Кубок Ликурга
Кубок Ликурга | |
---|---|
![]() Внешний вид при подсветке | |
Материал | Стекло, дихроичное, позднее позолоченно-серебряное украшение, прикрепленное к ободу и ножке. |
Размер | Высота: 15,9 см (6,3 дюйма) Ширина: 13,2 см (5,2 дюйма) |
Масса | 700 г (1,5 фунта) |
Созданный | 4 век н.э. |
Период/культура | Поздний римский |
Текущее местоположение | Британский музей , комната 41 |
Идентификация | 1958,1202.1 |

Чаша Ликурга — это римская стеклянная IV века чаша-клетка , сделанная из дихроичного стекла , которое имеет различный цвет в зависимости от того, проходит ли через него свет: красный, когда он освещен сзади, и зеленый, когда освещен спереди. [ 1 ] Это единственный цельный римский стеклянный предмет, изготовленный из этого типа стекла. [ 2 ] и тот, который демонстрирует наиболее впечатляющее изменение цвета; [ 3 ] его описывают как «самое впечатляющее стекло того периода, достойно украшенное, о существовании которого мы знаем». [ 4 ]
Чашка также является очень редким примером полной римской чашки-клетки, или диатретума , в которой стекло было тщательно вырезано и отшлифовано, чтобы на исходном уровне поверхности осталась только декоративная «клетка». Многие части клетки полностью подрезаны. Большинство чашек-клеток имеют клетку с геометрическим абстрактным рисунком, но здесь присутствует композиция с фигурами, [ 5 ] показывающий мифического царя Ликурга , который (в зависимости от версии) пытался убить Амвросию, последовательницу бога Диониса (Вакха у римлян). Она превратилась в лозу, которая обвила разъяренного короля и удержала его, в конечном итоге убив его. Дионис и двое его последователей насмехаются над царем. Чашка является «единственным хорошо сохранившимся образцом» чашки-клетки. [ 6 ]
Дихроичный эффект достигается за счет изготовления стекла с крошечными пропорциями наночастиц золота и серебра, рассеянных в коллоидной форме по всему материалу стекла. Используемый процесс остается неясным, и вполне вероятно, что он недостаточно понимался и контролировался создателями и, вероятно, был обнаружен в результате случайного «загрязнения» мелко измельченной золотой и серебряной пылью. Производители стекла, возможно, даже не знали, что речь идет о золоте, поскольку его количества очень малы; они могли образоваться из небольшой доли золота в любом добавленном серебре (большая часть римского серебра содержит небольшие количества золота) или из следов золота или сусального золота , случайно оставленных в мастерской в виде остатков на инструментах или в результате другой работы. Очень немногие другие сохранившиеся фрагменты римского дихроичного стекла значительно различаются по своим двум цветам. [ 7 ]
Стакан
[ редактировать ]Подсчитано, что к традиционному составу флюса для римского стекла было добавлено 330 частей на миллион серебра и 40 частей золота: «Эти частицы осаждаются в виде коллоидов и образуют сплав серебра и золота. Если смотреть в отраженном свете, мельчайшие металлические частицы кажутся просто достаточно грубый, чтобы отражать достаточно света, не устраняя пропускание. В проходящем свете мелкие частицы рассеивают синий конец спектра более эффективно, чем красный конец, что приводит к пропусканию красного цвета, и это наблюдаемый цвет. римлянин ремесленникам удалось намеренно добавить эти невероятно низкие уровни серебра и золота к объему стекла, используемого для изготовления сосуда; эти уровни, вероятно, добавлялись на более высоких уровнях к большему объему расплава стекла и все больше разбавлялись за счет добавления большего количества стекла. " [ 8 ] Размер частиц составляет всего около 70 нанометров . [ 9 ] и встроены в стекло, поэтому их нельзя увидеть с помощью оптической микроскопии, просвечивающий электронный микроскоп . вместо этого необходим [ 10 ] При этом размере они приближаются к размеру длин волн видимого света, и поверхностного плазмонного резонанса . имеет место эффект [ 11 ]
Внутренняя часть чашки в основном гладкая, но за основными фигурами стекло выдолблено далеко за пределы основной внешней поверхности, так что они имеют такую же толщину, как и основная внешняя поверхность, что придает равномерный цвет при прохождении света. . Это уникальная особенность среди сохранившихся чашек; Харден предполагает, что они были «запоздалой мыслью». [ 12 ] Область вокруг туловища Ликурга сильно отличается по цвету от остального стекла; возможно, производственная случайность, но использованная стеклорезом, «чтобы он мог еще сильнее разжечь ярость Ликурга». [ 13 ] После очень длительной стадии резки прекрасный полированный вид был достигнут с помощью процесса, называемого «пламенной полировкой», который рисковал полной потерей объекта. [ 14 ] Предположение 1995 года о том, что на самом деле в этой и других чашках клетки использовалась смесь формования и резки, не получило большого признания. [ 15 ]

Как и другое впечатляющее произведение Британского музея из римского стекла, стеклянная ваза-камея « Портлендская ваза» , чаша представляет собой в некоторой степени развитие навыков, приобретенных огранщиками гравированных драгоценных камней , или более крупную резьбу сосудов из твердого камня из полудрагоценных камней, которые были роскошью. искусства, пользовавшиеся огромным авторитетом в Древнем Риме. Неизвестно никаких резных сосудов из драгоценных камней, которые можно было бы напрямую сравнить с любой из этих работ, но общий вкус, стоящий за этими крайними проявлениями мастерства изготовления стекла, сформирован предметами из натуральных камней, такими как Купе Птолемеев или Ваза Рубенса . [ 16 ] Действительно, только после первых полных исследований чашки в 1950 году было достоверно установлено, что материалом является стекло, а не драгоценный камень, о котором ранее ставили под сомнение. [ 17 ]
Кажется вероятным, что в производстве кубка участвовало целых три отдельные мастерские или фабрики, возможно, не в одной и той же части Империи. Стекло, возможно, изначально было изготовлено из большого куска стандартного прозрачного стекла, возможно, в Египте или Палестине , которые экспортировали большое количество стекла для формовки, а иногда и окраски, в другие места. Толстый «заготовленный» дихроичный сосуд, вероятно, был изготовлен в одной специализированной мастерской и передан в другую, состоящую из специалистов-резчиков. Это, безусловно, был редкий и очень дорогой предмет, и секреты его изготовления, возможно, не совсем понятные даже его создателям, похоже, использовались всего около столетия. [ 18 ]
Имеются различные мелкие потери, из которых наиболее значительна морда пантеры и треснута чаша; По этой причине Британский музей никогда не снимал металлический обод. Основание или ножка чашки повреждены, первоначальная форма основания неопределенна. [ 19 ] В Метрополитен-музее в Нью-Йорке хранится фрагмент размером 2 + 3 ⁄ 16 дюймов × 3 дюйма (56 мм × 76 мм) сатира из дихроичной чашки в клетке, которая меняет цвет с оливково-зеленого на «красновато-янтарный». [ 20 ]
Современные развлечения
[ редактировать ]Компания Corning Glass Works воспроизвела заготовку из материала с аналогичным химическим составом и внутренней структурой, которая демонстрирует в отраженном и проходящем свете тот же «эффект Ликурга» изменения цвета от зеленого к красному, что и материал чашки Lycurgus. [ 21 ] Клюквенное стекло или золото-рубиновое стекло чем-то похожи и гораздо более распространены, изготавливаются из коллоидного золота, но всегда имеют только красный цвет.
Недавно исследователям из Нидерландов удалось воспроизвести зелено-красный дихроичный эффект в нанокомпозитном материале, который можно напечатать на 3D-принтере. [ 22 ] [ 23 ] Этот эффект, как и в оригинальной чашке Ликурга, обусловлен небольшим количеством наночастиц серебра и золота подходящего размера и формы, внедренных в материал для 3D-печати.
Иконография
[ редактировать ]Фигура Ликурга, связанного виноградной лозой и обнаженного, если не считать сапог. [ 24 ] Слева по бокам находится приседающая Амброзия в значительно меньшем масштабе. Диониса Позади нее один из сатиров (показанный в обычной человеческой форме) стоит на одной ноге и готовится бросить большой камень в Ликурга. В другой руке он держит педум или пастушеский посох. [ 25 ] Справа от Ликурга первой фигура Пана . [ 26 ] , похожая на собаку затем у его ног пантера , традиционная спутница Диониса, чье лицо отсутствует, но, по-видимому, она огрызалась на царя, а затем сам бог, насмехаясь над ним, вытянув правую руку в гневном жесте. Дионис носит тирс , особый посох бога и его последователей, а его одежда имеет восточный, возможно, индийский оттенок, отражающий то, что древние греки обычно верили (возможно, ошибочно) о происхождении его культа. Икроножная часть одной ноги утеряна. Вымпел, свисающий за ним с тирса, перекрывает поднятую ногу сатира скалой, завершая круг чаши. [ 27 ]
Было высказано предположение, что эта не очень распространенная сцена была отсылкой к поражению императором Константином I в 324 году своего соимператора Лициния , который был убит в 325 году после периода, проведенного под строгой охраной. [ 28 ] Другое предположение состоит в том, что изменение цвета с зеленого на красный понималось как напоминание о созревании красного винограда, поэтому изображение сцены с богом вина было особенно подходящим. Чаша, возможно, предназначалась для использования на культовых праздниках Вакха. [ 29 ] по-прежнему является характерной чертой римской религиозной жизни около 300 г. В письме предположительно императора Адриана (ум. 138) своему зятю Сервиану , цитируемому в биографии в Historia Augusta , упоминается о даре двух дихроичных чаш, который видел автор IV века: «Я послал вам разноцветные, меняющие цвет кубки, подаренные мне священником храма. Они специально посвящены вам и моей сестре. Я бы хотел, чтобы вы использовали их на банкетах в праздничные дни». [ 30 ]
Другие изображения этой истории, как правило, изображают либо Ликурга, нападающего на Амброзию, часто с двусторонним топором, в то время как ее товарищи бросаются ей на помощь, либо Ликурга в одиночку, запутавшегося в лозе. Ближайшая параллель сцене на чаше — одна из мозаик апсиды в триконхе триклиния на вилле дель Казале , площадь Армерина , которая также может относиться к Лицинию. [ 31 ] Есть также мозаика в Антиохии на Оронте и группа на саркофаге II века на вилле Паризи во Фраскати . [ 32 ] Есть также напольная мозаика из Вьенны , которая сейчас находится в музее Сен-Ромен-ан-Галь , с одним лишь Ликургом внутри виноградной лозы. [ 33 ] Предыдущая сцена нападения Ликурга на Амброзию находится на мозаике пола римской виллы Брейдинг на острове Уайт . [ 34 ] Об этой и подобных мозаиках Мартин Хениг говорит: «В таких случаях нас интересует не простое народное язычество, а неясные знания. Это своего рода эзотерическая религия, которую император Юлиан , Симмах , Претекстат , Макробий и Прокл Религиозная мысль, лежащая в основе этих полов, вероятно, глубже и сложнее, чем современное христианство, и многие ключи к ее пониманию утеряны». [ 35 ]
Чаша, вероятно, предназначалась для питья на пирах или, точнее, на праздниках вакхического культа. [ 36 ] где отсутствие ножки, также характерная для других чашек-клеток, может означать, что ее передавали по кругу, как это часто было с изысканными чашками в средневековых культурах. В качестве альтернативы почти наверняка использовались другие чашки-клетки, подвешенные в качестве масляных ламп , где дихроичный эффект этой чашки был бы лучше.
История
[ редактировать ]
Чашка была «вероятно, изготовлена в Александрии » или Риме примерно в 290–325 годах нашей эры, ее размеры составляют 16,5 × 13,2 см (6,5 × 5,2 дюйма). [ 37 ] Судя по его превосходному состоянию, вполне вероятно, что, как и некоторые другие роскошные римские предметы, он всегда сохранялся над землей; чаще всего такие предметы оказывались в относительно безопасной среде церковной сокровищницы . Альтернативно, она, как и несколько других чашек-клеток, могла быть найдена в саркофаге . Нынешние обод и ножка из позолоченной бронзы были добавлены примерно в 1800 году. [ 38 ] предполагая, что это был один из многих предметов, взятых из церковных сокровищниц в период Французской революции и французских революционных войн . Ножка продолжает тему чашки с ажурными виноградными листьями, а ободок имеет форму листьев, которые удлиняются и укорачиваются, чтобы соответствовать сценам в стекле. В 1958 году реставраторы Британского музея удалили ножку, и она не присоединялась к чашке до 1973 года. [ 39 ] Вполне возможно, что здесь были и более ранние животные. [ 40 ]
Ранняя история чашки неизвестна, и впервые она упоминается в печати в 1845 году, когда французский писатель сказал, что видел ее «несколько лет назад в руках господина Дюбуа». [ 41 ] Вероятно, это произошло незадолго до того, как его приобрела семья Ротшильдов . [ 42 ] Конечно, Лионель де Ротшильд владел им к 1857 году, когда гастролирующий Густав Фридрих Вааген увидел его в своей коллекции и назвал его «варварским и униженным». [ 43 ] В 1862 году Лайонел предоставил ее на выставку в нынешнем Музее Виктории и Альберта , после чего она практически выпала из поля зрения ученых до 1950 года. В 1958 году Виктор, лорд Ротшильд, продал ее Британскому музею за 20 000 фунтов стерлингов, из которых 2 000 фунтов стерлингов. был пожертвован Художественным фондом (тогда НАКФ). [ 44 ]
Чашка является частью отдела доисторической истории и Европы, а не отдела Греции и Рима, и ранее выставлялась, освещенная сзади, в зале 50. В 2015 году она демонстрировалась вместе с новой экспозицией пожертвования Ротшильдов. Waddesdon Bequest в комнате 2A, с меняющимся внутренним источником освещения, который очень эффективно показывает изменение цвета, хотя можно увидеть только одну сторону чашки. К октябрю 2015 года он вернулся в вновь открывшуюся Комнату 41.
Хотя комната 41, где она тогда выставлялась, была закрыта на ремонт, с ноября 2012 года по август 2013 года она экспонировалась вместе с другими экспонатами Британского музея в института искусств . галереях греческого, римского и византийского искусства Джахариса Чикагского [ 45 ] где он был очень эффектно выставлен в отдельно стоящем витрине, освещенном сверху меняющимся светом, так что изменение цвета было хорошо видно. [ 46 ] [ 47 ] Считается, что он может участвовать в важных выставках, и в 2008 году он был выставлен в экспозиции «Отражая древность, современное стекло, вдохновленное Древним Римом» в Музее стекла Корнинг в Корнинге, Нью-Йорк , в 2003 году в галерее Хейворд в Лондоне в «Спасенном ! 100 лет Национальному фонду художественных коллекций», а в 1987 году — в «Стекле Цезаря» в Британском музее, Кёльн , Милан. и Рим. [ 48 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Основные моменты Британского музея; Фристоун, 270–273; см. также этот PDF-файл с хорошими изображениями при обоих источниках света.
- ^ Британский музей - Кубок Ликурга
- ^ Фристоун, 271
- ^ Харден, 248
- ^ Музей стекла Корнинга , Чашки в клетке; Фристоун, 270 г.
- ^ Уильямс, 342
- ^ Фристоун, 275; «Частицы золота для визуализации и лучевой терапии» , 65–66.
- ^ Хендерсон, 63 года; см. также Фристоун, 272–273; первоначально опубликовано в Barber
- ^ Парикмахерская
- ^ Барбер, 34 года; см. также Хендерсон, 63 года.
- ^ Эшби, 30 лет.
- ^ Харден, 248
- ^ Уильямс, 342; Фристоун, 274
- ^ Харден, 248; Уильямс, 342 года, хотя Фриман, 274 года, сообщают о «группах регулярных тонких параллельных полосок» и предполагают, что полировка производилась механически.
- ↑ Автор: историк стекла Розалинда Лиерке (см. также «Стекло Хедвиг »). Римское стекло в Музее стекла Корнинга , Дэвид Уайтхаус, Музей стекла Корнинга; Фристоун, 273–274.
- ^ Флеминг, 92 года; см. также Фристоун, 273–274; Вазу Рубенса можно найти на странице Художественного музея Уолтерса .
- ^ Фристоун, 271
- ^ Фристоун, 275
- ^ Харден, 245
- ^ Метрополитен-музей
- ^ Фристоун, 273, рис. 6a и 6b.
- ^ Крут, Ларс; Буншотен, Антон; Велдерс, Олдрик Х.; Саджомо, Витторио (12 февраля 2019 г.). «Наночастицы золота, внедренные в полимер как дихроичный нанокомпозитный материал, пригодный для 3D-печати» . Журнал нанотехнологий Бейльштейна . 10 (1): 442–447. дои : 10.3762/bjnano.10.43 . ISSN 2190-4286 . ПМК 6404512 . ПМИД 30873314 .
- ^ Крут, Ларс; Деккер, Флорис; Буншотен, Антон; Смейлс, Глен Дж.; Пау, Брайан Р.; Велдерс, Олдрик Х.; Саджомо, Витторио (02 января 2020 г.). «Дихроичный нанокомпозит золота и серебра в поисках 3D-печати чаши Ликурга» . Журнал нанотехнологий Бейльштейна . 11 (1): 16–23. дои : 10.3762/bjnano.11.2 . ISSN 2190-4286 . ПМК 6964654 . ПМИД 31976193 .
- ^ Харден, 245 лет, за всю иконографию. Ликурга обычно изображают обнаженным или почти обнаженным.
- ^ фотография здесь зеленым и здесь красным. Архивировано 12 июля 2012 г. на archive.today.
- ^ Фристоун, 271; Изображение Пана в Британском музее . Фигура Пэна проиллюстрирована только в Хардене, 247, из всех известных печатных источников.
- ^ Изображение из базы данных Британского музея
- ^ Основные моменты Британского музея
- ^ Фриман, 275
- ^ Фристоун, 275; биография была Юлия Сатурнина .
- ^ Харден, 248, и те, что в следующей заметке.
- ^ Фристоун, 271; Подробнее о мозаике ; ссылку на изображение см. в следующем примечании.
- ^ PDF о классических прецедентах романских фигур, обвитых виноградными лозами ; инжир. 7 — венская мозаика, рис. 9: частичный вид мозаики на площади Пьяцца Армерини. еще четыре изображения Ликурга . Здесь можно увидеть
- ^ Брейдинг-мозаика
- ^ Хениг, 153
- ^ Харден, 248
- ^ Уильямс, 342; В разделе «Основные моменты Британского музея» есть надпись «4 век нашей эры. Вероятно, сделано в Риме». Размеры также взяты из Williams и Highlights; В базе данных коллекции указана высота 15,88 см (6,3 дюйма), возможно, разница возникает из-за переустановки стопы.
- ^ Уильямс, 342 года, который говорит «позолоченная бронза»; В базе данных БМ указано « позолоченное серебро ».
- ^ База данных Британского музея, где также есть фотографии с удаленной ступней.
- ^ Фристоун, 271
- ^ «несколько лет назад, в руках мистера Дюбуа», Харден, 247.
- ^ Харден, 247
- ^ Рейст, Инге (редактор), «Ле Гут Ротшильд», в книге « Британские модели коллекционирования произведений искусства и американский ответ: размышления через пруд, истории материальной культуры и коллекционирования, 1700–1950» , стр. 104, 2014, Ashgate Publishing, Ltd., ISBN 147243806X , 9781472438065, книги Google
- ^ Харден, 246; Сайт Художественного фонда
- ^ «Чикаго Сан-Таймс» . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 г. Проверено 30 ноября 2012 г.
- ^ Смотрите видео по внешним ссылкам.
- ^ «55: Галереи греческого, римского и византийского искусства Джахариса» . Подкаст о древнем искусстве. 25 января 2013 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ База данных Британского музея; Харден П. XI; см. также ссылку Corning выше.
Ссылки
[ редактировать ]- «Эшби» (М.Ф. Эшби, Пауло Дж.С.Г. Феррейра, Дэниел Л. Шодек), Наноматериалы, нанотехнологии и дизайн: введение для инженеров и архитекторов , 2009, Баттерворт-Хайнеманн, ISBN 0-7506-8149-7 , ISBN 978-0-7506-8149-0
- База данных коллекции Британского музея , содержащая более 40 фотографий (почти все помечены как «лицевая сторона», многие неправильно)
- «Парикмахерская»; DJ Барбер, IC Freestone, Исследование цвета Чаши Ликурга с помощью аналитической просвечивающей электронной микроскопии , 1990, Археометрия, 32, 33–45.
- Достопримечательности Британского музея «Кубок Ликурга» . Британский музей . Проверено 15 июня 2010 г. – Чаша Ликурга.
- Флеминг, Стюарт Джеймс. Римское стекло: размышления о культурных изменениях , 1999, Археологический музей Университета Пенсильвании, ISBN 0-924171-72-3 , ISBN 978-0-924171-72-7 , книги Google
- «Фристоун»: Фристоун, Ян; Микс, Найджел; Сакс, Маргарет; Хиггитт, Кэтрин, Кубок Ликурга – римская нанотехнология , Золотой бюллетень , 4, 4, Лондон, Всемирный совет по золоту (сейчас распространяется Springer), 2007, PDF
- Харден, Д.Б., Бокал Цезаря . Каталог выставки, организованный: Музеем стекла Корнинга, Корнинг, Нью-Йорк, Британским музеем, Лондон, Римско-Немецким музеем, Кельн; 1987, Оливетти, Милан
- Хендерсон, Джулиан. Наука и археология материалов: исследование неорганических материалов , 2000, Рутледж, ISBN 0-415-19933-6 , ISBN 978-0-415-19933-9 . Гугл книги
- Хениг, Мартин. Искусство Римской Британии , 1995, Рутледж
- Уильямс, Дифри. Шедевры классического искусства , 2009, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2254-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльснер, Яс , «Чаша Ликурга», глава 12 в книге «Новый взгляд на старое стекло: недавние исследования византийской мозаики и стекла» , 2013, исследовательская публикация Британского музея № 179, British Museum Press, ISBN 9780861591794
- Харден Д.Б. и Тойнби JMC, Кубок Ротшильда Ликурга , 1959, Archaeologia, Vol. 97,
- Скотт, Г. Исследование чашки Ликурга , 1995, Журнал исследований стекла (Corning), 37.
- Тейт, Хью (редактор), Пять тысяч лет стекла , 1991, British Museum Press
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Короткое видео , показывающее изменение цвета на выставке в Чикаго в 2013 году, с YouTube.
- Более длинный подкаст , сделанный в Чикаго