Jump to content

Исмаил ибн Джафар

(Перенаправлено от Исмаила ибн Джафара )
Исмаил ибн Джафар
Исмаил Благословенный
Шестой имам исмаилизма
Шестой исмаилитский имам
В офисе
765–775 гг. н.э.
Предшественник Джафар аль-Садик
Преемник Мухаммад аль-Мактум
Заголовок
  • аль-Азбаб аль-Итлак ( букв. « абсолютный господин » )
  • аль-Мубарак ( букв. « благословенный » )
  • аль-Вафи ( букв. « верный своему слову » )
Персональный
Рожденный в. 719/722 г. н. э.
(100/103 Ач )
Умер в. 765/775 г. н.э.
(148/158 г.х. )
Религия Шиитский ислам
Дети
Родители

Исмаил ибн Джафар ( араб . Исмаил ибн Джафар аль-Мубарак , романизированный : Исмаил ибн Джафар аль-Мубарак ) был старшим сыном Джафара аль-Садика и шестым имамом в Исме. илизм . Он носил эпитет аль-Мубарак, на основании которого одна из первых групп исмаилитов стала называться Мубаракийа.

Кажется вероятным, что Мубаракийа изначально были сторонниками Исмаила, прежде чем признать Мухаммеда ибн Исмаила своим имамом . В любом случае, Мубаракия было, таким образом, одним из первоначальных названий зарождающейся Исмаилии, термина, придуманного более поздними ересиографами. Фракция Мубаракия позже превратилась в Фатимидских Исмаилитов, поддерживая преемственность Имамата в потомстве аль-Мубарака, признавая самого аль-Мубарака своим шестым имамом. Это перечисление впоследствии сохранялось различными ветвями исмаилитов.

Серьезный кризис среди шиитов возник после смерти Джафара ас-Садика, у которого было пять сыновей. Абдаллах аль-Афтах и ​​Исмаил аль-Мубарак были старшими сыновьями от его первой жены Фатимы, внучки Хасана ибн Али . Аль-Мубарак, вероятно, был вторым сыном аль-Садика. Точная дата и обстоятельства смерти аль-Мубарака также остаются неясными. По мнению некоторых исмаилитских авторов, аль-Мубарак пережил аль-Садика. Некоторые источники, в основном тексты Двенадцати , сообщают, что аль-Мубарак умер при жизни ас-Садика, но те же самые источники также сообщают, что аль-Мубарака видели несколько дней спустя в Басре , что позволяет предположить, что он на самом деле не умер, а был отослан. из Медины .

Источники

[ редактировать ]

Сведения о жизни Исмаила аль-Мубарака, его связях и движении его последователей крайне редки. [ 1 ] Среди ранних работ лишь несколько источников-двунадесятников дают некоторую информацию по этому предмету. Однако из-за открытого соперничества между исмаилитами и двунадесятниками информация, полученная из книг двунадесятников, всегда несет в себе риск быть односторонней, и, таким образом, ее подлинность подвергается сомнению. [ 2 ] [ 3 ] С другой стороны, ранние исмаилитские источники почти ничего не сообщают об этом периоде. Как отмечает исламист Фархад Дафтари , из-за своего религиозного и философского характера они содержат мало исторических сведений о начальном периоде существования секты, а те, которые имеют информацию, поскольку взгляды, содержащиеся в них, находились в противоречии с официальными доктринами Фатимидов . вероятно, позднее подверглись цензуре со стороны Фатимидских Исмаилитов. [ 4 ]

Важным исмаилитским трудом является «Уюн аль-Ахбар», написанный Идрисом Имадом ад-Дином ( ум. 1468), исмаилитским даи в Йемене . [ 2 ] [ 4 ] Один том этой работы содержит некоторые важные исторические материалы, касающиеся аль-Мубарака и его сына Мухаммеда. По словам востоковеда Владимира Иванова (ум. 1970), Идрис процитировал эту информацию буквально из ранней работы «Шарх аль-Ахбар фи Фадахил аль-Аимма аль-Атхар», написанной исмаилитским юристом и богословом Абу Ханифой Нуманом ибн. Мухаммад аль-Тамими, известный как аль-Кади ан-Нуман (ум. 974). [ 4 ] Другая работа Идриса — «Захр аль-Маани»; в нем дается обзор исмаилитских имамов. Третье исмаилитское произведение — «Асрар ан-Нутака», написанное Джафаром ибн Мансуром аль-Яманом , современником аль-Кади ан-Нумана. [ 4 ] Основной темой книги является история Авраама и доказательства права аль-Мубарака на имамата . По словам Иванова, в нем есть сильный противоречивый элемент, направленный против двунадесятников. [ 5 ] [ 4 ]

Дата рождения Исмаила ибн Джафара ибн Мухаммада аль-Мубарака неизвестна, но, очевидно, он был вторым сыном Джафара аль-Садика , родившимся между 80 и 83/699–702 годами. [ 2 ] [ 6 ] Его мать, Фатима бинт аль-Хусейн аль-Атрам ибн аль-Хасан ибн Али, была первой женой аль-Садика. [ а ] Ее матерью была Асма, дочь Акила ибн Аби Талиба . [ 7 ] Суннитский Мухаммад богослов аль-Шахрастани ( ум. 1153 ) пишет в своем «Китаб аль-Милал ва ан-Нихаль» , что при жизни Фатимы ас-Садик ни разу не женился так, как Мухаммед с Хадиджей и Али с Фатимой . [ 8 ] [ 2 ] Аль-Мубарак был сводным братом Абдаллаха аль-Афтаха , имама Фатийи ( или Афтахии). [ 9 ]

Ранняя жизнь аль-Мубарака неясна, за исключением нескольких фрагментированных записей. [ 8 ] Он был жив в 133/751 году, когда Дауд ибн Али, губернатор Медины , казнил Муаллу ибн Хунайса, вероятно, из-за его посредничества от имени ас-Садика и его участия в некоторой революционной деятельности Мухаммада ан-Нафса аз-Закии. Аль-Садик, как только услышал известие о казни Муаллы, отправился к губернатору вместе со своим сыном аль-Мубараком и призвал его к ответу за это убийство. [ 2 ] [ 10 ] Губернатор Дауд возложил вину на своего начальника шурты (начальника полиции) аль-Сайрафи. По словам двунадесятника аль-Каши ( ум. 978 ), ас-Садик приказал аль-Мубараку убить ас-Сайрафи, что он и сделал. [ 2 ] Согласно отчету Идриса, ас-Садик затем передал его соратникам аль-Муаллы, и они убили его. [ 10 ] [ 8 ]

Рия ибн Усман аль-Мурри, губернатор Аббасидов в Медине, сжег дом Ахль аль-Байта , и аль-Мубарака было решено убить. [ 11 ] Ахмад ибн Али ан-Наджаши ( ум. 1058 ) пишет в своем «Китаб аль-Риджал», что аль-Мубарак участвовал в воинственном заговоре против Аббасидов в сотрудничестве с несколькими другими, в том числе Бассамом ибн Абдуллой Сайрафи, радикальным шиитом, участвовавшим в кредитование денег в Куфе . [ 9 ] [ 12 ] Бассама вынесли мертвым; Исмаила пощадили, вероятно, из-за статуса его отца. [ 12 ] [ 8 ] Мухаммад Хасан аль-Музаффар ( ум. 1955 ) цитирует слова ас-Садика: «Исмаила дважды планировали убить, но я молился за его жизнь, и Бог защитил его». [ 11 ] Эта ассоциация - одна из нескольких, о которых сообщают источники Twelver, которые заставили аль-Садика выразить свое недовольство теми радикальными шиитами, которые сбили его сына с пути. [ 9 ] [ 12 ]

Обозначение

[ редактировать ]

Согласно большинству доступных источников, ас-Садик действительно назначил аль-Мубарака нассом ( божественным указом) своим преемником в Имамате . [ 13 ] [ 14 ] [ 9 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Этот факт был принят как формальный акт насс, требуемый шиитской теорией, и поэтому был назначением непогрешимым имамом нового имама, который унаследует все полномочия имамата. Таким образом, Аль-Мубарак был не только выбором Садика, но и выбором Бога. [ 17 ] Это назначение, по сути, составляет основу претензий исмаилитов и должно было со временем решить вопрос о преемственности ас-Садика. [ 9 ] [ 18 ] Согласно исмаилитской традиции, когда аль-Мубараку было семь лет, ас-Садик провозгласил своим имаматом. Его изолировали от других братьев и держали в стороне от контактов с общественностью. Аль-Садик сам взял на себя его образование. [ 19 ] [ 14 ] Как отмечает даи Идрис, это заявление было сделано тайно на основании такийи . Об этом факте знали только избранные последователи ас-Садика. [ 20 ] Однако очевидно, что ас-Садик не назначил другого вместо аль-Мубарака, и теоретический аргумент, с помощью которого он мог бы это сделать, вообще говоря, отсутствует; хотя более поздние шииты-двунадесятники заявляли о таком нассе в отношении Мусы ибн Джафара аль-Казима , младшего сводного брата аль-Мубарака, создав несколько хадисов на этот счет. [ 21 ] [ 22 ] Двенадцать писателей, такие как ан-Наубахти (ум. 922), признали это даже спустя сто лет после этого. [ 22 ]

После смерти ас-Садика среди его сыновей возникла большая путаница, поскольку каждый из его выживших сыновей претендовал на пост имамата, но не мог предоставить достаточные полномочия, и поэтому их последователи за короткий период растаяли, за исключением двух кандидатов: аль-Мубарака и аль-Садика. -Казим. [ 13 ] Аль-Мубарак был примерно на двадцать пять лет старше своего сводного брата аль-Казима, который родился в 128/745–1246 годах в семье берберской рабыни. [ 2 ] [ 23 ] [ 24 ] Различные историки сообщают, что за эту должность боролись «все» сыновья ас-Садика. В «Калам-и Пир», исмаилитском труде, ошибочно приписываемом Насиру Хосрову ( ум. 1088 ), есть отчет об этом состязании, которое снова было перенесено для принятия решения к Черному Камню в Мекке , как это сделал Зейн аль-Пир. -Абидин и Мухаммад ибн аль-Ханафия . На этот раз решение было в пользу аль-Мубарака, после чего аль-Казим присягает на верность . ему [ 25 ]

В качестве объяснения изменения насс ас-Садика, данного аль-Мубараку, приводятся различные причины. Историки, в основном сунниты и двунадесятники, чаще всего используют то, что аль-Мубарак пил, на что исмаилиты могли ответить, что имам, будучи непогрешимым, знал бы правду о питье, помимо приказа захира воздерживаться от него. [ 26 ] Скорее всего, следует отметить, что некоторые напыщенные истории о пристрастии аль-Мубарака к выпивке и его предполагаемой связи с экстремистами были осуждены многими историками. Однако Муфаддал ибн Умар ас-Сайрафи сообщает, что ас-Садик, учитывая благочестие своего сына, уже предупредил людей в Медине, что «не обижайте Исмаила» ​​(ла таджафу Исмаила). [ 27 ]

Что касается утверждений шиитов-двунадесятников о том, что аль-Мубарак умер раньше ас-Садика, исмаилиты полагают, что ас-Садик соблюдал такийю (притворство) и дал возможность своему настоящему преемнику уйти в подполье, чтобы их враг, Аббасиды не преследовали аль-Мубарака, и что его имамат и его деятельность остались незамеченными. Так, аль-Казим, которого считали отравленным аббасидским халифом Харуном. [ 28 ] [ 29 ] на самом деле было покрывалом ( хиджа б) для аль-Мубарака. Суннитский ) писал , историк Рашид ад-Дин Хамадани ( ум. 1318 что некоторые исмаилиты считали, что аль-Казим добровольно отдал свою жизнь ради своего старшего брата аль-Мубарака, истинного имама. [ 29 ] [ 30 ] Исмаилиты далее утверждали, что имам, будучи масумом (непогрешимым), не мог допустить ошибки в суждении, и поэтому первый насс (обозначение) ас-Садика был правильным. [ 22 ] Таким образом, эта группа приняла аль-Мубарака своим имамом и известна как исмаилиты или исмаилиты. [ 30 ]

Отношения с радикальными шиитами

[ редактировать ]

Аль-Мубарак, очевидно, имел контакты с шиитским активистом, последователем своего отца, включая аль-Муфаддала ибн Умара аль-Джуфи . [ 21 ] [ 31 ] По словам историка аль-Макризи (ум. 1442), аль-Муфаддал считал ас-Садика Богом, поэтому имам отверг его и публично проклял. [ 32 ] Аль-Мубарак, который, как сообщается, участвовал в некоторых заговорах против Аббасидов, возможно, также сотрудничал с Абу аль-Хаттабом аль-Асади , еще одним шиитским активистом, первоначально входившим в окружение аль-Садика. [ 9 ] [ 21 ] Абу аль-Хаттаб был активным членом шиитской группы вместе с ас-Садиком, но последнему пришлось открыто отречься от него из-за его экстремистских теологических взглядов, которые он пытался навязать воинственными средствами. [ 33 ] хотя Абу аль-Хаттаб предположительно утверждал, что отказ был частью метода ас-Садика по сохранению своей истинной природы. [ 16 ] [ 25 ] [ 9 ] Асрар также утверждает, что ас-Садику пришлось запретить аль-Мубараку ходить в школу, которую вел Абу аль-Хаттаб. [ 26 ]

Луи Массиньон (ум. 1962) предположил, что Абу аль-Хаттаб был духовным или приемным отцом аль-Мубарака, отсюда и его кунья Абу Исмаила. [ 9 ] [ 2 ] В этой связи он сформулировал общую гипотезу, утверждая, что с начала второго исламского века выражение анта минна Ахль аль-Байт («вы из семьи Пророка»), якобы используемое Мухаммедом по отношению к Салману Персу , и, как сообщается в хадисе, приобрел ритуальное значение, указывающее на «духовное усыновление» среди революционных шиитов, для которых настоящие семейные узы устанавливались посредством духовного происхождения, усыновления или инициации. [ 2 ] Возможное сотрудничество между аль-Мубараком и Абу аль-Хаттабом остается окутанным мраком, несмотря на то, что источники двунадесятников, обычно враждебно настроенные по отношению к исмаилитам, отождествляют зарождающихся исмаилитов с ранней Хаттабией ; более поздние исмаилиты считали Абу аль-Хаттаба еретиком и отвергли Хаттабийю. [ 9 ]

Доктрина Бада

[ редактировать ]

Шииты-двунадесятники считают, что ас-Садик отменил свой первый насс в пользу аль-Мубарака с радикальными шиитами и сделал второй насс в пользу своего сына аль-Казима. [ 13 ] [ 34 ] [ 27 ] Эта недавно изобретенная теория получила свое первое распространение среди людей, у которых не было концепции Имамата. [ 27 ] Ученый-двунадесятник Абдулазиз Абдулхусейн Сачедина подтверждает проблемы, присущие доктрине бада: «Это подразумевало изменение мнения Бога ( бада ) из-за новых соображений, вызванных смертью Исмаила. Однако такие коннотации в доктрине бада (изменение мнения) подняло серьезные вопросы о природе знания Бога и косвенно о способности имамов предсказывать будущие события». [ 35 ] [ 36 ] Сообщается также, что ас-Садик сказал: «Инлиллях фи кулло шаин бида иллах Имама» означает: «Воистину, Бог вносит изменения во все, кроме Имама». [ 8 ] [ 36 ] Этот момент заслуживает дальнейшего указания, что ас-Садик не имел полномочий отменять, отзывать или изменять первый насс в пользу аль-Мубарака, и, следовательно, традиция смены насса не несет в себе никакой историчности. [ 8 ] Ан-Наубахти пишет в «Китаб Фирак аль-Шиа», что «Еще одна версия состоит в том, что, назначив своего сына Исмаила имамом, ас-Садик таким образом подал в отставку. Таким образом, Исмаил был настоящим имамом, и после него Имамат должен перейти к его сыну Мухаммеду». [ 36 ] Аш-Шахрастани пишет в «Китаб аль-Милал ва ан-Нихал», что «Однако обозначение (насс) не может быть отозвано, и имеет то преимущество, что имамат остается у потомков назначенного человека, исключая других. Поэтому. Имамом после Исмаила является Мухаммад ибн Исмаил». [ 8 ] [ 36 ]

Преемственность

[ редактировать ]

Мубаракия утверждал, что, когда аль-Мубарак был жив, он назначил своего сына Мухаммеда своим наследником и отправил своих даи в разные регионы для принесения присяги от его имени. [ 16 ] [ 34 ] Другая протоисмаилитская группа, зафиксированная в источниках, считала, что ас-Садик, а не аль-Мубарак, назначил Мухаммада ибн Исмаила седьмым имамом, и он был последним имамом и Махди , которые остались живы и вернутся. как Каим . [ 37 ] Говорят, что эта группа сформировала ядро ​​секты Карамита , которая считала Мухаммеда своим седьмым и последним имамом. [ 38 ] [ 34 ] Джафар ибн Мансур аль-Яман пишет в «Асрар ан-Нутака»: «И мы, и вы признаем традицию, согласно которой, когда Исмаил собирался умереть, он вызвал своего сына и его последователей и передал ему имамата. в их присутствии, под наблюдением своего отца [ас-Садика], он доверил показания о положении своего сына одному из своих ходжатов [т.е.]. даис], как сделал его предок Измаил ( Исмаил ) в отношении человека по прозвищу аль-Кабш [ букв. « овца » , назначенного до него). Он сделал его «завесой» для своего наследника, чтобы отвлечь внимание. он привлек внимание тиранов того времени. И ас-Садик председательствовал на собрании, как Иаков ( Якуб ) председательствовал на собрании Иосифа ( Юсуфа ), когда последний был на смертном одре». [ 39 ]

Мубаракийа считала, что право имамата должно перейти от аль-Мубарака, отца, к Мухаммаду, сыну, поскольку имамат не мог передаваться от брата к брату после случая с имамами аль-Хасаном и аль-Хусейном , сыновья Али ибн Аби Талиба: оно может перейти только к потомству [имама]. [ 40 ] [ 41 ] Именно поэтому они отвергли утверждения аль-Казима и других братьев аль-Мубарака, как и утверждения Мухаммада ибн аль-Ханафии, который, по их мнению, ложно претендовал на Имамат в соперничестве с Али ибн аль-Хусайном Зейном. аль-Абидин. [ 37 ] [ 42 ] [ 40 ] В любом случае, очевидно, что Мубаракийя возникла еще при жизни Исмаила и первоначально они были его сторонниками. [ 41 ] Можно с уверенностью предположить, что Мубаракийя было одним из первоначальных названий зарождающегося исмаилизма, а также региональной идентификации последователей аль-Мубарака, которые в целом слились с основным движением исмаилизма в времена Мухаммада ибн Исмаила. [ 43 ] [ 41 ]

Ан-Наубахти, который лучше всего осведомлен об этом периоде, говорит, что группа, которая поддерживала Мухаммеда, называлась Мубаракийя в честь аль-Мубарака, который был клиентом, или мавла, Исмаила. [ 40 ] [ 44 ] [ 41 ] Иванов показал, что аль-Мубарак был эпитетом самого Исмаила, на основе некоторых отрывков из знаменитого исмаилитского даи IV-X веков Абу Якуба аль-Сиджистани , а также других источники. [ 37 ]

Точная дата и обстоятельства смерти аль-Мубарака также остаются неизвестными. [ 2 ] [ 45 ] Согласно исмаилитской традиции, аль-Мубарак умер в 158/775 году и был похоронен в Макам аль-Имам ( букв. « святыня Имама » ) в Саламии , городе, расположенном в Сирии . [ 46 ] [ 47 ] Однако неисмаилитские источники сообщают, что он умер в Медине и был похоронен там на кладбище Баки . [ 48 ] Историки приводят предание, что аль-Мубарак умер еще при жизни своего отца, однако последователи аль-Мубарака отказывались верить слухам о его смерти. [ 49 ] Аль-Шахрастани пишет в «Китаб аль-Милал ва ан-Нихаль», что «некоторые из них [последователи Исмаила] говорят, что он не умер, но что его отец заявил, что он умер, чтобы спасти его от халифов Аббасидов. и что он провел похоронное собрание, аль-Мансура в Медине». свидетелем которого стал губернатор [ 11 ] [ 48 ] [ 50 ] Хасан ибн Нух аль-Бхаручи ( ум. 1533 ), индийский автор-исмаилит, рассказывает о посещении могилы аль-Мубарака в 904/1498 году. [ 2 ] Его могила все еще находилась там в 1302/1885 году, но позднее она была разрушена вместе с другими могилами в Баки ваххабитами . [ 9 ]

Многие исмаилитские и неисмаилитские источники утверждают, что во время похоронной процессии аль-Мубарака аль-Садик пытался показать свидетелям лицо своего мертвого сына. Некоторые из тех же источников также указывают, что вскоре после этого аль-Мубарака видели в Басре , где он вылечил на рынке паралитика. [ 2 ] [ 25 ] [ 51 ] [ б ]

Толпа мужчин окружила Исмаила, все приветствовали его и просили защиты. Когда калека, шиит, последователь ас-Садика, увидел его, он начал кричать: «О потомок Посланника Бога, протяни мне руку, чтобы Бог мог протянуть Свою к тебе». Молодой человек вернулся, схватил его за руку и вывел из магазина. Тогда калека прошел вместе с ним некоторое расстояние, оставив его потом, и вернулся на свое место здоровым и прямым ростом. Вокруг него стали толпиться люди, спрашивая, кто его исцелил. И он ответил: «Исмаил ибн Джафар ибн Мухаммад». [ 53 ]

- Джафар ибн Мансур аль-Яман, Асрар ан-Нутака

Другая группа утверждала, что он не умер, а ушел в оккультизм, что он появится снова и станет обещанным Махди. [ 50 ] [ 25 ] [ 51 ] Эти имамиты-шииты также полагали, что ас-Садик объявил о смерти аль-Мубарака просто как уловку, чтобы защитить его от преследования Аббасидов, которые были возмущены его политической деятельностью. [ 54 ] Ересиографы-двунадесятники ан-Наубахти и аль-Кумми называют членов этой группы, признавших аль-Мубарака своим имамом Махди, аль-Исмаилийя аль-Халиса ( букв. « чистые исмаилиты » ), а некоторые позднее ересиографы, такие как аль-Шахрастани, называют эту группу «аль-Исмаилийя аль-вакифа», что относится к тем, кто прекратил свою линию имамов вместе с аль-Мубараком. [ 51 ] [ 54 ] Богослов-двунадесятник Мухаммад аль-Муфид (ум. 1022) отмечает, что в его время они были чрезвычайно редки и не было известно ни о ком из них, на кого можно было бы указать. [ 55 ]

Помимо Мухаммеда, у аль-Мубарака был сын по имени Али, родившийся в 130/748 году, и дочь Фатима. [ 46 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Источники как исмаилитов, так и двунадесятников сходятся во мнении, что первую жену ас-Садика звали Фатима. Согласно Шарху аль-Ахбару, это была Фатима бинт аль-Хасан ибн аль-Хусейн (или аль-Хасан) ибн Али; и в «Умдат аль-Талиб» Фатима бинт аль-Хусейн аль-Атрам ибн аль-Хасан. [ 6 ]
  2. Сообщается, что когда новость о том, что Исмаила видели в Басре, дошла до халифа аль-Мансура в Багдаде, он немедленно вызвал ас-Садика и допросил его по этому поводу. Он показал ас-Садику письмо, в котором имам сообщил халифу о смерти Исмаила. Затем он показал донесения своих шпионов в Басре. Поэтому ас-Садик представил показания, содержащие подписи тех, кто был свидетелем смерти Исмаила. Итак, аль-Мансур остался доволен. Он уволил аль-Садика и вручил ему несколько подарков. [ 52 ]
  1. ^ Буюккара 1997 , стр. 49.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Листы 2007 , с. 91.
  3. ^ Буюккара 1997 , стр. 49, 50.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Буюккара 1997 , стр. 50.
  5. ^ Иванов 1942 , с. 18.
  6. ^ Перейти обратно: а б Иванов 1942 , с. 306.
  7. ^ ан-Наубахти 2007 , с. 123.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тадждин 2009 , с. 21.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Регистр 1998 года .
  10. ^ Перейти обратно: а б Буюккара 1997 , стр. 52.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Тадждин 2009 , с. 22.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Буюккара 1997 , стр. 54, 55.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Раджпут 2013 , с. 82.
  14. ^ Перейти обратно: а б Тадждин 2009 , стр. 21, 22.
  15. ^ Момент 1985 , с. 55.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Глив 2008 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 240.
  18. ^ Дафтари 2007 , с. 88.
  19. ^ Иванов 1942 , с. 293.
  20. ^ Буюккара 1997 , стр. 56.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Листы 2013 , с. 106.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1995 , с. 241.
  23. ^ Момент 1985 , с. 239.
  24. ^ Дональдсон 1933 , с. 152.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Холлистер 1953 , с. 201.
  26. ^ Перейти обратно: а б Холлистер 1953 , с. 200.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Тадждин 2009 , с. 23.
  28. ^ Момент 1985 , с. 40.
  29. ^ Перейти обратно: а б Вассерман 2020 , с. 137.
  30. ^ Перейти обратно: а б Раджпут 2013 , стр. 83–84.
  31. ^ Буюккара 1997 , стр. 52, 53.
  32. ^ Буюккара 1997 , стр. 53.
  33. ^ Хусейн 1986 , с. 33.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Холлистер 1953 , с. 202.
  35. ^ Сачедина 1981 , с. 153.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Тадждин 1997 , с. 148.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Листы 2007 , с. 90.
  38. ^ Буюккара 1997 , стр. 62.
  39. ^ Иванов 1942 , стр. 296–297.
  40. ^ Перейти обратно: а б с ан-Наубахти 2007 , с. 124.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д Листы 2013 , с. 107.
  42. ^ Буюккара 1997 , стр. 61.
  43. ^ Тадждин 1997 , с. 156.
  44. ^ Иванов 1942 , с. 297.
  45. ^ Буюккара 1997 , стр. 51.
  46. ^ Перейти обратно: а б Тадждин 2009 , стр. 24–25.
  47. ^ Буюккара 1997 , стр. 51–52.
  48. ^ Перейти обратно: а б Буюккара 1997 , стр. 57.
  49. ^ Тадждин 1997 , с. 142.
  50. ^ Перейти обратно: а б Табатабай 1975 , с. 70.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Буюккара 1997 , стр. 60.
  52. ^ Иванов 1942 , с. 302.
  53. ^ Иванов 1942 , стр. 275–276.
  54. ^ Перейти обратно: а б Дафтари 2013 , стр. 106, 107.
  55. ^ Буюккара 1997 , стр. 60, 61.

Источники

[ редактировать ]
Исмаил аль-Мубарак
из Ахль аль-Байт
Родился: ок. 122 г. хиджры (ок. 719 г. н.э.)   Умер: …. хиджры (765/775 н.э.)
Титулы шиитского ислама
Предшественник Шестой имам исмаилизма Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57b1778ad5052fe79fe797653f0cf8b7__1720928760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/b7/57b1778ad5052fe79fe797653f0cf8b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isma'il ibn Ja'far - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)