Хунду JL-8
JL-8/К-8 | |
---|---|
![]() К-8 ВВС Бангладеш | |
Общая информация | |
Тип | Реактивный тренер Легкая атака |
Производитель | Корпорация авиационной промышленности Хунду Пакистанский авиационный комплекс |
Статус | Оперативный |
Основные пользователи | ВВС НОАК |
Количество построенных | 500+ [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1990-настоящее время |
Дата введения | 21 сентября 1994 г. |
Первый полет | 21 ноября 1990 г. |
Hongdu JL-8 ( Nanchang JL-8 ), также известный как Каракорум-8 или сокращенно K-8 , представляет собой двухместный промежуточный реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик, разработанный Китайской Наньчанской авиастроительной корпорацией и Пакистанским авиационным комплексом . Генеральным подрядчиком является Hongdu Aviation Industry Corporation .
Разработка
[ редактировать ]Тренажер JL-8 был предложен в результате совместного сотрудничества правительств Пакистана и Китайской Народной Республики в 1986 году. Название было изменено по предложению президента Пакистана Зия уль Хака на Каракорум -8, чтобы символизировать дружбу между двумя странами. страны. Работа над проектом началась в 1987 году в компании Nanchang Aircraft Manufacturing Company (NAMC) в Наньчане, провинция Цзянши, на юге Центрального Китая. Главным китайским конструктором самолета был Ши Пин ( 石屏 ), возглавлявший команду из более чем 100 китайских инженеров, а командир авиации Мухаммад Юнас Тбт (М), СИ (М) был главным конструктором с пакистанской стороны, возглавляя группу более 20 пакистанских инженеров.
Первоначально в самолете должно было использоваться множество деталей, произведенных в США, в том числе двигатель Garrett TFE731 и несколько дисплеев в кабине, а также системы связи и авионики, но из-за политических событий и эмбарго со стороны США в конце 1980-х годов после После протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году пришлось использовать других поставщиков. Первый прототип был построен в 1989 году, а первый полет состоялся 21 ноября 1990 года под управлением главного летчика-испытателя полковника Ян Яо ( 杨耀 ). Летные испытания продолжались с 1991 по 1993 год летно-испытательной группой, состоящей из четырех китайских и двух пакистанских пилотов.
После того как были построены четыре прототипа, в 1992 году было начато производство небольшой партии из 24 самолетов. Доля Китая из них составила 18, а ВВС Пакистана (ВВС) получили в 1994 году шесть К-8. В 1995 году ВВС приняли решение заказать еще 75 К-8 для постепенной замены парка базовых учебно-тренировочных самолетов Cessna T-37 . В 2010 году количество самолетов K-8 на вооружении ВВС оценивалось примерно в 40. ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) получили свои первые шесть учебно-тренировочных самолетов JL-8 в 1995 году после дополнительных модернизаций. В китайской модели используется китайская версия украинского двигателя Ивченко АИ-25 (ДВ-2), получившая обозначение WS-11. Ожидается, что ВВС НОАК продолжат пополнять свой парк учебно-тренировочными самолетами JL-8 для замены устаревших учебно-тренировочных самолетов, таких как Chengdu JJ-5 . В 2008 году количество JL-8 на вооружении ВВС НОАК оценивалось в более чем 120 самолетов.
Интерес к учебно-тренировочному самолету проявили и другие страны, сейчас он также служит в ВВС Египта, Шри-Ланки и Зимбабве. Хотя этот тип в первую очередь служит в качестве базового и продвинутого учебно-тренировочного самолета, при соответствующем вооружении его также можно использовать для непосредственной авиационной поддержки или даже в воздушном бою.
Экспортный вариант K-8 Karakorum Basic Common Advanced Jet Trainer производится совместно Китайской национальной корпорацией импорта и экспорта авиационных технологий (CATIC) для экспортных рынков, отличных от Пакистана, а более поздние самолеты для Пакистана производились на Авиастроительном заводе. (AMF), Пакистанский авиационный комплекс . Последним экспортным вариантом является версия К-8П, которая находится на вооружении СУП. К-8П имеет усовершенствованный пакет авионики, включающий встроенный проекционный дисплей (HUD), многофункциональные дисплеи (MFD) и оснащен встроенными в MFD системами GPS и ILS/TACAN. Он также имеет узлы подвески для перевозки различных учебных и боевых бомб массой до 250 кг, подвесную 23-мм пушку и пусковые установки PL-5/7/AIM-9 P. В сентябре 2011 года NAMC произвела еще 12 К-8П для неизвестного иностранного заказчика. [ 2 ]
В 2008 году Венесуэла объявила о покупке 18 самолетов К-8. К-8 был продан Китаем ВВС Филиппин. [ нужна ссылка ] и в Индонезию в качестве замены индонезийским реактивным учебно-тренировочным самолетам BAE Hawk . [ 3 ] В 2009 году правительство Боливии одобрило сделку по закупке шести самолетов К-8П для использования в операциях по борьбе с наркотиками. [ 4 ] В 2010 году общее количество выпущенных самолетов К-8 во всех вариантах оценивалось более чем в 500 штук при непрерывном объеме производства около 24 самолетов в год.
Дизайн
[ редактировать ]
JL-8/K-8 обладает многоцелевыми возможностями для обучения и, с небольшой модификацией, также может использоваться для обороны аэродромов. Предполагается, что самолет будет максимально экономичным, с коротким сроком окупаемости и низкими требованиями к техническому обслуживанию. JL-8 для внутреннего китайского рынка и его экспортные варианты К-8Е и К-8П имеют разные силовые установки и авионику.
Планер и система управления полетом
[ редактировать ]с низкорасположенным крылом представляет собой моноплан JL-8/K-8 Конструкция планера , изготовленный в основном из алюминиевых сплавов, и рассчитан на срок службы 8000 летных часов.
Шасси трехопорное , с гидравлическими тормозами колес и рулевым управлением носовым колесом.
Система управления полетом управляет набором обычных поверхностей управления полетом с жесткой системой трансмиссии с толкателем, которая сама имеет электрическое или гидравлическое управление. Система управления элеронами необратимого сервоуправления состоит из гидроусилителя, искусственного устройства, исполнительного механизма триммера и жесткого толкателя передаточного механизма. Системы управления рулем высоты и руля направления — реверсивно-толкательного типа.
Кабина и авионика
[ редактировать ]Компоновка кабины JL-8/K-8 максимально приближена к таковой у боевого самолета . Прозрачный пластиковый фонарь, закрывающий обе кабины, расположенные тандемно, должен обеспечивать хороший круговой обзор.
(EFIS) Rockwell Collins электронная система пилотажных приборов Установлена с многофункциональными дисплеями (MFD) в передней и задней кабинах, показывающими информацию пилотам. Система аварийного эвакуации из кабины состоит из двух Martin-Baker MK-10L с ракетным приводом, катапультных кресел способных работать в режиме «ноль-ноль», что означает, что их можно безопасно использовать на нулевой высоте и нулевой скорости. Хотя JL-8 спроектирован так, чтобы иметь ограниченные возможности по доставке оружия класса «воздух-земля», первая практика ракетной атаки была завершена только в мае 2011 года. [ 5 ]
сверхвысокой частоты (УВЧ) и очень высокой частоты Имеются системы радиосвязи (ОВЧ), а также тактическая аэронавигация (TACAN) и автоматический пеленгатор (ADF). ) . Также доступна система посадки по приборам (ILS Эти системы могут быть адаптированы в соответствии с требованиями заказчика.
Накладная система экологического контроля (ECS) от AlliedSignal обеспечивает кондиционирование кабины. Он способен работать при нахождении самолета на земле, при температуре окружающего воздуха от -40 до +52 °С, а также в воздухе.
Силовая установка и топливная система
[ редактировать ]JL-8, предназначенный для внутреннего рынка Китая, первоначально был оснащен украинским двигателем Ивченко-Прогресс АИ-25 ТЛК турбовентиляторным с тягой 16,9 кН, но он был заменен WS-11, версией китайского производства. АИ-25ТЛК. -2A с меньшей тягой (15,6 кН) В экспортных вариантах (К-8П, К-8Е) используется модульный ТРДД Honeywell TFE731-2A с цифровым электронным управлением двигателем (DEEC) при условии, что правительство США одобрит продажу двигателя клиент.
Гидромеханическая система управления подачей топлива подает топливо в двигатель. Топливная система самолета состоит из топливных баков и подсистем подачи/перекачки топлива, вентиляции/наддува, измерения/индикации количества топлива, дозаправки и слива топлива. Общее количество топлива содержится в двух фюзеляжных резиновых баках баллонного типа и крыльевом баке емкостью 1720 фунтов. Емкость каждого подвесного бака составляет 250 литров.
Операционная история
[ редактировать ]К-8 принял участие в своем первом воздушном показе в 1993 году на авиасалоне в Сингапуре и с тех пор участвовал в авиасалонах во многих местах, включая Дубай, Париж, Фарнборо, Бангкок, Чжухай и т. д. Он был показан пакистанской публике для впервые 23 марта 1994 года на параде в честь Дня Пакистана . Он стал частью пилотажной группы «Шердилс» («Львиные сердца») ВВС Пакистана в 2009 году и провел свой первый публичный показ 6 апреля 2010 года. К-8 заменил предыдущий самолет группы Т-37 Tweet. [ 6 ] [ 7 ]
Мьянма
[ редактировать ]В конце декабря 2012 года и начале января 2013 года, во время конфликта в Качине , К-8 ВВС Мьянмы использовались для нанесения ударов по позициям Армии независимости Качина на севере страны. [ 8 ] [ 9 ] 30 июня 2023 года К-8 W был уничтожен при атаке групп оппозиции. [ 10 ] 11 ноября 2023 года KNDF и Силы народной обороны сбили K8W в Лойко, штат Каренни, из пулемета калибра 0,5, и он врезался в поселок Тан Даунг в штате Карен.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 24 марта 2021 г.: самолет K-8VB ВВС Боливии (FAB) с бортовым номером FAB-663 врезался в дом в Сакабе , Боливия, в результате чего погибла женщина в ее доме около 9:30 по местному времени во время тренировочного задания. Оба члена экипажа выжили после катапультирования из самолета. [ 11 ]
- 18 июня 2022 г.: самолет K-8W ВВС Венесуэлы (Aviación Militar Bolivariana AMB) с бортовым номером 2702 разбился в Лос-Кортихосе в штате Сулия . Оба пассажира катапультировались в безопасное место. [ 12 ]
- 11 ноября 2023 г.: самолет ВВС Мьянмы разбился в поселке Хпрусо , штат Каренни . Оба пилота благополучно катапультировались. Военно-воздушные силы заявили, что у самолета возникла техническая проблема, а группа повстанцев, находящаяся в конфликте с хунтой Мьянмы, сообщила, что сбила самолет. [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]Данные взяты с: SinoDefence.com.
- К-8
- Оригинальный вариант с турбовентиляторным двигателем Garrett TFE731-2A .

- К-8Э
- Вариант К-8, разработанный для экспорта в Египет в 1999 году, имел 33 модификации планера и авионики. Построенное в Египте из комплектов, поставленных Китаем, производство 80 китайских комплектов египетского производства было завершено в 2005 году, после чего было начато лицензионное производство еще 40 К-8Е.

- K-8P
- Вариант для Пакистана с новой авионикой, стеклянной кабиной и Martin-Baker Zero-Zero катапультными креслами .
- К-8В
- «Самолет-имитатор комплексных летных испытаний» (IFTSA), оснащенный усовершенствованным компьютером управления полетом и аналоговой электродистанционной системой (FBW), которая может имитировать аэродинамические характеристики и профиль полета другого самолета. Используется в основном для испытаний конструкций самолетов перед постройкой и испытанием прототипов.
- JL-8
- Вариант для ВВС НОАК с турбовентиляторным двигателем Ивченко АИ-25 ТЛК и китайским комплексом авионики. Первый полет состоялся в декабре 1994 года, 6 самолетов были поставлены ВВС НОАК в июне 1998 года.
- Л-11
- Вариант JL-8 с турбовентиляторным двигателем WS-11 (ТЛК Ивченко АИ-25, производимый по лицензии в Китае). Около 100 самолетов доставлено в ВВС НОАК.
- JL-8W (К-8В)
- Вариант JL-8 с улучшенной кабиной и ИЛС. Доставлен Боливарианской военной авиации Венесуэлы 13 марта 2010 г., без частей, контролируемых США. Всего заказ 18 самолетов (+40 заявлено). 16 доставлено ВВС Бангладеш , один разбился в 2018 году.
- JL-8ВБ (К-8ВБ)
- Вариант аналогичный JL-8W; на экспорт в ВВС Боливии, без деталей, контролируемых США. Всего заказ 6 самолетов (+12 заявлено).
- К-8НГ (Следующее поколение)
- Недавно на авиасалоне в Дубае-2021 была представлена модернизация учебной платформы К-8 Каракорум под названием К-8НГ. [ 14 ] К-8НГ — это многоцелевой учебно-тренировочный самолет с базовой и продвинутой подготовкой, способный наносить высокоточные удары по воздуху и вести разведку. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]
Текущий
[ редактировать ]- ВВС Народно-освободительной армии [ 15 ] - 350 [ 16 ]
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии - 16 [ 17 ]

Бывший
[ редактировать ]Технические характеристики (К-8)
[ редактировать ]Данные пакистанского авиационного комплекса Камра - Самолет Каракорум-8 (К-8), [ 18 ] Руководство Джейн по распознаванию самолетов [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,6 м (38 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 9,63 м (31 фут 7 дюймов)
- Высота: 4,1 м (13 футов 5 дюймов)
- Вес пустого: 2687 кг (5924 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 4330 кг (9546 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель Honeywell TFE731-2A турбовентиляторный , тяга 16,01 кН (3600 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 800 км/ч (500 миль в час, 430 узлов)
- Максимальная скорость: 0,75 Маха.
- Дальность: 2250 км (1400 миль, 1210 миль)
- Практический потолок: 13 000 м (43 000 футов)
- пределы g: +7,33 -3,0
- Нагрузка на крыло: 254,40 кг/м 2 (52,11 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- Орудия: 1 подвесная пушка калибра 23 мм (установлена на центральной точке подвески)
- Узлы подвески: до 5 точек подвески (в зависимости от варианта), общая грузоподъемность 1000 кг (2205 фунтов), внешнее топливо и боеприпасы:
- 4 подкрыльевых, грузоподъемностью 250 кг каждый
- 1 × подфюзеляж (установка гондолы 23-мм пушки)
- Ракеты: 57-мм блоки неуправляемых ракет, боезапас 24 снаряда (2 блока по 12 снарядов в каждом).
- Ракеты «воздух-воздух»: ПЛ-5 , ПЛ-7.
- Ракеты «воздух-земля»: TL-10 , TL-20 , YJ-9E (Противокорабельные) . Только версия NG.
- Бомбы: 200-кг, неуправляемая бомба 250-кг . 50 кг, 100 кг бомба с лазерным наведением . Только версия NG.
- Другие:
- емкостью 80 галлонов США (300 л), 2 топливных бака установленных на подвесных узлах подвески под крылом.
Авионика
- ЭФИС
- ПОД наведения для бомб с лазерным наведением и ракет «воздух-земля». Только версия NG.
- POD с пассивными помехами. Только версия NG.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэро Л-39 Альбатрос / Аэро Л-159 Алька / Аэро Л-39НГ
- БАЭ Хок
- CASA C-101 Авиоджет
- Дассо/Дорнье Альфа Джет
- G-4 Супер Чайка
- СНОВА 99
- ПЗЛ И-22 Ирида
- Аэрмакки МБ-339
- Митсубиси Т-2
- МиГ-АТ
- Yak-130
- АИДК АТ-3
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ K-8 (JL-8, L-11) Базовый учебно-тренировочный самолет - SinoDefence.com. Архивировано 28 октября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «Экспорт учебно-тренировочного самолета К-8П» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2011 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ ANGKASA № 07, выпуск за апрель 2007 г. (стр. 14-15)
- ^ РАССВЕТ.com | Боливия покупает шесть самолетов пакистанского производства. Архивировано 29 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Практика ракетной подготовки учебно-тренировочного реактивного самолета AirForceWorld.com JL8» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ «Учения PAF High Mark вступают во вторую фазу» . Пакистан Таймс . Бомбардировочный полигон PAF, Тал, Пакистан. 7 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 г. Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ «Демонстрация огневой мощи PAF демонстрирует точное попадание по вражеским целям» . Тал, Пакистан: OnePakistan.com. 7 апреля 2010 года . Проверено 7 апреля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Самолеты Мьянмы использованы против повстанцев Качина (необработанные кадры)» . Ютуб . 3 января 2013 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Бертил Линтнер. «Авиаудары Мьянмы вновь вскрыли этнические раны» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Два пилота хунты Мьянмы погибли, когда силы сопротивления Кая сбили истребитель» . Иравади . 29 июля 2023 г. Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «Это будет самолет, упавший в Сакабе» . Таймс . 24 марта 2021 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Инцидент Хунду K-8W, 18 июня 2022 г.» .
- ^ «Инцидент Хунду K-8W, 11 ноября 2023 г.» .
- ^ «Китайский производитель представил концепцию нового истребителя DARPA | Aviation Week Network» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «ВВС мира 2022» . Flightglobal Insight. 2022 . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Военный баланс 2021 . Международный институт стратегических исследований. п. 255.
- ^ Военный баланс 2021 . Международный институт стратегических исследований. п. 254.
- ^ «Пакистанский авиационный комплекс Камра — Каракорум-8 (К-8) Самолет» . www.pac.org.pk. Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Гетинг, Гюнтер Эндрес, Майкл Дж.; Эндрес, Гюнтер (4 сентября 2007 г.). Руководство Джейн по распознаванию самолетов (5-е изд.). Коллинз. ISBN 978-0061346194 .
- Библиография
- Международный институт стратегических исследований (2010 г.). Хакет, Джеймс (ред.). Военный баланс 2010 . Оксфордшир: Рутледж. ISBN 978-1-85743-557-3 .
- Дональд, Дэвид; Лейк, Джон (2000). Энциклопедия мировой военной авиации . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 391–392. ISBN 0-7607-2208-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- К-8 на сайте Пакистанского авиационного комплекса (PAC)
- К-8 Каракорум на FAS.org
- К-8 Каракорум в PAF Falcons
- К-8 Каракорум на Aerospaceweb.org
- JL-8 на выставке China Defense Today
- Каракорум-8 на сайте Пакистанской обороны.com
- Фотографии и введение тренера JL-8, AirForceWorld.com (упрощенный китайский)
- Международный военный учебно-тренировочный самолет 1990-х годов
- Международный штурмовик 1990-х годов
- Самолет Хунду
- Самолет Пакистанского авиационного комплекса
- Китайско-пакистанские военные отношения
- Китайский учебно-тренировочный самолет 1990-х годов.
- Одномоторный реактивный самолет
- Низкоплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1990 году.