Jump to content

X3D

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Extensible 3D )

X3D — расширяемая 3D-графика
Расширение имени файла
  • .x3d (XML) , .x3dv (plain text; v = VRML), .x3db, .x3dz, .x3dbz, .x3dvz (сжатый; b = двоичный, z = gzip)
Тип интернет-СМИ
  • model/x3d+xml
  • model/x3d+vrml
  • model/x3d+binary
Первоначальный выпуск 1997 год ; 27 лет назад ( 1997 )
Последний выпуск
4.0
2023 ; 1 год назад ( 2023 )
Тип формата 3D компьютерная графика
Расширено с VRML , XML , Gzip
Стандартный ИСО / МЭК 19775/19776/19777
Веб-сайт www .web3d .org /x3d /what-x3d /

X3D ( Extensible 3D ) — это набор бесплатных стандартов ISO/IEC для декларативного представления компьютерной 3D-графики . на языке программирования X3D включает в себя несколько форматов графических файлов, определения API и спецификации времени выполнения как для доставки, так и для интеграции интерактивных 3D-данных, передаваемых по сети. Версия X3D 4.0 была одобрена Консорциумом Web3D и находится на окончательном рассмотрении ISO/IEC как пересмотренный международный стандарт (IS).

X3D специально разработан для работы на различных устройствах с использованием веб-архитектуры. X3D предоставляет широкий спектр 3D-функций через профили: от базового обмена активами и CADInterchange до интерактивных, интерактивных MPEG-4, медицинских, иммерсивных и полных профилей. Анатомически тщательная поддержка также доступна для структуры и движения тела Humanoid Animation (HAnim). «X» в X3D означает «Расширяемый»: к стандартным функциям могут быть добавлены пользовательские расширения поставщиков и исследовательских компонентов.

X3D Поддержка формата файлов включает XML , ClassicVRML, сжатое двоичное кодирование (CBE) и черновой вариант кодировки JSON . Поддержка семантической сети также была продемонстрирована с помощью кодировки Turtle . X3D стал преемником языка моделирования виртуальной реальности (VRML) в 2001 году. [1] X3D предоставляет несколько расширений VRML (например, CAD , геопространственную анимацию , гуманоидную анимацию , NURBS и т. д.), возможность кодировать сцену с использованием синтаксиса XML , а также Open Inventor синтаксиса VRML97, подобного , или двоичного сжатия со строго типизированным API, включая ECMAScript , Java , Python и другие языки программирования.

X3D-рендеринг включает в себя как классические (например, Blinn-Phong ), так и современные методы физически обоснованного рендеринга (PBR), соответствующие glTF 2.0 возможностям использование пользовательских шейдеров . Также определено с использованием трех языков шейдеров, зависящих от платформы. Авторы могут использовать богатые мультимедийные возможности, включая различные форматы изображений и фильмов. Полностью пространственный звуковой рендеринг использует возможности W3C Web Audio API , а также аудиовходы, оцифрованные с использованием MIDI 2.0 или других звуковых форматов.

Все кодировки файлов X3D и API-интерфейсы языка программирования обладают эквивалентной выразительной силой и соответствуют функциональным определениям в стандарте архитектуры X3D. Таким образом, X3D может работать с открытыми стандартами, включая XML , объектную модель документа (DOM) , XPath и другие.

Пример

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>
<!DOCTYPE X3D PUBLIC "ISO//Web3D//DTD X3D 4.0//EN" "http://www.web3d.org/specifications/x3d-4.0.dtd">

<X3D profile="Interchange" version="4.0"
     xmlns:xsd="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance"
     xsd:noNamespaceSchemaLocation="http://www.web3d.org/specifications/x3d-4.0.xsd">
  <Scene>
    <Shape DEF="MyTriangle">
      <IndexedFaceSet coordIndex="0 1 2">
        <Coordinate point="0 0 0 1 0 0 0.5 1 0"/>
      </IndexedFaceSet>
    </Shape>
  </Scene>
</X3D>

Представление VRML такое же, как VRML § Пример , за исключением того, что номера версий изменены, чтобы отразить последний стандарт X3D ( #X3D V4.0 utf8). Идентифицирующее имя DEF также применяется в качестве идентификатора узла (id).

Список инструментов для JSON и двоичных форматов см. в разделе Web3D. [2]

Приложения

Существует несколько приложений, большинство из которых являются программным обеспечением с открытым исходным кодом. [3] которые изначально анализируют и интерпретируют файлы X3D, включая редактор 3D-графики и анимации Blender. [4] и клиент виртуального мира Sun Microsystems Project Wonderland . [5] Апплет X3D — это программа, которая запускается в веб-браузере и отображает контент в 3D, используя технологию 3D-графики OpenGL для отображения контента X3D в нескольких разных браузерах (IE, Safari, Firefox) в нескольких разных операционных системах. [6] (Windows, Mac OS X, Linux). Однако X3D не получил такого широкого признания, как другие, более известные программные приложения.

В 2000-х годах многие компании, такие как Bitmanagement, улучшили уровень качества виртуальных эффектов в X3D до уровня качества DirectX 9.0c, но за счет использования собственных решений. Все основные функции, включая игровое моделирование, уже реализованы. Они включают в себя многопроходный рендеринг с настройкой низкого уровня для Z-буфера, BlendOp, AlphaOp, Stencil, [7] Мультитекстура, [8] Шейдер с поддержкой HLSL и GLSL , [9] Рендеринг в текстуру в реальном времени, мультирендеринг (MRT) и постобработка. [10] Многие демонстрации показывают, что X3D уже поддерживает карты освещения , карты нормалей , SSAO , CSM и отражение среды в реальном времени наряду с другими виртуальными эффектами. [11]

X3DOM

Стремясь стать стандартом 3D для Интернета, X3D спроектирован так, чтобы быть интегрированным в страницы HTML5 так же , как и другие стандарты XML, такие как MathML и SVG . X3DOM — это предложенная синтаксическая модель и ее реализация в виде библиотеки сценариев. [12] это демонстрирует, как эта интеграция может быть достигнута без плагина для браузера, используя только WebGL и JavaScript. [13]

Стандартизация

X3D определяет несколько профилей (наборов компонентов) для различных уровней возможностей, включая X3D Core, X3D Interchange, X3D Interactive, X3D CADInterchange, X3D Immersive и X3D Full. Производители браузеров могут определять свои собственные расширения компонентов, прежде чем отправлять их на стандартизацию Консорциуму Web3D . осуществляет формальную проверку и одобрение Затем ISO / IEC .

Соглашения о связи и сотрудничестве также заключены между Консорциумом Web3D и Консорциумом Всемирной паутины (W3C), Открытым геопространственным консорциумом (OGC), Цифровой визуализацией и коммуникациями в медицине (DICOM) и Khronos Group .

Подмножеством X3D является XMT-A, вариант XMT , определенный в MPEG-4 Part 11 . Он был разработан для обеспечения связи между X3D и 3D-контентом в формате MPEG-4 (BIFS). [14]

Абстрактная спецификация X3D (ISO/IEC 19775) была впервые одобрена ISO в 2004 году. Кодировки XML и ClassicVRML для X3D (ISO/IEC 19776) были впервые одобрены в 2005 году. [15]

Альтернативы

  • WebGL : API JavaScript для рендеринга интерактивной 3D- и 2D-графики в любом совместимом веб-браузере, управляемый Khronos Group.
  • 3DMLW : язык 3D-разметки для Интернета
  • glTF : стандартный формат файла для трехмерных сцен и моделей, управляемый Khronos Group.
  • COLLADA : формат файлов обмена для интерактивных 3D-приложений, управляемый Khronos Group.
  • O3D : разработан Google.
  • U3D : Международный стандарт ECMA ECMA-363.
  • VRML : предшественник X3D.
  • 3MF : формат на основе XML, который включает данные трехмерного аддитивного производства, такие как свойства материалов.
  • A-Frame : декларативный язык 3D-графиков сцен и платформа взаимодействия на основе HTML, обычно используемый для WebVR.

См. также

Ссылки

  1. ^ Пол Феста и Джон Борланд (19 мая 2005 г.). «Является ли 3D-сеть чем-то большим, чем просто пустые обещания?» . CNET News.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 года.
  2. ^ «Конвертер таблиц стилей X3D в JSON» . www.web3d.org .
  3. ^ «Проекты X3D с открытым исходным кодом» . Web3d.org . Проверено 23 февраля 2010 г. Архивировано 6 февраля 2014 года в Wayback Machine .
  4. ^ Экспорт модели Blender в X3D.
  5. ^ «Проект Страна чудес» . Исследование.sun.com. 07.10.2008 . Проверено 23 февраля 2010 г. Архивировано 17 июля 2009 года в Wayback Machine .
  6. ^ «Апплет X3D» . Members.shaw.ca . Проверено 23 февраля 2010 г. Архивировано 16 сентября 2012 года в Wayback Machine .
  7. ^ «BS Contact DrawGroup» . www.bitmanagement.com . Проверено 10 сентября 2023 г.
  8. ^ «Мультитекстурирование» . Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года.
  9. ^ «Компонент программируемых шейдеров» . Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года.
  10. ^ «BS Contact — Примечания к выпуску версии 7.2» . www.bitmanagement.com . Проверено 10 сентября 2023 г.
  11. ^ «m17design — YouTube» . www.youtube.com . Проверено 10 сентября 2023 г.
  12. ^ "-x3dom.org" . Проверено 10 сентября 2023 г.
  13. ^ X3D и HTML5: предложение X3DOM , вики Web3D. Архивировано 26 октября 2016 года в Wayback Machine .
  14. ^ «X3D Interactive, интерактивное сравнение профилей X3D MPEG4» (PDF) . web3d.org . Проверено 10 сентября 2023 г.
  15. ^ Часто задаваемые вопросы по X3D - «Каков статус спецификации X3D?» Архивировано 16 июля 2007 года в Wayback Machine . Проверено 30 ноября 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36a933b22141e45a6c4a93b10300cb50__1715318460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/50/36a933b22141e45a6c4a93b10300cb50.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
X3D - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)