Jump to content

Украинский дорианский масштаб

(Перенаправлен из шкалы Misheberak )
Украинский дорианский режим на C. Play

В музыке украинская шкала Дориан (или шкала Дориана ♯4 ) представляет собой модифицированную малый шкалу с поднятой 4 -й и 6 -й, и снизилась 7 -е градус , часто с переменной 4 -й степенью. Это традиционно было распространено в музыке Восточной Европы , Юго -Восточной Европы и Средиземноморья , включая еврейскую, греческую, украинскую и румынскую музыку. Из -за его широкого использования эта шкала была известна различными именами, включая измененный Дориан , Хутсул Мод и Ми Шебейрак . Он также тесно связан с Nikriz Pentachord , найденным в турецких или арабских системах макам .

Это одна из двух гармонических дорианских масштабов , другая - шкала Дориана ♭ 5.

Тридадные качества оригинальной шкалы дориана и двух гармонических дорианских масштабов
шкала 1 -й 2 -й 3 -й 4 -й 5 -й 6 -й 7 -й
Оригинальная дорианская шкала Незначительная триада Незначительная триада Основная триада Основная триада Незначительная триада Уменьшенная триада Основная триада
Дориан ♯4 Шкала Незначительная триада Основная триада Основная триада Уменьшенная триада Основная триада Уменьшенная триада дополненная триада
Дориан ♭ 5 Шкала Уменьшенная триада Незначительная триада Незначительная триада Основная триада дополненная триада Уменьшенная триада Основная триада
Седьмые качества аккордов оригинальной шкалы Дориан и двух гармонических дорианских шкал
шкала 1 -й 2 -й 3 -й 4 -й 5 -й 6 -й 7 -й
Оригинальная дорианская шкала Незначительный седьмой аккорд Незначительный седьмой аккорд крупный седьмой аккорд Доминирующий седьмой аккорд Незначительный седьмой аккорд Половина седьмой аккорд крупный седьмой аккорд
Дориан ♯4 Шкала Незначительный седьмой аккорд Доминирующий седьмой аккорд крупный седьмой аккорд Уменьшенный седьмой аккорд Незначительный седьмой аккорд Половина седьмой аккорд дополненная крупная седьмая аккорд
Дориан ♭ 5 Шкала Половина седьмой аккорд Незначительный седьмой аккорд Незначительный седьмой аккорд Доминирующий седьмой аккорд дополненная крупная седьмая аккорд Уменьшенный седьмой аккорд крупный седьмой аккорд

Терминология

[ редактировать ]

Хотя эта шкала использовалась в музыке Юго -Восточной Европы и Западной Азии на протяжении веков, наши условия для нее только датируются двадцатым веком. [ 1 ] Термин украинский дориан ( немецкий : Украиниш-Дориш ) был придуман новаторским еврейским музыкологом Авраамом Зеви Идельхон в 1910-х годах, на которого влияет украинский народной филарет Колесса и связан с этим масштабом с украинской музыкой (особенно в Epics Collecty "Dumy" и связал этот масштаб с украинской музыкой (особенно в Epic Poemy " Dumy Cole "). [ 2 ] [ 3 ] Из -за этой ассоциации она также была названа «режим Думы» в контексте украинской музыки. В другое время Идельон называл это просто дорианским режимом с дополненным четвертым. [ 4 ] Мойсей Береговский , советский этномузиколог, критиковал работу Идельона и предпочитал термин «Измененный дориан» ( русский : Инэнндн . Он согласился, что это было наиболее распространено в украинском думи , а также в румынской, молдовой и еврейской музыке. [ 5 ] [ 6 ] Марк Слобин , американский этномузиколог, который перевел работу Береговского на английский, называет ее «взрослой четвертой шкалой». [ 2 ] [ 5 ] [ 7 ]

В народной и религиозной музыке из различных этнических групп юго -восточной Европы у нее есть множество других имен. В контексте еврейской кантриальной музыки или нусах она была названа в честь различных молитв, в которой она использовалась; Чаще всего « Ми Шебейраха Шкала », а также Ав Харачамим и другие. [ 4 ] С 1980 -х годов некоторые из этих религиозных терминов были применены и к музыке Klezmer , чаще всего MI Shebeirach. На русском языке это называется режим Хутсула ( русский : guцwolasskiй llad ) после этнической группы с таким именем. В контексте современной греческой музыки ее по -разному называли Карагуна , Романикос , Никриз или Пиреотико Миноре ( Минор Пиреус ) [ 7 ] [ 4 ] В контекстах под влиянием турецкой системы макам , которая включает греческую музыку, ее часто сравнивают с Пентачордом Никризом. [ 8 ]

Характеристики

[ редактировать ]
Интервальная диаграмма для украинского дориана

Украинская дорианская шкала иногда описывается как дорианский режим с повышенной четвертой степенью . Он разделяет те же интервалы, что и гармоническая малая шкала и фригианская доминирующая шкала . Это видно, как первоначально описал Идельон в 1910-х годах, как шкала из семи нот. [ 3 ] Например, шкала C в украинском дорине будет состоять из C, D, E , F , G, A, B .

Тем не менее, есть и другие аспекты его модального использования в традиционной музыке. Его нижний диапазон состоит из Пентачорда Никриза; В C, примечания будут C, D, E , F , G. Его верхний диапазон обычно состоит из тетрахорда G, A, B , C. ниже тоника, однако, как правило, будет тетрахордом G, A , B , C. Во многих случаях во время мелодии четвертая степень сглаживается до f , с возможностью сгладить шестую и седьмую степень до и b ( естественный несовершеннолетний ). [ 7 ] [ 6 ] Таким образом, в традиционном модальном используется его часто выходит за рамки одной октавы и имеет различия в своей интервалах. [ 2 ] [ 9 ]

Основной тональной основой этой шкалы является небольшая триада. [ 6 ] Однако поднятого четвертого труднее гармонизировать, и поэтому произведения, написанные в этом масштабе, часто сопровождаются беспилотником в традиционной музыке или с уменьшенными аккордами. [ 7 ]

Использовать в музыке

[ редактировать ]

Традиционная и этническая музыка

[ редактировать ]

Этот режим особенно распространен в районах Восточной и Юго -Восточной Европы и Средиземноморья, которые находились под властью или влиянием Османской империи, а перед ним - Византийская империя. [ 7 ] [ 10 ] Там еще не было тщательного изучения его использования в различных культурах. [ 9 ] В исследовании 1980 года Слобин отметил, что это особенно распространено в Украине, Румынии и Молдове, иногда появляется в музыке Марамуре , Болгарии, Греции и Словакии; что это редко в народной музыке России, Беларуси и Венгрии, но появляется довольно часто в еврейской музыке из этих областей. [ 2 ] [ 11 ] Исторический этномузиколог Уолтер Зев Фельдман описывает его как присутствующий в районе от Западной Анатолии до Украины. [ 9 ] Мануэль отмечает, что музыканты -евреи и рома, возможно, были важны для распространения или поддержания его в культурных зонах и имперских границах. [ 7 ] Ученые в целом согласны с тем, что его происхождение неизвестно. [ 6 ] [ 2 ] Некоторые использование такого масштаба распространены во многих из этих культурных групп, таких как модуляции между IT и фригианским доминирующим шкалом . [ 7 ]

Украинская музыка

[ редактировать ]

Как указывалось выше, общее английское название для этой шкалы (украинская дориан) появилось потому, что ранние фольклористы и музыкологи связывают его с думи эпическими балладами Украины. Эти баллады, которые датируются пятнадцатым веком и исторически исполнялись Kobzars , обычно сочинялись с использованием этой шкалы. [ 12 ] Помимо баллад Dumy , эта шкала особенно связана с музыкой Hutsuls , этнической группой Карпатских гор , в той степени, в которой его часто называют режимом Hutsul ( украинский : guцwolshshiй llay ). [ 13 ] [ 14 ]

Ашкеназская еврейская музыка

[ редактировать ]

Эта шкала часто ассоциируется в англоязычном контексте с ашкеназской еврейской музыкой, а пьесы в украинском дорианском и фригианском доминирующем масштабе (известном как Freygish), как правило, имеют «еврейский» ощущение, которое отличает их от другой музыки. [ 2 ] Это появляется в ряде жанров, включая религиозную музыку, народные песни, Клезмер и сочиненные идишские песни начала 20 -го века. [ 15 ] Береговский, советский исследователь еврейской музыки, работающий в 1930 -х годах, подсчитал, что этот режим использовался в 4 или 5 процентах еврейских народных песен и чуть более 10 процентов инструментальных мелодий. [ 2 ] [ 6 ]

Его использование часто встречается в театральной музыке идиш в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, иногда как естественный результат сочинения в еврейском стиле, но иногда с точки зрения пародии, пафоса или культурных ссылок. [ 16 ] [ 2 ] [ 17 ] Его уменьшенная популярность в идишской песне из -за влияния западной музыки на музыкальные вкусы наблюдалась как в Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах к 1940 -м годам. [ 6 ] [ 2 ]

Эта шкала очень распространена и в музыке Klezmer. По словам Фельдмана, он особенно присутствует в том, что он называет «переходным» репертуаром Клезмера, подмножества репертуара, который сильно влияет румынская и греческая музыка, и не так распространен среди более старого «основного» репертуара Клезмера. [ 18 ] [ 19 ] В частности, он связан с Doina , типом румынской пьесы, которая стала популярной в Music Klezmer, ассоциации, отмеченной Береговским в 1940 -х годах. [ 4 ] [ 6 ] В религиозной еврейской музыке это считается «вторичным» режимом, так как часто появляется в более крупных работах со сложным мелодическим развитием, а не является основой целого произведения. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Румынская музыка

[ редактировать ]

Румыния и Молдова , которые соответствуют историческим данубийским княжествам Уоллахии и Молдавии, сыграли ключевую роль в исторических обменах между западной и османской музыкой, в том числе музыкантами из рома оттуда, которые играли в Османском дворе, а также в взаимодействии греческих, еврейских Румынские и рома музыкальные культуры. [ 11 ] [ 7 ] В музыкальных культурах, особенно в Молдавии, эта шкала обычно использовалась в танцах и песнях, в том числе, в частности, Doina и различные баллады, и сегодня сохраняется в румынской народной музыке . [ 7 ]

Греческая музыка

[ редактировать ]

В греческой музыке режимы называются Dromoi ( Δρόµοι ) и имеют имена и формы, которые поступают из системы Османской Макам, хотя в некоторых случаях имена больше не соответствуют оригинальным османским. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Похоже, что в греческом контексте нет универсального названия; Используются различные названия, в том числе Карагуна , Романикос , Никриз или Пиреотико Миноре ( Пиреус Минор). [ 7 ] [ 4 ]

Эта шкала появляется в различных типах греческой популярной музыки, включая Rebetiko и Laïko . [ 7 ] Как и в другой региональной музыке, четвертая степень часто сглаживается или поднимается попеременно в одном произведении. [ 25 ] Фельдман заметил, что инструментальные мелодии, разделяемые между греческими и ашкеназическими еврейскими традициями, очень часто составляются в этом масштабе. [ 26 ]

Оркестровая и современная музыка

[ редактировать ]

Украинская дорианская масштаба чаще всего появляется в классической музыке или современных композициях в кусках, которые опираются на еврейские, румынские, румынские, украинские или другие этнические музыкальные стили. Композиторы из еврейской художественной музыкальной движения использовали его, в том числе Джозеф Аченрон в его ивритской мелодии (1912); Другие из этого движения, включая Lazare Saminsky, отвергли его использование в композициях. [ 27 ] [ 28 ] Современные американские еврейские композиторы также работали, в том числе Джордж Гершвин , Макс Хелльман , Ирвинг Берлин , Курт Вейл и Эрнест Блох . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Дмитрий Шостакович также использовал эту шкалу при ссылке на еврейские темы. [ 32 ] [ 33 ] Масштаб также широко используется в работах композиторов, опираясь на румынские темы, такие как Джордж Энеску , Бела Барток , Николае Бретана и ципрос Порумбуск , а также украинские темы в работах таких композиторов, как Чжанна Колодуб и Мирослав Скорик . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Тарси, Боаз (2017). «На пересечении теории музыки и идеологии: Ариз Идельон и Ашкенази молитвенный режим Magen Avot» . Журнал музыкологических исследований . 36 (3): 208–233. doi : 10.1080/01411896.2017.1340033 . ISSN   0141-1896 .
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Слобин, Марк (1980). Талмаж, Фрэнк (ред.). «Эволюция музыкального символа в идишской культуре». Исследования в еврейском фольклоре . Кембридж, Массачусетс: 313–330.
  3. ^ Jump up to: а беременный Idlesohn, Abraham Zevi (1967). Еврейская музыка в его историческом развитии (первое шокирует изд.). Нью -Йорк: пожаль книгам. стр. 18-91.
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Рубин, Джоэл (1997). Стентон, Стив; Кнапп, Александр (ред.). «Alts Nemt Zikh Fun Der Doyne (все происходит от Doina): румынская еврейская Doina: более близкое стилистическое исследование». Материалы первой международной конференции по еврейской музыке . Лондон: Городской университет Печатный блок: 133–64.
  5. ^ Jump up to: а беременный Рубин, Джоэл (2020). "Примечания". Нью -Йорк Клезмер в начале двадцатого века: музыка Naftule Brandwein и Dave Tarras (1 изд.). Рочестер (Нью -Йорк): Университет Рочестер Пресс. С. 290–391. ISBN  9781580465984 .
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Береговский, Моше (2000). «5. Измененная дорианская шкала в еврейской народной музыке (по вопросу о семантических характеристиках масштабов), 1946». В Слобине, Марк (ред.). Старая еврейская народная музыка: коллекции и сочинения Моше Береговски (первое издательство Сиракузского университета издательство). Сиракузы, Нью -Йорк: издательство Сиракузского университета. С. 549–67. ISBN  0815628684 .
  7. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Мануэль, Питер (1989). «Модальная гармония в андалузской, восточной европейской и турецкой синкретической музыке» . Ежегодник для традиционной музыки . 21 : 70–94. doi : 10.2307/767769 . ISSN   0740-1558 .
  8. ^ Фельдман, Уолтер З. (1994). «Bulgărească/Bulgarish/Bulgar: трансформация жанра танца Klezmer». (): ». Этномузикология : 1–35.
  9. ^ Jump up to: а беременный в Фельдман, Уолтер Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. п. 383. ISBN  9780190244514 .
  10. ^ Самсон, Джон. «Юго -Восточная Европа» . Grove Music Online . Получено 7 декабря 2023 года .
  11. ^ Jump up to: а беременный Слобин, Марк (1996). Многоцелевые песни: популярная музыка еврейских иммигрантов . Урбана, Иллинойс: Univ. Иллинойс Пресс. С. 185–93. ISBN  9780252065620 .
  12. ^ Лин, Ян (1997). История европейской народной музыки . Рочестер, Нью -Йорк: Университет Рочестер Пресс. С. 85–6. ISBN  1878822772 .
  13. ^ Бэйли, Вирко; Хрица, София. "Украина" . Grove Music Online . Получено 7 декабря 2023 года .
  14. ^ Soroker, Jakov Lʹvovič (1995). Украинские музыкальные элементы в классической музыке . Эдмонтон: канадский инст. Украинской Исследования Пресс. С. 8–10. ISBN  9781895571066 .
  15. ^ Wohlberg, Max (1977). «Музыка синагоги как источника идишского народного» . Musica Judaica . 2 (1): 36. ISSN   0147-7536 .
  16. ^ Hesskes, Irene (1984). «Музыка как социальная история: американская идишская театральная музыка, 1882-1920» . Американская музыка . 2 (4): 73–87. doi : 10.2307/3051563 . ISSN   0734-4392 .
  17. ^ Хескс, Ирен; Марвик, Лоуренс (1992). Идишские американские популярные песни, с 1895 по 1950 год: каталог, основанный на списке «Лоуренс Марвик» . Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография Соединенных Штатов. п. XXIII.
  18. ^ Фельдман, Уолтер Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. п. 219. ISBN  9780190244514 .
  19. ^ Фельдман, Уолтер Зев (2022). «Музыкальный фьюжн и аллюзия в ядре и переходный репертуар Klezmer» . Шофар: междисциплинарный журнал еврейских исследований . 40 (2): 143–166. doi : 10.1353/sho.2022.0026 . ISSN   1534-5165 .
  20. ^ Левин, Джозеф А. (2000). Песня синагоги в Америке (1 -е изд.). Нортвейл, Нью -Джерси: Аронсон. п. 205. ISBN  0765761394 .
  21. ^ Тарси, Боаз (2002). «Наблюдения за практикой« Нусах »в Америке» . Азиатская музыка . 33 (2): 175–219. ISSN   0044-9202 .
  22. ^ Тарси, Боаз (2020). «Раскрытие музыкальной теории литургической музыки ашкенази:« Адонай малахам тематическое исследование ». Аналитические подходы к мировой музыке . 8 (2): 195–234.
  23. ^ Дитрих, Эберхард (1987). Ребетико: исследование городской музыки Греции (на немецком языке). Гамбург: К.Д. Вагнер. С. ISBN  3889790348 .
  24. ^ Ordoulidis, Nikos (2011). «Греческие популярные режимы». Британская аспирантура . 11
  25. ^ Jump up to: а беременный Пеннанен, Ристо Пекка (1997). «Развитие хордовой гармонии в греческой ребетике и музыке Лайки, 1930 -х по 1960 -е годы» . Британский журнал этномузикологии . 6 : 65–116. ISSN   0968-1221 .
  26. ^ Фельдман, Уолтер Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. С. 359–60. ISBN  9780190244514 .
  27. ^ Loeffler, James (2010). Самый музыкальный характер . Нью -Хейвен: издательство Йельского университета. п. 144. ISBN  9780300162943 .
  28. ^ Морич, Клара (2008). «2. Чжиди и Евреи в контексте новорожденных». Еврейская идентичность: национализм, расизм и утопизм в музыке двадцатого века . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. С. 55–92.
  29. ^ Готлиб, Джек (2004). «12. Сродство между еврейскими американцами и афроамериканцами». Забавно, это не звучит еврейское: как идишские песни и мелодии синагоги повлияли на Tin Pan Alley, Broadway и Hollywood . Государственный университет Нью -Йорк Пресс. С. 193–223. ISBN  978-0-7914-8502-6 .
  30. ^ Поллак, Ховард (2006). Джордж Гершвин: Его жизнь и работа . Беркли Лос -Анджелес Лондон: издательство Университета Калифорнии. п. 46. ​​ISBN  978-0-520-24864-9 .
  31. ^ Уолден, Джошуа С. (осень 2012). «Основное выражение людей»: интерпретация хасидской песни в истории композиции и исполнения » Блоха баала .
  32. ^ Браун, Йоахим (1985). «Двойное значение еврейских элементов в музыке Дмитрия Шостаковича» . Музыкальный квартал . 71 (1): 68–80. ISSN   0027-4631 .
  33. ^ Браун, Стивен С. (2006). «Отслеживание происхождения музыкального девиза Шостаковича» . Intégral . 20 : 69–103. ISSN   1073-6913 .
  34. ^ Уолден, Джошуа С. (2014). Звучит подлинно: сельский миниатюрный и музыкальный модернизм . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN  9780199334667 .
  35. ^ Вуд, Чарльз (2008). Оперные оперы или Николи Бретан: Румыния, замолчавший композитор . Сарбрюккен: крупный доктор Мюллер. п. 87. ISBN  9783639088861 .
  36. ^ Bentoiu, Pascal (2010). Мастерскую Джорджа Энесеску . Пугало книги. П.  9780810876903 .
  37. ^ Gnativ, Dymitro (осень 2022 г.). «Слушание Украины: праймер». Flutist Quarterly . 48 (1). National Flute Association, Inc.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00f77fa2762657d75d37146b7ccc872b__1723764120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/2b/00f77fa2762657d75d37146b7ccc872b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ukrainian Dorian scale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)