Культура Танзании
Часть серии о |
Культура Танзании |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Религия |
Литература |
Музыка |
Спорт |
После обретения Танганьикой независимости (1961 г.) и объединения с Занзибаром (1964 г.), что привело к образованию государства Танзания , президент Джулиус Ньерере подчеркнул необходимость создания национальной идентичности для граждан новой страны. Чтобы добиться этого, Ньерере представил то, что некоторые комментаторы расценили как один из самых успешных случаев этнических репрессий и трансформации идентичности в Африке. [ 1 ]
Танзания , где говорят более чем 130 этнических групп и на местных языках , является одной из самых этнически разнообразных стран Африки. Несмотря на это, этнические разногласия в Танзании по-прежнему редки, особенно по сравнению с остальным континентом.
Естественная история
[ редактировать ]На территории Танзании проводятся некоторые важные в мире археологические раскопки и их научная интерпретация:
Олдувайское ущелье
[ редактировать ]Олдувайское ущелье — одно из важнейших палеоантропологических мест в мире; Многие места, открытые в ущелье, оказались неоценимыми для дальнейшего понимания ранней эволюции человека . Ущелье с крутыми склонами в Великой рифтовой долине , которое простирается через Восточную Африку , имеет длину около 48 км (30 миль) и расположено на восточной равнине Серенгети на территории заповедника Нгоронгоро в округе Олбалбал , расположенном в районе Нгоронгоро в Аруше. Регион , примерно в 45 километрах (28 милях) от Лаэтоли , еще одного важного археологического места раннего заселения человеком. Британско-кенийская группа палеоантропологов-археологов Мэри и Луи Лики организовала программы раскопок и исследований в Олдувайском ущелье, которые достигли больших успехов в человеческих знаниях и получили мировую известность.
В июле 2019 года на повороте в Олдувайское ущелье с дороги, соединяющей заповедник Нгоронгоро и национальный парк Серенгети (маршрут, по которому проходят любители сафари), был установлен памятник «Ущелье Олдувай». англ. Джошуа Мванкунда задумал установить памятник в память об этом важном месте, а также служить указателем и привлекать посетителей в Олдувайское ущелье и музей; палеоантропологи Николас Тот , Кэти Шик и Джексон Ньяу спланировали и предоставили слепки ископаемых в натуральную величину по запросу правительства Танзании, которые были использованы танзанийским художником Фесто Киджо для создания двух больших бетонных черепов. Памятник состоит из двух крупномасштабных моделей ископаемых черепов, которые расположены на большом постаменте с информативной табличкой, установленной сбоку от постамента. Изображенные ископаемые черепа — это Paranthropus boisei и Homo habilis , два современных вида, которые впервые были обнаружены в Олдувайском ущелье. Крупномасштабные модели, созданные Кидзё, имеют высоту 6 футов и вес 5000 фунтов каждая. Проект памятника финансировался Институт каменного века и Фонд Джона Темплтона в партнерстве с Управлением заповедника Нгоронгоро (NCAA).
Музей Олдувайского ущелья , расположенный в 5 км от памятника, расположен на краю ущелья, на стыке главного и бокового ущелья. Являясь одним из крупнейших местных музеев в Африке, музей предлагает образовательные экспонаты, связанные с ущельем и его долгой историей.
Раскопки Тендагуру
[ редактировать ]к Формация Тендагуру северо-западу от Линди считается самой богатой позднеюрской толщей в Африке . Это образование предоставило множество окаменелостей разных групп; ранние млекопитающие несколько родов динозавров , , крокодилообразные , земноводные , рыбы флора беспозвоночные и . , Более 250 тонн (250 длинных тонн; 280 коротких тонн) материала было отправлено в Музей естественной истории в Берлине , Германия, во время раскопок в начале двадцатого века. [ 2 ]
Слои Тендагуру как месторождение окаменелостей были впервые обнаружены в 1906 году, когда немецкий фармацевт, химик-аналитик и горный инженер Бернхард Вильгельм Заттлер, направлявшийся к шахте к югу от реки Мбемкуре в бывшей Германской Восточной Африке , был показан своими местными сотрудниками огромными кости, выветрившиеся на тропе у подножия холма Тендагуру, в 10 километрах (6,2 мили) к югу от Мтапая (недалеко от деревни Намбиранджи, район Мипинго, в 60 километрах (37 миль) к северо-западу от города Линди). [ 3 ]
иллюстрированная книга на суахили, название которой переводится как « Динозавры Тендагуру В 1998 году для юных читателей Восточной Африки была издана ». В нем представлена несколько иная, вымышленная история первого открытия, приписываемая танзанийскому фермеру, а не немецкому инженеру Саттлеру. [ 4 ]
Наскальные образования
[ редактировать ]В феврале 2021 года польские археологи из Ягеллонского университета объявили об открытии древних наскальных изображений с антропоморфными фигурами в хорошем состоянии на каменном укрытии Амакхи 4 в заповеднике Свага-Свага на северо-западе региона Додома . Картины, выполненные красноватой краской, также содержали головы буйволов, головы и шеи жирафов, домашний скот, датируемые примерно несколькими сотнями лет назад. Археологи подсчитали, что эти картины могут описывать ритуал народа сандаве , хотя их нынешняя религия не содержит элементов антропоморфизации буйволов. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Языки
[ редактировать ]Всего в Танзании говорят на 130 языках; большинство из них происходят из семьи банту . [ 8 ] Суахили и английский — два официальных языка Танзании. Однако суахили является национальным языком. [ 9 ]
В условиях того периода не удалось внедрить суахили во всю систему образования, поскольку масштабы задач по написанию или переводу учебников для начальных школ были уже значительны. [ нужна ссылка ] В результате английский , колониальный язык после окончания Первой мировой войны , до сих пор остается языком средних школ и университетов . Многие ученики бросают школу после окончания начальной школы.
Хотя многие неофициальные языки в Танзании активно не подавляются, они не пользуются теми же языковыми правами , что суахили и английский. Некоторые языки также сталкиваются с угрозой исчезновения , например, язык Квадза , на котором больше не говорят. [ 8 ]
Литература
[ редактировать ]Литературная культура Танзании преимущественно устная. К основным устным литературным формам относятся сказки, стихи, загадки, пословицы и песни. [ 10 ] : стр. 69 Большая часть записанной устной литературы Танзании написана на суахили, хотя каждый из языков страны имеет свою устную традицию. Устная литература в стране приходит в упадок из-за разрушения социальной структуры, состоящей из нескольких поколений, что затрудняет передачу устной литературы, а также из-за того, что растущая модернизация сопровождается девальвацией устной литературы. [ 10 ]
Книги в Танзании зачастую дорогие, и их трудно достать. Большая часть танзанийской литературы написана на суахили или, реже, на английском языке. Основные деятели письменной литературы Танзании включают Шаабана Роберта (считающегося отцом литературы на суахили), Анисети Китереза , Мухаммеда Салей Фарси, Фараджи Каталамбуллы, Адама Шафи Адама , Мухаммеда Саида Абдаллы , Саида Ахмеда Мохаммеда Хамиса, Мохамеда Сулеймана Мохамеда, Евфраза Кезилахаби , Габриэля Рухумбика. , Эбрагим Хусейн , Мэй Матерру Балисидья , Фадхи Мтанга , Амандина Лихамба и Пенина О. Млама и британский нобелевский лауреат занзибарского происхождения Абдулразак Гурнах . [ 10 ]
СМИ
[ редактировать ]С момента обретения независимости до 1993 года вся запись и распространение музыки строго контролировалась BASATA, в первую очередь через Радио Танзании Дар-эс-Салам (RTD). [ 11 ] Было разрешено записывать или транслировать только четыре танзанийских жанра: нгома, таараб, квая и данси. Закон о радиовещательных услугах 1993 года разрешает использование частных вещательных сетей и студий звукозаписи. [ 12 ] [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]![]() | ||||
Музыка Танзании | ||||
Жанры | ||||
---|---|---|---|---|
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Региональная музыка | ||||

Как и в других странах, музыка в Танзании постоянно претерпевает изменения и зависит от места, людей, обстановки и случая. Пять музыкальных жанров в Танзании, по определению Басаты, — это нгома , танец , хор и тараб , к которым бонго флава . добавлен [ 14 ] [ 15 ] Сингели с середины 2000-х годов представляет собой неофициальную музыку усвахилини , незапланированных сообществ в Дар-эс-Саламе , и является новейшим мейнстримным жанром с 2020 года. [ 16 ]
Нгома, слово банту , означающее танец, барабан и событие. [ 17 ] [ 18 ] — традиционная танцевальная музыка, наиболее распространенная музыка в Танзании. [ 19 ] [ 20 ] Данси — это городской джаз или групповая музыка. [ 19 ] [ 21 ] Таараб исполняется на языке суахили в сопровождении оркестра, обычно со струнными и перкуссионными инструментами, при этом публику часто, но не всегда, поощряют танцевать и аплодировать. [ 19 ] Квайя — это хоровая музыка, первоначально ограниченная церковными службами во время колонизации, но теперь являющаяся светской частью образовательных, социальных и политических мероприятий. [ 17 ] [ 20 ]
Бонго флава — танзанийская поп-музыка, зародившаяся в начале 2000-х годов от muziki wa kizazi kipya , что означает «Музыка нового поколения», зародившаяся в конце 1980-х. Доминирующими влияниями Kizazi kipya были регги , RnB и хип-хоп , тогда как доминирующими влияниями более позднего bongo flava являются таараб и данси. [ 22 ] Три недавних влияния на бонго флаву - это афропоп 2010-х годов, а также амапьяно из Южной Африки и сингли из Танзании, оба с 2020 года. [ 23 ] [ 24 ] Сингели — это музыкальный стиль нгома, зародившийся в Манзезе, усахилини на северо-западе Дар-эс-Салама. MC исполняет музыку таараб в быстром темпе, часто со скоростью 200–300 ударов в минуту (BPM), в то время как женщины танцуют. Стили существенно различаются между полами MC. MC-мужчины обычно исполняют быстрый рэп, а MC-женщины обычно исполняют кваю. [ 16 ]
За несколько лет до 1993 года хип-хоп распространился в Дар-эс-Саламе, Аруше и Мванзе. Это был переход от английских исполнений хип-хопа, зародившихся в узунгуни, богатых районах, таких как Ойстербей и Мсасаки с международными школами, к исполнениям кизази кипья на суахили, зародившимся в усвахилини. [ 25 ] После эфира на радиоволнах бонго флава распространилась по всей стране и остальной части Великих озер. [ 22 ]
государственный гимн
[ редактировать ]Государственный гимн Танзании — «Мунгу Ибарики Африка » («Боже, благослови Африку»), написанный южноафриканским композитором Енохом Сонтонгой в 1897 году. [ 27 ] Эта мелодия является официальной песней АНК , а позже стала национальным гимном Южной Африки . Мелодия также является национальным гимном Замбии . [ 28 ] В Танзании на суахили для этого гимна были написаны слова . — Еще одна патриотическая песня, восходящая к колониальным временам, — «Танзания, Танзания» .
Музыкальная индустрия
[ редактировать ]За последние десять лет в музыкальной индустрии Танзании произошло много изменений. Благодаря слиянию местных и зарубежных музыкальных традиций танзанийские музыканты приобрели известность в регионе Великих африканских озер . В него входят артисты традиционной музыки, такие как Дионис Мбилиньи, Сабинус Комба и многие другие, а также новые исполнители в жанрах R&B , поп , зук , таараб и танцы .
Имани Санга — композитор, этномузыковед, церковный органист и хоровой дирижер.
Мвакисинини Феликс — музыкальный исполнитель, внесший большой вклад в церковную музыку как композитор, педагог и хоровой дирижер.
Искусство
[ редактировать ]
Рисование
[ редактировать ]Тингатинга — название популярного жанра танзанийских картин, написанных эмалевыми красками на оргалите или холсте. Обычно мотивами являются животные и цветы в красочном и повторяющемся дизайне. Этот стиль был основан Эдвардом Саиди Тингатингой в Дар-эс-Саламе . После его смерти в 1972 году стиль Тингатинга распространился как в Танзании, так и за рубежом. Один из самых известных африканских художников Джордж Лиланга был маконде из Танзании. Среди современных танзанийских художников — Дэвид Мзугуно , Хаджи Чилонга , Салум Камби , Макс Камунди , Тобиас Минзи , Робино Нтила , Джон Килака , Годфри Семвайко , Эварист Чикаве и другие. [ 29 ]
Мультфильмы
[ редактировать ]Карикатуры Танзании имеют историю, которую можно проследить до работ художников-новаторов, таких как Кристиан Грегори с его карикатурами Чакубанга в газете Ухуру еще в 1970-х и 1980-х годах и Филип Ндунгуру в начале 1980-х годов. Откровенно политические карикатуры были созданы и позже.
За последнее десятилетие искусство мультфильмов и комиксов в Танзании приобрело настоящий бум. На сегодняшний день здесь работают десятки художников-карикатуристов , некоторые из которых хорошо известны по всей стране. Начиная с 1960-х годов и далее, ряд художников подготовили почву, и их имена сегодняшние художники называют своими именами, оказавшими существенное влияние. Среди этих известных карикатуристов в Танзании Элли Масуд «кипанья», Сэмми Мвамкинга, Натан Мпангала «Киджасти», Кинг Кинья, Адам Лютта, Фред Халла, Джеймс Гайо, Роберт Мвампембва, Фрэнсис Бонда, Попа Матумула, Ной Йонголо, Оскар Макойе, Фадхили Мохамед и многие другие (историю мультфильмов в Танзании см. на сайте Worldcomics: http://www.worldcomics.fi )
Скульптура
[ редактировать ]Джордж Лиланга, умерший в 2005 году, был не только художником, но и одним из самых известных скульпторов Танзании. Танзанийские мастера и художники разных этнических групп создали богатое наследие скульптур, изображающих людей, животных или практические предметы повседневного использования. Наиболее известными из этих различных этнических традиций являются резные изображения маконде сюрреалистических фигур шетани, сделанных из чрезвычайно твердого черного ( мапинго ). дерева [ 30 ] [ 31 ]
С 1930-х по 1950-е годы антрополог Ганс Кори собрал около 1000 глиняных фигурок , использовавшихся для обрядов инициации у разных этнических групп. Он опубликовал их в своих работах, особенно в африканских фигурках: их церемониальное использование в обрядах полового созревания в Танганьике . [ 32 ] [ 33 ] По словам немецкого этнолога Элизабет Грос, изучавшей церемонии полового созревания и использование статуэток в Танзании в 1960-х годах, Кори в конце своей жизни подарил большое количество этих статуэток Национальному музею Дар-эс-Салама . [ 34 ] Некоторые из этих статуэток были опубликованы в 1994 году в каталоге немецкой выставки « Танзания — шедевры африканской скульптуры» в сопровождении искусствоведческих очерков на немецком языке и суахили. [ 35 ] [ 36 ]
Спорт
[ редактировать ]
Футбол очень популярен по всей стране. [ 37 ] Самыми популярными профессиональными футбольными клубами Дар-эс-Салама являются Young Africans FC и Simba SC. [ 38 ] Федерация футбола Танзании является руководящим органом футбола в стране.
Другие популярные виды спорта включают баскетбол , нетбол , бокс, волейбол , легкую атлетику и регби . [ 37 ] [ 39 ] Национальный спортивный совет, также известный как Baraza la Michezo la Taifa, является руководящим органом спорта в стране при Министерстве информации, молодежи, спорта и культуры. [ 40 ]
Кухня
[ редактировать ]


Танзанийская кухня варьируется в зависимости от географического региона. В прибрежных регионах ( Дар-эс-Салам , Танга , Багамойо , Занзибар и Пемба ) распространена острая пища, а также широко используется кокосовое молоко .
В регионах материковой части Танзании потребляют разные продукты. Некоторые типичные блюда материковой Танзании включают вали ( рис ), угали ( кукурузная каша ), ньяма чома ( мясо на гриле ), мшикаки (маринованная говядина ), самаки ( рыба ), плов (рис, смешанный с различными специями), бирияни и ндизи. -ньяма ( бананы с мясом).
Овощи, обычно используемые в Танзании, включают бамию ( окра ), которую в основном едят в виде тушеного мяса или готовят в традиционном рагу, называемом мленда , мчича ( амарант трехцветный ), нджегере ( зеленый горошек ), махараге ( фасоль ) и кисамву ( листья маниоки ). В Танзании выращивают по меньшей мере 17 различных видов бананов, которые используются для приготовления супов, рагу и чипсов.
Некоторые продукты для завтрака, которые обычно можно увидеть в Танзании, - это маандази (жареные пончики), чай (чай), чапати (разновидность лепешки ), каша и, особенно в сельской местности, чипси майай . [ 41 ]
Танзанийские закуски включают ви шети , кашата (кокосовые батончики), кабааб ( кебаб ), самбуса ( самса ), хлеб (занзибарский рисовый хлеб), виледжа , витумбуа (рисовые котлеты) и багия .
Поскольку большая община индейцев мигрировала в Танзанию, значительная часть кухни сформировалась под влиянием индийской кухни .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пьер Энглеберт и Кевин С. Данн, «Внутри африканской политики» 2013: 81
- ^ Майер, Герхард (2003). Обнаружены африканские динозавры. Экспедиции Тендагуру . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 0253342147 .
- ^ Герхард Майер (2003). Обнаружены африканские динозавры. Экспедиции Тендагуру . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-00054-5 .
- ^ Майер, Герхард (2003). Обнаружены африканские динозавры. Экспедиции Тендагуру . Издательство Университета Индианы. п. 304. ИСБН 0253342147 .
- ^ «Наскальные рисунки Танзании изображают трио причудливых антропоморфных фигур | Археология | Sci-News.com» . Последние научные новости | Sci-News.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Таинственно и причудливо: ученые обнаружили древние наскальные рисунки, датируемые несколькими сотнями лет назад» . www.msn.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Гжельчик, Мацей (2021). «Амак'хи 4: недавно задокументированный объект наскального искусства в заповеднике Свага-Свага» (PDF) . Античность . 95 (379). Издательство Кембриджского университета: 1–9. дои : 10.15184/aqy.2020.246 . S2CID 231891881 .
- ^ Jump up to: а б «Отчет этнолога по Танзании» . Этнолог.com. Архивировано из оригинала 11 января 2012 г. Проверено 28 января 2012 г.
- ^ «Национальный сайт Танзании» . Танзания.go.tz. Архивировано из оригинала 17 апреля 2001 г. Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Отисо, Кефа М. (2013). Культура и обычаи Танзании . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-08708-0 .
- ^ Перулло, Алекс (2007). « Вот что-то местное»: ранняя история хип-хопа в Дар-эс-Саламе, Танзания, 1984–1997». В Бреннане, Джеймс Р. (ред.). Дар-эс-Салам. Истории развивающегося африканского мегаполиса . Британский институт и издательство Mkuki na Nyota Publishers Ltd. стр. 250–272. ISBN 978-9987-08-107-3 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ ЗАКОН О УСЛУГАХ ВЕЩАНИЯ 1993 ГОДА (PDF) (Закон). Парламент Объединенной Республики Танзания. 11 июня 1994 г. Архивировано 27 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Перулло, Алекс (2011). Прямой эфир из Дар-эс-Салама: популярная музыка и музыкальная экономика Танзании . США : Индиана : Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-00150-4 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Аскью, Келли (2002). Исполнение нации: музыка суахили и культурная политика в Танзании . Чикаго : Издательство Чикагского университета . стр. 27–67, 276. ISBN. 978-0-226-02981-8 . Архивировано из оригинала 22 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Иваска, Андрей (2011). Культурные государства: молодежь, гендер и современный стиль в Дар-эс-Саламе 1960-х годов . Дарем, Северная Каролина : Издательство Университета Дьюка . п. 78. ИСБН 978-0-8223-4770-5 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хатчинсон, Кейт (17 декабря 2018 г.). « Это затрагивает общество»: как музыка синглели пришла из Танзании в мир» . Хранитель . Кампала, Уганда . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Стоун, Рут М., изд. (2008). Справочник африканской музыки Garland . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 14, 46–50, 136–137. ISBN 9781135900014 . Архивировано из оригинала 22 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Кадума, Годвин З. (1978). Театрализованное описание пяти танзанийских танцев (Диссертация). Дар-эс-Салам: Университет Дар-эс-Салама .
- ^ Jump up to: а б с Ньогу, Кимани; Мопе, Эрв (2007). «Музыка и политика в Танзании: пример Ньота-ва-Сигого». Песни и политика в Восточной Африке . Дар-эс-Салам, Танзания : Spear and Star Publishers Ltd. стр. 241–246. ISBN 978-9987-08-108-0 . Архивировано из оригинала 22 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Эдмондсон, Лаура (2007). Макнотон, Патрик (ред.). Представление и политика в Танзании: нация на сцене . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-11705-2 . Архивировано из оригинала 22 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Махендж, Элизабет (16 апреля 2022 г.). «Использование повествовательных техник в повышении требований политического освобождения в Южной Африке: исследование избранных песен танцевальной музыки в Танзании 1940-1990 годов» [Использование повествовательных техник в повышении требований политического освобождения в Южной Африке: исследование избранных танцев Музыкальные песни в Танзании 1940-1990 гг.]. Университет Дар-эс-Салама (на суахили). 40 (40).
- ^ Jump up to: а б Керр, Дэвид (2 января 2018 г.). «От маргиналов к мейнстриму: создание и преобразование альтернативной музыкальной экономики в Дар-эс-Саламе» . Журнал африканских культурных исследований . 30 (1). Рутледж : 65-80. дои : 10.1080/13696815.2015.1125776 . ISSN 1369-6815 . S2CID 146229942 . Архивировано из оригинала 22 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Суриано, Мария (2011). «Музыка в стиле хип-хоп и бонго в современной Танзании: опыт молодежи, активность, стремления и противоречия» . Развитие Африки . 36 (3–4): 113–126. дои : 10.1080/00020184.2011.628800 . ISSN 0850-3907 . S2CID 163049425 . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Перулло, Алекс (2005). «Хулиганы и герои: молодежная идентичность и хип-хоп в Дар-эс-Саламе, Танзания» . Африка сегодня . 51 (4). Издательство Университета Индианы : 75–101. дои : 10.1353/at.2005.0045 . JSTOR 4187688 . S2CID 144975952 . Архивировано из оригинала 9 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г. - через JSTOR.
- ^ Нне, Джума (01 октября 2001 г.). «Салех Джей - пионер танзанийского рэпа на суахили» . Africanhiphop.com . Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ «Церемониальная музыка и национальные гимны ВМС США» . Оркестр ВМС США . 1967. Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 3 июня 2022 г.
- ↑ Енох Манкайти Сонтонга. Архивировано 4 ноября 2013 г. на Wayback Machine , SAHistory.org.za, дата доступа 22 января 2020 г.
- ^ « Миллениум » . Министерство информации и радиовещания. 2000. с. 3.
- ^ Восточноафриканский фонд развития и коммуникации; Искусство в Танзании (1999). Искусство в Танзании . Дар-эс-Салам: Мишель Ланфри, East African Movies. OCLC 50326689 .
- ^ Кингдон, Закари (2002). Воинство чертей: история и контекст создания скульптуры духа Маконде . Лондон. ISBN 978-1-136-47666-2 . OCLC 863157643 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ян, Йенс (1994). Танзания: Шедевры африканской скульптуры = sanaa za mabingwa wa Kiafrika (на немецком языке и суахили). Мюнхен: Верлаг Ф. Ян. ISBN 3-88645-118-6 . OCLC 30557893 .
- ^ Кори, Ганс (1956). Африканские фигурки: их церемониальное использование в обрядах полового созревания в Танганьике . Фабер и Фабер.
- ^ Кори, Ганс (1961). «Статуэтки рождения Сумбвы». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 91 (1): 67–76. дои : 10.2307/2844469 . JSTOR 2844469 .
- ^ Грос, Элизабет (1995). «Танзания или давно назревшее обновление художественной традиции этой страны». Антропос (на немецком языке). 90 (4/6): 567–574. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40463202 .
- ^ Жорж Меран, Глиняные и деревянные скульптуры из северо-восточной Танзании. В Йенсе Яне (ред.) Танзания - Шедевры африканской скульптуры . Мюнхен: Фред Ян, 1994, стр. 154–166. (на немецком языке) ISBN 978-3-88645-118-0
- ^ Пелрин, Дайан. Африканское искусство , том. 28, нет. 3, Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 1995, стр. 89–90, дои : 10.2307/3337281 .
- ^ Jump up to: а б Вайрагала, Васаби (2004). Танзания . Паб Гарет Стивенс. п. 36. ISBN 978-0-8368-3119-1 .
- ^ Скиннер, Аннабель (2005). Танзания и Занзибар . Издательство Нью Холланд. п. 96. ИСБН 978-1-86011-216-4 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Притчетт, Бев (2007). Танзания в фотографиях . Книги двадцать первого века. стр. 53–. ISBN 978-0-8225-8571-8 .
- ^ «НСК» . Танзания Спорт . Октябрь 2011 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Лиана, Манимбулу, Элли, Нлоото (2014). «Культура и пищевые привычки в Танзании и Демократической Республике Конго». Журнал экологии человека . 48 : 9–21. дои : 10.1080/09709274.2014.11906770 . S2CID 42910567 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )