Ислам в Шри-Ланке
Общая численность населения | |
---|---|
1,967,523 (2012) [ 1 ] 9,7% от общей численности населения | |
Религии | |
ислам Суннитский ислам | |
Языки | |
Тамильский и сингальский |
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Ислам является третьей по величине религией в Шри-Ланке , около 9,7 процентов от общей численности населения исповедуют эту религию. [ 3 ] [ а ] По данным переписи населения Шри-Ланки 2012 года, около 1,9 миллиона жителей Шри-Ланки исповедуют ислам. [ 4 ] [ 3 ] Большинство мусульман Шри-Ланки сосредоточено в восточной провинции острова. Другие области, где проживают значительные мусульманские меньшинства, включают Западную , Северо-Западную , Северо-Центральную , Центральную и Сабарагамува провинции. Мусульмане составляют значительную часть городского населения Шри-Ланки и в основном сконцентрированы в крупных городах Шри-Ланки, таких как Коломбо . [ 5 ] Большинство мусульман Шри-Ланки в основном говорят на тамильском языке , хотя мусульмане Шри-Ланки нередко свободно говорят на сингальском языке . [ 5 ] Шриланкийские малайцы говорят на шриланкийском малайском креольском языке помимо сингальского и тамильского .
Ислам в Шри-Ланке берет свое начало с прибытия ближневосточных купцов в Индийский океан . К 16 веку торговцы с Ближнего Востока были основными торговцами специями в Шри-Ланке, а их сети простирались до Ближнего Востока. Потомками этих купцов принято считать шри-ланкийских мавров .
История
[ редактировать ]С приходом арабских торговцев в VII веке нашей эры ислам в Шри-Ланке начал процветать . Первыми людьми, исповедовавшими исламскую веру, были арабские купцы и их местные жены, на которых они женились после их обращения в ислам. К 8 веку нашей эры арабские торговцы взяли под свой контроль большую часть торговли в Индийском океане , включая торговлю Шри-Ланки. Многие из них в больших количествах поселились на острове, способствуя распространению ислама. Однако, когда в 16 веке прибыли португальцы , многие из потомков этих арабских торговцев, которых теперь называют шри-ланкийскими маврами , были основными торговцами специями, а их сети простирались до Ближнего Востока . Португальские колонисты нападали, преследовали и разрушали поселения, склады и торговые сети шри-ланкийских мавров. Многие побежденные мавры искали убежища от преследований, спасаясь во внутренних районах Шри-Ланки. Население шри-ланкийских мавров значительно сократилось во время португальского колониального правления из-за погромы против мавров. Сингальский правитель, король Канди Сенарат, предоставил убежище некоторым мусульманам в центральном нагорье и Восточной провинции Шри-Ланки . [ 6 ]
В XVIII и XIX веках яванские и малазийские мусульмане, привезенные голландскими и британскими правителями, способствовали росту мусульманского населения Шри-Ланки. Их потомки, ныне шриланкийские малайцы , переняли несколько исламских традиций шриланкийских мавров , а также привнесли свои уникальные культурные исламские обычаи в другие мусульманские группы на острове.
Прибытие мусульман из Индии в 19 и 20 веках также способствовало росту ислама в Шри-Ланке. В частности, мусульмане Пакистана и Южной Индии принесли в Шри-Ланку шафиитскую и ханафитскую школу мысли. [ нужна ссылка ] Большинство мусульман на острове придерживаются традиционных обычаев суннитского ислама . [ нужна ссылка ]
Мусульмане обычно следуют суфийским традициям. Тарика Фасия аш Шазулия , штаб-квартира которой находится в Умму Завая в MJM Лаффир Мавате, Коломбо, является наиболее распространенным суфийским орденом среди мусульман Шри-Ланки, за которым следует Ароосиятул Кадирия. Деобанди Таблиги Джамаат, Джамате Ислам, Тахид Джамаат и т. д. также есть центры в Коломбо. [ 7 ] Ученый-суннит Мухаммад Абдул Алим Сиддики построил Ханафитскую мечеть в Коломбо для мусульман Шри-Ланки. [ 8 ]
В настоящее время мусульманами в Шри-Ланке занимается Департамент по делам мусульманской религии и культуры, который был создан в 1980-х годах для предотвращения постоянной изоляции мусульманской общины от остальной части Шри-Ланки. Мусульмане Шри-Ланки в основном продолжают происходить из мавританской и малайской этнических общин на острове с меньшим количеством новообращенных из других национальностей, таких как тамилы .
В последние годы мусульмане Шри-Ланки стали более подвержены растущему влиянию салафизма ; Из-за инвестиций из Саудовской Аравии мусульмане-суфии Шри-Ланки опасаются роста ваххабизма среди мусульман Шри-Ланки. [ 9 ] Жестокие пасхальные взрывы в Шри-Ланке в 2019 году показали, что за взрывами стояла радикальная организация «Национальный Таухит Джамаат» , находящаяся под влиянием салафитов, что привело к усилению цензуры салафитского движения в Шри-Ланке. [ 10 ]
В апреле 2020 года правительство Шри-Ланки сделало кремацию обязательной в связи с COVID-19, заявив, что захоронение тел может загрязнить грунтовые воды и привести к распространению болезни. Ислам запрещает кремацию, а мусульмане составляют 10% населения Шри-Ланки. [ 11 ]
В конце февраля 2021 года, после резких возражений со стороны правозащитных групп, в том числе Amnesty International и Организации Объединенных Наций, правительство Шри-Ланки решило разрешить захоронения мусульман. Их планировалось провести на острове Иранативу , отдаленном острове в заливе Маннар. Он расположен в 300 км (186 милях) от столицы Коломбо и был выбран из-за низкой плотности населения. [ 12 ]
Население
[ редактировать ]Перепись | Население | Процент |
---|---|---|
1881 | 197,800 | |
1891 | 212,000 | |
1901 | 246,100 | |
1911 | 283,600 | |
1921 | 302,500 | |
Оценка 1931 года | 354,200 | |
1946 | 436,600 | |
1953 | 541,500 | |
1963 | 724,000 | |
1971 | 901,785 | |
1981 | 1,121,717 | |
2012 | 1,967,523 |
В округах Ампара (43%), Тринкомали (42%) и Баттикалоа (26%) в Восточной провинции проживает самая высокая доля мусульман в Шри-Ланке, за ними следуют Путталам (20%), Маннар (17%), Канди (14% ). %) и Коломбо (12%).
Шри-ланкийские мавры
[ редактировать ]Мавры Шри-Ланки в основном являются носителями тамильского языка, хотя некоторые из них говорят на сингальском как на основном языке и исповедуют ислам как свою религию. Шри-ланкийские мавры составляют 9,30% (перепись 2012 года) населения Шри-Ланки и представляют собой крупнейшую этническую группу в мусульманской общине страны. [ 13 ]
Ислам распространился на Шри-Ланку благодаря контактам с торговыми судами, которыми управляли мавританские торговцы, между Серендибом (древнеперсидское/арабское название Шри-Ланки) и различными портами на Аравийском полуострове и в Северной Африке . По мнению ученых, мавры Шри-Ланки являются потомками мараккаров , маппиласов , мемонов и патанов Южной Индии . [ 14 ]
Образование
[ редактировать ]В Шри-Ланке 749 мусульманских школ, 205 медресе, где преподают исламское образование, и исламский университет в Берувале (Джамия Налемия). Школы Аль-Иман в Коломбо были первой организацией исламских школ такого рода, преподававшей интегрированную исламскую учебную программу с 2008 года. В начале 20 века было мало мусульманских специалистов в области бухгалтерского учета, медицины, инженерии и т. д., но в настоящее время их число превышает средний показатель по стране. Из-за отсутствия возможностей в Шри-Ланке многие профессионалы-мусульмане эмигрируют в поисках работы за границу, например, на Ближний Восток , в США , Канаду , Австралию и Европу . Мавры имели лучшую социальную и экономическую мобильность благодаря историческим преимуществам в получении образования и государственных должностей во время британского колониального правления. [ 15 ]
Восточное побережье Мавров
[ редактировать ]В восточных провинциях страны преобладают мусульмане. Эти мусульмане поселились на земле, подаренной сингальским королем Сенаратом Канди после того, как мусульмане подверглись преследованиям со стороны португальцев . [ 6 ] Мавры восточного побережья Шри-Ланки — в основном фермеры, рыбаки и торговцы. Согласно спорной переписи 2007 года, мавры составляют 5% (только мавры, а не все мусульманское население восточной провинции). [ нужна ссылка ] Их семейные линии прослеживаются через женщин, как и в системах родства юго-западного индийского штата Керала , таких как Наиры и некоторые Маппила , но они управляют собой в соответствии с исламскими законами . [ 16 ]
Западное побережье Мавров
[ редактировать ]Многие мавры на западе острова являются торговцами, профессионалами или государственными служащими и в основном сосредоточены в Коломбо , Калутаре , Берувале , городе Дхарга , Путталаме , Джафне , Канди , Матале , Вавунии и Маннаре . Мавры на западном побережье ведут свою семейную линию по отцу. Наряду с теми, кто живет в Центральной провинции, фамилия многих мавров в Коломбо , Калутаре и Путталаме является именем их отца, таким образом сохраняя сходство с традиционной арабской и ближневосточной системой родства.
Малайцы
[ редактировать ]Малайцы Шри-Ланки возникли в Юго-Восточной Азии и сегодня насчитывают около 50 000 человек. [ нужна ссылка ] Их предки приехали в страну, когда Шри-Ланка и Индонезия были колониями голландцев . [ 16 ] Большинство первых малайских иммигрантов были наемными работниками, отправленными голландской колониальной администрацией в Шри-Ланку и решившими поселиться на острове. [ 16 ] Другими иммигрантами были заключенные или члены благородных домов из Индонезии, сосланные в Шри-Ланку и никогда не покидавшие ее. [ 16 ] Основным источником продолжающейся малайской идентичности является их общий малайский язык (бахаса мелайу) , который включает в себя множество слов, заимствованных из сингальского и мавританского варианта тамильского языка. [ 16 ] В 1980-е годы малайцы составляли около 5% мусульманского населения Шри-Ланки. [ 16 ] и, как и мавры , преимущественно следуют шафитской школе мысли в суннитском исламе . [ нужна ссылка ]
Индийские мусульмане (мемоны, борасы, ходжи)
[ редактировать ]Индийские мусульмане – это те, кто ведет свое происхождение от иммигрантов, искавших возможности для бизнеса в колониальный период. [ 16 ] Некоторые из этих людей приехали в страну еще во времена Португалии; другие прибыли в британский период из разных частей Индии. [ 16 ] Большинство из них прибыли из штатов Тамил Наду и Керала и, в отличие от мавров Шри-Ланки, этнически связаны с индейцами Южной Индии и насчитывают около 30 000 человек. [ нужна ссылка ] Мемон ( , родом из Синда в современном Пакистане ), впервые прибыл в 1870 году; в 1980-е годы их насчитывалось всего около 3000. [ 16 ] В основном они следуют ханафитской суннитской школе ислама. [ нужна ссылка ]
Давуди Борас и Ходжа — мусульмане- шииты , приехавшие из западной Индии ( Гуджарат штат ) после 1880 года; в 1980-е годы их совокупно насчитывалось менее 2000 человек. [ 16 ] Эти группы, как правило, сохраняли свои собственные места поклонения и языки своих предков. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Шри-ланкийские мавры
- Шриланкийские малайцы
- Индийские мавры
- Шри-ланкийские мемоны
- Список мечетей в Шри-Ланке
- Изгнание мусульман из Северной провинции ТОТИ
- Резня в мечети Каттанкуди
- Тамильский мусульманин
- Ислам в Южной Азии
Примечания
[ редактировать ]- ^ По данным переписи 2012 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население по вероисповеданию и районам, перепись 1981, 2001, 2012 гг.» (PDF) . Департамент переписи и статистики Шри-Ланки . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ «Мечеть Джами-уль-Альфар» . Ланка Прадипа . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Население по религиям (2012)» . Отдел переписи и статистики . Правительство Шри-Ланки. Архивировано из оригинала 07 января 2019 г. Проверено 9 октября 2012 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Шри-Ланки, 2012 г. - Таблица A3: Население по районам, этническим группам и полу» (PDF) . Департамент переписи и статистики Шри-Ланки. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Пейрис, Джеральд Х. «Шри-Ланка: Люди» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 г. Проверено 27 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Google, 2011 г.
- ^ «Бродячие суфийские послы ислама» .
- ^ «Вторжение ваххабитов в Шри-Ланку» . 27 марта 2013 г.
- ^ «I24NEWS» .
- ^ Мохан, Рохини (9 декабря 2020 г.). «Гнев по поводу принудительной кремации жертв Covid-19 в Шри-Ланке» .
- ^ «Covid-19: Шри-Ланка выбирает отдаленный остров для захоронений» . Новости Би-би-си . 3 марта 2021 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2011 года» . www.statistics.gov.lk . Архивировано из оригинала 28 апреля 2017 г. Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Холт, Джон (13 апреля 2011 г.). Читатель Шри-Ланки: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка. п. 429. ИСБН 978-0-8223-4982-2 .
- ^ «Анализ: тамильско-мусульманский раскол» . Всемирное издание BBC News. 27 июня 2002 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хайцман, Джеймс (1990). «Мусульмане». В Россе, Рассел Р.; Савада, Андреа Матлес (ред.). Шри-Ланка: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . п. 77. OCLC 311429237 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Виктор К. де Мунк. Опыт маленькой истории: анализ политических, экономических и социальных изменений в деревне Шри-Ланки. История и математика: историческая динамика и развитие сложных обществ . Под редакцией Питера Турчина , Леонида Гринина , Андрея Коротаева и Виктора К. де Мунка, стр. 154–169. Москва: КомКнига, 2006. ISBN 5-484-01002-0
- Пиерис, Камалика. Мусульмане и Шри-Ланка. Мусульмане в Шри-Ланке . Миссия Ислам, 2006.