Jump to content

Вольфхарт Панненберг

(Перенаправлено с В. Панненберга )

Вольфхарт Панненберг
Панненберг в 1983 году
Рожденный ( 1928-10-02 ) 2 октября 1928 г.
Штеттин , Германия
Умер 4 сентября 2014 г. (04.09.2014) (85 лет)
Мюнхен , Германия
Академическое образование
Альма-матер
Влияния
Академическая работа
Дисциплина Теология
Субдисциплина Систематическое богословие
Школа или традиция лютеранство
Учреждения
Докторанты
Известные студенты Гюнтер Венц [ де ]
Под влиянием

Вольфхарт Панненберг (2 октября 1928 г. - 4 сентября 2014 г.) [ 4 ] был немецким лютеранским богословом . Он внес ряд значительных вкладов в современную теологию, включая свою концепцию истории как формы откровения, основанную на воскресении Христа , которая широко обсуждалась как в протестантском, так и в католическом богословии, а также среди нехристианских мыслителей.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Панненберг родился 2 октября 1928 года в Штеттине, Германия , ныне Щецин , Польша . В младенчестве он был крещен в евангелической ( лютеранской ) церкви, но в ранние годы практически не имел контактов с церковью. Однако примерно в шестнадцать лет у него случился сильный религиозный опыт, который он позже назвал своим «легким опытом». Стремясь понять этот опыт, он начал искать в трудах великих философов и религиозных мыслителей. Учитель литературы средней школы, который был членом Исповедующей церкви во время Второй мировой войны , посоветовал ему внимательно взглянуть на христианство, что привело к «интеллектуальному обращению» Панненберга, в результате которого он пришел к выводу, что христианство было лучшим доступным религиозным вариантом. . Это подтолкнуло его к профессии богослова. [ нужна ссылка ]

Панненберг учился в Берлине, Геттингене, Гейдельберге и Базеле. В Базеле Панненберг учился у Карла Барта . Его докторская диссертация в Гейдельберге была посвящена Эдмунда Шлинка взглядам на предопределение в работах Дунса Скота , которые он представил в 1953 году и опубликовал год спустя. Его Habilitationsschrift 1955 года был посвящен взаимосвязи между аналогией и откровением, особенно концепции аналогии в преподавании Божьего познания. [ нужна ссылка ]

Панненберг выступает на конференции Христианско-демократического союза в Бонне в 1983 году.

После 1958 года Панненберг последовательно работал профессором на факультетах нескольких университетов. В период с 1958 по 1961 год он был профессором систематического богословия в Кирхлихе Высшей школе Вупперталя [ де ] . С 1961 по 1968 год он был профессором в Майнце . Он несколько раз работал приглашенным профессором в Чикагском университете (1963 г.), Гарварде (1966 г.) и в Клермонтской теологической школе (1967 г.), а с 1968 г. был профессором систематического богословия в Мюнхенском университете . [ 5 ] Он вышел на пенсию в 1993 году и умер в возрасте 85 лет в 2014 году. [ 6 ] На протяжении всей своей карьеры Панненберг оставался плодовитым писателем. По состоянию на декабрь 2008 года на его «странице публикаций» на веб-сайте Мюнхенского университета перечислено 645 научных публикаций на его имя. [ 7 ]

Богословские взгляды

[ редактировать ]

Панненберга Эпистемология , ясно изложенная в его коротких эссе, имеет решающее значение для его богословского проекта. На него сильно повлиял Шлинк, который предложил различие между аналоговой истиной, то есть описательной истиной или моделью, и доксологической истиной, или истиной, имманентной богослужению. Таким образом богословие пытается выразить славословие. По существу, это ответ на самооткровение Бога. Шлинк также сыграл важную роль в формировании подхода Панненберга к теологии как экуменическому предприятию – акцент, который оставался неизменным на протяжении всей его карьеры. [ нужна ссылка ]

Понимание Панненбергом откровения во многом обусловлено его чтением Карла Барта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , а также сочувственным чтением христианской и еврейской апокалиптической литературы . Гегелевская концепция истории как разворачивающегося процесса, в котором раскрываются Дух и свобода, сочетается с бартовским представлением об откровении, происходящем «вертикально сверху». Хотя Панненберг принимает гегелевское понимание самой Истории как самооткровения Бога, он решительно утверждает, что воскресение Христа является пролептическим откровением того, что разворачивается в истории. Несмотря на очевидную отсылку к Барту, этот подход встретил в 1960-х годах в основном враждебную реакцию как со стороны как неоортодоксальных , так и либеральных бультманианских богословов, реакция, которая, как утверждает Панненберг, удивила его и его соратников. [ 8 ] Более тонкая, в основном подразумеваемая, критика исходила от Юргена Мольтмана , чьи философские корни лежали в левых гегельянцах , Карле Марксе и Эрнсте Блохе , и который предложил и разработал теологию надежды, а не пролепсиса, как отчетливо христианский ответ на историю. . [ нужна ссылка ]

Будучи учеником Карла Лёвита , Панненберг продолжил дебаты против Ганса Блюменберга по так называемой «теореме секуляризации». [ 9 ] «Блюменберг нацелен на аргумент Лёвита о том, что прогресс — это секуляризация еврейских и христианских верований, и утверждает обратное, что современная эпоха, включая ее веру в прогресс, выросла из нового светского самоутверждения культуры вопреки христианской традиции». [ 10 ]

Панненберг, пожалуй, наиболее известен благодаря книге «Иисус: Бог и человек » , в которой он строит христологию «снизу», выводя свои догматические утверждения из критического рассмотрения жизни и, в частности, воскресения Иисуса из Назарета. Это его программная формулировка понятия «История как Откровение». Он отвергает традиционную халкидонскую христологию «двух природ», предпочитая рассматривать личность Христа динамически в свете воскресения. Этот акцент на воскресении как ключе к личности Христа побудил Панненберга защищать его историчность, подчеркивая опыт воскресшего Христа в истории ранней Церкви, а не пустую гробницу. [ нужна ссылка ]

Эсхатологические взгляды Панненберга не учитывают важность временного процесса в Новом Творении, связывая время с греховным нынешним веком. [ 11 ] Он предпочитал вечное настоящее ограниченным концепциям прошлого, настоящего и будущего и концу времени в целенаправленном единстве в Новом Творении. Панненберг также защищал теологию американского математического физика Фрэнка Дж. Типлера . теории точки Омега [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Центральное место в теологической карьере Панненберга занимала его защита богословия как строгой академической дисциплины, способной критически взаимодействовать с философией, историей и, прежде всего, с естественными науками . Панненберг был откровенным критиком одобрения гомосексуальных отношений Евангелической церковью в Германии , зайдя так далеко, что заявил, что церковь, которая одобряет гомосексуальную практику, больше не является настоящей церковью. Он вернул свой Федеральный орден «За заслуги» после того, как награда была вручена активистке-лесбиянке. [ 16 ]

Частичная библиография

[ редактировать ]

Книги Панненберга на английском языке

[ редактировать ]
  • 1968. Откровение как история (отредактированный том). Нью-Йорк: Компания Macmillan.
  • 1968. Иисус: Бог и человек . Филадельфия: Вестминстер Пресс.
  • 1969. Основные вопросы богословия . Вестминстер Пресс
  • 1969. Богословие и Царство Божие . Вестминстер Пресс.
  • 1970. Что такое человек? Филадельфия: Фортресс Пресс.
  • 1972. Апостольский символ веры в свете сегодняшних вопросов . Вестминстер Пресс.
  • 1976. Теология и философия науки . Вестминстер Пресс.
  • 1977. Вера и реальность . Вестминстер Пресс.
  • 1985. Антропология в теологической перспективе . Т&Т Кларк
  • 1988–1994. Систематическое богословие . Т&Т Кларк

Интернет-сочинения

[ редактировать ]
  1. ^ Клейтон, Филип (7 сентября 2014 г.). «Вольфхарт Панненберг – Памяти» . Теобология . Патеос . Проверено 15 июня 2019 г.
  2. ^ Гарсиа, Альберто Л. (2012). «Браатен, Карл Э. (Б. 1929)». В Куриане, Джордж Томас (ред.). Энциклопедия христианской цивилизации . Молден, Массачусетс: Блэквелл. дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0184 . ISBN  978-0-470-67060-6 .
  3. ^ Шлезингер, Юджин Р. (2016). «Троица, воплощение и время: новое изложение учения о Боге в разговоре с Робертом Дженсоном». Шотландский богословский журнал . 69 (2): 198. doi : 10.1017/S0036930616000053 . ISSN   1475-3065 .
  4. ^ Дата смерти: http://www.nzz.ch/feuilleton/glaube-geschichte-und-vernunft-1.18380264.
  5. ^ Краткая биография (на немецком языке), Мюнхенский университет. [ постоянная мертвая ссылка ] .
  6. ^ Роджер Олсон, Путешествие современного богословия, 479.
  7. ^ Панненберг, Публикации , Мюнхенский университет [ постоянная мертвая ссылка ] .
  8. ^ Панненберг, Вольфхарт (11 марта 1981 г.), «Божье присутствие в истории», The Christian Century , стр. 260–63 .
  9. ^ Панненберг, Вольфхарт (1973) [1968]. «Христианство как легитимность Нового времени» . Идея Бога и свободы человека . Том. 3. Лондон: Вестминстер Пресс. стр. 178–91. ISBN  978-0-664-20971-1 .
  10. ^ Буллер, Корнелиус А. (1996). Единство природы и истории в теологии Панненберга . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд . п. 95 . ISBN  978-0-8226-3055-5 .
  11. ^ Полкингхорн, Джон (2002). Бог надежды и конца света . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-09211-3 .
  12. ^ Типлер 1989 .
  13. ^ Типлер 1994 .
  14. ^ Типы 2007 .
  15. ^ Панненберг, Вольфхарт (1995). «Нарушение табу: физика бессмертия Фрэнка Типлера». Зайгон . 30 (2): 309–314. дои : 10.1111/j.1467-9744.1995.tb00072.x .
  16. ^ Рут, Майкл (март 2012 г.). «Достижение Вольфхарта Панненберга». Первые вещи .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6d7076e574ca15048da14703d26c34c__1720042200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/4c/c6d7076e574ca15048da14703d26c34c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wolfhart Pannenberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)