педаль вау-вау
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |

Педаль вау-вау , или просто педаль вау , представляет собой тип педали эффектов , предназначенной для электрогитары , которая изменяет тембр входного сигнала для создания характерного звука, имитирующего человеческий голос , произносящий звукоподражательное название «вау-вау». Педаль перемещает полосовой фильтр вверх и вниз по частоте, создавая спектральное скольжение . Эффект вау-вау возник в 1920-х годах, когда трубачи и тромбонисты обнаружили, что могут издавать выразительный плачущий тон, перемещая сурву в раструб инструмента и вынимая его из него. Позже это было смоделировано с помощью электронных схем электрогитары, когда была изобретена педаль вау-вау. Он управляется движением ноги игрока на качающейся педали, соединенной с потенциометром . Эффекты вау-вау можно использовать без перемещения педали в качестве фиксированного фильтра для изменения тембра инструмента (известного как «взведенный вау»). [ 1 ] ), или для создания ритма в стиле «вака-вака» в стиле фанк для игры на ритм-гитаре. [ 2 ]
Педаль авто-вау использует повторитель огибающей для управления фильтром вместо потенциометра.
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2021 г. ) |
Первая педаль «вау» была создана Брэдли Дж. Планкеттом в компании Warwick Electronics Inc./Thomas Organ Company в ноябре 1966 года. Эта педаль представляет собой оригинальный прототип, сделанный на основе транзисторного MRB (усиление среднего диапазона) потенциометра макетной схемы и корпуса Vox Continental Organ педаль громкости . Однако концепция не была новой. Виртуоз кантри-гитары Чет Аткинс использовал похожее устройство собственной разработки в своих записях конца 1950-х годов "Hot Toddy" и "Slinkey". У джазового гитариста Питера Ван Вуда было измененное органа Hammond. выражение педаль; в 1955 году он записал версию » Джорджа Гершвина « Summertime с «плачущим» тоном, а также другие записи, включая юмористические «новаторские» эффекты. Педаль DeArmond Tone and Volume использовалась в начале 1960-х годов Большим Джимом Салливаном , особенно в некоторых Krew Cats инструментальных треках Дэйва Берри , а также в песне « The Crying Game ».
Создание современной педали «вау» произошло случайно, в результате модернизации Vox Super Beatle гитарного усилителя в 1966 году. Warwick Electronics Inc. также владела компанией Thomas Organ Company и ранее заключила соглашение с Jennings Musical Instruments английской компанией (JMI). чтобы Томас распространял имя и продукцию Vox в Соединенных Штатах. Помимо распространения усилителей Vox британского производства, компания Thomas Organ также разработала и произвела большую часть оборудования Vox, продаваемого в США. Наиболее уважаемые усилители British Vox были разработаны Диком Денни и изготовлены JMI, материнской компанией Vox. Уорвик поручил компании Thomas Organ создать новую линейку полупроводниковых усилителей Vox под названием Vox Amplifonic Orchestra, в которую входил усилитель Super Beatle, названный так, чтобы извлечь выгоду из популярности бренда Vox в связи с группой Beatles , которые использовали усилители JMI English Vox. например, знаменитый Vox AC30 . Разработку линейки продуктов Vox американского производства возглавил музыкант и руководитель группы. Билл Пейдж . Создавая Vox Amplifonic Orchestra, компания Thomas Organ Company решила создать эквивалент британского усилителя Vox американского производства, но с транзисторными (твердотельными) схемами, а не с электронными лампами , что было бы дешевле в производстве. Во время модернизации усилителя USA Vox Стэн Каттлер, главный инженер Thomas Organ Company, поручил Брэду Планкетту, младшему инженеру-электронщику, заменить дорогую 3-позиционную схему повышения среднего диапазона (MRB) Jennings на транзисторный переключатель. твердотельная схема MRB .
Планкетт взял и собрал транзисторную тональную схему из органа Томаса (электрический полупроводниковый транзисторный орган), чтобы дублировать трехпозиционную схему Дженнингса. После настройки и тестирования усилителя с помощью электронного генератора и осциллографа Планкетт подключил выход к динамику и протестировал схему на слух. В этот момент несколько инженеров и технических консультантов, в том числе Билл Пейдж и Дель Кашер , заметили звуковой эффект, создаваемый схемой. Пейдж настоял на тестировании этой макетной схемы, пока он играл на саксофоне через усилитель. Джон Гленнон, помощник младшего инженера-электронщика компании Thomas Organ, был вызван, чтобы принести педаль регулировки громкости, которая использовалась в Vox Continental Organ, чтобы макетную схему транзисторного потенциометра MRB можно было установить в корпус педали. После установки Пейдж начал играть на саксофоне через педаль и попросил Джо Банарона, генерального директора Warwick Electronics Inc./Thomas Organ Company, послушать эффект. В этот момент первая электрогитара была подключена к прототипу педали «вау» гитаристом Дель Кашером, который предположил Джо Банарану, что это педаль эффектов для гитары, а не педаль эффектов для духовых инструментов. Банарон, будучи фанатом Музыкальный стиль биг-бэнда был заинтересован в продвижении педали «вау» для духовых инструментов, как предлагал Пейдж, а не для электрогитары, как предлагал Кашер. После замечания Кэшера Банарону относительно немого стиля игры на трубе Хармона в знаменитой записи " Sugar Blues " 1930-х годов, Банарон решил продавать педаль вау-вау, используя Клайда Маккоя имя для одобрения.
После изобретения педали «вау» Кэшер и Планкетт модифицировали прототип, чтобы лучше соответствовать гармоническим качествам электрогитары. Однако, поскольку Vox не собирался продавать педаль «вау» для электрогитаристов, прототип педали «вау-вау» был передан Делу Кашеру для выступлений на пресс-конференциях Vox и создания музыки к фильмам для Universal Pictures . Немодифицированная версия педали вау Vox была представлена публике в феврале 1967 года с изображением Клайда Маккоя в нижней части педали.
Warwick Electronics Inc. поручила Лестеру Л. Кушнеру, инженеру Thomas Organ Company, и Брэду Планкетту написать и представить документацию для патента на педаль вау-вау. Заявка на патент была подана 24 февраля 1967 года и включала технические схемы подключения педали к четырехструнной «гитаре» (как указано в «Описании предпочтительного варианта осуществления»). 22 сентября 1970 года Warwick Electronics Inc. получила патент США № 3 530 224 («бесступенчатая схема предпочтения с ножным управлением для музыкальных инструментов»).
В ранних версиях Clyde McCoy на нижней панели было изображение Маккоя, которое вскоре уступило место только его подписи. Затем Томас Орган захотел, чтобы этот эффект был фирменным для американского рынка, заменив его на Cry Baby, который продавался параллельно с итальянским Vox V846. Неспособность Томаса Органа зарегистрировать торговую марку названия Cry Baby вскоре привела к тому, что рынок был наводнен имитациями Cry Baby из разных частей мира, включая Италию, где были сделаны все оригинальные Vox и Cry Baby. [ 4 ] Компания JEN, которая отвечала за производство педалей «вау» Thomas Organ и Vox, также произвела ребрендинг педалей для таких компаний, как Fender и Gretsch , и под своим собственным брендом JEN. Когда Thomas Organ полностью перенес производство в Сепульведу, Калифорния, и Чикаго, Иллинойс, эти итальянские модели продолжали производиться и сегодня являются одними из наиболее коллекционируемых педалей вау.

Некоторые из самых известных электрогитаристов того времени стремились освоить педаль вау-вау вскоре после ее выпуска. Среди первых записей с педалью вау-вау были « Tales of Brave Ulysses » группы Cream с Эриком Клэптоном на гитаре и « Burning of the Midnight Lamp » группы Jimi Hendrix Experience . [ 5 ] оба выпущены в 1967 году. Хендрикс также использовал вау-вау в своей знаменитой песне " Voodoo Child ", как во вступлении, так и в соло. По словам Дель Кэшера, Хендрикс узнал о педали от Фрэнка Заппы , еще одного известного раннего пользователя. [ 6 ] [ 7 ] Клэптон, в частности, использовал это устройство во многих песнях Cream , включенных в их второй и третий альбомы Disraeli Gears (1967) и Wheels of Fire (1968) соответственно. Впоследствии Клэптон снова использовал его в песне « Wah-Wah своего хорошего друга Джорджа Харрисона » из сольного альбома All Things Must Pass после распада The Beatles в 1970 году.
В последующие годы популярность педали вау-вау возросла, и ее использовали такие гитаристы, как Терри Кэт из Чикаго , Мартин Барре из Jethro Tull , Джимми Пейдж из Led Zeppelin и Тони Айомми из Black Sabbath . Кирк Хэммет из Metallica позже использовал педаль во многих песнях Metallica, особенно в гитарном соло в «Wherever I May Roam» . Дэвид Гилмор из Pink Floyd использовал педаль для создания эффекта «кита» во время исполнения Echoes . Он обнаружил этот эффект в результате того, что роуди случайно подключил свою гитару к выходу педали, а вход был подключен к его усилителю. Эффект впервые был использован во время живых выступлений The Embryo в 1970 году, но затем был переключен на Echoes , поскольку он разрабатывался перед выпуском на альбоме Meddle 31 октября 1971 года. [ 8 ] Мик Ронсон использовал Cry Baby во время записи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars . [ 9 ] Михаэль Шенкер также использовал педаль в своей работе. [ 10 ]
Одно из самых известных применений этого эффекта можно услышать в композиции Исаака Хейса « Theme from Shaft » (1971), где Чарльз Питтс (в титрах — Чарльз «Скип» Питтс) играет на гитаре. [ 11 ]
Помимо рок-музыки, многие исполнители R&B также использовали эффект вау-вау, в том числе Лало Шифрин в « Enter the Dragon » (1973), Джонни Пейт в «Shaft in Africa» (1973) и Джеймс Браун в « Funky President ». (1974). [ 12 ] Фанк-группа Kool & the Gang , BT Express и Джимми Кастор Банч также использовали педаль вау-вау. Мелвин Рэйгин, более известный под прозвищем Вау Ва Ватсон , [ 13 ] был членом студийной группы Motown Records The Funk Brothers, где он записывался с такими артистами, как The Temptations, на " Papa Was a Rollin' Stone ", [ 14 ] Марвин Гэй в песнях « Let's Get It On », «The Four Tops» , «Gladys Knight & the Pips» , «The Supremes » и «The Undisputed Truth» в « Иногда улыбающиеся лица ». [ 15 ]
В конце 1980-х годов педаль вау-вау была возрождена в британской музыкальной индустрии Джоном Сквайром из The Stone Roses , который купил педаль вау-вау, чтобы отличить свое звучание от других современных исполнителей того времени. [ нужна ссылка ] Впоследствии педаль вау-вау также использовалась такими группами, как Happy Mondays и Charlatans , и стала одним из определяющих звуков британской гитарной музыки конца 80-х и начала 90-х. [ нужна ссылка ]

Использование
[ редактировать ]Основное использование педали вау-вау — ее раскачивание вверх и вниз. Выполняя это движение, педаль реагирует на пиковую характеристику частотного фильтра вверх и вниз по частоте, создавая спектральное скольжение.
Другая функция педали заключается в использовании ее в фиксированном положении, что позволяет изменить звучание инструмента путем выбора определенного диапазона частот. Гитарист, использующий вау таким образом, выбирает положение педали и оставляет педаль там. В зависимости от положения педали будет увеличиваться или уменьшаться определенная частота. Это можно использовать для подчеркивания «наслаждения» тонального спектра конкретного инструмента. Одним из электрогитаристов, использовавших педаль таким образом, был Джими Хендрикс , который произвел революцию в ее применении, объединив Fender Stratocaster с многоярусными усилителями Marshall (как в статическом, так и в модулированном режиме) для неслыханных до этого применений соло- и ритм-гитары.
Другой известный стиль игры вау-вау — использование его для создания перкуссионного эффекта «вака-вака» во время партий ритм-гитары. Это делается путем приглушения струн, удерживания аккорда и одновременного перемещения педали. Впервые это было услышано в песне «Little Miss Lover» (1967) группы « Axis: Bold as Love » группы Jimi Hendrix Experience. Эффекты «вау-вау» и «вака-вака» часто ассоциируются с группами из телешоу 1970-х годов , например, с группами Сонни и Шер , Флипа Уилсона или Донни и Мари Осмонд ; или с саундтреками к порнографическим фильмам , звук, который в телевизионной рекламе спрея для тела Axe упоминается как «боу, чика, вау, вау».
Другие инструменты
[ редактировать ]- Бас — соло вау-баса появляется в «Mommy, What's a Funkadelic?» и на протяжении всего «What Is Soul?» на Funkadelic одноименном дебютном альбоме (1970). Гизер Батлер широко использовал педаль «вау» в басовом соло «Basically» на Black Sabbath дебютном одноименном альбоме (1970). Майкл Хендерсон использовал педаль вау-вау на Майлза Дэвиса альбоме On the Corner (1972). [ 16 ] Крис Сквайр из Yes использовал педаль вау-вау в своей сольной пьесе « The Fish » на альбоме Fragile .
- Труба - джазовые /кроссоверные пластинки включают в себя духовые и духовые инструменты с таким эффектом - труба Майлза Дэвиса с педалью вау была хорошо известным примером. [ 17 ]
- Саксофон — несколько Фрэнка Заппы саксофонистов , такие как Банк Гарднер , Ян Андервуд и Наполеон Мерфи Брок, играли на саксофонах, усиленных с помощью педали вау-вау, на некоторых альбомах Заппы, таких как Uncle Meat , Chunga's Revenge и The Dub Room Special . Дэвида Сэнборна можно услышать играющим на альт-саксофоне, модифицированном педалью вау-вау, на Дэвида Боуи альбоме Young Americans (1975). [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линхэм, Алекс (16 апреля 2021 г.). «4 незамеченных педали эффектов-героев и 3 замечательных способа их использования» . Музыкальный радар . Future Publishing Limited Quay House . Проверено 25 февраля 2022 г.
Включение педали вау и «припарковка» ее в нужном положении называется «взводом» вау.
- ^ Дю Нойе, Поль (2003). Иллюстрированная энциклопедия музыки (1-е изд.). Фулхэм, Лондон: Издательство Flame Tree. п. 375. ИСБН 1-904041-96-5 .
- ^ Хитли, Майкл (2009). Джими Хендрикс: Гитары, усилители и эффекты, которые произвели революцию в рок-н-ролле . Вояджер Пресс. п. 105. ИСБН 978-0-7603-3639-7 .
- ^ «Гитарист: Полный пакет электрогитары» .
- ^ «ДЖИМИ ХЕНДРИКС® CRY BABY® WAH» . Данлоп .
- ^ Костеланец, Ричард; Рокко, Джон М. (1997). Компаньон Фрэнка Заппы: четыре десятилетия комментариев . Книги Ширмера. п. 94. ИСБН 0-02-864628-2 .
- ^ Уоллес, Эми (6 августа 2011 г.). «Повернув ручку, он услышал будущее» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 ноября 2012 г.
- ^ Риис, Бьёрн (26 октября 2009 г.). «Урок по эффекту эха «чайки»» . Гилмориш . Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ Моленда, Майкл (август 2012 г.). «Гений Кена Скотта». Гитарист . п. 149.
- ^ Блэкетт, Мэтт (октябрь 2004 г.). «50 величайших тонов всех времен». Гитарист . стр. 44–66.
- ^ The Boss Book: Полное руководство по самым популярным в мире компактным эффектам для гитары . Хэл Леонард. 2002. с. 89. ИСБН 978-0-634-04480-9 .
- ^ Браун, Джеймс, с Брюсом Такером. Джеймс Браун: Крестный отец души (Нью-Йорк: Macmillan Publishing Company, 1986), стр.242.
- ^ «Краткая история Ва Ва Ватсона» . Вау Вау Музыка Ватсона . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ↑ Psychedelic Soul - The Temptations AllMusic.com, дата обращения 19 июня 2020 г.
- ^ «Краткая история Ва Ва Ватсона» . www.wahwah.com .
- ↑ Кто первым использовал эффект «вау» на басу. Проверено 23 февраля 2021 г.
- ↑ Использование педали вау Майлза Дэвиса , дата обращения 23 февраля 2021 г.
- ^ Дэвид Сэнборн вау вау В ЦЕНТРЕ ПРОЦЕДУРЫ Проверено 23 февраля 2021 г.
Дополнительная информация
[ редактировать ]- Cry Baby: Педаль, которая раскачивает мир (документальный фильм, 2011)