Ведущий тон

В теории музыки ведущий тон (также называемый субполутоном и ведущей нотой в Великобритании) — это нота или высота звука , которая разрешается или «ведёт» к ноте на полутон выше или ниже, будучи нижней и верхней ведущей нотой. тон соответственно. Обычно ведущий тон относится к седьмой ступени гаммы мажорной ( ), мажорная седьмая часть над тоникой . В системе подвижного до сольфеджио ведущий тон поется как ти .
Ведущее трезвучие — трезвучие, построенное на седьмой ступени мажорной тональности (vii тот в анализе римских чисел ), тогда как септаккорд ведущего тона представляет собой септаккорд , построенный на септаккорде (vii ø 7 ). Уолтер Пистон рассматривает и записывает vii тот as V 0
7 , неполный доминантный септаккорд . [ 1 ] (Обозначение этих аккордов римскими цифрами см. в разделе «Анализ римских цифр» .)
Примечание
[ редактировать ]Седьмая ступень гаммы (или нижний ведущий тон)
[ редактировать ]Обычно, когда говорят о ведущем тоне, имеют в виду седьмую ступень гаммы ( ) мажорной гаммы, которая имеет сильное сходство с тоникой и мелодически ведет к ней . [ 2 ] это поется как ti В сольфеджио с подвижным до . Например, в гамме до мажор ведущей нотой является нота си.
Как диатоническая функция , ведущий тон является седьмой ступенью любой диатонической гаммы, когда расстояние между ним и тоникой составляет один полутон . находится целый тон В диатонических гаммах, в которых между седьмой ступенью гаммы и тоникой , например в миксолидийском ладе , седьмая ступень называется субтоникой . Однако в ладах без ведущего тона, таких как дорийский и миксолидийский, во время каденций часто присутствует повышенная седьмая ступень. [ 3 ] например, в гармонической минорной гамме .
Ведущий тон за пределами текущей гаммы называется вторичным ведущим тоном и приводит к вторичной тонике . Он предназначен для кратковременной тонизирования тональности гаммы (обычно 5-й степени). [ 4 ] как часть вторичного доминантного аккорда. Во втором такте Бетховена Вальдштейновой сонаты (показанной ниже) нота F ♯ выполняет функцию второстепенных ведущих тонов, которые в следующем такте превращаются в G. [ 4 ]
Нисходящий, или верхний, ведущий тон
[ редактировать ]
Напротив, нисходящий или верхний ведущий тон [ 5 ] [ 6 ] - это ведущий тон, который разрешается вниз , в отличие от седьмой ступени шкалы ( нижний ведущий тон), которая разрешается вверх. Нисходящий, или верхний, ведущий тон обычно представляет собой пониженную вторую ступень ( ♭ ) переходит в тонику, но иногда это выражение может относиться к ♭
разрешая доминанту. [ нужна ссылка ] В немецком языке термин Gegenleitton («противоведущий тон») используется Хьюго Риманом для обозначения нисходящего или верхнего ведущего тона ( ♭
), [ 7 ] но Генрих Шенкер использует нисходящий ведущий тон [ 8 ] («нисходящий ведущий тон») означает нисходящий диатонический супертоник ( ♮
).)
, Замена тритона последовательность аккордов ii-subVI-I на C (Dm-Db7-C), приводит к образованию верхней ведущей ноты.
Анализ
[ редактировать ]По словам Эрнста Курта , [ 9 ] мажорная и целому и минорная трети содержат «скрытые» тенденции к идеальной четвертой тону соответственно и таким образом устанавливают тональность . Однако Карл Дальхаус [ 10 ] оспаривает позицию Курта, утверждая, что это стремление на самом деле создается посредством или с помощью гармонической функции, прогрессии основного тона в другом голосе на целый тон или квинту, или мелодически ( монофонически ) в зависимости от контекста гаммы. Например, ведущим тоном чередующихся аккордов C и минорных аккордов F является либо нота E, ведущая к F (если F тоника), либо A ♭, ведущая к G (если C тоника).
В произведениях западной традиции XIV и XV веков ведущий тон создается путем перехода от несовершенного к совершенному созвучию, например, от мажорной трети к идеальной квинте или от минорной трети к унисону. [ нужна ссылка ] Одинаковая высота за пределами несовершенного созвучия не является ведущим тоном.
Форте утверждает, что ведущий тон — это лишь один пример более общей тенденции: самые сильные прогрессии, мелодические и гармонические, — полутоновые . [ 11 ] Он предлагает сыграть гамму соль мажор и остановиться на седьмой ноте (F ♯ ), чтобы лично испытать чувство нехватки, вызванное «особенно сильным притяжением» седьмой ноты к восьмой (F ♯ →G'), таким образом его название.
Трезвучие ведущего тона
[ редактировать ]Ведущий аккорд представляет собой трезвучие, построенное на седьмой ступени мажора и повышенной седьмой ступени минора. Качество ведущего трезвучия ухудшается как в мажорной, так и в минорной тональности. [ 12 ] Например, как в до мажоре, так и в до миноре это уменьшенное трезвучие си (хотя обычно оно пишется в первой инверсии , как описано ниже).
По словам Джона Баньяна Герберта (который использует термин « субтонический », который позже стал обычно обозначать ступень седьмой гаммы, расположенную на целый тон ниже тонической ноты),
Субтонический [ведущий тон] аккорд основан на семи (ведущем тоне) мажорной тональности и представляет собой уменьшенный аккорд... Многие композиторы пренебрегают субтоническим аккордом и, возможно, немного перерабатывают его другими. Его редкое использование придает композиции характер и достоинство. В целом у аккорда плохая репутация. Вкратце его история такова: много злоупотребляли и мало использовали. [ 13 ]
Функция
[ редактировать ]Трезвучие ведущего тона используется в нескольких функциях. Он обычно используется в качестве промежуточного аккорда между тоническим трезвучием основной позиции и первым инверсионным тоническим трезвучием: [ 14 ] то есть: «В дополнение к своей основной функции перехода между я и я 6 , VII 6 имеет еще одну важную функцию: может образовывать соседний аккорд с I или I 6 ." [ 15 ] В этом случае триада ведущего тона продлевает тонику за счет соседних и проходящих движений. В приведенном ниже примере показаны два такта из четвертой части Сонаты для № 3 Бетховена фортепиано до мажор, соч. 2 [ 16 ] в котором трезвучие ведущего тона действует как проходной аккорд между I и I. 6 .
Трезвучие ведущего тона можно также рассматривать как неполный доминантный септаккорд : «Аккорд называется «неполным», если его корень опущен. Это пропуск иногда встречается в аккорде дом.-септаккорда, и результат трезвучие на ведущем тоне». [ 17 ]

В некоторых источниках говорится, что аккорд - это не аккорд; некоторые утверждают, что это неполный доминантный септаккорд, особенно когда уменьшенное трезвучие написано в первой инверсии (напоминающей вторую инверсию доминантной септаккорда без основного тона): [ 13 ]
Субтонический аккорд (то есть ведущий тон) — очень распространенный и полезный аккорд. Трезвучие отличается по построению от предыдущих шести [мажорных и минорных диатонических] трезвучий. Это диссонансно и активно... уменьшенная триада. Субтонический аккорд принадлежит к доминантной семье. Факторы трезвучия представляют собой те же тона, что и три верхних фактора доминантного септаккорда, и развиваются таким же образом. Эти факты побудили многих теоретиков назвать это трезвучие «доминирующим септаккордом без основного тона»... Субтонический аккорд в обоих ладах подвергся большой критике со стороны теоретиков, хотя он использовался и используется мастерами. Его критикуют за то, что он «переутомлен», и с его помощью можно добиться многого с минимумом техники. [ 18 ]
Например, vii тот 6 часто заменяет V 4
3 , на который он очень похож, и его использование может потребоваться в ситуациях голосового ведения : «В строгой четырехголосной фактуре, если бас дублируется сопрано, VII 6 [vii тот 6 ] требуется вместо V 4
3 ". [ 19 ]
Голос-ведущий
[ редактировать ]Поскольку ведущее трезвучие является уменьшенным трезвучием, оно обычно встречается в первой инверсии : [ 20 ] [ 21 ] По словам Карла Эдварда Гарднера: «Многие считают первую инверсию триады более предпочтительной, чем корневая позиция . Вторая инверсия триады необычна. Некоторые теоретики запрещают ее использование». [ 22 ]
В четырехголосной фактуре хорала треть трезвучия ведущего тона удваивается, чтобы избежать акцента на тритоне, создаваемом корнем и квинтой. В отличие от доминантного аккорда, где ведущий тон может расстраиваться и не переходить в тонику, если он находится во внутреннем голосе, ведущий тон в ведущем трезвучии должен переходить в тонику. Обычно квинта трезвучия разрешается вниз, поскольку она феноменологически похожа на септаккорд в доминантном септаккорде . В общем, тритон разрешается внутрь, если он записан как уменьшенная квинта (м. 1 ниже), и наружу , если он записан как увеличенная кварта (м. 2).
Ведущий септаккорд
[ редактировать ]

Септаккорды ведущего тона: vii. ø 7 и vii тот 7 , [ 24 ] полууменьшенные уменьшенные и септаккорды седьмой ступени гаммы ( ) мажора и гармонического минора . Например, в до мажоре и до миноре септаккорды ведущего тона - это наполовину уменьшенная B (BDFA) и уменьшенная B (BDFA ♭ ) соответственно.
Ведущие септаккорды не были характерны для музыки эпохи Возрождения, но типичны для эпохи барокко и классицизма. Они более свободно используются в романтической музыке, но стали меньше использоваться в классической музыке, поскольку традиции тональности нарушились. Они являются неотъемлемой частью рэгтайма и современных жанров популярной и джазовой музыки. [ 25 ]
Композиторы на протяжении всего периода общепринятой практики часто использовали модальную смесь при использовании септаккорда ведущего тона в мажорной тональности, позволяя заменять наполовину уменьшенный септаккорд полностью уменьшенным септаккордом (путем понижения его септаккорда). Эта смесь обычно используется, когда септаккорд ведущего тона функционирует как вторичный аккорд ведущего тона .
В примере ниже показаны полностью уменьшенные септаккорды в тональности ре мажор в правой руке в третьей части Моцарта . Сонаты для фортепиано № 5 соль мажор [ 26 ]
Функция
[ редактировать ]Септаккорд ведущего тона имеет доминантную функцию и может использоваться вместо V или V. 7 . [ 27 ] так же, как vii тот иногда считается неполным доминантным септаккордом, септаккорд ведущего тона часто считается « доминантным девятым аккордом без основного тона». [ 28 ] [ 20 ] )
Для разнообразия септаккорды ведущего тона часто заменяются доминантными аккордами , с которыми они имеют три общих тона: [ 23 ] «Седьмой аккорд, основанный на субтонике [мажор]… иногда используется. Он переходит непосредственно в тонику… Этот аккорд можно использовать без подготовки». [ 29 ]
Голос-ведущий
[ редактировать ]В отличие от трезвучий ведущего тона, септаккорды ведущего тона появляются в корневой позиции . В приведенном ниже примере показаны септаккорды ведущего тона (в основной позиции), действующие как доминанты в редукции « Дон Моцарта Жуана» , К. 527, акт 1, сцена 13. [ 30 ]
Франсуа-Жозеф Фетис настраивает седьмой ведущий тон в мажоре 5:6:7:9. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гольдман 1965 , 17.
- ^ Бенвард и Сакер 2003 , 203.
- ^ Бенвард и Сакер 2009 , 4.
- ^ Jump up to: а б Берри 1987 , 55.
- ^ Jump up to: а б Бергер 1987 , 148.
- ^ Кокер 1991 , 50.
- ^ Риман 1918 , 113–114.
- ^ Шенкер, Генрих (1910). Контрапункт (на немецком языке). Том 1. Вена: Универсальное издание. стр. 143–145.
- ^ Курт 1913 , 119–736.
- ^ Дальхаус 1990 , 44–47.
- ^ Стронг 1979 , 11–2.
- ^ Бенджамин, Хорвит и Нельсон 2008 , 106.
- ^ Jump up to: а б Герберт 1897 , 102.
- ^ Jump up to: а б Стронг 1979 , 122.
- ^ Олдуэлл, Шахтер и Кадвалладер 2010 , 138.
- ^ Форт 1979 , 169.
- ^ Гетчиус 1917 , 72, §162–163, 165.
- ^ Гарднер 1918 , 48, 50.
- ^ Форт 1979 , 168.
- ^ Jump up to: а б Гольдман 1965 , 72.
- ^ Корень 1872 , 315.
- ^ Гарднер 1918 , 48–49.
- ^ Jump up to: а б Бенвард и Сакер 2003 , 217.
- ^ Бенвард и Сакер 2003 , 218–219.
- ^ Бенвард и Сакер 2003 , 220–222.
- ^ Бенвард и Сакер 2003 , 218.
- ^ Бенджамин, Хорвит и Нельсон 2008 , 128.
- ^ Гарднер 1918 , 49.
- ^ Герберт 1897 , 135.
- ^ Бенвард и Сакер 2003 , 219.
- ^ Фетис и Арлин 1994 , 139n9.
Источники
- Олдуэлл, Эдвард , Карл Шахтер и Аллен Кадуолладер (2010). Гармония и голосование , четвертое издание. Нью-Йорк: Ширмер/Cengage Learning. ISBN 978-0-495-18975-6
- Бенджамин, Томас; Хорвит, Майкл; и Нельсон, Роберт (2008). Техника и материалы музыки . 7-е издание. Томсон Ширмер. ISBN 978-0-495-18977-0 .
- Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сейкер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. Я , седьмое издание. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сейкер (2009). Музыка: В теории и практике, Том. II , Восьмое издание. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- Бергер, Кароль (1987). Musica Ficta: Теории случайных перегибов в вокальной полифонии от Маркетто да Падуи до Джозеффо Зарлино . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-32871-3 (ткань); ISBN 0-521-54338-X (пбк).
- Берри, Уоллес (1976/1987). Структурные функции в музыке . Дувр. ISBN 0-486-25384-8 .
- Кокер, Джерри (1991). Элементы джазового языка для развивающегося импровизатора . Майами, Флорида: CCP/Белвин. ISBN 1-57623-875-X .
- Дальхаус, Карл (1990). Исследования о происхождении гармонической тональности , пер. Роберт О. Гьердинген. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-09135-8 .
- Фетис, Франсуа-Жозеф и Арлин, Мэри И. (1994). Очерк истории гармонии . ISBN 978-0-945193-51-7 .
- Форте, Аллен (1979). Тональная гармония . Третье издание. Холт, Ринхарт и Уинстон. ISBN 0-03-020756-8 .
- Гарднер, Карл Эдвард (1918). Музыкальная композиция: новый метод гармонии . Карл Фишер. [ISBN не указан].
- Гетчиус, Перси (1917). Теория и практика тоновых отношений: элементарный курс гармонии , 21-е издание. Нью-Йорк: Г. Ширмер.
- Гольдман, Ричард Франко (1965). Гармония в западной музыке . Барри и Дженкинс/У. В. Нортон. ISBN 0-214-66680-8 .
- Герберт, Джон Буньян (1897). Гармония и композиция Герберта . Музыка Филлмора.
- Курт, Эрнст (1913). Предпосылки теоретической гармонии и системы тонального представления . Берн: Академический книжный магазин М. Дрехзель. Неизмененное репринтное издание с послесловием Карла Дальхауса, Мюнхен: Э. Кацбихлер, 1973. ISBN 3-87397-014-7 .
- Риман, Гюго . Справочник по теории гармонии и модуляции , Берлин, Макс Гессе, 6-е издание, 1918 г.
- Рут, Джордж Фредерик (1872). Обычный музыкальный справочник . Дж. Черч. [ISBN не указан].
- Шенкер, Генрих . Контрапункт И. Дж. Ротгеб и Дж. Тим, переводчики, Нью-Йорк, Ширмер
- Шенкер, Генрих. Свободная композиция , перевод Эрнста Остера, Нью-Йорк, Лонгман, 1979 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Костка, Стефан ; Пейн, Дороти (2004). Тональная гармония (5-е изд.). Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-285260-7 . OCLC 51613969 .
- Стейнер, Джон и Уильям Александр Барретт (ред.) (1876). Словарь музыкальных терминов . Лондон: Novello, Ewer and Co. Новое и исправленное издание, Лондон: Novello & Co, 1898 г.