Украинский дорианский масштаб

В музыке украинская шкала Дориан (или шкала Дориана ♯4 ) представляет собой модифицированную малый шкалу с поднятой 4 -й и 6 -й, и снизилась 7 -е градус , часто с переменной 4 -й степенью. Это традиционно было распространено в музыке Восточной Европы , Юго -Восточной Европы и Средиземноморья , включая еврейскую, греческую, украинскую и румынскую музыку. Из -за его широкого использования эта шкала была известна различными именами, включая измененный Дориан , Хутсул Мод и Ми Шебейрак . Он также тесно связан с Nikriz Pentachord , найденным в турецких или арабских системах макам .
Это одна из двух гармонических дорианских масштабов , другая - шкала Дориана ♭ 5.
шкала | 1 -й | 2 -й | 3 -й | 4 -й | 5 -й | 6 -й | 7 -й |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оригинальная дорианская шкала | Незначительная триада | Незначительная триада | Основная триада | Основная триада | Незначительная триада | Уменьшенная триада | Основная триада |
Дориан ♯4 Шкала | Незначительная триада | Основная триада | Основная триада | Уменьшенная триада | Основная триада | Уменьшенная триада | дополненная триада |
Дориан ♭ 5 Шкала | Уменьшенная триада | Незначительная триада | Незначительная триада | Основная триада | дополненная триада | Уменьшенная триада | Основная триада |
шкала | 1 -й | 2 -й | 3 -й | 4 -й | 5 -й | 6 -й | 7 -й |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оригинальная дорианская шкала | Незначительный седьмой аккорд | Незначительный седьмой аккорд | крупный седьмой аккорд | Доминирующий седьмой аккорд | Незначительный седьмой аккорд | Половина седьмой аккорд | крупный седьмой аккорд |
Дориан ♯4 Шкала | Незначительный седьмой аккорд | Доминирующий седьмой аккорд | крупный седьмой аккорд | Уменьшенный седьмой аккорд | Незначительный седьмой аккорд | Половина седьмой аккорд | дополненная крупная седьмая аккорд |
Дориан ♭ 5 Шкала | Половина седьмой аккорд | Незначительный седьмой аккорд | Незначительный седьмой аккорд | Доминирующий седьмой аккорд | дополненная крупная седьмая аккорд | Уменьшенный седьмой аккорд | крупный седьмой аккорд |
Терминология
[ редактировать ]Хотя эта шкала использовалась в музыке Юго -Восточной Европы и Западной Азии на протяжении веков, наши условия для нее только датируются двадцатым веком. [ 1 ] Термин украинский дориан ( немецкий : Украиниш-Дориш ) был придуман новаторским еврейским музыкологом Авраамом Зеви Идельхон в 1910-х годах, на которого влияет украинский народной филарет Колесса и связан с этим масштабом с украинской музыкой (особенно в Epics Collecty "Dumy" и связал этот масштаб с украинской музыкой (особенно в Epic Poemy " Dumy Cole "). [ 2 ] [ 3 ] Из -за этой ассоциации она также была названа «режим Думы» в контексте украинской музыки. В другое время Идельон называл это просто дорианским режимом с дополненным четвертым. [ 4 ] Мойсей Береговский , советский этномузиколог, критиковал работу Идельона и предпочитал термин «Измененный дориан» ( русский : Инэнндн . Он согласился, что это было наиболее распространено в украинском думи , а также в румынской, молдовой и еврейской музыке. [ 5 ] [ 6 ] Марк Слобин , американский этномузиколог, который перевел работу Береговского на английский, называет ее «взрослой четвертой шкалой». [ 2 ] [ 5 ] [ 7 ]
В народной и религиозной музыке из различных этнических групп юго -восточной Европы у нее есть множество других имен. В контексте еврейской кантриальной музыки или нусах она была названа в честь различных молитв, в которой она использовалась; Чаще всего « Ми Шебейраха Шкала », а также Ав Харачамим и другие. [ 4 ] С 1980 -х годов некоторые из этих религиозных терминов были применены и к музыке Klezmer , чаще всего MI Shebeirach. На русском языке это называется режим Хутсула ( русский : guцwolasskiй llad ) после этнической группы с таким именем. В контексте современной греческой музыки ее по -разному называли Карагуна , Романикос , Никриз или Пиреотико Миноре ( Минор Пиреус ) [ 7 ] [ 4 ] В контекстах под влиянием турецкой системы макам , которая включает греческую музыку, ее часто сравнивают с Пентачордом Никризом. [ 8 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Украинская дорианская шкала иногда описывается как дорианский режим с повышенной четвертой степенью . Он разделяет те же интервалы, что и гармоническая малая шкала и фригианская доминирующая шкала . Это видно, как первоначально описал Идельон в 1910-х годах, как шкала из семи нот. [ 3 ] Например, шкала C в украинском дорине будет состоять из C, D, E ♭ , F ♯ , G, A, B ♭ .
Тем не менее, есть и другие аспекты его модального использования в традиционной музыке. Его нижний диапазон состоит из Пентачорда Никриза; В C, примечания будут C, D, E ♭ , F ♯ , G. Его верхний диапазон обычно состоит из тетрахорда G, A, B ♭ , C. ниже тоника, однако, как правило, будет тетрахордом G, A , B ♮ , C. Во многих случаях во время мелодии четвертая степень сглаживается до f ♮ , с возможностью сгладить шестую и седьмую степень до ♭ и b ♭ ( естественный несовершеннолетний ). [ 7 ] [ 6 ] Таким образом, в традиционном модальном используется его часто выходит за рамки одной октавы и имеет различия в своей интервалах. [ 2 ] [ 9 ]
Основной тональной основой этой шкалы является небольшая триада. [ 6 ] Однако поднятого четвертого труднее гармонизировать, и поэтому произведения, написанные в этом масштабе, часто сопровождаются беспилотником в традиционной музыке или с уменьшенными аккордами. [ 7 ]
Использовать в музыке
[ редактировать ]Традиционная и этническая музыка
[ редактировать ]Этот режим особенно распространен в районах Восточной и Юго -Восточной Европы и Средиземноморья, которые находились под властью или влиянием Османской империи, а перед ним - Византийская империя. [ 7 ] [ 10 ] Там еще не было тщательного изучения его использования в различных культурах. [ 9 ] В исследовании 1980 года Слобин отметил, что это особенно распространено в Украине, Румынии и Молдове, иногда появляется в музыке Марамуре , Болгарии, Греции и Словакии; что это редко в народной музыке России, Беларуси и Венгрии, но появляется довольно часто в еврейской музыке из этих областей. [ 2 ] [ 11 ] Исторический этномузиколог Уолтер Зев Фельдман описывает его как присутствующий в районе от Западной Анатолии до Украины. [ 9 ] Мануэль отмечает, что музыканты -евреи и рома, возможно, были важны для распространения или поддержания его в культурных зонах и имперских границах. [ 7 ] Ученые в целом согласны с тем, что его происхождение неизвестно. [ 6 ] [ 2 ] Некоторые использование такого масштаба распространены во многих из этих культурных групп, таких как модуляции между IT и фригианским доминирующим шкалом . [ 7 ]
Украинская музыка
[ редактировать ]Как указывалось выше, общее английское название для этой шкалы (украинская дориан) появилось потому, что ранние фольклористы и музыкологи связывают его с думи эпическими балладами Украины. Эти баллады, которые датируются пятнадцатым веком и исторически исполнялись Kobzars , обычно сочинялись с использованием этой шкалы. [ 12 ] Помимо баллад Dumy , эта шкала особенно связана с музыкой Hutsuls , этнической группой Карпатских гор , в той степени, в которой его часто называют режимом Hutsul ( украинский : guцwolshshiй llay ). [ 13 ] [ 14 ]
Ашкеназская еврейская музыка
[ редактировать ]Эта шкала часто ассоциируется в англоязычном контексте с ашкеназской еврейской музыкой, а пьесы в украинском дорианском и фригианском доминирующем масштабе (известном как Freygish), как правило, имеют «еврейский» ощущение, которое отличает их от другой музыки. [ 2 ] Это появляется в ряде жанров, включая религиозную музыку, народные песни, Клезмер и сочиненные идишские песни начала 20 -го века. [ 15 ] Береговский, советский исследователь еврейской музыки, работающий в 1930 -х годах, подсчитал, что этот режим использовался в 4 или 5 процентах еврейских народных песен и чуть более 10 процентов инструментальных мелодий. [ 2 ] [ 6 ]
Его использование часто встречается в театральной музыке идиш в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, иногда как естественный результат сочинения в еврейском стиле, но иногда с точки зрения пародии, пафоса или культурных ссылок. [ 16 ] [ 2 ] [ 17 ] Его уменьшенная популярность в идишской песне из -за влияния западной музыки на музыкальные вкусы наблюдалась как в Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах к 1940 -м годам. [ 6 ] [ 2 ]
Эта шкала очень распространена и в музыке Klezmer. По словам Фельдмана, он особенно присутствует в том, что он называет «переходным» репертуаром Клезмера, подмножества репертуара, который сильно влияет румынская и греческая музыка, и не так распространен среди более старого «основного» репертуара Клезмера. [ 18 ] [ 19 ] В частности, он связан с Doina , типом румынской пьесы, которая стала популярной в Music Klezmer, ассоциации, отмеченной Береговским в 1940 -х годах. [ 4 ] [ 6 ] В религиозной еврейской музыке это считается «вторичным» режимом, так как часто появляется в более крупных работах со сложным мелодическим развитием, а не является основой целого произведения. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Румынская музыка
[ редактировать ]Румыния и Молдова , которые соответствуют историческим данубийским княжествам Уоллахии и Молдавии, сыграли ключевую роль в исторических обменах между западной и османской музыкой, в том числе музыкантами из рома оттуда, которые играли в Османском дворе, а также в взаимодействии греческих, еврейских Румынские и рома музыкальные культуры. [ 11 ] [ 7 ] В музыкальных культурах, особенно в Молдавии, эта шкала обычно использовалась в танцах и песнях, в том числе, в частности, Doina и различные баллады, и сегодня сохраняется в румынской народной музыке . [ 7 ]
Греческая музыка
[ редактировать ]В греческой музыке режимы называются Dromoi ( Δρόµοι ) и имеют имена и формы, которые поступают из системы Османской Макам, хотя в некоторых случаях имена больше не соответствуют оригинальным османским. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Похоже, что в греческом контексте нет универсального названия; Используются различные названия, в том числе Карагуна , Романикос , Никриз или Пиреотико Миноре ( Пиреус Минор). [ 7 ] [ 4 ]
Эта шкала появляется в различных типах греческой популярной музыки, включая Rebetiko и Laïko . [ 7 ] Как и в другой региональной музыке, четвертая степень часто сглаживается или поднимается попеременно в одном произведении. [ 25 ] Фельдман заметил, что инструментальные мелодии, разделяемые между греческими и ашкеназическими еврейскими традициями, очень часто составляются в этом масштабе. [ 26 ]
Оркестровая и современная музыка
[ редактировать ]Украинская дорианская масштаба чаще всего появляется в классической музыке или современных композициях в кусках, которые опираются на еврейские, румынские, румынские, украинские или другие этнические музыкальные стили. Композиторы из еврейской художественной музыкальной движения использовали его, в том числе Джозеф Аченрон в его ивритской мелодии (1912); Другие из этого движения, включая Lazare Saminsky, отвергли его использование в композициях. [ 27 ] [ 28 ] Современные американские еврейские композиторы также работали, в том числе Джордж Гершвин , Макс Хелльман , Ирвинг Берлин , Курт Вейл и Эрнест Блох . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Дмитрий Шостакович также использовал эту шкалу при ссылке на еврейские темы. [ 32 ] [ 33 ] Масштаб также широко используется в работах композиторов, опираясь на румынские темы, такие как Джордж Энеску , Бела Барток , Николае Бретана и ципрос Порумбуск , а также украинские темы в работах таких композиторов, как Чжанна Колодуб и Мирослав Скорик . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Незначительная цыганская шкала
- Венгерский малый шкал
- Фригианский доминирующий шкала
- Двойная гармоническая шкала
- Мелодичная незначительная шкала
- Mixolydian Mode § Moloch Scale
- Хемавати , индийская карнатическая музыка, соответствующая украинскому дорианскому шкале.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тарси, Боаз (2017). «На пересечении теории музыки и идеологии: Ариз Идельон и Ашкенази молитвенный режим Magen Avot» . Журнал музыкологических исследований . 36 (3): 208–233. doi : 10.1080/01411896.2017.1340033 . ISSN 0141-1896 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Слобин, Марк (1980). Талмаж, Фрэнк (ред.). «Эволюция музыкального символа в идишской культуре». Исследования в еврейском фольклоре . Кембридж, Массачусетс: 313–330.
- ^ Jump up to: а беременный Idlesohn, Abraham Zevi (1967). Еврейская музыка в его историческом развитии (первое шокирует изд.). Нью -Йорк: пожаль книгам. стр. 18-91.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Рубин, Джоэл (1997). Стентон, Стив; Кнапп, Александр (ред.). «Alts Nemt Zikh Fun Der Doyne (все происходит от Doina): румынская еврейская Doina: более близкое стилистическое исследование». Материалы первой международной конференции по еврейской музыке . Лондон: Городской университет Печатный блок: 133–64.
- ^ Jump up to: а беременный Рубин, Джоэл (2020). "Примечания". Нью -Йорк Клезмер в начале двадцатого века: музыка Naftule Brandwein и Dave Tarras (1 изд.). Рочестер (Нью -Йорк): Университет Рочестер Пресс. С. 290–391. ISBN 9781580465984 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Береговский, Моше (2000). «5. Измененная дорианская шкала в еврейской народной музыке (по вопросу о семантических характеристиках масштабов), 1946». В Слобине, Марк (ред.). Старая еврейская народная музыка: коллекции и сочинения Моше Береговски (первое издательство Сиракузского университета издательство). Сиракузы, Нью -Йорк: издательство Сиракузского университета. С. 549–67. ISBN 0815628684 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Мануэль, Питер (1989). «Модальная гармония в андалузской, восточной европейской и турецкой синкретической музыке» . Ежегодник для традиционной музыки . 21 : 70–94. doi : 10.2307/767769 . ISSN 0740-1558 .
- ^ Фельдман, Уолтер З. (1994). «Bulgărească/Bulgarish/Bulgar: трансформация жанра танца Klezmer». (): ». Этномузикология : 1–35.
- ^ Jump up to: а беременный в Фельдман, Уолтер Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. п. 383. ISBN 9780190244514 .
- ^ Самсон, Джон. «Юго -Восточная Европа» . Grove Music Online . Получено 7 декабря 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Слобин, Марк (1996). Многоцелевые песни: популярная музыка еврейских иммигрантов . Урбана, Иллинойс: Univ. Иллинойс Пресс. С. 185–93. ISBN 9780252065620 .
- ^ Лин, Ян (1997). История европейской народной музыки . Рочестер, Нью -Йорк: Университет Рочестер Пресс. С. 85–6. ISBN 1878822772 .
- ^ Бэйли, Вирко; Хрица, София. "Украина" . Grove Music Online . Получено 7 декабря 2023 года .
- ^ Soroker, Jakov Lʹvovič (1995). Украинские музыкальные элементы в классической музыке . Эдмонтон: канадский инст. Украинской Исследования Пресс. С. 8–10. ISBN 9781895571066 .
- ^ Wohlberg, Max (1977). «Музыка синагоги как источника идишского народного» . Musica Judaica . 2 (1): 36. ISSN 0147-7536 .
- ^ Hesskes, Irene (1984). «Музыка как социальная история: американская идишская театральная музыка, 1882-1920» . Американская музыка . 2 (4): 73–87. doi : 10.2307/3051563 . ISSN 0734-4392 .
- ^ Хескс, Ирен; Марвик, Лоуренс (1992). Идишские американские популярные песни, с 1895 по 1950 год: каталог, основанный на списке «Лоуренс Марвик» . Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография Соединенных Штатов. п. XXIII.
- ^ Фельдман, Уолтер Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. п. 219. ISBN 9780190244514 .
- ^ Фельдман, Уолтер Зев (2022). «Музыкальный фьюжн и аллюзия в ядре и переходный репертуар Klezmer» . Шофар: междисциплинарный журнал еврейских исследований . 40 (2): 143–166. doi : 10.1353/sho.2022.0026 . ISSN 1534-5165 .
- ^ Левин, Джозеф А. (2000). Песня синагоги в Америке (1 -е изд.). Нортвейл, Нью -Джерси: Аронсон. п. 205. ISBN 0765761394 .
- ^ Тарси, Боаз (2002). «Наблюдения за практикой« Нусах »в Америке» . Азиатская музыка . 33 (2): 175–219. ISSN 0044-9202 .
- ^ Тарси, Боаз (2020). «Раскрытие музыкальной теории литургической музыки ашкенази:« Адонай малахам тематическое исследование ». Аналитические подходы к мировой музыке . 8 (2): 195–234.
- ^ Дитрих, Эберхард (1987). Ребетико: исследование городской музыки Греции (на немецком языке). Гамбург: К.Д. Вагнер. С. ISBN 3889790348 .
- ^ Ordoulidis, Nikos (2011). «Греческие популярные режимы». Британская аспирантура . 11
- ^ Jump up to: а беременный Пеннанен, Ристо Пекка (1997). «Развитие хордовой гармонии в греческой ребетике и музыке Лайки, 1930 -х по 1960 -е годы» . Британский журнал этномузикологии . 6 : 65–116. ISSN 0968-1221 .
- ^ Фельдман, Уолтер Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. С. 359–60. ISBN 9780190244514 .
- ^ Loeffler, James (2010). Самый музыкальный характер . Нью -Хейвен: издательство Йельского университета. п. 144. ISBN 9780300162943 .
- ^ Морич, Клара (2008). «2. Чжиди и Евреи в контексте новорожденных». Еврейская идентичность: национализм, расизм и утопизм в музыке двадцатого века . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. С. 55–92.
- ^ Готлиб, Джек (2004). «12. Сродство между еврейскими американцами и афроамериканцами». Забавно, это не звучит еврейское: как идишские песни и мелодии синагоги повлияли на Tin Pan Alley, Broadway и Hollywood . Государственный университет Нью -Йорк Пресс. С. 193–223. ISBN 978-0-7914-8502-6 .
- ^ Поллак, Ховард (2006). Джордж Гершвин: Его жизнь и работа . Беркли Лос -Анджелес Лондон: издательство Университета Калифорнии. п. 46. ISBN 978-0-520-24864-9 .
- ^ Уолден, Джошуа С. (осень 2012). «Основное выражение людей»: интерпретация хасидской песни в истории композиции и исполнения » Блоха баала .
- ^ Браун, Йоахим (1985). «Двойное значение еврейских элементов в музыке Дмитрия Шостаковича» . Музыкальный квартал . 71 (1): 68–80. ISSN 0027-4631 .
- ^ Браун, Стивен С. (2006). «Отслеживание происхождения музыкального девиза Шостаковича» . Intégral . 20 : 69–103. ISSN 1073-6913 .
- ^ Уолден, Джошуа С. (2014). Звучит подлинно: сельский миниатюрный и музыкальный модернизм . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 9780199334667 .
- ^ Вуд, Чарльз (2008). Оперные оперы или Николи Бретан: Румыния, замолчавший композитор . Сарбрюккен: крупный доктор Мюллер. п. 87. ISBN 9783639088861 .
- ^ Bentoiu, Pascal (2010). Мастерскую Джорджа Энесеску . Пугало книги. П. 9780810876903 .
- ^ Gnativ, Dymitro (осень 2022 г.). «Слушание Украины: праймер». Flutist Quarterly . 48 (1). National Flute Association, Inc.