Акритай
Акритай Ближнего ( греч . ἀκρίται , единственное число: Akritēs , ἀκρίτης ) — термин, использовавшийся в Византийской империи в 9–11 веках для обозначения пограничных солдат, охранявших восточную границу Империи, обращенных лицом к мусульманским государствам Востока . Их приукрашенные подвиги вдохновили византийский «национальный эпос» Дигенеса Акритаса и цикл акритских песен .
Этот термин происходит от греческого слова акрон ( ἄκρον , во множественном числе акра ), что означает « граница » или « край » ; аналогичные пограничники, лимитаны , использовались в позднеримских и ранневизантийских армиях для охраны границ ( липы ). В официальном византийском использовании этот термин не является техническим и используется в описательной форме, обычно применяясь к защитникам, а также к жителям восточной приграничной зоны, включая их мусульманских коллег. Популярный образ акритов во многом сформировался под влиянием их изображения в акритских песнях и относится к военным войскам, дислоцированным вдоль границы Империи. В действительности византийские войска, дислоцированные по краям Империи, представляли собой смесь профессиональных войск и местного тематического ополчения, а также нерегулярных частей, составлявших собственно Акритаи или Апелатаи .
Это была легкая пехота, набранная из коренного византийского населения и армян . К концу X века завоевание значительной части территории на Востоке означало, что последние часто были этнически и религиозно смешанными, и этот факт воплощен в легендарном Дигенесе Акрите: «дигенес» означает «представитель двух рас», т.е. «римский» (византийский /греч.) и «Сарацин». Апелатаи , действовали как налетчики, разведчики , роль и тактика которых описаны в книге Никифора II Фоки « De velitatione bellica» и пограничники в многолетних пограничных войнах между Византией и ее восточными соседями, характеризувшихся стычками и набегами. Помимо легкой пехоты, пограничные войска дополнялись легкой кавалерией, называемой трапезитай или тасинариои . В случае крупного арабского набега ( раззия ) они должны были поднять тревогу, помочь в эвакуации местного населения в различные опорные пункты, а также следить и преследовать силы противника до прибытия подкрепления.
Многие из акритов были членами отделенной армянской церкви и большинство из них защищали еретиков. [ 1 ] Часто они также действовали как разбойники - на Балканах они были известны как хонсариои , от болгарского слова «воры», а в эпосе о Дигене апелатаи - это разбойники. Были ли этим людям также предоставлены военные поместья как и другим тематическим для обработки, солдатам, или они жили за счет ренты с мелких наделов , одновременно концентрируясь на своих военных обязанностях, все еще остается предметом споров. Однако их офицеры были набраны из местной аристократии.
К концу 10-го века значение Акритаев были сгруппированы в пять крупных региональных командований , снизилось, поскольку византийские завоевания отодвинули границу на восток, а ее защита радикально реструктурировалась: меньшие фематы возглавляемых ду , и большое присутствие профессиональных войск ( тагмата ). В первой половине XI века византийцы столкнулись с небольшой опасностью на Востоке и позволили своей военной мощи ослабнуть. В результате они не смогли остановить быстрое продвижение турок-сельджуков в Малую Азию .
Этот институт в форме отряда, собранного местными жителями в обмен на землю и налоговые льготы, был восстановлен при Мануиле I Комнине (годы правления 1143–1180), когда он реорганизовал фемы в отвоеванной западной части Малой Азии. . Это также засвидетельствовано во времена Никейской империи , когда они охраняли анатолийскую границу, особенно вокруг долины Меандра , от вторжений турецких кочевников. Однако их привязанность к династии Ласкаридов привела их к восстанию против императора-узурпатора Михаила VIII Палеолога в 1262 году. После того, как восстание было подавлено, акриты были зачислены в регулярную армию, и их льготы были аннулированы. В результате в течение одного поколения они фактически прекратили свое существование, открыв путь к полной утрате византийских владений в Малой Азии в первой половине XIV века.
Сегодня греки продолжают называть жителей Греции, живущих вблизи границ , «акритами», как пережиток прошлого.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бартусис, Марк К. (1997). Поздневизантийская армия: оружие и общество 1204–1453 гг . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1620-2 .
- А. А. Васильев, Византийский феодализм
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. стр. 47–48, 127–128. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Макрипулиас, Христос (25 января 2007 г.). Акритес (на греческом языке). Энциклопедия эллинского мира – Малая Азия. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 1 июля 2009 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Падение Константинополя 1453 г., Стивен Рансиман, стр. 23