Jump to content

Мухаммад аль-Махди

(Перенаправлено с 12-го Имама )
Мухаммад аль-Махди
Мухаммад Аль-Махди
12-й шиитский имам
Предполагаемый офис
874 г. н.э.
Предшественник Хасан аль-Аскари
Заголовок
Список названий
Персональный
Рожденный в. 255 г. хиджры ( ок. 868 г. н. э. )
Родители
Известный Быть последним из двенадцати имамов
Родственники Ахль аль-Байт ( Хусейнид )

Мухаммад ибн Хасан аль-Махди ( араб . محمد بن الحسن المهدي , латинизированный : Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди ) считается шиитами -двунадесятниками последним из Двенадцати имамов и эсхатологическим Махди , который появится в конце времени, чтобы установить мир и справедливость и искупить ислам .

Хасан аль-Аскари , одиннадцатый имам, умер в 260 году хиджры (873–874 годы нашей эры), возможно, был отравлен Аббасидами . Сразу после его смерти его главный представитель Усман ибн Саид заявил, что у одиннадцатого имама был маленький сын по имени Мухаммад, которого держали в тайне от общественности из-за страха перед преследованием Аббасидов. Усман также утверждал, что представляет Мухаммеда, который вошел в состояние оккультизма. Другие местные представители аль-Аскари в значительной степени поддержали эти утверждения, в то время как шиитское сообщество распалось на несколько сект из-за преемственности аль-Аскари. Однако все эти секты, как говорят, исчезли через несколько десятилетий, за исключением двунадесятников, которые признают сына аль-Аскари двенадцатым и последним имамом в оккультизме.

За Усманом последовали еще три агента, известные под общим названием « Четыре заместителя» , которых сообщество двунадесятников считало представителями Мухаммеда аль-Махди. Этот период, позже названный Малым Затмением , закончился примерно через семьдесят лет со смертью четвертого агента, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Самарри ( ум. 940–941 ). Говорят, что он получил последнее письмо Мухаммеда аль-Махди незадолго до своей смерти. В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и возвещалось о начале полного затмения, позже названного Большим Затмением , которое продолжается и по сей день. В письме, приписываемом Мухаммаду аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией.

Теория затенения Двенадцати кристаллизовалась в первой половине четвертого века хиджры (десятый век нашей эры) на основе рациональных и текстовых аргументов. Эта теория, например, утверждает, что жизнь Мухаммада аль-Махди была чудесным образом продлена, утверждая, что земля не может быть лишена Имама как высшего доказательства Бога. В отсутствие Скрытого Имама вакуум лидерства в сообществе двунадесятников постепенно заполнялся факихскими «юристами». Широко распространено мнение, что Скрытый Имам иногда является благочестивым. Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены среди двунадесятников.

Абу аль-Касим Мухаммад ибн Хасан аль-Аскари, эсхатологический спаситель в двунадесятническом исламе, известен под многими титулами, в том числе аль-Махди ( букв. « правильный путь » ), аль-Каим ( букв. « тот, кто будет подъем ' ), аль-Монтазар ( букв. « ожидаемый » ), Сахеб аз-Заман ( букв. « владыка века » ), аль-Гаиб ( букв. « скрытый » ), аль-Ходжа/Ходжат Аллах ( букв. « доказательство [Бога] » ), Сахиб аль-Амр ( букв. « господин дела » ), Сахиб аль-Хакк ( букв. « господин истины » ), Бакият Аллах ( букв. ') остаток Божий » ). [ 1 ] [ 2 ]

Титул аль-Каим означает восстание против тирании. [ 3 ] хотя единый ( букв. « единственный » ) хадис шестого шиитского имама Джафара ас-Садика связывает этот титул с возвышением аль-Каима после его смерти. Как единый хадис, этот отчет не рассматривается экспертами как надежный, пишет шиит Мохаммад-Бакер Маджлеси ( ум. 1699 ), особенно потому, что он противоречит вере двунадесятников в то, что земля не может быть лишена Имама в любое время, как худжат Аллах ( букв. « доказательство Бога » ) на земле. Маджлеси также предполагает, что в этом хадисе смерть может пониматься в переносном смысле, имея в виду забытые воспоминания об аль-Каиме после его долгого затмения. [ 4 ]

Абдулазиз Сачедина отмечает, что титулы аль-Каим и Сахиб аль-Амр имеют больший политический акцент, чем эсхатологический титул аль-Махди . [ 5 ] С другой стороны, титул «аль-Худжа» подчеркивает религиозную функцию спасителя. [ 6 ] Действительно, каждый шиитский имам рассматривается как худжат Аллах , (высшее) доказательство Бога, через которого внутренние смыслы Корана становятся доступными после смерти пророка. [ 7 ] Однако этот титул более выражен для двенадцатого имама, возможно, из-за связанного с ним хадиса от десятого имама Али аль-Хади. [ 7 ]

Историческая справка

[ редактировать ]

До своей смерти десятый и одиннадцатый шиитские имамы ( Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари соответственно) находились под пристальным наблюдением в гарнизонном городе Самарра . Аббасидов [ 8 ] [ 9 ] которые, согласно шиитским источникам, часто несут ответственность за отравление двух имамов. [ 10 ] Два имама стали свидетелями упадка халифата Аббасидов. [ 11 ] поскольку имперская власть быстро перешла в руки турок, [ 12 ] особенно после аль-Мутаваккиля (март 822 г. - 11 декабря 861 г. н.э.). [ 13 ]

Современник десятого имама, халиф аль-Мутаваккиль жестоко преследовал шиитов. [ 14 ] [ 15 ] отчасти из-за возобновления оппозиции Зайди . [ 16 ] Ограничительная политика аль-Мутаваккиля в отношении десятого имама позже была принята его сыном аль-Мутамидом , который, как сообщается, держал одиннадцатого имама под домашним арестом без каких-либо посетителей. [ 17 ] Вместо этого аль-Аскари, как известно, в основном общался со своими последователями через сеть представителей. [ 15 ] [ 18 ] Среди них был Усман ибн Саид аль-Асади . [ 19 ] который, как говорят, замаскировался под продавца кулинарного жира, чтобы избежать агентов Аббасидов, отсюда и его прозвище аль-Самман. [ 20 ]

Мухаммад Хусейн Табатабай предполагает, что эти ограничения были наложены на аль-Аскари, потому что халифат узнал о традициях среди шиитской элиты, предсказывая, что одиннадцатый имам станет отцом эсхатологического Махди . [ 21 ]

Преемственность аль-Аскари

[ редактировать ]

Хасан аль-Аскари умер в 260 г. (873–874 гг.), не оставив явного наследника. [ 22 ] [ 23 ] Смерть одиннадцатого имама разделила его последователей на несколько сект и создала повсеместную путаницу ( хайра ). [ 24 ] [ 25 ] особенно в Ираке. [ 26 ] Сразу после смерти аль-Аскари. [ 27 ] его главный агент Усман ибн Саид . [ 28 ] утверждал, что у Имама был маленький сын по имени Мухаммад. [ 29 ] [ 27 ] которого держали в тайне от общественности из-за страха перед преследованием Аббасидов. [ 25 ] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [ 30 ] это утверждение Усмана во многом поддержали другие представители аль-Аскари. [ 29 ] [ 31 ] Те, кто принял имамата этого Мухаммеда, позже сформировали группу двунадесятников. [ 32 ]

Некоторые другие считали, что имамат прекратил свое существование вместе с аль-Аскари, а вакифиты утверждали, что одиннадцатый имам позже вновь станет эсхатологическим Махди . Другие пришли к выводу, что Мухаммад ибн Али аль-Хади , умерший брат аль-Аскари, должно быть, был истинным имамом. Третьи приняли имамата Джафара аз-Заки , другого брата аль-Аскари. [ 33 ] Некоторые считали, что двенадцатый имам в конце времен родится у потомка аль-Аскари. [ 34 ] а некоторые покинули шиитскую общину. [ 35 ]

Однако все эти секты, как говорят, исчезли в течение ста лет, за исключением группы, которая впоследствии стала шиитами-двунадесятниками. [ 32 ] [ 23 ]

Рождение и ранние годы жизни аль-Махди

[ редактировать ]
Храм Аль-Аскари в Самарре , Ирак , 2017 год. Здесь десятый и одиннадцатый из Двенадцати имамов Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари . похоронены

Когда аль-Аскари умер, не оставив очевидного наследника, традиции и предсказания, приписываемые более ранним имамам, во многом стали основой существования сына аль-Аскари в качестве двенадцатого имама; [ 36 ] см . Двунадесятную доктрину оккультизма .

Что касается подробностей его рождения, то источники Twelver сообщают, что сын ал-Аскари родился около 255 (868 г.). [ 37 ] [ 38 ] Его звали Абу аль-Касим Мухаммад, то же имя и кунья , что и у исламского пророка. [ 37 ] [ 39 ] хотя он более широко известен как Мухаммад аль-Махди ( букв. « Праведный путь » ). [ 40 ] Дата его рождения указана по-другому, [ 27 ] но большинство источников, похоже, сходятся во мнении относительно 15 Шаабана , [ 36 ] который празднуют шииты по этому поводу. [ 41 ] В отчетах Twelver говорится, что, за исключением нескольких доверенных соратников, существование аль-Махди держалось в секрете, поскольку Аббасиды стремились уничтожить сына аль-Аскари, которого упорные слухи называли спасителем. [ 41 ] [ 42 ] Хусейн пишет, что младенца, должно быть, отправили в Медину , где жила мать аль-Аскари. [ 43 ]

Рождение аль-Махди часто сравнивают в источниках Двенадцати с рождением Моисея в Коране , который чудесным образом спасся от фараона . [ 44 ] Имама-ребенка аль-Махди также часто сравнивают с Иисусом , поскольку оба рассматриваются как доказательство Бога ( худжа ) и оба говорили с авторитетом взрослого, будучи еще ребенком. [ 45 ]

Говорят, что аль-Махди родился у Нарджис , девушки-рабыни, имя которой в различных источниках приводится как Савсан, Райхана, Сайкал, [ 46 ] [ 37 ] [ 47 ] и Марьям. [ 48 ] [ 41 ] Первые три — это названия цветов, которые, вероятно, были даны ей ее владельцем в соответствии с практикой того времени. [ 48 ] [ 41 ] Ее происхождение записано как Византийская империя или Нубия . [ 41 ] а в некоторых источниках говорится, что она была провиденциально куплена агентом аль-Хади, который ясновидением узнал в ней будущую мать аль-Махди. [ 41 ] [ 47 ] В том же духе подробные рассказы Мохаммад-Бакера Маджлеси и шейха Туси описывают Нарджис как пленную внучку византийского императора и набожную женщину, узнавшую во сне о своем будущем союзе с аль-Аскари, [ 49 ] [ 37 ] хотя эти отчеты были описаны как агиографические. [ 41 ] [ 50 ] Возможно, правильный рассказ приводит аль-Муфид . [ 36 ] который пишет, что Нарджис была рабыней, родившейся и выросшей в доме Хакимы Хатун , дочери Мухаммада аль-Джавада (девятого имама) и тёти аль-Аскари по отцовской линии. [ 44 ] [ 36 ]

Реакция Аббасидов

[ редактировать ]

Смерть аль-Аскари в 260 г. (873–874 гг.) последовала за непродолжительной болезнью, во время которой Аббасид аль-Мутамид послал своих врачей и слуг сопровождать имама. [ 19 ] Учитывая, что у аль-Аскари не было явного наследника, [ 39 ] [ 25 ] Было высказано предположение, что халиф намеревался внимательно следить за аль-Аскари из своей резиденции. [ 39 ] [ 51 ] [ 41 ] [ 29 ] Сообщается, что после смерти аль-Аскари в его доме был произведен обыск и женщины обследованы на предмет беременности. [ 29 ] [ 51 ] возможно, в надежде найти своего наследника. [ 29 ] Служанка аль-Аскари была задержана на некоторое время. [ 29 ] [ 29 ] [ 39 ] [ 52 ] возможно, из-за ложных слухов о ее беременности, призванных отвлечь Аббасидов в их поисках. [ 29 ] [ 41 ]

Аль-Аскари оставил свое имущество своей матери Хадис. [ 41 ] за исключением своего брата Джафара ибн Али аль-Хади , который ранее безуспешно предъявил претензии к имамату после смерти их отца аль-Хади. [ 25 ] [ 53 ] Джафар повторил свои претензии имамату после смерти аль-Аскари: [ 53 ] который на этот раз нашел последователей в лице ныне вымершей Джафарии [ 54 ] и Фатхия [ 55 ] секты. Он также оспорил волю аль-Аскари и поднял этот вопрос перед властями. [ 56 ] Аль-Аскари, очевидно, был бездетным, и поэтому Хадис считался единственным наследником шиитского права. [ 41 ] [ 56 ] Однако халиф постановил разделить наследство между Хадисом и Джафаром. [ 29 ]

Малое затмение (874–941)

[ редактировать ]

Сразу после смерти аль-Аскари в 260 г. (873–874 гг.) [ 27 ] Усман ибн Саид аль-Асади ( ум. 880 ) утверждал, что у аль-Аскари был маленький сын по имени Мухаммад, который вошел в состояние оккультизма ( гайба ) из-за угрозы его жизни со стороны Аббасидов. [ 28 ] [ 57 ] Как специальный представитель аль-Аскари, Усман также утверждал, что он был назначен представлять сына одиннадцатого имама. [ 34 ] Шиитская традиция, приписываемая шестому имаму Джафару ас-Садику , утверждает, что эта угроза была специфической для Мухаммада аль-Махди, от которого ожидалось возвышение, в отличие от его предшественников, которые практиковали религиозное притворство ( такия ) и были политически спокойными. [ 58 ] [ 59 ]

Двенадцать источников подробно описывают, что аль-Махди впервые появился на публике, чтобы возглавить погребальную молитву по своему отцу, а не по своему дяде Джафару аз-Заки . [ 37 ] [ 60 ] Также сообщается, что затмение произошло в семейном доме в Самарре, где в настоящее время стоит мечеть, под которой находится подвал ( сардаб ), скрывающий колодец (Бир аль-Гайба, букв. ' ' колодец затмения ). ' ). Говорят, что в этом колодце и исчез аль-Махди. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ]

В своей новой должности смотрителя офиса имамата [ 64 ] Усман получал петиции и давал на них ответы, иногда в письменном виде. [ 65 ] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [ 30 ] большинство местных представителей аль-Аскари продолжали поддерживать Усмана. [ 31 ] Однако среди шиитов могли быть сомнения относительно его полномочий собирать и распоряжаться религиозными средствами. [ 30 ]

Позже Усман представил своего сына Абу Джафара Мухаммада ибн Усмана ( ум. 916–917 ) как следующего представителя аль-Махди. [ 66 ] [ 57 ] Абу Джафару, прослужившему около сорока лет, приписывают объединение основных шиитов вокруг сына аль-Аскари, ставшего двенадцатым скрытым имамом. [ 55 ] В свою очередь, в качестве своей замены Абу Джафар назначил Абу аль-Касима аль-Хусейна ибн Руха ан-Наубахти ( ум. 937–38 ), который, как говорят, был весьма уважаемой фигурой при дворе Аббасидов. [ 67 ] Сообщается, что при Абу аль-Касиме связь со Скрытым Имамом возобновилась по прошествии примерно двадцати пяти лет. [ 68 ]

Этот период, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-сугра ), [ 69 ] закончилась примерно через семьдесят лет смертью четвертого агента, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Самарри ( ум. 940-41 ), [ 68 ] который, как говорят, получил письмо от аль-Махди незадолго до своей смерти. [ 66 ] В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и объявлялось о начале полного ( тамма ) затмения. [ 70 ] [ 71 ] [ 68 ] позже названное Большим Затмением ( аль-гайбат аль-кубра ). [ 69 ] В письме, приписываемом аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией. [ 70 ] В письме подчеркивалось, что любой, кто претендует на звание заместителя имама, отныне должен считаться самозванцем. [ 72 ] Говорят, что это и подобные письма четырем агентам и другим шиитским деятелям были написаны одним и тем же почерком, что позволяет предположить, что они были написаны Скрытым Имамом. [ 73 ]

Шиитская власть

[ редактировать ]

В ранних шиитских источниках число этих агентов не ограничивалось четырьмя. [ 65 ] [ 74 ] Сачедина предполагает, что более поздний акцент в литературе двунадесятников на четырех депутатов ( ан-нувваб аль-арба' [ 71 ] ), вероятно, было связано с их известностью в Багдаде , шиитском центре того времени. [ 75 ] Точно так же Муджан Момен считает, что сеть представителей аль-Аскари ( вукала ), вероятно, продолжала действовать во время Малого затмения аль-Махди. [ 70 ] Действительно, ибн Бабавейх ( ум. 991 ) говорит о других доверенных лицах Скрытого Имама в разных городах помимо четырех агентов. [ 41 ] Сачедина пишет, что шиитскому сообществу не хватало заметной фигуры, которая могла бы заменить четвертого агента после его смерти. [ 76 ]

Авторитет четырех агентов от имени Скрытого Имама подвергался сомнению со стороны некоторых шиитских деятелей, особенно во время правления третьего агента, ан-Наубахти. [ 75 ] Например, Абу Джафар Мухаммад ибн Али аль-Шалмагани выступил против ан-Наубахти и заявил, что является законным агентом аль-Махди, прежде чем осудить концепцию оккультизма как ложь. [ 77 ] [ 78 ] Другим примером был ученик аль-Аскари по имени аль-Кархи, который позже был осужден в рескрипте, предположительно написанном аль-Махди. [ 79 ] [ 77 ] [ 80 ] Четырем агентам также приписывают некоторые чудеса, которые верующие воспринимают как результат их посвящения со стороны Скрытого Имама. [ 41 ]

Шиитская община

[ редактировать ]

В то время затмение аль-Махди, вероятно, не было радикальным изменением для его последователей. Действительно, десятый и одиннадцатый имамы уже фактически находились в тени для большинства шиитов , держали обоих имамов в Самарре почти изолированными. поскольку халифы Аббасидов [ 28 ] Похоже также, что идея оккультизма была устоявшейся концепцией для шиитов, и связанные с ней традиции уже были среди них распространены. Эти традиции предсказывали затмение и возвышение будущего Имама. [ 81 ] [ 1 ] упоминается как аль-Каим ( букв. « тот, кто восстанет » ) и реже как аль-Махди. [ 82 ] [ 83 ] Эти традиции в разные периоды перенимались различными шиитскими сектами. использовали их, Например, вакифиты чтобы доказать, что Муса аль-Казим , седьмой имам, не умер, а находился в затмении. [ 81 ] Еще раньше ныне вымершие кайсаниты отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и ждали его возвращения. [ 84 ] [ 85 ]

Политическое положение шиитов в Ираке улучшилось после прихода к власти династии Буидов в четвертом (десятом) веке. [ 86 ] [ 87 ] Возможно, именно относительная безопасность шиитов побудила второго агента издать рескрипт о том, что аль-Махди оставался в оккультизме, чтобы избежать бремени обязательств ( байа ) перед несправедливыми правителями того времени, которые были узурпаторами власти. право имама с точки зрения шиитов. [ 86 ] [ 88 ] Ибн Бабавейх ( ум. 991 ) предположил, что ситуация остается неизвестной до нового появления Мухаммада аль-Махди , но также добавил, что большое количество шиитов не обязательно гарантирует его безопасность. [ 89 ]

Тем не менее, многие не ожидали, что затмение продлится дольше шести лет или после сорокового дня рождения аль-Махди. [ 90 ] и это могло способствовать созданию атмосферы сомнений и неуверенности среди шиитов. [ 91 ] По мнению Хоссейна Модарресси , эти сомнения постепенно исчезли из шиитской общины, возможно, благодаря усилиям шиитских традиционалистов в период перехода к Большому Оккультизму. [ 92 ] Эти традиционалисты во многом полагались на пророческие традиции и конкретные интерпретации Корана, чтобы оправдать имамата аль-Махди. [ 93 ] В этот период, возможно, после 295 (908 г.), шиитские традиционалисты также установили число имамов с помощью суннитского хадиса , ходившего задолго до затмения, в котором говорилось, что за пророком последуют двенадцать преемников. Таким образом, Скрытый Имам был также и последним Имамом. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ]

Главное затмение (941 – настоящее время)

[ редактировать ]

«Большое затмение», термин, придуманный позже, началось со смерти четвертого агента в 329 году (940–941), который не назначил преемника. В этот период, который продолжается и сегодня, на земле нет агента Скрытого Имама. [ 70 ] [ 97 ] Есть некоторые свидетельства того, что смерть четвертого агента также распустила подпольную сеть представителей, ответственных в первую очередь за сбор и распределение религиозных пожертвований. [ 72 ] [ 41 ] Таким образом, депутатский офис был официально закрыт. [ 98 ] Несмотря на некоторую неопределенность, [ 99 ] Вероятно, среди шиитов существовали ранние традиции, которые уже предсказывали два периода затмения. [ 100 ] Эти хадисы ранее цитировались, например, вакифитами в отношении двух арестов Мусы аль-Казима , седьмого имама. [ 84 ] [ 100 ] Тем не менее, длительное отсутствие Скрытого Имама, похоже, породило широко распространенные сомнения среди его последователей. [ 76 ] [ 101 ] [ 41 ]

Лидерский вакуум

[ редактировать ]

Сокрытие Скрытого Имама как духовного и политического главы шиитской общины оставило в шиитском сообществе значительную брешь. [ 102 ] Этот вакуум лидерства в конечном итоге был заполнен юристами-двунадесятниками ( фукаха ), которые остаются единственными лидерами шиитского сообщества во время Великого Затмения . [ 103 ] [ 104 ] В поддержку этого перехода часто цитируют письмо, полученное Исхаком ибн Якубом в ответ на его религиозные запросы второго агента. [ 105 ] В письме, предположительно написанном аль-Махди, говорилось, что

Что касается событий, которые могут произойти [в будущем, когда вам может понадобиться руководство в религиозных вопросах], обратитесь к передатчикам ( руват ) наших высказываний (хадисов), которые являются моими худжой ( букв. « доказательство » ) для вас, а я — худджа. Бога всем вам [или «им» в другой версии]. [ 106 ] [ 107 ]

- приписывается аль-Махди

Несколько подобных хадисов приписывают десятому и одиннадцатому имамам. [ 108 ] [ 109 ] Традиции также указывают, что эти юристы должны быть справедливыми и хорошо осведомленными в исламском праве . [ 110 ] Однако, поскольку отсутствие Скрытого Имама продолжалось, юристы-двунадесятники превратились из простых передатчиков ( руват ) хадисов в муджтахидун , чтобы решать новые религиозные вопросы, которые возникали с течением времени. [ 111 ] [ 112 ] Их авторитет также со временем увеличился, поскольку они отвечали на необходимость разъяснения религиозных учений сообществу. [ 113 ] Например, еще в седьмом (тринадцатом) веке Мухаккик аль-Хилли ( ум. 1277 ) потратил долю имама хумса (разновидность исламской милостыни) на деятельность, которая способствовала делу шиитов. [ 114 ] в отличие от своих предшественников, таких как аш-Шейх аль-Муфид ( ум. 1022 ), который часто просил верующих сохранить эти пожертвования для возвышения аль-Махди. [ 115 ]

Учитывая, что юристы не назначались напрямую Скрытым имамом, обсуждался вопрос о том, следует ли распространять их полномочия на функции с политическим подтекстом, такие как объявление священной войны ( джихада ). [ 116 ] Вероятно, Зайн ад-Дин аль-Джубай аль-Амили ( ум. 1558 ) первым предположил, что (квалифицированный) юрист является генеральным заместителем ( наиб аль-амм ) Скрытого имама, чья власть охватывает все прерогативы. Имама. [ 117 ] Переходу юристов-двунадесятников к своей новой роли способствовало образование шиитских государств, особенно Сефевидов. [ 118 ] и Каджар [ 119 ] [ 120 ] династии в Иране. Например, во время русско-иранской войны 1804–1813 годов выдающиеся священнослужители Наджафа и Исфахана выступили с декларацией джихада против русских в поддержку каджарита Аббаса Мирзы , проводившего кампанию. [ 121 ] Однако позже юристам часто приходилось конкурировать с шиитскими монархами за религиозную власть. [ 116 ]

Короче говоря, политически спокойный подход юристов-двунадесятников со временем уступил место сомнениям в легитимности шиитских монархов и даже попыткам ограничить их власть посредством конституции. [ 122 ] Кульминацией этой эволюции стала концепция вилаята аль-факих ( букв. « опека юриста » ) Рухоллы Хомейни , религиозного лидера иранской революции 1979 года, который призвал религиозных учёных взять на себя активную роль после свержения Мухаммеда. Реза Пехлеви , последний монарх Ирана. [ 123 ]

Доктринальные разработки

[ редактировать ]

Хотя некоторые традиции, относящиеся к периоду до 260 (874 г.), могли предсказывать второе затмение, [ 124 ] источники с начала Major Occultation указывают, что длительное отсутствие Скрытого Имама, возможно, привело к тому, что многие двунадесятники отказались от своей веры в него. [ 76 ] [ 101 ] [ 41 ] Его отсутствие также послужило основой для возобновления в то время критики со стороны мутазилитов и ашаритов . [ 125 ] Это давление, вероятно, ускорило переход в аргументах Двенадцати от традиционалистского подхода к рационалистическому, чтобы оправдать сокрытие аль-Махди. [ 126 ] Абу Сахл Исмаил ибн Али ан-Наубахти ( ум. 923 ), например, утверждал, что отсутствие имама не лишает законной силы его религию или закон, как отсутствие пророка. [ 127 ] [ 128 ] Обеспокоенность по поводу недостоверности хадисов, высказанная Туси ( ум. 995 ) и другими, могла дать еще один толчок этому переходу. [ 129 ]

Начиная с ибн Бабавайха ( ум. 991 ) и его ученика аль-Шейха аль-Муфида ( ум. 1022 ), шиитские ученые начали использовать богословские аргументы, созданные по образцу мутазилитского калама . [ 130 ] [ 131 ] Из них принцип аль-лутф ( букв. « доброта » ) является примером, который на высоком уровне требует, чтобы пророк или имам существовал в любое время, чтобы вести к Богу, как проявление Его высшей доброты. по отношению к Своим подданным. [ 132 ] Другие аргументы Двенадцати направлены на то, чтобы установить, что Скрытый Имам приносит пользу человечеству даже в сокрытии. [ 133 ] «так же, как люди получают пользу от солнца, пока оно закрыто облаками». [ 89 ] [ 2 ] В то время как обычные двунадесятники, вероятно, были довольны традициями оккультизма, богословский подход к оправданию Скрытого Имама был призван ответить на критику со стороны богословов-недвунадесятников. Оба подхода были объединены шейхом Туси в его обширной монографии «Китаб аль-Гайба» ( букв. « Книга оккультизма » ). [ 105 ] [ 41 ]

Посещения

[ редактировать ]

Двенадцать верят, что изначальный Нур, «Свет» пророчества, продолжал сиять на протяжении веков в характерах имамов. Таким образом, Скрытый Имам не рассматривается как недоступный в состоянии сокрытия. [ 134 ] Действительно, широко распространено мнение, что аль-Махди иногда является благочестивым лично или, что чаще, во снах и видениях. Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены в сообществе двунадесятников. [ 135 ] [ 136 ] [ 41 ] [ 134 ] Среди этих рассказов также есть встречи выдающихся религиозных учёных ( улемов ) со Скрытым Имамом. [ 137 ]

Описания этих контактов часто показывают заботу Скрытого Имама о благополучии своих последователей и то, как такие встречи могут привести к «духовному воскресению» верующего — интерпретация, выдвинутая поздними мистическими источниками. [ 41 ] Поскольку Скрытого Имама можно будет увидеть только в конце времен, те, кто его увидит, как утверждается, достигли конца времени. [ 1 ] Например, издатели, близкие к ливанской шиитской боевой организации «Хезболла», опубликовали рассказы некоторых боевиков «Хезболлы», которые считали, что им напрямую помогал аль-Махди в критические моменты на полях сражений Ливанской войны 2006 года . [ 138 ]

Двенадцатеричная доктрина оккультизма

[ редактировать ]

Учение Двенадцати о оккультизме сформировалось в первой половине четвертого (десятого) века. [ 139 ] В своей простейшей форме эта доктрина утверждает, что Мухаммад аль-Махди, двенадцатый имам, не умер, а был сокрыт Богом от человечества. Его жизнь была чудесным образом продлена до того дня, когда он снова проявит себя с Божьего позволения, чтобы наполнить землю справедливостью. Это затмение продолжается до тех пор, пока не будет гарантирована безопасность Имама. [ 2 ] и до тех пор, пока человечество не будет готово принять его руководство. [ 140 ] Во время Малого Затмения он поддерживал контакт со своими последователями через четыре Баба (врата). Во время Великого Затмения, начавшегося в 329 (941 г.) и продолжающегося по сей день, прямой связи не было. [ 2 ] [ 139 ] [ 141 ] хотя Скрытый Имам по-прежнему остается ответственным в вере Двунадесятников за внутреннее духовное руководство человечеством (тогда как его внешняя роль начинается с его нового появления). [ 142 ]

Хадисная литература

[ редактировать ]

Литература двунадесятников, посвященная доктрине оккультизма, обширна и основана на рациональных и текстовых аргументах. [ 40 ] [ 143 ] Одним из таких примеров является пророческий хадис, о котором сообщили шиитские и суннитские авторитеты: [ 141 ] включая канонического Муснада Ахмада ибн Ханбала . [ 144 ] Одна из версий этого хадиса гласит: «Если бы земле остался только один день существования, Бог продлил бы этот день до тех пор, пока человек из моего потомства, чье имя будет моим именем, а его фамилия — моей фамилией, не проявит себя; он наполнит землю, наполненную до тех пор насилием и угнетением, гармонией и справедливостью». [ 145 ] [ 146 ] Другой пророческий хадис, распространенный задолго до затмения: [ 94 ] предсказал, что за Мухаммедом последуют двенадцать преемников ( халифов ), во время правления которых исламское сообщество объединится, [ 147 ] [ 148 ] как сообщается в «Сахих Муслим» и других канонических суннитских источниках. [ 147 ] Утверждается, что в число этих двенадцати преемников не могут входить (часто аморальные) халифы Омейядов или Аббасидов и в любом случае их число превышало двенадцать. Эти двенадцать, заключает он, являются Двенадцатью Имамами . [ 147 ] [ 149 ] В более общем смысле, в двенадцати сборниках хадисов повторное появление аль-Махди является наиболее часто упоминаемой темой в предсказаниях, сделанных пророком, его дочерью Фатимой и двенадцатью имамами. [ 41 ]

Аль-Махди рассматривается двунадесятниками как скрытый святой ввиду стихов 18:65–66 Корана и двух типов святых в этих стихах, а именно внешне проявленных, таких как Моисей, и скрытых, как Хидр . Как и в случае с рассказом о Хидре в Коране, считается, что Скрытый Имам приносит пользу исламскому сообществу ( умме ) во время затмения. [ 150 ] как солнце за облаками еще дарит свет и тепло. [ 2 ]

Говорят, что Мухаммад аль-Бакир , пятый имам, связал стих 21:105 Корана с возвышением аль-Махди: «И воистину Мы написали в писании ( Забур ), после напоминания, [что] Мой праведные рабы унаследуют землю». [ 151 ] Другой пример: шейх Туси ( ум. 1067 ) связывает стихи 28:5–6 с правлением аль-Махди в конце времен. В частности, в стихе 28:5 говорится: «И Мы желали оказать милость тем, кто был угнетен на земле, и сделать их имамами и сделать их наследниками». [ 151 ]

Причины затемнения

[ редактировать ]

Хотя угроза со стороны Аббасидов могла изначально вынудить аль-Махди уйти в тень, [ 28 ] его отсутствие продолжается в вере Двунадесятников до тех пор, пока не будут выполнены первоначальные условия для его нового появления, чтобы установить справедливость и мир на земле. Одним из таких условий, пишет Собхани, является готовность человечества принять интеллектуальное и духовное послание Скрытого Имама. Без этих условий, утверждает он, аль-Махди может быть убит так же, как и его предшественники. Точно так же, когда его спросили о причине затемнения, Мухаммад аль-Бакир , как сообщается, ответил: «Чтобы предотвратить его убийство». [ 152 ] Шиитские традиции добавляют еще две причины для сокрытия, а именно: испытание для последователей Имама и их веры и избежание бремени обязательств ( байа ) перед несправедливыми правителями того времени. [ 86 ] [ 88 ] [ 153 ] Также считается, что истинная причина затмения станет известна только тогда, когда Имам снова появится, как в истории о Мусе и Хидре, где мотивация Хидра не была сразу раскрыта Мусе. [ 58 ]

Долголетие

[ редактировать ]

В ответ на суннитскую критику и даже насмешки [ 154 ] Шиитские ученые утверждают, что продолжительность жизни Скрытого Имама, родившегося около 868 г. н.э., [ 34 ] не является необоснованным, учитывая долгую жизнь Хидра , Иисуса и Даджала (еще одного эсхатологического деятеля), а также светские сообщения о долгожителях. [ 84 ] В этом духе Мухаммад Хусейн Табатабай подчеркивает чудесные качества аль-Махди, добавляя, что его долгая жизнь, хотя и маловероятна, но не невозможна. [ 155 ]

Историки предполагают, что эти взгляды исходят от гулатов , или преувеличителей. Экстремисты или преувеличители будут сосредотачиваться на различных концепциях и заниматься ими, в результате чего возникнут темы, которые будут интегрированы в шиизм двунадесятников. [ 156 ] Ходжсон утверждает, что «нет ничего более экстремального в ожидании возвращения человека, которого другие считают мертвым – как это делали некоторые из ранних Гулатов – чем в ожидании так называемых умеренных шиитов того, что вернется человек, в отношении которого другие сомневаются». когда-либо рожденный». [ 156 ]

Эта точка зрения подтверждается отсутствием традиций оккультизма в ранних текстах, таких как «Басаир ад-Дараджат» аль-Кумми и «Китаб аль-Махасин» аль-Барки (ум. 893). [ 157 ] Мухаммад бин Али бин Бабавайхи (ум. 991) был тем, кто начал упоминать подробности, касающиеся оккультизма, выходящего за рамки обычного человека. [ 158 ]

Новое появление

[ редактировать ]

По мнению двунадесятников, незадолго до Страшного суда , по повелению Бога, аль-Махди вернется, чтобы возглавить силы праведности против сил зла в апокалиптической войне, которая в конечном итоге установит мир и справедливость на земле. [ 159 ] Двенадесятники также считают его восстановителем истинного ислама. [ 84 ] В его миссии аль-Махди будет помогать Иисус , который убьет Даджаля или «антихриста» в некоторых исламских источниках. [ 160 ] Аль-Махди также будут сопровождать 313 верных последователей, их количество идентично числу мусульманских воинов в битве при Бадре . [ 1 ] Ожидается, что он вновь появится в образе молодого человека, обладающего реликвиями прошлых пророков, например, посохом и дугой Моисея. [ 1 ] Однако время его повторного появления неизвестно, и шиитские хадисы прямо запрещают торопиться ( эстеджал ) и устанавливать время ( таукит ) для его возвращения. [ 1 ] [ 161 ]

Многочисленные шиитские хадисы предсказывают, что новое появление аль-Махди будет ознаменовано некоторыми знамениями, из которых некоторые неизбежны, а другие условны, т.е. могут измениться по божественному решению. С другой стороны, некоторые из этих признаков носят общий характер, а некоторые являются специфическими. Главным общим признаком второго пришествия аль-Махди является преобладание зла на земле в форме тирании, несправедливости, религиозной и моральной деградации. [ 1 ] В частности, в то время ислам был лишен своей души и практиковался только внешне. [ 162 ] Лишь небольшая часть шиитов, тех, кто действительно практикует учение своих имамов, останется на праведном пути в конце времен. [ 1 ]

Среди особых знамений — возвышение Суфьяни , который позже будет командовать врагами аль-Махди, возвышение Ямани, который позже поддержит аль-Махди, божественный крик ( сайха , неда ), призывающий людей присоединиться к аль-Махди. Махди, за которым вскоре следует еще один сверхъестественный крик с земли, призывающий людей присоединиться к врагам аль-Махди, поглощение ( касф ) армии, отправленной Суфьяни в пустыню, и убийство мекканцами посланника аль-Махди. -Махди, называемый чистой душой ( ан-нафс аз-закия ). [ 1 ]

Связи с исламским деятелем Махди

[ редактировать ]

Широко распространенное среди мусульман убеждение заключается в том, что восстановитель религии и справедливости по имени Махди ( букв. « Правильный путь » ) будет править миром в конце времен. [ 84 ] В частности, в суннитском исламе, похоже, общепринято мнение, что этот спаситель будет потомком исламского пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и его зятя Али . [ 163 ] Хотя предания о Махди отсутствуют в Сахихах Мухаммада аль-Бухари и Муслима ибн аль-Хаджаджа , их можно найти в других канонических суннитских сборниках хадисов, включая работы Абу Дауда ас-Сиджистани , ат-Тирмизи , ибн Маджи и аль-Хаджаджа . -Насаи и Ахмад ибн Ханбал . Эти хадисы, вероятно, укрепили популярную веру в Махди среди мусульман. [ 84 ] Исторически различные мусульманские деятели отождествлялись с Махди или использовали это имя как почетный эпитет, имеющий мессианское значение. К ним относятся Омейяды Умар II и Аббасид аль-Махди , а также многие другие. [ 84 ]

Однако, в отличие от суннитского ислама, вера в Махди, родословную пророка, занимает центральное место в шиитском исламе в целом и в шиитах-двунадесятниках в частности. [ 41 ] где Махди отождествляется с двенадцатым имамом. [ 162 ] Отличительной для шиитов также является доктрина оккультизма или временного отсутствия Махди. [ 84 ] Однако суннитские и шиитские традиции имеют много общего в карьере Махди. [ 84 ] В частности, «Муджан Момен» перечисляет несколько признаков, предшествовавших приходу Махди, которые являются общими как для суннитских, так и для шиитских верований. [ 162 ]

Поддержка со стороны суннитских кругов

[ редактировать ]

Еще в четвертом (девятом) веке [ 164 ] или, возможно, гораздо раньше, [ 104 ] Шиитские источники отождествляют двенадцатого имама с мессианской фигурой Махди в исламе. [ 164 ] Авторы «Двунадесятников» также стремятся установить, что описание Махди в суннитских источниках применимо к двенадцатому имаму. Их усилия получили значительный импульс в седьмом (тринадцатом) веке, когда несколько известных суннитских ученых поддержали шиитский взгляд на Махди. [ 84 ] [ 41 ] Например, в своем «Китаб аль-Баян фи ахбар сахиб аз-Заман » шафиитский традиционалист Мухаммад ибн Юсуф аль-Ганджи доказал, что двенадцатым шиитским имамом был Махди, опираясь исключительно на суннитские традиции. [ 84 ] С тех пор, пишет Амир-Моэцци, сунниты время от времени поддерживают взгляды двунадесятников на Махди. [ 41 ]

Вилферд Маделунг пишет, что главное суннитское возражение против махдиства двенадцатого имама, чье имя и кунья совпадают с именами пророка, заключается в том, что имя его отца, Хасана аль-Аскари, отличается от имени отца пророка, Абдуллы ибн Абд аль- Мутталиб . С другой стороны, согласно Маделунгу, аль-Абури свидетельствовал, что это условие было позже добавлено к традиции куфанским передатчиком Заидой ( ум. 777-8 ). [ 84 ]

Поддержка со стороны суфийских кругов

[ редактировать ]

Суфии также оказывали некоторую поддержку махдишству двенадцатого имама. [ 41 ] Аль-Байхаки ( ум. 1066 ) пишет, что некоторые суфийские гностики согласились с двунадесятниками относительно личности и сокрытия Махди. [ 84 ] Другой пример: египетский суфий аль-Шарани, который, как известно, не симпатизировал шиитам, повторил взгляды двунадесятников на Махди в своей книге « Аль-Явакит ва аль-Джавахир». Возможно, чтобы избежать шиитского подтекста этого заявления, аль-Идви позже ложно процитировал его части и скрыл остальную часть. [ 84 ]

Празднование дня рождения

[ редактировать ]

День рождения Мухаммада аль-Махди отмечается в Иране ежегодно 15 Шаабана . В вечер дня рождения, [ 165 ] Ежегодно миллионы людей в стране отмечают это событие. [ 166 ] Город Кум украшен яркими огнями и флагами. [ 167 ] Дата празднования основана на исламском календаре и меняется из года в год:

Исламский год Иран [ 168 ]
1440 21 апреля 2019 г.
1441 9 апреля 2020 г.
1442 29 марта 2021 г.
1443 19 марта 2022 г.
1444 8 марта 2023 г.
1445 25 февраля 2024 г.
1446 14 февраля 2025 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Амир-Моэцци 1998 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Момент 1985 , с. 165.
  3. ^ Сачедина 1981 , с. 60.
  4. ^ Сачедина 1981 , стр. 60–1.
  5. ^ Сачедина 1981 , стр. 59, 69.
  6. ^ Сачедина 1981 , с. 68.
  7. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 67.
  8. ^ Момент 1985 , стр. 43, 44.
  9. ^ Сачедина 1981 , стр. 25, 26.
  10. ^ Сачедина 1981 , с. 28.
  11. ^ Сачедина 1981 , с. 25.
  12. ^ Дональдсон 1933 , с. 209.
  13. ^ Сачедина 1981 , с. 26.
  14. ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 126.
  15. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 44.
  16. ^ Амир-Моэцци 2016 , с. 65.
  17. ^ Сачедина 1981 , с. 29.
  18. ^ Халмс 2013 .
  19. ^ Jump up to: а б Элиаш 2022 .
  20. ^ Сачедина 1981 , с. 30.
  21. ^ Табатабай 1975 , с. 184, 185.
  22. ^ Сачедина 1981 , с. 40.
  23. ^ Jump up to: а б Соломка 1987 года .
  24. ^ Момент 1985 , с. 59.
  25. ^ Jump up to: а б с д Листы 2013 , с. 63.
  26. ^ Модарресси 1993 , с. 80.
  27. ^ Jump up to: а б с д Модарресси 1993 , с. 77.
  28. ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 162, 163.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сачедина 1981 , с. 41.
  30. ^ Jump up to: а б с Модарресси 1993 , с. 92.
  31. ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 79, 80.
  32. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 60.
  33. ^ Момент 1985 , стр. 59, 60.
  34. ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 162.
  35. ^ Модарресси 1993 , стр. 80, 81.
  36. ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , с. 70.
  37. ^ Jump up to: а б с д и Момент 1985 , с. 161.
  38. ^ Дональдсон 1933 , с. 229.
  39. ^ Jump up to: а б с д Табатабай 1975 , с. 185.
  40. ^ Jump up to: а б Глив 2004 .
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Амир-Моэцци 2007 .
  42. ^ Сачедина 1981 , стр. 39, 40.
  43. ^ Хусейн 1986 , с. 75.
  44. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 72.
  45. ^ Сачедина 1981 , с. 74.
  46. ^ Сачедина 1981 , стр. 87, 206.
  47. ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 222.
  48. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , стр. 68, 69.
  49. ^ Дональдсон 1933 , стр. 218–222.
  50. ^ Хусейн 1986 , с. 69.
  51. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 76.
  52. ^ Модарресси 1993 , стр. 77–79.
  53. ^ Jump up to: а б Пирс 2016 , с. 90.
  54. ^ Модарресси 1993 , с. 82.
  55. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 90.
  56. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 77.
  57. ^ Jump up to: а б Клемм 2007 .
  58. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 104.
  59. ^ Дафтари 2013 , с. 88.
  60. ^ Дональдсон 1933 , с. 234.
  61. ^ Момент 1985 , стр. 161, 162.
  62. ^ Дональдсон 1933 , с. 233.
  63. ^ Глассе 2008 .
  64. ^ Модарресси 1993 , с. 79.
  65. ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 64.
  66. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162–164.
  67. ^ Сачедина 1981 , с. 92.
  68. ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 66.
  69. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 84.
  70. ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 164.
  71. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 96.
  72. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 140.
  73. ^ Хусейн 1986 , стр. 90, 139, 140.
  74. ^ Сачедина 1981 , с. 88.
  75. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 97.
  76. ^ Jump up to: а б с Сачедина 1981 , с. 99.
  77. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 163.
  78. ^ Сачедина 1981 , с. 98.
  79. ^ Сачедина 1981 , стр. 97–8.
  80. ^ Модарресси 1993 , с. 94.
  81. ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 87, 88.
  82. ^ Модарресси 1993 , с. 89.
  83. ^ Сачедина 1981 , с. 61.
  84. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Маделунг 2022 .
  85. ^ Сачедина 1981 , с. 151.
  86. ^ Jump up to: а б с Модарресси 1993 , стр. 96. 97.
  87. ^ Дафтари 2013 , с. 68.
  88. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 102.
  89. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 105.
  90. ^ Модарресси 1993 , стр. 86, 87, 95.
  91. ^ Модарресси 1993 , с. 96.
  92. ^ Модарресси 1993 , с. 105.
  93. ^ Сачедина 1981 , с. 79.
  94. ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 99, 100.
  95. ^ Хусейн 1986 , с. 19.
  96. ^ Кольберг 2009 , с. 529.
  97. ^ Сачедина 1981 , стр. 106, 107.
  98. ^ Модарресси 1993 , с. 93.
  99. ^ Сачедина 1981 , с. 85.
  100. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 141.
  101. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 143.
  102. ^ Момент 1985 , с. 170.
  103. ^ Сачедина 1981 , с. 100.
  104. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 147.
  105. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 149.
  106. ^ Сачедина 1981 , с. 101.
  107. ^ Хусейн 1986 , с. 149.
  108. ^ Мавани 2013 , стр. 177, 178.
  109. ^ Хусейн 1986 , стр. 149, 150.
  110. ^ Хусейн 1986 , с. 150.
  111. ^ Хусейн 1986 , стр. 148, 149.
  112. ^ Мавани 2013 , стр. 189, 190.
  113. ^ Мавани 2013 , с. 187.
  114. ^ Хусейн 1986 , с. 148.
  115. ^ Хуссейн 1986 , стр. 147–8.
  116. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 107.
  117. ^ Момент 1985 , с. 190.
  118. ^ Мавани 2013 , с. 188.
  119. ^ Сачедина 1981 , стр. 101, 107.
  120. ^ Мавани 2013 , с. 189.
  121. ^ Момент 1985 , с. 191.
  122. ^ Мавани 2013 , стр. 190–2.
  123. ^ Мавани 2013 , стр. 192–195.
  124. ^ Хусейн 1986 , стр. 142, 143.
  125. ^ Сачедина 1981 , стр. 109, 110.
  126. ^ Сачедина 1981 , стр. 79, 80.
  127. ^ Арджоманд 2000 .
  128. ^ Дафтари 2013 , с. 65.
  129. ^ Сачедина 1981 , с. 110.
  130. ^ Сачедина 1981 , с. 109.
  131. ^ Хусейн 1986 , с. 144.
  132. ^ Сачедина 1981 , с. 112.
  133. ^ Сачедина 1981 , с. 134.
  134. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 181.
  135. ^ Момент 1985 , с. 65.
  136. ^ Корбин 2014 , с. 70.
  137. ^ Момент 1985 , с. 199.
  138. ^ Кук, Дэвид. «Мессианство в шиитском полумесяце» . Проверено 19 мая 2017 г.
  139. ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 67.
  140. ^ Собхани 2001 , с. 118.
  141. ^ Jump up to: а б Табатабай 1975 , с. 186.
  142. ^ Табатабай 1975 , с. 194–5.
  143. ^ Хуссейн 1986 , стр. 17–8.
  144. ^ Собхани 2001 , с. 115.
  145. ^ Корбин 2014 , с. 71.
  146. ^ Пирс 2016 , с. 65.
  147. ^ Jump up to: а б с Собхани 2001 , с. 113.
  148. ^ Модарресси 1993 , с. 99.
  149. ^ Кольберг 2009 , с. 526.
  150. ^ Собхани 2001 , стр. 116, 117.
  151. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 17.
  152. ^ Собхани 2001 , стр. 118–9.
  153. ^ Сачедина 1981 , с. 104
  154. ^ Гольдцихер 1981 , с. 201.
  155. ^ Табатабай 1975 , с. 194.
  156. ^ Jump up to: а б Ходжсон, Маршалл. «Как ранние шииты стали сектантами?». Журнал Американского восточного общества 75 (1955). П. 5 .
  157. ^ Этан, Кольберг. «От Имамии к Итна-ашарии». Издательство Кембриджского университета от имени Бюллетеня Школы восточных и африканских исследований 39, вып. 03 (1976): С. 523 .
  158. ^ Этан, Кольберг. «От Имамии к Итна-ашарии». Издательство Кембриджского университета от имени Бюллетеня Школы восточных и африканских исследований 39, вып. 03 (1976): С. 522 .
  159. ^ Момент 1985 , с. 166.
  160. ^ Сачедина 1981 , с. 171.
  161. ^ Сачедина 1981 , с. 150.
  162. ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 168.
  163. ^ Сачедина 1981 , с. 69.
  164. ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , с. 91.
  165. ^ Рихтер 2005 , с. 14.
  166. ^ Штатные писатели. «Иран празднует годовщину дня рождения имама Махди» . ru.alalam.ir . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 19 мая 2016 г.
  167. ^ Слакман, Майкл (30 августа 2007 г.). «Для шиитов Ирана – праздник веры и ожидания» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 июня 2015 года . Проверено 19 мая 2016 г.
  168. ^ «День рождения Имама Махди в Иране» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 9 апреля 2017 г.

Источники

[ редактировать ]

Энциклопедии

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Британская энциклопедия

[ редактировать ]
Титулы шиитского ислама
Предшественник 12-й имам двунадесятников шиитского ислама
874 – настоящее время
Главное затмение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b06500c8544ef152beb0688064ba2909__1722984900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/09/b06500c8544ef152beb0688064ba2909.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muhammad al-Mahdi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)