Jump to content

Вулти БТ-13 Доблестный

(Перенаправлено с Vultee BT-15 )
БТ-13 Доблестный
Восстановленный Vultee BT-13 на авиашоу в Далласе, 2019 г.
Роль Тренер
Производитель Самолет Вульти
Первый полет Март 1939 г.
Введение июнь 1940 г.
Основные пользователи Военно-воздушные силы армии США
ВМС США
Количество построенных 9,525

Vultee BT-13 Valiant — американский времен Второй мировой войны (категория между основным и усовершенствованным), базовый учебно-тренировочный самолет построенный компанией Vultee Aircraft для Воздушного корпуса армии США , а затем и для ВВС армии США . Последующий вариант БТ-13 на вооружении USAAC/USAAF был известен как BT-15 Valiant , в то время как идентичная версия для ВМС США была известна как SNV и использовалась для подготовки военно-морских авиаторов для ВМС США и родственных ему служб. , Корпус морской пехоты США и Береговая охрана США . [1]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Прототип Vultee BC-3 в полете

По словам Джонатана Томпсона, «все три конструкции учебно-тренировочных самолетов, которые по своей базовой конструкции использовали истребитель Vanguard, продвигались под одним и тем же названием Valiant. Прототипы имели последовательные серийные номера 139, 140 и 141 и совершили свои первые полеты весной и летом. 1939 года. Хотя они внешне были похожи, они различались по назначению и характеристикам, и только одному из них удалось выиграть контракт на производство. Это оказались шесть контрактов на производство самолетов с тремя дополнениями, что в конечном итоге составило 11 526 самолетов, плюс двенадцать, заказанные компанией. Перу, всего 11 538 человек». [2]

24 марта усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Vultee BC-51 впервые поднялся в воздух, но проиграл в конкурентной борьбе североамериканскому AT-6 . Однако авиакорпус все же принял Vultee BC-51, обозначив его как BC-3 после некоторых модернизаций весной 1940 года. 9 июня усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Vultee model 54 впервые поднялся в воздух. Его первоначальный 450-сильный Wright Whirlwind в конечном итоге был заменен на R-1340 . 28 июля совершил первый полет модель Vultee 54A. По словам Томпсона, «базовый тренажер, похожий на модель 54, за исключением фиксированного шасси и двигателя P&W R-985 , произвел фурор. В августе USAAC выбрал его для серийного производства как BT-13. стандартный тип для этой категории на протяжении всей Второй мировой войны». [2] [3]

Vultee BT-13 был базовым учебно-тренировочным самолетом, на котором летало большинство американских пилотов во время Второй мировой войны. Это был второй этап трехэтапной программы подготовки пилотов. После начальной подготовки на тренажерах ПТ-13 , ПТ-17 или ПТ-19 пилот-студент перешел на более сложный Vultee для продолжения летной подготовки. БТ-13 имел более мощный двигатель, был быстрее и тяжелее основного учебно-тренировочного самолета. От пилота-студента требовалось использовать двустороннюю радиосвязь с землей, управлять посадочными закрылками и двухпозиционным Hamilton Standard винтом регулируемого шага (или, чаще, винтом с постоянной скоростью). [1] ).

БТ-13А отказался от обтекателей шасси. Из-за спроса на этот самолет, а также на другие самолеты, в которых использовался тот же двигатель Pratt & Whitney , некоторые из них были оснащены силовыми установками Wright аналогичного размера и мощности, построенными в 1941–42 годах. Самолеты, оснащенные «Райтом», получили обозначение БТ-15 . [1] БТ-15Б имел электрическую систему на 24 В. [2]

Военно-морской флот принял самолет с двигателем P&W в качестве основного учебно-тренировочного самолета, получив обозначение SNV . Производство БТ-13 превысило количество произведенных всех других типов базовых тренажеров (БТ). [4] [5]

Vultee BT-13 на взлетно-посадочной полосе в Минтер-Филд , Калифорния, 1 марта 1943 года.

По словам Томпсона, «благодаря выдающимся производственным достижениям Vultee, а также ускоренным программам обучения, огромные требования к пилотам были удовлетворены к середине 1943 года, а последние Valiant были построены в середине 1944 года. За исключением резонансов в различных режимах полета, которые получил прозвище «Вибратор», а простота и эффективность Valiant заставили его восприниматься как должное и практически забыто после того, как все они были проданы в конце войны». [2]

БТ-13 не был лишен недостатков. Некоторые из них были построены с фанерными хвостовыми обтекателями и хвостовыми оперениями , которые не всегда плотно прилегали к самолету. [1]

Томпсон заявляет: «Большая часть из 5137 Valiants, проданных в Соединенных Штатах Управлением военных активов , Финансовой корпорацией реконструкции и другими агентствами, ушла по 450 долларов, всего лишь 1 доллар за л.с., фермерам, которым нужны были только двигатели R-985 и R-975. ." [2]

Варианты

[ редактировать ]
БТ-15
СНВ-2
БК-3
Модель Vultee V.51 с убирающимся шасси и двигателем P&W R-1340-45 мощностью 600 л.с. , один построен, но не разработан.
БТ-13
Vultee Model V.54 с фиксированной ходовой частью и двигателем P&W R-985-25 мощностью 450 л.с. , построено 300 экземпляров.
БТ-13А
Как БТ-13, но с двигателем Р-985-АН-1 мощностью 450 л.с. и с небольшими изменениями, построено 6407 машин, оставшиеся в живых переименованы в Т-13А в 1948 году.
БТ-13Б
Как БТ-13А, но с бортовой сетью 24 В, построено 1125 штук.
БТ-15
Как БТ-13А с двигателем Райт Р-975-11 мощностью 450 л.с. , построено 1693 экземпляра.
ХБТ-16
Один БТ-13А был перестроен в 1942 году Видалем с цельнопластиковым фюзеляжем как XBT-16.
СНВ-1
БТ-13А для ВМС США, 1350 передано из авиакорпуса армии США.
СНВ-2
БТ-13Б для ВМС США, 650 передано из авиакорпуса армии США.
Т-13А
Уцелевшие БТ-13А были переименованы в 1948 году, поскольку из-за двойного распределения Т-13 и ПТ-13 на практике они все еще назывались БТ-13, чтобы избежать путаницы.

Операторы

[ редактировать ]
 Аргентина
 Боливия
 Бразилия
 Чили
 Китай
 Колумбия
 Китай [7]
 Куба
 Доминиканская Республика
 Эквадор
 Египет
 Сальвадор
 Франция
 Гватемала
 Гаити
 Гондурас
 Индонезия
 Израиль
 Мексика [6]
 Никарагуа
 Панама
 Парагвай [6]
 Перу
 Филиппины [7]
 Советский Союз
 Соединенные Штаты
 Венесуэла

Выживший самолет

[ редактировать ]

Австралия

Бразилия
Канада
Индонезия
БТ-13А ВВС Индонезии Valiant в музее Диргантара Мандала
Нидерланды
42-43210 (N313BT) на аэродроме Даксфорд в Англии.
Соединенные Штаты
Vultee BT-13A/SNV-1 Valiant в Воздушном зоопарке
Vultee SNV-2 Valiant в Музее полетов Кавано
[ редактировать ]
Реплика Aichi D3A на авиашоу Geneseo. В 1968 году Vultee BT-13 Valiant (N56867) был переоборудован в копию Val для использования в съемках фильма «Тора! Тора! Тора!», летавший как Val «AI-244» (авианосец Акаги). С тех пор БТ-13 поддерживается в этой конфигурации и теперь летает на авиашоу как «БИ-211» с маркировкой авианосца «Сорью».

Армейский учебный фильм 1942 года « Выиграй свои крылья» начинается с того, что актер Джимми Стюарт приземляет БТ-13.

BT использовались компанией Twentieth Century Fox в фильме 1970 года « Тора! Тора! Тора! », преобразованном в Aichi D3A Vals. После съемок студия продала или подарила переделанный самолет. [2] : 99  [90] [91]

Технические характеристики (БТ-13А)

[ редактировать ]
Чертеж Vultee Valiant в трех видах
3-view line drawing of the Vultee Valiant

Данные военных самолетов США с 1909 года. [92]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 28 футов 10 дюймов (8,79 м)
  • Размах крыльев: 42 фута 0 дюймов (12,80 м)
  • Рост: 11 футов 6 дюймов (3,51 м)
  • Площадь крыла: 239 кв. футов (22,2 м 2 )
  • Пустой вес: 3375 фунтов (1531 кг)
  • Полная масса: 4496 фунтов (2039 кг)
  • Силовая установка: 1 воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985 девятицилиндровый звездообразный двигатель -АН-1 , мощностью 450 л.с. (340 кВт).
  • Гребные винты: 2-лопастные Hamilton-Standard, 2-позиционные.

Производительность

  • Максимальная скорость: 180 миль в час (290 км/ч, 160 узлов)
  • Диапазон: 725 миль (1167 км, 630 миль)
  • Практический потолок: 21 650 футов (6 600 м)
  • Время набора высоты: от 9,2 минут до 10 000 футов (3 000 м)

См. также

[ редактировать ]

Сопутствующие разработки:

Сопоставимые самолеты:

  1. ^ Jump up to: а б с д Дэвиссон, Бадд: «Создатель пилотов Vultee BT-13: хорошие вибрации от вибратора Vultee» (обзор самолета и отчет пилота), август 1972 г., Air Progress, получено 11 января 2023 г. с Airbum.com
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон, Джонатан. Самолет Vultee 1932-1947 гг . Санта Ана: Наркевич//Томпсон. стр. 66–99. ISBN  0913322024 .
  3. ^ Вегг 1990, с. 158.
  4. ^ Герман, Артур (2012), Кузница свободы: как американский бизнес обеспечил победу во Второй мировой войне , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Random House, стр. 203, 262–3, ISBN  978-1-4000-6964-4
  5. ^ Борт, Кристи (1945), Мастера массового производства , Индианаполис, Индиана: Bobbs-Merrill Co., стр. 251–252.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Вегг 1990, с. 139.
  7. ^ Jump up to: а б с д Вегг 1990, с. 160.
  8. ^ Вегг 1990, стр. 159–160.
  9. ^ «Регистр воздушных судов [VH-JKV]» . Управление безопасности гражданской авиации правительства Австралии . Проверено 26 сентября 2017 г.
  10. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-23063 USAAF, c/n 7710, c/r VH-JKV» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
  11. ^ «VULTEE BT-15 – ВАЛИАНТ | ОБЪЕДИНЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СУДНА VULTEE» . Аэрокосмический музей . Проверено 15 ноября 2016 г.
  12. ^ «Досье по планеру – Vultee Valiant, серийный номер 1072 FABr, серийный номер 74A-3240, регистрационный номер PP-GRH» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  13. ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-1216 USAAF, c/r N56665» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  14. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-89379 USAAF, номер N79VV» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
  15. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N79VV]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 сентября 2017 г.
  16. ^ «Vultee BT-13 Valiant — Индонезия — ВВС — фотография авиации № 1305779» . авиалайнеры.нет . 15 декабря 2007 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  17. ^ «Авиабаза Сурьядарма, Калиджати, Субанг» . gspradio.com (на индонезийском языке). Февраль 2015 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  18. ^ «Наслаждайтесь зоопарком Лока» . gembiralokazoo.com . Проверено 9 февраля 2021 г.
  19. ^ «TSTJ SOLO: Ожидается, что учебно-тренировочные самолеты привлекут посетителей в парк Джуруг» . Solopos.com (на индонезийском языке). 16 января 2016 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  20. ^ «Необслуживаемый самолет в Гедунг Хуанг 45 Субанг будет отбуксирован» . pasundanekspres.co (на индонезийском языке). 26 октября 2020 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
  21. ^ «Эйр Интернешнл 1985-12» . aviadejavu.ru . Проверено 9 февраля 2021 г.
  22. ^ «Памятник Песават (Статуя самолета времен Второй мировой войны)» . Wikimapia.org . Проверено 9 февраля 2021 г.
  23. ^ «Водный бум Бонбин Семаранг» . seputarsemarang.com (на индонезийском языке). 2013 . Проверено 9 февраля 2021 г.
  24. ^ «Зоопарк — Парк дикой природы Бонбин Семаранг» . Вокругсемаранг.com (на индонезийском языке). 2013 . Проверено 9 февраля 2021 г.
  25. ^ «Vultee BT-13A Valiant B-633 ВВС Индонезии» . Aviationmuseum.eu . Проверено 9 февраля 2021 г.
  26. ^ «Вулти БТ-13 Валиант» . vroegevogels.org . Проверено 11 ноября 2022 г.
  27. ^ «Вулти БТ-13А/СНВ-1 Валиант» . Воздушный зоопарк . Воздушный зоопарк . Проверено 15 ноября 2016 г.
  28. ^ «Досье о планере – Vultee SNV-1 Valiant, серийный номер 03022 USN, серийный номер 3183» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  29. ^ «Вибратор Vultee SNV-1 (BT13-A) 1941 года» . Музей боевых птиц Эстрелла . Проверено 15 ноября 2016 г.
  30. ^ «Досье на планер – Vultee BT-13A Valiant, c/r N56319» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  31. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N56319]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
  32. ^ «Vultee Aircraft, Inc. BT-13A «Valiant» N93BT (серийный номер USAAF 41-10418)» . Музей боевой авиации . Проверено 2 августа 2021 г.
  33. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-10571 USAAF, c/n 2888, c/r N57414» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 11 апреля 2022 г.
  34. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N68178]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 сентября 2017 г.
  35. ^ «ВАЛИАНТ/41-10814» . Реестр боевых птиц . Проверено 7 июля 2020 г.
  36. ^ «СНВ ВАЛИАНТ» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
  37. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-11355 USAAF, серийный номер 74-2365, серийный номер N60828» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
  38. ^ «Вулти БТ-13 Валиант» . Мемориальное крыло ВВС Миннесоты . Проверено 15 ноября 2016 г.
  39. ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-11538 USAAF, c/r N52411» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  40. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N52411]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
  41. ^ «Вульти БТ-13А Валиант» . Музей боевой авиации . Музей боевой авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
  42. ^ «Добро пожаловать в Хьюстонское крыло» . Мемориальный комплекс ВВС Хьюстонского крыла . Проверено 18 марта 2022 г.
  43. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-21218 USAAF, c/n 5057, c/r N59842» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 8 июня 2020 г.
  44. ^ «БТ-13 Доблестный» . Марч Филдский музей авиации . Марч Филдский музей авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
  45. ^ «Досье по планеру – Vultee Valiant, серийный номер 41-21487 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  46. ^ «Крытые экспонаты – базовые тренажеры» . Центр наследия базы ВВС Трэвис . Центр наследия Трэвиса . Проверено 15 ноября 2016 г.
  47. ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-21933 USAAF, серийный номер 5772» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  48. ^ «Вульти БТ-13А Валиант» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 29 апреля 2017 г.
  49. ^ «ЭКСПОНАТЫ» . Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты . Проверено 8 июня 2020 г.
  50. ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-22386 USAAF, серийный номер 6464» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 8 июня 2020 г.
  51. ^ Рэмбоу, Билл. «Сводный Vultee БТ-13А/СНВ-1 «Валиант» » . Среднеатлантический музей авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
  52. ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-22441 USAAF, c/r N60277» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  53. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N60277]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
  54. ^ «Фотогалерея Музея авиации Чико» . Музей авиации Чико . Музей авиации Чико . Проверено 15 ноября 2016 г.
  55. ^ Урсени, Лаура (2 февраля 2016 г.). «Тренажер БТ-13 возвращает эпоху Второй мировой войны в аэропорт Чико» . Чико Энтерпрайз-Рекорд . Чико Энтерпрайз-Рекорд . Проверено 15 ноября 2016 г.
  56. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 41-23075 USAAF, c/r N59961» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  57. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N59961]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
  58. ^ Фишер, Уильям (3 октября 2008 г.). «БТ-13А Доблестный» . HMdb.org . Проверено 15 ноября 2016 г.
  59. ^ «ВРЕМЯ САМОЛЕТА LOC» (PDF) . Национальный музей ВВС США . Проверено 9 июня 2020 г.
  60. ^ «Досье по планеру – Vultee Valiant, серийный номер 42-41303 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  61. ^ «ВАЛИАНТ» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org . Проверено 15 ноября 2016 г.
  62. ^ «Восстановленный БТ-13 передан в дар Национальному музею WASP» . Новости боевых птиц . Новости боевых птиц. 22 сентября 2017 года . Проверено 26 сентября 2017 г.
  63. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-88675 USAAF, серийный номер 10514, серийный номер N60795» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 26 сентября 2017 г.
  64. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N60795]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 сентября 2017 г.
  65. ^ «Самолеты» . Музей авиации военно-морской авиабазы ​​Уайлдвуд . Музей авиации НАНВ . Проверено 15 ноября 2016 г.
  66. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13 Valiant, серийный номер 42-88708 USAAF, серийный номер 10547, серийный номер N40018» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  67. ^ «Досье по планеру — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-88855 USAAF, серийный номер 10990, серийный номер N9743N» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 9 июня 2020 г.
  68. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N9743N]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 9 июня 2020 г.
  69. ^ «Vultee V-79 Valiant (BT-13B)» . Музей авиации Янкса . Музей авиации Янки. Архивировано из оригинала 16 ноября 2016 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  70. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13B Valiant, серийный номер 42-89607 USAAF, серийный номер 79-0326, серийный номер N4425V» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  71. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N4425V]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
  72. ^ «Самолет на выставке» . Замок-музей авиации . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  73. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13A Valiant, серийный номер 42-89678 USAAF, c/r N63952» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  74. ^ «БТ-13Б «Валиант» » . Музей авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
  75. ^ «БТ-13 ВАЛИАНТ» . Мемориальное крыло ВВС «Аляска» . Проверено 8 июня 2020 г.
  76. ^ «Досье по планеру — Vultee SNV-2 Valiant, серийный номер 42-90026 USAAF, серийный номер 79-0999, серийный номер N63282» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 8 июня 2020 г.
  77. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N63282]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 8 июня 2020 г.
  78. ^ «БТ-13 Доблестный» . Музей авиации War Eagles . Музей авиации War Eagles . Проверено 15 ноября 2016 г.
  79. ^ «Досье на планер — Vultee BT-13B Valiant, серийный номер 42-90296 USAAF, серийный номер 79-1293, серийный номер N63697» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 15 ноября 2016 г.
  80. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N63697]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 ноября 2016 г.
  81. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N60794]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 8 июня 2020 г.
  82. ^ Штаб-квартира Центра исторических исследований ВВС США База ВВС Максвелл, Алабама 36112-6678
  83. ^ «Вульти БТ-13Б Валиант» . Национальный музей ВВС США . 20 апреля 2015 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  84. ^ «Летающие и статические самолеты» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 8 июня 2020 г.
  85. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N54822]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 8 июня 2020 г.
  86. ^ Спаркс, Грэм Ф. (18 сентября 2014 г.). «Vultee Valiant, N57655/7832, Музей авиации и космонавтики Эвергрин» . АБПик . ЭЙР-БРИТАНИЯ . Проверено 15 ноября 2016 г.
  87. ^ «БТ-13 Доблестный» . Музей авиации Форт-Уэрта . Музей авиации Форт-Уэрта . Проверено 15 ноября 2016 г.
  88. ^ «Крушение БТ-13 в Музее самолетов славы АЗ» . Wreckchasing.com . 25 сентября 2008 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  89. ^ «Проект реставрации: БТ-13» . Музей авиации Фарго . Проверено 6 декабря 2016 г.
  90. ^ «Vultee BT-15 (Конверсия фильма Aichi D3Y 'Вал')» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 1 декабря 2023 г.
  91. ^ «ТОРА! ТОРА! ТОРА! исполняется ПЯТЬДЕСЯТ» . Проверено 1 декабря 2023 г.
  92. ^ Суонборо и Бауэрс 1963, с. 461

Библиография

[ редактировать ]
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. Июнь 1976 г. ISSN   0143-5450 .
  • Андерссон, Леннарт (2008). История китайской авиации: Энциклопедия самолетов и авиации Китая до 1949 года . Тайбэй, Китайская Республика: AHS Китайской Республики. ISBN  978-957-28533-3-7 .
  • Сапиенца, Антонио Луис (май 2001 г.). «Парагвайская военная авиация во время Второй мировой войны». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 30–33. ISSN   1243-8650 .
  • Суонборо, ФГ; Бауэрс, Питер М. (1963). Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм. OCLC   464065470 .
  • Вегг, Джон (1990). Самолеты General Dynamics и их предшественники . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN  0-85177-833-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 251fd973996932234ab8a62fdda7a0d9__1721046420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/d9/251fd973996932234ab8a62fdda7a0d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vultee BT-13 Valiant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)