Исмаил ибн Джафар
Исмаил ибн Джафар Исмаил Благословенный | |
---|---|
Шестой исмаилитский имам | |
В офисе 765–775 гг. н.э. | |
Предшественник | Джафар аль-Садик |
Преемник | Мухаммад аль-Мактум |
Заголовок |
|
Персональный | |
Рожденный | в. 719/722 г. н. э. (100/103 Ач ) |
Умер | в. 765/775 г. н.э. (148/158 г.х. ) |
Религия | Шиитский ислам |
Дети |
|
Родители |
|
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Исмаил ибн Джафар ( араб . Исмаил ибн Джафар аль-Мубарак , романизированный : Исмаил ибн Джафар аль-Мубарак ) был старшим сыном Джафара аль-Садика и шестым имамом в Исме. илизм . Он носил эпитет аль-Мубарак, на основании которого одна из первых групп исмаилитов стала называться Мубаракийа.
Кажется вероятным, что Мубаракийа изначально были сторонниками Исмаила, прежде чем признать Мухаммеда ибн Исмаила своим имамом . В любом случае, Мубаракия было, таким образом, одним из первоначальных названий зарождающейся Исмаилии, термина, придуманного более поздними ересиографами. Фракция Мубаракия позже превратилась в Фатимидских Исмаилитов, поддерживая преемственность Имамата в потомстве аль-Мубарака, признавая самого аль-Мубарака своим шестым имамом. Это перечисление впоследствии сохранялось различными ветвями исмаилитов.
Серьезный кризис среди шиитов возник после смерти Джафара ас-Садика, у которого было пять сыновей. Абдаллах аль-Афтах и Исмаил аль-Мубарак были старшими сыновьями от его первой жены Фатимы, внучки Хасана ибн Али . Аль-Мубарак, вероятно, был вторым сыном аль-Садика. Точная дата и обстоятельства смерти аль-Мубарака также остаются неясными. По мнению некоторых исмаилитских авторов, аль-Мубарак пережил аль-Садика. Некоторые источники, в основном тексты Двенадцати , сообщают, что аль-Мубарак умер при жизни ас-Садика, но те же самые источники также сообщают, что аль-Мубарака видели несколько дней спустя в Басре , что позволяет предположить, что он на самом деле не умер, а был отослан. из Медины .
Источники
[ редактировать ]Сведения о жизни Исмаила аль-Мубарака, его связях и движении его последователей крайне редки. [ 1 ] Среди ранних работ лишь несколько источников-двунадесятников дают некоторую информацию по этому предмету. Однако из-за открытого соперничества между исмаилитами и двунадесятниками информация, полученная из книг двунадесятников, всегда несет в себе риск быть односторонней, и, таким образом, ее подлинность подвергается сомнению. [ 2 ] [ 3 ] С другой стороны, ранние исмаилитские источники почти ничего не сообщают об этом периоде. Как отмечает исламист Фархад Дафтари , из-за своего религиозного и философского характера они содержат мало исторических сведений о начальном периоде существования секты, а те, которые имеют информацию, поскольку взгляды, содержащиеся в них, находились в противоречии с официальными доктринами Фатимидов . вероятно, позднее подверглись цензуре со стороны Фатимидских Исмаилитов. [ 4 ]
Важным исмаилитским трудом является «Уюн аль-Ахбар», написанный Идрисом Имадом ад-Дином ( ум. 1468), исмаилитским даи в Йемене . [ 2 ] [ 4 ] Один том этой работы содержит некоторые важные исторические материалы, касающиеся аль-Мубарака и его сына Мухаммеда. По словам востоковеда Владимира Иванова (ум. 1970), Идрис процитировал эту информацию буквально из ранней работы «Шарх аль-Ахбар фи Фадахил аль-Аимма аль-Атхар», написанной исмаилитским юристом и богословом Абу Ханифой Нуманом ибн. Мухаммад аль-Тамими, известный как аль-Кади ан-Нуман (ум. 974). [ 4 ] Другая работа Идриса — «Захр аль-Маани»; в нем дается обзор исмаилитских имамов. Третье исмаилитское произведение — «Асрар ан-Нутака», написанное Джафаром ибн Мансуром аль-Яманом , современником аль-Кади ан-Нумана. [ 4 ] Основной темой книги является история Авраама и доказательства права аль-Мубарака на имамата . По словам Иванова, в нем есть сильный противоречивый элемент, направленный против двунадесятников. [ 5 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Дата рождения Исмаила ибн Джафара ибн Мухаммада аль-Мубарака неизвестна, но, очевидно, он был вторым сыном Джафара аль-Садика , родившимся между 80 и 83/699–702 годами. [ 2 ] [ 6 ] Его мать, Фатима бинт аль-Хусейн аль-Атрам ибн аль-Хасан ибн Али, была первой женой аль-Садика. [ а ] Ее матерью была Асма, дочь Акила ибн Аби Талиба . [ 7 ] Суннитский Мухаммад богослов аль-Шахрастани ( ум. 1153 ) пишет в своем «Китаб аль-Милал ва ан-Нихаль» , что при жизни Фатимы ас-Садик ни разу не женился так, как Мухаммед с Хадиджей и Али с Фатимой . [ 8 ] [ 2 ] Аль-Мубарак был сводным братом Абдаллаха аль-Афтаха , имама Фатийи ( или Афтахии). [ 9 ]
Ранняя жизнь аль-Мубарака неясна, за исключением нескольких фрагментированных записей. [ 8 ] Он был жив в 133/751 году, когда Дауд ибн Али, губернатор Медины , казнил Муаллу ибн Хунайса, вероятно, из-за его посредничества от имени ас-Садика и его участия в некоторой революционной деятельности Мухаммада ан-Нафса аз-Закии. Аль-Садик, как только услышал известие о казни Муаллы, отправился к губернатору вместе со своим сыном аль-Мубараком и призвал его к ответу за это убийство. [ 2 ] [ 10 ] Губернатор Дауд возложил вину на своего начальника шурты (начальника полиции) аль-Сайрафи. По словам двунадесятника аль-Каши ( ум. 978 ), ас-Садик приказал аль-Мубараку убить ас-Сайрафи, что он и сделал. [ 2 ] Согласно отчету Идриса, ас-Садик затем передал его соратникам аль-Муаллы, и они убили его. [ 10 ] [ 8 ]
Рия ибн Усман аль-Мурри, губернатор Аббасидов в Медине, сжег дом Ахль аль-Байта , и аль-Мубарака было решено убить. [ 11 ] Ахмад ибн Али ан-Наджаши ( ум. 1058 ) пишет в своем «Китаб аль-Риджал», что аль-Мубарак участвовал в воинственном заговоре против Аббасидов в сотрудничестве с несколькими другими, в том числе Бассамом ибн Абдуллой Сайрафи, радикальным шиитом, участвовавшим в кредитование денег в Куфе . [ 9 ] [ 12 ] Бассама вынесли мертвым; Исмаила пощадили, вероятно, из-за статуса его отца. [ 12 ] [ 8 ] Мухаммад Хасан аль-Музаффар ( ум. 1955 ) цитирует слова ас-Садика: «Исмаила дважды планировали убить, но я молился за его жизнь, и Бог защитил его». [ 11 ] Эта ассоциация - одна из нескольких, о которых сообщают источники Twelver, которые заставили аль-Садика выразить свое недовольство теми радикальными шиитами, которые сбили его сына с пути. [ 9 ] [ 12 ]
Имамат
[ редактировать ]Обозначение
[ редактировать ]Согласно большинству доступных источников, ас-Садик действительно назначил аль-Мубарака нассом ( божественным указом) своим преемником в Имамате . [ 13 ] [ 14 ] [ 9 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Этот факт был принят как формальный акт насс, требуемый шиитской теорией, и поэтому был назначением непогрешимым имамом нового имама, который унаследует все полномочия имамата. Таким образом, Аль-Мубарак был не только выбором Садика, но и выбором Бога. [ 17 ] Это назначение, по сути, составляет основу претензий исмаилитов и должно было со временем решить вопрос о преемственности ас-Садика. [ 9 ] [ 18 ] Согласно исмаилитской традиции, когда аль-Мубараку было семь лет, ас-Садик провозгласил своим имаматом. Его изолировали от других братьев и держали в стороне от контактов с общественностью. Аль-Садик сам взял на себя его образование. [ 19 ] [ 14 ] Как отмечает даи Идрис, это заявление было сделано тайно на основании такийи . Об этом факте знали только избранные последователи ас-Садика. [ 20 ] Однако очевидно, что ас-Садик не назначил другого вместо аль-Мубарака, и теоретический аргумент, с помощью которого он мог бы это сделать, вообще говоря, отсутствует; хотя более поздние шииты-двунадесятники заявляли о таком нассе в отношении Мусы ибн Джафара аль-Казима , младшего сводного брата аль-Мубарака, создав несколько хадисов на этот счет. [ 21 ] [ 22 ] Двенадцать писателей, такие как ан-Наубахти (ум. 922), признали это даже спустя сто лет после этого. [ 22 ]
После смерти ас-Садика среди его сыновей возникла большая путаница, поскольку каждый из его выживших сыновей претендовал на пост имамата, но не мог предоставить достаточные полномочия, и поэтому их последователи за короткий период растаяли, за исключением двух кандидатов: аль-Мубарака и аль-Садика. -Казим. [ 13 ] Аль-Мубарак был примерно на двадцать пять лет старше своего сводного брата аль-Казима, который родился в 128/745–1246 годах в семье берберской рабыни. [ 2 ] [ 23 ] [ 24 ] Различные историки сообщают, что за эту должность боролись «все» сыновья ас-Садика. В «Калам-и Пир», исмаилитском труде, ошибочно приписываемом Насиру Хосрову ( ум. 1088 ), есть отчет об этом состязании, которое снова было перенесено для принятия решения к Черному Камню в Мекке , как это сделал Зейн аль-Пир. -Абидин и Мухаммад ибн аль-Ханафия . На этот раз решение было в пользу аль-Мубарака, после чего аль-Казим присягает на верность . ему [ 25 ]
В качестве объяснения изменения насс ас-Садика, данного аль-Мубараку, приводятся различные причины. Историки, в основном сунниты и двунадесятники, чаще всего используют то, что аль-Мубарак пил, на что исмаилиты могли ответить, что имам, будучи непогрешимым, знал бы правду о питье, помимо приказа захира воздерживаться от него. [ 26 ] Скорее всего, следует отметить, что некоторые напыщенные истории о пристрастии аль-Мубарака к выпивке и его предполагаемой связи с экстремистами были осуждены многими историками. Однако Муфаддал ибн Умар ас-Сайрафи сообщает, что ас-Садик, учитывая благочестие своего сына, уже предупредил людей в Медине, что «не обижайте Исмаила» (ла таджафу Исмаила). [ 27 ]
Что касается утверждений шиитов-двунадесятников о том, что аль-Мубарак умер раньше ас-Садика, исмаилиты полагают, что ас-Садик соблюдал такийю (притворство) и дал возможность своему настоящему преемнику уйти в подполье, чтобы их враг, Аббасиды не преследовали аль-Мубарака, и что его имамат и его деятельность остались незамеченными. Так, аль-Казим, которого считали отравленным аббасидским халифом Харуном. [ 28 ] [ 29 ] на самом деле было покрывалом ( хиджа б) для аль-Мубарака. Суннитский ) писал , историк Рашид ад-Дин Хамадани ( ум. 1318 что некоторые исмаилиты считали, что аль-Казим добровольно отдал свою жизнь ради своего старшего брата аль-Мубарака, истинного имама. [ 29 ] [ 30 ] Исмаилиты далее утверждали, что имам, будучи масумом (непогрешимым), не мог допустить ошибки в суждении, и поэтому первый насс (обозначение) ас-Садика был правильным. [ 22 ] Таким образом, эта группа приняла аль-Мубарака своим имамом и известна как исмаилиты или исмаилиты. [ 30 ]
Отношения с радикальными шиитами
[ редактировать ]Аль-Мубарак, очевидно, имел контакты с шиитским активистом, последователем своего отца, включая аль-Муфаддала ибн Умара аль-Джуфи . [ 21 ] [ 31 ] По словам историка аль-Макризи (ум. 1442), аль-Муфаддал считал ас-Садика Богом, поэтому имам отверг его и публично проклял. [ 32 ] Аль-Мубарак, который, как сообщается, участвовал в некоторых заговорах против Аббасидов, возможно, также сотрудничал с Абу аль-Хаттабом аль-Асади , еще одним шиитским активистом, первоначально входившим в окружение аль-Садика. [ 9 ] [ 21 ] Абу аль-Хаттаб был активным членом шиитской группы вместе с ас-Садиком, но последнему пришлось открыто отречься от него из-за его экстремистских теологических взглядов, которые он пытался навязать воинственными средствами. [ 33 ] хотя Абу аль-Хаттаб предположительно утверждал, что отказ был частью метода ас-Садика по сохранению своей истинной природы. [ 16 ] [ 25 ] [ 9 ] Асрар также утверждает, что ас-Садику пришлось запретить аль-Мубараку ходить в школу, которую вел Абу аль-Хаттаб. [ 26 ]
Луи Массиньон (ум. 1962) предположил, что Абу аль-Хаттаб был духовным или приемным отцом аль-Мубарака, отсюда и его кунья Абу Исмаила. [ 9 ] [ 2 ] В этой связи он сформулировал общую гипотезу, утверждая, что с начала второго исламского века выражение анта минна Ахль аль-Байт («вы из семьи Пророка»), якобы используемое Мухаммедом по отношению к Салману Персу , и, как сообщается в хадисе, приобрел ритуальное значение, указывающее на «духовное усыновление» среди революционных шиитов, для которых настоящие семейные узы устанавливались посредством духовного происхождения, усыновления или инициации. [ 2 ] Возможное сотрудничество между аль-Мубараком и Абу аль-Хаттабом остается окутанным мраком, несмотря на то, что источники двунадесятников, обычно враждебно настроенные по отношению к исмаилитам, отождествляют зарождающихся исмаилитов с ранней Хаттабией ; более поздние исмаилиты считали Абу аль-Хаттаба еретиком и отвергли Хаттабийю. [ 9 ]
Доктрина Бада
[ редактировать ]Шииты-двунадесятники считают, что ас-Садик отменил свой первый насс в пользу аль-Мубарака с радикальными шиитами и сделал второй насс в пользу своего сына аль-Казима. [ 13 ] [ 34 ] [ 27 ] Эта недавно изобретенная теория получила свое первое распространение среди людей, у которых не было концепции Имамата. [ 27 ] Ученый-двунадесятник Абдулазиз Абдулхусейн Сачедина подтверждает проблемы, присущие доктрине бада: «Это подразумевало изменение мнения Бога ( бада ) из-за новых соображений, вызванных смертью Исмаила. Однако такие коннотации в доктрине бада (изменение мнения) подняло серьезные вопросы о природе знания Бога и косвенно о способности имамов предсказывать будущие события». [ 35 ] [ 36 ] Сообщается также, что ас-Садик сказал: «Инлиллях фи кулло шаин бида иллах Имама» означает: «Воистину, Бог вносит изменения во все, кроме Имама». [ 8 ] [ 36 ] Этот момент заслуживает дальнейшего указания, что ас-Садик не имел полномочий отменять, отзывать или изменять первый насс в пользу аль-Мубарака, и, следовательно, традиция смены насса не несет в себе никакой историчности. [ 8 ] Ан-Наубахти пишет в «Китаб Фирак аль-Шиа», что «Еще одна версия состоит в том, что, назначив своего сына Исмаила имамом, ас-Садик таким образом подал в отставку. Таким образом, Исмаил был настоящим имамом, и после него Имамат должен перейти к его сыну Мухаммеду». [ 36 ] Аш-Шахрастани пишет в «Китаб аль-Милал ва ан-Нихал», что «Однако обозначение (насс) не может быть отозвано, и имеет то преимущество, что имамат остается у потомков назначенного человека, исключая других. Поэтому. Имамом после Исмаила является Мухаммад ибн Исмаил». [ 8 ] [ 36 ]
Преемственность
[ редактировать ]Мубаракия утверждал, что, когда аль-Мубарак был жив, он назначил своего сына Мухаммеда своим наследником и отправил своих даи в разные регионы для принесения присяги от его имени. [ 16 ] [ 34 ] Другая протоисмаилитская группа, зафиксированная в источниках, считала, что ас-Садик, а не аль-Мубарак, назначил Мухаммада ибн Исмаила седьмым имамом, и он был последним имамом и Махди , которые остались живы и вернутся. как Каим . [ 37 ] Говорят, что эта группа сформировала ядро секты Карамита , которая считала Мухаммеда своим седьмым и последним имамом. [ 38 ] [ 34 ] Джафар ибн Мансур аль-Яман пишет в «Асрар ан-Нутака»: «И мы, и вы признаем традицию, согласно которой, когда Исмаил собирался умереть, он вызвал своего сына и его последователей и передал ему имамата. в их присутствии, под наблюдением своего отца [ас-Садика], он доверил показания о положении своего сына одному из своих ходжатов [т.е.]. даис], как сделал его предок Измаил ( Исмаил ) в отношении человека по прозвищу аль-Кабш [ букв. « овца » , назначенного до него). Он сделал его «завесой» для своего наследника, чтобы отвлечь внимание. он привлек внимание тиранов того времени. И ас-Садик председательствовал на собрании, как Иаков ( Якуб ) председательствовал на собрании Иосифа ( Юсуфа ), когда последний был на смертном одре». [ 39 ]
Мубаракийа считала, что право имамата должно перейти от аль-Мубарака, отца, к Мухаммаду, сыну, поскольку имамат не мог передаваться от брата к брату после случая с имамами аль-Хасаном и аль-Хусейном , сыновья Али ибн Аби Талиба: оно может перейти только к потомству [имама]. [ 40 ] [ 41 ] Именно поэтому они отвергли утверждения аль-Казима и других братьев аль-Мубарака, как и утверждения Мухаммада ибн аль-Ханафии, который, по их мнению, ложно претендовал на Имамат в соперничестве с Али ибн аль-Хусайном Зейном. аль-Абидин. [ 37 ] [ 42 ] [ 40 ] В любом случае, очевидно, что Мубаракийя возникла еще при жизни Исмаила и первоначально они были его сторонниками. [ 41 ] Можно с уверенностью предположить, что Мубаракийя было одним из первоначальных названий зарождающегося исмаилизма, а также региональной идентификации последователей аль-Мубарака, которые в целом слились с основным движением исмаилизма в времена Мухаммада ибн Исмаила. [ 43 ] [ 41 ]
Ан-Наубахти, который лучше всего осведомлен об этом периоде, говорит, что группа, которая поддерживала Мухаммеда, называлась Мубаракийя в честь аль-Мубарака, который был клиентом, или мавла, Исмаила. [ 40 ] [ 44 ] [ 41 ] Иванов показал, что аль-Мубарак был эпитетом самого Исмаила, на основе некоторых отрывков из знаменитого исмаилитского даи IV-X веков Абу Якуба аль-Сиджистани , а также других источники. [ 37 ]
Смерть
[ редактировать ]Точная дата и обстоятельства смерти аль-Мубарака также остаются неизвестными. [ 2 ] [ 45 ] Согласно исмаилитской традиции, аль-Мубарак умер в 158/775 году и был похоронен в Макам аль-Имам ( букв. « святыня Имама » ) в Саламии , городе, расположенном в Сирии . [ 46 ] [ 47 ] Однако неисмаилитские источники сообщают, что он умер в Медине и был похоронен там на кладбище Баки . [ 48 ] Историки приводят предание, что аль-Мубарак умер еще при жизни своего отца, однако последователи аль-Мубарака отказывались верить слухам о его смерти. [ 49 ] Аль-Шахрастани пишет в «Китаб аль-Милал ва ан-Нихаль», что «некоторые из них [последователи Исмаила] говорят, что он не умер, но что его отец заявил, что он умер, чтобы спасти его от халифов Аббасидов. и что он провел похоронное собрание, аль-Мансура в Медине». свидетелем которого стал губернатор [ 11 ] [ 48 ] [ 50 ] Хасан ибн Нух аль-Бхаручи ( ум. 1533 ), индийский автор-исмаилит, рассказывает о посещении могилы аль-Мубарака в 904/1498 году. [ 2 ] Его могила все еще находилась там в 1302/1885 году, но позднее она была разрушена вместе с другими могилами в Баки ваххабитами . [ 9 ]
Многие исмаилитские и неисмаилитские источники утверждают, что во время похоронной процессии аль-Мубарака аль-Садик пытался показать свидетелям лицо своего мертвого сына. Некоторые из тех же источников также указывают, что вскоре после этого аль-Мубарака видели в Басре , где он вылечил на рынке паралитика. [ 2 ] [ 25 ] [ 51 ] [ б ]
Толпа мужчин окружила Исмаила, все приветствовали его и просили защиты. Когда калека, шиит, последователь ас-Садика, увидел его, он начал кричать: «О потомок Посланника Бога, протяни мне руку, чтобы Бог мог протянуть Свою к тебе». Молодой человек вернулся, схватил его за руку и вывел из магазина. Тогда калека прошел вместе с ним некоторое расстояние, оставив его потом, и вернулся на свое место здоровым и прямым ростом. Вокруг него стали толпиться люди, спрашивая, кто его исцелил. И он ответил: «Исмаил ибн Джафар ибн Мухаммад». [ 53 ]
- Джафар ибн Мансур аль-Яман, Асрар ан-Нутака
Другая группа утверждала, что он не умер, а ушел в оккультизм, что он появится снова и станет обещанным Махди. [ 50 ] [ 25 ] [ 51 ] Эти имамиты-шииты также полагали, что ас-Садик объявил о смерти аль-Мубарака просто как уловку, чтобы защитить его от преследования Аббасидов, которые были возмущены его политической деятельностью. [ 54 ] Ересиографы-двунадесятники ан-Наубахти и аль-Кумми называют членов этой группы, признавших аль-Мубарака своим имамом Махди, аль-Исмаилийя аль-Халиса ( букв. « чистые исмаилиты » ), а некоторые позднее ересиографы, такие как аль-Шахрастани, называют эту группу «аль-Исмаилийя аль-вакифа», что относится к тем, кто прекратил свою линию имамов вместе с аль-Мубараком. [ 51 ] [ 54 ] Богослов-двунадесятник Мухаммад аль-Муфид (ум. 1022) отмечает, что в его время они были чрезвычайно редки и не было известно ни о ком из них, на кого можно было бы указать. [ 55 ]
Семья
[ редактировать ]Предки Исмаила ибн Джафара |
---|
Помимо Мухаммеда, у аль-Мубарака был сын по имени Али, родившийся в 130/748 году, и дочь Фатима. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Источники как исмаилитов, так и двунадесятников сходятся во мнении, что первую жену ас-Садика звали Фатима. Согласно Шарху аль-Ахбару, это была Фатима бинт аль-Хасан ибн аль-Хусейн (или аль-Хасан) ибн Али; и в «Умдат аль-Талиб» Фатима бинт аль-Хусейн аль-Атрам ибн аль-Хасан. [ 6 ]
- ↑ Сообщается, что когда новость о том, что Исмаила видели в Басре, дошла до халифа аль-Мансура в Багдаде, он немедленно вызвал ас-Садика и допросил его по этому поводу. Он показал ас-Садику письмо, в котором имам сообщил халифу о смерти Исмаила. Затем он показал донесения своих шпионов в Басре. Поэтому ас-Садик представил показания, содержащие подписи тех, кто был свидетелем смерти Исмаила. Итак, аль-Мансур остался доволен. Он уволил аль-Садика и вручил ему несколько подарков. [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буюккара 1997 , стр. 49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Листы 2007 , с. 91.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 49, 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Буюккара 1997 , стр. 50.
- ^ Иванов 1942 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Иванов 1942 , с. 306.
- ^ ан-Наубахти 2007 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тадждин 2009 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Регистр 1998 года .
- ^ Перейти обратно: а б Буюккара 1997 , стр. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Тадждин 2009 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Буюккара 1997 , стр. 54, 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Раджпут 2013 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Тадждин 2009 , стр. 21, 22.
- ^ Момент 1985 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Глив 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 240.
- ^ Дафтари 2007 , с. 88.
- ^ Иванов 1942 , с. 293.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 2013 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1995 , с. 241.
- ^ Момент 1985 , с. 239.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д Холлистер 1953 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Холлистер 1953 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с Тадждин 2009 , с. 23.
- ^ Момент 1985 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Вассерман 2020 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Раджпут 2013 , стр. 83–84.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 52, 53.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 53.
- ^ Хусейн 1986 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Холлистер 1953 , с. 202.
- ^ Сачедина 1981 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тадждин 1997 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 2007 , с. 90.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 62.
- ^ Иванов 1942 , стр. 296–297.
- ^ Перейти обратно: а б с ан-Наубахти 2007 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с д Листы 2013 , с. 107.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 61.
- ^ Тадждин 1997 , с. 156.
- ^ Иванов 1942 , с. 297.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Тадждин 2009 , стр. 24–25.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 51–52.
- ^ Перейти обратно: а б Буюккара 1997 , стр. 57.
- ^ Тадждин 1997 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Табатабай 1975 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с Буюккара 1997 , стр. 60.
- ^ Иванов 1942 , с. 302.
- ^ Иванов 1942 , стр. 275–276.
- ^ Перейти обратно: а б Дафтари 2013 , стр. 106, 107.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 60, 61.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Тадждин, Мумтаз Али (1997). Исмаилиты через историю (PDF) . Карачи: издательство исламских книг.
- Тадждин, Мумтаз Али (2009). Краткая история шиитских исмаилитских имамов . Карачи.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Блокнот Фархада (1998). «Исмаил б. Джафар ас-Садек » Энциклопедия Ираника Том. VIII (Интернет-изд.). стр. 100-1 625–626.
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета . ISBN 9780300034998 .
- Глив, Роберт (2008). «Джафар аль-Шадек» . Энциклопедия Ираника . Том. XIV. стр. 349–351.
- Раджпут, Али Мохаммед (2013). Хасан-и-Саббах: его жизнь и мысли . Корпорация Xlibris . ISBN 9781483626703 .
- Уокер, Пол Э. (1995). «Наследование власти в шиитском халифате». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 239–264. дои : 10.2307/40000841 . JSTOR 40000841 .
- Иванов, Владимир (1942). Исмаилитское предание о возвышении Фатимидов . Ассоциация исламских исследований. ISBN 978-0-598-52924-4 .
- Холлистер, Джон Норман (1953). Шииты Индии . Лузак. ISBN 978-8170691068 .
- Буюккара, Мехмет Али (1997). Имамитское шиитское движение во времена Мусы аль-Казима и Али ар-Риды . Издательство Эдинбургского университета .
- Вассерман, Джеймс (2020). Хасан-и-Сабах: Мастер-убийца . Николя-Хейс. ISBN 978-0892541942 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Затмение Двенадцатого Имама: историческая справка (PDF) . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия (История ислама в Персии и Ираке) . Лондон: Лузак и компания.
- ан-Наубахти, Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Муса (2007). Кадхим, Аббас (ред.). Шиитские секции (Китаб Фирак аль-Шиа) . Лондон : ICAS Press . ISBN 978-1-904063-26-1 .