Ямвлих
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2021 г. ) |
Ямвлих | |
---|---|
Рожденный | в. 245 [1] |
Умер | в. 325 (около 80 лет ) |
Другие имена | Ямвлих Халкиденский, Ямвлих Халкидский, Ямвлих из Апамеи |
Заметная работа | Список |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | неоплатонизм |
Основные интересы | Метафизика , философская космология |
Ямвлих ( / aɪ ˈ æ m b l ɪ k ə s / Eye- AM -blik-əs ; греческий : Ἰάμβλιχος , транслит. Iámblichos ; арабский , латинизированный: ; ; : يَمْلِكُ латинизированный : Yamlīḵū Yamlīḵū [2] [3] в. 245 [4] – с. 325 ) был арабом [5] неоплатоник философ- . [6] Он определил направление, которое впоследствии принял неоплатонизм. Ямвлих был также биографом греческого мистика, философа и математика Пифагора . [7] [8] Помимо его философского вклада, его «Протрептик» важен для изучения софистов , поскольку в нем сохранилось около десяти страниц неизвестного софиста, известного как Аноним Ямблихи. [9]
Жизнь
[ редактировать ]По словам биографа Суда и Ямвлиха Евнапия , Ямвлих родился в Халкиде (позже названной Киннашрин ) в Коеле , ныне на северо-западе Сирии . [10] [11] Ямвлих происходил из династии Емесенцев . Первоначально он учился у Анатолия Лаодикийского , а затем учился у Порфирия , ученика Плотина (основателя неоплатонизма). Ямвлих не согласился с Порфирием по поводу теургии , как сообщается, отвечая на критику этой практики Порфирием в «Тайнах египтян, халдеев и ассирийцев» .
Он вернулся в Келе Сирию около 304 года, чтобы основать школу в Апамее (недалеко от Антиохии ), городе, известном своими философами-неоплатонистами. Ямвлих разработал учебную программу для изучения Платона и Аристотеля и написал комментарии к ним, которые сохранились лишь во фрагментах. Пифагор был его высшим авторитетом, и он написал десятитомное собрание пифагорейских доктрин с выдержками из произведений нескольких древних философов; сохранились только первые четыре тома и фрагменты пятого. [12]
Ямвлих написал « Обращение к философии» в Апамее в начале четвертого века. [13] Считавшийся человеком великой культуры и образования, он был известен своей благотворительностью и самоотверженностью и имел множество учеников. По словам Иоганна Альберта Фабрициуса , он умер где-то до 333 года во время правления Константина Великого . [11]
Философия
[ редактировать ]Ямвлих подробно описал неоплатонические формальные разделения Плотина , более систематически применил пифагорейскую символику чисел и (под влиянием других азиатских систем) мифически интерпретировал неоплатонические концепции. [14] [11] В отличие от Плотина, который отошел от платонической традиции, постулируя существование отдельной души, Ямвлих вновь подтвердил воплощение души в материи и считал, что материя столь же божественна, как и остальной космос. [14]
Космология и теология
[ редактировать ]Ямвлих поставил Монаду Во главе своей системы , от которой исходит Нус (интеллект, или демиург ) и психика . Плотин представлял Ум как три стадии: объективное бытие, субъективная жизнь и реализованный интеллект. Ямвлих разделил их на две сферы: умопостигаемую (предметы мышления) и интеллектуальную (область мысли). [15]
Ямвлих и Прокл , возможно, ввели третью сферу между двумя мирами, разделив и объединив их. [16] Отождествление «нуса» с демиургом в неоплатонической традиции было принято и развито в христианском гностицизме . Августин Гиппонский следует Плотину, отождествляя нус с логосом (творческим началом) как частью Троицы . [17] [18]
Ямвлих умножил число божественных сущностей согласно универсальным математическим теоремам. Он представлял себе богов, ангелов, демонов и героев: двенадцать небесных богов (число которых увеличивается до 36 или 360), 72 других бога, происходящих от них, 21 начальника и 42 бога природы. Его божественное царство простирается от Монады до материальной природы, где душа спускается в материю и воплощается в человеческой форме. Эти сверхчеловеческие существа влияют на природные события и передают знания о будущем, и к ним можно обратиться с помощью молитв и подношений. Ямвлих утверждал, что числа независимы и занимают промежуточное положение между ограниченным и неограниченным. [18] Он считал, что природа связана судьбой , в отличие от божественных вещей, которые не подвержены судьбе и обращают зло и несовершенство к добрым целям; зло возникло случайно в конфликте между конечным и бесконечным . [18]
Работает
[ редактировать ]Сохранилась лишь часть книг Ямвлиха; знания о его системе сохранились во фрагментах сочинений, сохранившихся у Стобея и других: записках его преемников (особенно Прокла ), пяти дошедших до нас книгах и разделах его работы по пифагореизму . В дополнение к ним Прокл приписывал ему « О мистериях египтян, халдеев и ассирийцев» , известную также как «Теургия» . Хотя между этой книгой и другими произведениями Ямвлиха существуют стилистические и доктринальные различия, она возникла, по крайней мере, в его школе. [11]
Редакции и переводы
[ редактировать ]- О мистериях , изд . Густав Партей , Тойбнер , 1857 г.; [19] ред. Эдуард де Плейс, Коллекция Буде , 1989.
- Английские переводы: Томас Тейлор , 1821 г.; [20] [21] Александр Уайлдер, 1911 год; [22] [23] Эмма К. Кларк, Джон М. Диллон и Джексон П. Хершбелл, 2003 г., ISBN 1-58983-058-X .
- Жизнь Пифагора [24]
- Английский перевод: Томас Тейлор, 1818 г. [25]
- О пифагорейском образе жизни ( De vita pythagorica ), изд. Теофил Кисслинг, Лейпциг, 1816 г.; [26] изд. Август Наук , СПб, 1884; изд. Людвиг Дойбнер, Тойбнер, 1937 г. (преподобный Ульрих Кляйн, 1975 г.).
- Английские переводы: Джиллиан Кларк, 1989 г., ISBN 0-85323-326-8 ; Джон М. Диллон и Джексон Хершбелл, 1991 г., ISBN 1-55540-523-1
- Об общей математической науке ( ) , De communi mathematica scientia изд. Никола Феста, Тойбнер, 1891 г. (перепечатка 1975 г.) [27]
- Протрептик , изд. Эрменегильдо Пистелли , Тойбнер, 1888 г. (переиздание 1975 г.); [28] ред. des Places, Буде, 1989.
- Английский перевод: Томас Мур Джонсон, Призыв Ямвлиха к изучению философии , Оцеола, Миссури, 1907 г. (переиздание 1988 г., ISBN 0-933999-63-1 ).
- Во введении к Никомаховой арифметике , Тойбнер, изд. Пистелли, Тойбнер, 1894 г. [29] (преподобный Кляйн, 1975 г.)
- Письма: Джон М. Диллон и Вольфганг Поллейхтнер, Ямвлих Халкидский: Письма , 2009 г., ISBN 1-58983-161-6 .
- Фрагментарные комментарии к Платону и Аристотелю.
- Бент Далсгаард Ларсен, Jamblique de Chalcis: Exégète et philosophe (том 2, приложение: Testimonia et фрагмента exegetica ), University Press в Орхусе, 1972 (только греческие тексты).
- Джон М. Диллон (редактор и пер.), Фрагменты Iamblichus Chalcidensis в комментариях к диалогам Платона , Лейден: Брилл, 1973.
- Джон Ф. Финамор и Джон М. Диллон, De Anima Ямвлиха: текст, перевод и комментарий , Лейден: Брилл, 2002, ISBN 1-58983-468-2 .
- Богословские принципы арифметики ( Theologumena arithmeticae , анонимный труд, приписываемый Ямвлиху или Анатолию Лаодикийскому ), изд. Фридрих Аст , Лейпциг, 1817 г.; ред. Витторио де Фалько, Тойбнер, 1922 год.
- Английский перевод: Робин Уотерфилд , Псевдо-Ямвлих: Теология арифметики , перевод, введение, примечания; предисловие К. Кричлоу, Phanes Press, 1988, ISBN 0-933999-72-0 .
Прием
[ редактировать ]Ямвлиха хвалили его последователи, а современники приписывали ему чудесные силы. Римский император Юлиан , не удовлетворившись скромной хвалебной речью Евнапия о том, что Ямвлих уступает Порфирию только по стилю, считал его вторым после Платона и говорил, что отдаст все золото Лидии за одно из своих писем. Во время возрождения интереса к его философии в 15 и 16 веках имя Ямвлиха редко упоминалось без эпитета «божественный» или «самый божественный». [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диллон, Джон М. (2009). Фрагменты Iamblichus Chalcidensis в комментариях к диалогам Платона (пересмотренное второе изд.). Уилтшир, Великобритания: Фонд Прометея. п. 3. ISBN 978-1-898910-45-9 .
- ^ Сами Айдын (29 августа 2016 г.). Сергий Решаинский: Введение в Аристотеля и его категории, адресованное Филофею . БРИЛЛ. стр. 183–. ISBN 978-90-04-32514-2 . OCLC 1001224459 .
- ^ Гавликовский, М. Журнал римских исследований, том. 84, [Общество содействия римским исследованиям, издательство Кембриджского университета], 1994, стр. 244–46, https://doi.org/10.2307/300919 .
- ^ Диллон, Джон М. (2009). Фрагменты Iamblichus Chalcidensis в комментариях к диалогам Платона (пересмотренное второе изд.). Уилтшир, Великобритания: Фонд Прометея. п. 3. ISBN 978-1-898910-45-9 .
- ^ Шахид, Ирфан; Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов . Думбартон-Оукс. ISBN 9780884021155 .
- ^ Грейндор, Пол; Грегуар, Анри (1999). Византия: Международное обозрение византийских исследований . Византийский фонд.
- ^ Ямвлих (декабрь 1986 г.). Ямвлих «Жизнь Пифагора» . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 9780892811526 .
- ^ Ямвлих, ок. 250–ок. 330; Тейлор, Томас (1918). Жизнь Пифагора; . Интернет-архив. Кротона; Голливуд, Калифорния: Теософский паб. Дом.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Б. Кассен, «Аноним Ямбличи», в «Новом Поли» Брилла.
- ^ Кларк, ЕС; Диллон, Дж. М.; Хершбелл, JP (2003). Де Мистерис . Общество библейской литературы: сочинения греко-римского мира. Общество библейской литературы. п. XVIII. ISBN 978-1-58983-058-5 . Проверено 23 ноября 2023 г.
Евнапий сообщает (Vit. soph. 457), что Ямвлих родился в Халкиде «в Келе (Сирия)». После разделения сирийского командования Септимием Севером в 194 г. CW это относится не к южной, а к северной Сирии, и поэтому Халкида, о которой идет речь, должна быть Халкисой-ад-Белум, современный Киннесрин, стратегически важный город к востоку от долины Оронта, на дорога из Берои (Алеппо) в Апамею и из Антиохии на восток.
Сын богатой, известной семьи, - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сорли (1911) , с. 213.
- ^ Антон, К. (1841). Классический словарь: содержащий описание основных имен собственных, упомянутых у древних авторов... Вместе со описанием монет, мер и весов и т. д . Харпер и братья . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ «Введение в Обращение Ямвлиха к философии (предстоящий доклад)» . Проверено 31 мая 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шоу (2006) .
- ^ Сорли (1911) , стр. 213–214.
- ^ О'Мира, Доминик Дж. Возрождение Пифагора: математика и философия в поздней античности , Oxford University Press.
- ^ Гундель, Ханс Георг (Гиссен); Бриссон, Люк (Париж); Фузильо, Массимо («Орел»); Галли, Люсия (Флоренция) (1 октября 2006 г.), «Ямвлих» , Brill's New Pauly , Brill, doi : 10.1163/1574-9347_bnp_e520890 , получено 15 декабря 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сорли (1911) , с. 214.
- ^ Ямвлих (1857 г.). «Книга Тайн» . Гугл Книги Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Ямвлих; Порфир. Ямвлих о мистериях египтян, халдеев и ассирийцев . К. Уиттингем. ISBN 9780608371542 . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «О тайнах - перевод Томаса Тейлора» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Теургия, или Египетские мистерии» . Интернет-архив . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Ямвлих: Теургия, или О тайнах Египта» . esotericarchives.com . Архивировано из оригинала 12 апреля 2001 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Жизнь Пифагора» . Интернет-архив . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Жизнь Пифагора Ямвлиха или Пифагорова жизнь» . Интернет-архив .
- ^ «Ямвлих Халкиденский из Келе-Сирии De vita Pythagoras liber: Graece et Latine» . Интернет- архив Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Ямвлих (1891). «Книга Ямблиха по общей математической науке» . Гугл Книги Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ (Chalcidensis), Ямвлих (1888 г.). «Протрептик» . Гугл Книги . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Ямвлих В вводной книге по арифметике Никомахова . Б. Г. Тойбнер. ISBN 9783519014447 . Проверено 19 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кьярадонна, Риккардо; Лецерф, Адриан. «Ямвлих» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Фауден, Гарт (1986). Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому разуму . Принстон: Издательство Принстонского университета. (имеет превосходный раздел об отношении Ямвлиха и неоплатоников к произведениям, приписываемым Гермесу Трисмегисту )
- Джордж, Рой (1999). «Ямвлих» . Энциклопедия богини Афины .
- Шоу, Грегори (1995). Теургия и душа: неоплатонизм Ямвлиха . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета.
- Шоу, Грегори (2006). «Неоплатонизм I: Античность». В Ханеграффе, Воутер Дж. (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 834–835.
- Сиорванес, Лукас (1998). «Ямвлих» . Рутледж – через мусульманскую философию.com.
- Мур, Эдвард (2005). « «Подобие Богу, насколько это возможно»: учение об обожении у Ямвлиха и трех восточных христианских отцов» . Теандрос . 3 (1). Архивировано из оригинала 11 июня 2008 года.
Атрибуция
[ редактировать ]свободном доступе : Сорли, Уильям Ричи (1911). « Ямвлих, главный представитель сирийского неоплатонизма ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 213–215.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится вВнешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с Ямвлихом , в Wikiquote
- Работы Ямвлиха или о нем в Wikisource
- 240 рождений
- 320 смертей
- Арабские люди III века
- Греческие философы III века
- Римляне III века
- Математики III века
- Писатели III века
- Арабские люди IV века
- Греческие философы IV века
- Римляне IV века
- Математики IV века
- Философы IV века
- Древние оккультисты
- Апамея, Сирия
- Арабы в Римской империи
- Эмесенская династия
- Неопифагорейцы
- неоплатоники
- Оккультные писатели
- Языческий антигностицизм
- Сирийские философы