Марксистско-ленинские взгляды на романтизм
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( август 2022 г. ) |
Часть серии о |
Марксизм–ленинизм |
---|
![]() |
Начиная с Карла Маркса и Фридриха Энгельса, писатели-социалисты обсуждали романтизм и его связь с политической экономией .
Взгляды писателей-социалистов на романтизм
[ редактировать ]Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали романтико -аристократическую критику капитализма принадлежащей течению, которое они называли феодальным социализмом: «полуплач, полупамфлет; наполовину отголосок прошлого, наполовину угроза будущего; остроумная и острая критика, поражающая буржуазию в самое сердце, но всегда смехотворная по своему эффекту, через полную неспособность понять ход новой истории». [1] Петр Семенович Коган, напротив, считал, что романтики «могли благодаря силе своей критики обнаружить многие ошибки Просвещения, которые заставляли прогрессивных писателей действовать осторожнее и неповторить ошибки прошлого». [2]
А. Вишневский писал в 1941 году:
"Пафос романтического искусства заключается в обличении дисгармонии современного мира, в безотчетном стремлении к целостности человеческого развития и гармоничным общественным отношениям. Однако борьба с уродством и мещанством капиталистической цивилизации принимает реакционно - утопический характер. у романтиков иллюзорная мечтательность и неспособность к трезвому объективному изучению и изображению действительности типичны для романтического искусства вообще. Эти особенности искусства показывают отход романтизма от задач реалистического искусства, от требования художественного отражения реальных условий жизни человека. Благодаря этому иррациональное и религиозно-мистическое начало становится существенным элементом романтического искусства, а иногда даже исключительным источником его поэтического пафоса ( Новалис , Шатобриан , Кольридж ). [3]
Владимир Ленин писал о романтизме : «В отличие от просветителей с их горячей верой в прогрессивность этого общественного развития, с их беспощадной враждой, всецело и исключительно направленной против остатков античности, романтик, впадая в реакционную иллюзию, совершает свою «типичную ошибка» — вывод из противоречий капитализма к отрицанию того, что [капитализм] содержит высшую форму общества». [3] [4]
Венгерский философ Дьёрдь Лукач , в отличие от большинства своих современников -марксистов , утверждал, что романтизм — это буржуазное , а не феодальное интеллектуальное течение, движение на перекрестке великой исторической трансформации крупной феодальной собственности в собственность капиталистическую. [5] Георгий Плеханов писал о романтиках: «эти люди были обвинителями буржуазии и со временем стали апологетами капитализма ». [6] Точно так же Димитрис Глинос придерживался мнения, что романтизм представляет собой «компромисс между среднего класса интеллигенцией и феодальным дворянством , особенно в Германии, что означает подчинение первого второму. [7]
По мнению Франца Меринга , «для романтиков национальные идеалы можно было найти только в средние века, где классовое господство юнкеров и духовенства было очень интенсивным. Таким образом, поэты-романтики прибегали к «лунной волшебной ночи Средневековья». Но поскольку средневековые идеалы не могли быть заново изобретены во всей их былой магии после революционной бури, охватившей всю Европу, романтики «смешивали средневековое вино, которое они брали из подвалов замков и монастырей, с несколькими каплями чистой воды современное Просвещение ". Романтизм в экономической, политической, религиозной области преследовал реставрацию Средневековья, что после исторического крушения средневековых общественных формаций неизбежно привело к фантастическому украшению феодальных методов эксплуатации". [8]
Отто Гротеволь заметил в 1948 году: «Романтизм искал модели в мрачном мистицизме Средневековья и с полным презрением смотрел не только на демократию и революцию, но и на освобождение людей». [9] Генрих Гейне , сам романтик, в своем произведении «Die Romantische Schule» (1833) заявил, что поэты романтической школы «убежали из настоящего в прошлое и попытались восстановить средневековье». [10]
Анатолий Луначарский утверждал в 1924 году, что «в Германии романтизм был реакционным, потому что он отказался от пути революционных перемен и имел сильную склонность к мистицизму , [но] по направлению своей цели романтизм был мелкобуржуазным , и поэтому он не мог быть слишком сильно монархистский . С этой точки зрения можно сказать, что романтизм был реакционным в культурном отношении, но в политике он не был реакционным. Напротив, немецкие романтики всегда политически двигались вперед, хотя и не знали точно, куда идти». [11] Оценку Луначарского повторяет А. С. Дмитриев, который заключает: «Луначарский поэтому считает немецкий романтизм противоречивым явлением, в котором, несмотря на склонность к реакционным позициям, прогрессивная тенденция преобладала над регрессивной». [12]
А. Вишневский (1941) дал следующую оценку: «Романтизм как первая реакция против установления новой капиталистической действительности содержал в себе положительное, исторически прогрессивное содержание. Он обогатил культуру европейских народов всеохватывающим, хотя еще скорее смутное осознание противоречий наступления капиталистической эпохи и в атомном смысле представляет собой значительный шаг вперед в идейно-художественном развитии человечества. Романтизм был необходимым шагом в развитии национального самосознания, в его обогащении. плоды своей собственной исторической жизни». [3]
В романтизме исторически прогрессивные черты неразрывно слились с регрессивными и прямо реакционными чертами. С одной стороны, немецкие романтики выдвигали самоопределение личности, переоценку культурных ценностей с точки зрения нового буржуазного сознания, принцип целостного, всеобъемлющего познания и национальный принцип как символ пробуждение дремлющих в народных массах сил. С другой стороны, они заперлись в крайнем субъективизме , в то же время пытаясь воскресить авторитаризм отжившего феодального общества в противовес надвигающейся мировой капиталистической конкуренции, вели безоговорочную борьбу с рационализмом , что повело значительную часть их к мистицизму , католицизму и культу сословия, и провозглашали полное отделение теории от практики, к чему они относились с субъективно-идеалистической самонадеянностью, как к голому эмпиризму . [13]
— Н. Берковский, 1935 г.
Александр Бороздин так описывает плюсы и минусы немецкого романтизма:
Романтики считали необходимым изучать Средние века не только из исторического интереса, но и с практической целью омоложения сухой, рациональной атмосферы, созданной веком просвещения для национального возрождения Германии. Действительно, в этом тенденциозном изучении Средневековья было много ложного, но оно послужило своей цели, дав начало развитию средневековой истории. которым вскоре удалось пойти на вполне научный путь. Национальные тенденции были вполне легитимны и в эпоху угнетения в Германии, и они имели свою полезную сторону; но романтизм в своем увлечении античностью был очень оторван от современной жизни и был услужливым помощником всех реакционных стремлений. [14]
Д. С. Мирский вслед за Лукачем отказывался рассматривать романтизм как контрреволюционное движение, подчеркивая его противоречивый характер на различных стадиях развития. Он констатировал: «Романтические черты всей этой европейской литературы по самой своей природе не враждебны генеральной линии буржуазной революции. Беспрецедентное внимание к «сокровенной жизни сердца» отражало одну из важнейших сторон культурного развития. революции, сопровождавшей рост политической революции: рождение человека, свободного от феодально-цеховых уз и религиозной власти, что сделало возможным развитие буржуазных отношений. -утверждение личности неизбежно вступало в противоречие с реальным ходом истории». [15] Мирский разделил течение романтизма на три этапа:
На первом этапе романтизм является еще определенным демократическим движением и сохраняет политически радикальный характер, но его революционный характер носит уже чисто абстрактный характер и отталкивается от конкретных форм революции, от якобинской диктатуры и от народной революции вообще. Наиболее ярко оно выражено в Германии в системе Фихте субъективного идеализма , которая есть не что иное, как философия «идеальной» демократической революции, совершающейся только в голове буржуазно-демократического идеалиста. Параллельными явлениями этому в Англии являются произведения Уильяма Блейка , особенно его «Песни опыта» .
На втором этапе, окончательно разочаровавшись в реальной революции, романтизм ищет пути реализации идеала вне политики и находит его прежде всего в деятельности свободного творческого воображения. Возникает представление о художнике как творце, стихийно создающем новую реальность из своей фантазии, сыгравшее огромную роль в буржуазной эстетике . Этот этап, представляющий собой максимальное обострение специфики романтизма, особенно ярко выразился в Германии. Как первый этап связан с Фихте, так второй связан с Шеллингом , которому принадлежит философская разработка идеи художника-творца. В Англии эта стадия, не представляя того философского богатства, которое мы находим в Германии, в гораздо более обнаженной форме представляет собой бегство от действительности в область свободной фантазии сначала в стихах Вордсворта , а затем и в демократическом романтике Шелли .
[...] Третий этап — окончательный переход романтизма на реакционные позиции. Разочаровавшись в настоящей революции, отягощенный фантастичностью и бесплодием своего одинокого «творчества», романтик ищет опоры в сверхличностных силах — национальности и религии… Именно на этом этапе романтизм добивается многого для возрождения и изучение фольклора , особенно народных песен . И надо признать, что, несмотря на свои реакционные цели, работа романтизма в этой области имеет значительную и непреходящую ценность. Романтизм много сделал для изучения подлинной жизни масс, сохранившейся под гнетом феодализма и раннего капитализма. [15]
Романтическая литература
[ редактировать ]Краткое определение термина «романтик» было дано в немецкой энциклопедии Брокгауза в издании Шпраха-Брокгауза 1940 года :
1) Направление духовной жизни, которое больше подчеркивает эмоциональный опыт, чем интеллектуальный ; особенно Немецкое духовное движение во времена Наполеона . 2) наполненное чувствами, чудесное, все сказочное , желаемое, кажущееся нереальным. [16]
Виссарион Белинский в своих статьях об Александре Пушкине дал следующее определение романтического настроения:
Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Таинственный источник Романтизма лежит в груди и сердце человека: чувство, любовь – это проявление или действие Романтизма, и потому почти каждый человек – Романтик. Единственное исключение остается либо для эгоистов , которые кроме себя не могут никого любить, либо для людей, в которых священное зерно симпатии и антипатии подавлено и заглушено либо нравственной неразвитостью, либо материальными потребностями бедной и грубой жизни. . Вот самое первое, естественное понятие романтизма. [14]
Для Дьёрдя Лукача романтизм был противоречивым движением, сочетающим в себе элементы, которые произвели революцию в искусстве и культуре, с другими, которые препятствовали его движению вперед. Он дал следующую характеристику этих противоречий романтизма и особенно его немецкой разновидности:
Несмотря на отмечение и клеймение реакции и декаданса, нельзя упускать из виду тот факт, что в романтизме появляется отражение первого, хотя и запутанного и слабого, народного движения в Германии после Крестьянской войны : отсюда сильный возврат к народной жизни. , к народному искусству , посредством чего гёрдеровский период немецкого Просвещения в усиленной форме возобновляется . В этих переворотах, конечно, есть немалая художественная хитрость, но в то же время открываются ворота для подлинной народной поэзии . Прежде всего следует подумать о таких сборниках, как сборник народных стихов « Des Knaben Wunderhorn» и Гримм братьев сказки . Но это развитие не ограничивается простым собранием существующих сокровищ народной поэзии. Помимо почти невыносимой искусственности в основном потоке романтической лирики , имеется и настоящее, народно-песенное возобновление поэтических исканий молодого Гете (такая народная поэзия находится в общем направлении периода и часто возникает совершенно независимо от романтизма, как в Хеббель ); Помимо чисто художественных сказок и изысканных, неформальных новелл, существует и подлинно народное искусство повествования. Обе тенденции наиболее ярко выражены у Эйхендорфа , лучшие произведения которого по праву живы до сих пор. [5]
Д. С. Мирский определил истоки романтизма в натуралистических и эмоционально-ориентированных тенденциях европейской литературы второй половины XVIII в.: «Вкус к «романтическому» развивался в тесной связи с растущим культом «естественного» в противоположность к «искусственному», чувству в противоположность разуму. Эти явления неотделимы от того всемогущего субъективизма («сентиментализма»), который господствовал в европейской литературе в десятилетия до Французской революции , сопровождая рост буржуазно-демократических стремлений ( Руссо и др.). ). [15]
А. Вишневский писал:
Художественное очарование лучших образцов романтического искусства неоспоримо. Романтики достигли более высокого уровня познания народной жизни, скрытых истоков фантазии и творчества. В этот период величие исторического прошлого народов, творения народной фантазии, мифы, поверья, легенды, сказки, искусство и поэзия Средневековья и Возрождения наконец вышли из векового забвения. Романтики восстановили права Шекспира , Данте , Сервантеса , Кальдерона , поэзии Востока. Это богатство прежней культуры проявилось в творениях романтической поэзии и способствовало освобождению искусства от узости классицизма 18 в . Познание исторического прошлого народов как в научной, так и в художественной форме во многом обязано романтизму. В этом плане важную роль сыграли романы Вальтера Скотта , труды французских историков Гизо , Минье , Тьерри , история языка и поэзии, созданные братьями Гримм. . Но историзм романтиков односторонен и ограничен по большей части интересом к Средневековью. [3]
Петр Семенович Коган резюмировал суть романтизма и его возможную замену реализмом в условиях индустриализации и урбанизации XIX века следующим образом:
Романтики проклинали век статистики и политической экономии и бежали от его прозаических потребностей в горы или находили утешение в бескрайней широте океана... Но неизбежно даже в творчестве такого поэта, как Гюго , шум улицы и жалобы голодного пролетариата ворвались и заглушили мрачные звуки средневековых органов и нежные песни восточных одалисок . [2]
Коммунистический литературный критик Франц Меринг резюмировал важность романтизма для развития немецкой культуры следующим образом:
[Романтизм] заново открыл сокровища средневековой поэзии не только куртуазных и рыцарских поэтов, но и « Нибелунгов» , немецкого национального эпоса, который, вероятно, может конкурировать с гомеровскими песнопениями. Прежде всего, романтическая школа поэзии раскопала драгоценные сокровища народной поэзии ; сказки братьев Гримм и Де Кнабена Вундерхорна , сборник старинных народных песен под редакцией Арнима и Брентано . Кроме того, мы обязаны романтикам необыкновенным расширением наших поэтических возможностей; так как у них не было твердой почвы под ногами, они бродили к художественным сокровищам всех народов и времен и привозили домой много прекрасных вещей, таких как классический перевод Шлегеля Шекспира . [8]
А. С. Дмитриев заключает: «Эпоха романтизма составила лучшие десятилетия немецкой литературы . Я хочу без всякого сомнения заключить, что немецкий романтизм, как в своей теории, так и в поэзии и прозе , есть одно из самых блестящих явлений мировой литературы ». [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркс, Карл (1848). «Социалистическая и коммунистическая литература» . Коммунистический манифест, глава 3 .
- ^ Jump up to: а б Коган, Пьотр Семионович (1936). "Революция и реакция. Леопарди. Шатобриан" (PDF) . Очерки истории западноевропейской литературы . Киев.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Вишневский А. (1941). «Романтизм» . Большая советская энциклопедия, изд. 1, том. 49 . Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ленин, Владимир Ильич (1972) [1897]. «Реакционный характер романтизма в: Характеристика экономического романтизма (Сисмонди и наши родные сисмондисты)» (PDF) . Собрание сочинений, Том 2 . Перевод Сдобникова Юрия и Ханны Георгия. Москва: Издательство Прогресс.
- ^ Jump up to: а б Лукач, Дьёрдь (1947). «Романтизм (Романтизм как поворот в немецкой литературе)» . Прогресс и реакция в немецкой литературе . Перевод П., Антон. Берлин: Ауфбау-Верлаг.
- ^ Плеханов, Георгий (1955). «Искусство и светская жизнь» (PDF) . Искусство и литература . Берлин: Дитц Верлаг.
- ^ Глинос, Димитрис (1932). «Философия Гегеля» . Культура и левые . Афины.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Меринг, Франц (1911). «Третий отдел» . История Германии с конца Средневековья . Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гротеволь, Отто (1948). «Реакционный немецкий романтизм» . Интеллектуальная ситуация современности и марксизм . Берлин: Дитц Верлаг.
- ^ Гейне, Генрих (1967) [1833]. «Романтическая школа: Первая книга» (PDF) . Романтическая школа . Берлин-Веймар: Aufbau-Verlag.
- ^ Луначарский, Анатолий (1924). «Романтическая литература» . История западноевропейской литературы в ее важнейшие моменты . Перевод Лешницера Франца. Москва: Госиздат.
- ^ Jump up to: а б Dmitriev, A. S. (1991). "Немецкая литература: Романтизм" . История зарубежной литературы ХIХ века . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Berkovsky, Naum Yakovlevich (1935). "От издательства" . Немецкая романтическая повесть. Том II . Moscow and Leningrad: Academia .
- ^ Jump up to: а б Бороздин, Александр (1899). «Романтизм» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, вып. 27 (53) . Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Mirsky, D. S. (1937). "Романтизм" . Литературная энциклопедия, vol. 10 . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Романтика» . Шпрах-Брокхаус: словарь немецкого языка в картинках для всех . Лейпциг: Издательство Ф. А. Брокгауз. 1940 год.