Короткий Тукано
Тукан | |
---|---|
![]() | |
RAF Short Tucano T1, в цветах дисплея 2008 г. | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Короткие братья |
Первый полет | 14 февраля 1986 г. |
Введение | 1989 |
Ушедший на пенсию | 2019 (Королевские ВВС) |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Королевские ВВС (в отставке) Кенийские ВВС Кувейт ВВС |
Произведено | 1986–1995 |
Количество построенных | 160 |
Разработано на основе | Эмбраер EMB 312 Тукано |
Short Tucano — двухместный турбовинтовой учебно -тренировочный самолет, построенный компанией Short Brothers в Белфасте, Северная Ирландия . Это лицензионная версия бразильского Embraer EMB 312 Tucano .
14 февраля 1986 года прототип совершил свой первый полет в Бразилии, а затем был доставлен в Шортс для использования в качестве образца самолета, модифицирован в соответствии с требованиями Королевских ВВС (RAF) и использован для испытаний и демонстраций. Первый самолет короткой сборки поднялся в воздух 30 декабря 1986 года; Поставки в ВВС Великобритании начались в июне 1988 года. Последний экземпляр этого типа был завершен в 1995 году. Техническое обслуживание и поддержка парка Tucano ВВС Великобритании обычно передавались на аутсорсинг нескольким частным компаниям.
RAF был основным оператором Tucano, хотя экспортные продажи осуществлялись в Кению и Кувейт . Некоторые из них также были куплены и опробованы частными лицами. 25 октября 2019 года Tucano был выведен из эксплуатации ВВС Великобритании и заменен на Beechcraft T-6C .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Разработка Short Tucano началась в мае 1984 года после соглашения между бразильским производителем самолетов Embraer и североирландской авиационной фирмой Short Brothers о сотрудничестве в ответ на выдающееся британское требование, которое требовало замены устаревшего BAC Jet Provost базового учебно-тренировочного самолета для самолетов. Королевские ВВС (RAF). [ 1 ] С этой целью ВВС США выпустили Air Staff Target 412 , определяя желаемые критерии производительности для нового высокопроизводительного базового учебно-тренировочного самолета с турбовинтовым двигателем. Был составлен краткий список различных самолетов, представленных в ответ; Помимо Tucano, рассматриваемыми типами были швейцарский Pilatus PC-9 , британский NDN-1T Turbo-Firecracker и Австралийского авиационного консорциума (AAC) A.20 Wamira II . [ 1 ]
В 1984 году Embraer отправила с производственной линии в Шортс седьмой планер EMB-312, где он получил многочисленные модификации, чтобы соответствовать требованиям AST-412. [ 1 ] В сентябре 1984 года этот же самолет был представлен на авиашоу в Фарнборо ; к этому моменту он был оснащен модернизированным двигателем PT6A-25C2 и подфюзеляжным пневматическим тормозом , что, как сообщается, позволило Tucano достичь необходимой скорости сваливания 60 узлов. [ 1 ] Однако испытания, проведенные в MOD Boscombe Down позже в том же году, показали необходимость переоборудования двигателя самолета, чтобы удовлетворить требования Королевских ВВС по времени набора высоты; соответственно, Garrett TPE331 . был выбран [ 1 ]
21 марта 1985 года предложение Short Tucano было объявлено победителем конкурса AST.412, получив контракт на сумму 126 миллионов фунтов стерлингов на поставку 130 самолетов, а также опцион на еще 15; [ 1 ] этот вариант так и не был использован. Первый полет прототипа EMB-312G2, оснащенного четырехлопастным винтом Hartzell и двигателем Garrett TPE331-10, состоялся в Бразилии 14 февраля следующего года. Вскоре после этого этот самолет был разобран и 29 марта 1986 года доставлен по воздуху на базу Шорта в Белфасте , где его снова собрали и вернули в небо всего десять дней спустя. [ 2 ] В июне того же года двигатель TPE331-10 был заменен улучшенным TPE331-12B, основным отличием которого была интеграция системы электронного контроллера двигателя (EEC). [ 1 ] [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]
30 декабря 1986 года совершила полет первая стандартная серийная модель Tucano T.Mk 1; его официальное внедрение состоялось 20 января 1987 года. [ 3 ] 10 марта 1987 года второй самолет совершил свой первый полет, а к апрелю к испытательному флоту присоединился третий Tucano для прохождения очистки и окончательных испытаний, которые в основном проводились в MOD Boscombe Down. [ 4 ] Четвертый построенный самолет был первым доставлен в ВВС Великобритании 16 июня 1988 года в Центральную летную школу . [ 5 ] Поставки в ВВС Великобритании продолжались еще пять лет, последний самолет прибыл 25 января 1993 года. [ 6 ]
В дополнение к значительному заказу для RAF, появилось множество экспортных клиентов для Tucanos производства Shorts. ВВС Кении заказали в общей сложности 12 единиц, а еще 16 Tucano были экспортированы в Кувейт. Те «Тукано», которые были доставлены в ВВС Кувейта, были оснащены боеспособными средствами; они были вооружены как для тренировок с оружием, так и для легких атак; такие самолеты оснащены четырьмя точками подвески , на каждой из которых можно устанавливать различные ракетные блоки , пушки , бомбы и внешние топливные баки . [ 7 ]
Благодаря двигателю Garrett Short Tucano более чутко реагирует на изменения тяги и несколько шумнее, чем оригинальный Tucano. [ 8 ] Помимо переработанного двигателя, основными отличиями Short Tucano являются усиленный планер для увеличения усталостного ресурса, компоновка кабины, аналогичная усовершенствованному учебно-тренировочному самолету Hawk Королевских ВВС , переработанная кислородная система, самописец полетных данных , четырехлопастной винт. , подфюзеляжный воздушный тормоз и рестайлинговые законцовки крыла. два Martin-Baker MB 8LC катапультных кресла Используются , а фонарь был модифицирован в соответствии с требованиями Королевских ВВС по защите от ударов птиц . Во время производства Shorts обычно рекламировала планер как «100% построенный в Великобритании». [ 9 ] Для соответствия требованиям RAF EMB-312 имеет около 900 модификаций, что снижает его общность с исходным самолетом примерно до 50%. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]
В июне 1988 года были осуществлены первые поставки Tucano в ВВС Великобритании; индукция этого типа началась после этого. Этот тип в основном эксплуатировался в Летной школе № 1 , базирующейся в Королевских ВВС в Линтон-он-Уз , где он использовался для базового обучения полетам на скоростных реактивных самолетах пилотов-студентов Королевских ВВС и RN в 72-й (резервной) эскадрилье . [ 11 ] Обычно пилоты-студенты налетают около 130 часов во время курса обучения на Tucano, прежде чем перейти на реактивный самолет Hawk T2 , базирующийся в RAF Valley . [ 11 ]
«За цену одного истребителя Eurofighter мы могли бы иметь эскадрилью Super Tucanos. Они могут нести ту же артиллерию, что и Harrier, с его громким хлопком, но в отличие от Harrier, который может находиться над полем боя не более 20 минут, Tucanos может часами слоняться над головой, готовый к наземной атаке в любой момент».
Дебаты в Палате общин, октябрь 2007 г. [ 12 ]
Short Tucano сменил BAC Jet Provost в качестве основного учебно-тренировочного самолета для ВВС Великобритании, готовя пилотов-студентов к переходу на усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Hawk T1. Сообщается, что после своего появления Tucano оказался примерно на 70% дешевле в эксплуатации, чем его предшественник. [ 13 ] Показатель аварийности Tucano также был значительно лучше, чем у других самолетов для первоначального обучения: за более чем 20 лет списано только пять самолетов без смертельных исходов. [ 14 ]
В марте 2007 года, обсуждая военный вклад Великобритании в войну в Афганистане , британский парламент обсудил концепцию замены регионального подразделения RAF Harrier и Tornados , которые использовались для оказания непосредственной воздушной поддержки союзным войскам, на ряд вооруженные Short Tucanos, которые будут использоваться в качестве специального средства борьбы с повстанцами . [ 15 ] Такое использование потребовало бы значительных модификаций самолетов британских ВВС, поскольку они не были оснащены подкрыльевыми узлами крепления для установки вооружения и оборудования. Главный маршал авиации Стивен Далтон пренебрежительно отнесся к предложенному использованию Tucano, заявив, что это будет стоить жизни тем, кто находится на земле, и нанесет ущерб авторитету и влиянию Великобритании в коалиционных силах в Афганистане, а также раскритиковал отсутствие у нее оперативной гибкости. [ 15 ]
Tucanos ВВС Великобритании обычно обслуживаются частными компаниями, оборонная фирма VT Group заключила один такой контракт на поддержку в начале 2010-х годов. [ 16 ] В июле 2008 года предполагаемая дата выхода Tucano из эксплуатации была перенесена с 2010 года примерно на 2012 год, хотя дальнейшее продление казалось вероятным. [ 17 ] В какой-то момент Marshall Aerospace отстаивала концепцию модернизации парка Tucano как недорогого средства удовлетворения будущих базовых требований британских ВВС к учебно-тренировочным самолетам; предполагаемая модернизация должна была быть в основном основана на усовершенствовании приборов кабины, поскольку, как сообщается, у планеров оставалось около 8000 часов налета; Некоторые аэродинамические усовершенствования также обсуждались, но были отклонены как нерентабельные. [ 18 ]
К 2010 году парк Tucano планировалось вывести из эксплуатации ВВС Великобритании в 2015 году, после чего он должен был быть заменен победителем программы британской военной системы летной подготовки (UKMFTS). [ 16 ] Однако дата вывода этого типа из эксплуатации была перенесена на несколько лет назад; Последний из Beechcraft T-6C , прямая замена Tucano, был доставлен в RAF Valley 3 декабря 2018 года. [ 19 ] [ 20 ]
25 октября 2019 года Tucano был выведен из эксплуатации ВВС Великобритании; В ознаменование вывода этого типа из эксплуатации был проведен показ с воздуха на авиабазе Королевских ВВС Линтон-он-Уз , Северный Йоркшир , которая также должна была быть закрыта. [ 21 ] [ 22 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]22 февраля 1990 года первый экспортный Tucano Mk 51 ZH203 (предназначавшийся для Кении) разбился недалеко от острова Ратлин из-за флаттера хвостового оперения во время испытаний высокоскоростного лафета с вооружением, в результате чего погиб главный летчик-испытатель Shorts Аллан Дикон, который катапультировался, но утонул. [ 23 ]
ВВС Великобритании потеряли на вооружении 5 самолетов, все без смертельного исхода (четыре катапультировались): ZF316 12 мая 1992 г., [ 24 ] ZF270 13 мая 1996 г., [ 25 ] ZF293 22 августа 2000 г., [ 26 ] ZF344 12 марта 2009 г. [ 27 ] и ZF349 8 января 2013 г. [ 28 ]
22 июня 2015 года композитор саундтрека к фильму Джеймс Хорнер погиб, когда Тукано, который он пилотировал, разбился в центральной Калифорнии , в отдаленном районе национального леса Лос-Падрес , примерно в 60 милях (97 км) к северу от Санта-Барбары . Хорнер был единственным пассажиром самолета. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Варианты
[ редактировать ]- Тукано Т1
- Двухместный базовый учебно-тренировочный самолет для ВВС Великобритании - доставлено 130 самолетов (еще один самолет (T42) был серьезно поврежден в результате взрыва бомбы ИРА во время окончательной сборки в 1990 году и впоследствии был продан в частном порядке в США в 2013 году компанией Shorts). [ 32 ] ).
- Тукано Мк.51
- Экспортная версия для Кении - поставлено 12 (13 летали, так как первый был потерян - см. Выше).
- Тукано Мк.52
- Экспортная версия для Кувейта – поставлено 16 штук.
Операторы
[ редактировать ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- ВВС Кувейта (1995-настоящее время) [ 35 ]
- 19-я учебная эскадрилья [ 36 ] (Заземлен)
- Имперская школа летчиков-испытателей
- Королевские ВВС (июнь 1988 г. - октябрь 2019 г.) [ 37 ]
- Летная школа № 1
- 72-я эскадрилья (июль 2002 г. - октябрь 2019 г.)
- 76-я (резервная) эскадрилья (май 2007 г. - май 2011 г.)
- № 207 (резервная) эскадрилья (июль 2002 г. - январь 2012 г.)
- Летная школа № 3
- Летная школа №7
- Летная школа № 1
Технические характеристики (Тукано)
[ редактировать ]

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988–1989 гг. [ 38 ] и Руководство для экипажа Tucano T Mk 1, 2015 г. [ 39 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 9,86 м (32 фута 4 дюйма)
- Размах крыльев: 11,28 м (37 футов 0 дюймов)
- Высота: 3,40 м (11 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 19,40 м 2 (208,8 кв. футов)
- Профиль крыла : NACA 63 2 A-415 (корневой), 63A-212 (концовка).
- Вес пустого: 2017 кг (4447 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3275 кг (7220 фунтов)
- Запас топлива: 724 л (159 имп галлонов; 191 галлон США)
- Силовая установка: 1 Garrett TPE331-12B , турбовинтовой 858 кВт (1151 л.с.)
- Гребные винты: 4-лопастной гребной винт Hartzell с постоянной скоростью , полностью флюгированный, алюминиевый , с реверсивным шагом, диаметр 2,39 м (7 футов 10 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 507 км/ч (315 миль в час, 274 узла) на высоте 3000–4600 м (10 000–15 000 футов)
- Крейсерская скорость: 407 км/ч (253 миль в час, 220 узлов) на высоте 6100 м (20 000 футов) (экономичный крейсерский режим)
- Скорость сваливания: 80 км/ч (50 миль в час, 43 узла) (закрылки и шасси опущены) (EAS)
- Никогда не превышайте скорость : 518 км/ч (322 миль в час, 280 узлов) ( EAS ).
- Дальность действия: 1665 км (1035 миль, 899 миль)
- Выносливость: 5 часов 12 минут
- Практический потолок: 10 000 м (34 000 футов)
- пределы g: +7/-3,6
- Скорость набора высоты: 17,8 м/с (3510 футов/мин)
- Разбег до 15 м (50 футов): 524 м (1719 футов)
- Разбег с высоты 15 м (50 футов): 573 м (1880 футов)
Вооружение
- Предусмотрено размещение магазинов массой 1000 фунтов (454 кг) на четырех подкрыльевых точках подвески, но не на RAF Tucanos.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фрикер (1987) , стр. 237.
- ^ Jump up to: а б Стертивант (1987) , стр. 243–244.
- ^ Фрикер (1987) , стр. 238.
- ^ Стертивант (1987) , с. 244
- ^ "Шорты S312 Tucano (Великобритания)" . Информация Джейн. 11 июня 2012 года . Проверено 19 октября 2012 г.
- ^ «Короткий Тукано» . Британский последовательный ресурсный центр . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ «Кувейт заказывает кроссовки Shorts Tucano». Flight International , 18 февраля 1989 г. с. 3.
- ^ Вагстафф, Пэтти. «Вращение в Тукано». Самолет и пилот , 21 октября 2016 г.
- ^ «Шортс Тукано имеет все необходимое, чтобы вступить в Королевские ВВС» Flight International , 26 января 1985 г., стр. 25.
- ^ Винн, Аллан, изд. (15 августа 1990 г.). «Военные самолеты мира» . Рейс Интернешнл . 138 (4229).
- ^ Jump up to: а б «Тукано» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ «Колонна 744» . Палата общин Великобритании. 16 октября 2007 года . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ «Выставочный сезон Тукано 2004» . Международные вооруженные силы. Архивировано из оригинала 21 июля 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Сеть авиационной безопасности > WikiBase ASN Aviation Safety > Результаты базы данных ASN Aviation Safety» .
- ^ Jump up to: а б Хойл, Грейг (23 марта 2010 г.). «Королевские ВВС предвещают появление «боевого ISTAR» над Афганистаном» . Полет Глобал . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хойл, Грейг (22 февраля 2010 г.). «VT заключила новое соглашение о поддержке флота Tucano британских ВВС» . Полет Глобал . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ Хойл, Крейг (7 июля 2008 г.). «Великобритания расширит использование тренажеров Tucano британских ВВС» . Полет Глобал.
- ^ «ФАРНБОРО 2008: Недорогая модернизация Tucano может решить потребность Великобритании в обучении» . Полет Глобал. 15 июля 2008 г.
- ^ Хойл, Крейг (5 декабря 2018 г.). «ФОТО: Прибытие Т-6С завершает обновление парка учебно-тренировочных самолетов Великобритании» . Полет Глобал.
- ^ Хойл, Крейг (24 октября 2014 г.). «Т-6С возглавит возобновление военной подготовки Великобритании» . Полет Глобал.
- ^ «Последние полеты, поскольку ВВС Великобритании в Линтоне на острове Уз готовятся к закрытию» . Северное Эхо. 29 октября 2019 г.
- ^ «Министерство обороны закроет RAF Scampton и RAF Linton-on-Ouse в связи с новым сокращением бюджета» . Королевское аэронавтическое общество. 25 июля 2018 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария Short Tucano Mk 51 ZH203, 22 февраля 1990 г.» . Aviation-safety.net .
- ^ «Инцидент Short Tucano T1 ZF316, 12 мая 1992 г.» .
- ^ Рантер, Харро. «Авария Short Tucano T1 ZF270, 13 мая 1996 г.» . Aviation-safety.net .
- ^ «Инцидент Shorts Tucano T.1 ZF293, 22 августа 2000 г.» .
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент Short Tucano T1 ZF344, 12 марта 2009 г.» . Aviation-safety.net .
- ^ «Инцидент Short Tucano T1 ZF349, 8 января 2013 г.» .
- ^ Гамильтон, Мэтт (22 июня 2015 г.). «Самолет, принадлежавший оскароносному композитору Джеймсу Хорнеру, разбился; один человек погиб» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Барнс, Майк (22 июня 2015 г.). «Джеймс Хорнер, композитор фильмов «Титаник» и «Храброе сердце», погиб в авиакатастрофе» . Голливудский репортер .
- ^ Шудель, Мэтт (24 июня 2015 г.). «Джеймс Хорнер, кинокомпозитор, лауреат премии «Оскар», погиб в авиакатастрофе в возрасте 61 года» . Вашингтон Пост .
- ^ «Демобилизованный самолет» . www.ukserials.com .
- ^ «ВВС Кении – модернизация» . Глобальная безопасность . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «Силы обороны Кении» . Схватка . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «ВВС Кувейта» . Арабская авиация . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «ВВС Кувейта» . Схватка . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Бауэр, Дерек (25 августа 2019 г.). «Особые отметки для 72-й эскадрильи по мере того, как Королевские ВВС готовятся вывести Тукано на пенсию» . Ежемесячник ВВС . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Тейлор (1988) , стр. 13–14, 308–309.
- ^ Королевские ВВС Великобритании (2015) , стр. 5–11.
Библиография
[ редактировать ]- Фрикер, Джон (май 1987 г.). Грин, Уильям (ред.). «RAF готовится к Тукано». Эйр Интернешнл . 32 (5). Бромли, Великобритания: Fine Scroll: 237–239. ISSN 0306-5634 .
- Ламберт, Марк, изд. (1993). Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–1989 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Руководство для экипажа Tucano T Mk 1 (PDF) . Солсбери: Королевские ВВС Великобритании. 2015. стр. 5–11.
- Стертивант, Рэй (1987). Дарлингтон, Рэй (ред.). История британских военных учебных самолетов . Сомерсет, Великобритания: Издательская группа Haynes. стр. 241–244. ISBN 0-85429-579-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]