Вольфхарт Панненберг
Вольфхарт Панненберг | |
---|---|
![]() Панненберг в 1983 году | |
Рожденный | Штеттин , Германия | 2 октября 1928 г.
Умер | 4 сентября 2014 г. Мюнхен , Германия | (85 лет)
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Субдисциплина | Систематическое богословие |
Школа или традиция | лютеранство |
Учреждения | |
Докторанты | |
Известные студенты | Гюнтер Венц |
Под влиянием |
Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Вольфхарт Панненберг (2 октября 1928 г. - 4 сентября 2014 г.) [ 4 ] был немецким лютеранским богословом . Он внес ряд значительных вкладов в современную теологию, включая свою концепцию истории как формы откровения, основанную на воскресении Христа , которая широко обсуждалась как в протестантском, так и в католическом богословии, а также среди нехристианских мыслителей.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Панненберг родился 2 октября 1928 года в Штеттине, Германия , ныне Щецин , Польша . В младенчестве он был крещен в евангелической ( лютеранской ) церкви, но в ранние годы практически не имел контактов с церковью. Однако примерно в шестнадцать лет у него случился сильный религиозный опыт, который он позже назвал своим «легким опытом». Стремясь понять этот опыт, он начал искать в трудах великих философов и религиозных мыслителей. Учитель литературы средней школы, который был членом Исповедующей церкви во время Второй мировой войны , посоветовал ему внимательно взглянуть на христианство, что привело к «интеллектуальному обращению» Панненберга, в результате которого он пришел к выводу, что христианство было лучшим доступным религиозным вариантом. . Это подтолкнуло его к профессии богослова. [ нужна ссылка ]
Панненберг учился в Берлине, Геттингене, Гейдельберге и Базеле. В Базеле Панненберг учился у Карла Барта . Его докторская диссертация в Гейдельберге была посвящена Эдмунда Шлинка взглядам на предопределение в работах Дунса Скота , которые он представил в 1953 году и опубликовал год спустя. Его Habilitationsschrift 1955 года был посвящен взаимосвязи между аналогией и откровением, особенно концепции аналогии в преподавании Божьего познания. [ нужна ссылка ]

После 1958 года Панненберг последовательно работал профессором на факультетах нескольких университетов. В период с 1958 по 1961 год он был профессором систематического богословия в Кирхлихе Высшей школе Вупперталя . С 1961 по 1968 год он был профессором в Майнце . Он несколько раз работал приглашенным профессором в Чикагском университете (1963 г.), Гарварде (1966 г.) и в Клермонтской теологической школе (1967 г.), а с 1968 г. был профессором систематического богословия в Мюнхенском университете . [ 5 ] Он вышел на пенсию в 1993 году и умер в возрасте 85 лет в 2014 году. [ 6 ] На протяжении всей своей карьеры Панненберг оставался плодовитым писателем. По состоянию на декабрь 2008 года на его «странице публикаций» на веб-сайте Мюнхенского университета перечислено 645 научных публикаций на его имя. [ 7 ]
Богословские взгляды
[ редактировать ]Панненберга Эпистемология , ясно изложенная в его коротких эссе, имеет решающее значение для его богословского проекта. На него сильно повлиял Шлинк, который предложил различие между аналоговой истиной, то есть описательной истиной или моделью, и доксологической истиной, или истиной, имманентной богослужению. Таким образом богословие пытается выразить славословие. По существу, это ответ на самооткровение Бога. Шлинк также сыграл важную роль в формировании подхода Панненберга к теологии как экуменическому предприятию – акцент, который оставался неизменным на протяжении всей его карьеры. [ нужна ссылка ]
Понимание Панненбергом откровения во многом обусловлено его чтением Карла Барта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , а также сочувственным чтением христианской и еврейской апокалиптической литературы . Гегелевская концепция истории как разворачивающегося процесса, в котором раскрываются Дух и свобода, сочетается с бартовским представлением об откровении, происходящем «вертикально сверху». Хотя Панненберг принимает гегелевское понимание самой Истории как самооткровения Бога, он решительно утверждает, что воскресение Христа является пролептическим откровением того, что разворачивается в истории. Несмотря на очевидную отсылку к Барту, этот подход встретил в 1960-х годах в основном враждебную реакцию как со стороны как неоортодоксальных , так и либеральных бультманианских богословов, реакция, которая, как утверждает Панненберг, удивила его и его соратников. [ 8 ] Более тонкая, в основном подразумеваемая, критика исходила от Юргена Мольтмана , чьи философские корни лежали в левых гегельянцах , Карле Марксе и Эрнсте Блохе , и который предложил и разработал теологию надежды, а не пролепсиса, как отчетливо христианский ответ на историю. . [ нужна ссылка ]
Будучи учеником Карла Лёвита , Панненберг продолжил дебаты против Ганса Блюменберга по так называемой «теореме секуляризации». [ 9 ] «Блюменберг нацелен на аргумент Лёвита о том, что прогресс — это секуляризация еврейских и христианских верований, и утверждает обратное, что современная эпоха, включая ее веру в прогресс, выросла из нового светского самоутверждения культуры вопреки христианской традиции». [ 10 ]
Панненберг, пожалуй, наиболее известен благодаря книге «Иисус: Бог и человек » , в которой он строит христологию «снизу», выводя свои догматические утверждения из критического рассмотрения жизни и, в частности, воскресения Иисуса из Назарета. Это его программная формулировка понятия «История как Откровение». Он отвергает традиционную халкидонскую христологию «двух природ», предпочитая рассматривать личность Христа динамически в свете воскресения. Этот акцент на воскресении как ключе к личности Христа побудил Панненберга защищать его историчность, подчеркивая опыт воскресшего Христа в истории ранней Церкви, а не пустую гробницу. [ нужна ссылка ]
Эсхатологические взгляды Панненберга не учитывают важность временного процесса в Новом Творении, связывая время с греховным нынешним веком. [ 11 ] Он предпочитал вечное настоящее ограниченным концепциям прошлого, настоящего и будущего и концу времени в целенаправленном единстве в Новом Творении. Панненберг также защищал теологию американского математического физика Фрэнка Дж. Типлера . теории точки Омега [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Центральное место в теологической карьере Панненберга занимала его защита богословия как строгой академической дисциплины, способной критически взаимодействовать с философией, историей и, прежде всего, с естественными науками . Панненберг был откровенным критиком одобрения гомосексуальных отношений Евангелической церковью в Германии , зайдя так далеко, что заявил, что церковь, которая одобряет гомосексуальную практику, больше не является настоящей церковью. Он вернул свой Федеральный орден «За заслуги» после того, как награда была вручена активистке-лесбиянке. [ 16 ]
Частичная библиография
[ редактировать ]Книги Панненберга на английском языке
[ редактировать ]- 1968. Откровение как история (отредактированный том). Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- 1968. Иисус: Бог и человек . Филадельфия: Вестминстер Пресс.
- 1969. Основные вопросы богословия . Вестминстер Пресс
- 1969. Богословие и Царство Божие . Вестминстер Пресс.
- 1970. Что такое человек? Филадельфия: Фортресс Пресс.
- 1972. Апостольский символ веры в свете сегодняшних вопросов . Вестминстер Пресс.
- 1976. Теология и философия науки . Вестминстер Пресс.
- 1977. Вера и реальность . Вестминстер Пресс.
- 1985. Антропология в теологической перспективе . Т&Т Кларк
- 1988–1994. Систематическое богословие . Т&Т Кларк
Интернет-сочинения
[ редактировать ]- « Бог философов », First Things , июнь/июль 2007 г.
- « Письмо из Германии », First Things , март 2003 г.
- « Лицом вверх: наука и ее культурные противники », First Things , август/сентябрь 2002 г.
- « Обзор систематического богословия Роберта В. Дженсона: тома I и II », First Things , май 2000 г.
- « Когда все разрешено », « Первое дело» , февраль 1998 г.
- « Папа в Германии », First Things , декабрь 1996 г.
- « Как думать о секуляризме », First Things , июнь/июль 1996 г.
- « Христианство и Запад: неоднозначное прошлое, неопределенное будущее », First Things , декабрь 1994 г.
- « Церковь настоящего и будущего », First Things , ноябрь 1991 г.
- « Присутствие Бога в истории », Christian Century (11 марта 1981 г.): 260–63.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клейтон, Филип (7 сентября 2014 г.). «Вольфхарт Панненберг – Памяти» . Теобология . Патеос . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Гарсиа, Альберто Л. (2012). «Браатен, Карл Э. (Б. 1929)». В Куриане, Джордж Томас (ред.). Энциклопедия христианской цивилизации . Молден, Массачусетс: Блэквелл. дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0184 . ISBN 978-0-470-67060-6 .
- ^ Шлезингер, Юджин Р. (2016). «Троица, воплощение и время: новое изложение учения о Боге в разговоре с Робертом Дженсоном». Шотландский богословский журнал . 69 (2): 198. doi : 10.1017/S0036930616000053 . ISSN 1475-3065 .
- ^ Дата смерти: http://www.nzz.ch/feuilleton/glaube-geschichte-und-vernunft-1.18380264.
- ^ Краткая биография (на немецком языке), Мюнхенский университет. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Роджер Олсон, Путешествие современного богословия, 479.
- ^ Панненберг, Публикации , Мюнхенский университет [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Панненберг, Вольфхарт (11 марта 1981 г.), «Божье присутствие в истории», The Christian Century , стр. 260–63 .
- ^ Панненберг, Вольфхарт (1973) [1968]. «Христианство как легитимность Нового времени» . Идея Бога и свободы человека . Том. 3. Лондон: Вестминстер Пресс. стр. 178–91. ISBN 978-0-664-20971-1 .
- ^ Буллер, Корнелиус А. (1996). Единство природы и истории в теологии Панненберга . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд . п. 95 . ISBN 978-0-8226-3055-5 .
- ^ Полкингхорн, Джон (2002). Бог надежды и конца света . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09211-3 .
- ^ Типлер 1989 .
- ^ Типлер 1994 .
- ^ Типы 2007 .
- ^ Панненберг, Вольфхарт (1995). «Нарушение табу: физика бессмертия Фрэнка Типлера». Зайгон . 30 (2): 309–314. дои : 10.1111/j.1467-9744.1995.tb00072.x .
- ^ Рут, Майкл (март 2012 г.). «Достижение Вольфхарта Панненберга». Первые вещи .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брэдшоу, Тимоти , 1988. Троица и онтология: сравнительное исследование богословия Карла Барта и Вольфхарта Панненберга . Эдинбург: Книги Резерфордского дома.
- Кейс, Джонатан П. (2004), «Смерть Иисуса и истина Триединого Бога в Вольфхарте Панненберге и Эберхарде Юнгеле» (PDF) , Журнал христианских теологических исследований , 9 : 1–13 .
- Фукаи, Томоаки, 1996, Парадокс и пролепсис: историческое богословие с Рейнхольдом Нибуром и Вольфхартом Панненбергом (на немецком языке), Марбург
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) . - Гренц, Стэнли Дж. (2005), Причина надежды: систематическое богословие Вольфхарта Панненберга (2-е изд.), Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans .
- ——— (30 сентября 1987 г.), «Панненберг о марксизме: идеи и обобщения» , The Christian Century , Religion online, стр. 824–26, заархивировано из оригинала 23 декабря 2008 г.
- ——— (14–21 сентября 1988 г.), «В поисках окончательной истины Вольфхарта Панненберга» , The Christian Century , Religion online, стр. 795–98, заархивировано из оригинала 23 декабря 2008 г.
- Лишер, Ричард, « Старая/новая теология истории », The Christian Century (13 марта 1974 г.): 288–90.
- Дон Х. Олив, 1973. Вольфхарт Панненберг – Создатели современного разума . Word Incorporated, Уэйко, Техас.
- Пейдж, Джеймс С., 2003, « Критический реализм и теологическая наука Вольфхарта Панненберга: исследование общности », Бриджес: междисциплинарный журнал философии, теологии, истории и науки 10 (1/2): 71–84.
- Шварц, Ганс, 2012. «Вольфхарт Панненберг» в «Спутнике Блэквелла по науке и христианству» Дж. Б. Стамп и Алан Г. Пэджетт (ред.) Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.
- Шульц, Ф. ЛеРон, 1999. Постфундационалистская задача теологии: Вольфхарт Панненберг и новая теологическая рациональность. Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
- Типлер, Фрэнк Дж. (1989), «Точка Омега как Эсхатон : ответы на вопросы Панненберга для ученых» , Zygon , 24 (2): 217–53, doi : 10.1111/j.1467-9744.1989.tb01112.x , заархивировано из оригинал от 5 января 2013 года . Далее следуют комментарии Панненберга, 255–71.
- ——— (1994), Физика бессмертия: современная космология, Бог и воскресение мертвых , Нью-Йорк: Doubleday .
- ——— (2007), Физика христианства , Нью-Йорк: Doubleday .
- Таппер, Э. Франк , 1973. Богословие Вольфхарта Панненберга. Филадельфия: Вестминстерская пресса.
- Ву, Б. Хун (2012). «Понимание Панненбергом естественного закона» . Исследования христианской этики . 25 (3): 346–66. дои : 10.1177/0953946812444686 . S2CID 147059223 .
- Стюарт, Жаки, 2000. Реконструкция науки и теологии в постмодернизме: Панненберг, этика и гуманитарные науки . Олдершот: Эшгейт.
- Галлоуэй, AD, 1973. Вольфхарт Панненберг . Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
- Ге, X., 2016. Христоология Вольфхарта Панненберга. От модерна к постмодерну . Цюрих: LIT Verlag.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Статьи в разделе «Первое дело»
- Статьи, связанные с Панненбергом и автором. - Ссылки не работают [ на момент? ] .
- Нойхаус, Ричард Джон (1982), «Панненбергские поединки с Всемирным советом церквей» , «Христианский век» , «Религия онлайн», заархивировано из оригинала 23 декабря 2008 года .
- 1928 рождений
- смертей в 2014 г.
- Писатели из Щецина
- Люди из провинции Померания
- Систематические богословы
- Христологи
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие протестантские богословы ХХ века
- Офицерские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Кавалеры Федерального ордена «За заслуги», вернувшие награды
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Писатели о религии и науке
- Теистические эволюционисты
- Лютеранские богословы ХХ века
- Лютеранские богословы XXI века