Лафайет доллар
Соединенные Штаты | |
Ценить | 1 доллар США |
---|---|
Масса | 26,73 г (412,5 г ) |
Диаметр | 38,1 мм (1,5 дюйма) |
Край | тростниковый |
Состав | |
Серебро | 0,77344 тройской унции |
Годы чеканки | 1899 г. (на монете указана дата 1900 г.) |
Тираж | 50 026 (без 26 пробных монет и 14 000 переплавленных) |
Знаки монетного двора | Никто. Все экземпляры отчеканены на монетном дворе Филадельфии без отметки монетного двора. |
Лицевой | |
Дизайн | Сросшиеся бюсты Вашингтона и Лафайета |
Дизайнер | Чарльз Э. Барбер |
Дата проектирования | 1899 |
Обеспечить регресс | |
Дизайн | Конная статуя Лафайета |
Дизайнер | Чарльз Э. Барбер |
Дата проектирования | 1899 |
Доллар Лафайета — серебряная монета, выпущенная в рамках участия США во Всемирной выставке в Париже 1900 года . Изображающая Жильбера дю Мотье, маркиза де Лафайета с Джорджем Вашингтоном и разработанная главным гравером Чарльзом Э. Барбером , это был единственный памятный серебряный доллар США до 1983 года и первая монета США , на которой были изображены американские граждане.
Начиная с 1898 года видные американцы стремились установить в Париже памятник Лафайету, французу, участвовавшему в американской войне за независимость . Среди этих сторонников был бизнесмен из Чикаго Фердинанд Пек , которого президент Уильям МакКинли выбрал генеральным комиссаром выставки. Пек сделал предложение о памятнике частью американских планов относительно Парижа и поручил Мемориальной комиссии Лафайета собрать средства для него. Частью этого сбора средств стала выпуск памятной монеты достоинством в один доллар, одобренной Конгрессом 3 марта 1899 года.
изображены соединенные бюсты Вашингтона и Лафайета На аверсе . Барбер заявил, что основой для его работы послужили скульптура Вашингтона работы Жана-Антуана Гудона и медаль Лафайета 1824 года работы Франсуа-Огюстена Конуа. Для реверса он использовал ранний эскиз запланированного памятника, разработанный Полом Уэйландом Бартлеттом , чья фамилия указана на основании статуи на реверсе. Монеты не были распроданы, и 14 000 позже были переплавлены Казначейством США . Доллар Лафайета оценивается от нескольких сотен долларов до десятков тысяч, в зависимости от состояния.
Фон
[ редактировать ]Жильбер дю Мотье де Ла Файет родился 6 сентября 1757 года в дворянской французской семье . [1] Когда мальчику было меньше двух лет, его отец погиб в битве при Миндене , что сделало малыша богатым дворянином. Молодой маркиз женился в 1774 году. [2]
В 1775 году, находясь на военной службе в Меце , Лафайет получил известие об американской революции в тринадцати колониях . Молодой офицер быстро пришел к убеждению, что дело Америки благородно. [3] Узнав, что Второму Континентальному Конгрессу не хватает средств, Лафайет за свой счет нанял корабль и в 1777 году отплыл в Америку, хотя поначалу Конгресс встретил его холодно. Так много иностранных офицеров стремились стать частью Континентальной армии , что ее командующий генерал Джордж Вашингтон попросил больше не участвовать в этом процессе. Заявление Лафайета, которое не требовало оплаты, в конечном итоге увенчалось успехом. Конгресс получил письмо от американского посланника во Франции Бенджамина Франклина , в котором говорилось, что семья Лафайета богата и влиятельна. Франклин призвал Конгресс принять Лафайета, а также держать его в безопасности и не участвовать в боевых действиях, чтобы его смерть не нанесла вреда делу Америки. [3]
В июле 1777 года Конгресс послушно проголосовал за присвоение Лафайету звания генерал-майора и отправил его на встречу с Вашингтоном. У этих двух мужчин сложились очень близкие отношения, несмотря на четвертьвековую разницу в возрасте. Желание Франклина обеспечить безопасность Лафайета было сорвано желанием молодого человека быть там, где бушевали сражения, и он был ранен в битве при Брендивайне в сентябре 1777 года. Вскоре Франция вступила в войну на стороне Америки и сыграла важную роль в победе. Лафайет помог возглавить решающую кампанию в Йорктауне , приведшую к капитуляции лорда генерал-лейтенанта Корнуоллиса вместе со всей его армией, что решило судьбу войны в пользу американцев. [3]
Пусть этот огромный Храм Свободы всегда будет стоять, урок для угнетателей, пример для угнетённых, убежище для прав человечества! И пусть эти счастливые Соединенные Штаты достигнут того полного великолепия и процветания, которые будут иллюстрировать благословения их правительства, и на протяжении веков будут радовать усопшие души их основателей.
Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет, речь перед комитетом, посланным прощаться с ним, 1784 г. [4]
Лафайет вернулся во Францию после 1781 года, став национальным героем обеих стран. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1784 году, это был его последний визит за 40 лет. Во Франции он занимался политикой, выступая за конституционную монархию. Он получил должность и командование после Французской революции , но был схвачен австрийцами в 1792 году и оставался в плену пять лет. После того, как Наполеон организовал его освобождение, Лафайет оставался в своих поместьях и вдали от политики во время правления Императора. После восстановления монархии в 1815 году вновь занялся политикой, заседая в Палате депутатов . [5]
В 1824 году американский Конгресс единогласно проголосовал за то, чтобы президент Джеймс Монро пригласил Лафайета вернуться в качестве гостя нации. Маркиз и его сын Джордж Вашингтон Лафайет прибыли в Нью-Йорк на грандиозное празднование. В течение следующих полутора лет Лафайет посетил все 24 штата . Ему были оказаны бесчисленные почести и подарки, в том числе земля во Флориде. Маркиз вернулся во Францию в 1825 году и умер в 1834 году. [6] Один из восьми человек, удостоенных звания почетного гражданина США . [7] по словам Арни Слабо в его книге о памятных монетах, «Лафайет стал настолько популярным и уважаемым в обеих странах, что дружба, которую он помог укрепить между двумя странами, простирается и по сей день». [3]
Зарождение
[ редактировать ]В марте 1898 года в Конгресс была внесена резолюция о комиссии по возведению памятника Лафайету в Париже от имени Соединенных Штатов. Законопроект был принят Сенатом, и в Комитете Палаты представителей по иностранным делам прошли слушания. Чикагский бизнесмен и филантроп Фердинанд Пек дал показания в поддержку законопроекта, который, хотя и был одобрен комитетом, не был рассмотрен Палатой представителей из-за более высоких приоритетов во время испано-американской войны . [8]
Позже, в 1898 году, президент Уильям МакКинли назначил Пека генеральным комиссаром США на Всемирной выставке 1900 года , которая должна была состояться в Париже. Пек возобновил предложение Лафайета в рамках участия Америки в ярмарке и создал Мемориальную комиссию Лафайета для наблюдения за проектом памятника. Комиссия должна была обеспечить открытие памятника 4 июля 1900 года — как в День независимости , так и в День США на экспозиции. 1 сентября 1898 года Пек назначил в комиссию ряд видных американцев, в том числе сенатора от Айовы Уильяма Б. Эллисона , государственного секретаря Уильяма Р. Дэя , архиепископа Джона Айрленда и преподобного Эдварда Эверетта Хейла . В состав комиссии входили казначей, контролер денежного обращения (и будущий вице-президент Соединенных Штатов ) Чарльз Дж. Доус и секретарь Роберт Дж. Томпсон. [9]
Сбор средств на строительство памятника Лафайету был основным компонентом работы комиссии, и она стремилась привлечь к проекту американские школы и школьников. 19 октября 1898 года — 117-я годовщина капитуляции Корнуоллиса в Йорктауне — было провозглашено первым «Днем Лафайета» 42 губернаторами или комиссарами образования штатов и территорий. Хотя президент Мак-Кинли не издавал аналогичного заявления, он похвалил план в письме, напечатанном в прессе. Особые церемонии в честь Лафайета (вместе с соответствующими планами уроков) отмечались во многих школах, а учеников призывали пожертвовать центы в честь французского патриота. От мероприятий в школах было получено в общей сложности 45 858,30 долларов США; На следующий День Лафайета (который должен был стать ежегодным) эти учреждения были снабжены богато украшенными квитанциями, подписанными Дауэсом и призванными стать моментами, передаваемыми потомкам. [10]
Еще одним предложенным средством оплаты статуи была памятная монета. В начале 1899 года комиссия добивалась принятия закона, предоставляющего ей ассигнования в размере 50 000 долларов в виде 100 000 памятных полдолларов, которые можно было продать населению с наценкой. Такой метод помог финансировать (хотя и с переменным успехом) Всемирную Колумбийскую выставку 1893 года в Чикаго. Вместо этого Конгресс принял, а Мак-Кинли подписал 3 марта 1899 года закон о гражданских ассигнованиях, который включал положение о передаче комиссии 50 000 серебряных однодолларовых монет. Слитки для чеканки должны были быть куплены на открытом рынке и не должны были поступать из оставшихся запасов Монетного двора, приобретенных в соответствии с отмененным Законом Шермана о покупке серебра , хотя Монетный двор не исчерпал свои запасы в соответствии с этим законом до 1904 года. Конгресс разместил потолок стоимости серебра составляет 25 000 долларов. В результате Казначейство США купило 38 675,875 тройских унций серебра за 23 032,80 доллара. Дизайн должен был быть выбран Директор монетного двора с одобрения министра финансов. [11] [12] [13]
Подготовка
[ редактировать ]После того как законопроект был принят, главный гравер Бюро монетного двора Чарльз Э. Барбер взял на себя личное руководство проектом, стремясь избежать задержек и споров, которые были отмечены двумя предыдущими памятными монетами, колумбийскими полдолларами и четвертаком Изабеллы . [14] 24 марта 1899 года директор монетного двора Джордж Э. Робертс написал в письме, что Мемориальная комиссия Лафайета рассматривает возможность размещения на одной стороне монеты изображения нового памятника. На следующий день Барбер ответил суперинтенданту монетного двора Филадельфии Генри Бойеру, сославшись на это письмо и попросив эскиз памятника. [15]
К 12 апреля 1899 года главный гравер получил от секретаря комиссии Томпсона предварительный эскиз памятника — конной статуи работы Пола Бартлетта . Барбер набросал и другие рисунки, в том числе молитву Лафайета 1784 года о процветании Соединенных Штатов. Он также создал изображение, изображающее стоящую фигуру Лафайета, основываясь на заявлении Томпсона о том, что лошадь можно не включать. Идеи Барбера, изображающие конную статую с одной стороны и кувшины с головами Лафайета и Вашингтона с другой, легли в основу будущей монеты. Робертс быстро одобрил эскиз двух голов, сделанный Барбером, и, не посоветовавшись с комиссией, передал информацию в Американский журнал нумизматики , который напечатал ее в апрельском номере 1899 года. [16]
23 мая 1899 года Барбер написал Робертсу, что он планирует создать бюст Вашингтона (на аверсе ) на основе известного бюста первого президента 1785 года работы Жана-Антуана Гудона и на основе раннего использования бюста Гудона в медалях. , медаль Пьера-Симона-Бенджамина Дювивье «Вашингтон до Бостона» 1786 года . Бюст Лафайета (также на аверсе) должен был быть основан на медали Лафайета 1824 года работы Франсуа-Огюстена Конуа. [15]
Пек и другие члены комиссии не были удовлетворены проектными предложениями и предложили свои собственные. Барбер очернил их в письме Робертсу от 8 июня. Пек предложил показать только лица Вашингтона и Лафайета, без изображения остальной части головы. Барбер заявил: «Я придерживаюсь мнения, что к главам Вашингтона и Лафайета следует относиться с точки зрения скульптора и приложить все усилия, чтобы изобразить их с величием и достоинством, соизмеримыми с тем местом, которое они занимают в истории страны, что, безусловно, невозможно было бы сделать, если бы их нужно было показать выглядывающими из полумесяца». [17] По указанию Робертса Барбер отправился в Нью-Йорк и встретился с Пеком в течение двух дней, 14 и 15 июня. После этого Барбер сообщил директору Монетного двора: «Я думаю, что мы больше не услышим о молитве Лафайета» и что Пек теперь оценил, что пространство, доступное для дизайна, даже на серебряном долларе (самой крупной монете США), было ограничено, «и поскольку комитет [комиссия] желает выставить памятник напоказ, молитве придется найти какой-то другой место". [18] Хотя Барбер отметил, что решение комиссии изобразить статую без постамента представляет собой прогресс на пути к тому моменту, когда он сможет гравировать штампы, «в Нью-Йорке я узнал, что работа скульптора должна быть представлена комитету в Париже, который будет иметь возможность гравировать штампы». вся ответственность за памятник, и работа скульптора должна быть изменена во всех и каждой детали, пока она не получит одобрения этого Комитета французов... мне кажется, что это могло быть где-то в 1900 году». [19]
20 июня 1899 года Барбер представил окончательный вариант монеты. Они были одобрены директором Робертсом 1 июля. [20] Это не положило конец спорам по поводу того, что должно быть на монете: комиссия хотела, чтобы монеты были датированы 1900 годом, но чтобы они были проданы как можно раньше в 1899 году. Министр финансов Лайман Гейдж настоял на предоставлении Закон о чеканке монет 1873 года , согласно которому на монетах должна была указываться дата производства. В конце концов дело было скомпрометировано: монеты были отчеканены в декабре 1899 года, распределены только в следующем месяце, а на монетах появилась надпись «Париж 1900». [20]
Дизайн
[ редактировать ]На аверсе доллара Лафайета изображены сросшиеся головы Вашингтона и Лафайета. Слабо отметил сообщение Барбера о том, что бюсты были основаны на скульптуре Гудона и медали Конуа, но «возможно, это действительно оказало некоторое влияние на дизайн, но я всегда считал, что непосредственным источником или идеей дизайна был Медаль столетия Йорктауна 1881 года». [21] Святек и Брин утверждали, что, хотя конечным предком изображения Вашингтона Барбером был бюст Гудона, источником бюста Лафайета и формата аверса «вне всякого сомнения была Питера Л. Крайдера (1881 г.)». Медаль столетия Йорктауна [22] Крайдер, гравер из Филадельфии, не работавший на Монетном дворе, выпустил ряд жетонов и медалей в 1870-х и 1880-х годах. [23] Надпись «Соединенные Штаты Америки» и «Доллар Лафайета» расположены вверху и внизу аверса монеты. [24]
Реверс основан на раннем эскизе статуи Лафайета работы Бартлетта. На нем изображена установленная статуя Лафайета, едущего влево. Монограммы Барбера на монете нет, но имя «Бартлетт» начертано на основании статуи. Также у основания и ниже него находится пальмовая ветвь. Надпись на реверсе: «Воздвигнута молодежью Соединенных Штатов в честь генерала Лафайета/Париж, 1900 год» — это дань уважения школьным усилиям по сбору средств, которые имели место в 1898 году. Святек и Брин отметили, что даже если допустить, что дата 1900 года был предназначен для экспозиции и установки статуи, монеты все равно будут нарушать закон 1873 года, который требовал, чтобы на монетах была указана дата чеканки, и, таким образом, «доллары Лафайета технически не датированы и, следовательно, незаконны!» [23] [24]
На реверсе Лафайет держит меч, вытянутый вверх. [24] Бартлетт описал версию статуи, над которой работал Барбер: «Лафайет представлен в статуе как факт и символ, предлагающий свой меч и услуги американским колонистам во имя свободы. Он предстает как эмблема аристократов и аристократов. восторженное сочувствие, проявленное Францией к нашим предкам». [25] Святек и Брин отметили: «Мы можем принять позу Лафайета на статуе, изображенную на монете, чтобы изобразить его в триумфальном шествии, а не в атаке на врага - обратите внимание на его меч в ножнах, похожий на дубинку майора-трубочиста Хайленда, служащий стандартным штандартом. а не размахивать обнаженным оружием как оружием». [22]
Дизайн доллара Лафайета, разработанный Барбером, часто подвергался критике. Святек и Брин пожаловались на «безжизненную голову президента [Вашингтона]». [22] В. Дэвид Бауэрс заявил, что «неглубокий рельеф работ Барбера - это всего лишь пародия на чрезвычайно детализированные горельефы Крайдера». [25] По словам Дона Таксея , «когда сравниваешь портреты Барбера с портретами Дю Вивье [ так в оригинале ] и Конуа, становится ясно, почему [скульптор и враг Барбера [26] презрительно Сен-Годен отзывался о «коммерческих медалистах Монетного двора». Разница здесь не просто в рельефе, а в элементарном мастерстве лепки». [20] Историк искусства Корнелиус Вермюль заявил, что «доллару Лафайета не хватает причудливой, устаревшей привлекательности четвертака Изабеллы или забавной оригинальности колумбийских полдолларов. Несмотря на необходимость низкого рельефа, кувшинные бюсты слишком линейны. много букв одинакового размера. Слов «Париж 1900 года» могло быть достаточно, добавление «От молодежи Соединенных Штатов» передало бы суть». [27]
Производство и последствия
[ редактировать ]Все доллары Лафайета были отчеканены на монетном дворе Филадельфии 14 декабря 1899 года, в столетнюю годовщину смерти Джорджа Вашингтона. [23] Об этом сообщает Philadelphia Public Ledger .
На этой небольшой церемонии вручения долларов Лафайета присутствовали несколько чиновников Монетного двора, члены Мемориальной комиссии Лафайета и несколько представителей прессы. После того, как мисс Глири [оператор чеканного станка] удалила первый отчеканенный доллар Лафайета, она подарила его суперинтенданту монетного двора Генри Бойеру. Затем главный гравер монетного двора Чарльз Э. Барбер осмотрел его. Затем его показали Роберту Дж. Томпсону, секретарю Мемориальной комиссии, а затем передали директору монетного двора Джорджу Э. Робертсу. Он был помещен в футляр для монет или медалей и привезен г-ном Робертсом обратно в Вашингтон, округ Колумбия, для вручения президенту Уильяму МакКинли. Затем монету должны были отправить в изысканном подарочном футляре стоимостью 1000 долларов для вручения президенту Французской Республики. [28]
После завершения церемонии на Монетном дворе Филадельфии чеканка доллара Лафайета продолжилась на старом монетном станке, способном чеканить восемьдесят монет в минуту, или 4800 монет в час. Всего было отчеканено 50 026 экземпляров, включая 26 монет, отложенных для проверки и тестирования на заседании Пробирной комиссии США в 1900 году . [29]
Первые полдоллара Колумбии были проданы за 10 000 долларов. Было сделано предложение в размере 5000 долларов, но оно было отклонено за чеканку первого доллара Лафайета, предназначенного для вручения президенту Франции. Томпсон, назначенный для этой цели специальным комиссаром Соединенных Штатов, доставил гроб во Францию на борту SS La Champagne . Первоначально церемония была запланирована на 22 февраля 1900 года ( День рождения Вашингтона ), но не состоялась до 3 марта, когда Томпсон подарил шкатулку и монету президенту Франции Эмилю Лубе . Оба объекта сейчас находятся в Лувре . [28] [30]
Комиссия столкнулась с рядом финансовых трудностей. В январе 1900 года скульптор Чарльз Генри Нихаус задался вопросом, почему целью комиссии был сбор средств в размере 150 000 долларов, поскольку ни одна конная статуя никогда не стоила больше половины этой суммы. [31] На комиссию подал в суд архитектор Генри Хорнбостель , требуя плату за проектирование постамента для статуи Бартлетта. В результате внесудебного урегулирования ему были возмещены расходы. [32]
Комиссия опоздала с окончательным заказом на статую Бартлетту, настолько поздно, что было невозможно подготовить последнюю бронзовую деталь вовремя; третья модель была завершена только в мае. По словам Дэвида Бауэрса, «французы чувствуют себя как дома в таких проблемах». [25] К 4 июля комиссия смогла подготовить гипсовую модель в натуральную величину, распилив ее на куски и раздав их различным мастерским, которые делали увеличения в гипсе. Собранные вместе детали гипса идеально подошли друг к другу. Это собрание было торжественно освящено на площади Карусель 4 июля 1900 года. Впоследствии Бартлетт был недоволен некоторыми аспектами дизайна и изменил их. Его бронзовая статуя, установленная здесь в 1908 году, значительно отличается от статуи, изображенной на монете. Внесенные изменения включали устранение треугольной шляпы Лафайета и положения поднятой руки и меча. [25] Статуя простояла там почти восемьдесят лет, но была перемещена в 1980-х годах во время раскопок стеклянной пирамиды И. М. Пея в Лувре. Сейчас он стоит на Кур-ла-Рейн в Париже, вдоль реки Сены . [33]
Как только монеты были отчеканены, комиссия начала продажу по цене 2 доллара за штуку. После февраля 1900 года, когда комиссия перенесла свои офисы из Чикаго в Париж, продажами занимался Американский трастовый и сберегательный банк Чикаго. Коллекционерам монет было продано лишь небольшое количество монет. [34] Продажи, проводимые через банк, продолжались несколько лет. Первоначально цены на вторичном рынке упали — в 1903 году эти экземпляры можно было купить за 1,10 доллара — и тысячи экземпляров могли быть выпущены в обращение или потрачены покупателями в трудные времена. [35] К 1920 году рыночная цена превысила первоначальную цену выпуска, и после этого цены неуклонно росли, достигнув 3,50 долларов к 1930 году, 5 долларов в разгар бума памятных монет в июле 1936 года, 13 долларов к 1950 году, 55 долларов к 1960 году и 650 долларов к 1975 году. [36]
Четырнадцать тысяч монет были возвращены в Казначейство и хранились в мешках по 1000 долларов. Это последовало за плохими продажами новой монеты в Париже - там было продано всего 1800 штук; около 10 000 были возвращены в Соединенные Штаты. Они проводились в течение многих лет. В 1945 году торговец монетами из Омахи Обри Биб узнал о монетах из правительственных отчетов и поинтересовался, но ему сказали, что монеты были недавно переплавлены. [37]
Доллар Лафайета — первая американская монета, на которой изображен гражданин США. [1] После изделия Лафайета Монетный двор больше не чеканил памятный серебряный доллар до доллара Олимпийских игр в Лос-Анджелесе 1983 года . [38]
Сбор
[ редактировать ]В 1925 году нумизмат Джордж Х. Клэпп обнаружил доллар Лафайета, который немного отличался от опубликованных описаний. В течение следующего десятилетия он исследовал этот вопрос дальше и обнаружил еще две разновидности . Они существуют потому, что для чеканки изделия Лафайета использовалось несколько штампов как для аверса, так и для реверса, и эти штампы не были идентичными. Святек в своей статье в 2012 году отметил обнаруженную им пятую комбинацию кубиков и изучил изображения сотен долларов Лафайета, которыми он владел или которые были в Интернете . Он сообщил, что две разновидности вместе встречаются в более чем 90% экземпляров, а остальные гораздо реже. Из-за этого он предположил, что доллары были отчеканены как минимум на двух машинах, а не на одной, как обычно сообщается, причем более редкие разновидности были результатом установки сменных штампов по мере изнашивания оригинальных. Различия незначительны (например, поднята ли буква «М» в слове «Америка» или даже предшествующая ей буква «А» на аверсе и детали пальмовой ветви на реверсе), а монета редко собирается по типу штампа, то есть эта небольшая премиальная ценность присуща менее распространенным сортам. [39]
RS Yeoman В роскошном издании «Путеводителя монет США» , выпущенном в 2018 году, доллар Лафайета стоит 485 долларов за почти не бывшие в обращении (AU-50) и до 15 000 долларов за почти нетронутый MS-66. Один в состоянии MS-67 был продан в 2015 году за 73 438 долларов. [40] На большинстве долларов Лафайета имеются следы контакта с другими монетами, поскольку детали были механически выброшены из пресса в бункер, и не было предпринято никаких попыток сохранить их внешний вид для коллекционеров. [41] Хотя на ценность экземпляра редко влияет то, хорошо он отчеканен или нет, на отчетливо отчеканенных экземплярах будет видна линия гравировки, отделяющая ботинок Лафайета от остальной части его униформы, а детали нижней части его одежды также будут отчетливыми. Самыми высокими точками монеты, где износ должен быть наиболее заметен, являются скула Вашингтона на аверсе и лицо Лафайета на реверсе. [42]
Монету время от времени подделывали. Чтобы обмануть коллекционеров, для придания подлинным образцам блеска также использовались различные методы, включая полировку - процесс, который повреждает их поверхность и патину. [43]
Ссылки и библиография
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Слабо , с. 17.
- ^ Слабо , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с д Слабо , с. 18.
- ^ Адамс , с. 35.
- ^ Слабо , стр. 18–19.
- ^ Слабо , стр. 17, 19.
- ^ Боуман, Бриджит (29 декабря 2014 г.). «Очень хороший год Бернардо де Гальвеса в Мадриде» . Перекличка . Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 года . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Пек , с. 169.
- ^ Пек , стр. 169–170.
- ^ Пек , с. 170.
- ^ Бауэрс , стр. 113–114.
- ^ Ланге , стр. 122, 126.
- ^ Бюро Монетного двора , стр. 88–89.
- ^ Список , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Флинн , с. 248.
- ^ Список , с. 15.
- ^ Флинн , стр. 248–249.
- ^ Список , с. 17.
- ^ Указатель , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с Список , с. 18.
- ^ Слабо , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Святек и Брин , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Святек и Брин , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Святек , стр. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Бауэрс , с. 115.
- ^ Бердетт , с. 11.
- ^ Вермюль , стр. 101–102.
- ^ Jump up to: а б Святек , стр. 60.
- ^ Бауэрс , стр. 116, 119.
- ^ Святек и Брин , стр. 101-1. 69, 126–127.
- ^ «Стоимость статуи Лафайета» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 23 января 1900 года.
- ^ Святек и Брин , с. 128.
- ^ Филд и др. , стр. 66–67.
- ^ Святек и Брин , стр. 101-1. 127–128.
- ^ Флинн , с. 202.
- ^ Бауэрс , с. 120.
- ^ Святек , стр. 65.
- ^ Бауэрс , с. 489.
- ^ Святек , стр. 107-1. 60–65.
- ^ Йоман , с. 1049.
- ^ Бауэрс , с. 116.
- ^ Святек , стр. 107-1. 66–67.
- ^ Святек , стр. 107-1. 65–67.
Книги
- Адамс, Джон Куинси (1835). Речь о жизни и характере Жильбера М. де Лафайета . Трентон, Нью-Джерси: Д. Фентон. OCLC 191237505 – через Google Книги.
- Бауэрс, К. Дэвид (1992). Памятные монеты США: Полная энциклопедия . Вулфборо, Нью-Хэмпшир: Bowers and Merena Galleries, Inc.
- Бердетт, Роджер В. (2006). Возрождение американской чеканки монет, 1905–1908 гг . Грейт-Фолс, Вирджиния: Seneca Mill Press. ISBN 978-0-9768986-1-0 .
- Бюро Монетного двора (1904 г.). Законы США, касающиеся чеканки монет . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 8109299 – через Google Книги.
- Филд, Синтия Р.; Гурне, Изабель; Сомма, Томас П. (2013). Париж на Потомаке: французское влияние на архитектуру и искусство Вашингтона . Том. 3. Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-8214-4239-5 – через Google Книги.
- Флинн, Кевин (2008). Авторитетный справочник по памятным монетам 1892–1954 годов . Розуэлл, Джорджия: Кайл Вик. OCLC 711779330 .
- Ланге, Дэвид В. (2006). История монетного двора США и его чеканки . Атланта, Джорджия: Издательство Whitman Publishing. ISBN 978-0-7948-1972-9 .
- Пек, Фердинанд В. (1901). Отчет генерального комиссара США на Международной универсальной выставке, Париж, Франция, 1900 г. Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США – через Google Книги.
- Слабо, Арли Р. (1975). Памятная чеканка США (2-е изд.). Расин, Висконсин: Whitman Publishing (тогда подразделение Western Publishing Company, Inc.). ISBN 978-0-307-09377-6 .
- Святек, Энтони (2012). Энциклопедия памятных монет США . Чикаго: Издательство KWS. ISBN 978-0-9817736-7-4 .
- Святек, Энтони и Брин, Уолтер (1981). Энциклопедия серебряных и золотых памятных монет США с 1892 по 1954 год . Нью-Йорк: Издательство Arco. ISBN 978-0-668-04765-4 .
- Таксей, Дон (1967). Иллюстрированная история памятных монет США . Нью-Йорк: Издательство Arco. ISBN 978-0-668-01536-3 .
- Вермюль, Корнелиус (1971). Нумизматическое искусство в Америке . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-62840-3 .
- Йоман, РС (2018). Путеводитель по монетам США 2014 г. (4-е изд.). Атланта, Джорджия: Whitman Publishing, LLC. ISBN 978-0-7948-4580-3 .