Табула раса
Tabula rasa ( / ˈ t æ b j ə l ə ˈ r ɑː s ə , - z ə , ˈ r eɪ - / ; латинское слово «чистый лист») — это идея о том, что люди рождаются лишенными какого-либо встроенного умственного содержания. , так что все знания происходят из более поздних восприятий или чувственных переживаний . Сторонники, как правило, занимают крайнюю позицию в дебатах о природе и воспитании , утверждая, что люди рождаются без каких-либо «естественных» психологических черт и что все аспекты личности, социального и эмоционального поведения, знаний или разума впоследствии запечатлеваются в его личности. окружающая среда на разум, как на восковую табличку . Эта идея является центральной точкой зрения, изложенной в теории познания, известной как эмпиризм . Эмпирики не согласны с доктринами иннатизма или рационализма , которые утверждают, что разум рождается уже с определенными знаниями или рациональными способностями.
Этимология
[ редактировать ]Tabula rasa — это латинская часто переводят как «чистый сланец» фраза, которую на английском языке и происходит от римского tabula — покрытой воском таблички, используемой для заметок, которая очищалась ( rasa ) путем нагревания воска и последующего его разглаживания. [1] Это примерно соответствует английскому термину «чистая доска» (или, более буквально, «стертая доска»), который относится к пустоте доски до того, как на ней пишут мелом. И то и другое можно обновлять неоднократно, расплавляя воск с таблички или стирая мел с грифельной доски.
Философия
[ редактировать ]Древнегреческая философия
[ редактировать ]В западной философии понятие tabula rasa восходит к трудам Аристотеля который в своем трактате «О душе» пишет о « неписаной , табличке ». В одном из наиболее известных отрывков этого трактата он пишет: [2]
Разве мы уже не устранили трудность, связанную с взаимодействием, включающим общий элемент, когда сказали, что разум в некотором смысле потенциально является всем, что можно мыслить, хотя на самом деле он ничто, пока не подумает? То, что он думает, должно быть в нем точно так же, как можно сказать, что символы находятся на дощечке, на которой еще ничего не написано: именно это и происходит с умом.
Эта идея получила дальнейшее развитие в древнегреческой философии в школе стоиков . Стоическая эпистемология подчеркивает, что разум вначале пуст, но приобретает знания по мере воздействия на него внешнего мира. [3] Доксограф резюмирует эту точку зрения так: «Когда человек рождается, говорят стоики, у него есть руководящая Аэций часть его души, подобная листу бумаги, готовому для письма». [4] Диоген Лаэртий приписывает аналогичную веру стоику Зенону из Кития , когда он пишет в «Жизнеописаниях и мнениях выдающихся философов», что: [5]
Восприятие, опять-таки, есть впечатление, производимое в уме, и его название соответственно заимствовано от отпечатков на воске, сделанных печатью; и восприятие они делят на постижимое и непостижимое: Постижимое, которое они называют критерием фактов и которое производится реальным объектом и, следовательно, в то же время сообразно этому объекту; Непостижимое — то, что не имеет никакого отношения к какому-либо реальному предмету или же, если оно имеет какое-либо такое отношение, не соответствует ему, являясь лишь смутным и неясным представлением.
Ибн Сина (11 век)
[ редактировать ]В XI веке теория tabula rasa была более четко развита Ибн Синой . Он утверждал, что «человеческий интеллект при рождении напоминал tabula rasa , чистую потенциальность, которая реализуется через образование и приходит к познанию». Таким образом, по мнению Ибн Сины, знание достигается посредством « эмпирического знакомства с объектами в этом мире, от которого абстрагируются универсальные понятия», которое развивается посредством « силлогистического метода рассуждения ; наблюдения приводят к пропозициональным утверждениям, которые, будучи составлены, приводят к дальнейшим абстрактным выводам». понятия». Далее он утверждал, что сам интеллект «обладает уровнями развития от статического/материального интеллекта, что потенциальность может приобретать знания до активного интеллекта, состояния человеческого интеллекта в сочетании с совершенным источником знаний». [6]
Ибн Туфаил (12 век)
[ редактировать ]В XII веке андалузско - исламский философ и писатель Ибн Туфаил (известный на Западе как Абубасер или Эбн Тофаил ) продемонстрировал теорию tabula rasa как мысленный эксперимент в своем арабском философском романе « Хай ибн Якдан» , в котором он изображает развитие разума дикого ребенка «от tabula rasa до разума взрослого, в полной изоляции от общества» на необитаемом острове , исключительно посредством опыта .
Латинский » перевод его философского романа под названием Philosophus Autodidactus , опубликованного Эдвардом Пококом Младшим в 1671 году, оказал влияние на Джона Локка формулировку tabula rasa в «Очерке о человеческом понимании . [7]
Фома Аквинский (13 век)
[ редактировать ]В 13 веке святой Фома Аквинский выдвинул идеи Аристотеля и Авиценны на передний план христианской мысли . [8] Эти представления резко контрастировали с ранее существовавшими платоновскими представлениями о человеческом разуме как о сущности, которая существовала где-то на небесах до того, как была послана вниз, чтобы присоединиться к телу здесь, на Земле (ср. «Федон» и «Апология» Платона , а также другие ). Св. Бонавентура (также живший в 13 веке) был одним из самых яростных интеллектуальных противников Фомы Аквинского, предложив одни из самых сильных аргументов в пользу платоновской идеи разума.
Декарт (17 век)
[ редактировать ]Декарт в своей работе «В поисках истины с помощью естественного света » обобщает эмпиристскую точку зрения, в которой он использует слова table rase , [9] на французском языке; в следующем английском переводе это было переведено как tabula rasa :
Все это, мне кажется, очень ясно объяснится, если мы сравним воображение детей с tabula rasa , на которой должны изображаться наши идеи, напоминающие портреты каждого предмета, взятые из природы. Чувства, наклонности, наши мастера и наш интеллект — это различные художники, обладающие властью выполнить эту работу; и среди них те, кто меньше всего приспособлен к успеху в этом, то есть несовершенные чувства, слепой инстинкт и глупые медсестры, первыми смешиваются с ним. Наконец приходит лучшее из всего — разум, и все же ему еще необходимо пройти несколько лет ученичества и долго следовать примеру своих учителей, прежде чем осмелиться исправить хотя бы одну из их ошибок. По моему мнению, это одна из основных причин трудностей, с которыми мы сталкиваемся на пути к истинному знанию. Ибо наши чувства действительно воспринимают только то, что наиболее грубо и обычно; наш природный инстинкт полностью испорчен; а что касается наших учителей, то, хотя среди них, без сомнения, могут быть найдены весьма совершенные учителя, они все же не могут заставить наш ум принять их рассуждения, прежде чем наш разум исследует их, ибо достижение этой цели относится только к ним. Но это похоже на искусного художника, которому пришлось бы нанести последние штрихи на плохую картину, набросанную руками подмастерья, и которому, вероятно, пришлось бы применить все правила своего искусства, чтобы сначала понемногу исправить какую-нибудь черту здесь. , то там черта, и, наконец, ему придется прибавить к ней собственноручно все, чего не хватало, и который все же не мог предотвратить, чтобы в ней остались большие недостатки, потому что с самого начала картина была бы плохо задумана, фигуры плохо расположен и плохо соблюдены пропорции. [10]
Локк (17 век)
[ редактировать ]Современная идея теории приписывается главным образом Джоном Локком выражению этой идеи в «Эссе о человеческом понимании », в частности, с использованием термина «белая книга» в Книге II, гл. I, 2. В философии Локка tabula rasa представляла собой теорию о том, что при рождении (человеческий) разум представляет собой «чистый лист» без правил обработки данных, и что данные добавляются, а правила обработки формируются исключительно на основе чувственного опыта. Это понятие занимает центральное место в эмпиризме Локка ; он служит отправной точкой для последующего объяснения Локком (в Книге II) простых и сложных идей.
В понимании Локка tabula rasa означала, что разум человека рождается пустым, а также подчеркивала свободу человека творить свою собственную душу . Индивиды свободны определять содержание своего характера, но основная идентичность как члена человеческого рода не может быть изменена. Эта презумпция свободного, самостоятельного разума в сочетании с неизменной человеческой природой приводит к доктрине Локка о «естественных» правах . Идею Локка tabula rasa часто сравнивают с точкой зрения Томаса Гоббса на человеческую природу, согласно которой люди наделены присущим им психическим содержанием, особенно эгоизмом. [ нужна ссылка ]
Фрейд (19 век)
[ редактировать ]Tabula rasa также присутствует в Зигмунда Фрейда психоанализе . Фрейд изображал черты личности как формируемые семейной динамикой (см. Эдипов комплекс ). Теории Фрейда предполагают, что у людей отсутствует свободная воля, но также и то, что генетическое влияние на человеческую личность минимально. Во фрейдистском психоанализе человек во многом определяется воспитанием. [11]
Наука
[ редактировать ]Психология и нейробиология
[ редактировать ]Психологи и нейробиологи доказали, что изначально вся кора головного мозга запрограммирована и организована для обработки сенсорной информации, контроля двигательных действий, регулирования эмоций и рефлекторного реагирования (в заранее определенных условиях). [12] Эти запрограммированные механизмы в мозге впоследствии действуют, обучая и совершенствуя способности организма. [13] [14] Психологические исследования показали, что, в отличие от письменной речи, мозг при рождении «запрограммирован» на освоение устной речи, что утверждает психолог Стивен Пинкер. [15] и универсальной грамматики теория Ноама Хомского . [16]
Однако меньшинство представителей психологии и нейробиологии утверждало, что мозг является tabula rasa только для определенного поведения. Например, что касается способности человека приобретать как общие, так и специальные виды знаний или навыков, Майкл Хоу выступал против существования врожденного таланта. [17] Также проводились неврологические исследования конкретных функций обучения и памяти, такие как Карла Лэшли исследование о механизмах массового действия и последовательного взаимодействия.
Важные доказательства против tabula rasa модели сознания получены из поведенческой генетики , особенно близнецов и усыновлений исследований (см. ниже). Это указывает на сильное генетическое влияние на личностные характеристики, такие как IQ , алкоголизм , гендерная идентичность и другие черты. [15] Важно отметить, что многомерные исследования показывают, что различные способности разума, такие как память и разум, разделяются по генетическим границам. Культурные универсалии, такие как эмоции и относительная устойчивость психологической адаптации к случайным биологическим изменениям, также поддерживают основные биологические механизмы разума. [18]
Гипотеза социальной предварительной проводки
[ редактировать ]Исследования близнецов привели к получению важных доказательств против tabula rasa модели сознания , в частности, социального поведения . Гипотеза социальной предварительной связи социальная (также неофициально известная как « связь ») относится к онтогенезу социального взаимодействия . Теория ставит под вопрос, существует ли склонность к социально ориентированным действиям, уже присутствующая до рождения. Исследования в этой теории приходят к выводу, что новорожденные рождаются с уникальной генетической способностью быть социальным. [19]
Косвенные доказательства, подтверждающие гипотезу социальной предварительной связи, могут быть обнаружены при изучении поведения новорожденных. Было обнаружено, что новорожденные, даже спустя несколько часов после рождения, демонстрируют готовность к социальному взаимодействию . Эта готовность выражается, например, в имитации мимики. Такое наблюдаемое поведение нельзя отнести к какой-либо современной форме социализации или социального строительства . Скорее всего, новорожденные наследуют в некоторой степени социальное поведение и идентичность посредством генетики . [19]
Основные доказательства этой теории были обнаружены при исследовании беременностей двойней. Главный аргумент заключается в том, что если существует социальное поведение , которое унаследовано и развито до рождения, то следует ожидать, что плоды-близнецы будут участвовать в той или иной форме социального взаимодействия еще до рождения. Таким образом, десять плодов были проанализированы за определенный период времени с использованием ультразвуковых методов. Используя кинематический анализ, результаты эксперимента показали, что плоды-близнецы будут взаимодействовать друг с другом в течение более длительных периодов времени и чаще по мере продолжения беременности. Исследователи смогли прийти к выводу, что выполнение движений между близнецами было не случайным, а целенаправленным. [19]
Гипотеза социальной предварительной проводки оказалась верной: [19]
Центральным достижением этого исследования является демонстрация того, что « социальные действия » осуществляются уже во втором триместре беременности . Начиная с 14-й недели беременности плоды-близнецы планируют и выполняют движения, специально предназначенные для второго близнеца. Эти открытия заставляют нас предшествовать возникновению социального поведения : когда контекст позволяет это, как в случае с плодами-близнецами, действия, направленные на других, не только возможны, но и преобладают над действиями, направленными на себя.
Информатика
[ редактировать ]В искусственном интеллекте tabula rasa относится к развитию автономных агентов с механизмом рассуждения и планирования для достижения своей цели, но без «встроенной» базы знаний об их среде. Таким образом, они действительно представляют собой чистый лист.
В действительности автономные агенты обладают исходным набором данных или базой знаний, но это не может быть неизменным, иначе это будет препятствовать автономии и эвристическим способностям. заложена предвзятость Даже если набор данных пуст, обычно можно утверждать, что в механизмах рассуждения и планирования . Намеренно или непреднамеренно помещенный туда человеком-дизайнером, он, таким образом, отрицает истинный дух tabula rasa . [20]
Синтаксический анализатор языка программирования ( например, LR(1) , LALR(1) или SLR(1) ) можно рассматривать как частный случай tabula rasa , поскольку он предназначен для приема любого из возможно бесконечного набора программы на исходном языке, в пределах одного языка программирования, и выводить либо хороший анализ программы, либо хороший машинный перевод программы, любой из которых представляет собой успех , или, попеременно, провал , и ничего больше. «Исходный набор данных» представляет собой набор таблиц, которые обычно создаются механически генератором таблиц синтаксического анализа, обычно из BNF- представления исходного языка, и представляют собой «табличное представление» этого единственного языка программирования.
AlphaZero достигла сверхчеловеческих результатов в шахматах и сёги , используя самостоятельную игру и tabula rasa обучение с подкреплением , что означает, что у нее не было доступа к человеческим играм или жестко запрограммированным человеческим знаниям ни о одной из настольных игр, а только к правилам игр. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, сэр Уильям (1898). Корниш, Ф. Уорр (ред.). Краткий словарь греческих и римских древностей . Лондон: Споттисвуд и Ко, стр. 608–9.
- ^ Аристотель, Де Анима , 429b29–430a1.
- ^ Бардзелл, Джеффри (11 июня 2014 г.). Спекулятивная грамматика и стоическая теория языка в средневековом аллегорическом повествовании: от Пруденция до Алана из Лилля . Рутледж. стр. 18–9.
- ^ Дильс, Герман Александр и Вальтер Кранц , 4.11, цитируется по Лонг, А.А. и Дэвиду Н. Седли . 1987. «Стоицизм». Стр. 163–431 в «Эллинистических философах» 1. Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CBO9781139165907.004 . п. 238.
- ^ Диоген Лаэртий , vii. 43-46
- ^ Ризви, Саджад Х. 2006. « Авиценна/Ибн Сина (ок. 980–1037) ». Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Рассел, Джорджия, 1994. «Влияние философа-самоучки: Пококс, Джон Локк и Общество друзей». Стр. 224–62 в книге «Арабский интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века» под редакцией Г. А. Рассела. Лейден: издательство Brill Publishers , ISBN 90-04-09459-8 .
- ^ Гонсалес, Орест Дж. 2019. Первый принцип у Фомы Аквинского. Эйнзидлер Пресс . ISBN 978-0-578-52217-3 . стр. 201-7.
- ^ «В поисках истины посредством естественного света — Wikisource» . fr.m.wikisource.org (на французском языке) . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Декарт, Рене (1997). Основные философские произведения . Wordsworth Editions Ltd. Хартфордшир: ISBN 1-85326-470-9 . ОСЛК 37600400 .
- ^ Гловер, Уиллис Б. (1966). «Человеческая природа и государство у Гоббса» . Журнал истории философии . 4 (4): 292–311. ISSN 1538-4586 .
- ^ Ракич П. (июль 1988 г.). «Спецификация областей коры головного мозга». Наука . 241 (4862): 170–6. Бибкод : 1988Sci...241..170R . дои : 10.1126/science.3291116 . ПМИД 3291116 .
- ^ Нир Калисман; Гилад Зильберберг; Генри Маркрам (январь 2005 г.). «Неокортикальная микросхема как tabula rasa» . Учеб. Натл. акад. наук. США . 102 (3): 880–5. Бибкод : 2005PNAS..102..880K . дои : 10.1073/pnas.0407088102 . ПМК 545526 . ПМИД 15630093 .
- ^ Ле Бе СП, Маркрам Х; Маркрам (август 2006 г.). «Спонтанная и вызванная синаптическая перестройка в неонатальной коре головного мозга» . Учеб. Натл. акад. наук. США . 103 (35): 13214–9. Бибкод : 2006PNAS..10313214L . дои : 10.1073/pnas.0604691103 . ПМЦ 1559779 . ПМИД 16924105 .
- ^ Jump up to: а б Пинкер, Стивен . Чистый лист . Нью-Йорк: Пингвин. 2002.
- ^ «Инструментальный модуль: универсальная грамматика Хомского» . thebrain.mcgill.ca . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ MJ Howe, JW Davidson и JA Sloboda. (1998). Врожденные таланты: реальность или миф? Поведение. Мозг. наук. , 21 , 399–407; обсуждение 407–42.
- ^ Даймонд, Милтон ; Зигмундсон, Гонконг (1 марта 1997 г.). «Смена пола при рождении». Архив педиатрии и подростковой медицины . 151 (3): 298–304. doi : 10.1001/archpedi.1997.02170400084015 . ПМИД 9080940 .
- ^ Jump up to: а б с д Кастиелло, Умберто; Беккио, Кристина; Зоя, Стефания; Нелини, Кристиан; Сартори, Луиза; Блейсон, Лаура; Д'Оттавио, Джузеппина; Булгерони, Мария; Галлезе, Витторио; Рустичини, Альдо (7 октября 2010 г.). «Призван быть социальным: онтогенез человеческого взаимодействия» . ПЛОС ОДИН . 5 (10): е13199. Бибкод : 2010PLoSO...513199C . дои : 10.1371/journal.pone.0013199 . ПМЦ 2951360 . ПМИД 20949058 .
- ^ Файлы жаргона: «Суссман достигает просветления» , также см. раздел статьи «Хакерский коан: Невырезанный блок».
- ^ Сильвер, Дэвид, Томас Хьюберт, Джулиан Шритвизер, Иоаннис Антоноглу и др. 2017. « Освоение шахмат и сёги путем самостоятельной игры с помощью общего алгоритма обучения с подкреплением ». arXiv : 1712.01815 cs.AI.
Первоисточники
[ редактировать ]- Аквинский, Фома . [1485] 1952. Summa Theologica , переведенный отцами английской Доминиканской провинции, под редакцией DJ Салливана ( Великие книги западного мира 19–20). Чикаго: Британская энциклопедия, Inc.
- Аристотель . [c. 350 г. до н.э.] 1936. « О душе [De Anima]», перевод В.С. Хетта. Стр. 1–203 в Аристотеле 8 ( Классическая библиотека Леба ). Лондон: Уильям Хайнеманн .
- Авиценна . [1027] 1954. Книга Исцеления [ Китаб аль-Шифах ], перевод Ф. Рахмана. Лондон.
- Локк, Джон . [1689] 1996. Очерк о человеческом понимании II.i, под редакцией К. П. Винклера. Индианаполис: Издательская компания Hackett . стр. 33–36, строки 1–9. (См. также введение редактора, стр. XIX.)
- Туфаил, Ибн . [11 век] 1708. Совершенствование человеческого разума: из жизни Хай Эбн Йокдана , перевод С. Окли . Лондон: Пауэлл. С. 1–195, Под ред.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бэрд, Форрест Э. и Уолтер Кауфманн . 2008. Философская классика: от Платона до Деррида . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл . ISBN 978-0-13-158591-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение tabula rasa в Викисловаре
- Работы, связанные с книгой II, главой I «Очерка Локка о человеческом понимании», в Wikisource