Мануэль де Фалья
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2014 г. ) |
Мануэль де Фалья и Матеу ( Испанское произношение: [maˈnwel de ˈfaʎa] , 23 ноября 1876 — 14 ноября 1946) — испанский композитор и пианист. Наряду с Исааком Альбенисом , Франсиско Таррегой и Энрике Гранадосом , он был одним из самых выдающихся музыкантов Испании первой половины 20 века. Он претендует на звание величайшего композитора Испании ХХ века. [ 1 ] хотя количество сочиненных им произведений было относительно скромным.
Биография
[ редактировать ]Фалья родился Мануэль Мария де лос Долорес Фалья-и-Матеу в Кадисе . Он был сыном Хосе Марии Фальи, валенсийца , и Марии Хесуса Матеу из Каталонии . [ 1 ]
В 1889 году он продолжил уроки игры на фортепиано у Алехандро Одеро и изучил технику гармонии и контрапункта у Энрике Брока. В 15 лет он увлекся литературой и журналистикой и основал литературные журналы El Burlón и El Cascabel . [ 2 ]
Мадрид
[ редактировать ]К 1900 году он жил со своей семьей в столице, где посещал Настоящую консерваторию музыки и декламации. Он учился игре на фортепиано у Хосе Траго , коллеге Исаака Альбениса , и композиции у Фелипа Педрелла . В 1897 году он сочинил «Мелодию» для виолончели и фортепиано и посвятил ее Сальвадору Виньегре , который проводил вечера камерной музыки , на которых присутствовал Фалья. В 1899 году единогласным голосованием он был удостоен первой премии на конкурсе пианистов в своей музыкальной школе. Он представил свои первые произведения: «Романза для виолончели и фортепиано» , «Ноктюрно для фортепиано» , «Мелодия для виолончели и фортепиано» , «Андалузская серената для скрипки и фортепиано» и «Куартето в Соль и Мирейя» . В том же году он начал использовать де со своей первой фамилией, в результате чего Мануэль де Фалья с тех пор он стал известен как . Однако если используется только фамилия, de опускается.
В 1900 году он сочинил свой «Канцион для фортепиано» и ряд других вокальных и фортепианных пьес. Он представил свою премьеру своей «Андалузской Серенаты и Вальс-Капричо для фортепиано» в Атенео Мадрида . Из-за шаткого финансового положения семьи он начал преподавать игру на фортепиано.
Именно у Педрелла, в мадридский период, Фалья заинтересовался музыкой своей родной Андалусии , особенно андалузским фламенко (в частности, канте хондо ), влияние которого сильно ощущается во многих его произведениях. [ 3 ] [ нужна страница ] Среди его ранних произведений - несколько сарсуэл , таких как «Хуана и ла Петра» и «Дом-то-каме-Роке» . 12 апреля 1902 года состоялась премьера оперы «Любовь Инес» в Театре Комико в Мадриде. В том же году он встретил композитора Хоакина Турину и увидел его «Вальс-Капричо и Серената Андалузская», опубликованный Обществом авторов.
В следующем году он сочинил и исполнил Allegro de concierto для конкурса Мадридской королевской консерватории . Энрике Гранадос получил первую премию со своим одноименным сочинением, но Общество авторов опубликовало произведения Фальи Tus ojillos negros и Nocturno . Затем Фалья начал свое сотрудничество с композитором Амадео Вивесом над сарсуэлами Prisionero de guerra , El cornetín de órdenes и La Cruz de Malta (сохранились только фрагменты этих произведений).
Его первым важным произведением стала одноактная опера La vida breve ( «Жизнь коротка », или «Краткая жизнь» , написанная в 1905 году, но переработанная перед премьерой в 1913 году). на либретто Шоу Карлоса Фернандеса Опера «Жизнь короткая» получила первую премию Фальи на музыкальном конкурсе Real Academia de Bellas Artes de San Fernando с призом в 2500 песет и обещанием постановки в Королевском театре в Мадриде — обещанием, которое к сожалению не было выполнено [ 4 ] В апреле 1905 года он выиграл первый приз на конкурсе пианистов, организованном фирмой Ортиса и Куссо. 15 мая в Ateneo de Madrid состоялась премьера его произведения Allegro de concierto , а 13 ноября Реал Академия вручила ему приз за La vida breve .
Париж
[ редактировать ]Фалья переехал в Париж в 1907 году, где пробыл семь лет. Там он познакомился с рядом композиторов, оказавших влияние на его стиль, включая Мориса Равеля , Клода Дебюсси и Поля Дюка , а также Игоря Стравинского , Флорана Шмитта , Исаака Альбениса и импресарио Сергея Дягилева . [ 1 ] В 1908 году король Альфонсо XIII наградил его королевским грантом, который позволил ему остаться в Париже, пока он закончил свои Cuatro piezas españolas . В 1910 году Фалья познакомился со Стравинским и в 1911–1912 годах отправился в Лондон, Брюссель и Милан, чтобы дать концерты и изучить возможные места проведения «La vida breve» , которую он сочинил вскоре после своего прибытия в Париж в 1907 году, но которая, несмотря на поддержку Дюка и Лучшие усилия Фальи были окончательно исполнены только 1 апреля 1913 года в Муниципальном казино в Ницце , а либретто было переведено на французский драматургом Полем Милье . Вторая постановка была показана в следующем году в Комической опере и получила признание таких критиков, как Пьер Лало и Андре Керуа. [ 1 ] Он написал Siete canciones Populares españolas , который закончил в середине 1914 года. Вскоре после этого началась Первая мировая война , вынудившая Фалью вернуться в Мадрид. [ 1 ] Хотя ни на каком этапе он не был плодовитым композитором, именно тогда он вступил в зрелый творческий период.
Вернуться в Мадрид
[ редактировать ]В Мадриде он написал несколько своих самых известных произведений, в том числе:
- Ноктюрн « для фортепиано с оркестром Ночи в садах Испании» (1916)
- Балет (1915) , «El amor brujo» включающий множество отрывков и аранжировок «Ритуального танца огня».
- Балет «Судья и жена мельника» ( El corregidor y la molinera ), который после доработки стал El sombrero de tres picos (1917) и был поставлен Сержем Дягилевым с декорациями и костюмами Пабло Пикассо . Оно происходит из «Треуголка» романа Педро Антонио де Аларкона (1874) .
Гранадский период
[ редактировать ]С 1921 по 1939 год Мануэль де Фалья жил в Гранаде , где в 1922 году организовал Concurso de Cante Jondo. В Гранаде он написал кукольную оперу El retablo de maese Pedro ( Кукольный спектакль мастера Петра , 1923) и концерт для клавесина и камерного ансамбля. ( Концерт для клавесина , 1926). Кукольная опера ознаменовала собой первый раз, когда Фалья включил клавесин в свой оркестр. Обе эти работы были написаны с Ванде Ландовской мыслью о . В этих произведениях испанское фольклорное влияние несколько менее очевидно, чем своеобразный Стравинского неоклассицизм . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
В течение 1920-х и 1930-х годов он часто посещал Барселону и Каталонию и стал общаться с различными каталонскими художниками, критиками и интеллектуалами, такими как Жоан Ламот де Гриньон , Олегер Жюньент, Фрэнк Маршалл, Рафаэль Морагас, Хауме Пахисса и Сантьяго Русиньоль . [ 7 ] Он проявил большой интерес к звуку коблы и посетил несколько концертов Cobla Barcelona. [ 7 ] Он также сотрудничал с различными каталонскими учреждениями, такими как Associació de Música Da Camera, Муниципальный ансамбль Барселоны или Orquestra Pau Casals , с которыми он представил премьеру Концерта для клавы с Вандой Ландовской . [ 7 ] В 1925 году после почетного банкета, состоявшегося в отеле «Маджестик», Фалья сказал: «Я должен сказать вам, и говорю это от всей души, что без каталонцев я, возможно, не смог бы выполнить свою работу. или быть тем, кто я есть». [ 7 ]
Также в Гранаде Фалья начал работу над масштабной оркестровой кантатой Atlántida ( «Атлантида» ), основанной на каталонском тексте L’Atlàntida Жасинта Вердагера . [ 7 ]
Аргентина
[ редактировать ]Фалья продолжил работу над «Атлантидой» после переезда в Аргентину в 1939 году, после Франсиско Франко победы в гражданской войне в Испании . Оркестровка произведения осталась незавершенной на момент его смерти и была завершена посмертно Эрнесто Хальфтером . Он также представил премьеру своей «Сюиты Homenajes» в Буэнос-Айресе В 1940 году он был удостоен звания кавалера ордена короля Кастилии Альфонсо X. в ноябре 1939 года . Правительство Франко предложило ему большую пенсию, если он вернется в Испанию, но он отказался.
Фалья действительно некоторое время преподавал в изгнании. Среди его известных учеников был композитор Роза Гарсиа Аскот . Его здоровье начало ухудшаться, и он переехал в дом в горах, где за ним ухаживала его сестра Мария дель Кармен де Фалья (1882–1971). Он умер от остановки сердца 14 ноября 1946 года в Альта-Грасиа , аргентинская провинция Кордова , за 9 дней до своего 70-летия. Он написал, что хочет быть похороненным в Сьерра-де-Кордова в Аргентине. Испанское посольство Франсиско Франко взяло на себя ответственность за его имущество, когда семья решила вернуть его в Испанию. [ нужна ссылка ] В 1947 году его останки были перевезены обратно в Испанию и захоронены в Кадисском соборе . Одной из непреходящих почестей его памяти является кафедра музыки Мануэля де Фальи на факультете философии и литературы Мадридского университета Комплутенсе . Мануэль де Фалья никогда не был женат и не имел детей. [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]Почести
[ редактировать ]- 1935: член Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии . [ 9 ]
- 1940: Кавалер Большого креста ордена Альфонсо X Мудрого .
- Член Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо.
- Член Королевской академии изящных искусств Нуэстра-Сеньора-де-лас-Ангустиас.
Наследие
[ редактировать ]Дом Фальи в Гранаде представлял собой виллу с видом на город, сохранившуюся как биографический музей. [ 10 ] В 1970-х годах на соседнем участке был построен концертный зал Auditorio Manuel de Falla. Зал открылся концертом произведений Фальи. [ 11 ] С тех пор он стал домом для оркестра города Гранады .
Его изображение появилось на испанской банкноте номиналом 100 песет 1970 года .
станция мадридского метрополитена . 10-й линии Его именем названа
Записи Фальи
[ редактировать ]- Мануэль де Фалья 1876–1946 Исторические записи; Андалузский центр музыкальной документации . [ 12 ]
- Фортепианные роллы (Произведения Альбениса, Гранадоса, Турины, Окона, Чапи, Алонсо и других) ( Альмавива, DS - 0141 ) ASIN B000GI34D6
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гесс 2001а .
- ^ «Руководство по неисправностям» . Оксфордские песни . Проверено 06 февраля 2023 г.
- ^ Меркурий 2014 .
- ^ Харпер 1998 , с. 17.
- ^ Hess 2001b , стр. 234, 239.
- ^ Хесс 2004 , стр. 139, 146, 151.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фонтель-Рамоне, Альберт (2021). «Мануэль де Фалья Каталанофил: сардана и звучность песни в Атлантиде » Записные книжки иберо-американской музыки . 34 : 271–306. дои : 10.5209/cmib.74679 . S2CID 245268980 .
- ^ Бернс, Алекс (26 сентября 2021 г.). «Мануэль де Фалья «Ночи в садах Испании»: Привет, Испания!» . Классический лексбернс . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ «Мануэль Мария де Фалья» . Королевская академия наук, литературы и изящных искусств Бельгии . Проверено 8 июня 2017 г.
Биографический указатель членов и сотрудников Королевской академии Бельгии (1769–2005) , Брюссель: Королевская академия Бельгии. [ нужна полная цитата ] - ^ «Музей дома Мануэля де Фалья в Гранаде» . Обожаю Гранаду . 2020 . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Аудитория Мануэля де Фалья» . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «Мануэль де Фалья 1876–1946» . Правление Андалусии. Consejería de Cultura (на испанском языке). Архивировано 2010. 15 июня 2011 года.
Источники
[ редактировать ]- Харпер, Нэнси Ли (1998). Мануэль де Фалья: биобиблиография . Биобиблиографии в музыке. Том. 68. Вестпорт, Коннектикут: Издательство Greenwood. ISBN 9780313302923 .
- Хесс, Кэрол А. (2001a). «Фалья (и Матеу), Мануэль де». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.09266 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Хесс, Кэрол А. (2001b). Мануэль де Фалья и модернизм в Испании . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Хесс, Кэрол А. (2004). Священные страсти: жизнь и музыка Мануэля де Фалья . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-972428-4 .
- Меркурио, Паоло (2014). «Мануэль де Фалья между фольклором и классической музыкой». Друзья популярной музыки (электронная книга, pdf). Милан: Паоло Меркурио. стр. 24–38. ISBN 9786050342956 . [ ненадежный источник? ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрю Бадвиг, Мануэль де Фалья: Библиография и исследовательское руководство , предисловие Гилберта Чейза ; Справочные руководства по Garland Composer 4; Справочная библиотека гуманитарных наук Гарланд 561 (Нью-Йорк: Garland Publishers, 1986). ISBN 9780824087852 .
- Джеймс Бернетт, Мануэль де Фалья и испанский музыкальный ренессанс (Лондон: Голланц, 1979). ISBN 9780575026452 .
- Мануэль Ороско Диас, Фалья (Барселона: Сальват, 1985).
- Нэнси Ли Харпер, Мануэль де Фалья: его жизнь и музыка (Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2005). ISBN 9781461669548 .
- Джон Бранде Тренд , Мануэль де Фалья и испанская музыка , Альфред А. Кнопф, 1929.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Мануэля де Фальи на испанском и английском языках
- Мануэль де Фалья в Musopen проекте
- Бесплатные партитуры Мануэля де Фальи в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Нана Мануэля де Фальи из его популярных испанских песен Siete (в исполнении Дуо Ролдана)
- Артур Рубинштейн в «Ритуальном танце огня» Де Фальи на YouTube (из El amor brujo ) в исполнении Артура Рубинштейна
- «Ритуальный танец огня», концертная версия для виолончели на YouTube в исполнении Джулиана Ллойда Уэббера (виолончель)
- Бесплатные партитуры Мануэля де Фальи в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Подкаст «Один день из жизни» о последней работе де Фальи
- 1876 рождений
- 1946 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Испанские композиторы XIX века.
- Испанские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Испанские композиторы ХХ века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы балета
- Композиторы Русского балета
- Похороны в Андалусии
- Композиторы для фортепиано
- Изгнанники гражданской войны в Испании в Аргентине
- Музыканты фламенко
- Композиторы-импрессионисты
- Выпускники Мадридской королевской консерватории
- Испанские классические пианисты мужского пола
- Испанские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Андалусии
- Неоклассические композиторы
- Члены Королевской академии Бельгии
- Люди из Кадиса
- Испанские композиторы-классики
- Испанские классические пианисты
- Испанские эмигранты во Франции
- Испанские оперные композиторы