Jump to content

Сан люди

(Перенаправлено с Басарвы )

Сан
Бушмены
Общая численность населения
~105,000
Регионы со значительной численностью населения
 Ботсвана 63,500
 Намибия 27,000
 ЮАР 10,000
 Ангола <5000
 Зимбабве 1,200
Языки
Языки семей Кхое , Кха и Туу , английский , португальский , африкаанс.
Религия
Религия сан , христианство
Родственные этнические группы
Кхое , Цветные , Гибриды , Гриква , Сото , Коса , Зулу , Свази , Ндебеле , Педи , Тсвана , Лози
Карта современного распространения «койсанских» языков. Территории, заштрихованные синим и зеленым, и территории к востоку от них принадлежат народу сан.

Народ сан (также сан ), или бушмены , являются представителями любой из коренных культур охотников-собирателей южной Африки и старейших сохранившихся культур региона. [1] Их недавние исконные территории охватывают Ботсвану , Намибию , Анголу , Замбию , Зимбабве , Лесото , [2] и Южная Африка .

Сан говорят, или их предки говорили, на языках языковых семей Кхое , Туу и Кха , и их можно определить как народ только в отличие от соседних скотоводов, таких как Кхое, и потомков более поздних волн иммиграции, таких как банту. , европейцы и азиаты .

В 2017 году в Ботсване проживало около 63 500 сан, что делает ее страной с самой высокой долей народа сан - 2,8%. [3]

Определение

[ редактировать ]

В Кхоехоговабе термин «Сан» имеет долгую гласную и пишется как «Сан» . Это экзоним , означающий «собиратели», и он используется в уничижительной форме для описания людей, слишком бедных, чтобы иметь скот. На основе наблюдения за образом жизни этот термин был применен к носителям трех различных языковых семей, живущих между рекой Окаванго в Ботсване и национальным парком Этоша на северо-западе Намибии , простирающимся до южной Анголы ; центральные народы большей части Намибии и Ботсваны, простирающиеся до Замбии и Зимбабве ; и южные жители центральной части Калахари в направлении реки Молопо , которые являются последними остатками ранее обширного коренного населения Южной Африки. [4]

Портрет бушмена. Альфред Дагган-Кронин. Южная Африка, начало 20 века. Приветственная коллекция, Лондон.

Обозначения «бушмены» и «сан» являются экзонимами . У сан на языке нет собирательного слова. «Сан» происходит от уничижительного слова кхэкхое , обозначающего собирателей без скота и других богатств, от корня saa «подбирать с земли» + множественное число -n на диалекте Хайом . [5] [6]

«Бушмены» — старый термин, но к концу 1990-х годов «Сан» получил широкое распространение на Западе. Термин «бушмены» , происходящий от голландского Bosjesmans 17-го века , до сих пор используется другими и для самоидентификации, но теперь многие южноафриканцы считают его уничижительным или уничижительным. [7] [8] [9] [10] [11] В 2008 году дело об использовании слова «босман» (современный африкаансский эквивалент слова «бушмен») в газете Die Burger было рассмотрено Судом по вопросам равенства . Совет Сан показал, что он не возражал против его использования в положительном контексте, а суд постановил, что использование этого термина не является уничижительным. [12]

Сан называют себя своими нациями, например , Кунг (также пишется как Сюун , включая Джухоанси ), Ксам , Нонэ (часть Хомани), Ксоэ (Хве и Ани), Хайом , Нкоахое , Цувау , Гана и Гууи (ангви). ) , и т. д. [13] [14] [7] [15] [16] Представители народа сан в 2003 году заявили о своем предпочтении использовать такие отдельные названия групп, где это возможно, перед использованием собирательного термина сан . [17]

Принятие термина Сан в западной антропологии относится к 1970-м годам, и он остается стандартным термином в англоязычной этнографической литературе, хотя некоторые авторы позже вернулись к использованию названия бушмены . [4] [18] Слово «койсан» используется для обозначения скотовода кой и собирателя пищи сан вместе. Он был придуман Леонардом Шульце в 1920-х годах и популяризирован Исааком Шаперой в 1930 году. Антропологическое использование сан было отделено от комплекса койсан , [19] поскольку сообщалось, что экзоним Сан воспринимается как уничижительный в некоторых частях центральной Калахари. [8] К концу 1990-х годов термин сан в основном использовался самими людьми. [20] Принятию этого термина предшествовало несколько встреч, проведенных в 1990-х годах, на которых делегаты обсуждали вопрос принятия коллективного термина. [21] Эти встречи включали Конференцию по общему доступу к развитию, организованную правительством Ботсваны, состоявшуюся в Габороне в 1993 году, [15] первое ежегодное общее собрание Рабочей группы коренных меньшинств юга Африки (WIMSA) в 1996 году, состоявшееся в Намибии, [22] и конференция 1997 года в Кейптауне на тему «Койсанская идентичность и культурное наследие», организованная Университетом Западного Кейптауна . [23] Термин Сан теперь является стандартным в Южной Африке и официально используется на гербе национального герба . «Южноафриканский совет сан», представляющий общины сан в Южной Африке, был создан в рамках WIMSA в 2001 году. [24] [25]

Термин Басарва (единственное число Мосарва ) используется для обозначения сан в Ботсване. [26] [27] [28] Этот термин представляет собой слово банту ( тсвана ), означающее «те, кто не занимается разведением крупного рогатого скота», то есть эквивалент кхое- саан . [29] Префиксы мо-/ба- классов существительные используются для обозначения людей; более старый вариант Масарва с префиксами ле-/ма-, используемыми для обозначения людей и животных с сомнительной репутацией, является оскорбительным и был изменен после обретения независимости. [23] [30]

В Анголе их иногда называют муканкалас . [31] или bosquímanos ( португальская адаптация голландского термина «бушмены»). термины Амасили и Батва для них иногда используются В Зимбабве . [23] также называет сан батва Народ коса , а бароа - народ сото . [32] Термин «батва» банту относится к любому соплеменнику, собирающему пищу, и поэтому частично совпадает с терминологией, используемой для «пигмоидных» южных тва в Южно-Центральной Африке.

Бушмены-готентоты вооружены для экспедиции, 1804 г.

Охотники-собиратели Сан относятся к древнейшим культурам на Земле. [33] Считается, что они произошли от первых жителей территории нынешней Ботсваны и Южной Африки. Историческое присутствие народа сан в Ботсване особенно очевидно в регионе холмов Цодило на севере Ботсваны . Сан традиционно вели полукочевой образ жизни , сезонно перемещаясь в определенных определенных областях в зависимости от наличия ресурсов, таких как вода, дичь и съедобные растения. [34] Народы, родственные санам или подобные им, занимали южные берега по всей восточной кустарниковой зоне и, возможно, образовывали сангоанский континуум от Красного моря до мыса Доброй Надежды . [35]

К концу 18 века, после прибытия голландцев, тысячи сан были убиты и вынуждены работать на колонистов. Британцы пытались «цивилизовать» сан и заставить их вести более сельскохозяйственный образ жизни, но безуспешно. К 1870-м годам последние сан на мысе были истреблены, в то время как другие сан смогли выжить. Правительство Южной Африки раньше выдавало людям лицензии на охоту на сан, причем последняя лицензия, как сообщается, была выдана в Намибии в 1936 году. [36]

С 1950-х по 1990-е годы общины сан перешли к сельскому хозяйству из-за утвержденных правительством программ модернизации. Несмотря на изменения образа жизни, они предоставили массу информации в области антропологии и генетики . Одно масштабное исследование генетического разнообразия Африки , завершенное в 2009 году, показало, что генетическое разнообразие народа сан входит в пятерку лучших из всех 121 отобранной популяции. [37] [38] [39] Некоторые группы сан являются одними из 14 известных сохранившихся «групп предкового населения»; то есть «группы населения с общим генетическим происхождением, которые имеют общую этническую принадлежность и сходство как в своей культуре, так и в особенностях своих языков». [38]

Несмотря на некоторые положительные аспекты государственных программ развития, о которых сообщили члены общин сан и бакгалагади в Ботсване, многие говорили о постоянном ощущении исключения из процессов принятия правительственных решений, а многие сан и бакгалагади утверждали, что подвергаются этнической дискриминации со стороны правительство. [34] : 8–9  Государственный департамент США назвал продолжающуюся дискриминацию народа сан или басарва в Ботсване в 2013 году «основной проблемой прав человека» в этой стране. [40] : 1 

Общество

[ редактировать ]
Питьевая вода из установки с двумя лампочками
Разжигание огня вручную
Подготовка ядовитых стрел
Вменяемый человек

сан Система родства отражает их историю как традиционно небольших мобильных групп собирателей пищи. Родство сан похоже на родство инуитов , в котором используется тот же набор терминов, что и в европейских культурах, но добавлено правило имени и правило возраста для определения того, какие термины использовать. Правило возраста устраняет любую путаницу, возникающую из-за терминов родства, поскольку старший из двух человек всегда решает, как называть младшего. Распространено сравнительно мало имен (примерно 35 имен каждого пола), и каждого ребенка называют в честь дедушки или бабушки или другого родственника, но никогда - в честь его родителей.

У детей нет никаких социальных обязанностей, кроме игр, а досуг очень важен для сан всех возрастов. Большое количество времени проводится в разговорах, шутках, музыке и священных танцах. Женщины могут быть лидерами своих семейных групп. Они также могут принимать важные семейные и групповые решения и претендовать на владение водоемами и местами кормления. Женщины в основном занимаются сбором пищи, но иногда участвуют и в охоте. [41]

Вода важна в жизни Сан. Во время длительной засухи они используют глоточные колодцы для сбора воды. Чтобы сделать хороший глоток, сан выкапывает глубокую яму с влажным песком и вставляет в нее длинный полый стебель травы. пустое страусиное яйцо Для сбора воды используется . Вода всасывается в соломинку из песка, в рот, а затем по другой соломинке попадает в страусиное яйцо. [41]

Традиционно сан были эгалитарным обществом. [42] Хотя у них были потомственные вожди , их власть была ограничена. Сан принимали решения между собой консенсусом , при этом к женщинам относились как к относительным равным в принятии решений. [43] Экономика Сан была экономикой подарков , основанной на регулярном дарении друг другу подарков, а не на торговле или покупке товаров и услуг. [44]

Большинство сан моногамны , но если охотник может добыть достаточно еды, он может позволить себе и вторую жену. [45]

Пропитание

[ редактировать ]

Деревни различаются по прочности: от ночных укрытий от дождя теплой весной (когда люди постоянно перемещаются в поисках распускающейся зелени) до формализованных колец, где в засушливый сезон люди собираются вокруг постоянных водоемов. Ранняя весна — самое тяжелое время года: жаркий засушливый период после прохладной и сухой зимы. Большинство растений все еще мертвы или находятся в состоянии покоя, а запасы осенних орехов исчерпаны. Мясо особенно важно в засушливые месяцы, когда дикие животные не могут находиться далеко от отступающих вод.

Женщины собирают фрукты, ягоды, клубни, кустовой лук и другие растительные материалы для потребления группой. Страусиные яйца собирают, а пустую скорлупу используют в качестве емкостей для воды. Насекомые обеспечивают около 10% потребляемых животных белков, чаще всего в засушливый сезон. [46] В зависимости от местоположения сан потребляют от 18 до 104 видов, включая кузнечиков, жуков, гусениц, мотыльков, бабочек и термитов. [47]

Традиционное женское собирательское снаряжение просто и эффективно: кожаная перевязь, одеяло, плащ, называемый каросом, для переноски продуктов питания, дров, сумки меньшего размера, палка-копалка и, возможно, уменьшенная версия кароса для ношения ребенка.

Мужчины и, предположительно, женщины, когда они их сопровождают, охотятся в долгих и утомительных вылазках . Они убивают свою дичь, используя лук, стрелы и копья с наконечниками диамфототоксина , медленнодействующего яда для стрел, вырабатываемого личинками жуков рода Diamphidia . [48]

Ранняя история

[ редактировать ]
Странствующие охотники ( бушмены Масарва ), пустыня Северная Калахари , опубликовано в 1892 году (по Х.А. Брайдена ) фотогр.

Набор инструментов, почти идентичный тем, которые используют современные сан и датируемые 42 000 годом до нашей эры, был обнаружен в пещере Бордер в Квазулу-Натале в 2012 году. [49]

Исторические данные показывают, что определенные общины сан всегда жили в пустынных регионах Калахари; однако в конечном итоге почти все другие общины сан на юге Африки были вынуждены переселиться в этот регион. Калахари-сан оставались в нищете, а их более богатые соседи отказывали им в правах на землю. Вскоре и в Ботсване, и в Намибии их территория резко сократилась. [50]

Генетика

[ редактировать ]

Различные исследования Y-хромосомы показывают, что сан несут некоторые из наиболее расходящихся (самых ранних ветвящихся) гаплогрупп Y-хромосомы человека . Эти гаплогруппы представляют собой особые подгруппы гаплогрупп A и B , двух самых ранних ветвей дерева Y-хромосомы человека . [51] [52] [53]

Исследования митохондриальной ДНК также свидетельствуют о том, что сан несут высокие частоты самых ранних ветвей гаплогрупп в дереве митохондриальной ДНК человека. Эта ДНК наследуется только от матери. Самая дивергентная (самая ранняя ветвящаяся) митохондриальная гаплогруппа, L0d , была идентифицирована с самой высокой частотой в южноафриканских группах сан. [51] [54] [55] [56]

В исследовании, опубликованном в марте 2011 года, Бренна Хенн и ее коллеги обнаружили, что хомани сан, а также народы сандаве и хадза в Танзании были наиболее генетически разнообразными из всех изученных живых людей. Такая высокая степень генетического разнообразия намекает на происхождение анатомически современного человека . [57] [58]

Исследование 2008 года показало, что сан, возможно, были изолированы от других первоначальных групп предков на протяжении от 50 000 до 100 000 лет, а затем воссоединились, реинтегрируясь в остальную часть человеческого генофонда. [59]

Исследование ДНК полностью секвенированных геномов, опубликованное в сентябре 2016 года, показало, что предки сегодняшних охотников-собирателей сан начали расходиться с другими человеческими популяциями в Африке около 200 000 лет назад и были полностью изолированы 100 000 лет назад. [60]

Земельный конфликт предков в Ботсване

[ редактировать ]
Семья Сан в Ботсване

По словам профессоров Роберта К. Хичкока, Уэйна А. Бабчука: « В 1652 году, когда европейцы установили постоянное присутствие в Южной Африке, в Южной Африке проживало около 300 000 сан и 600 000 кхэкхо . На ранних этапах европейской колонизации десятки тысяч людей народов Кхукхо и Сан погибли в результате геноцида, убийств, физического насилия и болезней. Были случаи «охоты на бушменов», когда коммандос (мобильные военизированные формирования или отряды) пытались отправить Сан и Кхукхо в различные места. части Южной Африки». [61]

Большая часть земель аборигенов в Ботсване, включая земли, занятые народом сан (или басарва ), была завоевана во время колонизации. Потеря земли и доступа к природным ресурсам продолжалась и после обретения Ботсваной независимости. [34] : 2  Сан особенно пострадали от посягательств большинства народов и некоренных фермеров на их традиционные земли. Политика правительства 1970-х годов передала значительную территорию традиционно земель сан большинству агро-скотоводческих племен и белым поселенцам. [34] : 15  Большая часть политики правительства в отношении земли имела тенденцию отдавать предпочтение доминирующим народам тсвана над меньшинством сан и бакгалагади . [34] : 2  Потеря земель является основной причиной проблем, с которыми сталкиваются коренные народы Ботсваны, включая, в частности, выселение народа сан из Центрального заповедника Калахари . [34] : 2  Правительство Ботсваны решило переселить всех, кто проживает на территории заповедника, в поселения за его пределами. Преследование жителей, демонтаж инфраструктуры и запреты на охоту, судя по всему, использовались для того, чтобы побудить жителей покинуть страну. [34] : 16  Правительство отрицает, что какое-либо переселение было вынужденным. [62] Последовала судебная тяжба. [63] Политика переселения могла быть направлена ​​на облегчение добычи алмазов компанией Gem Diamonds на территории заповедника. [34] : 18 

худиа Соглашение о традиционных знаниях

[ редактировать ]

Hoodia gordonii , используемая народом Сан, была запатентована Южноафриканским советом по научным и промышленным исследованиям (CSIR) в 1998 году за ее предполагаемое свойство подавлять аппетит. получила лицензию Компания Phytopharm на разработку активного ингредиента растения худия p57 (гликозида), который будет использоваться в качестве фармацевтического препарата для диетического питания. Как только этот патент был доведен до сведения народа сан, в 2003 году между ними и CSIR было достигнуто соглашение о разделе выгод. Оно предусматривало выплату народу сан гонораров за преимущества, полученные от знаний их коренных народов. [64] В ходе этого дела народ сан представляли и им помогали Рабочая группа коренных меньшинств юга Африки (WIMSA), Южноафриканский совет сан и Южноафриканский институт сан. [24] [25]

Это соглашение о совместном использовании выгод является одним из первых, предусматривающих выплату гонораров владельцам традиционных знаний, используемых для продажи наркотиков. Условия соглашения являются спорными из-за явного несоблюдения Боннских руководящих принципов доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, изложенных в Конвенции о биологическом разнообразии (КБР). [65] Сан еще не получил выгоды от этого соглашения, поскольку P57 еще не был официально разработан и продан.

Представительство в СМИ

[ редактировать ]
Наскальные рисунки в Седерберге , Западный Кейп.
Картины Сан возле Мурева , Зимбабве
Картины Сан возле Мурева

Ранние представления

[ редактировать ]

Сан из Калахари впервые привлек внимание глобализованного мира в 1950-х годах южноафриканским писателем Лоренсом ван дер Постом . Ван дер Пост вырос в Южной Африке и всю жизнь уважительно увлекался культурой коренных народов Африки. поручила ему В 1955 году BBC отправиться со съемочной группой в пустыню Калахари на поиски Сан. Год спустя по отснятому материалу был снят очень популярный шестисерийный телевизионный документальный фильм. Движимый всю жизнь увлечением этим «исчезнувшим племенем», Ван дер Пост опубликовал в 1958 году книгу об этой экспедиции под названием « Затерянный мир Калахари». Это должна была быть его самая известная книга.

В 1961 году он опубликовал «Сердце охотника», повествование, в котором, как он признает во введении, используются два предыдущих произведения по рассказам и мифологии как «своего рода Библия каменного века», а именно « Образцы бушменского фольклора » (1911), собранные Вильгельмом . Привет Блик и Люси К. Ллойд , а также Доротеи Блик «Богомол и его друг» . Работа Ван дер Поста впервые познакомила миллионы людей по всему миру с коренными африканскими культурами, но некоторые люди пренебрегали ею как частью субъективного взгляда европейца 1950-х и 1960-х годов, заявляя, что он заклеймил сан как простых «детей». природы» или даже «мистических экологов».В 1992 году Джон Перро и его команда опубликовали книгу «Буш для бушмена» «отчаянную мольбу» от имени аборигенов сан, обращенную к международному сообществу и призывающую правительства всей Южной Африки уважать и восстановить исконные права на землю все Сан.

Документальные и научно-популярные фильмы

[ редактировать ]

Джон Маршалл, сын гарвардского антрополога Лорны Маршалл , документировал жизнь народа Сан в регионе Ньяэ Ньяе в Намибии на протяжении более 50 лет. Его ранний фильм «Охотники» показывает охоту на жирафов. Семья Калахари (2002) - это сериал, документирующий 50 лет жизни джухоанси из Южной Африки, с 1951 по 2000 год. Маршалл на протяжении всей своей жизни был ярым сторонником дела сан. [66] Его сестра Элизабет Маршалл Томас написала несколько книг и множество статей о сан, частично основываясь на своем опыте жизни с этими людьми, когда их культура еще была нетронутой. Два из них — «Безобидные люди», опубликованные в 1959 году, и «Старый путь: история первых людей», опубликованные в 2006 году. Джон Маршалл и Адриенн Мисмер задокументировали жизнь народа Кунг Сан в период с 1950-х по 1978 год в Наай, «История женщины Кунг». [67] [68] В этом фильме рассказывается о женщине, которая выросла в то время, когда народ сан жил как автономные охотники-собиратели, но которая позже была вынуждена вести зависимую жизнь в созданной правительством общине в Цумкве, показывает, как жили люди окунг , которые жили на протяжении тысячелетий они были охотниками-собирателями, но навсегда изменились, когда их вынудили жить в резервации, слишком маленькой, чтобы их прокормить. [69]

Южноафриканский кинорежиссер Ричард Уикстид снял ряд документальных фильмов о культуре, истории и нынешней ситуации сан; в их число входят «В местах Бога» / Ииндаво ЗикаТиксо (1995) о культурном наследии сан в южной части Дракенсберга; «Смерть бушмена» (2002 г.) об убийстве южноафриканской полицией южноафриканского следопыта Оптеля Роои; «Воля к выживанию» (2009 г.), в которой рассказывается об истории и положении общин сан на юге Африки сегодня; и « Моя земля — мое достоинство» (2009) об эпической борьбе народа Сан за права на землю в Центральном заповеднике Калахари в Ботсване .

Документальный фильм о Сан-Хантинге под названием « Великий танец: История охотника» (2000), режиссеры Дэймон и Крейг Фостеры . Об этом написал Лоуренс Ван Гелдер для New York Times , который сказал, что фильм «представляет собой акт сохранения и реквием». [70]

В книге Спенсера Уэллса 2003 года « Путешествие человека » (в связи с National Geographic) обсуждается генографическим проектом генетический генетические анализ народа сан и утверждается, что их маркеры были первыми, которые отделились от маркеров предков основной массы других человекообразных. сапиенс сапиенс. Документальный фильм PBS , основанный на книге, следует за этими маркерами по всему миру, демонстрируя, что все человечество можно проследить до африканского континента (см. Недавнее африканское происхождение современных людей , так называемую гипотезу «из Африки»).

Серия BBC «Жизнь млекопитающих » (2003) включает видеоматериалы, на которых коренной народ сан из пустыни Калахари ведет постоянную охоту на куду в суровых условиях пустыни. [71] Это иллюстрация того, как древние люди могли преследовать и захватывать добычу, используя минимальное вооружение.

В сериале BBC «Как искусство создало мир» (2005) сравниваются наскальные рисунки Сан, созданные 200 лет назад, с европейскими картинами эпохи палеолита , которым 14 000 лет. [72] Из-за своего сходства произведения Сан могут проиллюстрировать причины появления древних наскальных рисунков. Ведущий Найджел Спиви во многом опирается на работы профессора Дэвида Льюиса-Уильямса . [73] чья докторская степень была озаглавлена ​​«Верить и видеть: символические значения в наскальных рисунках южного Сан». Льюис-Уильямс проводит параллели с доисторическим искусством по всему миру, связывая шаманские ритуалы и состояния транса.

Фильмы и музыка

[ редактировать ]
Наскальная живопись человека в долине Твифелфонтейн

В фильме 1969 года « Затерянные в пустыне » рассказывается о маленьком мальчике, застрявшем в пустыне, который встречает группу странствующих санов. Они помогают ему, а затем бросают его из-за недоразумения, вызванного отсутствием общего языка и культуры. Режиссером фильма стал Джейми Уйс , который вернулся в Сан десять лет спустя с фильмом «Боги, должно быть, сошли с ума» , который оказался международным хитом. В этой комедии рассказывается о первой встрече группы сан из Калахари с артефактом из внешнего мира ( бутылкой кока-колы ). Ко времени создания этого фильма окунг недавно были вынуждены переселиться в оседлые деревни, а сан, нанятые в качестве актеров, были сбиты с толку инструкциями разыгрывать неточные преувеличения их почти заброшенной охотничьей и собирательской жизни. [74]

« Eh Hee » группы Дэйва Мэтьюза была написана как воспоминание о музыке и культуре Сан. В истории, рассказанной аудитории Radio City (отредактированная версия которой присутствует на DVD-версии Live at Radio City ), Мэтьюз вспоминает, как слышал музыку народа Сан и, спросив своего гида, какие слова были в их песнях, был сказал, что «в этих песнях нет слов, потому что мы пели эти песни еще до того, как у людей появились слова». Далее он описывает эту песню как «дань уважения встрече… с самыми продвинутыми людьми на планете».

Наскальная гравюра с изображением жирафа в долине Твифелфонтейн

В Питера Годвина биографии «Когда крокодил ест солнце » он упоминает время, проведенное с санами по заданию. Его титул происходит от веры народа Сан в то, что солнечное затмение происходит, когда крокодил поедает солнце.

Лоренса ван дер Поста Два романа , «История, подобная ветру» (1972) и его продолжение, «Вдали» (1974), по которым был снят фильм 1993 года , повествуют о белом мальчике, который встречает странствующего Сана и его жену, и о том, как Жизненные навыки и навыки выживания Сан спасают жизни белых подростков в путешествии по пустыне.

Джеймса А. Миченера ( «Завет» произведение, 1980) представляет собой историческое художественное посвященное Южной Африке. Первый раздел книги посвящен путешествию общины сан, происходящему примерно в 13 000 году до нашей эры.

В Уилбура Смита романе «Пылающий берег» (часть из серии книг «Кортни Африки ») народ сан изображен через двух главных персонажей, О'ва и Хани; Смит очень подробно описывает борьбу, историю и верования народа Сан.

В романе Нормана Раша 1991 года «Спаривание» изображен лагерь басарва недалеко от (воображаемого) города Ботсваны, где происходит основное действие.

серии романов Тэда Уильямса В эпической «Другая земля» рассказывается о южноафриканском сане по имени Хаббу, который, по признанию Уильямса, является в значительной степени выдуманным и не обязательно точным изображением. В романе Уильямс обращается к аспектам мифологии и культуры Сан.

В 2007 году Дэвид Гилман опубликовал «Дыхание дьявола» . Один из главных героев, маленький мальчик Сан по имени Кога, использует традиционные методы, чтобы помочь персонажу Максу Гордону путешествовать по Намибии.

Александр Макколл Смит написал серию эпизодических романов, действие которых происходит в Габороне , столице Ботсваны. Жених главного героя сериала «Женское детективное агентство № 1» , г-на Дж. Л. Б. Матекони, усыновляет двоих осиротевших детей народа сан, сестру и брата Мотолели и Пусо.

Сан присутствует в нескольких романах Майкла Стэнли (псевдоним Майкла Сирса и Стэнли Троллипа), особенно в «Смерти богомола» .

В Кристофера Хоупа книге «Тёмная Англия » герою Сан, Дэвиду Мунго Буи, его соплеменники поручают ему попросить королеву о однажды обещанной защите и оценить возможность создания колонии на острове. Он открыл Англию подобно западным исследователям XIX века.

Известные личности

[ редактировать ]
Фотография !Квейтен-такен, когда она была в Моубрее в 1874–1875 годах.

Ну давай же

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Собиратели — первым народам: Калахари-сан сегодня | Культурное выживание» . www.culturalsurvival.org . 28 апреля 2010 года . Проверено 30 марта 2024 г.
  2. ^ Уолшем Хау, Мэрион (1962). Горные бушмены Басутоленда . Претория : JL Van Schaik Ltd.
  3. ^ Хичкок, Роберт К.; Сапиньоли, Мария (8 мая 2019 г.). «Экономическое благополучие сан западного, центрального и восточного регионов Калахари в Ботсване» . У Флеминга, Кристофер; Мэннинг, Мэтью (ред.). Справочник Рутледжа по благополучию коренных народов (1-е изд.). Рутледж . стр. 170–183. ISBN  9781138909175 – через ResearchGate .
  4. ^ Jump up to: а б Барнард, Алан (2007). Антропология и бушмен . Оксфорд: Берг. стр. 4–7. ISBN  9781847883308 .
  5. ^ «Годовой отчет WIMSA за 2004-05 гг.» . ВИМСА. п. 58. Архивировано из оригинала 18 марта 2014 года . Проверено 18 марта 2014 г. термин «Сан» происходит из языка хайом и сокращается следующим образом… Саа – собирание вещей (еды) с земли (т.е. «собирание»), Сааб – собирающий человек мужского пола, Саас – женщина человек собирается, Саан – собирается много людей, Сан – один из способов написать «все люди собираются»
  6. ^ "Старые голландцы также не знали, что их так называемые готтентоты составляли лишь одну ветвь широко распространенной расы, другая ветвь которой разделялась на множество племен, совершенно отличавшихся друг от друга языком [...] В то время как так называемые готтентоты называли себя хойхой (люди из мужчин, то есть мужчины по преимуществу ), они называли другие племена Са , сонква с мыса Рекордс [...] Мы должны применить термин готтентоты ко всей расе, и назовите две семьи, каждую по местному имени, то есть одну, койхой , так называемые собственно готтентоты , другую - сан ( са ) или бушмены ». - Теофил Хан, Цуни-ангоам: Высшее существо кой-кой (1881), с. 3.
  7. ^ Jump up to: а б Узман, Свен (2004). «Замалчивание и обмен знаниями коренных народов Южной Африки». В Смите, Клэр; Вобст, Х. Мартин (ред.). Археологии коренных народов: теория и практика деколонизации . Абингдон, Оксон: Routledge Taylor & Francisco Group. п. 209. ИСБН  9781134391554 .
  8. ^ Jump up to: а б Маунтин, Алан (2003). Первые люди мыса . Клермонт: Новые книги Африки. стр. 23–24. ISBN  9780864866233 .
  9. ^ Гюнтер, Матиас (2006). «Современное бушменское искусство, политика идентичности и дискурс примитивизма». В Солуэе, Жаклин (ред.). Политика эгалитаризма: теория и практика . Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 181–182. ISBN  9781845451158 .
  10. ^ Бриттен, Сара (2007). Макбрайд из Франкенманто: Возвращение южноафриканского оскорбления . Йоханнесбург: 30° южной широты. стр. 18–19. ISBN  9781920143183 .
  11. ^ Адхикари, Мохамед (2009). Недостаточно белые, недостаточно черные: расовая идентичность в цветном сообществе Южной Африки . Издательство Университета Огайо. п. 28. ISBN  9780896804425 .
  12. ^ «Использование слова «боесман» не является разжиганием ненависти, как установил суд» . Почта и Хранитель . 11 апреля 2008 г. Шредер, Фатима (14 апреля 2008 г.). «Суд: использование слова «боесман» не является разжиганием ненависти» . ИОЛ . «Объективно говоря и принимая во внимание контекст, в котором (Die Burger) опубликовало слово «boesman», а также показания свидетеля Совета Сан, я считаю, что использование этого слова не причинило вреда, враждебности или ненависти. Вместо этого Представитель Совета Сан был непреклонен в том, что ни им, ни сообществу Сан не было причинено никакого вреда или вреда тем, как (Die Burger) опубликовало слово «boesman».
  13. ^ Ли, Ричард Б. и Дейли, Ричард Хейвуд (1999) Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей , Cambridge University Press, ISBN   052157109X
  14. ^ Смит, Эндрю Браун (2000). Бушмены Южной Африки: собирательное общество в переходный период . Кейптаун: Новые книги Африки. п. 2. ISBN  9780864864192 .
  15. ^ Jump up to: а б «Сан, бушмены или басарва: что в имени?» . Почта и Хранитель . 5 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 17 января 2012 г.
  16. ^ Коэн, Стивен (28 июля 2010 г.). «Первые люди» . Свидетель . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года.
  17. Заявление делегатов Рабочей группы коренных меньшинств Южной Африки (WIMSA) и Южноафриканского института сан на конференции Африканской инициативы по геному человека 2003 года, проходившей в Стелленбоше . Шлебуш, Карина (25 марта 2010 г.). «Проблемы, возникающие при использовании названий этнических групп в изучении генома» . Природа . 464 (7288): 487. Бибкод : 2010Natur.464..487S . дои : 10.1038/464487a . ПМИД   20336115 .
  18. ^ Сайлер, Стив (20 июня 2002 г.). «Особенность: Игра в названия – «Инуиты» или «Эскимосы»?» . УПИ . «Мода переименовывать бушменов Юго-Западной Африки в «сан» иллюстрирует многие проблемы, связанные с игрой в имена. Антрополог из Университета Юты Генри Харпендинг , живший вместе со знаменитыми охотниками-собирателями, щелкающими языками, сказал: «В 1970-х годах название «сан» распространилось в Европе и Америке, потому что оно казалось политкорректным, а слово «бушмены» звучало уничижительно и сексистски». К сожалению, у охотников-собирателей никогда не было собирательного названия ни на одном из своих языков. «Сан» на самом деле было оскорбительным словом, которым пастухи кой называли бушменов [...] Харпендинг заметил: «Проблема заключалась в том. что в Калахари у «Сана» есть весь багаж, который есть у «Н-слова» в Америке, дети-бушмены заканчивают школу, читают научную литературу и возмущаются, что мы называем их «Сан». ] никто не называл кого-то Саном в лицо. Я продолжал использовать слово «бушмен», и меня несколько раз публично поправляли праведники. Это быстро стало знаком среди западных ученых: если вы говорите «Сан», а я говорю «Сан», «Затем мы сигнализируем друг другу, что мы находимся на модной стороне в политическом отношении. Это не имеет ничего общего с уважением. Я думаю, что большинство политкорректных разговоров следуют этой динамике».
  19. ^ «Шапера — автор удобного термина койсан, составленного из собственного имени готтентотов (Хой) и названия бушменов (Сан)». Джозеф Гринберг , Языки Африки (1963), с. 66.
  20. ^ Ли, Ричард Б. (2012). Добе Джу / Хоанси (Четвертое изд.). Cengage Обучение. п. 9. ISBN  9781133713531 .
  21. ^ «Общие вопросы» . كХва тту – Санский центр образования и культуры . Проверено 12 января 2014 г. Дикманн, Юте (2007). «Смена идентичности». Хайом в регионе Этоша: история колониального поселения, этнической принадлежности и охраны природы . Базель: Basler Afrika Bibliographien. стр. 300–302. ISBN  9783905758009 .
  22. ^ Ле Ро, Виллемен (2000). «Разорванные на части - отчет об образовательной ситуации детей сан в Южной Африке» . Kuru Development Trust и WIMSA. п. 2. Хотя эти люди также известны под именами бушмены и басарва, термин сан был выбран в качестве инклюзивного названия группы для данного отчета, поскольку представители WIMSA решили использовать его до тех пор, пока не будет принято одно репрезентативное название для всех групп. всеми.
  23. ^ Jump up to: а б с Хичкок, Роберт К.; Бизель, Меган. «Сан, Хве, Басарва или бушмены? Терминология, идентичность и расширение прав и возможностей в Южной Африке» . Народный фонд Калахари . Проверено 15 января 2014 г.
  24. ^ Jump up to: а б Маршалл, Леон (16 апреля 2003 г.). «Африканские бушмены могут разбогатеть, используя секрет диетических лекарств» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 18 апреля 2003 года.
  25. ^ Jump up to: а б Винберг, Рэйчел ; Ченнеллс, Роджер (2009). «Зеленые бриллианты Юга: обзор дела Сан-Худиа». Коренные народы, согласие и распределение выгод. Уроки дела Сан-Худиа . Дордрехт: Спрингер. п. 102. ИСБН  9789048131235 .
  26. ^ Сузман, Джеймс (2001). Региональная оценка состояния реки Сан в Южной Африке (PDF) . Виндхук: Центр юридической помощи. стр. 3–4. ISBN  99916-765-3-8 .
  27. ^ Маршалл, Леон (16 апреля 2003 г.). «Бушмены, изгнанные с земель предков в Ботсване» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 18 апреля 2003 года.
  28. ^ «Переезд Басарвы – Введение» . Правительство Ботсваны. Архивировано из оригинала 9 апреля 2006 года.
  29. ^ «Этнические меньшинства и коренные народы» . Дитшванело . Ботсванский центр по правам человека. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 12 января 2014 г.
  30. ^ Беннетт, Брюс. «Исторические топонимы и терминология Ботсваны» . Туто.орг . Исторический факультет Университета Ботсваны . Проверено 12 января 2014 г.
  31. ^ ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЗООНИМИЯ БАНТУ: Пять великих африканских травоядных (PDF) (на португальском языке), Утрехт, Нидерланды: Ресурсный центр по носорогам, 2013 г. , получено 19 февраля 2016 г.
  32. ^ Моран, Шейн (2009). Представляя бушменов: Южная Африка и происхождение языка . Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. п. 3. ISBN  9781580462945 .
  33. ^ Антон, Дональд К.; Шелтон, Дина Л. (2011). Охрана окружающей среды и права человека . Издательство Кембриджского университета. п. 640. ИСБН  978-0-521-76638-8 .
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Анайя, Джеймс (2 июня 2010 г.). Приложение – Положение коренных народов в Ботсване (PDF) (Отчет). Совет ООН по правам человека. A/HRC/15/37/Add.2.
  35. ^ Смит, Малверн ван Вик (1 июля 2009 г.). Первые эфиопы: образ Африки и африканцев в раннем средиземноморском мире . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN  978-1-86814-834-9 .
  36. ^ Годвин, Питер. «Охотники-собиратели Южной Африки ищут точку опоры» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года.
  37. ^ Коннор, Стив (1 мая 2009 г.). «Самая древняя раса в мире обнаружена с помощью исследования ДНК» . Независимый .
  38. ^ Jump up to: а б Гилл, Виктория (1 мая 2009 г.). «Генетические тайны Африки раскрыты» (интернет-издание) . Всемирные новости BBC . Британская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 1 июля 2009 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
  39. ^ Тишкофф, С.А.; Рид, ФА; Фридлендер, Франция; Эрет, К.; Ранчиаро, А.; Фромант, А.; Хирбо, Дж.Б.; Авомойи, А.А.; Бодо, Ж.-М.; Думбо, О.; Ибрагим, М.; Джума, АТ; Котце, MJ; Лема, Г.; Мур, Дж. Х.; Мортенсен, Х.; Ньямбо, ТБ; Омар, SA; Пауэлл, К.; Преториус, Г.С.; Смит, Миссури; Тера, Массачусетс; Вамбебе, К.; Вебер, Дж.Л.; Уильямс, С.М. (2009). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» . Наука . 324 (5930): 1035–44. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ   2947357 . ПМИД   19407144 .
  40. ^ Бюро демократии, прав человека и труда. Отчет о правах человека в Ботсване за 2013 год (PDF) . Государственный департамент США.
  41. ^ Jump up to: а б «Сан – Бушмены – Калахари, Южная Африка…» www.krugerpark.co.za . Проверено 30 марта 2024 г.
  42. Марджори Шостак, 1983, Ниса: Жизнь и слова женщины Кунг . Нью-Йорк: Винтажные книги. Страница 10.
  43. ^ Шостак 1983: 13.
  44. ^ Шостак 1983: 9, 25.
  45. ^ «Люди Сан» . 6 сентября 2017 г.
  46. ^ Брайан Моррис (2004). Насекомые и жизнь человека . Берг. п. 57. ИСБН  978-1-84520-075-6 .
  47. ^ Брайан Моррис (2005). Насекомые и человеческая жизнь, стр. 39–40. См. стр. 19: использование насекомых в медицине, яд для стрел и т. д. Также на стр. 188 рассказывается о Каггене, божестве-обманщике-богомоле, создавшем луну. Подробнее о Каггене, который мог сорвать охоту, превратившись в вошь и укусив охотника: Матиас Георг Гюнтер (1999). Трикстеры и транссеры: религия и общество бушменов. стр111.
  48. ^ «Как охотники Сан используют жуков, чтобы отравить свои стрелы». Архивировано 3 июня 2012 г. на сайте Wayback Machine , веб-сайт Biodiversity Explorer.
  49. Обнаружены самые ранние свидетельства современной человеческой культуры , Ник Крамптон, BBC News, 31 июля 2012 г.
  50. ^ «Современные бушмены / Сан». Архивировано 18 июня 2011 года в Wayback Machine . Искусство Африки. Проверено 29 января 2012 г.
  51. ^ Jump up to: а б Найт, Алек; Андерхилл, Питер А.; Мортенсен, Холли М.; Животовский Лев А.; Лин, Алиса А.; Хенн, Бренна М.; Луи, Дороти; Рулен, Мерритт; Маунтин, Джоанна Л. (2003). «Расхождение африканской Y-хромосомы и мтДНК дает представление об истории кликовых языков» . Современная биология . 13 (6): 464–73. дои : 10.1016/S0960-9822(03)00130-1 . ПМИД   12646128 . S2CID   52862939 .
  52. ^ Хаммер, МФ; Карафет, ТМ; Редд, Эй Джей; Джарджанази, Х; Сантакьяра-Бенерекетти, С; Судьял, Х; Зегура, СЛ (2001). «Иерархические закономерности глобального разнообразия Y-хромосом человека» (PDF) . Молекулярная биология и эволюция . 18 (7): 1189–203. doi : 10.1093/oxfordjournals.molbev.a003906 . ПМИД   11420360 .
  53. ^ Найду, Тиессен; Шлебуш, Карина М; Маккан, Конституция; Патель, Парин; Махабир, Раджешри; Эразм, Джон С; Судьял, Химла (2010). «Разработка метода расширения с единой базой для определения гаплогрупп Y-хромосомы в популяциях Африки к югу от Сахары» . Исследовательская генетика . 1 (1): 6. дои : 10.1186/2041-2223-1-6 . ПМЦ   2988483 . ПМИД   21092339 .
  54. ^ Чен, Юй-Шэн; Олкерс, Антонель; Шурр, Теодор Г.; Когельник, Андреас М.; Хуопонен, Кирси; Уоллес, Дуглас К. (2000). «Вариации мтДНК южноафриканских кунгов и хве — и их генетические связи с другими африканскими популяциями» . Американский журнал генетики человека . 66 (4): 1362–83. дои : 10.1086/302848 . ПМК   1288201 . ПМИД   10739760 .
  55. ^ Тишкофф, С.А.; Гондер, МК; Хенн, Б.М.; Мортенсен, Х.; Найт, А.; Жиньу, К.; Фернандопулле, Н.; Лема, Г.; Ньямбо, ТБ; Рамакришнан, У.; Рид, ФА; Маунтин, JL (2007). «История говорящих по щелчку популяций Африки, выведенная на основе генетических вариаций мтДНК и Y-хромосомы» . Молекулярная биология и эволюция . 24 (10): 2180–95. дои : 10.1093/molbev/msm155 . ПМИД   17656633 .
  56. ^ Шлебуш, Карина М.; Найду, Тиессен; Судьял, Химла (2009). «Мини-секвенирование SNaPshot для определения митохондриальных макрогаплогрупп, обнаруженных в Африке». Электрофорез . 30 (21): 3657–64. дои : 10.1002/elps.200900197 . ПМИД   19810027 . S2CID   19515426 .
  57. ^ Хенн, Бренна; Жиньу, Кристофер Р.; Джобин, Мэтью (2011). «Геномное разнообразие охотников-собирателей предполагает южноафриканское происхождение современного человека» (PDF) . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 108 (13). Национальная академия наук : 5154–62. дои : 10.1073/pnas.1017511108 . ПМК   3069156 . ПМИД   21383195 .
  58. ^ Каплан, Мэтт (2011). «Изучение генов бросает вызов происхождению человека в Восточной Африке» . Научный американец . Издательская группа «Природа» . Проверено 22 июня 2012 г.
  59. ^ Ринкон, Пол (24 апреля 2008 г.). «Человеческая линия «почти разделилась надвое» » . Новости Би-би-си . Проверено 31 декабря 2009 г.
  60. ^ «Единственная миграция из Африки заселила мир, как показывают исследования » . New York Times, Циммер, Карл. 21 сентября 2016 г.
  61. ^ Хичкок, Роберт К.; Бабчук, Уэйн А. (2017), «Геноцид народов Кхое и Сан в Южной Африке» , Геноцид коренных народов , стр. 143–171, doi : 10.4324/9780203790830-7 , ISBN  9780203790830 , получено 25 марта 2023 г.
  62. ^ Консультативная группа по принудительным выселениям, Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (2007 г.). Принудительные выселения: путь к решению?: Второй доклад Консультативной группы по принудительным выселениям Исполнительному директору ООН-Хабитат . ООН-ХАБИТАТ. п. 115. ИСБН  978-92-1-131909-5 .
  63. ^ «Бушмены Ботсваны возвращают земли Калахари» . Си-Эн-Эн. 13 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2006 г. Проверено 13 декабря 2006 г.
  64. ^ Винберг, Р. (2005). «Риторика, реализм и распределение выгод» . Журнал мировой интеллектуальной собственности . 7 (6): 851–876. дои : 10.1111/j.1747-1796.2004.tb00231.x .
  65. ^ Талли, С. (2003). «Боннские руководящие принципы по доступу к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод» (PDF) . Обзор Европейского сообщества и международного экологического права . 12 : 84–98. дои : 10.1111/1467-9388.00346 .
  66. ^ Томас, Элизабет Маршалл (2007). Старый путь: история первых людей . Макмиллан. стр. XIII, 45–47. ISBN  9781429954518 .
  67. ^ Н!ай; Маршалл, Джон; Маршалл-Кабесас, Сью; Миснер, Адриенн; Мбулу, Летта (2004), Н!ай: история женщины !Кунг , Документальные образовательные ресурсы (фирма), Public Broadcasting Associates, Документальные образовательные ресурсы , получено 30 марта 2024 г.
  68. ^ «Размышляя о Н!ай, история женщины !кунг» . africa.harvard.edu . Проверено 30 марта 2024 г.
  69. ^ Крэй, К. (1978) «Заметки о «Най: история женщины кунг»». Архивировано 14 июля 2008 года в Wayback Machine . РИТ. и Интернет. 5 октября 2013 г.
  70. ^ Ван Гелдер, Лоуренс (29 сентября 2000 г.). «История охотника» . Нью-Йорк Таймс .
  71. ^ Аттенборо, Дэвид (5 февраля 2003 г.). «Человеческое млекопитающее, человек-охотник (видео)» . Жизнь млекопитающих . Би-би-си. Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года.
  72. ^ «Как искусство создало мир. Эпизоды. День рождения картин. Народ сан в Южной Африке | PBS» . www.pbs.org . Проверено 20 мая 2016 г. .
  73. ^ «Загрузить «Как искусство создало мир (в твердом переплете) — электронная книга Common ePub @6B3B522E7DEEE17DDA23E86C6926E2F6.NMCOBERTURAS.COM.BR» . 6b3b522e7deee17dda23e86c6926e2f6.nmcoberturas.com.br . Проверено 26 мая 2020 г.
  74. ^ Наай, история женщины-кунг . Документальные образовательные ресурсы и Ассоциация общественного вещания, 1980.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d179f961653a3fbf4f70ecb4fb50fe9__1722590040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/e9/4d179f961653a3fbf4f70ecb4fb50fe9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
San people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)