Аль-Калам
القلمручка Аль-Калам Ручка | |
---|---|
Классификация | Мекканский |
Альтернативные названия ( Ар. ) | Н |
Другие имена | монахиня |
Позиция | Юзь 29 |
№ Рукуса | 2 |
Количество стихов | 52 |
Количество слов | 301 |
Количество букв | 1,289 |
Открытие мукаттаата | Нун |
Коран |
---|
Перо ( араб . القلم , аль-калам ) или Нун (араб. نٓ) — шестьдесят восьмая глава ( сура ) Корана, состоящая из 52 стихов ( айат ). Коран 68 описывает Божье правосудие и Судный день . Три примечательные темы этой суры — это ответ на возражения оппонентов, предупреждение и увещевание неверующим, а также призыв к терпению по отношению к исламскому пророку Мухаммеду. [ 1 ] Хронологически это было первое появление любой из «разрозненных» [то есть отдельных] букв ( мукаттаат ), которые предшествуют ряду сур Корана: [ 2 ] в то время как в Коране это последняя сура, имеющая вид мукаттаат. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]- 1-8 Мухаммед не сумасшедший и не самозванец
- 9-16 Обращение в адрес видного врага ислама
- 17-34 Пример некоторых садовников — предупреждение для жителей Мекки.
- 35-47 Неверующих предупредили о грядущем суде.
- 48-50 Мухаммед призывал не проявлять нетерпения, как Иона.
- 51-52 Крайняя ненависть курайшитов к Мухаммеду [ 4 ]
Стих о сглазе
[ редактировать ]Асбаб ан-Нузул
[ редактировать ]Асбаб ан-нузул (случаи или обстоятельства откровения) — это вторичный жанр толкования Корана ( тафсир ), направленный на установление контекста, в котором были ниспосланы конкретные аяты Корана. в некоторой степени полезен для реконструкции историчности Корана, Хотя асбаб он по своей природе является скорее экзегетическим , чем историографическим жанром, и поэтому обычно связывает стихи, которые он объясняет, с общими ситуациями, а не с конкретными событиями. Большинство муфассирунов говорят, что эта сура была ниспослана в Мекке , на этапе, когда сопротивление Мухаммеду стало очень сильным и интенсивным в устной форме. [ 5 ] В то же время здесь, судя по всему, отсутствует какое-либо физическое насилие в отношении мусульман . [ 6 ] По мнению некоторых историков, в том числе Уильяма Мьюра , [ 7 ] аяты с 9 по 16 относятся к Валиду ибн аль-Мугире, поскольку его личные качества соответствуют характеру, определенному в этих аятах, и традиции Ибн Аббаса , согласно которой «Мы не знаем никого, кого Бог описал бы так уничижительно, как Он описывает его, запятнав его позором, который никогда не оставит его (наречное уточнение [ба'да дхалика, «более того»] семантически связано с заним, «неблагородный»)». [ 8 ] Тафсир аль-Джалалайн также подчеркивает корреляцию в 16-м аяте: «Скоро Мы заклеймим его на морде». [ 9 ] [ 10 ] и его нос был отрублен мечом в битве при Бадре . Однако целевая личность не ограничивается одним человеком, поскольку аяты описывают тип личности, а не имя. [ 11 ] и описание начинается с формы множественного числа: «Итак, не повинуйтесь отрицателям». [ 12 ] [ 13 ]
Период откровения
[ редактировать ]Суры в Коране расположены не в хронологическом порядке ниспослания. [ 14 ] потому что порядок вахи или хронологический порядок откровения не является частью Корана, но, по словам Аиши: «Мухаммед всегда читал Коран в хронологическом порядке, даже в молитве», и есть много стихов по организации Корана, например, сура Фуркан, стих 32»... .мы повторили это в идеальной аранжировке». Также другие имамы рассказывают, что Мухаммед приказал Али расположить Коран в хронологическом порядке. По словам Исрара Ахмеда: Мухаммед рассказал своим последователям о расположении ( сахаба ) в кораническом порядке каждого Вахи , ниспосланного вместе с оригинальным текстом Корана, слова Исрара Ахмеда по этому поводу не могут быть приняты как единственная истина или единственная точка зрения по этому вопросу. [ 15 ] У. Теодор де Бари , эксперт по восточноазиатским исследованиям, описывает: «Окончательный процесс сбора и кодификации текста Корана руководствовался одним всеобъемлющим принципом: слова Бога никоим образом не должны быть искажены или запятнаны вмешательством человека. по этой причине, по-видимому, не было предпринято серьезной попытки отредактировать многочисленные разоблачения, организовать их в тематические блоки или представить в хронологическом порядке....». [ 16 ] [ 17 ] Сурат Аль-Калам — мекканская сура. [ 18 ] а мекканские суры — это хронологически более ранние суры , которые были ниспосланы Мухаммеду в Мекке перед хиджрой в Медину в 622 году нашей эры . Обычно они короче, с относительно короткими аятами и в большинстве случаев приближаются к концу 114 сур Корана. Большинство сур, содержащих мукаттаат, являются мекканскими. Отныне, помимо традиций, эта сура считается типично мекканской. Согласно некоторым классическим традициям, комментариям и тафсирам, предлагаемый порядок занимает второе место сразу после первого откровения Мухаммеда . [ 19 ] Подтверждающим аргументом в пользу того, что эта сура является вторым откровением, является то, что арабы не знали об ангелах во времена Джахилии , и новости о первом откровении Мухаммеда заставили их заинтересоваться здравомыслием Мухаммеда, таким образом, чтобы опровергнуть эту идею, Бог ниспослал первые семь аятов суры. Калам. [ 20 ]
С другой стороны, последний предложенный рейтинг — 18-е место по мнению Теодора Нёльдеке и Джона Медоуза Родвелла. [ 21 ] установка диапазона порядка со 2-го по 18-й. Сайид Кутб (ум. 1966), египетский писатель, исламист египетских Братьев-мусульман , в своем «Magnum opus Fi Zilal al-Quran» («В тени Корана») подчеркивает очень интересный факт: и окончание суры затрагивают ту же тему, поэтому невозможно определить конкретное время откровения. [ 22 ] Джордж Сейл считает, что это откровение относится к четвертому году ислама . [ 23 ]
Однако ведущие ученые ислама согласны ( иджма ) с тем, что это одна из самых ранних сур, ниспосланных в Мекке. [ 24 ] [ 25 ] Мухаммад Асад (2 июля 1900 г. - 20 февраля 1992 г.) [ 26 ] журналист еврейского происхождения Австро-венгерский , путешественник, писатель, лингвист , политический теоретик, дипломат и исламский ученый , сказал: [ 27 ]
В хронологическом порядке откровения эта сура, скорее всего, занимает третье место. Некоторые авторитеты, в том числе Суюти , склоняются к мнению, что оно было открыто сразу после первых пяти стихов суры 96 («Зародышевая клетка»); этому, однако, противоречат некоторые наиболее достоверные традиции, согласно которым большая часть суры 74 занимает второе место в порядке откровения (см. вступительное примечание к этой суре). В любом случае «Перо», несомненно, является одной из древнейших частей Корана. [ 28 ]
- Мухаммад Асад - Послание Корана, 1980 г.
Согласованность с соседними сурами
[ редактировать ]Идея текстовых отношений между стихами главы обсуждалась под различными названиями, такими как назм и мунасабах в неанглийской литературе, а также связность , текстовые отношения , интертекстуальность и единство в английской литературе. Хамидуддин Фарахи , исламский учёный Индийского субконтинента , известен своей работой над концепцией назма, или связности, в Коране. Фахруддин ар-Рази (умер в 1209 г. н.э.), Заркаши (умер в 1392 г.) и несколько других классических, а также современных ученых-коранистов внесли свой вклад в исследования. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Связь с предыдущей сурой
[ редактировать ]Сура Аль-Мульк (67) и Сура Калам (68) образуют пару по своей тематике. [ 32 ] Таким образом, нет никакой принципиальной разницы между центральными темами и темами обоих. Разница заключается в стиле, характере аргументов и принятом тоне. В суре «Мульк» курайшиты предупреждаются о Судном дне , а в суре «Калам» их предупреждают о наказании, которому обязательно грозит народ, если он отрицает наказание в Судный день. Аналогичное предупреждение звучит и в этой суре. Однако эта сура более сурова по тону. [ 33 ] сура Мульк сосредоточена на вере в Аллаха, эта сура Калам сосредоточена на вере в Его Посланника Мухаммеда. [ 34 ]
Связь со следующей сурой
[ редактировать ]Сура «Аль-Хакка» (69) также очень похожа на суру «Калам» (68), обе имеют одну и ту же центральную тему: обоснование Судного Дня . Однако природа аргументов различна. Подобно тому, как в суре «Калам» (68) объясняются величие и истина Корана и люди предупреждаются о последствиях отказа от Корана, так и в следующей суре (69) обсуждается эта тема. Разница в том, что в суре 68 это обсуждается во вступительной части, а в суре 69 — в заключительной части. ( Джавед Ахмад Гамиди (род. 1951), пакистанский мусульманский богослов , знаток Корана, экзегет и педагог). [ 35 ] В конце суры Калам Аллах говорит: [ 36 ] «Тогда оставь Меня (разбираться) с тем, кто отвергает этот хадис/утверждение». И в начале суры « Аль-Хакка » Аллах рассказывает, как Он поступал с предыдущими народами ( Ад и Самуд ), которые отвергали и притесняли Посланника Аллаха. Аллах кратко упомянул две группы людей в суре «Калям», то есть в 38-м аяте Он упоминает людей Рая , а в 42-м аяте Он упоминает людей, которые не смогут совершить земной поклон/ саджда перед Аллахом. группы людей, которые получают свои книги в Судный день, хорошие и плохие. [ 37 ]
Тема суры
[ редактировать ]В Коране почти семь разделов. [ нужны разъяснения ] согласно Темам. [ 34 ] [ 38 ] Последний из этих семи разделов идет от суры Аль-Мульк [сура номер 67] до суры Ан-Нас [сура номер 114]. [ 39 ] Эта заключительная часть [последняя седьмая часть Корана] посвящена источникам размышлений, людям, финальным сценам, с которыми они столкнутся в Судный день , адскому огню и раю в целом. [ 40 ] и увещевание курайшитов об их судьбе в настоящем и будущем, если они, в частности, отвергнут Мухаммеда. [ 41 ] Сура посвящена теме: «Пусть добрые продолжают свое дело, несмотря на оскорбления соратников зла: пусть все помнят Аллаха, перед которым все люди предстают перед судом». [ 42 ] [ 43 ] Истинное суждение исходит от Аллаха, а не от ложных стандартов людей. [ 44 ] [ 45 ] К Мухаммаду обращаются так, как будто говоря: «Неверующие называют тебя сумасшедшим, тогда как Книга, которую ты предлагаешь, и возвышенное поведение, которое ты практикуешь, сами по себе достаточны, чтобы опровергнуть их ложные обвинения. Вскоре они увидят, кто был сумасшедшим, а кто». был в здравом уме».
Неверующих . увещевают, что благополучие в будущей жизни неизбежно принадлежит тем, кто осознает Бога Совершенно противоречит разуму то, что в будущей жизни послушных слуг постигнет та же участь , что и виновных. Те, кого призывают поклониться Богу в мире и отказываются сделать это, не смогут пасть ниц в День Воскресения , даже если бы они захотели это сделать, и, таким образом, будут опозорены и осуждены. У них нет разумных оснований выступать против Пророка Мухаммеда, они не могут ни заявлять, что знают с уверенностью, что он не является истинным посланником Бога, ни что то, что он говорит, является ложью.
В заключение Мухаммеда призвали: «Переноси с терпением трудности, с которыми тебе, возможно, придется столкнуться на пути проповеди Веры, пока не придет суд Аллаха, и избегай нетерпения, которое причинило страдания и несчастья Ионе». [ 1 ]
Тема суры
[ редактировать ]Эта сура открывается единственной отдельной арабской буквой Нун (буква) и клятвой Божественного, клянущейся с помощью Пера, а также все знания, которые люди могут сохранить и передать посредством этого, разделены на три части в соответствии с предмет: [ 34 ]
- 1-я часть – Защищая Мухаммеда. Аллах провозгласил Мухаммеда человеком высочайшего нравственного характера и не уступайте ни одному неверующему клятвеннику, клеветнику и нечестивцу. [ 46 ]
- 2-я часть – Пример товарищей Сада [аС-хааб аль-Джанна]. Что случилось с высокомерными скупыми владельцами сада, не пожелавшими платить благотворительность?
- 3-я часть – Резкое обличение тех, кто отрицает жизнь после смерти. [ 47 ] Неверующие сказали бы так – если гипотетически существует жизнь на том свете: «Что мешает нам быть у власти на том свете, так же, как мы находимся у власти в этом мире?»
а – Ответ: Вы думаете, что Аллах настолько несправедлив, что не может видеть разницы между тем, кто прав (и подчиняется Ему), и тем, кто неправ (не верит в Его знамения)?
б - Аллах бросает вызов неверующим, что если следующей жизни не будет, или что неверующие добьются успеха в следующей жизни, то предоставьте свои доказательства или доказательства того, что это правда.
в – сура начинается с того, что Аллах защищает Своего Посланника, а затем заканчивается утешением его. Утешением от Аллаха исламскому пророку Мухаммеду является; И не торопитесь (не теряйте терпение). Почему? Потому что был еще один Посланник – Пророк Юнус ( Иона ) – спутник Кита (сахиб-иль Хут). Он стал немного нетерпеливым, ожидая прибытия помощи Аллаха, и немного поспешил. [ 48 ]
Хадис
[ редактировать ]- Алкама ибн Ваккас и Аль-Асвад ибн Язид пришёл человек сказали: « К Ибн Масуду . Он сказал: Я читаю суры муфассаль в одном ракаате. Вы можете читать его быстро, как быстро читают стихи (поэзию) или когда сушеные финики падают (с дерева). Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал две равные суры в одном ракаате; он читал (например) суры «Ан-Наджм» (53) и «Ар-Рахман» (55) в одном ракаате, суры «Иктарабат» (54) и «Аль-Хакка» (69) в одном ракаате, суры «Ат-Тур» ( 52) и аз-Зарият (51) в одном ракаате, суры аль-Вакиа (56) и Нун (68) в одном ракаате, суры аль-Мааридж (70) и ан-Назиат (79) в одном ракаате, суры аль-Мутаффифин (83) и Абаса (80) в одном ракаате, суры аль-Муддатсир (74) и аль-Муззаммиль (73) в одном ракаате, суры аль- Инсан (76) и аль-Кияма (75) в одном ракаате, суры ан-Наба (78) и аль-Мурсалат (77) в одном ракаате, а также суры ад-Духан (44) и ат-Таквир (81) в одном ракаате. [ 49 ]
- Посланник Аллаха сказал: « Даджаль ( Антихрист ) появится в моей умме и останется в мире сорок лет. Я не знаю, будет ли это сорок дней, сорок месяцев или сорок лет. Затем Аллах пошлет (Пророк ) 'Иса (Иисус) , сын Марьям (Марии) 'Иса будет преследовать его и убивать его. Тогда люди будут жить семь лет (т. е. после кончины 'Исы) в таком состоянии, что между ними не будет вражды. Тогда Аллах пошлет прохладный ветерок со стороны Аш-Шама. На земле не останется ни одного человека, имеющего в себе хоть малейшую частицу добра или веры, но он умрет, настолько, что даже если кто-то из них. вы войдете в самую внутреннюю часть горы, этот ветерок достигнет и этого места и заставит его умереть. Выживут только нечестивцы, и они будут быстры, как птицы (т. е. будут совершать зло), и свирепы по отношению к человеку. другой, как дикие звери. Они никогда не оценят добро и не осудят зло. Тогда придет к ним Шайтан ( Сатана ) в одеянии человека и скажет: «Неужели вы не послушаетесь меня?» Они скажут: «Что вы нам прикажете делать?» Он повелит им поклоняться идолам. Они будут иметь изобилие пропитания и будут вести комфортную жизнь. Тогда каждый, услышав его, обратит к нему шею и поднимет его. будет человек, который будет занят ремонтом бассейна для своего верблюды . Он потеряет сознание. Аллах пошлет или заставит послать дождь, который будет подобен росе, и из него вырастут (подобно дикой поросли) тела людей. Затем протрубит вторая Труба, и они встанут и начнут осматриваться. Тогда будет сказано: «О люди! Иди к своему Руббу. Потом будет команда: «Пусть они встанут». После этого они будут привлечены к ответственности. Тогда будет сказано: «Отделите от них долю Огня». Будет задан вопрос: «Сколько?» Скажут: «Девятьсот девяносто девять из каждой тысячи». Это будет День, который сделает детей седыми мужчинами из-за его ужаса, и это будет День, когда Шин будет открыт ». [ 50 ] [ 51 ]
- Передал Абу Саид аль-Худри : Мы сказали: «О Посланник Аллаха ( ﷺ )! Увидим ли мы нашего Господа в День Воскресения?» Он спросил: «Есть ли у вас трудности с тем, чтобы увидеть солнце и луну, когда небо ясное?» Мы сказали: «Нет». Он сказал: «Итак, у вас не будет трудностей! Увидеть вашего Господа в тот День, как вам не составит труда увидеть солнце и луну (в ясном небе)». ...Когда останутся только те, кто поклонялся Аллаху (исключительно), как послушные, так и злонамеренные, им будет сказано: «Что держит вас здесь, когда все люди ушли?» Они скажут: «Мы расстались с ними (в мире), когда мы нуждались в них больше, чем сегодня, мы услышали призыв одного, провозглашающего: «Пусть каждый народ следует тому, чему они поклонялись», и теперь мы ждут нашего Господа». Тогда Всемогущий придет к ним в образе, отличном от того, который они видели в первый раз, и скажет: «Я ваш Господь», а они скажут: «Ты не наш Господь». И никто не будет говорить Ему тогда, кроме Пророков, и тогда им будет сказано: «Знаете ли вы какой-нибудь признак, по которому вы могли бы узнать Его?» Они скажут. Голень», и тогда Аллах откроет Свою голень , после чего каждый верующий падет ниц перед Ним, и останутся те, кто падал ниц перед Ним только для того, чтобы похвастаться и завоевать хорошую репутацию. Эти люди попытаются простираться , но их спины будут тверды, как кусок дерева (и они не смогут простираться). Тогда будет проложен мост через Ад..... [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Малик Сура 68. Аль-Калам Введение, откровение, предыстория и краткое содержание» .
- ^ Мухаммад Асад , перевод Аль-Корана, Послание Корана , первый твердый переплет, 1980, Дар Аль-Андалус, Гибралтар , ISBN 1904510000
- ^ «Хронологический порядок сур» . Архивировано из оригинала 13 января 2018 года . Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ Уэрри, Элвуд Моррис (1896). Полный указатель текста Сэйла , предварительных бесед и примечаний . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «68. Сура Аль-Калам (Перо) — Сайид Абул Ала Маудуди — Тафхим аль-Коран — Смысл Корана» .
- ^ «Коран, т. 4 — Интернет-библиотека Свободы» .
- ^ Коран - Уильям Мьюир
- ^ Тафсир аль-Джалалайн Джалал ад-Дина аль-Махалли и Джалал ад-Дина ас-Суюти
- ^ «Коранический арабский корпус - слово за словом грамматика, синтаксис и морфология Священного Корана» .
- ^ Иман Мохаммад Каши; Хидеки Мацен. «Аль-Коран (القرآن) – Интернет-проект Корана – Перевод и Тафсир» . Коран .
- ^ Иман Мохаммад Каши; Хидеки Мацен. «Аль-Коран (القرآن) – Интернет-проект Корана – Перевод и Тафсир» . Коран .
- ^ http://corpus.quran.com/wordmorphology.jsp?location=(68:8:3)
- ^ Иман Мохаммад Каши; Хидеки Мацен. «Аль-Коран (القرآن) – Интернет-проект Корана – Перевод и Тафсир» . Коран .
- ^ Робинсон, Нил (2003). Открытие Корана: современный подход к завуалированному тексту (PDF) . Издательство Джорджтаунского университета. стр. 25–97. ISBN 1589010248 .
- ^ Исрар Ахмед - Баян-уль-Коран - Введение
- ^ Подходы к азиатской классике , Ирен Блум, В. М. Теодор де Бари , издательство Колумбийского университета, 1990, стр. 65 ISBN 0231070055 , 9780231070058
- ^ Теодор Де Бари, Wm; Бэри, Уильям Теодор Де; Блум, Ирен (1990). Восточные каноны . ISBN 9780231070058 .
- ^ Стихи Корана в хронологическом порядке.
- ^ «Стихи Корана в хронологическом порядке: Qran.org» .
- ^ Сура Аль-Калам (68: 1–7)
- ^ Коран (1861) ISBN 0460874381 , мягкая обложка
- ^ Саид Кутб , Фи Дхилал аль-Коран . Бейрут: Дар аль-Шуррук (1981)
- ^ Сейл, Г. (1896), Исчерпывающий комментарий к Корану.
- ^ Абул А'ла Маудуди - Тафхим уль-Коран ( Смысл Корана )
- ^ Абдулла Юсуф Али - Английский перевод и комментарии Корана
- ^ Виндхагер, Гюнтер (2002). Леопольд Вайс, псевдоним Мухаммад Асад: От Галиции до Аравии 1900–1927 (на немецком языке). ISBN 9783205993933 . п. 203
- ^ «Леопольд Вайс, псевдоним Мухаммад Асад: От Галисии до Аравии 1900–1927» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г.
- ^ «Послание Корана» . Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года.
- ^ Эль-Ава, Салва (2005). Текстовые отношения в Коране: актуальность, связность и структура . Рутледж. ISBN 1134227477 .
- ^ Мир, Мустансир (1986). Последовательность в Коране: исследование концепции назма Ислахи в Тадаббур-и Коране . Американские трастовые публикации. ISBN 0892590653 .
- ^ Хамидуддин Фарахи, перевод Тарика Махмуда Хашми (2008). Exordium к связности в Коране: английский перевод Фатихи Низам аль-Корана (1-е изд.). Лахор: аль-Маврид. ISBN 978-9698799571 .
- ^ «Аль-Маврид» .
- ^ «Аль-Маврид» .
- ^ Перейти обратно: а б с Абдул Насир Джангда - Лекции по Тафсиру - Институт Байина, 2300 Valley View ln. Suite 500 Ирвинг, Техас 75062
- ^ «Сура Хакка» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 25 декабря 2014 г.
- ↑ Коран, Сура 68: отец 44.
- ^ «linguisticmiracle.com» .
- ^ Тадаббур-и-Коран#Содержание
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «linguisticmiracle.com» .
- ^ Эспозито, Джон , изд. (2003), «Ислахи, Амин Ахсан» , Оксфордский словарь ислама , Oxford University Press , ISBN 0-19-512558-4
- ^ ( Коран 68:1-33)
- ^ Абдулла Юсуф Али - Примечание к английскому переводу и комментариям Корана № C.247
- ^ Коран 68:34-52.
- ^ Английский перевод Корана
- ^ «Темы аятов Корана | Тема суры 68. Аль-Калам | Алим» .
- ^ Коран с 68:17 по 68:33.
- ^ «linguisticmiracle.com» .
- ↑ Передал Ибн Мас'уд: Абу Дауд сказал: Это задумано самим Ибн Мас'удом. Ссылка: Сунан Аби Дауд 1396 г. В книге: Книга 6, Хадис 26. Английский перевод: Книга 6, Хадис 1391 г.
- ^ Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (да будет доволен ими Аллах) сказал, что Абу Саид аль-Худри передал этот хадис.
- ^ [Мусульманин] Ссылка на Sunnah.com: Книга 19, Хадис 3 Ссылка на книгу на арабском / английском языке : Книга 19, Хадис 1810 г.
- ^ Сахих аль-Бухари 7439 Ссылка в книге: Книга 97, Хадис 65 Ссылка на веб-сайт USC-MSA (на английском языке): Vol. 9, Книга 93, Хадис 532 (устаревшая схема нумерации)
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Аль-Калам Викискладе есть
Произведения, связанные со Священным Кораном (Маулана Мухаммед Али)/68. Ручка в Wikisource