , июнь 1869 г.
  • Манав Махамманд (Мухаммед) (Абханг)
  • Гуламгири , 1873 г.
  • Шеткарайача Аасуд (Кнут культиватора), июль 1881 г.
  • Ставки Анк, 1 июня 1885 г.
  • Бетси Анк, 2 июня 1885 г.
  • Ишара , октябрь 1885 г.
  • Грамджошья Самбандхи Джахир Кабар (1886)
  • Сатьяшодхак Самаджокт Мангалаштакаш Сарва Пуджа-видхи , 1887 г.
  • Сарваяник Сатья Дхарма Пустак , апрель 1889 г.
  • Сарваджанич Сатья Дхармапустак , 1891 г.
  • Аканда Кавьярачана
  • Аспрусянчи Кайфият

Наследие

[ редактировать ]
Премьер-министр Шри Атал Бихари Ваджпаи открыл статую Джотирао Пхуле в здании парламента в Нью-Дели 3 декабря 2003 года.
Статуя Джьотибы Пхуле в городе Карад , район Сатара.

По словам Дхананджая Кира , Пхуле был удостоен титула Махатмы 11 мая 1888 года другим социальным реформатором из Бомбея, Витхалрао Кришнаджи Вандекаром. [ 8 ]

В 1977 году Почтовый департамент Индии выпустил почтовую марку в честь Пхуле.

Ранней биографией Пхуле была написанная на маратхи книга Махатмы Джотирао Пхуле Янче Чаритра (П. С. Патил, Чикали: 1927). [ 54 ] Двое других — Махатма Пхуле. Каритра Ва Крийя ( Махатма Пхуле. Жизнь и работа ) (АК Горпаде, Пуна: 1953), которая также находится на маратхи, и Махатма Джьотибха Пхуле: Отец нашей социальной революции ( Дхананджай Кир , Бомбей: 1974). Неопубликованные материалы, относящиеся к нему, хранятся в Государственном комитете Бомбея по истории освободительного движения. [ 55 ]

Работа Пхуле вдохновила Б. Р. Амбедкара , первого министра юстиции Индии и руководителя комитета по разработке конституции Индии . Амбедкар признал Пхуле одним из трех своих гуру или учителей. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]

Есть много сооружений и мест, посвященных Пхуле. К ним относятся:

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Шотландская миссионерская школа находилась в ведении Свободной церкви Шотландии и обучала учеников из самых разных каст. [ 19 ]
  2. Американская миссионерка Синтия Фаррар открыла школу для девочек в Бомбее . В 1847 году Студенческое литературное и научное общество открыло среднюю школу для девочек Камалабай в районе Гиргаон в Бомбее . В 2016 году школа все еще работает. В 1847 году Пири Чаран Саркар открыл школу для девочек под названием « Средняя школа для девочек Каликришна» в бенгальском городе Барасат. В 1847 году община парсов в Мумбаи также открыла школу для девочек.
  3. ^ Варнашрамадхарма была описана Дитмаром Ротермундом как индийская общественная система, которая «регулирует обязанности ( дхарму ) каждого человека в соответствии с его кастой ( варна ) и возрастом ( ашрам )». [ 36 ]

Цитаты

  1. ^ «Полемика Махатмы Джьотибы Пхуле в годовщину его рождения» . 28 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 9 марта 2023 г. . Проверено 9 марта 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Махатма Пхуле, умело продвигавший прогрессивную мысль» . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
  3. ^ «Вспоминая Джотирао Пхуле: пионера образования девочек в Индии» . NDTV.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  4. ^ «Махатма Джьотирао Пхуле: реформатор, намного опередивший свое время» . Индостан Таймс . 27 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Вспоминая пионера женского образования в Индии: вклад Джьотирао Пхуле» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  6. ^ «Савитрибай Пхуле: пионер женского образования в Индии» . Неделя . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  7. ^ Джилл Сперандио (11 декабря 2018 г.). Новаторское образование для девочек во всем мире: защитники и предприниматели, 1742–1910 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 35. ISBN  978-1-4985-2488-9 .
  8. ^ Jump up to: а б Таймс (1974) , с. 247.
  9. ^ «Кем был Джотирао Пхуле?» . Индийский экспресс . 28 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 г. . Проверено 18 декабря 2020 г.
  10. ^ «Как Джотиба Пхуле стал Махатмой?». , BBC News Маратхи (на маратхи). Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
  11. ^ О'Хэнлон (2002) , стр. 3, 105–106.
  12. ^ Jump up to: а б с д О'Хэнлон (2002) , стр. 105–106.
  13. ^ Джадхав, Миннесота (1986). «Антикастовое движение в Махараштре» . Экономический и политический еженедельник . 21 (17): 740–742. JSTOR   4375602 . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  14. ^ Браун, Кевин Д. (2018). «Афро-американские взгляды на общую борьбу». В Йенгде, Сурадж; Тельтумбде, Ананд (ред.). Радикал в Амбедкаре . Книги о пингвинах. стр. 45–54. ISBN  9789353053130 .
  15. ^ Jump up to: а б «Махатма Джотиба Пхуле, отец социальной и образовательной революции | Сакал » www.esakal.com . Архивировано из оригинала 3 января. Получено 3 января.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Таймс (1974) , стр. 1–3.
  17. ^ Ровена Робинсон; Джозеф Марианус Куджур (17 августа 2010 г.). Границы веры: далиты и племенное христианство в Индии . Издательство SAGE, Индия. ISBN  978-93-86042-93-4 .
  18. ^ О'Хэнлон (2002) , с. 110.
  19. ^ О'Хэнлон (2002) , с. 105.
  20. ^ Пхуле, Джотирао (1991). Избранное: Собрание сочинений Махатмы Джотирао Пхуле, том II . Мумбаи: Правительство Махараштры. стр. xv. [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ Пхуле, Джотирао (1991). Избранное: Собрание сочинений Махатмы Джотирао Пхуле, том II . Мумбаи: Правительство Махараштры. стр. xvi. [ постоянная мертвая ссылка ]
  22. ^ «Синтия Фаррар, женщина-миссионерка, вдохновившая Джотирао Пхуле» . Сатья Шодхак .
  23. ^ «Американская миссия маратхи...» Сакал . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 10 марта 2023 г.
  24. ^ О'Хэнлон (2002) , стр. 110–113.
  25. ^ О'Хэнлон (2002) , с. 118.
  26. ^ «Савитрибай: пионер женского освобождения» . Махараштра Таймс (на маратхи). Архивировано из оригинала 3 января. Получено 3 января.
  27. ^ Мохан, Сиддхант (7 апреля 2017 г.). «Вспоминая Фатиму Шейх, первую мусульманскую учительницу, заложившую фундамент далитско-мусульманского единства» . Два круга . Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 19 мая 2017 г.
  28. ^ Сабьясачи Бхаттачарья (2002). Образование и обездоленные: Индия девятнадцатого и двадцатого веков . Ориент Блэксван. стр. 35–37. ISBN  978-81-250-2192-6 .
  29. ^ Бхаттачарья, Сабьясачи; Зеллиот, Элеонора (2002). Образование и обездоленные: Индия девятнадцатого и двадцатого веков (1-е изд.). Хайдарабад: Ориент Лонгман. стр. 35–37. ISBN  9788125021926 .
  30. ^ «Как Савитрибай Пхуле, первая учительница в Индии, справлялась с насильниками, одержимыми желанием помешать ей давать образование девочкам» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 3 января 2021 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  31. ^ Jump up to: а б с О'Хэнлон (2002) , с. 135.
  32. ^ Jump up to: а б Фигейра (2012) , с. 147.
  33. ^ АНИ (11 апреля 2017 г.). «Премьер-министр Моди отдает дань уважения Махатме Пхуле в день его рождения» . Бизнес-стандарт Индии . Архивировано из оригинала 13 апреля 2020 года . Проверено 5 апреля 2020 г.
  34. ^ Фигейра (2012) , с. 148.
  35. ^ Фигейра (2012) , стр. 143–157.
  36. ^ Ротермунд, Дитмар (1968). «Освобождение или реинтеграция». В Лоу, Д.А. (ред.). Зонды современной истории Южной Азии . Вайденфельд и Николсон. п. 132.
  37. ^ Доктор, Ади Х. (1994). «Миссионерское учение и социальные реформаторы в Индии XIX века» . Ин де Соуза, Теотонио Р. (ред.). Открытия, миссионерская экспансия и азиатские культуры . Концептуальное издательство. стр. 110–111. ISBN  978-8-17022-497-6 .
  38. ^ Малли, Картик (30 сентября 2022 г.). «Джотирао Пхуле и история печатной культуры маратхи» . Караван . Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 года . Проверено 20 апреля 2023 г.
  39. ^ Омведт, Гейл (2011). Понимание касты: от Будды до Амбедкара и далее . Ориент Блэксван. п. 62. ИСБН  978-81-250-4175-7 .
  40. ^ О'Хэнлон (2002) , с. 147-149.
  41. ^ Фигейра (2012) , с. 149.
  42. ^ Нисар, М.; Кандасами, Мина (2007). Айянкали — далитский лидер органического протеста . Другие книги. п. 8. ISBN  978-8-19038-876-4 .
  43. ^ Права человека и бюджеты в Индии . Центр социально-правовой информации. 2009. стр. 70–. ISBN  978-81-89479-58-9 .
  44. ^ «Махатма Джьотирао Пхуле: реформатор, намного опередивший свое время» . Индостан Таймс . 4 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2020 г. . Проверено 5 апреля 2020 г.
  45. ^ Jump up to: а б Бхадру, Г. (2002). «Вклад Шатьяшодхака Самаджа в протестное движение низших каст в 19 веке». Труды Индийского исторического конгресса . 63 : 845–854. JSTOR   44158153 .
  46. ^ Jump up to: а б «Жизнь и деятельность Махатмы Джотиры» . Университет Пуны. Архивировано из оригинала 11 марта 2009 года.
  47. ^ Чарльзуорт, Нил (2002). Крестьяне и имперское правление: сельское хозяйство и аграрное общество в период президентства Бомбея 1850–1935 гг. (Пересмотренная редакция). Издательство Кембриджского университета. п. 277. ИСБН  978-0-52152-640-1 .
  48. ^ Таймс (1974) , с. 172.
  49. ^ Гаваскар, Махеш (1999). «Критика Пхуле силы браминов» . У Майкла С.М. (ред.). Неприкасаемые: далиты в современной Индии . Боулдер, Колорадо: Линн Риннер. п. 45 . ISBN  978-155587-697-5 .
  50. ^ Кале, Говинд Ганапат (11 апреля 2020 г.). «Снимки из жизни Махатмы Джотирао Пхуле глазами его близкого помощника» . www.thenewsmine.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2020 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
  51. ^ Бхадру, Г. (2002). «Вклад Шатьяшодхака Самаджа в протестное движение низших каст в 19 веке». Труды Индийского исторического конгресса . 63 : 845–854. JSTOR   44158153 .
  52. ^ Таймс (1974) , с. 143.
  53. ^ Таккар, Уша; Камала Ганеш, Камала; Бхагват, Видьют (2005). Культура и формирование идентичности в современной Индии . Нью-Дели: Публикации Sage. п. 169. ИСБН  9780761933816 .
  54. ^ О'Хэнлон (1992) , с. 107.
  55. ^ Саркар (1975) , стр. 32–33, 40.
  56. ^ Тельтумбде, Ананд; Йенгде, Сурадж (2 ноября 2018 г.). Радикал в Амбедкаре: критические размышления . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  9789353053130 . Проверено 24 апреля 2019 г. - через Google Книги.
  57. ^ «Величие Махатмы Джотибы Пхуле» . 11 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 г. Проверено 24 апреля 2019 г.
  58. ^ «Моя жизнь состоит из трех Гуру и трех поклонников – Бабасахеба, доктора Б.Р. Амбедкара» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
  59. ^ «Жизнь как послание» . Журнал «Техелка» , том 9, выпуск 24. 16 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. . Проверено 13 июня 2012 г.
  60. ^ «Серия по биографии Савитри-Джотирао» . Локсатта (на маратхи). Архивировано из оригинала 3 января. Получено 3 января.
  61. ^ «Сериал Савитрибая Пхулевара окончательно остановился из-за отсутствия ГТО » Махараштра Таймс (на маратхи). Архивировано из оригинала 3 января. Получено 3 января.
  62. ^ Р, Шилпа Себастьян (8 августа 2018 г.). «Будет ли это хет-трик?» . Индус . ISSN   0971-751X . Архивировано из оригинала 19 октября 2020 года . Проверено 23 января 2019 г.

Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a102e9210f360aaa89fb3c254dda3134__1723200360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/34/a102e9210f360aaa89fb3c254dda3134.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jyotirao Phule - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)