Рам Прасад Бисмил
Рам Прасад Бисмил | |
---|---|
![]() Бисмил в 1924 году | |
Рожденный | |
Умер | 19 декабря 1927 г. | (30 лет)
Причина смерти | Казнь через повешение |
Национальность | Британский индийский |
Другие имена |
|
Занятия | |
Организация | Индостанская республиканская ассоциация |
Уголовные обвинения | Ограбление |
Уголовный статус | Выполнено |
Рам Прасад Бисмил ( британского владычества , участвовавший в заговоре Майнпури 1918 года и заговоре Какори 1925 года. Он сочинял на урду и хинди под псевдонимами Рам , Агят. и Бисмил, получивший широкую известность под именем последнего. Он также был переводчиком.
; 11 июня 1897 — 19 декабря 1927) — индийский поэт, писатель и революционер, боровшийся противБисмил был связан с Арьей Самадж и был одним из членов-основателей революционной организации «Индостанская республиканская ассоциация» .
Он был повешен 19 декабря 1927 года за революционную деятельность.
Ранний период жизни
Рам Прасад Бисмил родился 11 июня 1897 года в семье Муралидхара и Мулмати деви в районе Шахджаханпур в бывших северо-западных провинциях . Он родился в семье Томара Раджпута . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Пандит — почетный титул, присвоенный ему за его специальные знания по нескольким предметам. Он выучил хинди дома у своего отца, и его отправили изучать урду у моулви . Он был принят в англоязычную школу, несмотря на неодобрение отца, а также присоединился к Арья Самадж в Шахджаханпуре . Бисмил проявил талант к написанию патриотических стихов. [ 4 ]
Связаться с Сомдевом
Будучи 18-летним студентом, Бисмил прочитал о смертном приговоре, вынесенном Бхаю Пармананду , ученому и соратнику Хар Даяла . В то время он регулярно ежедневно посещал храм Арья Самадж в Шахджаханпуре, где останавливался Свами Сомдев, друг Парамананда. [ 5 ] Возмущенный приговором, Бисмил сочинил стихотворение на хинди под названием «Мера Джанм» («Мое рождение»), которое показал Сомдеву. Это стихотворение продемонстрировало стремление лишить британский контроль над Индией. [ 6 ]
Конгресс Лакхнау
В следующем году Бисмил бросил школу и отправился в Лакхнау с несколькими друзьями. Нарам Дал («умеренная фракция» Индийского национального конгресса) не была готова позволить Гарам Далу устроить торжественную встречу Тилака в городе. Они организовали группу молодежи и решили издать на хинди книгу по истории независимости Америки « Америка Ки Сватантрата Ка Итихас» с согласия Сомдева . Эта книга была опубликована под авторством вымышленного Бабу Хариванса Сахая, а имя ее издателя было названо Сомдев Сиддхгопал Шукла. Как только книга была опубликована, правительство Уттар-Прадеша запретило ее распространение внутри штата. [ 7 ]
Заговор Майнпури
Бисмил сформировал революционную организацию под названием «Матриведи» ( «Алтарь Родины ») и связался с Гендой Лал Дикшитом , школьным учителем в Аурайе . Сомдев организовал это, зная, что Бисмил мог бы более эффективно выполнять свою миссию, если бы у него были опытные люди, которые его поддержали. Диксит имел контакты с некоторыми влиятельными бандитами штата. Диксит хотел использовать свою власть в вооруженной борьбе против британских правителей. Как и Бисмил, Диксит также сформировал вооруженную молодежную организацию под названием Шиваджи Самити (названную в честь Шиваджи Махараджа ). Пара организовала молодежь из Этава , Майнпури , Агра и Шахджаханпур округов Объединенной провинции (ныне Уттар-Прадеш) для укрепления своих организаций. [ 8 ]
28 января 1918 года Бисмил опубликовал брошюру под названием «Дешвасияйон Ке Нам Сандеш» ( «Послание к соотечественникам» ), которую он распространял вместе со своим стихотворением «Майнпури Ки Пратигья» ( «Обет Майнпури »). Чтобы собрать средства для партийных грабежей, в 1918 году трижды предпринимались грабежи. Полиция разыскивала их в Майнпури и его окрестностях, пока они продавали книги, запрещенные правительством UP на Конгрессе в Дели в 1918 году. Когда полиция нашла их, Бисмил скрылся с книгами. непроданный. Когда он планировал очередной грабеж между Дели и Агрой, прибыла группа полиции и с обеих сторон началась стрельба. Бисмил прыгнул в Ямуну и поплыл под водой. Полиция и его товарищи сочли, что он погиб в результате столкновения. Диксит был арестован вместе с другими своими товарищами и содержался в форте Агры . Отсюда он бежал в Дели и скрывался. Против них возбудили уголовное дело. Инцидент известен как «Заговор Мейнпури». 1 ноября 1919 года судебный судья Майнпури BS Крис объявил приговор всем обвиняемым и объявил Дикшита и Бисмила скрывающимися от правосудия. [ 9 ]
Подпольная деятельность Бисмила
С 1919 по 1920 год Бисмил оставался незаметным, перемещаясь по различным деревням Уттар-Прадеша и выпуская несколько книг. Среди них был сборник стихов, написанных им и другими, под названием «Ман Ки Лахар» , а также он перевел два произведения с бенгали ( «Большевикон Ки Картут» и «Йогик Садхан» ) и сфабриковал «Кэтрин» или «Свадхинта Ки Деви» из английского текста. Он опубликовал все эти книги за счет своих собственных ресурсов в Сушилмале – серию публикаций, за исключением одного Йогик-Садхана , который был передан издателю, который скрылся, и его не удалось найти. Эти книги впоследствии были найдены. Другая книга Бисмила, «Кранти Гитанджали» , была опубликована в 1929 году после его смерти и была запрещена британским владычеством в 1931 году. [ 10 ]
Формирование Индостанской республиканской ассоциации
В феврале 1920 года, когда все заключенные по делу о заговоре Манипури были освобождены, Бисмил вернулся домой в Шахджаханпур, где договорился с официальными властями о том, что не будет участвовать в революционной деятельности. Это заявление Рам Прасада также было записано в суде на местном языке. [ 11 ]
В 1921 году Бисмил был среди многих жителей Шахджаханпура, присутствовавших на Ахмадабадском конгрессе. Он занимал место в диасе вместе со старшим конгрессменом Премом Кришной Кханной и революционером Ашфакуллой Ханом . Бисмил играл активную роль в Конгрессе вместе с Мауланой Хасратом Мохани и получил наиболее обсуждаемое предложение Пурны Свараджа, принятое на общем собрании Конгресса. Мохандас К. Ганди , который не поддержал это предложение, стал совершенно беспомощным перед подавляющим требованием молодежи. Он вернулся в Шахджаханпур и мобилизовал молодежь Объединенной провинции на отказ от сотрудничества с правительством. На жителей УП так сильно повлияли яростные речи и стихи Бисмила, что они стали враждебно относиться к британскому владычеству. Согласно заявлению Банарси Лала (утверждающего лица) [ 12 ] сделанное в суде: «Рам Прасад говорил, что независимость не будет достигнута путем ненасилия». [ 13 ] [ не удалось пройти проверку ]
убила несколько бунтовавших фермеров В феврале 1922 года в Чаури-Чауре полиция . Полицейский участок Чаури-Чаура подвергся нападению людей, 22 полицейских были сожжены заживо. Ганди объявил о немедленном прекращении движения отказа от сотрудничества, не посоветовавшись ни с одним членом исполнительного комитета Конгресса. Бисмил и его группа молодежи решительно выступили против Ганди на сессии Гайя Индийского национального конгресса (1922 г.). Когда Ганди отказался отменить свое решение, тогдашний президент Читтранджан Дас подал в отставку. В январе 1923 года богатая партийная группа сформировала новую партию Сварадж под совместным руководством Моти Лала Неру и Читтранджана Даса, а молодежная группа сформировала революционную партию под руководством Бисмила. [ 14 ] [ 15 ]
Конституция Желтой бумаги
С согласия Лалы Хар Даял Бисмил отправился в Аллахабад, где он разработал конституцию партии в 1923 году с помощью Сачиндры Натха Саньяла и другого революционера из Бенгалии , доктора Джадугопала Мукерджи . Основное название и цели организации были напечатаны в Желтой книге. [ 16 ] а позже последующее заседание Конституционного комитета было проведено 3 октября 1924 года в Канпуре , штат УП, под председательством Сачиндры Натха Саньяла. [ 17 ]
На этом заседании было решено, что партия будет называться Индостанская республиканская ассоциация (HRA). После долгого обсуждения других Бисмил был объявлен там окружным организатором Шахджаханпура и начальником отдела вооружений. На него также была возложена дополнительная ответственность провинциального организатора Объединенной провинции (Агра и Ауд). Сачиндра Натх Саньял был единогласно номинирован в качестве национального организатора, а другой старший член Джогеш Чандра Чаттерджи был назначен координатором Анушилан Самити . После посещения встречи в Канпуре Саньял и Чаттерджи покинули UP и отправились в Бенгалию для дальнейшего расширения организации. [ 18 ]
Манифест HRA
Брошюра под названием «Революционер» была распространена по всей Объединенной провинции Индии в начале января 1925 года. Копии этой листовки, названной в доказательствах «Белой листовкой», были также найдены у некоторых других предполагаемых заговорщиков «Заговора Какори» как по решению Главного суда Ауда. Печатная копия этого манифеста была найдена у Манматха Натха Гупты . [ 16 ] Это был не что иное, как Манифест HRA в форме четырехстраничного печатного памфлета на белой бумаге, который тайно распространялся по почте и лично в большинстве округов Объединенной провинции и других частей Индии.
В этой брошюре не было названия типографии. Заголовок брошюры был: «Революционер» (Орган Революционной партии Индии). Ему был присвоен первый номер и первый выпуск издания. Датой публикации было указано 1 января 1925 года. [ 19 ]
Ограбление поезда Какори
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Бисмил осуществил тщательно продуманный план разграбления правительственной казны, доставленной в поезде в Какори недалеко от Лакхнау . Это событие произошло 9 августа 1925 года и известно как ограбление поезда Какори . Десять революционеров остановили пассажирский поезд Сахаранпур-Лакнау на Какори — станции прямо перед перекрестком Лакхнау . немецкого производства Mauser C96 В бою использовались полуавтоматические пистолеты . Ашфакулла Хан, лейтенант начальника HRA Рам Прасад Бисмил, отдал свой маузер Манматху Натху Гупте и взялся взломать сундук с деньгами. С нетерпением наблюдая за новым оружием в своей руке, Манмат Нат Гупта выстрелил из пистолета и случайно застрелил пассажира Ахмеда Али, который вышел из поезда, чтобы увидеть свою жену в женском купе.
Было арестовано более 40 революционеров, тогда как в грабеже приняли участие всего 10 человек. Были захвачены и лица, совершенно не имеющие отношения к инциденту. Однако некоторых из них отпустили. Правительство назначило Джагата Нараина Муллу прокурором за невероятную плату. Адвокатами защиты были назначены доктор Харкаран Нат Мишра (барристер MLA) и доктор Мохан Лал Саксена (MLC). Для защиты обвиняемых также была создана комиссия защиты. [ 20 ] Говинд Баллабх Пант , Чандра Бхану Гупта и Крипа Шанкар Хаджала защищали свое дело. Мужчины были признаны виновными, а последующие апелляции были отклонены. 16 сентября 1927 года последний призыв о помиловании был направлен в Тайный совет в Лондоне, но он также не увенчался успехом. [ 21 ]
После 18 месяцев судебного процесса Бисмил, Ашфакулла Хан, Рошан Сингх и Раджендра Натх Лахири были приговорены к смертной казни. Бисмил был повешен 19 декабря 1927 года в тюрьме Горакхпур , Ашфакулла Хан - в тюрьме Файзабад , а Такур Рошан Сингх - в тюрьме Наини Аллахабад. Лахири был повешен двумя днями ранее в тюрьме Гонда .
Тело Бисмила было доставлено к реке Рапти для индуистской кремации, и это место стало известно как Раджгхат. [ 22 ]
Литературные произведения
Бисмил опубликовал брошюру под названием «Дешвасион ке нам сандеш» («Послание моим соотечественникам»). Живя под землей, он перевел некоторые книги на бенгальский язык, а именно. Большевикон Ки Картут (англ.: Программа большевиков) и Йогик Садхан (Арвинда Гоша). сборник стихов «Ман Ки Лахар» (англ. «Вылазка ума») и «Свадеши Ранг» Помимо этого, им был написан . Еще одна Свадхинта ки деви: Кэтрин была сфабрикована по английской книге [ 23 ] на хинди. Все это было опубликовано им в серии «Сушил мала» . Бисмил написал свою автобиографию, пока его держали в качестве осужденного в тюрьме Горакхпура. [ 24 ] [ 25 ]
Автобиография Рам Прасада Бисмила была опубликована Ганешем Шанкаром Видьярти под титульным названием ке шахид» « Какори в 1928 году в издательстве Pratap Press, Канпур . Черновой перевод этой книги был подготовлен Департаментом уголовных расследований Объединенной провинции Британской Индии. Переведенная книга была распространена как конфиденциальный документ для использования чиновниками и полицией по всей стране. [ 26 ]
Он увековечил стихотворения Сарфароши Ки Таманна , Ман Ки Лахар и Свадеши Ранг как боевой клич в период британского владычества в Индии. [ 27 ] Впервые оно было опубликовано в журнале «Сабах», издаваемом в Дели. [ 28 ]
Мемориалы
Шахид Смарак Самити из Шахджаханпура установил мемориал в мохалле Кхирни Баг города Шахджаханпур, где Бисмил родился в 1897 году, и назвал его «Амар Шахид Рам Прасад Бисмил Смарак». Статуя из белого мрамора была открыта тогдашним губернатором Уттар-Прадеша Мотилалом Вора 18 декабря 1994 года, накануне 69-й годовщины смерти мученика. [ 29 ]
Северная железнодорожная зона Индийских железных дорог построила железнодорожную станцию Пт Рам Прасад Бисмил в 11 км (6,8 миль) от Шахаджаханпура. [ 30 ]
В самом Какори есть мемориал заговорщикам Какори . Он был открыт премьер-министром Индии Индирой Ганди 19 декабря 1983 года. [ 31 ]
Правительство Индии выпустило разноцветную памятную почтовую марку 19 декабря 1997 года, в год столетия со дня рождения Бисмила. [ 32 ]
Правительство Уттар-Прадеша назвало в его честь парк: Amar Shaheed Pt. Рам Прасад Бисмил Удьян находится недалеко от деревни Рампур Джагир, где Бисмил жил под землей после дела о заговоре в Майнпури в 1919 году. [ 33 ]
См. также
Ссылки
- ^ Манодж Доул. Великий борец за свободу Индии . п. 74.
- ^ Рана, Пушпендра (12 июня 2023 г.). «Вспоминая Шахида Рама Прасада Бисмила Томара» . Времена Индии .
- ^ Сенгупта, Арджун (12 июня 2023 г.). «Революционер и поэт: кем был Рам Прасад Бисмил?» . Индийский экспресс .
- ^ «Рампрасад. Идея революции Бисмила невосприимчива к шафранизации» . thewire.in . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Уорик 2007 , с. 32.
- ^ «Кто такой Рам Прасад Бисмил, молодой борец за свободу, вдохновивший целое поколение» . Индийский экспресс . 11 июня 2019 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Конгресс Лакнау» . Британская энциклопедия .
- ^ Бисмил 1927 , с. 27.
- ^ «Революционные действия в Майнпури» . Фонд Санкальп .
- ^ «Идея революции Рампрасада Бисмила невосприимчива к шафранизации» . Проволока . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «Ассоциация Индостанской Республики» . Топперы МСФО .
- ^ Манзар, Хабиб (2004). «Возвращаясь к делу Какори на основе народного репортажа» . В Синхе, Атул Кумар (ред.). Перспективы истории Индии . Издатели и дистрибьюторы Анамика. п. 180. ИСБН 9788179750766 .
- ^ Сингх, Бхагат (2007). «Обзорная статья» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2015 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Арья 1984 .
- ^ Уорик 2007 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Манзар, Хабиб (2004). «Возвращаясь к делу Какори на основе народного репортажа» . В Синхе, Атул Кумар (ред.). Перспективы истории Индии . Издатели и дистрибьюторы Анамика. п. 178. ИСБН 9788179750766 .
- ^ Бхишма 1929 , с. 71.
- ^ Симха 2009 , с. в. 11.
- ^ Варайч, Малвиндер Джит Сингх (2007). Повешение Рам Прасада Бисмила: приговор . Unistar Books, Чандигарх . стр. 12–13. OCLC 219562122 .
- ^ Манзар, Хабиб (2004). «Возвращаясь к делу Какори на основе народного репортажа» . В Синхе, Атул Кумар (ред.). Перспективы истории Индии . Издатели и дистрибьюторы Анамика. стр. 179–180. ISBN 9788179750766 .
- ^ Уорик 2007 , с. 97.
- ^ «ВИДЕО: Первый мемориал Ашфаку Улле Хану и Раму Прасаду Бисмилу, построенный в стране, являющийся примером индуистско-мусульманского братства» . Патрика Новости (на хинди). 23 января 2020 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Брешко-Брешковская Екатерина Константиновна; Блэквелл, Элис Стоун (1 января 1918 г.). «Маленькая бабушка русской революции»; . Бостон, Литтл, Браун - из Интернет-архива.
- ^ Раджеш Танти (24 июня 2016 г.). История души Рампрасада Бисмила на хинди .
- ^ Арья 1984 , с. 93.
- ^ Бхишма 1929 , с. 125.
- ^ Хасан, Муширул (2016). Дороги к свободе: Узники в колониальной Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199089673 . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Ульхак, ТМ Зея (ноябрь 2013 г.). «Бисмил Азимабади: Очерк жизни» . Spritualworld.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Специальный выпуск Джаянти: Рампрасад Бисмил завершил свою автобиографию в этой тюрьме за три дня до его повешения» . Амар Уджала (на хинди) . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «PRPM / Pt Ram Prasad Bismil (1 PF) Карта железнодорожной станции / Атлас - Информация о железных дорогах Индии» .
- ^ Синха, Арунав (9 августа 2011 г.). «Туристическая метка может поднять настроение Какори» . Таймс оф Индия . Лакнау. Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ «РАМ ПРАСАД БИСМИЛ – АШФАКАЛЛА ХАН» .
- ^ «Жертва жизни за Родину». Дайник Джагран ( хинди Джагран, город-Большая Нойда), Нью-Дели . 12 августа 2012 г. с. 24.
Дальнейшее чтение
- Симха, Эма Ке (2009). Энциклопедия войны Индии за независимость, 1857–1947 гг . Том. т.11. Публикации Anmol, Нью-Дели, Индия. OCLC 277548369 .
- Бхишма (псевдоним) (1929). Какори-ке-шахид: мученики по делу заговора Какори . Правительственная пресса, Соединенные провинции, Аллахабад. п. 125. OCLC 863324363 .
- Бисмил, Рам Прасад (1927). Как стать главным революционером ? 44 Книги. ISBN 9788128808166 .
- Арья, Амит (1984). Биография Рама Прасада Бисмила Лучшая автобиография на хинди . Нью-Дели , Индия: Амитарьяварта. ISBN 978-81-7871-059-4 .
- Варайч, Малвиндер Джит Сингх (2007). Злоупотребления на виселице: автобиография Рама Прасада Бисмила . Лудхиана : Книги Юнистар. п. 101. OCLC 180690320 .
Внешние ссылки


- Поэты на языке хинди
- Писатели на языке хинди
- Поэты на языке урду из Индии
- Индийские поэты-мужчины
- 1897 рождений
- 1927 смертей
- Революционное движение за независимость Индии
- Люди из Шахджаханпура
- Люди из Горакхпура
- Казни 20-го века в Британской Индии
- Индостанская Социалистическая Республиканская Ассоциация
- Казненные индийские революционеры
- Люди, казненные Британской Индией через повешение
- Индийские поэты XX века
- Поэты из Манипура