Jump to content

Кубок Ликурга

(Перенаправлено с Кубка Ликурга )
Кубок Ликурга
Внешний вид при подсветке
Материал Стекло, дихроичное, позднее позолоченно-серебряное украшение, прикрепленное к ободу и ножке.
Размер Высота: 15,9 см (6,3 дюйма)
Ширина: 13,2 см (5,2 дюйма)
Масса 700 г (1,5 фунта)
Созданный 4 век н.э.
Период/культура Поздний римский
Текущее местоположение Британский музей , комната 41
Идентификация 1958,1202.1
При просмотре в отраженном свете , как на этой фотографии со вспышкой, дихроичное стекло чашки имеет зеленый цвет, тогда как при просмотре в проходящем свете стекло кажется красным.

Чаша Ликурга — это римская стеклянная IV века чаша-клетка , сделанная из дихроичного стекла , которое имеет различный цвет в зависимости от того, проходит ли через него свет: красный, когда он освещен сзади, и зеленый, когда освещен спереди. [ 1 ] Это единственный цельный римский стеклянный предмет, изготовленный из этого типа стекла. [ 2 ] и тот, который демонстрирует наиболее впечатляющее изменение цвета; [ 3 ] его описывают как «самое впечатляющее стекло того периода, достойно украшенное, о существовании которого мы знаем». [ 4 ]

Чашка также является очень редким примером полной римской чашки-клетки, или диатретума , в которой стекло было тщательно вырезано и отшлифовано, чтобы на исходном уровне поверхности осталась только декоративная «клетка». Многие части клетки полностью подрезаны. Большинство чашек-клеток имеют клетку с геометрическим абстрактным рисунком, но здесь присутствует композиция с фигурами, [ 5 ] показывающий мифического царя Ликурга , который (в зависимости от версии) пытался убить Амвросию, последовательницу бога Диониса (Вакха у римлян). Она превратилась в лозу, которая обвила разъяренного короля и удержала его, в конечном итоге убив его. Дионис и двое его последователей насмехаются над царем. Чашка является «единственным хорошо сохранившимся образцом» чашки-клетки. [ 6 ]

Дихроичный эффект достигается за счет изготовления стекла с крошечными пропорциями наночастиц золота и серебра, рассеянных в коллоидной форме по всему материалу стекла. Используемый процесс остается неясным, и вполне вероятно, что он недостаточно понимался и контролировался создателями и, вероятно, был обнаружен в результате случайного «загрязнения» мелко измельченной золотой и серебряной пылью. Производители стекла, возможно, даже не знали, что речь идет о золоте, поскольку его количества очень малы; они могли образоваться из небольшой доли золота в любом добавленном серебре (большая часть римского серебра содержит небольшие количества золота) или из следов золота или сусального золота , случайно оставленных в мастерской в ​​виде остатков на инструментах или в результате другой работы. Очень немногие другие сохранившиеся фрагменты римского дихроичного стекла значительно различаются по своим двум цветам. [ 7 ]

Подсчитано, что к традиционному составу флюса для римского стекла было добавлено 330 частей на миллион серебра и 40 частей золота: «Эти частицы осаждаются в виде коллоидов и образуют сплав серебра и золота. Если смотреть в отраженном свете, мельчайшие металлические частицы кажутся просто достаточно грубый, чтобы отражать достаточно света, не устраняя пропускание. В проходящем свете мелкие частицы рассеивают синий конец спектра более эффективно, чем красный конец, что приводит к пропусканию красного цвета, и это наблюдаемый цвет. римлянин ремесленникам удалось намеренно добавить эти невероятно низкие уровни серебра и золота к объему стекла, используемого для изготовления сосуда; эти уровни, вероятно, добавлялись на более высоких уровнях к большему объему расплава стекла и все больше разбавлялись за счет добавления большего количества стекла. " [ 8 ] Размер частиц составляет всего около 70 нанометров . [ 9 ] и встроены в стекло, поэтому их нельзя увидеть с помощью оптической микроскопии, просвечивающий электронный микроскоп . вместо этого необходим [ 10 ] При этом размере они приближаются к размеру длин волн видимого света, и поверхностного плазмонного резонанса . имеет место эффект [ 11 ]

Внутренняя часть чашки в основном гладкая, но за основными фигурами стекло выдолблено далеко за пределы основной внешней поверхности, так что они имеют такую ​​же толщину, как и основная внешняя поверхность, что придает равномерный цвет при прохождении света. . Это уникальная особенность среди сохранившихся чашек; Харден предполагает, что они были «запоздалой мыслью». [ 12 ] Область вокруг туловища Ликурга сильно отличается по цвету от остального стекла; возможно, производственная случайность, но использованная стеклорезом, «чтобы он мог еще сильнее разжечь ярость Ликурга». [ 13 ] После очень длительной стадии резки прекрасный полированный вид был достигнут с помощью процесса, называемого «пламенной полировкой», который рисковал полной потерей объекта. [ 14 ] Предположение 1995 года о том, что на самом деле в этой и других чашках клетки использовалась смесь формования и резки, не получило большого признания. [ 15 ]

Ваза Рубенса, по агату и резьба твердому камню ок. 400 г. н.э.

Как и другое впечатляющее произведение Британского музея из римского стекла, стеклянная ваза-камея « Портлендская ваза» , чаша представляет собой в некоторой степени развитие навыков, приобретенных огранщиками гравированных драгоценных камней , или более крупную резьбу сосудов из твердого камня из полудрагоценных камней, которые были роскошью. искусства, пользовавшиеся огромным авторитетом в Древнем Риме. Неизвестно никаких резных сосудов из драгоценных камней, которые можно было бы напрямую сравнить с любой из этих работ, но общий вкус, стоящий за этими крайними проявлениями мастерства изготовления стекла, сформирован предметами из натуральных камней, такими как Купе Птолемеев или Ваза Рубенса . [ 16 ] Действительно, только после первых полных исследований чашки в 1950 году было достоверно установлено, что материалом является стекло, а не драгоценный камень, о котором ранее ставили под сомнение. [ 17 ]

Кажется вероятным, что в производстве кубка участвовало целых три отдельные мастерские или фабрики, возможно, не в одной и той же части Империи. Стекло, возможно, изначально было изготовлено из большого куска стандартного прозрачного стекла, возможно, в Египте или Палестине , которые экспортировали большое количество стекла для формовки, а иногда и окраски, в другие места. Толстый «заготовленный» дихроичный сосуд, вероятно, был изготовлен в одной специализированной мастерской и передан в другую, состоящую из специалистов-резчиков. Это, безусловно, был редкий и очень дорогой предмет, и секреты его изготовления, возможно, не совсем понятные даже его создателям, похоже, использовались всего около столетия. [ 18 ]

Имеются различные мелкие потери, из которых наиболее значительна морда пантеры и треснута чаша; По этой причине Британский музей никогда не снимал металлический обод. Основание или ножка чашки повреждены, первоначальная форма основания неопределенна. [ 19 ] В Метрополитен-музее в Нью-Йорке хранится фрагмент размером 2 + 3 16 дюймов × 3 дюйма (56 мм × 76 мм) сатира из дихроичной чашки в клетке, которая меняет цвет с оливково-зеленого на «красновато-янтарный». [ 20 ]

Современные развлечения

[ редактировать ]

Компания Corning Glass Works воспроизвела заготовку из материала с аналогичным химическим составом и внутренней структурой, которая демонстрирует в отраженном и проходящем свете тот же «эффект Ликурга» изменения цвета от зеленого к красному, что и материал чашки Lycurgus. [ 21 ] Клюквенное стекло или золото-рубиновое стекло чем-то похожи и гораздо более распространены, изготавливаются из коллоидного золота, но всегда имеют только красный цвет.

Недавно исследователям из Нидерландов удалось воспроизвести зелено-красный дихроичный эффект в нанокомпозитном материале, который можно напечатать на 3D-принтере. [ 22 ] [ 23 ] Этот эффект, как и в оригинальной чашке Ликурга, обусловлен небольшим количеством наночастиц серебра и золота подходящего размера и формы, внедренных в материал для 3D-печати.

Иконография

[ редактировать ]
Сатир со скалой на новой выставке 2014 года.

Фигура Ликурга, связанного виноградной лозой и обнаженного, если не считать сапог. [ 24 ] Слева по бокам находится приседающая Амброзия в значительно меньшем масштабе. Диониса Позади нее один из сатиров (показанный в обычной человеческой форме) стоит на одной ноге и готовится бросить большой камень в Ликурга. В другой руке он держит педум или пастушеский посох. [ 25 ] Справа от Ликурга первой фигура Пана . [ 26 ] , похожая на собаку затем у его ног пантера , традиционная спутница Диониса, чье лицо отсутствует, но, по-видимому, она огрызалась на царя, а затем сам бог, насмехаясь над ним, вытянув правую руку в гневном жесте. Дионис носит тирс , особый посох бога и его последователей, а его одежда имеет восточный, возможно, индийский оттенок, отражающий то, что древние греки обычно верили (возможно, ошибочно) о происхождении его культа. Икроножная часть одной ноги утеряна. Вымпел, свисающий за ним с тирса, перекрывает поднятую ногу сатира скалой, завершая круг чаши. [ 27 ]

Было высказано предположение, что эта не очень распространенная сцена была отсылкой к поражению императором Константином I в 324 году своего соимператора Лициния , который был убит в 325 году после периода, проведенного под строгой охраной. [ 28 ] Другое предположение состоит в том, что изменение цвета с зеленого на красный понималось как напоминание о созревании красного винограда, поэтому изображение сцены с богом вина было особенно подходящим. Чаша, возможно, предназначалась для использования на культовых праздниках Вакха. [ 29 ] по-прежнему является характерной чертой римской религиозной жизни около 300 г. В письме предположительно императора Адриана (ум. 138) своему зятю Сервиану , цитируемому в биографии в Historia Augusta , упоминается о даре двух дихроичных чаш, который видел автор IV века: «Я послал вам разноцветные, меняющие цвет кубки, подаренные мне священником храма. Они специально посвящены вам и моей сестре. Я бы хотел, чтобы вы использовали их на банкетах в праздничные дни». [ 30 ]

Другие изображения этой истории, как правило, изображают либо Ликурга, нападающего на Амброзию, часто с двусторонним топором, в то время как ее товарищи бросаются ей на помощь, либо Ликурга в одиночку, запутавшегося в лозе. Ближайшая параллель сцене на чаше — одна из мозаик апсиды в триконхе триклиния на вилле дель Казале , площадь Армерина , которая также может относиться к Лицинию. [ 31 ] Есть также мозаика в Антиохии на Оронте и группа на саркофаге II века на вилле Паризи во Фраскати . [ 32 ] Есть также напольная мозаика из Вьенны , которая сейчас находится в музее Сен-Ромен-ан-Галь , с одним лишь Ликургом внутри виноградной лозы. [ 33 ] Предыдущая сцена нападения Ликурга на Амброзию находится на мозаике пола римской виллы Брейдинг на острове Уайт . [ 34 ] Об этой и подобных мозаиках Мартин Хениг говорит: «В таких случаях нас интересует не простое народное язычество, а неясные знания. Это своего рода эзотерическая религия, которую император Юлиан , Симмах , Претекстат , Макробий и Прокл Религиозная мысль, лежащая в основе этих полов, вероятно, глубже и сложнее, чем современное христианство, и многие ключи к ее пониманию утеряны». [ 35 ]

Чаша, вероятно, предназначалась для питья на пирах или, точнее, на праздниках вакхического культа. [ 36 ] где отсутствие ножки, также характерная для других чашек-клеток, может означать, что ее передавали по кругу, как это часто было с изысканными чашками в средневековых культурах. В качестве альтернативы почти наверняка использовались другие чашки-клетки, подвешенные в качестве масляных ламп , где дихроичный эффект этой чашки был бы лучше.

Вид, показывающий детали обоих цветов и вариации красного цвета.

Чашка была «вероятно, изготовлена ​​в Александрии » или Риме примерно в 290–325 годах нашей эры, ее размеры составляют 16,5 × 13,2 см (6,5 × 5,2 дюйма). [ 37 ] Судя по его превосходному состоянию, вполне вероятно, что, как и некоторые другие роскошные римские предметы, он всегда сохранялся над землей; чаще всего такие предметы оказывались в относительно безопасной среде церковной сокровищницы . Альтернативно, она, как и несколько других чашек-клеток, могла быть найдена в саркофаге . Нынешние обод и ножка из позолоченной бронзы были добавлены примерно в 1800 году. [ 38 ] предполагая, что это был один из многих предметов, взятых из церковных сокровищниц в период Французской революции и французских революционных войн . Ножка продолжает тему чашки с ажурными виноградными листьями, а ободок имеет форму листьев, которые удлиняются и укорачиваются, чтобы соответствовать сценам в стекле. В 1958 году реставраторы Британского музея удалили ножку, и она не присоединялась к чашке до 1973 года. [ 39 ] Вполне возможно, что здесь были и более ранние животные. [ 40 ]

Ранняя история чашки неизвестна, и впервые она упоминается в печати в 1845 году, когда французский писатель сказал, что видел ее «несколько лет назад в руках господина Дюбуа». [ 41 ] Вероятно, это произошло незадолго до того, как его приобрела семья Ротшильдов . [ 42 ] Конечно, Лионель де Ротшильд владел им к 1857 году, когда гастролирующий Густав Фридрих Вааген увидел его в своей коллекции и назвал его «варварским и униженным». [ 43 ] В 1862 году Лайонел предоставил ее на выставку в нынешнем Музее Виктории и Альберта , после чего она практически выпала из поля зрения ученых до 1950 года. В 1958 году Виктор, лорд Ротшильд, продал ее Британскому музею за 20 000 фунтов стерлингов, из которых 2 000 фунтов стерлингов. был пожертвован Художественным фондом (тогда НАКФ). [ 44 ]

Чашка является частью отдела доисторической истории и Европы, а не отдела Греции и Рима, и ранее выставлялась, освещенная сзади, в зале 50. В 2015 году она демонстрировалась вместе с новой экспозицией пожертвования Ротшильдов. Waddesdon Bequest в комнате 2A, с меняющимся внутренним источником освещения, который очень эффективно показывает изменение цвета, хотя можно увидеть только одну сторону чашки. К октябрю 2015 года он вернулся в вновь открывшуюся Комнату 41.

Хотя комната 41, где она тогда выставлялась, была закрыта на ремонт, с ноября 2012 года по август 2013 года она экспонировалась вместе с другими экспонатами Британского музея в института искусств . галереях греческого, римского и византийского искусства Джахариса Чикагского [ 45 ] где он был очень эффектно выставлен в отдельно стоящем витрине, освещенном сверху меняющимся светом, так что изменение цвета было хорошо видно. [ 46 ] [ 47 ] Считается, что он может участвовать в важных выставках, и в 2008 году он был выставлен в экспозиции «Отражая древность, современное стекло, вдохновленное Древним Римом» в Музее стекла Корнинг в Корнинге, Нью-Йорк , в 2003 году в галерее Хейворд в Лондоне в «Спасенном ! 100 лет Национальному фонду художественных коллекций», а в 1987 году — в «Стекле Цезаря» в Британском музее, Кёльн , Милан. и Рим. [ 48 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Основные моменты Британского музея; Фристоун, 270–273; см. также этот PDF-файл с хорошими изображениями при обоих источниках света.
  2. ^ Британский музей - Кубок Ликурга
  3. ^ Фристоун, 271
  4. ^ Харден, 248
  5. ^ Музей стекла Корнинга , Чашки в клетке; Фристоун, 270 г.
  6. ^ Уильямс, 342
  7. ^ Фристоун, 275; «Частицы золота для визуализации и лучевой терапии» , 65–66.
  8. ^ Хендерсон, 63 года; см. также Фристоун, 272–273; первоначально опубликовано в Barber
  9. ^ Парикмахерская
  10. ^ Барбер, 34 года; см. также Хендерсон, 63 года.
  11. ^ Эшби, 30 лет.
  12. ^ Харден, 248
  13. ^ Уильямс, 342; Фристоун, 274
  14. ^ Харден, 248; Уильямс, 342 года, хотя Фриман, 274 года, сообщают о «группах регулярных тонких параллельных полосок» и предполагают, что полировка производилась механически.
  15. Автор: историк стекла Розалинда Лиерке (см. также «Стекло Хедвиг »). Римское стекло в Музее стекла Корнинга , Дэвид Уайтхаус, Музей стекла Корнинга; Фристоун, 273–274.
  16. ^ Флеминг, 92 года; см. также Фристоун, 273–274; Вазу Рубенса можно найти на странице Художественного музея Уолтерса .
  17. ^ Фристоун, 271
  18. ^ Фристоун, 275
  19. ^ Харден, 245
  20. ^ Метрополитен-музей
  21. ^ Фристоун, 273, рис. 6a и 6b.
  22. ^ Крут, Ларс; Буншотен, Антон; Велдерс, Олдрик Х.; Саджомо, Витторио (12 февраля 2019 г.). «Наночастицы золота, внедренные в полимер как дихроичный нанокомпозитный материал, пригодный для 3D-печати» . Журнал нанотехнологий Бейльштейна . 10 (1): 442–447. дои : 10.3762/bjnano.10.43 . ISSN   2190-4286 . ПМК   6404512 . ПМИД   30873314 .
  23. ^ Крут, Ларс; Деккер, Флорис; Буншотен, Антон; Смейлс, Глен Дж.; Пау, Брайан Р.; Велдерс, Олдрик Х.; Саджомо, Витторио (02 января 2020 г.). «Дихроичный нанокомпозит золота и серебра в поисках 3D-печати чаши Ликурга» . Журнал нанотехнологий Бейльштейна . 11 (1): 16–23. дои : 10.3762/bjnano.11.2 . ISSN   2190-4286 . ПМК   6964654 . ПМИД   31976193 .
  24. ^ Харден, 245 лет, за всю иконографию. Ликурга обычно изображают обнаженным или почти обнаженным.
  25. ^ фотография здесь зеленым и здесь красным. Архивировано 12 июля 2012 г. на archive.today.
  26. ^ Фристоун, 271; Изображение Пана в Британском музее . Фигура Пэна проиллюстрирована только в Хардене, 247, из всех известных печатных источников.
  27. ^ Изображение из базы данных Британского музея
  28. ^ Основные моменты Британского музея
  29. ^ Фриман, 275
  30. ^ Фристоун, 275; биография была Юлия Сатурнина .
  31. ^ Харден, 248, и те, что в следующей заметке.
  32. ^ Фристоун, 271; Подробнее о мозаике ; ссылку на изображение см. в следующем примечании.
  33. ^ PDF о классических прецедентах романских фигур, обвитых виноградными лозами ; инжир. 7 — венская мозаика, рис. 9: частичный вид мозаики на площади Пьяцца Армерини. еще четыре изображения Ликурга . Здесь можно увидеть
  34. ^ Брейдинг-мозаика
  35. ^ Хениг, 153
  36. ^ Харден, 248
  37. ^ Уильямс, 342; В разделе «Основные моменты Британского музея» есть надпись «4 век нашей эры. Вероятно, сделано в Риме». Размеры также взяты из Williams и Highlights; В базе данных коллекции указана высота 15,88 см (6,3 дюйма), возможно, разница возникает из-за переустановки стопы.
  38. ^ Уильямс, 342 года, который говорит «позолоченная бронза»; В базе данных БМ указано « позолоченное серебро ».
  39. ^ База данных Британского музея, где также есть фотографии с удаленной ступней.
  40. ^ Фристоун, 271
  41. ^ «несколько лет назад, в руках мистера Дюбуа», Харден, 247.
  42. ^ Харден, 247
  43. ^ Рейст, Инге (редактор), «Ле Гут Ротшильд», в книге « Британские модели коллекционирования произведений искусства и американский ответ: размышления через пруд, истории материальной культуры и коллекционирования, 1700–1950» , стр. 104, 2014, Ashgate Publishing, Ltd., ISBN   147243806X , 9781472438065, книги Google
  44. ^ Харден, 246; Сайт Художественного фонда
  45. ^ «Чикаго Сан-Таймс» . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 г. Проверено 30 ноября 2012 г.
  46. ^ Смотрите видео по внешним ссылкам.
  47. ^ «55: Галереи греческого, римского и византийского искусства Джахариса» . Подкаст о древнем искусстве. 25 января 2013 года . Проверено 15 июня 2019 г.
  48. ^ База данных Британского музея; Харден П. XI; см. также ссылку Corning выше.
  • «Эшби» (М.Ф. Эшби, Пауло Дж.С.Г. Феррейра, Дэниел Л. Шодек), Наноматериалы, нанотехнологии и дизайн: введение для инженеров и архитекторов , 2009, Баттерворт-Хайнеманн, ISBN   0-7506-8149-7 , ISBN   978-0-7506-8149-0
  • База данных коллекции Британского музея , содержащая более 40 фотографий (почти все помечены как «лицевая сторона», многие неправильно)
  • «Парикмахерская»; DJ Барбер, IC Freestone, Исследование цвета Чаши Ликурга с помощью аналитической просвечивающей электронной микроскопии , 1990, Археометрия, 32, 33–45.
  • Достопримечательности Британского музея «Кубок Ликурга» . Британский музей . Проверено 15 июня 2010 г. – Чаша Ликурга.
  • Флеминг, Стюарт Джеймс. Римское стекло: размышления о культурных изменениях , 1999, Археологический музей Университета Пенсильвании, ISBN   0-924171-72-3 , ISBN   978-0-924171-72-7 , книги Google
  • «Фристоун»: Фристоун, Ян; Микс, Найджел; Сакс, Маргарет; Хиггитт, Кэтрин, Кубок Ликурга – римская нанотехнология , Золотой бюллетень , 4, 4, Лондон, Всемирный совет по золоту (сейчас распространяется Springer), 2007, PDF
  • Харден, Д.Б., Бокал Цезаря . Каталог выставки, организованный: Музеем стекла Корнинга, Корнинг, Нью-Йорк, Британским музеем, Лондон, Римско-Немецким музеем, Кельн; 1987, Оливетти, Милан
  • Хендерсон, Джулиан. Наука и археология материалов: исследование неорганических материалов , 2000, Рутледж, ISBN   0-415-19933-6 , ISBN   978-0-415-19933-9 . Гугл книги
  • Хениг, Мартин. Искусство Римской Британии , 1995, Рутледж
  • Уильямс, Дифри. Шедевры классического искусства , 2009, British Museum Press, ISBN   978-0-7141-2254-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эльснер, Яс , «Чаша Ликурга», глава 12 в книге «Новый взгляд на старое стекло: недавние исследования византийской мозаики и стекла» , 2013, исследовательская публикация Британского музея № 179, British Museum Press, ISBN   9780861591794
  • Харден Д.Б. и Тойнби JMC, Кубок Ротшильда Ликурга , 1959, Archaeologia, Vol. 97,
  • Скотт, Г. Исследование чашки Ликурга , 1995, Журнал исследований стекла (Corning), 37.
  • Тейт, Хью (редактор), Пять тысяч лет стекла , 1991, British Museum Press
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f070c3c0c2ee5e4ad12630dc1cc5f993__1717316160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/93/f070c3c0c2ee5e4ad12630dc1cc5f993.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lycurgus Cup - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)