Пещеры Удаягири и Кхандагири.
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( декабрь 2021 г. ) |
Пещеры Удаягири и Кхандагири | |
---|---|
Пещеры Каттака | |
![]() Пещеры Удаягири | |
Расположение | Бхубанешвар в Одише , Индия |
Координаты | 20 ° 15'46 "N 85 ° 47'10" E / 20,2628312 ° N 85,7860297 ° E |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Пещеры Удаягири и Кхандагири , ранее известные как пещеры Каттака или пещеры Каттак , представляют собой частично естественные и частично искусственные пещеры археологического, исторического и религиозного значения недалеко от города Бхубанешвар в Одише , Индия . Пещеры расположены на двух соседних холмах, Удаягири и Кхандагири, упомянутых как Кумари Парвата в надписи Хатигумфа . [ 1 ] Здесь есть несколько пещер с тонкой и богато украшенной резьбой, построенных в I веке до нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] Считается, что большая часть этих пещер была высечена в качестве жилых блоков для джайнских монахов во время правления короля Кхаравелы . [ 4 ] Удаягири означает «Холм восхода солнца» и имеет 18 пещер, а Кхандагири — 15 пещер. [ 5 ]
Пещеры Удаягири и Кхандагири, называемые лена или лена в надписях , были вывезены в основном во время правления Харавелы для обители джайнских аскетов. Самым важным из этой группы был Ранигумфа в Удаягири, двухэтажный монастырь. Другие важные пещеры включают Хати Гумпа, Ананта Гумфа, Ганеша Гумфа, Джая Виджая Гумфа, Манкапури Гумфа, Багха/Бьягра/Вьягра Гумфа и Сарпа Гумфа. [ 6 ]
Археологическая служба Индии (ASI) внесла пещеры Удаягири и Кхандагири в список индийского наследия, которое необходимо посетить. [ 3 ]
Пещеры Удаягири и Кхандагири внесены в список памятников Адарш Смарак по версии ASI. [ 7 ]
Граф пещер
[ редактировать ]Б. М. Баруа, основываясь на чтении строки 14 надписи Хати Гумфа , заявил, что всего Кхаравелой и другими на холме Кумари (Удаягири) было раскопано 117 пещер. Маршалл насчитал более 35 пещер на обоих холмах, тогда как М.М. Гангули насчитал только 27 пещер. [ 8 ]
Количество существующих пещер в Удаягири составляет 18, а в Кхандагири — 15. [ 9 ] Ниже перечислены местные названия существующих пещер, пронумерованные по нумерации Археологической службы Индии .
Знаменитые пещеры
[ редактировать ]
В Удаягири Хати Гумпа (пещера 14) и Ганеша Гумфа (пещера 10) особенно известны своими исторически важными скульптурами и рельефами. Ранинка Наара (Пещера Королевского дворца, пещера 1) также представляет собой пещеру с обширной резьбой и тщательно украшенную скульптурными фризами. [ 6 ] Кхандагири С вершины открывается прекрасный вид на Бхубанешвар. В пещере Ананта (пещера 3) изображены резные фигуры женщин, слонов, спортсменов и гусей, несущих цветы. [ 10 ]
Пещеры Удаягири
[ редактировать ]Холмы Удаягири находятся с правой стороны, когда посетитель приближается из Бхубанешвара. По сравнению с Кхандагири, Удаягири предлагает более красивые и лучше ухоженные пещерные святыни. В Удаягири 18 пещер: [ 11 ]
- 1. Рани Гумфа «Пещера царицы»
Рани Гумфа – самая большая и популярная пещера среди пещер Удаягири и Кхандагири. [ 12 ] Слово Рани означает «королева». [ 13 ] Хотя это не архитектурное чудо, здесь есть несколько древних красивых скульптур.
Эта пещера двухэтажная. На каждом этаже есть три крыла, причем центральное крыло больше всех трех крыльев. Нижний этаж имеет семь входов в среднем крыле, а верхний этаж имеет девять колонн. В верхней части центрального крыла расположены рельефные изображения, изображающие победный марш короля. На многих камерах вырезаны изображения двара-пала ; [ 14 ] некоторые из них обезображены. В зоне, соединяющей центральное крыло с правым и левым крыльями, есть несколько панелей, на которых изображены скульптуры диких животных, фруктовых деревьев, человеческих фигур, женщин, играющих на музыкальных инструментах, обезьян и игривых слонов. Пилястры содержат тораны (арки), украшенные скульптурами джайнского религиозного значения и королевскими сценами. [ 15 ]
Пещера №1 «Рани Гумфа» (Пещера Королевы) | |
| |
Первый этаж | |
| |
Второй этаж | |
| |
|
- 2. Баджагара Гумпха
Баджагара Гумпха очень простой и маленький. В нем есть каменная кровать и подушка, и в древние времена он использовался как убежище джайнских монахов. Кроме простых прямоугольных столбов, в этой пещере нет других скульптур.
- 3. Чота Хати Гумпха
Чота Хати Гумпха небольшого размера. На фасаде расположены шесть маленьких фигурок слонов и статуя стража. [ 17 ]
- 4. Алакапури Гумпха
В Алакапури Гумпхе есть рельефная скульптура льва, держащего добычу во рту. В пещере есть столбы с крылатыми человеческими фигурами (божественными существами). Он двухэтажный.
- 5. Джая Виджая Гумфа

Джая Виджая Гумфа двухэтажный. В пещере есть резьба женщины с тяжелыми серьгами, лентами и красиво украшенными волосами. На одной руке резьбы изображен попугай, а другая опирается на ее талию. [ 17 ]
- 6. Panasa Gumpha
Панаса Гумфа – очень маленькая и простая пещера без каких-либо примечательных особенностей.
- 7. Тхакурани Гумпха
Тхакурани Гумпха двухэтажный, но очень простой по стилю. Здесь есть несколько крошечных рельефных скульптур.
- 8. Паталапури Гумфа
Паталапури Гумфа немного больше, с верандой с колоннами.
- 9. Манкапури и Сваргапури Гумпха

Манкапури и Сваргапури Гумфа двухэтажные. В пещере Манчапури изображены две мужские и две женские фигуры, поклоняющиеся Калинга Джине, которую Харвал привез из Магадхи. [ 18 ] Здесь есть поврежденный джайнский религиозный символ, который, вероятно, использовался для поклонения.
Надписей три: одна надпись говорит о главной царице Харавелы, а две другие относятся к Кудепасири, преемнице Харавелы и Бадуха, сыну или брату Кудепасири.
- 10. Ганеша Гумпха
Ганеша Гумпха — одна из самых важных пещер в Удаягири. Пещера названа в честь вырезанной фигуры Ганеши в задней части правой камеры. Конечно, оно было вырезано в более поздний период и не может быть оригинальной работой. В пещере есть две большие статуи слонов, несущих гирлянды у входа, и это первый пример скульптурных животных, используемых в качестве охраны входа. [ 12 ] резные фигуры двара пала Также у входов встречаются . Резные изображения в этой пещере повествуют историю побега Бассавадатты, принцессы Уджайини, с королем Каусамби Удаяной в компании Васантаки. [ 12 ]
Пещера №10 «Ганеша Гумфа» (Пещера Ганеши) | |
|
- 11. Легшвара Гумпха
Джамбесвара Гумфа – очень простая и маленькая пещера с одной колонной и двумя пилястрами. [ 19 ] Надпись сообщает, что это пещера Наяки, жены Махамаде.
- 12. Вьягра Гумпха

Вьягра Гумпха — одна из популярных пещер в Удаягири. В пещере, которая находится в руинах, вход вырезан в виде пасти тигра, а одна ячейка образует горло тигра. [ 12 ] Это одно из самых фотографируемых мест в Удаягири. Слово вьягра означает «тигр». [ 20 ] Найденная здесь надпись сообщает, что эта пещера принадлежит городскому судье Сабхути.
- 13. Сарпа Гумпха
Сарпа Гумфа — необычно маленькая пещера, содержащая две надписи. Слово сарпа означает «змея».
- 14. Сердце Гумпхи
Хати Гумфа — большая природная пещера. [ 17 ] с надписью Харавелы, которая является основным источником информации о нем. [ 21 ] [ 22 ] Пещера известна как Хати Гумфа из-за изысканных резных изображений слонов. [ 23 ] Слово хати означает «слон». [ 24 ]
Пещера №14 «Хати Гумфа» (Слоновья пещера) | |
|
- 15. Дханагара Гумпха
Дханагхара Гумпха — небольшая пещера с двумя широкими колоннами и скульптурами двара-пала, вырезанными у входа.
- 16. Харидас Гумпха
Харидаса Гумпха — небольшая пещера с тремя входами и верандой на передней стороне. [ 25 ] Здесь найдена надпись.
- 17. Джаганнатха Гумпха
Джаганнатха Гумпха — это грубо вырубленная пещера с тремя входами.
- 18. Расуи Гумфа
Расуи Гумфа – необычно очень маленькая пещера.
Надписи
[ редактировать ]Надпись Хатигумфа
[ редактировать ]
Надпись Хатигумфа начинается с версии благоприятной джайнской мантры Намокар, почитающей Ариханта и Сиддхов в джайнизме .
В пещере Хатигумфа («Слоновья пещера») есть надпись Хатигумфа , написанная Раджей Харавелой , королем Калинги в Индии , во 2 веке до нашей эры. [ 4 ] Надпись Хатигумфа состоит из семнадцати строк, вырезанных глубокими буквами Брахми на нависающем выступе естественной пещеры Хатигумфа на южной стороне холма Удаягири. Надпись также относится к подвигу Харавала по возвращению статуса Агра-Джины ( перевод Ришабханатха ), который был захвачен империей Нанда . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] скальным указам Ашоки Он обращен к в Дхаули , расположенным примерно в шести милях отсюда. [ 29 ]
Другие мелкие надписи
[ редактировать ]Помимо надписи Хатигумфа в Кхаравеле есть несколько других второстепенных надписей брахми , на холмах-близнецах Удаягири и Кхандагири , которые были расшифрованы ранее профессором Р. Д. Банерги в 1915–1916 годах (Эпиграфическая Индика-XIII) и Б. М. Барауа (Индийский исторический ежеквартальный журнал-XIV). . Садананда Агравал дал дополнительные разъяснения по этому поводу и приводит их следующим образом: [ 30 ]
I- Надпись в пещере Манкапури (Верхний этаж) Эта надпись относится к строительству храма архатов и раскопкам пещеры для джайнских монахов Ага-махиси , главной царицей Харавелы. [ 27 ] В надписи также упоминается Харавела как чакраватин Калинга. [ 31 ]
II- Надпись в пещере Манкапури (Верхний этаж)-А Эта надпись высечена на приподнятом изгибе между 3-м и 4-м дверными проемами слева и содержит одну строку. Текст, написанный шрифтом деванагари , выглядит следующим образом:
Взятие Кудепасирино Махараджей Айрасом, владыкой Калинги, несшим огромные облака.
Перевод: Это пещера Айры Махамегаваханы. Махараджа Кудепасири , повелитель Калинги .
Примечание: — Кудепасири кажется непосредственным преемником Харавелы .
III-Надпись в пещере Манчапури (нижний этаж)-B Эта надпись выгравирована на правой стене веранды, справа от входа в правую боковую камеру главного крыла, и состоит из одной строки. Текст, написанный шрифтом деванагари , выглядит следующим образом:
Кумаро вадукхас ленам
Перевод – [Это] пещера принца Вадухи.
Примечание: - На палеографическом основании профессор Банерги считает, что эта надпись немного более ранняя, чем надпись царя Кудепасири. По словам Садананды Агравала, принц Бадуха остается малоизвестной фигурой в истории, но Бадуха кажется сыном или братом Кудепасири.
IV- Надписи на Сарпагумфе (Над дверным проемом)
Эта надпись, состоящая из одной строки, высечена над дверным проемом Сарпагумфы. Текст, написанный шрифтом деванагари , выглядит следующим образом:
Чулкамус Котхаджея f
Перевод – Комната и веранда/или боковая камера кулакамы. Примечание: Однако д-р Саху интерпретировал Аджею как объединенную сандхи, характеризующую Котху, тем самым обозначающую непобедимость. Но он проигнорировал союз ча ( деванагари : च) , который следует за Котхой ( деванагари :कोठा) и Джеей ( деванагари :जेया) .
V- Надпись в Сарпагумфе (слева от дверного проема). Текст, написанный шрифтом деванагари , выглядит следующим образом:
L.1- Камас Галахи
L.2- Ная и Пасадо
Перевод: [Шатер — это] дар Каммы и Галахины.
Примечание: - Скорее всего, Галахина была женой Каммы. Чулакамма - встречается в надписи № IV и Камма этой записи, указывает на официальные обозначения, а не на имена собственные. Камма может быть назначен министром работ ( Karma saciva ), а Кулакамма выглядит младшим министром в Департаменте работ.
VI- Надпись в пещере Харидас
Эта надпись содержит одну строку, высеченную над одним из трех входов в главную камеру пещеры с веранды. Текст, написанный шрифтом деванагари , выглядит следующим образом:
Чулкамас Пасато и Котхаджея
Перевод: Комната и веранда (или боковая комната) — дары кулакамы.
VII- Надпись Вьяграгумфа
Пластинка вырезана на внешней стенке внутренней камеры. Текст, написанный шрифтом деванагари , выглядит следующим образом:
L.1- Нагар Акхандас
Л.2- Он Бхутино Лена
Перевод: Пещера Бхути, городского судьи.
VIII- Надпись в пещере Легсавара
Эта надпись высечена над входами во внутреннюю камеру пещеры. Текст, написанный шрифтом деванагари , выглядит следующим образом:
Пещера Махамадас Бария Накиас
Перевод: Пещера Махамады Накии и Барии.
X- Надпись Татовагумфа (пещера № −1)
Запись об этой надписи высечена над одним из входов во внутреннюю камеру. Текст читается на санскрите как
Падмуликус Кусумус Ленам x [॥]
Перевод: Пещера Кусума , Андалика .
есть слог Примечания: - После слова ленам , который можно прочитать как ни или фи , что буквально означает «падамулика» - «тот, кто служит у ног [царя].
Примечание: Садананда Агравал интерпретировал Масиканагару как Асиканагару и отождествлял ее с городом Адам (район Нагпур). Принимая во внимание свидетельства о очень процветающем городе, раскопанном в Адаме, профессор А. М. Шастри придерживается мнения, что сам Адам представляет собой надпись Асиканагара из Хатигумфы . В данном контексте стоит отметить, что терракотовая печать, имеющая легенду, была обнаружена у Адама, [ 32 ] расположен на правом берегу реки Вайнганга , которая читается как Асакаджанападаса (Деванагари: असकजनपदस).
XI- Надпись Ананта Гумфа (A)
Запись высечена на архитраве между левым анте и пятым столбом. Текст шрифтом ория : Одиа : ଦୋହଦ ସମଣନ ଲେଖ ( Деванагари : Дохад саманам ленам
Перевод: Пещера Дохада Шраманов.
Пещеры Хандагири
[ редактировать ]



Холмы Кхандагири падают с левой стороны, когда вы въезжаете в эту местность из Бхубанешвара. В Кхандагири 15 пещер. [ 11 ] Эти пещеры были отремонтированы во время правления Уддьётакешари из династии Сомавамши . [ 27 ]
- 1. Папа Гамфа
Попугаи вырезаны над входной аркой, поэтому ее называют Татова Гумфа. У него также есть две фигурки Дварапалы . Есть скульптуры фризы, перила, арка, с каласом внутри пещеры. [ 33 ]
- 2. Папа Гамфа
Пещера украшена скульптурными фризами в виде найиков, гандхрвов, различных животных и птиц, аркой чайтьи, пилястрами, стропилами и сводчатой крышей. [ 34 ]
- 3. Ананта Гумпха
В пещере есть скульптуры женщин, слонов, гусей и т. д. [ 35 ]
- 4. Конечно, Гумпха
Это небольшая высеченная в скале камера всего с одной колонной.
- 5. Кхандагири Гумпха
Это грубо вырезанная камера, двухэтажная.
- 6. Дхьяна Гумпха
Это грубо разрезанная клетка.
- 7. Навамуни Гумпха
Навамуни Гумпха представляет собой грубо вырезанную камеру со скульптурами девяти джайнских тиртханкаров и Сасана Дэвиса. Эти скульптуры были добавлены в пещеры в 11 веке династией Сомавамши . [ 4 ] [ 36 ]
- 8. Барабхуджи Гумфа
Всего на стенах камеры с трех сторон имеется двадцать пять фигур Тиртханкаров. [ 4 ] Паршванатха повторяется дважды. Под Тиртханкарой находятся соответствующие Сасанадеви. Чакаресвари изображен с 12 руками, дающими название пещере Барабхуджи . Сейчас этому изображению поклоняются как брахманическому божеству. Эти скульптуры были добавлены в пещеры в 11 веке династией Сомавамши . [ 37 ]
- 9. Трусула Гумфа
Есть три скульптуры Ришабхи Дева в позе Кайотсарги . [ 38 ] Помимо этих скульптур, есть скульптуры 24 джайнских тиртханкаров, которые выглядят грубо. [ 4 ]
- 10. Прыжок Амбика
Есть три рельефные скульптуры: две Ришабханатхи и одна Амра, шасана-деви Неминатхи . [ 4 ] [ 39 ]
- 11. Лалатенду Кешари Гумфа
В ячейке 1 находятся 2 изображения Ришабхантхи и 3 изображения Паршванатхи , а в ячейке 2 — 2 изображения Паршванатхи и 1 изображения Ришабхантхи. Эти скульптуры были добавлены в пещеры в 11 веке династией Сомавамши . [ 4 ] [ 40 ]
Пещеры 12, 13 и 15 безымянны. Пещера 14 очень проста и называется Экадаши Гумпха. [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шах 1995 , с. 30.
- ^ Мичелл 1990 , стр. 238–240.
- ^ Jump up to: а б «Пещеры Удаягири и Кхандагири, Бхубанешвар, Хурда, Одиша» . «Должен увидеть» Индийское наследие . Археологическая служба Индии.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кришан и Тадиконда 1996 , с. 23.
- ^ Пандия 2014 , стр. 6.
- ^ Jump up to: а б Капур 2002 , с. 375.
- ^ «Памятник Адарш Смарак» . Археологическая служба Индии . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Рат 2007 .
- ^ Из Археологической службы Индии. [ нужна полная цитата ]
- ^ Сингх и др. 2015 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б «Внутри Бхубанешвара» . Археологические памятники Ориссы . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Аллен 1991 , с. 65.
- ^ Мерриам-Вебстер и Рани .
- ^ Беммель 1994 , с. 47.
- ^ Джавид и Джавид 2008 , стр. 36–37.
- ^ Гупта 2008 , с. 85. «Напряженная поза и расположение у входа в пещеру (Рани Гумпха) позволяют предположить, что мужская фигура является стражем или дварапалой . Агрессивная поза фигуры и ее западное одеяние (короткий килт и сапоги) указывают на то, что скульптура может быть будь яваном , иностранцем из греко-римского мира».
- ^ Jump up to: а б с Джавид и Джавид 2008 , с. 37.
- ^ Сингх 2017 , с. 165.
- ^ IGNCA и Легсвара Гумфа .
- ^ Библиотека мудрости и Вьяградала .
- ^ Тарн 1980 , с. 166.
- ^ Тарн 1980 , с. 457.
- ^ Палатка 2010 , с. 39.
- ^ Рэтш и Мюллер-Эбелинг 2013 , стр. 557.
- ^ IGNCA и Харидас Гумпха .
- ^ Глазенапп 1925 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Рэй 2017 , с. 252.
- ^ Дандас 2002 , с. 113.
- ^ Патнаик 1989 , с. 10.
- ^ Банерджи, Р.Д. (1916). Эпиграфия Индика . Том. XIII. стр. 160–168.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Сингх 2017 , с. 157.
- ^ Агравал 2000 , с. [ нужна страница ] .
- ^ IGNCA и Татова Гумфа – 1 .
- ^ IGNCA и Татова Гумфа – 2 .
- ^ Сенапати 2019 , с. 184 .
- ^ IGNCA и Барабхуджи Гумфа .
- ^ Туризм Одиши и пещеры Удаягири и Кхандагири .
- ^ IGNCA и Рушабханатх Гумфа .
- ^ IGNCA и Лалатенду Кесари Гумфа .
- ^ IGNCA и Экадаши Гумпха .
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Глазенапп, Хельмут фон (1925), спасения , Джайнизм: индийская религия Шридхар Б. Шротри (пер.), Дели: Мотилал Банарсидасс (Перепечатка: 1999), ISBN 978-81-208-1376-2
- Агравал, Садананда (2000), Шри Кхаравела Шри Дигамбар Джайн Самадж , Каттак
- Аллен, Маргарет Проссер (1991), Орнамент в индийской архитектуре , University of Delaware Press, ISBN 9780874133998
- Беммел, Хелена А. ван (1994), Дварапалас в Индонезии: Храмовые стражи и аккультурация , том. 13, CRC Press , ISBN 9789054101550
- Корт, Джон Э. (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538502-1
- Дандас, Пол (2002), Джайны , Psychology Press , ISBN 9780415266055
- Гупта, Сунил (2008), Раннее скульптурное искусство на индийском побережье: исследование культурной передачи и синкретизма (300 г. до н.э. – 500 г. н.э.) , DK Printworld, ISBN 978-812460438-0
- Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008 г.), Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии , том. 1, Издательство Алгора, ISBN 9780875864822
- Капур, Субод (2002), Энциклопедия древнеиндийской географии, Том 2 , Genesis Publishing, ISBN 9788177552997
- Кришан, Юврадж; Тадиконда, Калпана К. (1996), Образ Будды: его происхождение и развитие , Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 9788121505659
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , Penguin Books , ISBN 0140081445
- Пандья, Прашант Х. (2014), Indian Philately Digest , Форум индийских филателистов
- Патнаик, Дурга Прасад (1989), Офорты из пальмовых листьев Ориссы , Abhinav Publications, ISBN 9788170172482
- Ратх, Джаянти (апрель 2007 г.). «Харавела: Великий император-филантроп» (PDF) . Обзор Ориссы . стр. 40–41 . Проверено 9 мая 2021 г.
- Рэтч, Кристиан; Мюллер-Эбелинг, Клаудия (2013), Энциклопедия афродизиаков: психоактивные вещества для использования в сексуальной практике , Саймон и Шустер, ISBN 9781620552704
- Рэй, Химаншу Прабха (2017), Переговоры о культурной идентичности: пейзажи в раннесредневековой истории Южной Азии , Routledge, ISBN 9781317341307
- Сенапати, Таниша (2019). «Прекрасные достопримечательности Одиши» . URMI - Журнал Американского общества Одиша: к 50-му ежегодному съезду, состоявшемуся в 2019 году в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси . Американское общество Одиши.
- Шах, Умакант Премананд (1995). Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов в честь доктора У.П. Шаха . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173168 .
- Сингх, Сарина; и др. (2015), Lonely Planet India , Lonely Planet , ISBN 9781743609750
- Сингх, Апиндер (2017), Политическое насилие в Древней Индии , издательство Гарвардского университета , ISBN 9780674975279
- Тарн, Уильям Вудторп (1980), Греки в Бактрии и Индии , Cambridge University Press
Интернет
[ редактировать ]- Национальный центр искусств Индиры Ганди
- Барабхуджи Гумфа (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Экадаши Гумпха (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Харидас Гумпха (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Джамбесвара Гумпха (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Лалатенду Кесари Гумпха (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Навамуни Гумпха (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Рушабханатх Гумфа (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Татова Гумфа – 1 (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- Татова Гумфа – 2 (PDF) (Отчет). Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- «Рани» . Мерриам-Вебстер.
- «Пещеры Удаягири и Кхандагири» . Корпорация развития туризма Одиши .
- «Вьяградала» . Библиотека мудрости .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сачин Сингхал: туристический и политический путеводитель по Ориссе, Vardhman Publications, ISBN 81-8080-011-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с пещерами Удаягири и Кхандагири , на Викискладе?
- Комплекс Удаягири , обширная галерея изображений Национального центра искусств Индиры Ганди.
- Подробные фотографии пещерных храмов
- http://asi.nic.in/asi_monu_tktd_orissa_udaigiricaves.asp