Восточное православие в Турции

Восточное православие сегодня является религией лишь меньшинства в Турции . Когда-то во времена Византийской империи это была доминирующая религия , поскольку регион, в состав которого сегодня входит Турция, был центральной частью византийского наследия . Сегодня менее одной десятой процента населения являются православными христианами. Провинции Стамбул и Хатай , включая Антакью , являются основными центрами христианства в Турции, со сравнительно плотным христианским населением, хотя они составляют меньшинство в этих областях. Традиционным вариантом православия, присутствующим в Турции, является восточно-православная ветвь, сосредоточенная в основном в Греческой православной церкви .
История
[ редактировать ]
Вселенский Патриарх был признан высшим религиозным и политическим лидером (миллет-баши, или этнархом) всех православных подданных султана, хотя в определенные периоды некоторые крупные державы, такие как Россия (по Кючук-Кайнарджинскому договору 1774 г.) или Великобритания претендовала на права защиты православных подданных Османской империи.
Для тех, кто остался под Османской империи , системой проса религия была определяющей характеристикой национальных групп ( миллетлер ), поэтому экзоним «греки» ( Румлар от имени Ромаиои) был применен османами ко всем членам Православной церкви. независимо от их языка или этнического происхождения. [ 1 ] Носители греческого языка были единственной этнической группой, называвшей себя ромиой . [ 2 ] (в отличие от того, что другие называли их так) и, по крайней мере, те, кто был образован, считали свою этническую принадлежность ( генос ) эллинской. [ 3 ] Однако было много греков, которые избежали второсортного статуса христиан, присущего османской системе проса , согласно которой мусульманам явно предоставлялся старший статус и преференциальный режим. Эти греки либо эмигрировали, особенно в сторону своего православного покровителя, Российской империи , либо просто приняли ислам, часто лишь очень поверхностно и оставаясь при этом криптохристианами . Наиболее примечательные примеры крупномасштабного обращения в турецкий ислам среди тех, кого сегодня называют греческими мусульманами (исключая тех, кто должен был принять христианство как нечто само собой разумеющееся при вербовке через девширме ), можно найти на Крите ( критские турки ), греческих Македония (например, среди валлахадов западной Македонии ) и среди понтийских греков в Понтийских Альпах и Армянском нагорье . Несколько османских султанов и принцев также были частично греческого происхождения, их матери были либо греческими наложницами, либо принцессами из византийских знатных семей, одним из известных примеров является султан. Селим Мрачный ( годы правления 1517–1520), чья мать Гюльбахар Хатун была понтийской гречанкой .
Корни греческого успеха в Османской империи можно проследить в греческой традиции образования и торговли, примером которой являются фанариоты . [ 4 ] Они возникли как класс богатых греческих православных купцов (в основном знатного византийского происхождения) во второй половине 16 века и имели влияние в управлении балканскими владениями Османской империи в 18 веке. Именно богатство обширного купеческого класса обеспечило материальную основу для интеллектуального возрождения, которое было выдающейся чертой греческой жизни на протяжении полувека и более, что привело к началу греческой войны за независимость в 1821 году. [ 5 ] Не случайно накануне 1821 года три важнейших центра изучения греческого языка располагались на Хиосе , Смирне и Айвали — трех крупнейших центрах греческой торговли. [ 5 ] Успеху Греции также способствовало греческое доминирование в руководстве Восточной православной церкви.
Современная история
[ редактировать ]проживало около 1,8 миллиона православных греков До Первой мировой войны в Османской империи . [ 6 ] Некоторые видные османские греки были депутатами османского парламента. В парламенте 1908 года было двадцать шесть (26) депутатов-османов-греков, но к 1914 году их число упало до восемнадцати (18). [ 7 ] Подсчитано, что греческое население Османской империи в Малой Азии насчитывало 2300 общественных школ, 200 000 учеников, 5 000 учителей, 2 000 греческих православных церквей и 3 000 греческих православных священников. [ 8 ] В XIX веке христиане Стамбула, как правило, были либо греческими православными , членами Армянской апостольской церкви , либо католиками- левантийцами . [ 9 ] Греки и армяне составляют самое многочисленное христианское население в городе. Хотя греческое население Стамбула было освобождено от обмена населением с Грецией в 1923 году, изменения в налоговом статусе и антигреческий погром 1955 года побудили тысячи людей покинуть страну. [ 10 ]
Православное население Турции существенно сократилось в результате Первой мировой войны. Кроме того, подавляющее большинство греческих православных христиан были вынуждены покинуть территорию Турции в результате обмена населением после Лозаннского договора . Среди этих переселенцев было много тюркоязычных христиан, которые, тем не менее, были отправлены в Грецию. Хотя греческое православное население Стамбула и некоторых турецких островов Эгейского моря было официально защищено договором, дискриминация и жестокое обращение, кульминацией которых стал стамбульский погром, привели к дальнейшей эмиграции. Многие греческие православные, проживающие в Стамбуле и на островах, в разное время были произвольно лишены турецкого гражданства. Наконец, закон 1971 года, существенно ограничивающий деятельность частных университетов, привел к закрытию Халкинской семинарии — главной богословской школы православной общины. Несмотря на 40-летнюю кампанию по открытию школы и периодическое обсуждение этого вопроса турецкими политиками, она остается закрытой.

Действительно, до 20-го века в Измире ( бывшая греческая Смирна ) проживало греческое православное большинство, но сегодня христианское население в этом районе состоит из нескольких человек. Однако, несмотря на этот упадок, Константинопольский Вселенский Патриарх , греко-православный лидер Восточной Православной Церкви, имеет свою резиденцию в Стамбуле , а автокефальный Турецкий Православный Патриархат также в Стамбуле существует , хотя последний не признается другими православными общинами во всем мире. и имеет лишь небольшое число приверженцев. Кроме того, Греческий Православный Патриарх Антиохии базируется в Дамаске , Сирия . Вероятно, это связано с историей христианства в этом регионе, поскольку Константинополь был религиозным центром восточного православия в средние века, а знаменитый апостол Павел из Тарса был родом из Турции и совершил свою первую из трех миссионерских поездок, записанных в Деяниях. исключительно в этой области.
проживает значительное количество антиохийских греков , являющихся членами Антиохийской греческой православной церкви в Турции В Стамбуле . В основном они сосредоточены в провинции Хатай . У них есть собор в Антиохии , но они также присутствуют в Искендеруне , Самандаге и Алтынозю . В 1995 году их общая численность оценивалась в 10 000 человек. [ 11 ] В то время как греческая православная община Стамбула в 1955 году насчитывала 67 550 человек. [ 12 ] Однако после Стамбульского погрома , организованного турецкими властями против греческой общины в том же году, их число резко сократилось до 48 000 человек. [ 13 ] Сегодня греческая община насчитывает около 2000 человек. [ 14 ]
Константинопольский Патриархат
[ редактировать ]После падения Константинополя в 1453 году, когда султан фактически заменил византийского императора среди порабощённых христиан, Константинопольский Вселенский патриарх был признан султаном религиозным и национальным лидером ( этнархом ) греков и других народностей, входивших в состав Греческое православное просо . Патриархат получил первостепенное значение и занял эту ключевую роль среди христиан Османской империи, поскольку османы юридически не делали различия между национальностью и религией и, таким образом, считали всех православных христиан Империи единым целым.
Положение Патриархата в Османском государстве способствовало проектам греческого возрождения, сосредоточенным на возрождении и возрождении Византийской империи . Патриарх и окружавшие его церковные сановники представляли собой первый центр власти греков внутри Османского государства, которому удалось проникнуть в структуры Османской империи и одновременно привлечь бывшую византийскую знать.
См. также
[ редактировать ]
- Христианство в Турции
- Вселенский Константинопольский Патриархат
- Грузинская Православная Церковь в Турции
- Протестантизм в Турции
- Религиозные меньшинства в Турции
- Католицизм в Турции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мазовер 2000 , стр. 105–107.
- ^ «История Европы, Римляне». Британская энциклопедия . США: Британская энциклопедия Inc., 2008. Интернет-издание.
- ^ Маврокордатос, Николай (1800). Филофей Парерга . Грегориос Константас (Оригинал из библиотеки Гарвардского университета).
Мы раса аганских эллинов
- ^ «Фанариот» . Британская энциклопедия . США: Британская энциклопедия Inc., 2016. Интернет-издание.
- ^ Jump up to: а б «История Греции, Османской империи, Торгового среднего класса». Британская энциклопедия . США: Британская энциклопедия Inc., 2008. Интернет-издание.
- ^ Ало и Пуо 1916 .
- ^ Рудометоф и Робертсон 2001 , с. 91.
- ^ Лекка 2007 , с. 136: «В начале войны греки представляли собой процветающую общину в Малой Азии, на земле, которую они населяли со времен Гомера. около 2,5 миллионов человек, включая 2300 общественных школ, 200 000 учеников, 5 000 учителей, 2 000 греческих православных церквей и 3 000 греков. Православные священники».
- ^ Сталь 1993 , с. 38
- ^ Магра, Илиана (5 ноября 2020 г.). «Греки в Стамбуле внимательно следят за развитием событий» . www.ekathimerini.com . Экатимерини . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Греки Турции, 1992-1995 гг. Информационный бюллетень. Архивировано 30 августа 2011 г. в Wayback Machine Мариосом Д. Дикаякосом.
- ^ «Православное христианское меньшинство в официальной статистике и городском пространстве современной Турции» . Демография-lab.prd.uth.gr. Архивировано из оригинала 9 мая 2021 г. Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Каримова Нигяр, Деверелл Эдвард. «Меньшинства в Турции» (PDF) . Шведский институт международных отношений . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2016 г. Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Гилсон, Джордж. « Уничтожение меньшинства: нападение Турции на греков. Архивировано 18 февраля 2013 г. в archive.today », рецензия на книгу (Vryonis 2005), Athens News , 24 июня 2005 г.
Источники
[ редактировать ]- Челик, Зейнеп (1993). Переделка Стамбула: портрет османского города девятнадцатого века . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-08239-7 .
- Мазовер, Марк (2000). Балканы: Краткая история . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 978-0-8129-6621-3 .
- Рудометоф, Виктор; Робертсон, Роланд (2001). Национализм, глобализация и православие: социальные истоки этнического конфликта на Балканах . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood.
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополий с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 .
- Бордман, Джон (1984). «13. Греческий мир». В Бордмане, Джон (ред.). Древняя история Кембриджа: пластины к тому III, Ближний Восток, греческий мир и Балканы до шестого века до нашей эры. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 199–289. ISBN 978-0-521-24289-9 .
- Ало, Луи-Поль; Пуо, Рене (1916). Упадок эллинизма . Париж, Франция: Librairie Payot & Cie.
- Институт неоэллинских исследований (2005). Исторический обзор . Том. II. Афины, Греция: Институт неоэллинских исследований.
- Лекка, Анастасия (2007). «Законодательные положения правительств Османской империи и Турции относительно меньшинств и их собственности». Средиземноморский ежеквартальный журнал . 18 (1): 135–154. дои : 10.1215/10474552-2006-038 .