История французского военно-морского флота
Французский флот |
---|
Команда |
Компоненты |
Оборудование |
Персонал |
История |
Награды |
Хотя история французского флота восходит к средневековью, можно сказать, что ее история фактически началась с Ришелье при Людовике XIII .
С момента создания своей нынешней территории Франции пришлось столкнуться с тремя серьезными проблемами на военно-морском уровне:
- Географически Франция располагала двумя большими участками береговой линии, разделенными Пиренейским полуостровом (Испания и Португалия), поэтому ей приходилось держать два военно-морских силы и делить ресурсы между Средиземным морем и Атлантическим океаном.
- Политически и стратегически основные угрозы Франции исходили из Центральной Европы , где требовалась сильная армия, а не сильный флот.
- Непоследовательная поддержка ее флота. Чтобы быть эффективными, флоту необходима инфраструктура, порты, верфи, литейные заводы, которые необходимо поддерживать в мирное время. Офицерам и экипажам необходим большой опыт работы в море. Нехватка ресурсов и политическое непонимание неоднократно наносили ущерб службе, создавая серию блестящих эпох, за которыми следовали катастрофы.
Историю французского военно-морского флота можно разделить на следующие эпохи:
- Создание первого настоящего государственного флота при Людовике XIII благодаря политике Ришелье. Этот флот был в значительной степени разрушен проблемами Фронды .
- Восстановленная и блестящая эпоха при Людовике XIV , во многом благодаря Жану-Батисту Кольберу . Эти усилия не были продолжены во время правления и Филиппа Орлеанского в начале правления Людовика XV ; следовательно, Семилетняя война и война между Францией и Индией закончились катастрофой.
- Период возрождения под влиянием Шуазеля , который завершился при Людовике XVI победой де Грасса в битве при Чесапике во время американской войны за независимость . В тот же период такие исследователи, как Бугенвиль, расширили географию Франции, создали военно-морские карты и основали аванпосты. Падение произошло во время Французской революции и Первой Империи , в результате чего британцы получили бесспорный контроль над морями .
- При Наполеоне III был построен современный военно-морской флот с использованием новых технологий, таких как паровая и корабельная броня, которые сделали старые флоты фактически устаревшими. Эта сила была важным инструментом в создании и сохранении Французской империи. Флот поддерживал высокий уровень, и между двумя мировыми войнами (1925–1939) были предприняты значительные усилия по противодействию угрозе со стороны немецких и итальянских военно-морских сил. После падения Франции в 1940 году большая часть военно-морского флота так и не получила возможности сражаться. То, что уцелело в Мерс-эль-Кебире, в конечном итоге было уничтожено при затоплении французского флота в Тулоне .
Имя
[ редактировать ]Французский флот ласково называют La Royale («Королевский»). Причина этого прозвища неизвестна. Есть предположения: возможно, это связано с его традиционной привязанностью к французской монархии ; потому что, прежде чем называться «национальным», военно-морской флот назывался «королевским» (военно-морской флот не носил королевских титулов, общих с другими европейскими флотами, такими как британский Королевский флот ); или просто из-за расположения штаб-квартиры на улице Рояль в Париже.
Средний возраст
[ редактировать ]Средневековые флоты, как во Франции, так и в других странах, почти полностью состояли из торговых судов, зачисленных на военно-морскую службу во время войны. Но раннее начало французского флота восходит к средневековью, когда он разгромил английский флот в битве при Арнемейдене . [1] 23 сентября 1338 года. Битва при Арнемейдене была также первым морским сражением с применением артиллерии. [2] Самым заметным морским сражением с участием французов было тяжелое поражение, которое они потерпели при Слейсе , потеряв почти 200 кораблей и до 20 000 убитыми, в то время как англичане потеряли только 2 корабля и 600 человек.
Людовик XIII и Ришелье
[ редактировать ]Слезы наших государей имеют соленый привкус моря, которое они игнорировали. [3]
Во время правления Генриха IV Франция находилась в нестабильном состоянии и стремилась гарантировать свою независимость от испанского и папского влияния. Это привело как к акценту на сухопутные силы, что истощало ресурсы, так и к союзу с Англией, который неблагоприятно показал бы, что Франция бросила вызов ее военно-морскому превосходству.
Когда Ришелье стал военно-морским министром, он разработал план восстановления мощного военно-морского флота, разделенного на две отдельные силы.
Средиземноморские силы должны были полностью состоять из галер , чтобы воспользоваться преимуществами относительно спокойного моря. Первоначально план предусматривал 40 галер, но их количество было сокращено до 24, в частности из-за нехватки рабов на галерах - на каждой галере было 400 или 500 рабов.
Океанские силы должны были состоять из военных кораблей . Это были корабли умеренного размера из-за отсутствия гаваней, подходящих для размещения очень крупных подразделений, но очень тяжело вооруженные орудиями большого калибра; Водоизмещение этих кораблей составляло от 300 до 2000 тонн, они несли до 50 24-фунтовых пушек , стрелявших выстрелами калибра 150 мм . Первые корабли были заказаны у голландцев, а французское производство началось со знаменитой Couronne , престижного корабля, типичного для этой эпохи.
В 1627 году флот не был готов бросить вызов английскому флоту при осаде Ла-Рошели , что привело к строительству дамбы для установления блокады . Флоты того периода часто состояли в основном из торговых судов, поспешно загруженных пушками, с недостаточным экипажем и плохо управляемыми. [4]
Благодаря недавно построенным кораблям, спроектированным как военные корабли с экипажем из моряков и обученных артиллеристов, был приобретен боевой опыт во франко-испанской войне и Тридцатилетней войне , а также заметные победы в битве при Кадисе (1640 г.), одержанной первым Великим французским войском. Адмирал Жан Арман де Майе-Брезе , сын маршала Урбена де Майе-Брезе и племянник кардинала Ришелье. Военно-морской флот построил французскую империю, завоевав «Нувель-Гиенну» (ныне Акадия ), «Новую Францию» (ныне Канада ), Тортугу , Мартинику , Гваделупу , несколько других островов в Карибском море , Багамские острова и Мадагаскар .
Людовик XIV и Кольбер
[ редактировать ]Под опекой «Короля-Солнца» французский флот был хорошо финансируем и оснащен, сумев одержать несколько первых побед в Девятилетней войне против Королевского флота и голландского флота . Однако финансовые проблемы вынудили флот вернуться в порт и позволили англичанам и голландцам перехватить инициативу.
Под влиянием амбициозной политики Жана-Батиста Кольбера в области кораблестроения французский флот начал приобретать великолепие, соответствующее символике эпохи Людовика XIV, а также фактическое военное значение. Линейный корабль Soleil Royal является образцом тенденций того времени. Кольберу приписывают создание значительной части военно-морских традиций Франции.
Французский флот этого периода также находился в авангарде развития военно-морской тактики. Поль Ост (1652–1700) написал первую крупную работу по военно-морской тактике. [5]
Перед Девятилетней войной, во франко-голландской войне , французскому флоту удалось одержать решительную победу над объединенным испано-голландским флотом в битве при Палермо (1676).
Во время Войны Великого Альянса адмирал Турвиль одержал значительную победу в битве при Бичи-Хед (1690, Батай де Бевезье ). Франция получила контроль над Ла-Маншем . ряд кораблей были названы Бевезье или Турвиль Это событие считается одним из самых славных подвигов французского флота, и Турвиль заслужил славу, которая сохраняется и по сей день ( в память об этом сражении ).
В битвах при Барфлере и Ла-Уге в 1692 году французский флот вступил в бой с англо-голландским флотом, при этом обе стороны сильно пострадали. [6] Однако, как только ветер и прилив изменились, французы сильно пострадали, пытаясь вернуться в порт для ремонта. Некоторые из поврежденных французских кораблей были вынуждены высадиться на берег в Шербуре , где они были уничтожены английскими баркасами и брандерами . Экипажи были спасены, но потерянные пятнадцать линейных кораблей не были заменены, и Франция на протяжении десятилетий не бросала серьезного вызова объединенному англо-голландскому флоту.
Франция с большим успехом обратилась к торговым набегам, а не к действиям большого флота под руководством таких капитанов, как Жан Барт , Клод де Форбен и Рене Дюге-Труэн .
Людовик XV
[ редактировать ]До того, что британцы назвали « Annus Mirabilis» 1759 года , французский и британский флот добились примерно одинакового успеха в своих многочисленных конфликтах. Ситуация решительно изменилась в том году, когда произошла серия бедствий для французов, которые в начале года планировали вторжение в Британию . Британцы ответили блокадой французского флота в Тулоне и Бресте ; когда французы появились, они потерпели решительное поражение в сражениях при Лагосе, Португалии и заливе Киберон . Французский флот также не смог предотвратить потерю важных колоний Новой Франции ( Квебека ) и Гваделупы . Этот год ознаменовал начало периода явного британского господства на море.
После катастроф Семилетней войны Франция оказалась финансово неспособной создать флот, способный бросить вызов Королевскому флоту Великобритании . Однако усилия были предприняты, и к моменту смерти Людовика XV в 1774 году « Королевская морская пехота» была несколько больше, чем в 1763 году, и, что особенно важно, заменила многочисленные старые суда более эффективными современными конструкциями. Также стоит отметить: в 1766 году Бугенвиль возглавил первое французское кругосветное плавание.
- Солей-Рояль (1749 г.)
- Герой (1752)
- Молния (1751)
- Королевский Луи (1759)
- Город Париж (1764 г.)
- Картина 1777 года «Внешняя гавань Бреста» , изображающая французский порт Брест. Работа была создана с целью показать успешное восстановление французских военно-морских объектов в Бресте в 1760-1770-х годах.
Людовик XVI
[ редактировать ]Король Людовик XVI увлекался техническими предметами и географией и поощрял исследования, в том числе поручил Жану-Франсуа де Галаупу, графу де Лаперузу , совершить далеко идущие открытия. (Экспедиция Лаперуза, 1785–1788, французский ответ на путешествие Кука. [7] ). По приказу короля Людовика XVI Лаперуз покинул Брест, Франция, под командованием «Астролябии» и «Ла-Буссоля» 1 августа 1785 года в научное путешествие по Тихому океану, вдохновленное путешествиями Джеймса Кука . Он так и не вернулся, а его корабли позже были найдены потерпевшими крушение у острова Ваникоро , который является частью изолированной группы островов Санта-Крус в южной части Тихого океана. Суда, спроектированные французским инженером Жаком-Ноэлем Сане, начали строиться во время войны за независимость США . Он создал, по сути, окончательную конструкцию боевого корабля с ветровой тягой, со стандартными фрегатами, несущими 18-фунтовые орудия, и стандартными линейными кораблями с 64, 74, 80 и 118 орудиями; его 74-пушечный линейный корабль стал основой французского и британского флотов. Говорят, что самые крупные подразделения, 118-пушечные, были «такими же маневренными, как фрегат» ( «Океан класс типичным примером является »).
Во время американской войны за независимость французский флот сыграл решающую роль в поддержке американской стороны. Французский флот был единственным военно-морским флотом, способным сражаться с британцами, наряду со скромными континентальными и американскими государственными флотами и американскими каперами. [8] В упорных усилиях французам под командованием де Грасса удалось отбить британский флот в битве при Чесапике в 1781 году, гарантируя, что франко-американские сухопутные войска выиграют продолжающуюся битву при Йорктауне . Карьера де Грасса закончилась, когда он попал в плен во время решающего поражения французов в битве при Сенте в 1782 году .
В Индии Сюффрен участвовал в серии кампаний против британцев (1770–1780), борясь за превосходство с вице-адмиралом сэром Эдвардом Хьюзом .
В 1789 году французский флот имел 71 линейный корабль , 64 фрегата , 45 корветов и 32 меньших корабля; еще 12 линейных кораблей и 10 фрегатов находились в стадии строительства и, как ожидается, будут спущены на воду в течение года. Экипажи насчитывали 75 000 матросов, 5 000 артиллеристов, 2 000 офицеров и 14 000 морских пехотинцев-фузилеров . Корабли базировались в основном в Бресте, Тулоне и Рошфоре , а также в Лорьяне , Гавре, Дюнкерке, Бордо, Байонне и Марселе.
Французская революция и Первая империя
[ редактировать ]Французская революция , уничтожившая многочисленных офицеров благородного происхождения (среди них Шарль д'Эстен ), практически нанесла вред французскому флоту.
Национальное собрание распустило Корпус артиллеристов флота, что фактически остановило обучение артиллерийскому делу, катастрофически снизив скорострельность и точность батарей; [9] кроме того, французская доктрина заключалась в ведении огня по снастям вражеских кораблей, чтобы вывести их из строя; эта доктрина могла оказаться эффективной с хорошо обученными экипажами, но была непрактичной с плохо подготовленными артиллеристами и приводила к ряду случаев, когда французским кораблям не удавалось нанести ни одного попадания по опасно незащищенным британским кораблям (как это произошло в бою при Ча Ира , или в начале Трафальгарской битвы ). Напротив, доктрина Королевского флота заключалась в том, что их хорошо обученные артиллеристы должны вести огонь по корпусу противника, гораздо более легкой цели, чтобы убить и покалечить экипаж и постепенно снизить огневую мощь.
Попытки превратить флот в мощную силу под руководством Наполеона были сорваны смертью Латуша Тревиля в 1804 году и Трафальгарской битвой в 1805 году, когда британцы практически уничтожили объединенный франко-испанский флот. Эта катастрофа гарантировала британскому военно-морскому господству во время наполеоновских войн .
С тех пор французский флот был ограничен фрегатами и каперами, такими как Робер Сюркуф . Это положило начало тенденции французов отдавать предпочтение большому количеству меньших, но мощных и быстрых подразделений, а не большим крупным кораблям.
От Реставрации Бурбонов до Второй Империи
[ редактировать ]В девятнадцатом веке военно-морской флот восстановился и стал вторым по силе в мире после Королевского флота.
В этот период исследователь и военно-морской офицер Дюмон д'Юрвиль внес свой вклад в географию южной и западной части Тихого океана, Австралии, Новой Зеландии и Антарктиды и вернул ранее неизвестные виды растений и животных.
Французский флот также провел успешную блокаду Мексики во время Кондитерской войны 1838 года и уничтожил Императорский флот Китая в битве при Фучжоу в 1884 году. Он также служил эффективным связующим звеном между растущими частями Французской империи. Французский военно-морской флот был лидером во многих областях разработки военных кораблей, сначала путем постепенного улучшения существующих проектов Парижской комиссии , но также и пионером во внедрении нескольких новых технологий: паровой двигательной установки, винтового гребного винта, защиты броневых листов, стальной конструкции и защищенные артиллерийские установки.
- Франция лидировала в разработке артиллерийских снарядов для ВМФ, изобретенных Анри-Жозефом Пейшаном.
- В 1850 году «Наполеон» стал первым специально построенным линкором с паровым двигателем.
- «Глуар» стал первым морским броненосцем , спущенным на воду в 1853 году.
- В 1863 году французский флот спустил на воду «Плонжер» , первую подводную лодку с механическим приводом.
- В 1876 году Redoutable стал первым военным кораблем со стальным корпусом.
- Наполеон (1850 г.).
- Водолаз (1876).
- Слава (1863).
- Грозный (1876).
- Хорегиберри (1897 г.).
Глобальные вмешательства
[ редактировать ]В своей речи в 1852 году Наполеон III провозгласил, что «Империя означает мир» (« L'Empire, c'est la paix »), хотя он был полон решимости проводить сильную внешнюю политику для расширения мощи и славы Франции. Французский флот участвовал во множестве боевых действий по всему миру.
Крымская война
[ редактировать ]Вызов Наполеона III претензиям России на влияние в Османской империи привел к успешному участию Франции в Крымской войне (март 1854 г. – март 1856 г.). Во время этой войны Наполеон успешно установил французский союз с Великобританией , который продолжался и после окончания войны.
Французский линейный корабль «Генри IV» и корвет «Плутон» сели на мель после шторма, уничтожившего множество кораблей союзников. Останки Генриха IV были использованы для строительства крепости. « Плутон » был полностью потерян. [10]
Восточная Азия
[ редактировать ]Наполеон III предпринял первые шаги по установлению французского колониального влияния в Индокитае . Он одобрил начало военно-морской экспедиции в 1858 году, чтобы наказать вьетнамцев за жестокое обращение с французскими католическими миссионерами и заставить суд признать французское присутствие в стране. Важным фактором в его решении была уверенность в том, что Франция рискует стать второсортной державой, не расширяя своего влияния в Восточной Азии. идея о том, что Франция выполняет цивилизаторскую миссию Также распространялась . В конечном итоге это привело к полномасштабному вторжению в 1861 году. К 1862 году война закончилась, и Вьетнам уступил три провинции на юге, называемые французской Кочинчиной , открыл три порта для французской торговли, разрешил свободный проход французским военным кораблям в Камбоджу (что привело к французскому протекторату над Камбоджей в 1867 году), предоставило свободу действий французским миссионерам и дало Франции крупную компенсацию расходов на войну.
В Китае Франция приняла участие во Второй Опиумной войне , а в 1860 году французские войска вошли в Пекин . Китай был вынужден предоставить больше торговых прав, разрешить свободу судоходства по реке Янцзы , предоставить христианам полные гражданские права и свободу религии и предоставить Франции огромную компенсацию. Это, в сочетании с интервенцией во Вьетнаме, подготовило почву для дальнейшего французского влияния в Китае, что привело к созданию сферы влияния на некоторые части Южного Китая.
В 1866 году войска французского флота предприняли попытку колонизировать Корею . Французский флот также имел небольшое присутствие в Японии в 1867–1868 годах в связи с действиями французской военной миссии в Японии и последующей войной Босин .
Мексика
[ редактировать ]Французский флот принимал активное участие во французской интервенции в Мексику (январь 1862 г. – март 1867 г.). Наполеон III, используя в качестве предлога отказ Мексиканской Республики выплатить свои внешние долги, планировал установить французскую сферу влияния в Северной Америке, создав поддерживаемую Францией монархию в Мексике. -клерикальная Мексиканская республика.
Линкоры до дредноута
[ редактировать ]В 1880-х годах доктрина Jeune École имела более сильное влияние во французском флоте, чем где-либо еще. Основанная на традициях каперской войны, Jeune École делала упор на небольшие маневренные суда, такие как торпедные катера и крейсеры, несущие артиллерийские орудия, и преждевременно считала линкор устаревшим. Однако в начале 1890-х годов линкор до дредноута возродился с удивительной энергией и новой защитой от торпед и мин, а торпедные катера оказались неадекватными мореходными качествами для открытого океана.
Французские крупные корабли того времени можно было легко узнать по их небольшим размерам (10 000 тонн), огромным шпорам, большой высоте и выраженному кувырку . Французские линкоры, часто несущие лишь половину основного вооружения своих британских современников, имели бронированные мачты с электрическими подъемниками внутри, огромные трубы и сложные системы шлюпбалок для спуска лодок с узких верхних палуб.
Франция построила значительный флот этих судов, хотя редко с такими однородными классовыми характеристиками, как в Великобритании и Германии. «Буве » , «Массена» и «Жорегиберри» строились как «образцы линкоров», поскольку проектирование настоящего класса линкоров было доработано. В конечном итоге это материализовалось в виде трех кораблей «Карл Великий» класса , которые имели вооружение почти наравне со своими британскими современниками.
Концептуальное и технологическое преимущество Франции оказалось привлекательным для новой индустриализирующейся Японии , когда французский инженер Эмиль Бертен был приглашен на четыре года для проектирования нового флота для Императорского флота Японии , что привело к ее успеху в Первой китайско-японской войне в 1894 году. Французские верфи активно производили военные корабли для иностранных заказчиков, особенно для Императорской России, которая копировала французский стиль при проектировании многих своих крейсеров и линкоров. Несмотря на свое лидерство в некоторых областях технологий (котлы, металлургия), Франция не обладала производственными мощностями своего соперника через Ла-Манш или своего нового врага, Германии.
На рубеже веков французский дизайн впитал в себя влияние зарубежной практики. Ее новые линкоры имели две спаренные 300-мм артиллерийские башни вместо одиночных, менее преувеличенный наклон корпуса и отказ от таранной носовой части. Это привело к улучшению мореходных характеристик, хотя корабли остались небольшими.
В Liberté классе (завершен в 1907 году) конструкция французского дредноута наконец-то догнала стандарты США и Великобритании; но в 1907 году также состоялся дебют HMS Dreadnought , который в одночасье сделал все крупные корабли мира устаревшими. В течение 1911 года, пока конкурирующие военно-морские силы производили новые дредноуты, все доступные верфи Франции были посвящены производству шестикорабельных «Дантон» дредноутов класса , которые, хотя и имели турбинную/четырехвинтовую двигательную установку, по-прежнему устанавливали только четыре тяжелых орудия на каждом, в отличие от минимум десять для дредноута.
Первые французские дредноуты появились только в 1914 году, а «Курбе» и «Бретань» два класса общей численностью семь кораблей — классы были построены во время Первой мировой войны . Благодаря союзу с Великобританией военно-морские силы Франции были сосредоточены в Средиземноморье, в основном для противостояния австро-венгерскому флоту в Адриатическом море . Тем временем был также построен большой крейсерский флот, служивший в Средиземноморье, Ла-Манше, а также в имперских владениях Франции в Индокитае, на островах Тихого океана, в Западной Африке и Карибском бассейне.
Французская военно-морская форма, 1884 г.
[ редактировать ]- Французский моряк
- «Иду в бой»
Мировые войны
[ редактировать ]В начале 20 века развитие французского военно-морского флота замедлилось, в результате чего он уступил по численности военно-морским силам Германии и США. Было поздно ввести в действие новые линкоры- дредноуты и легкие крейсеры , и в Первую мировую войну он вступил с относительно небольшим количеством современных кораблей: только один дредноут вступал в строй в начале войны, все четыре « Курбе » к концу 1914 года и три улучшенных дредноута к середине 1914 года. -1916. Во время войны основные усилия французов были на суше. Хотя уже находившиеся в пути крупные корабли были достроены, новых военных кораблей было заложено немного. Несмотря на устаревший состав, Национальная морская пехота хорошо зарекомендовала себя в Первой мировой войне. Основной операцией ВМС Франции была Дарданелльская кампания . Самыми значительными потерями Франции во время войны стали четыре линкора до дредноута, пострадавшие от мин и торпед подводных лодок .
Ряд крупных кораблей ВМС Франции в начале/конце Первой мировой войны: [11]
- линкоры- дредноуты : 4/7
- линкоры до дредноута : 17/13
- броненосные крейсеры : 22/18
- защищенные крейсера : 13/12
- эсминцы : 35/42 (мощностью более 500 тонн)
- торпедные катера : 180/164
- подводные лодки : 50/61
Первый протоавианосец
[ редактировать ]Изобретение гидросамолета в 1910 году французским судном Fabre Hydravion привело к самому раннему развитию кораблей, предназначенных для перевозки самолетов, поплавков . В 1911 году французский флот Фудр стал первым гидроавианосцем . Он был заказан как тендер для гидросамолетов и перевозил гидросамолеты в ангарах на главной палубе, откуда их с помощью крана спускали в море. В ноябре 1913 года «Фудре» была дополнительно модифицирована с 10-метровой плоской палубой для запуска гидросамолетов. [12]
Генезис плоскопалубного авианосца
[ редактировать ]«Судно-самолетоносец незаменимо. Эти суда будут построены по плану, сильно отличающемуся от того, который используется в настоящее время. Прежде всего палуба будет очищена от всех препятствий. Она будет плоской, максимально широкой, не ставя под угрозу морское судоходство. линии корпуса, и это будет похоже на посадочную площадку». |
Клеман Адер , военная авиация , 1909 год. |
По мере развития самолетов тяжелее воздуха в начале 20-го века различные военно-морские силы начали проявлять интерес к их потенциальному использованию в качестве разведчиков для своих больших артиллерийских военных кораблей. В 1909 году французский изобретатель Клеман Адер опубликовал в своей книге «Военная авиация» описание корабля для эксплуатации самолетов в море с плоской полетной палубой, островной надстройкой, палубными лифтами и ангарным отсеком. [13] В том же году военно-морской атташе США в Париже прислал отчет о своих наблюдениях. [14] и первые эксперименты по проверке этой концепции были проведены в Соединенных Штатах в 1910 году.
Строительство флота между мировыми войнами
[ редактировать ]Каждый военно-морской флот состоит из множества кораблей разных размеров, и ни один флот не имеет достаточно ресурсов, чтобы сделать каждое судно лучшим в своем классе. Тем не менее, разные страны стремятся преуспеть в определенных классах. В период между мировыми войнами французский флот отличался постройкой небольшого количества кораблей, которые были «чрезмерными» по сравнению с их эквивалентами других держав.
Например, французы решили построить «суперэсминцы», которые во время Второй мировой войны считали союзники эквивалентом легких крейсеров. Это был способ обойти Вашингтонский договор , который налагал ограничения на крейсеры и линкоры, но не на эсминцы и более мелкие подразделения. класса Le Fantasque по Эсминцы -прежнему остаются самыми быстрыми эсминцами в мире. Подводная лодка «Сюркуф» была самой большой и мощной в свое время.
В 1933 году французский флот рассматривал возможность строительства суперлинкора « Лион» типа , но эти планы были отменены, когда немцы начали производить так называемые «карманные линкоры»; французы ответили классом из двух кораблей типа «Дюнкерк» , классом быстрых линкоров, находящимся где-то между линейными крейсерами и линкорами. Нишу большого линкора занял «Ришелье» класс .
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале войны французский флот участвовал в ряде операций против держав Оси , патрулируя Атлантику и бомбардируя Геную . Однако капитуляция Франции и условия перемирия полностью изменили ситуацию: французский флот немедленно вышел из боя.
Уничтожение французского флота и вишистская Франция
[ редактировать ]Британцы воспринимали французский флот как потенциально смертельную угрозу, если французы станут формальными врагами или, что более вероятно, если нацистской Германии получит Кригсмарине контроль. Крайне важно было вывести их из строя. Некоторые суда находились в контролируемых британцами портах в Великобритании или Египте, и их либо уговорили снова присоединиться к союзникам в качестве кораблей Свободной Франции , либо их взяли на абордаж и разоружили.
Однако важные части флота находились в Дакаре и Мерс-эль-Кебире . Королевский флот выдвинул ультиматум, но, когда соглашение оказалось невозможным, 3 июля 1940 года они открыли огонь и потопили или повредили большую часть французского флота ( операция «Катапульта» ), чтобы не дать флоту попасть в руки Оси. Эта акция испортила англо-французские отношения и препятствовала дальнейшему переходу на сторону союзников. С этого момента корабли, оставшиеся в руках французов Виши, проводили войну, пытаясь соблюдать нейтралитет по отношению к державам Оси, избегая при этом захвата союзниками и Свободной Францией. Они добились единичных тактических успехов, которые не имели никакого значения на фоне общей стратегической катастрофы, такой как сражения при Дакаре и Ко Чанге .
В ноябре 1942 года союзники вторглись во французскую Северную Африку . В ответ немцы оккупировали ( Дело Антона ) вишистскую Францию, включая французский военно-морской порт Тулон , где находилась основная часть уцелевшего французского флота. Это была главная цель Германии, и для ее захвата были выделены силы под командованием СС (операция «Лила» ). Реакция французских военно-морских властей разделилась: адмирал Жан де Лаборд , командующий Forces de Haute Mer (Флот открытого моря), выступал за плавание для нападения на флот вторжения союзников, в то время как другие, такие как министр военно-морских сил Виши Контре- Амирал Габриэль Офан выступал за присоединение к союзникам. На нескольких военных кораблях прошли стихийные демонстрации в пользу плавания с союзниками, скандировавшие « Vive de Gaulle! Appareillage! ».
Однако приказы французскому командованию затопить свои корабли в случае попытки захвата власти были усилены, и, часто несмотря на присутствие немецких войск, это делалось при затоплении французского флота в Тулоне . Ни один крупный корабль и немногие другие не были взяты в ремонтопригодном состоянии. [15] Несколько кораблей покинули Тулон и присоединились к союзникам, в частности подводная лодка «Касабьянка» .
Свободные военно-морские силы Франции
[ редактировать ]После перемирия и Обращения 18 июня Forces Шарль де Голль основал Силы Свободной Франции , включая военно-морское подразделение, Силы Свободного Военно-морского флота Франции ( navales françaises libres , FNFL). Чтобы отличить ФНФЛ от французских сил Виши, вице-адмирал Эмиль Мюзелье создал носовой флаг, изображающий французские цвета с красным крестом Лотарингии , а также кокарду с изображением креста Лотарингии для самолетов.
Французский флот был широко рассредоточен. Некоторые суда находились в порту Франции; другие бежали из Франции в порты, контролируемые Великобританией, в основном в самой Британии или в Александрии в Египте. На первом этапе операции «Катапульта » корабли в британских портах Плимут и Портсмут были просто взяты на абордаж в ночь на 3 июля 1940 года. Самая большая на тот момент подводная лодка в мире « Сюркуф» , искавшая убежища в Портсмуте в июне 1940 года. после немецкого вторжения во Францию предпринял попытку сопротивляться абордажу. При захвате подводной лодки погибли два британских офицера и один французский матрос. Другими кораблями были два устаревших линкора «Париж» и «Курбе» , эсминцы «Триумфант» и « Леопард» , 8 торпедных катеров, 5 подводных лодок и ряд других кораблей меньшего значения.
Большинство этих кораблей были сданы ФНФЛ (особенно подводная лодка «Сюркуф »), а другие были арендованы британцами (например, корвет «Аконит» ), представляя собой зародыш военно-морских сил.
Когда Французская Африка присоединилась к союзникам, были получены важные корабли, базирующиеся в Дакаре (в частности, крейсеры «Сюффрен» , «Глуар» , «Монкальм» , «Жорж Лейг » и линкор «Ришелье» ).
Помимо военных кораблей, ФНФЛ создала силы специального назначения: капитан Филипп Киффер черпал вдохновение у британских коммандос для обучения новых подразделений « Commandos Fusiliers-Marins », которые позже стали Commandos Marine . Эти коммандос отличились во время битвы за Нормандию , под огнем взбираясь на скалы, чтобы уничтожить немецкие береговые батареи. Капитан Анри Оноре д'Эстьен д'Орв попытался объединить французское Сопротивление и стал вдохновляющим символом, когда был арестован, подвергнут пыткам гестапо и казнен.
ФНФЛ также приютила технических новаторов, таких как капитан Жак Кусто , который изобрел современный аква-легкий , и Ив Рокар , который усовершенствовал радар . Аквалегкие стали важным усовершенствованием для операций коммандос.
Французские военные корабли ФНФЛ поддерживали высадку десантов на юге Франции ( операция «Драгун» ) и Нормандии ( операция «Нептун» ). Эти подразделения также сыграли свою роль в войне на Тихом океане. Ришелье присутствовал в Токийском заливе при подписании Акта о капитуляции Японии .
Современный флот
[ редактировать ]Французская военно-морская доктрина предусматривает наличие двух авианосцев , но у французов есть только один — « Шарль де Голль» .
Военно-морской флот находится в процессе серьезных технологических изменений и изменений в сфере закупок. Морская версия Rafale заменяет старые самолеты. Новые стратегические подводные лодки типа SNLE-NG в основном заменили старые SNLE , а новая ядерная баллистическая ракета проходит испытания, запланированные на 2008 год. Опыт, приобретенный при строительстве SNLE-NG, также приведет к созданию нового типа ядерных подводных лодок. ударные подводные лодки , которые ожидаются в 2017 году. Надводные силы модернизируются по численности и современности: запланировано строительство двух больших эсминцев и 11 фрегатов . более современные ракеты Выпускаются , в частности, расширяются возможности крылатых ракет.
См. также
[ редактировать ]Люди
[ редактировать ]- Рауль Кастекс , адмирал, крупный теоретик 20 века.
Политики
[ редактировать ]Герои старого режима
[ редактировать ]- Иоанн Венский
- Форбин , знаменитый капер
- Дюкен
- Турвиль
- Жан Барт , известный капер
- Дюге-Труэн , знаменитый капер
- Адмирал де Грасс , командующий французским флотом, помогающим США обеспечить независимость.
Герои Первой Республики
[ редактировать ]Исследователи
[ редактировать ]- Жак Картье
- Шамплен
- Бугенвиль
- Лаперуз
- д'Антрекасто
- Николя Томас Боден
- Дюмон д'Юрвиль
- Саворнан-де-Бразза
- Капитан Кусто
Другие важные французские военно-морские офицеры
[ редактировать ]- Адмирал Курбе
- Пьер-Шарль Вильнев , командующий французским и испанским флотами в Трафальгарском сражении.
- Пьер Лоти , наиболее известный своими литературными произведениями.
Списки кораблей
[ редактировать ]- Список линейных кораблей Франции
- Список французских парусных фрегатов
- Список линкоров Франции
- Текущие корабли ВМС Франции
- Список названий кораблей ВМС Франции
- Три корабля были названы в честь великого адмирала Франции: см. французский корабль Майе Брезе.
Список морских сражений
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2009 г. ) |
- ^ Жан-Клод Кастекс, Словарь франко-английских морских сражений , Presses de l'Université Laval, 2004, стр. 21
- ^ Жан-Клод Кастекс, Словарь франко-английских морских сражений , Presses de l'Université Laval, 2004, стр. 21
- ^ «Слезы наших государей имеют соленый привкус моря, которое они игнорировали».
- ^ Дженкинс, История ВМС Франции, стр. 15–31, ISBN 0-356-04196-4
- ^ Искусство военно-морских армий или Трактат об эволюции военно-морского флота, см. «Морская война в эпоху парусного спорта», Брайан Танстолл, 1990, стр. 59–64, ISBN 978-0-7858-1426-9
- ^ Дженкинс, История ВМС Франции, стр. 82–86, ISBN 0-356-04196-4
- ^ «Экспедиция Лаперуза, 1785–1788, французский ответ на путешествие Кука» . Архивировано из оригинала 16 января 2021 г. Проверено 29 июля 2010 г.
- ^ Источник
- ^ Более поздние комментаторы утверждают, что французские артиллеристы были адекватными артиллеристами, но очень плохими морскими артиллеристами - то есть они были неспособны компенсировать движения собственных кораблей.
- ^ «У.Л. Клоуз о Русской («Крымской») войне 1854–1856 годов» . pdavis.nl . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Balakin, Sergey (2000). "ВМС Франции 1914 — 1918. Справочник по корабельному составу" [French Navy 1914–1918. A Naval Reference Book] (supplement to the magazine Modelist-Konstruktor ). Morskaya Kollektsiya (in Russian). No. 3 . Retrieved 2019-03-13 .
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) - ^ Описание и фотография Фудре .
- ^ Клемент Адер о конструкции авианосца:
«Судно-самолетоносец незаменимо. Эти суда будут построены по плану, сильно отличающемуся от того, который используется в настоящее время. Прежде всего палуба будет очищена от всех препятствий. Она будет плоской, максимально широкой, не ставя под угрозу морское судоходство. линии корпуса, и это будет похоже на посадочную площадку». Военная авиация, с. 35
На хранении:
«При необходимости самолеты будут размещаться под палубами; они будут прочно закреплены на своих основаниях, каждый на своем месте, чтобы на них не воздействовала качка и качка. Доступ на эти нижние палубы будет осуществляться с помощью лифта, достаточного для Длинный и широкий, чтобы удерживать самолет со сложенными крыльями, большая выдвижная ловушка закрывала бы дыру в палубе и имела водонепроницаемые соединения, чтобы ни дождь, ни морская вода из сильного моря не могли проникнуть вниз». Военная авиация, с. 36
По технике приземления:
«Корабль будет идти прямо против ветра, корма будет чистой, но впереди будет установлен мягкий фальшборт на случай, если самолет вылетит за стоп-линию» «Военная авиация», с. 37 - ^ «Глава 1 — Ранние годы» . Авианосцы: Airpower at Sea . Проверено 13 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Затопление французского флота в Туоне, 27 ноября 1942 года» . bobhenneman.info . Архивировано из оригинала 7 января 2012 г. Проверено 28 декабря 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Офан, Поль и Жак Мордаль. Французский флот во Второй мировой войне (Naval Institute Press, 2016). онлайн
- Блатт, Джоэл. «Паритет, который означал превосходство: военно-морская политика Франции в отношении Италии на Вашингтонской конференции, 1921–22 годы, и внешняя политика Франции в межвоенный период». Французские исторические исследования 12.2 (1981): 223–248. онлайн
- Браун, Дэвид. Дорога в Оран: англо-французские военно-морские отношения, сентябрь 1939 г. - июль 1940 г. (Psychology Press, 2004) онлайн .
- Кануэль, Хьюг (2021). Падение и подъем французской морской мощи: поиски Франции независимой военно-морской политики, 1940–1963 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-616-1 . Стр. xiv, 344. Обзор доступен по адресу https://www.miwsr.com/2022-051.aspx .
- Шартран, Рене и Джерри Эмблтон. Французские военно-морские и колониальные войска 1872–1914 (Скопа, 2018)
- Кормак, Уильям С. Революция и политический конфликт во французском флоте 1789–1794 годов (Cambridge University Press, 2002) онлайн .
- Далл, Джонатан Р. Эпоха линейного корабля: британский и французский флот, 1650–1815 (U of Nebraska Press, 2009).
- Далл, Джонатан Р. Французский флот и Семилетняя война (U. of Nebraska Press, 2007), 445 страниц онлайн
- Далл, Джонатан Р. Французский флот и независимость Америки (Princeton University Press, 2015). онлайн
- Эстиваль, Бернар. «Французский флот и война в Алжире». Журнал стратегических исследований 25.2 (2002): 79–94.
- Халперн, Пол. «Военно-морской флот Франции, 1880–1914». в области технологий и военно-морского боя в двадцатом веке и за его пределами (Routledge, 2013), стр. 47–63.
- Гамильтон, CI Англо-французское военно-морское соперничество, 1840–1870 (Oxford University Press, 1993).
- Худ, Роберт Чалмерс. Королевские республиканцы: Военно-морские династии Франции между мировыми войнами (LSU Press, 1985) онлайн
- Дженкинс, Э.Х. (1973). История французского флота от его истоков до наших дней . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0356-04196-4 .
- Джеймс, Алан. «Развитие французской военно-морской политики в семнадцатом веке: ранние цели и амбиции Ришелье». История Франции 12.4 (1998): 384–402.
- ле Массон, Анри. ВМС Франции (2 том, Макдональд, 1969) во Второй мировой войне.
- Мелтон, Джордж Э. От Версаля до Мерс-эль-Кебира: обещание англо-французского военно-морского сотрудничества, 1919–40 (Naval Institute Press, 2015). онлайн
- Олендер, Петр. Китайско-французская военно-морская война 1884–1885 гг. (MMP Books, 2012) против Китая
- Причард, Джеймс. «От корабела к военно-морскому конструктору: профессионализация французских военно-морских кораблестроителей XVIII века». Технология и культура 28.1 (1987): 1-25. онлайн
- Причард, Джеймс. Анатомия морской катастрофы: французская военно-морская экспедиция 1746 года в Северную Америку (1995) онлайн
- Рандье, Жан (2006). La Royale: Иллюстрированная история французского флота . Бабуджи-МДВ Мастера Ветра. ISBN 978-2-35261-022-9 .
- Реддинг, Бенджамин В.Д. Английский и французский флот, 1500–1650: расширение, организация и государственное строительство (Boydell Press, 2021).
- Ропп, Теодор и Стивен С. Робертс. Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871–1904 гг. (Военно-морской институт США, 1987).
- Томас, Мартин. «После Мерс-эль-Кебира: Вооруженный нейтралитет французского флота Виши, 1940-43». Английский исторический обзор (1997): 643–670. онлайн
- Триттен, Джеймс Дж. «Влияние французской военно-морской мысли на ВМС США» (Центр технической информации Министерства обороны, DTIC ADA306841, 1995) онлайн
- Уинфилд, Риф и Робертс, Стивен С., Французские военные корабли в эпоху парусного спорта, 1626–1786: дизайн, конструкция, карьера и судьбы (Seaforth Publishing, 2017) ISBN 978-1-4738-9351-1 ;
- Французские военные корабли в эпоху парусного спорта, 1786–1861: дизайн, конструкция, карьера и судьбы (Seaforth Publishing, 2015) ISBN 978-1-84832-204-2 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Рауль Кастекс . Стратегические теории (Naval Institute Press, 2017), Евгения Кислинг переводит и резюмирует оригинальное пятитомное исследование, «Стратегические теории» Рауля Кастекса. ISBN 1-68247-278-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Французские военно-морские лидеры и французский флот в американской войне за независимость
- fr: Администрация и администраторы Королевского флота Франции (на французском языке)
- Иллюстрированная история кораблей французского военно-морского флота, 1850–1916 гг., с сайта BigBadBattleships.com.
- Французский флот в наполеоновскую эпоху