История мотоциклов BMW

История мотоциклов BMW началась в 1921 году, когда компания начала производство двигателей для других компаний. Производство собственных мотоциклов BMW, продаваемых под брендом BMW Motorrad , началось в 1923 году с BMW R 32 , оснащенного оппозитным двухцилиндровым двигателем (также называемым «оппозитным двухцилиндровым двигателем»). Производство мотоциклов с оппозитными двухцилиндровыми двигателями продолжается и по сей день, однако компания BMW выпустила немало моделей и с другими типами двигателей.
История мотоциклов
[ редактировать ]1921–1938
[ редактировать ]В конце Первой мировой войны Версальский договор потребовал, чтобы BMW прекратила производство авиационных двигателей. Чтобы оставаться в бизнесе, компания начала производить небольшие промышленные двигатели (наряду с сельскохозяйственной техникой, предметами домашнего обихода и железнодорожными тормозами). В 1920 году BMW M2B15 был выпущен двухцилиндровый оппозитный бензиновый двигатель . Несмотря на то, что M2B15 был спроектирован как портативный промышленный двигатель, он также использовался несколькими производителями мотоциклов, в том числе для мотоциклов Victoria KR1 1920–1923 годов и мотоциклов Bayerische Flugzeugwerke (BFw) Helios 1920–1922 годов . [ 1 ] : 14–17 [ 2 ]
В 1922 году BMW объединилась с Bayerische Flugzeugwerke, и BFw Helios стал отправной точкой для создания первого мотоцикла BMW. [ 1 ] [ 2 ] Выпущенный в 1923 году BMW R 32 имел двухцилиндровый оппозитный бензиновый двигатель объемом 486 куб.см (29,7 куб.дюйма). [ 3 ] который был установлен продольно, чтобы устранить проблемы с охлаждением поперечно расположенного двигателя Гелиоса. Этот двигатель мощностью 6,3 кВт (8,5 л.с.) обеспечивает максимальную скорость от 95 до 100 км/ч (от 59 до 62 миль в час). [ 4 ] В то время как многие производители мотоциклов использовали системы смазки с полной потерей смазки, новый двигатель BMW имел рециркуляционную систему смазки с мокрым картером и капельной подачей масла к роликовым подшипникам; конструкция, которую BMW использовала до 1969 года. R 32 также положил начало традиции карданного вала , который использовался на всех мотоциклах BMW до 1994 года.
BMW R 37 , выпускавшийся с 1925 по 1926 год, был первой спортивной моделью BMW. Он был основан на R 32 и использовал двигатель с верхним расположением клапанов мощностью 12 кВт (16 л.с.).
Первым одноцилиндровым мотоциклом BMW был BMW R 39 1925 года , который был самой маленькой моделью BMW и использовал двигатель объемом 250 куб.см (15,3 куб.дюйма). Он не имел успеха и был снят с производства в 1927 году. [ 5 ] Следующим одноцилиндровым мотоциклом стал BMW R 2 , выпущенный в 1931 году. [ 6 ] На нем использовался двигатель объемом 200 куб.см (12,2 куб.дюйма), и поэтому в то время на нем можно было ездить в Германии без лицензии на мотоцикл. [ 7 ] [ 8 ] : 58 Линия одноцилиндровых мотоциклов продолжилась 400-кубовым (24,4 куб. Дюймов) BMW R 4 в 1932 году и 300-кубовым (18,3 куб. Дюймов) BMW R 3 в 1936 году. [ 9 ] : 33–34
BMW R 12 и BMW R 17 , представленные в 1935 году, были первыми серийными мотоциклами с телескопической вилкой с гидравлическим демпфированием . [ 6 ] [ 9 ] : 34–36
В 1937 году Эрнст Хенне установил максимальную скорость 279,5 км/ч (173,7 миль в час) на гоночном мотоцикле BMW 500 Kompressor , установив мировой рекорд, который держался 14 лет.
Большой двухцилиндровый оппозитный мотоцикл BMW R 71 объемом 746 куб.см (45,5 куб.дюйма) был исключительным. Это была икона BMW, дорогая в сборке и хорошо спроектированная. К сожалению, до того, как производство было остановлено из-за войны, удалось построить только 2638 мотоциклов. Оригинальные велосипеды сейчас редки и пользуются большим спросом. Известно, что сегодня выжило около 500 человек. Оно было либо передано по лицензии Советскому Союзу в 1938 году, либо просто скопировано там. [ 10 ] В результате появились мотоциклы «Днепр М-72» (производились с 1942 по 1960 год) и «ИМЗ-Урал» (модернизированная версия, выпускающаяся до сих пор).
-
БМВ Р 39 (1925–1927)
-
БМВ Р 12 (1935–1942)
1939–1945
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны немецким военным требовалось как можно больше транспортных средств всех типов, и многим другим немецким компаниям было предложено производить мотоциклы. BMW R 75 особенно хорошо показал себя в суровых условиях эксплуатации в Северной Африке, отчасти благодаря выступающим цилиндрам оппозитного двухцилиндрового двигателя, обеспечивающим более эффективное охлаждение, чем у других конфигураций, которые перегревались на солнце. Валовые приводы также работали лучше, чем цепные, поврежденные песком пустыни. R 75 послужил вдохновением для создания аналогичных моделей американских производителей, таких как Indian 841 и Harley-Davidson XA . [ 11 ]
1945–1955
[ редактировать ]В контролируемой Советским Союзом Восточной Германии единственный мотоциклетный завод BMW в Айзенахе возобновил производство мотоциклов R35 и R75 вскоре после войны в счет репараций . Завод продолжал использовать название BMW, в результате чего две отдельные компании (одна в Айзенахе, а другая в Мюнхене, Западная Германия) использовали название BMW в период с 1948 по 1952 год. Головной офис BMW, базирующийся в Мюнхене, не имел никакого контроля. по поводу операций в Восточной Германии. В конце концов, в 1952 году, после того как Советский Союз передал контроль над заводом правительству Восточной Германии и после иска о товарном знаке, восточногерманская компания была переименована в Eisenacher Motorenwerk (EMW). Вместо сине-белого знака BMW в качестве логотипа EMW использовала очень похожий красно-белый знак. [ 12 ]
В Западной Германии многие предприятия BMW были сильно повреждены во время войны, в том числе завод в Мюнхене, который лежал в руинах. Изначально условия капитуляции Германии запрещали BMW производить мотоциклы. В 1947 году, когда BMW получила разрешение на возобновление производства мотоциклов от властей США в Баварии, [ 1 ] : 76 BMW пришлось начинать с нуля. Не было никаких планов, чертежей или схематических рисунков, поскольку все они находились в Айзенахе. Первым послевоенным мотоциклом BMW в Западной Германии стал BMW R 24 1948 года . R 24 был создан на основе довоенного мотоцикла BMW R 23 с некоторыми улучшениями. [ 13 ] и оснащен одноцилиндровым двигателем объемом 247 куб. См (15 куб. Дюймов). Это была единственная послевоенная западногерманская модель без задней подвески. В 1949 году BMW произвела 9200 единиц, а к 1950 году производство превысило 17 000 единиц.
Производство оппозитных моделей возобновилось в 1950 году с моделью R 51/2 объемом 500 куб.см (31 куб. дюйм) , за которой в 1951 году последовали близнецы BMW R 51/3 и BMW R 67 , а также спортивная модель мощностью 26 кВт (35 л.с.). ) BMW R 68 в 1952 году. За исключением R 68 , все модели с плоским близнецом имели расклешенную переднюю часть. крылья и передние стойки.
-
Эмблема BMW на BMW R 51 (1938–1940 гг.)
1955–1969
[ редактировать ]Продажи мотоциклов в Европе резко упали в течение 1950-х годов: в 1967 году трое основных немецких конкурентов BMW обанкротились. В 1954 году BMW произвела 30 000 мотоциклов. К 1957 году это число составляло менее 5500.
В 1955 году BMW начала представлять новую линейку мотоциклов с вилкой Earles и закрытыми карданными валами. мощностью 19 кВт (26 л.с.) Это были BMW R 50 мощностью 22 кВт (30 л.с.) , BMW R 60 и спортивная модель BMW R 69 мощностью 35 л.с. (26 кВт). 8 июня 1959 года Джон Пентон проехал на BMW R 69 из Нью-Йорка в Лос-Анджелес за 53 часа 11 минут, что на 24 часа меньше предыдущего рекорда.
К концу 1950-х годов вся компания BMW испытывала финансовые затруднения. Компания едва избежала слияния с Daimler-Benz благодаря сочетанию финансирования со стороны братьев Герберта Квандта и Харальда Квандта , увеличению успеха автомобильного подразделения и продаже подразделения авиационных двигателей. Изменения на рынке мотоциклов привели к прекращению производства последней одноцилиндровой модели BMW с приводом от вала, BMW R 27 , в 1967 году. Кроме того, большинство предложений BMW по-прежнему предназначалось для использования с колясками. Однако к концу 1960-х годов большинство гонщиков больше не обращали внимания на коляски; Вместо этого люди интересовались более спортивными мотоциклами. BMW R 50/2 , R 60/2 и R 69 S были последними BMW с возможностью установки коляски, причем последняя была самой мощной и желанной моделью. [ 14 ]
В Соединенных Штатах продажи мотоциклов были высокими на протяжении 1950-х годов, в отличие от резкого снижения продаж в Европе. Позже в США продавались отдельные «американские» модели 1968 и 1969 годов : BMW R 50 US , R 60 US и R 69 US . Эти модели продавались с телескопической вилкой (наряду с другими моделями BMW, которые продавались с вилками Earles) и без проушин для коляски.
-
БМВ Р 60/2 (1960–1969)
-
БМВ Р 69 С (1960–1969)
1969–1982
[ редактировать ]Модельный ряд был полностью обновлен в 1969 году с появлением линейки BMW /5 объемом 500 куб.см BMW R 50/5 , BMW R 60/5 объемом 600 куб.см и BMW R 75/5 объемом 750 куб.см. , состоящей из моделей [ 15 ] [ 1 ] : 126 Двигатели были полностью модернизированы: подшипники коленчатого вала были заменены роликовыми подшипниками на опорные подшипники вкладышового типа (типы, используемые в современных автомобильных двигателях). [ 15 ] [ 1 ] : 126 Распределительный вал теперь имел цепной привод и располагался под коленчатым валом, а не в верхней части двигателя, чтобы понизить центр тяжести. [ 15 ] Впервые был доступен электростартер, хотя традиционный кик-стартер, установленный на коробке передач, также был сохранен. [ 15 ] В стиль первых моделей вошли хромированные боковые панели и рестайлинговый бак. В 1973 году задний маятник был удлинен, что улучшило управляемость и позволило установить аккумулятор большего размера.
Появление моделей «/5» совпало с переносом производства из Мюнхена на новый завод в Шпандау , Западный Берлин. [ 15 ] [ 16 ] : 21 на месте, ранее занимаемом заводом по производству авиационных двигателей Siemens. [ 17 ] [ 9 ] : 83
Модельный ряд BMW /6 заменил модели «/5» в 1974 году: двигатель объемом 500 куб.см (31 куб.дюйм) был снят с производства и введен двигатель объемом 900 куб.см (55 куб.дюйм). Модельный ряд «/6» состоял из 600-кубового BMW R 60/6 , 750-кубового BMW R 75/6 , 900-кубового BMW R 90/6 и спортивного 900-кубового BMW R 90 S. [ 1 ] : 126 [ 18 ] Другие обновления включали пятиступенчатую коробку передач. [ 1 ] : 126 [ 18 ] тормоза и электрическая система. В 1975 году от кик-стартера окончательно отказались. [ 18 ]
В 1976 году линейка BMW /7 заменила модели «/6». объемом 800 куб.см BMW R 80/7 Была представлена модель , а модели BMW R 90/6 и BMW R 90S объемом 900 куб.см были заменены моделями R 100/7 , BMW R 100S и BMW R 100RS объемом BMW 1000 куб.см. Последний представлял собой конструкцию с полным обтекателем, мощность 51 кВт (68 л.с.) и максимальную скорость 200 км/ч (124 мили в час). [ 19 ] Более поздние варианты моделей объемом 1000 куб.см включали BMW R 100T («Туринг»), BMW R 100 RT и BMW R 100CS («Классический спорт»).
1978 года BMW R 45 и BMW R 65 были моделями начального уровня с объемом двигателя 450 и 650 куб.см, пришедшими на смену BMW R 60/7 . Более поздние варианты BMW R 65 включали BMW R65 LS 1982 года , спортивный BMW R 65 S и двухспортивный BMW R 65 GS 1987 года .
1983–1992
[ редактировать ]BMW K 100 , представленный в 1983 году, ознаменовал отход от традиции BMW выпускать двухцилиндровые оппозитные двигатели с воздушным охлаждением. Он был оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем с водяным охлаждением объемом 987 куб. См (60 куб. Дюймов), который также был первым мотоциклетным двигателем BMW с впрыском топлива. Рама была стальной трубчатой, а задняя подвеска представляла собой односторонний маятник .
В 1985 году BMW K 75 в качестве модели начального уровня был добавлен . K 75 был оснащен рядным трехцилиндровым двигателем объемом 750 куб.см, который был первым двигателем BMW, в котором использовался уравновешивающий вал. В 1988 году K 100 стал первым мотоциклом с антиблокировочной системой тормозов (ABS). [ 20 ] а в 1989 году модель K 100 RS 4V стала первым мотоциклом BMW, в котором использовался двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр.
1988 года Спортивный турер BMW K 1 стал первым спортивным мотоциклом BMW с полным обтекателем. Он имел аэродинамический корпус, предназначенный для минимизации сопротивления на высоких скоростях.
Производство универсальных туристических моделей продолжилось в модельных рядах BMW R 100 и BMW R 80 .
-
БМВ К1 (1988–1993)
1993–2003
[ редактировать ]Начиная с BMW R 1100 RS Sports Tourer в 1993 году, компания BMW начала переход от двигателей с головками цилиндров с воздушным охлаждением («двигатели с воздушной головкой») на головки цилиндров с масляным охлаждением («двигатели с масляной головкой»). В BMW R 100 RS также использовалась передняя подвеска Telelever (где тормозные усилия передаются горизонтально, чтобы свести к минимуму «клевание вилки») и усиленный двигатель .
В 1993 году также были представлены одноцилиндровые модели BMW F 650 , созданные на базе Aprilia Pegaso 650. Родственный BMW F650 CS начал производство в 2001 году.
с «воздушной головкой» Модели BMW R 80 GS и R 100 GS оставались в производстве до 1997 года, прежде чем были заменены более новыми моделями с «масляными головками», такими как серия BMW R 850 , стандартный мотоцикл BMW R 1100 R 1994–1999 годов , мотоцикл 1994 года. 1999 года – BMW R 1100 GS двойного спорта , BMW R 1996–2001 годов. 1100 RT Tourer, спортивный BMW R 1100 S 1998–2005 годов и BMW R1150 GS спортивный 1999–2004 годов.
Модели серии K, оснащенные рядным четырехцилиндровым двигателем с водяным охлаждением, включали спортивный туристический BMW K 1200 RS 1998–2009 годов 1996–2004 годов, роскошный туристический BMW K 1200 LT и BMW K 1200 GT спортивный туристический 2002–2005 годов. .
BMW R 1200 C , выпускавшийся с 1997 по 2004 год, был единственным мотоциклом BMW, вышедшим на рынок круизеров . На другом конце модельного ряда находился BMW C1 2000–2002 годов , который был первой и единственной закрытой моделью скутера BMW.
2004–2014
[ редактировать ]Обновленная линейка рядных четырехцилиндровых моделей с водяным охлаждением серии K началась в 2004 году с BMW K 1200 S в виде спорт-турера. [ 21 ] K1200S изначально проектировался как мотоцикл Super Sport, хотя и крупнее и тяжелее ближайших японских конкурентов. Другими дополнениями к линейке K Series стали BMW K 1200 R нейкед BMW K 1200 R Sport 2007 года. 2005 года и родственный ему полуобтекаемый спорт-турер [ 22 ] и спорт-турист BMW K 1200 GT 2006 года выпуска . Объем двигателя серии K был увеличен до 1300 куб. См (79 куб. Дюймов) для BMW K 1300 S спорт-турера 2008 года, спорт-турера BMW K 1300 GT 2009 года и BMW K 1300 R 2009 года. нейкеда [ 23 ]
В 2011 году модельный ряд K-серии пополнился двумя шестицилиндровыми моделями — BMW K 1600 GT и BMW K 1600 GTL , первая из которых задумывалась как спорт-турист, а вторая — как люкс-турист.
Линейка оппозитных двухцилиндровых моделей серии R также была обновлена в 2004 году, начиная с BMW R 1200 GS Dual-Sport, который был оснащен новым двигателем с «масляной головкой» объемом 1170 куб. См (71 куб. Дюйм). За ним последовали спорт-турер BMW R 1200 ST 2005 года , турер BMW R 1200 RT 2006 года 2005 года, спорт-турер BMW R 1200 S и нейкед-байк BMW R 1200 R 2006 года . В 2014 году обновленный BMW R1200 RT использовал двигатель водяного охлаждения и мокрое сцепление.
Мотоцикл для бездорожья BMW HP2 Enduro был представлен в 2005 году на базе BMW R 1200 GS . В 2007 году к HP2 Enduro присоединился дорожный HP2 Megamoto, оснащенный легкосплавными дисками меньшего размера и уличными шинами.
В рамках обновления модельного ряда F Series в 2006 году были представлены спортивный мотоцикл BMW F 800 S и спортивно-туристические модели BMW F 800 ST , оба оснащенные рядным двухцилиндровым двигателем Rotax. году . В 2008 году в линейку были добавлены двухспортивные мотоциклы BMW F 650 GS и BMW F800 GS, оба использовали один и тот же двигатель объемом 798 куб.см, несмотря на разные названия, а F 700 GS заменил 650 в 2012 [ 24 ] В 2009 году BMW F 800 R был представлен нейкед , а в 2013 году BMW F 800 GT заменил спортивно-туристический BMW F 800 ST . В 2009 году BMW G 650 GS заменил BMW F 650 GS .
Серия BMW G650X была представлена в 2006 году, разработана совместно с Aprilia и оснащена одноцилиндровым двигателем Rotax. В линейку вошли модели BMW G650 Xchallenge Dual-Sport, BMW G650 Xcountry Dual-Sport и модели супермото G650 Xmoto. [ 25 ] Модель BMW G 450 X хард-эндуро выпускалась с 2008 по 2010 год. [ 26 ]
В 2007 году BMW приобрела Husqvarna Motorcycles , включая ее производственные мощности и персонал, у итальянского производителя MV Agusta . [ 27 ] [ 28 ] Право собственности BMW на Husqvarna закончилось в 2013 году, когда компания была продана Pierer Industrie AG. [ 29 ]
Спортивный мотоцикл BMW S 1000 RR был выпущен в 2009 году для участия в чемпионате мира по супербайку . [ 30 ] Он оснащен четырехцилиндровым двигателем с поперечным расположением цилиндров объемом 999 куб.см (61 куб.дюйм) и мощностью 193 л.с. (144 кВт).
-
БМВ ХП2 Эндуро
(2005–2008) -
БМВ Ф 800 С
(2006–2010) -
БМВ С 1000 РР
(2009 – настоящее время)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Норбай, Ян П. (1984). BMW, машины для вождения Баварии . Дом Бикмана. ISBN 9780517424643 . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фалун, Ян (15 февраля 2009 г.). Библия BMW Boxer Twins: все модели с воздушным охлаждением 1970–1996 годов (кроме R45, R65, G/S и GS) . Издательство Велос. стр. 6–7. ISBN 978-1-84584-1-683 .
BFW решила производить мотоциклы, и ее первой попыткой стал Flink 1920 года с двухтактным двигателем Hanfland объемом 143 куб.см.
- ^ Фаллун, Ян (2004). История BMW: гоночные и серийные модели с 1923 года до наших дней . Издательство Хейнс, Великобритания. ISBN 9781859608548 . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «Технические характеристики BMW R32» . www.BMbikes.co.uk .
- ^ Трагач, Эрвин (30 июля 1992 г.) [1977]. Трагач, Эрвин (ред.). Иллюстрированная энциклопедия мотоциклов (второе изд.). Продажа книг. п. 89. ИСБН 0-8900-9868-9 . Проверено 2 июня 2013 г.
В 1925 году был построен первый сингл BMW, это был R39... Все BMW, выпущенные до 1929 года, за исключением R39, снятого с производства в 1927 году,...
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Хьюго (1995). «А-Я мотоциклов». Энциклопедия мотоцикла . Дорлинг Киндерсли. п. 28 . ISBN 0-7513-0206-6 .
- ^ Гантриис, Питер; Фон Вартенберг, Генри (2008). Искусство BMW: 85 лет совершенства в области мотоциклетного спорта . Моторбукс Интернешнл. стр. 58. ИСБН 978-0-76033-315-0 .
- ^ Гантриис, Питер (2013). Искусство BMW: 90 лет совершенства мотоциклов . Мотоциклы. ISBN 9780760344125 . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Холмстрем, Дарвин (2002). Мотоциклы БМВ . Мотоциклы. ISBN 9780760310984 . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Фаллун, Ян (февраль 2009 г.). Библия близнецов BMW Boxer . Велос Паблишинг Лимитед. ISBN 9781845841683 . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ «Музей Зала славы мотоциклов: Harley-Davidson XA 1942 года» . www.motorcyclemuseum.org . Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года.
- ^ «Логотип ЭМВ» (GIF) . www.cybermotorcycle.com . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Гантриис, Питер, Искусство BMW: 90 лет совершенства в мотоциклетном спорте , стр.98.
- ^ Грег Уильямс (май – июнь 2011 г.). «BMW /2 Series: лучший в Баварии?» . Мотоциклетная классика . Проверено 20 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер, Мик (1 сентября 2005 г.). «1: Фон» . Как восстановить свой BMW Twin: 1955–1985 гг . Мастерская мотоциклов (2-е изд.). стр. 18–20. ISBN 978-0-7603-2262-8 . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ Фэллун, Ян. Оригинальные BMW Boxer Twins с воздушным охлаждением 1950–1996 гг . Моторбукс Интернешнл. ISBN 9781610591249 . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Гантриис, Питер, Искусство BMW: 90 лет совершенства в мотоциклетном спорте , стр.120.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер, Мик, Как восстановить ваш BMW Twin: 1955–1985 , стр. 20–22.
- ^ «БМВ Р100РС» . www.bmbikes.co.uk . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Эш, Кевин (2006). Мотоциклы BMW: эволюция совершенства . Уайтхорс Пресс. ISBN 9781884313578 . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «Обзор мотоцикла BMW K1200R Naked: дорожные испытания, характеристики, фотографии» . www.cycleworld.com . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ K1200R Sport. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «BMW Motorrad представляет новые модели серии K. Серия K отмечает 25-летний юбилей тремя новыми моделями!» . BMW Motorrad Великобритания. 7 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2008 г. . Проверено 22 октября 2008 г.
- ^ «Ездил: обзор BMW F800GS и F650GS» . www.msn.com . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Бриссетт, Пит (20 апреля 2007 г.). «БМВ G 650 X серии 2007 года» . Мотоцикл.com . Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ «Новый BMW G 450 X впервые появился на публике в Германии» . www.topspeed.com . 21 ноября 2007 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «BMW покупает Husqvarna» . Новости мотоциклов . 20 июля 2007 года . Проверено 27 августа 2007 г.
- ^ «BMW Motorrad приобретает мотоциклы Husqvarna» . Американская ассоциация мотоциклистов . 20 июля 2007 года . Проверено 27 августа 2007 г.
- ^ «КТМ приобретает Husqvarna?» . www.hellforleathermagazine.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Проверено 4 февраля 2013 г.
- ^ Кэрролл, Майкл (16 апреля 2008 г.). «BMW официально представляет претендента на звание чемпиона мира по супербайку» . Новости мотоциклов . Проверено 17 апреля 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с мотоциклами BMW, на Викискладе?