Стрелок Fairchild AT-21
АТ-21 Наводчик | |
---|---|
Роль | Тренер |
Производитель | Фэйрчайлд |
Первый полет | 1943 |
Введение | 1943 |
Ушедший на пенсию | 1944 |
Основной пользователь | Военно-воздушные силы армии США |
Количество построенных | 175 |
Варианты | Фэйрчайлд BQ-3 |
Fairchild AT-21 был специализированным тренажером для экипажей американских бомбардировщиков времен Второй мировой войны , предназначенным для обучения экипажей использованию турелей с электроприводом или пушки на гибкой установке, а также для обучения работе в качестве члена экипажа. У него была короткая карьера в качестве учебного самолета, прежде чем эту роль взяли на себя модифицированные бомбардировщики. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]( Воздушный корпус армии США USAAC) выпустил спецификацию на специализированный учебно-тренировочный бомбардировщик, заказав у компании Fairchild Aircraft два прототипа . XAT -13, оснащенный двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1340 -AN-1 мощностью 450 л.с. (340 кВт), представлял собой «уменьшенный» бомбардировщик с одним пулеметом в застекленной носовой части и верхней башней со спаренной машиной. орудия и оснащен трехопорным шасси. [ 2 ] Идея заключалась в том, чтобы иметь единый тип, который мог бы дублировать позиции экипажа бомбардировщика: от пилотирования, навигации, прицеливания / сброса бомбы до воздушной артиллерийской стрельбы. [ 3 ]
Второй прототип, получивший обозначение XAT-14, имел аналогичную компоновку, но был оснащен двумя Ranger V-770 мощностью рядными 12-цилиндровыми V-образными двигателями 520 л.с. (388 кВт). Первый полет он совершил в конце 1942 года. [ 4 ] Дальнейшая доработка самолета для тренировок бомбардиров со снятой носовой пушкой и башней привела к новому обозначению XAT-14A . Оба прототипа имели необычную конструкцию: они были изготовлены из « Дурамолд ». склеенной пластиком фанеры [ 5 ] В конце периода испытаний USAAC заказал рядную версию AT-21 Gunner, предназначенную для обучения стрельбе. Экипаж АТ -21 состоял из пяти человек: пилота, второго пилота/инструктора по стрельбе и трех учеников. [ 3 ]
Компания Fairchild Aircraft построила один самолет в Хагерстауне и 106 самолетов на своем в Берлингтоне, Северная Каролина заводе , в 1943 и 1944 годах, в то время как Bellanca Aircraft построила 39 самолетов в Нью-Касле, штат Делавэр , а McDonnell построила 30 самолетов на своем заводе в Сент-Луисе . Обе компании были задействованы для ускорения производства и доставки в учебные подразделения. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]АТ-21 оказался непригодным для использования в качестве учебно-тренировочного самолета из-за склонности к вибрации и колебаниям, а также из-за присущей ему нестабильности, вызванной коротким расстоянием между рулями направления и крылом чайки. Аэродинамическая неустойчивость приводила к недопустимому рысканию даже при незначительных движениях руля направления. [ 6 ]
Считавшийся непригодным для своего первоначального назначения, АТ-21 оценивался как продвинутый учебно-тренировочный самолет. Это также не сработало из-за плохих характеристик одного двигателя и множества проблем с шасси. Самолет был выведен из эксплуатации в 1944 году и заменен в ходе обучения образцами реальных самолетов, на которых в конечном итоге будут служить артиллеристы. Многие АТ-21 затем были переведены на буксировку целей. [ 7 ]
Небольшое количество АТ-21 сохранилось как гражданские экземпляры, причем один (серийный номер 42-48053, принадлежащий Крейгу Кантвеллу) все еще существует в Северном Техасе и ожидает восстановления. [ 8 ] [ нужен лучший источник ]
Штурмовой дрон BQ-3
[ редактировать ]В октябре 1942 года ВВС США заказали две «воздушные торпеды» XBQ-3 , созданные на основе конструкции АТ-21. XBQ-3, опционально пилотируемый для летных испытаний и предназначенный для перевозки 4000 фунтов (1800 кг) взрывчатки, впервые поднялся в воздух в июле 1944 года, но позже в том же году проект был отменен. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- ПИСЬМО-13
- Тренажер экипажа двухмоторного бомбардировщика с двумя двигателями Pratt & Whitney R-1340 -АН-1 мощностью 450 л.с. (340 кВт), один построен, [ 3 ] серийный номер 41-19500 [ 5 ]
- ПИСЬМО-14
- Вариант АТ-13 с двумя двигателями Ranger V-770-6 мощностью 520 л.с. (390 кВт), один построен, позже преобразован в XAT-14A, [ 3 ] серийный номер 41-19503 [ 5 ]
- ПИСЬМО-14А
- XAT-14 модифицирован как учебно-бомбардировочный с удаленной спинной башней и носовым орудием. [ 5 ]
- АТ-21
- Серийная версия XAT-14A с двумя двигателями Ranger V-770-11 или -15 мощностью 520 л.с. (388 кВт), построено 164 экземпляра. [ 3 ]
- XBQ-3
- Версия управляемой бомбы АТ-21, модифицированная зарядом взрывчатого вещества массой 4000 фунтов (1800 кг) в фюзеляже. [ 3 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (АТ-21)
[ редактировать ]Данные из Полной энциклопедии мировой авиации. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: пять
- Длина: 38 футов (12 м)
- Размах крыльев: 52 фута 8 дюймов (16,05 м)
- Высота: 13 футов 1,25 дюйма (3,9942 м)
- Площадь крыла: 378 кв. футов (35,1 м 2 )
- Вес пустого: 8654 фунтов (3925 кг)
- Полная масса: 11 288 фунтов (5 120 кг)
- Максимальный взлетный вес: 12 500 фунтов (5670 кг) [ 7 ]
- Силовая установка: 2 Ranger V- 770-11/15 мощностью 520 л.с. (390 кВт) каждый. 12-цилиндровых поршневых двигателя воздушного охлаждения
Производительность
- Максимальная скорость: 196 узлов (225 миль в час, 362 км/ч)
- Крейсерская скорость: 170 узлов (196 миль в час, 315 км/ч)
- Диапазон: 790 миль (910 миль, 1460 км)
- Практический потолок: 22 151 фут (6 752 м)
- Скорость набора высоты: 930 футов/мин (4,7 м/с).
Вооружение
- один обучаемый пулемет Браунинг калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) в носовой части.
- калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) два пулемета Браунинг в спинной башне с механическим приводом
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
АТ-21: современный двухмоторный военный самолет |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Понедельник 2006, с. 130.
- ^ Тейлор 1989, с. 506.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Иден и Моенг, 2002, с. 641.
- ^ «Изящный преемник АТ-13» . Авиация (декабрь 1942 г.) . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Суонборо и Бауэрс 1976, с. 256.
- ^ Понедельник 2006, с. 131.
- ^ Jump up to: а б Суонборо и Бауэрс, 1976, с. 257.
- ^ «Фэйрчайлд АТ-21 «Стрелок» » . Уголок любителей авиации . Архивировано из оригинала 3 февраля 2006 года . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Парш, Андреас (2003). «Фэйрчайлд BQ-3» . Обозначение-Systems.net . Проверено 28 декабря 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон М. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года. Хинкли, Англия: Публикации округов Мидленд, 1979, ISBN 0-904597-22-9 .
- Иден, Пол и Соф Моенг, ред. Полная энциклопедия мировой авиации . Лондон: Amber Books Ltd., 2002. ISBN 0-7607-3432-1 .
- Монди, Дэвид. Американские самолеты Второй мировой войны (Краткое руководство Хэмлина). Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 978-0-7537-1461-4 .
- Суонборо, ФГ и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Нью-Йорк: Патнэм, 1964. ISBN 0-85177-816-X .
- Тейлор, Энциклопедия авиации Майкла Дж. Джейна, том. 3 . Лондон: Studio Editions, 1989. ISBN 0-517-10316-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аппарат для формовки дерева или подобного материала - патент на метод конструкции, использованный для изготовления АТ-21, с чертежом самолета.