Бомбардировка Гамбурга во время Второй мировой войны
Бомбардировка Гамбурга | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть стратегических бомбардировок во время Второй мировой войны. | |||||||
Последствия в районе Эйльбек в Гамбурге. Эта фотография была сделана после того, как большая часть завалов была расчищена, вероятно, после дня Победы . | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания Соединенные Штаты Австралия Канада Новая Зеландия ЮАР | Нацистская Германия | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Сбито до 104 самолетов | Погибло до 40 000 человек. |
Бомбардировка союзниками Гамбурга во время Второй мировой войны включала многочисленные нападения на мирное население и гражданскую инфраструктуру. Будучи крупным городом и промышленным центром, , верфи Гамбурга в районе Гамбург - загоны для подводных лодок и нефтеперерабатывающие заводы Харбург подвергались нападениям на протяжении всей войны. [ 1 ]
В рамках продолжительной кампании стратегических бомбардировок во время Второй мировой войны атака в последнюю неделю июля 1943 года под кодовым названием «Операция Гоморра» вызвала одну из крупнейших огненных бурь, поднятых Королевскими ВВС и ВВС армии США в мировой войне. II, [ 2 ] погибло около 37 000 человек в Гамбурге, [ 3 ] ранив еще 180 000 человек, [ нужна ссылка ] и разрушение 60% домов города. [ 3 ]
Гамбург был выбран в качестве цели, потому что считался особенно уязвимым для атак с использованием зажигательных средств, которые, как известно из опыта Блица , наносили больший ущерб, чем просто фугасные бомбы. В Гамбурге также было большое количество целей, поддерживающих военные действия Германии, и штурманам было относительно легко их найти. По поручению ВВС Великобритании и ВВС США было проведено тщательное исследование, чтобы определить оптимальное сочетание бризантных и зажигательных веществ. До возникновения огненной бури в Гамбурге некоторое время не было дождя и все было очень сухо. [ 4 ] Необычно теплая погода и хорошие условия обеспечили высокую концентрацию бомбардировок вокруг намеченных целей и помогли возникшему пожару создать вихрь и вихревой восходящий поток перегретого воздуха, который превратился в огненный смерч высотой 460 метров (1510 футов). .
Различные другие ранее использовавшиеся методы и устройства также сыграли важную роль, такие как бомбардировка территории , следопыты и радар H2S , которые вместе работали с особой эффективностью. Ранняя форма соломы под кодовым названием «Окно» была впервые успешно использована ВВС Великобритании – облака полос алюминиевой фольги, сброшенные «Следопытами», а также первоначальный поток бомбардировщиков – чтобы полностью затмить немецкий радар. Рейды нанесли серьезный ущерб немецкому оружейному производству в Гамбурге.
Мы
[ редактировать ]Название Гоморра происходит от названия одного из двух ханаанских городов Содома и Гоморры, разрушение которых записано в Библии : «Тогда Господь пролил на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с небес». - Бытие 19:24
Фон
[ редактировать ]Политическое и военное давление
[ редактировать ]Бомбардировочное командование Королевских ВВС совершало налеты на Германию с первых дней Второй мировой войны. Первоначально атакам подвергались только военные объекты. Навигация к цели на затемненном ландшафте военного времени была крайне плохой, как и точность бомбардировки, если целевой город (не говоря уже о реальной военной цели) можно было найти. Следовательно, бомбардировки подвергались критике как пустая трата ресурсов, поскольку были достигнуты такие плохие результаты. Масштабы этой неудачи были раскрыты военному кабинету в августе 1941 года в докладе Батта , который, проанализировав 600 фотографий рейдов за предыдущие три месяца, обнаружил, что только треть экипажей, заявлявших, что достигли своих целей, на самом деле сбросили свои самолеты. бомбы в пределах пяти миль (8,0 км) от них. [ 5 ]
По мере развития войны мнение о выборе целей постоянно менялось, и к ноябрю 1940 года сложилось мнение, что гражданское население Германии является законной целью « тотальной войны ». К июню 1941 года мышление британских ВВС изменилось: от рассмотрения любых жертв среди гражданского населения как побочного ущерба при атаке на военную цель к преднамеренному нападению на мирных жителей в попытке подорвать их моральный дух. Ожидалось, что это приведет к сокращению промышленного производства и, следовательно, затруднит военные действия Германии. Целью были уже не заводы, а люди, работавшие на них, и их дома в окрестностях. Это стало известно как « бомбардировка территории ». Это изменение было вызвано не неточностью бомбардировок на этом этапе, а изучением того, какие аспекты немецкого блиц-удара по Британии оказали наибольшее влияние. Было обнаружено, что фабрики сравнительно трудно разрушить, но рабочим нужно было где-то жить, и их жилье гораздо легче было привести в негодность. Считалось, что прогулы уволенных рабочих оказывают большее влияние на промышленное производство, чем уровень ущерба, который можно было нанести при тех же усилиях фабрикам, на которых они работали. [ 6 ]
Маршал авиации Артур «Бомбер» Харрис возглавил бомбардировочное командование Королевских ВВС в феврале 1942 года. В том же месяце 8-е бомбардировочное командование ВВС США создало штаб в Соединенном Королевстве, готовый к переброске американских подразделений в Великобританию. Рузвельт был оптимистичен в отношении того, что бомбардировки имеют потенциал для победы в войне, несмотря на его призыв к Гитлеру в сентябре 1939 года избегать бомбардировок мирного населения. Уинстон Черчилль с таким же энтузиазмом хотел бомбить Германию. Это дало обеим военно-воздушным силам политическую поддержку, позволяющую на данном этапе справиться с критикой их неэффективности. [ 7 ]
Формирование 8-го бомбардировочного командования шло медленно, и хотя во второй половине 1942 года во Франции было совершено несколько небольших налетов, возможность атаковать Германию была получена только в 1943 году. Британские ресурсы также были ограничены. Западным союзникам пришлось сказать Советскому Союзу, что любая идея открытия второго фронта в Европе летом 1942 года неосуществима. Единственное, что Черчилль мог предложить Сталину, — это бомбардировки Германии. ВВС Великобритании было трудно это сделать, но это означало, что от бомбардировок Германии нельзя было отказаться, поэтому Харрис в конечном итоге получил необходимые тяжелые бомбардировщики. [ 8 ] Ко времени крупного налета на Гамбург в конце июля 1943 года обеим военно-воздушным силам требовался значительный успех, чтобы оправдать свое существование.
Исследования по зажигательным бомбам
[ редактировать ]Британский опыт бомбардировок во время блиц-бомбардировки способствовал размышлениям Королевских ВВС о том, как проводить бомбардировочную кампанию. Стало ясно, что зажигательные бомбы могут нанести гораздо больший ущерб, чем фугасные бомбы. Детальное изучение этого вопроса было проведено Научно-экспериментальным подразделением RE8 (созданным в ноябре 1941 года). Были изучены детали строительства немецких домов и проведены испытания моделей, чтобы определить, насколько эффективной будет зажигательная атака. Было рассчитано точное соотношение фугасных бомб и зажигательных веществ. Взрывчатка должна была выбить окна и сделать тушение пожара опасным. В комплект были включены фугасные бомбы с взрывателями замедленного действия для дальнейшего подавления любых усилий по тушению пожара. Количество доставленных зажигательных веществ должно было быть достаточно большим, чтобы полностью подавить любые возможности тушения пожара, чтобы пожар . мог возникнуть [ 9 ]
Американцы проявили большой интерес к британским исследованиям воздействия зажигательных веществ. Американский опыт и эксперименты добавились к планированию бомбардировочных налетов. Несмотря на убеждения об обратном, американские самолеты также несли тщательно продуманную смесь фугасных и зажигательных бомб. Большое количество зажигательных бомб на нефтяной основе американского производства поступило на вооружение 8-го бомбардировочного командования незадолго до налета на Гамбург - американцы предпочли их бомбам в магниевом корпусе термитным массой 4 фунта (1,8 кг) , используемым британцами. [ 9 ]
Очевидно, что эффективность рейда в Гамбурге в значительной степени зависела от тщательного исследования того, как лучше всего вызвать большой пожар в немецком городе – в отличие от распространенного мнения, что это было своего рода случайное явление, вызванное необычной погодой. условия. [ 10 ]
Выбор цели
[ редактировать ]Ряд факторов привел к тому, что Гамбург был выбран для запланированного бомбардировки. Строительство города означало, что его уязвимость считалась «выдающейся». Это был второй по величине город Германии. Судостроительная промышленность города сделала это приоритетной задачей. У него также было больше промышленных объектов, представляющих интерес для Министерства экономической войны, чем у большинства других немецких городов. Он находился достаточно близко к базам бомбардировщиков в Великобритании, что позволяло совершить короткий полет и меньше подвергаться зенитному огню и истребителям. Расположение Гамбурга недалеко от побережья и на известной реке облегчило обнаружение цели. [ 11 ]
Операция Гоморра
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
Операция «Гоморра» представляла собой кампанию воздушных налетов, которая началась 24 июля 1943 года и длилась восемь дней и семь ночей. На тот момент это была самая мощная атака в истории воздушной войны назвали ее Хиросимой Германии . , и позже британские официальные лица [ 12 ] [ нужен лучший источник ]
До июля 1943 года бомбардировочное командование Королевских ВВС сосредоточило внимание на промышленном регионе Рура , который был целью пятимесячной кампании .
Операция «Гоморра» проводилась бомбардировочным командованием Королевских ВВС (включая RCAF , RAAF и польские эскадрильи) и Восьмыми воздушными силами USAAF . Британцы проводили ночные рейды, а дневные рейды ВВС США.
Первоначальная атака на Гамбург включала в себя два новых введения в британское планирование: они использовали «Окно», позже известное как мякина , чтобы сбить с толку немецкий радар, в то время как самолеты Pathfinder Force , которые обычно хранили радиомолчание, сообщали о встречных ветрах, и эта информация была обработана и передана штурманам бомбардировочной группы.
Первый рейд британских ВВС 24/25 июля.
[ редактировать ]Первый налет на Гамбург планировался на ночь 23 июля, однако из-за плохой погоды налет был отложен на один день. С 21:45 до 23:00 [ нужны разъяснения ] 24 июля 791 бомбардировщик [ а ] взлетели со своих аэродромов. В 00:57 самолет Pathfinder, управляемый только радаром H2S , начал сбрасывать желтые указатели цели и сигнальные ракеты. За этим последовали другие, визуально сбросившие красные указатели целей в свете ракет. 35-я эскадрилья возглавляла маркировку цели, и благодаря ясной погоде и радару H2S точность была хорошей: маркеры падали близко к точке прицеливания, разбросанными по пяти районам. В 01:02 основные силы начали бомбить; это продолжалось до 01:50 шестью волнами. Менее половины бомбардировщиков сбросили бомбы в радиусе трех миль от точки прицеливания. Вокруг Гамбурга немцы зажгли красные ложные огни, в результате чего сотня бомбардировщиков начала бомбить тех, кто совершил ошибку. Тем не менее, в пяти районах, отмеченных Следопытами, были подожжены большие площади. Во время рейда образовался большой (6 миль) откат , который спас центр города от катастрофы, но стал причиной поджога и других районов на севере. [ 13 ] Хотя для тушения пожаров было задействовано около 40 000 пожарных, контроль над их ресурсами был нарушен, когда загорелась телефонная станция , а обломки заблокировали проезд пожарных машин по улицам города; [ 14 ] Три дня спустя пожары все еще горели. [ 15 ] На первых этапах рейда несколько бомб упало на верфь Блом и Восс , где были уничтожены три подводные лодки : U-1011 и U-1012 были подбиты на стапелях и так и не были отремонтированы, а U-996 затонула у причала. . [ 16 ] [ 17 ] Местная полиция оценила число погибших в 1500 человек. [ 18 ]
Первый рейд USAAF 25 июля.
[ редактировать ]Второй дневной рейд ВВС США был проведен 25 июля. 323 самолета атаковали Гамбург, Киль и Варнемюнде . 127 самолетов были направлены на бомбардировку верфи Блом и Фосс и Клёкнер завода авиационных двигателей в Гамбурге. На внешнем этапе рейда строй был атакован примерно 30 немецкими истребителями. Лишь два бомбардировщика были потеряны, не долетев до цели. 90 из 127 самолетов Boeing B-17 Flying Fortress достигли Гамбурга в 16:40. Несмотря на то, что они были частично покрыты дымом от предыдущей ночной бомбардировки, некоторые здания на верфи пострадали, но жизненно важные стапели для строительства подводных лодок не были повреждены. Завод авиационных двигателей был полностью окутан дымом, вместо этого были разбомблены второстепенные цели, в том числе электростанция. Два больших лайнера, использовавшиеся в качестве корабля-склада и казармы, были повреждены и затоплены. Немецкая зенитная артиллерия повредила 78 самолетов; десять из поврежденных бомбардировщиков, вынужденных покинуть строй, были добиты истребителями. Над Северным морем на обратном пути к базам соединение было атаковано восемью ночными истребителями, действовавшими из Голландии, но ничего не добилось, потеряв при этом одного из своего состава. [ 19 ]
Воздушная разведка 25 июля в 18:30 показала, что Гамбург все еще был окутан дымом от предыдущих налетов, поэтому еще одна атака главных сил бомбардировочного командования на Гамбург в ту ночь была отменена, и вместо этого 705 бомбардировщиков той же ночью совершили налет на Эссен . [ 20 ] Шесть De Havilland Mosquitos из 139-й эскадрильи RAF Light Night Strike Force (LNSF) совершили неприятный рейд, чтобы держать город в состоянии боевой готовности. [ 21 ]
Второй рейд USAAF 26 июля.
[ редактировать ]26 июля ВВС США продолжили атаки на цели в Северной Германии. Тем же шести бомбардировочным группам , которые накануне бомбили Гамбург, было приказано бомбить те же цели. Остальные бомбардировочные группы атаковали резиновый завод Конти в Ганновере . Из-за проблем с формированием боевых коробок и многих досрочных возвратов Гамбург бомбили только 54 самолета. Не было ни облаков, ни большого дыма от горящих зданий, но немцы успели вовремя замаскировать гавань искусственным дымом. Снова подверглись бомбардировкам второстепенные цели: Howaldtswerke-Deutsche Werft, были поражены некоторые здания на верфи подводных лодок но никакие важные объекты не были повреждены. Электростанция в Нойхофе была выведена из строя на один месяц и в критический момент лишила Гамбург 40% электрической мощности. Все самолеты подверглись бомбардировке в течение минуты в 12:00. Немецкой зенитной артиллерии удалось повредить только два самолета, которые были потеряны во время полета в Англию. Немецкие истребители сосредоточили свои атаки на Ганноверском рейде, в результате которого было потеряно 22 самолета. Результаты взрыва в Ганновере были усилены тем фактом, что большая часть пожарных была отправлена в качестве подкрепления в Гамбург. [ 22 ]
Второй рейд британских ВВС 27/28 июля.
[ редактировать ]В ночь на 26 июля рейда основных сил Королевских ВВС не было; Бомбардировочное командование редко отправляло свои основные силы три ночи подряд. Шесть «Москитов» из 139-й эскадрильи Королевских ВВС нанесли неприятный удар. [ 23 ]
В ночь на 27 июля, незадолго до полуночи, [ 24 ] 787 самолетов Королевских ВВС – 74 Vickers Wellingtons , 116 Short Stirlings , 244 Handley Page Halifaxes и 353 Avro Lancasters – бомбили Гамбург. [ 25 ] Точками прицеливания была плотная застройка рабочих районов Биллвердер , Боргфельде , Хамм , Хаммербрук , Хоэнфельде и Ротенбургсорт . [ 26 ] Необычно сухая и теплая погода, концентрация бомбардировок в одном районе и ограничения в тушении пожаров из-за блокбастеров, использованных в начале рейда, а также отзыв пожарных расчетов Ганновера в свой город - завершились огненной бурей . Торнадический огонь создал огромный ад со скоростью ветра до 240 км/ч (150 миль в час) и температурой 800 °C (1470 °F). [ 27 ] и на высоту более 300 метров (1000 футов), сжигая более 21 квадратного километра (8 квадратных миль) города. асфальтированные Казалось, загорелись улицы (на самом деле это был фосфор от зажигательных бомб), а мазут с поврежденных и разрушенных кораблей, барж и резервуаров-хранилищ вылился в воду каналов и гавани, в результате чего они тоже зажечь.
По оценкам, в эту ночь погибло 18 474 человека. Большое количество убитых искали спасения в бомбоубежищах и подвалах. Огненный шторм поглотил кислород в горящем городе наверху, а угарный газ отравил тех, кто укрывался внизу. [ 26 ] Яростные ветры, созданные огненной бурей, могли сметать людей с улиц, как сухие листья. Четыре квадратных мили (10 км 2 ) центра города загорелись всего через 30 минут после начала огненной бури. [ 28 ]
Третий рейд Королевских ВВС 29/30 июля.
[ редактировать ]Гамбург был атакован только в ночь на 28 июля четырьмя «Москитами», совершившими неприятный налет; налет основных сил был невозможен из-за дыма от предыдущей бомбардировки, который скрывал указатели цели. 29 июля фоторазведывательный аппарат «Спитфайр» из 542-й эскадрильи Королевских ВВС сообщил о хорошей погоде и отсутствии проблем с задымлением, поэтому был заказан третий рейд Королевских ВВС. В воздух поднялось 777 бомбардировщиков, из них 707 долетели до Гамбурга. Пожары все еще горели, что позволяло осуществлять визуальную маркировку, но Следопыты по-прежнему использовали радар H2S для выполнения своей маркировки. Следопыты промахнулись на две мили и отметили район к югу от региона, разрушенный во время предыдущего рейда. Бомбардировщики прилетели с севера, и из-за отступления на четыре мили районы Бармбек и Вандсбек сильно пострадали. Небольшие пожары легко перерастали в крупные, поскольку к этому времени усилия по тушению пожара прекратились из-за предыдущих рейдов. Конкретных данных по этому рейду немцы не зафиксировали, число жертв неизвестно, но в эту ночь от отравления угарным газом в большом общественном приюте умерло 370 человек. [ 29 ] [ 30 ]
Четвертый рейд британских ВВС 2/3 августа.
[ редактировать ]30 июля бомбардировочному командованию было приказано атаковать города в Италии. Эти рейды были отменены в тот же день, но было слишком поздно для проведения рейда на Гамбург. [ 31 ] Запланированный рейд 31 июля был отменен из-за грозы над Великобританией. [ 32 ]
Из-за плохой погоды следующая атака на Гамбург была отложена до 2 августа. Несмотря на сообщения метеорологической разведки о возможных штормах вблизи Гамбурга, в воздух поднялись 737 бомбардировщиков. Пять бомбардировщиков были сбиты ночными истребителями над Северным морем. Незадолго до достижения побережья Германии поток бомбардировщиков встретил сильный шторм, который вынудил многие самолеты прервать полет или бомбить альтернативные цели. Куксхафен , Бремерхафен , Бремен , Вильгельмсхафен , Гельголанд и другие города, находящиеся на расстоянии до 100 миль от Гамбурга, сообщили о взрывах. Из-за шторма разбились как минимум четыре бомбардировщика. Только 400 бомбардировщиков достигли Гамбурга, но, поскольку «Следопыты» не смогли провести эффективную маркировку, большая часть бомб упала на город и его окрестности. [ 33 ] [ 34 ] Во время этого рейда немцы дополнительно разработали тактику противодействия эффекту «Окна»: бегущий комментарий транслировал все доступные данные о потоке бомбардировщиков. Некоторые ночные истребители действовали независимо от наведения наземных радиолокаторов и использовали эту информацию для поиска целей. Эта тактика позже получила дальнейшее развитие и стала известна как « Захме Сау ». Пять бомбардировщиков были сбиты ночными истребителями над Северным морем, восемь были уничтожены в районе Гамбурга и еще одиннадцать были потеряны по пути домой. Из-за шторма поток бомбардировщиков стал менее концентрированным, а некоторые бомбардировщики потеряли защиту «Окна» и стали жертвами ночных истребителей, действовавших на линии Каммхубера . [ 34 ]
Обзор операции Гоморра
[ редактировать ]Было совершено около 3000 боевых вылетов, сброшено 9000 тонн бомб и разрушено более 250 000 домов и домов.
Дата | Самолеты вылетели | Самолеты бомбили | Тоннаж бомбы | Самолеты потеряны | Жертвы |
---|---|---|---|---|---|
24/25 июля | 791 [ 35 ] | 728 [ 35 ] | 2284 тонны [ 35 ] | 12 [ 35 ] | 1,500 [ 36 ] |
25 июля | 123 [ 37 ] | 90 [ 37 ] | 186 тонн | 15 [ 37 ] | 20 [ 38 ] |
26 июля | 121 [ 39 ] | 54 [ 39 ] | 120 тонн [ 40 ] | 2 [ 39 ] | 150 [ 41 ] |
27/28 июля | 787 [ 42 ] | 729 [ 42 ] | 2326 тонн [ 42 ] | 17 [ 42 ] | 40,000 [ 43 ] |
29/30 июля | 777 [ 42 ] | 707 [ 42 ] | 2318 тонн [ 42 ] | 28 [ 42 ] | нет данных |
2/3 августа | 740 [ 44 ] | 393 [ 45 ] | 1416 тонн [ 46 ] | 30 [ 44 ] | нет данных |
Потери
[ редактировать ]Число погибших в результате операции «Гоморра» всегда будет неопределенным, но наиболее общепринятая цифра сейчас составляет 37 000 человек. Если указан диапазон, то обычно он составляет от 34 000 (из полицейских отчетов) до 40 000 (обычно используемая цифра в Германии до конца войны). Большинство погибших были неопознаны. К 1 декабря 1943 года было подтверждено 31 647 погибших, но из них только 15 802 были подтверждены на основании опознания тел. В некоторых случаях число людей, погибших в подвалах, переоборудованных в «комнаты воздушной защиты», можно было оценить только по количеству пепла, оставшегося на полу. В то время погибшие составляли около 2,4% от общей численности населения Гамбурга. [ 47 ]
Другие эффекты
[ редактировать ]За первую неделю после рейда город эвакуировали около миллиона человек. 61% жилого фонда был разрушен или поврежден. [ 48 ] Рабочая сила города сократилась на десять процентов. [ 49 ] Никакой последующий рейд на город не потряс Германию так, как это произошло с Гамбургом; Документы показывают, что немецкие официальные лица были серьезно встревожены, а из более поздних допросов нацистских чиновников союзниками есть некоторые указания на то, что Гитлер заявил, что дальнейшие рейды такого же масштаба вынудят Германию выйти из войны. Промышленные потери были серьезными: Гамбург так и не восстановился до полного производства, а только в основных отраслях вооружения (в которых были приложены максимальные усилия). [ 50 ] По данным немецких источников, в городе было разрушено 183 крупных завода из 524 и 4118 мелких заводов из 9068. [ нужна ссылка ]
Другие потери включали повреждение или разрушение 580 промышленных предприятий и заводов по производству вооружений, 299 из которых были достаточно важными, чтобы их можно было перечислить поименно. Местные транспортные системы были полностью нарушены и некоторое время не возвращались в нормальное состояние. Разрушено 214 350 жилищ из 414 500. [ 51 ] До окончания Второй мировой войны Гамбург подвергался воздушным налетам еще 69 раз. Всего Королевские ВВС сбросили на Гамбург 22 580 тонн длинных бомб. [ 52 ]
Военные последствия
[ редактировать ]Огромный ущерб, нанесенный Гамбургу, ускорил ряд крупных изменений в немецких системах ПВО. Приоритет отдавался производству истребителей. Были активизированы исследования в области более эффективных радиолокационных технологий. И самолеты, и орудия были отвлечены от линии фронта для защиты Германии. К августу 1943 года 45 процентов всех немецких истребителей находились в тылу, а дополнительные подразделения располагались на севере Франции. В то же время количество тяжелых зенитных орудий в Германии было увеличено более чем на 25 процентов. [ 53 ]
Перераспределение большей части военного промышленного производства Германии на внутреннюю оборону было непреднамеренным последствием операции «Гоморра». Боевые фронты пострадали из-за отсутствия поддержки с воздуха, поскольку в Рейхе ресурсы были отданы истребительной авиации. Зенитные части Германии предъявляли значительно повышенные требования к личному составу и в конце войны использовали 25 процентов всех боеприпасов. Таким образом, можно утверждать, что военные результаты всей бомбардировочной кампании были более значительными, чем любые экономические или моральные последствия. [ 54 ]
Сообщения современной прессы
[ редактировать ]В прессе освещались рейды в Гамбурге по мере их проведения, например, как в «Таймс» лондонских , так и в «Нью-Йорк Таймс» 26 июля 1943 года, после того, как рейды начались, но за день до того, как произошел рейд с огненным штормом, говорилось, что подчеркнул масштабность и скоординированный британско-американский характер бомбардировок города. [ 55 ] [ 56 ]
Разрушение Гамбурга стало главной новостью того времени и произвело большое впечатление масштабами ущерба и человеческих жертв. К 3 августа 1943 года, когда рейды уже завершались, военный эксперт Джордж Филдинг Элиот подробно анализировал эту тему в своей синдицированной колонке, опубликованной в американских газетах. [ 58 ] Газетные статьи и карикатуры также говорили о полном разрушении Гамбурга. [ 58 ] В репортаже лондонского корреспондента Ассоциации газетных предприятий от 9 августа высказывались предположения о том, как быстро можно «ликвидировать» Берлин таким же образом. [ 59 ] В то же время в самой Германии рейды на Гамбург рассматривались как гораздо худшее событие, чем крупные военные поражения Германии, имевшие тогда место на Восточном фронте , а также на Сицилии и в Италии . [ 60 ]
Первоначальные показания очевидцев, побывавших в Гамбурге, не пытались назвать числовые цифры разрушений, а описывали их как невероятные. [ 61 ] [ 62 ] Как рассказывалось в статье United Press от 9 августа 1943 года о счете швейцарского купца, это был «ад, выпущенный» «концертом дьявола», который представлял собой «непрерывное, неизбежное разрушение Гамбурга в масштабах, которые бросают вызов воображению». [ 62 ] Даже немецкая пресса, которая ранее преуменьшала или не обсуждала бомбардировки немецких городов, теперь подчеркнула последствия для Гамбурга и количество беженцев, прибывающих оттуда. [ 61 ] Позже в августе New York Times иностранный корреспондент К. Л. Сульцбергер передал мнение Германии о 200 000 смертей, что он считал правдоподобным. [ 63 ] К ноябрю 1943 года в швейцарском сообщении шведским газетам была указана цифра в 152 000 погибших в результате бомбардировки Гамбурга, но без объяснения источника этой цифры. [ 64 ]
Всего через несколько месяцев после завершения войны в Европе в газетных сообщениях были описаны результаты исследования стратегических бомбардировок США (USSBS), публично обнародованные 30 октября 1945 года, которые дали немецкие оценки о 60 000–100 000 смертей в результате взрывов в Гамбурге. [ 65 ] И иногда все еще использовались даже более высокие цифры. Во время дебатов в правительстве США в 1949–1950 годах о том, стоит ли продолжать разработку водородной бомбы , были выдвинуты моральные аргументы против разработки оружия, основная польза которого, казалось, заключалась в убийстве огромного количества мирных жителей одним взрывом. Возражая против этой линии рассуждений, сенатор Брайен МакМэхон , председатель Объединенного комитета Конгресса США по атомной энергии , написал письмо президенту Гарри С. Трумэну , в котором он спросил: «Где действительное этическое различие между несколькими рейдами в Гамбурге, которые привело к гибели 135 000 человек», бомбардировке Токио в марте 1945 года , атомной бомбардировке Хиросимы и предлагаемому термоядерному оружию. МакМахон пришел к выводу, что «я не вижу никакой моральной разделительной линии» между любым из них. [ 66 ]
Последствия
[ редактировать ]Городской пейзаж
[ редактировать ]Полностью разрушенный квартал Хаммербрук, в котором жили в основном портовики , был перестроен не как жилой район, а как торговый район. Прилегающий квартал Ротенбургсорт постигла та же участь, поскольку была перестроена лишь небольшая часть жилья. Не была восстановлена и линия метро , соединявшая оба района с центральным вокзалом.
В разрушенных жилых районах многие дома через дорогу были перестроены и больше не образуют соединенных блоков. Холмы парка Ойендорфер образованы обломками разрушенных домов. [ 67 ]
В январе 1946 года майор Кортес Ф. Энло, хирург ВВС США, работавший на USSBS, заявил, что огневые последствия атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки , «были далеко не такими серьезными, как последствия налетов британских ВВС на Гамбург в июле». 27 числа 1943 года». По его оценкам, в Гамбурге погибло более 40 000 человек. [ 68 ]
Для нас было большим сюрпризом, когда произошел первый налет на Гамбург, потому что вы использовали какое-то новое устройство [мякиш], которое мешало зенитным орудиям обнаружить ваши бомбардировщики, поэтому вы добились большого успеха и повторили эти атаки на Гамбург несколько раз. раз, и каждый раз новый успех был больше, а депрессия - больше, и я сказал в те дни на заседании Министерства авиации , что если бы вы повторили этот успех в четырех или пяти других немецких городах, то мы бы крах. Альберт Шпеер – Тайная война
Мемориалы
[ редактировать ]Несколько мемориалов в Гамбурге напоминают о воздушных налетах Второй мировой войны:
- Руины Николаикирхе ( Церкови Святого Николая), которая была в значительной степени разрушена во время бомбардировок, превращены в мемориал против войны. Шпиль церкви уцелел.
- Мемориал на Гамбургерштрассе погибшим в приюте под универмагом Карштадт на углу Дезениссштрассе и Гамбургерштрассе. В ночь на 29 июля в универмаг взорвалась бомба. Люди в бомбоубежище внизу погибли от жары и отравления угарным газом.
- Жертв авианалетов хоронили на Ольсдорфском кладбище в братских могилах. Мемориал «Переход через Стикс» работы Герхарда Маркса находится в центре и показывает, как Харон молодую пару, мать с ребенком, мужчину и отчаявшегося человека переправляет через реку Стикс .
- На многих домах, восстановленных после Великой Отечественной войны, установлена мемориальная доска с надписью «Разрушены в 1943 – 19** восстановлены», как напоминание об их разрушении во время авианалетов в июле 1943 года. [ нужна ссылка ]
Хронология
[ редактировать ]Дата | Цель/Тип | Раундель и примечания |
---|---|---|
ночь с 10 на 11 сентября 1939 г. | листовки | 10 самолетов Королевских ВВС. [ 69 ] |
ночь 17/18 мая 1940 г. | нефтяные установки | 48 Хэмпденов атаковали нефтяные объекты Гамбурга. [ 70 ] |
ночь 27/28 мая 1940 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Хэмпденс атаковал нефтеперерабатывающие заводы недалеко от Гамбурга. [ 70 ] |
ночь 30/31 мая 1940 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга подверглись бомбардировке. [ 70 ] |
Июнь – октябрь 1940 г. | Гамбург, Вильгельмсхафен и Мюнстер часто были целями во время битвы за Британию (июнь – октябрь 1940 г.), но недостаточная точность бомбардировки означала, что ущерб был нанесен небольшой. [ 71 ] (См. отчет Батта (август 1941 г.)). | |
ночь 20 на 21 октября 1940 г. | Гамбург подвергся бомбардировке Веллингтонами, в результате чего возникло 12 пожаров с небольшими человеческими жертвами. [ 71 ] | |
ночь 24 на 25 октября 1940 г. | Гамбург подвергся бомбардировке Веллингтонами, в результате чего произошло 13 пожаров с небольшими человеческими жертвами. [ 71 ] | |
ночи 15/16 ноября и 16/17 ноября 1940 г. | более 200 самолетов. В первую ночь верфи Blohm & Voss был нанесен ущерб и возникло более 60 пожаров. Во вторую ночь только 60 самолетов нашли свою цель, а ущерб был гораздо меньше. [ б ] [ 72 ] | |
ночь с 12 на 13 марта 1941 г. | Гамбург, Бремен и Берлин разбомбили в общей сложности 257 человек. [ 73 ] | |
Ночь с 13 на 14 марта 1941 года. | Погиб 51 человек, это самое большое число за один рейд на сегодняшний день. [ 73 ] | |
апрель 1941 г. | В этом месяце главной целью был Гамбург. [ 73 ] | |
май 1941 г. | В течение месяца Гамбург несколько раз подвергался бомбардировкам. В рейдах теперь обычно участвовало около 100 бомбардировщиков. [ 74 ] | |
Ночь с 11 на 12 мая 1941 года. | 92 самолета. [ 74 ] | |
Ночь с 27 на 28 июня 1941 года. | налет на Бремен, но большая часть бомбила Гамбург – ошибка 50 миль (80 км); 11 из 35 бомбардировщиков были сбиты ночными истребителями. [ 74 ] | |
ночь с 14 на 15 января 1942 г. | 95 самолетов. Только 48 самолетов заявили, что бомбили Гамбург. станция Альтона Пострадала , возникло 12 пожаров, из них 7 крупных. Шесть человек погибли и 22 получили ранения. О потерях самолетов не сообщалось. [ 75 ] | |
ночь с 15 на 16 января 1942 г. | 96 самолетов. 52 бомбардировщика заявили, что успешно бомбили Гамбург. Возникло 36 пожаров, из них 3 крупных, 3 человека погибли и 25 получили ранения. Потеряно 11 бомбардировщиков. [ 75 ] | |
ночь с 17 на 18 января 1942 г. | Бремен был основной целью для 83 самолетов, но Гамбург подвергся бомбардировке как второстепенная цель, в результате чего в Гамбурге произошло 11 пожаров, 5 человек погибли и 12 получили ранения. Четыре бомбардировщика потеряны. [ 75 ] | |
ночь с 16 на 17 февраля 1942 г. | один или два бомбардировщика. [ 76 ] | |
ночь с 8 на 9 апреля 1942 г. | крупнейший на сегодняшний день рейд на одну цель. Выполнено 272 самолетами. Рейд был признан проваленным. 17 человек погибли и 119 получили ранения. Потеряно 5 самолетов. [ 77 ] | |
Ночь с 17 на 18 апреля 1942 года. | 173 самолета. Возникло 75 пожаров, из них 33 крупных. Двадцать три человека погибли и 66 получили ранения. Потеряно восемь самолетов. [ 77 ] | |
Ночь с 3 на 4 мая 1942 года. | 81 самолет, отправленный к 100-летию большого пожара в Гамбурге. По оценкам, в цель поразили 53 самолета. Возникло 113 пожаров, из них 57 крупных. 77 человек погибли, 243 получили ранения и 1624 человека разбомбили. Было потеряно 5 самолетов. [ 78 ] | |
ночь с 26 на 27 июля 1942 г. | 403 самолета. Был нанесен обширный ущерб, в основном жилым и полукоммерческим районам, а не докам и промышленным районам. Возникло не менее 800 пожаров, 523 из которых были крупными. Было разрушено 823 дома и повреждено более 5000. Разбомблено более 14 000 человек. 337 человек погибли и 1027 получили ранения. Было потеряно 29 самолетов, 7,2% состава. [ 79 ] | |
ночь с 28 на 29 июля 1942 г. | 256 самолетов. Из-за плохой погоды в районе цели было произведено всего 68 бомбардировок. Возникло 56 пожаров, 15 из них крупных. Тринадцать человек погибли и 48 получили ранения. Потери бомбардировщиков были высокими - 15,3% при бомбардировке основной группы в ту ночь. [ 79 ] | |
день 3 августа 1942 г. | 10 самолетов. [ 80 ] | |
день 18 августа 1942 г. | неприятный рейд | одиночный комар. [ 80 ] |
день 19 сентября 1942 г. | неприятный рейд | 2 комара. [ 81 ] |
ночь с 13 на 14 октября 1942 г. | легкий рейд по вторичной цели. Возникло 2 крупных пожара. 8 человек погибли и 43 получили ранения. [ 82 ] | |
ночь с 9 на 10 ноября 1942 г. | 213 самолетов. Возникло 26 пожаров, из них 3 крупных. 3 человека убиты и 16 ранены. Потеряно 15 самолетов, 7,0% состава. [ 83 ] | |
ночь с 30 на 31 января 1943 г. | 148 самолетов. Это была первая в войне радарная атака H2S. Использование H2S не увенчалось успехом, и бомбы были разбросаны. Из 119 возгораний 71 был крупным. 58 человек погибли и 164 получили ранения. Потеряно 5 самолетов, 3,4% состава. [ 84 ] | |
ночь с 3 на 4 февраля 1943 г. | 263 самолета. Плохая погода повлияла на бомбардировщики, и многие из них рано повернули назад. Повреждения были незначительными для того, что планировалось как крупный рейд. Было потеряно 16 бомбардировщиков, 6,1% личного состава, многие из них - ночные истребители. [ 85 ] | |
Ночь с 3 на 4 марта 1943 года. | 417 самолетов. «Следопыты» отметили неверную цель, приняв с помощью радара H2S грязевую отмель за доки, поэтому большая часть бомб упала в 13 милях (21 км) ниже по течению от центра Гамбурга, вокруг небольшого городка Ведель . Эти бомбы, упавшие на Гамбург, нанесли значительный ущерб, вызвав 100 пожаров, в результате которых 27 человек погибли и 95 получили ранения. Веделю был нанесен значительный ущерб. Потеряно 10 самолетов, 2,4% состава. [ 86 ] | |
13/14 апреля 1943 г. | неприятный рейд | 2 комара. [ 87 ] |
25 июня 1943 г. | Блом и Восс | Миссия номер 67: 275 B-17 должны были атаковать загоны подводных лодок и промышленные районы Гамбурга и Бремена, но основные цели были скрыты облаками, поэтому бомбардировщики поразили 167 бомбовых «возможностей на северо-западе Германии». [ 88 ] 384- я бомбардировочная группа ВВС США участвовала в атаке первых 19 самолетов, 11 прервали миссию и только 5 присоединились к боевому крылу. [ 89 ] [ ненадежный источник? ] |
ночь с 26 на 27 июня 1943 г. | неприятный рейд | 4 комара. [ 90 ] |
ночь с 28 на 29 июня 1943 г. | неприятный рейд | 4 комара. [ 90 ] |
ночь с 3 на 4 июля 1943 г. | неприятный рейд | 4 комара. [ 25 ] |
ночь с 5 на 6 июля 1943 г. | неприятный рейд | 4 комара. [ 25 ] |
ночь с 24 на 25 июля 1943 г. | большой рейд | 791 самолет ознаменовал начало «Битвы за Гамбург» или так называемой «Операции Гоморра». Средство противодействия радиолокационным немецким ночным истребителям в виде «Окна» было применено впервые. В ясную погоду визуальная маркировка и маркировка H2S были точными и находились в центре города. 728 самолетов сбросили бомбы за 50 минут. Менее половины сил бомбили в пределах трех миль (4,8 км) от центра с расстоянием от бомбы на шесть миль (9,7 км). Ущерб был причинен в центральных и северо-западных округах, особенно в Альтоне, Аймсбюттеле и Хохелуфте. Ратуша (ратуша), церковь Св. Николая, главный полицейский участок, главная телефонная станция и зоопарк Хагенбека вошли в число известных достопримечательностей, подвергшихся удару. Погибло около 1500 человек, что стало самым большим показателем за пределами действия радионавигационной системы «Гобой» , которая помогла сконцентрировать схему бомбардировки. Благодаря использованию «Окна» было потеряно всего 12 самолетов, что составляет 1,5% от общего состава. [ 25 ] [ 91 ] |
25 июля 1943 г. | Верфь Блом и Восс
Клекнерский завод авиационных двигателей |
Задание номер 76. Планируется, что 127 B-17 нанесут бомбовый удар по двум целям в Гамбурге, но из-за задымленности только 90 самолетов из 91-й , 351-й , 381-й , 303-й , 379-й , 384-й бомбардировочной группы (шесть из девяти бомбардировочных групп 1-е бомбардировочное крыло ) бомбит второстепенные цели в течение 15 минут, начиная с 16:30. Было потеряно 15 B-17, потери американцев составили один убитый, пять раненых и 150 пропавших без вести. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] |
26 июля 1943 г. | Верфь Блом и Восс
Клекнерский завод авиационных двигателей |
Миссия номер 77. 121 B-17 отправлен против Ганновера (54) и верфей подводных лодок в Гамбурге с 11:59 по 12:00 (71). [ 92 ] [ 93 ] |
Ночь с 26 на 27 июля 1943 года. | неприятный рейд | 6 комаров атаковали Гамбург. [ 25 ] [ 95 ] |
ночь с 27 на 28 июля 1943 г. | Большой рейд | Самолет 787, управляемый следопытами с использованием H2S, разбомбил примерно в двух милях (3,2 км) к востоку от центра города. Из-за не по сезону засушливых условий в застроенных рабочих районах Хаммербрук, Хамм, Боргфельде и Ротенбургсорт возникла огненная буря. Бомбардировка была более концентрированной, чем обычно могли себе позволить Королевские ВВС на этом этапе войны. По оценкам, всего за полчаса 550–600 бомб упали на территорию размером всего две на одну милю (3,2 на 1,6 км), и это постепенно распространило огонь на восток. Огненный шторм длился около трех часов, уничтожив около 16 000 многоэтажных жилых домов и убив примерно 40 000 человек, большинство из которых отравились угарным газом, когда из их подвальных укрытий был выкачен весь воздух. Опасаясь дальнейших набегов, две трети населения Гамбурга, примерно 1 200 000 человек, впоследствии покинули город. [ 25 ] [ 96 ] |
ночь с 28 на 29 июля 1943 г. | неприятный рейд | 4 комара. [ 25 ] |
ночь с 29 на 30 июля 1943 г. | Большой рейд | Самолет 777 направлялся по следопытам, маркирующим H2S. План состоял в том, чтобы бомбить нетронутые северные пригороды. Но ошибка в составлении карты привела к бомбардировке района к северу от района, разрушенного огненным ураганом тремя ночами ранее. Жилые районы районов Вандсбек и Бармбек, а также части Уленхорста и Винтерхуде были серьезно повреждены, произошли масштабные пожары, но не было огненной бури. Было потеряно двадцать восемь самолетов (3,6% состава). [ 25 ] [ 97 ] |
ночь со 2 на 3 августа 1943 г. | 740 самолетов отправились в налет на Гамбург, но из-за плохой погоды почти все бомбардировщики, за исключением нескольких, не смогли добраться до Гамбурга; вместо этого многие бомбили второстепенные цели. 30 самолетов, 4,1% сил было потеряно. [ 98 ] | |
ночь с 22 на 23 августа 1943 г. | неприятный рейд | 6 комаров. [ 99 ] |
ночь с 5 на 6 ноября 1943 г. | Гамбург и другие города совершили набег в общей сложности 26 комаров. [ 100 ] | |
ночь 1/2 января 1944 г. | диверсионный рейд (Берлин) | 15 комаров атаковали Гамбург. [ 101 ] |
ночь с 11 на 12 марта 1944 г. | неприятный рейд | 20 комаров. [ 102 ] |
ночь с 6 на 7 апреля 1944 г. | 35 комаров. [ 103 ] | |
ночь с 26 на 27 апреля 1944 г. | отвлекающий рейд | 16 комаров. [ 103 ] |
ночь с 28 на 29 апреля 1944 г. | 26 комаров. [ 103 ] | |
18 июня 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 421: B-17 бомбили Гамбург-Эбано (18), Гамбург-Евротанк (54), Гамбург- Оссаг (38) и Гамбург-Шиндлер (36). [ 104 ] |
20 июня 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 425: B-17 бомбили нефтеперерабатывающие заводы в Гамбурге/Deut.Petr.AG (53), Харбурге/Эбано (60), Гамбурге/Евротанк (107), Гамбурге/ Ренании-Оссаге (50), Харбурге/Ренании (53) , Гамбург/Шлиманнс (54) и Гамбург/Шиндлер (26). [ 104 ] |
ночь с 22 на 23 июня 1944 г. | отвлекающий рейд | 29 комаров. [ 105 ] |
ночь с 22 на 23 июля 1944 г. | отвлекающий рейд | 26 комаров. [ 106 ] |
ночь с 26 на 27 июля 1944 г. | отвлекающий рейд | 30 комаров. [ 106 ] |
ночь с 29 на 29 июля 1944 г. | 307 самолетов. Рейд не увенчался успехом, бомбардировки были разрозненными, и, по оценкам немецких источников, на город приземлились только 120 бомбардировщиков. 22 самолета были потеряны в основном от ночных истребителей. [ 106 ] | |
4 августа 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 514: 181 B-17 бомбили нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга. [ 107 ] |
6 августа 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 524: Взорваны нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга в Гамбурге/Дойче (54), Гамбурге/Эбанде [ так в оригинале ] (33), Гамбурге/Ренании (61), Гамбурге/ Ренании-Оссаге (62), Гамбурге/Шлимане (32) и Гамбурге. /Шулау (72 B-17). [ 107 ] Rhenania-Ossag была дочерней компанией Royal Dutch Shell . [ нужна ссылка ] |
ночь с 26 на 27 августа 1944 г. | отвлекающий рейд | 13 комаров. [ 108 ] |
ночь с 29 на 30 августа 1944 г. | отвлекающий рейд | Гамбург был одним из пяти городов, подвергшихся бомбардировке в общей сложности 53 комарами. [ 108 ] |
ночь с 6 на 7 сентября 1944 г. | неприятный рейд | 32 комара. [ 109 ] |
ночь с 26 на 27 сентября 1944 г. | отвлекающий рейд | 6 комаров. [ 109 ] |
ночь с 30 на 1 октября 1944 г. | 46 Комаров. [ 110 ] | |
6 октября 1944 г. | нефтеперерабатывающий завод (Харбург/Ренания) | Миссия 667: 121 из 406 отправленных B-24 бомбили нефтеперерабатывающий завод Харбург/Ренания. [ 111 ] |
ночь с 12 на 13 октября 1944 г. | 52 комара. [ 110 ] | |
25 октября 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 688: 455 B-17 отправлены для нанесения ударов по нефтеперерабатывающим заводам Харбург (221, включая нефтеперерабатывающие заводы 447-го BG) и Ренании (214) в Гамбурге. 297 B-17 отправлено для поражения второстепенных объектов - Харбурга (179) и нефтеперерабатывающих заводов Ренании (106) в Гамбурге; облачность, ограниченная точность, опустошение города Харбург [ 111 ] [ 112 ] |
30 октября 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 693: 357 B-24 были отправлены для нанесения ударов по нефтеперерабатывающим заводам Харбург (72) и нефтеперерабатывающим заводам Рения (67) в Гамбурге, 28 бомбили возможные цели в Гамбурге. [ 111 ] |
4 ноября 1944 г. | нефтеперерабатывающий завод | Миссия 700: 257 B-17 были отправлены для удара по маслозаводу Harburg в Гамбурге (238), 186 из 193 B-17 поразили маслозавод Rhenania в Гамбурге. [ 113 ] |
5 ноября 1944 г. | склады боеприпасов | США Девятые (тактические) ВВС : отправьте 160 B-26 и A-20 для атаки на склады боеприпасов, боеприпасов и снабжения в Гамбурге. [ 113 ] |
6 ноября 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 704: 291 B-17 был отправлен для удара по нефтеперерабатывающим заводам Харбург (142) и Рения (138) в Гамбурге. [ 113 ] |
ночь с 11 на 12 ноября 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | 237 «Ланкастеров» и 8 «Москитов» группы № 5 были отправлены для удара по нефтеперерабатывающему заводу Ренания-Оссаг в Харбурге, который несколько раз подвергался атакам американских дневных бомбардировщиков. [ 114 ] |
21 ноября 1944 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 720: 366 B-24 были отправлены для удара по нефтяным заводам Dpag (178) и Rhenania (171) в Гамбурге. (облачный покров ограничивает точность, опустошение Харбург ) города [ 113 ] [ 115 ] |
ночь с 30 на 1 декабря 1944 г. | отвлекающий рейд | 53 комара. [ 116 ] |
ночь с 11 на 12 декабря 1944 г. | 28 комаров. [ 116 ] | |
ночь с 27 на 28 декабря 1944 г. | неприятный рейд | 7 комаров поразили Гамбург-Вандсбек и Бармбек в 3 часа ночи. [ 116 ] [ 117 ] |
31 декабря 1944 г. | Блом и Восс | Миссия 772: 526 B-17 были отправлены для поражения целей нефтяной промышленности в Гамбурге (68), нефтеперерабатывающего завода Вильгельмсбург в Харбурге (92), нефтеперерабатывающего завода Грассбрук в Гамбурге (71) и промышленной зоны в Гамбурге (72). [ 118 ] |
ночь с 16 на 17 января 1945 г. | отвлекающий рейд | 9 комаров. [ 119 ] |
24 февраля 1945 г. | Блом и Восс | 384 BG бомбили верфи подводных лодок в Гамбурге. [ нужна ссылка ] |
24 февраля 1945 г. | нефтеперерабатывающие заводы | Миссия 845: 362 B-17 были отправлены для удара Albrecht 278 и Harburg 70 в Гамбурге. по нефтеперерабатывающим заводам [ 120 ] |
5 марта 1945 г. | нефтеперерабатывающий завод | Миссия 865: 120 из 126 B-24 без потерь поразили нефтеперерабатывающий завод Харбург в Гамбурге. [ 121 ] |
8/9 марта 1945 г. | Блом и Восс | 312 самолетов, в том числе из 466-й эскадрильи RAAF типа XXI , бомбили Blohm & Voss, чтобы уничтожить подводные лодки (ограниченная точность из-за облачности). [ 122 ] |
10 марта 1945 г. | Блом и Восс | Нет. 466-я эскадрилья RAAF бомбила Blohm & Voss. [ 122 ] |
11 марта 1945 г. | нефтеперерабатывающий завод | Миссия 881: 469 из 485 B-17 бомбят нефтеперерабатывающий завод Вильгельмсбург в Гамбурге; другой достигает цели возможности; один B-17 был потерян и 41 поврежден; три летчика были ранены и 10 пропали без вести. [ 121 ] |
20 марта 1945 г. | верфи, документы и нефтяные установки | Миссия 898: 451 бомбардировщик и 355 истребителей были отправлены для бомбардировки верфи и доков в Гамбурге, а также нефтеперерабатывающего завода. Все цели были разбомблены, включая верфь подводных лодок Blohm & Voss. [ 121 ] |
ночь с 21 на 22 марта 1945 г. | нефтеперерабатывающий завод (Эрдёлверке) | 159 самолетов вывели нефтеперерабатывающий завод из строя до конца войны. [ 122 ] |
30 марта 1945 г. | нефтебаза | Миссия 918: 530 B-17 были отправлены для бомбардировки двух нефтебаз на верфях подводных лодок в Гамбурге. 64 бомбят верфи и 169 депо. 263 бомбят район порта в Гамбурге (второстепенная цель), а один бомбит Бремен (возможность). Бомбардировка была как визуальной, так и с использованием радара H2X. [ 121 ] |
ночь с 30 на 31 марта 1945 г. | рейд 43 Комаров. [ 122 ] | |
день 31 марта 1945 г. | Блом и Восс | 469 самолетов для уничтожения лодок Типа XXI строящихся подводных . Облачность предотвратила серьезный ущерб цели, но на обширной территории южного Гамбурга был нанесен значительный ущерб домам, фабрикам, энергосистемам и коммуникациям. 11 самолетов потеряно в основном немецкими дневными истребителями. [ 122 ] |
ночь со 2 на 3 апреля 1945 г. | неприятный рейд | 1 Комар. [ 123 ] |
8 апреля 1945 г. | Верфь подводных лодок | Миссия «Диснея» : 22 из 24 B-17 без потерь бомбят верфь подводных лодок Финкенвардер в Гамбурге. [ 124 ] |
ночь с 8 на 9 апреля 1945 г. | верфь | 440 самолетов - частичная облачность привела к рассредоточению налета. Верфям был нанесен некоторый ущерб, но неясно, был ли этот ущерб нанесен американцами, британцами или обоими. [ 123 ] |
день 9 апреля 1945 г. | хранилище нефти | 57 «Ланкастеров» 5-й группы Королевских ВВС атаковали нефтехранилища (40 самолетов) и убежища подводных лодок (17 самолетов 617-й эскадрильи «Дамбастер» бомбами «Большой шлем» и «Толлбой» ). Обе атаки оказались успешными. 2 «Ланкастера» погибли в результате налета на нефтяные цистерны. [ 123 ] |
ночь с 9 на 10 апреля 1945 г. | отвлекающий рейд | 24 комара. [ 123 ] |
Ночь с 13 на 14 апреля 1945 года. | отвлекающий рейд | 87 Комаров. [ 123 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ 73 Vickers Wellingtons , 347 Avro Lancasters , 246 Handley Page Halifaxes , 125 Short Stirlings
- ↑ Эти две ночи бомбардировок произошли всего через 24 часа после очень крупного налета немецких люфтваффе на Ковентри в ночь с 14 на 15 ноября 1940 года. Налет должен был быть запланирован более чем за 24 часа, поэтому, хотя эти налеты часто заявлено как нападение из мести, маловероятно, что оно было запланировано.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левин 1992 , с. 149.
- ^ Дайсон 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б с Блейкмор, Эрин (22 июля 2021 г.). «Бомбежка Гамбурга предвещала ужасы Хиросимы» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года.
- ^ Сотрудники Королевских ВВС, 2005a .
- ^ Левин 1992 , стр. 30–31.
- ^ Овери, 2013 , стр. 255–259.
- ^ Овери 2013 , с. 280, 282, 284.
- ^ Овери 2013 , с. 296.
- ^ Перейти обратно: а б Овери, 2013 г. , стр. 327–331.
- ^ Овери 2013 , с. 327.
- ^ Овери 2013 , стр. 327, 331.
- ^ Сотрудники НС 2009 .
- ^ Миддлбрук 1983 , стр. 121–171.
- ^ Уилсон 2005 , с. 250.
- ^ Уилсон 2005 , с. 252.
- ^ Ровер 2005 , стр. 264.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 167.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 172.
- ^ Миддлбрук 1983 , стр. 189–241.
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , стр. 412–413.
- ^ Миддлбрук 1983 , стр. 243–244.
- ^ Миддлбрук 1983 , стр. 245–257.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 259.
- ^ Бансен и Страйкер , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Состав РАФ 2005 , 43 июля .
- ^ Перейти обратно: а б Овери 2013 , с. 334.
- ^ Уотсон, Грейг (2 августа 2018 г.). «Операция «Гоморра: Огненный шторм» создала «немецкий Нагасаки» » . Би-би-си . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Нилландс, Робин (2001). Бомбардировочная война: воздушное наступление союзников на Германию . Оверлук Пресс. п. 241. ИСБН 1585671622 .
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , стр. 414–415.
- ^ Миддлбрук 1983 , стр. 313–330.
- ^ Миддлбрук 1983 , стр. 331–332.
- ^ Уилсон 2005 , с. 270.
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , стр. 415–416.
- ^ Перейти обратно: а б Миддлбрук 1983 , стр. 333–354.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миддлбрук и Эверитт, 1996 , с. 411.
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 412.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоу 2007 , с. 394.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоу 2007 , с. 395.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 252.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Миддлбрук и Эверитт, 1996 , с. 413.
- ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б Миддлбрук и Эверитт, 1996 , с. 415.
- ^ Лоу 2007 , с. 393.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 356.
- ^ Овери 2013 , с. 335, 435, 437.
- ^ Овери 2013 , с. 335.
- ^ Франкленд и Вебстер 1961 , стр. 260–261.
- ^ Франкланд и Вебстер 1961 , с. 261.
- ^ Франкланд и Вебстер 1961 , с. 262.
- ^ «Анализ цели: тоннаж сброшенных бомб и количество морских мин, установленных бомбардировочным командованием Королевских ВВС: ежемесячно с сентября 1939 года по май 1945 года» . Полет . 9 августа 1945 г. с. 154. Архивировано из оригинала 9 июля 2017 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Овери 2013 , с. 335-336.
- ^ Овери 2013 , с. 406–408.
- ^ «Два рейда на Гамбург» . Таймс . 26 июля 1943 г. с. 4 – из цифрового архива Times.
- ^ «Крупнейшие рейды ВВС США на Рих, взрыв Гамбурга, затронули города Балтии» . Нью-Йорк Таймс . Юнайтед Пресс. 26 июля 1943 г. стр. 1, 7.
- ^ Экипаж, Дэвид Ф. (2017). Тела и руины: представляя бомбардировку Германии с 1945 года по настоящее время . Издательство Мичиганского университета. п. 196. ИСБН 978-0-472-13013-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Элиот, Джордж Филдинг (3 августа 1943 г.). «Военная ситуация» . Знамя Нэшвилла . Нью-Йорк Трибьюн. п. 6 – через Newspapers.com. Также на той же странице редакционная статья «Гамбурга больше нет» и мультфильм «Взорванный прямо на простор».
- ^ Вулф, Том (9 августа 1943 г.). «Берлин может стать следующей целью в плане бомбардировок союзников» . Вечерний стандарт . Юнионтаун, Пенсильвания. Ассоциация газетных предприятий. п. 5 – через Newspapers.com.
- ^ Наш дипломатический корреспондент (9 августа 1943 г.). «В Германии растет тревога» . Таймс . п. 4 – из цифрового архива Times.
{{cite news}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б Наш специальный корреспондент (2 августа 1943 г.). «Эвакуация Гамбурга» . Таймс . п. 4 – из цифрового архива Times.
{{cite news}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б «Гамбургская сцена ужасов» . Санта-Мария Дейли Таймс . Юнайтед Пресс. 9 августа 1943 г. с. 6 – через Newspapers.com.
- ^ Сульцбергер, CL (28 августа 1943 г.). «Рейдовый террор в Рейхе растет» . Нью-Йорк Таймс . п. 3.
- ^ «8 миллионов нацистов остались без крова в результате бомбардировок союзников» . Миннеаполис Стар Джорнал . Ассошиэйтед Пресс. 5 ноября 1943 г. с. 9 – через Newspapers.com.
- ^ Музыка, Фрэнсис (30 октября 1945 г.). «305 000 мирных жителей убиты в Германии бомбардировщиками союзников» . Ежедневный курьер . Коннеллсвилл, Пенсильвания. Международная служба новостей. стр. 1, 5 – через Newspapers.com.
- ^ Янг, Кен; Шиллинг, Уорнер Р. (2019). Супербомба: организационный конфликт и разработка водородной бомбы . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. С. 77, 179н38. ISBN 978-1-5017-4516-4 .
- ^ Паулс 2006 .
- ^ «Коротко о новостях» . Полет . 10 января 1946 г. с. 33. Архивировано из оригинала 6 июля 2009 года.
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 г. , сентябрь – 39 декабря .
- ^ Перейти обратно: а б с Штаб Королевских ВВС, 2005 г. , Битва за Францию (май – июнь 1940 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с Штаб Королевских ВВС, 2005 г. , Битва за Британию (июнь – октябрь 1940 г.)
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 г. , июль – 40 декабря .
- ^ Перейти обратно: а б с Персонал Королевских ВВС 2005 г. , январь – апрель 41 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Состав Королевских ВВС 2005 г. , май – 41 августа .
- ^ Перейти обратно: а б с Штаб РАФ 2005 , 42 янв .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 42 апреля .
- ^ Перейти обратно: а б Состав РАФ 2005 , 42 апр .
- ↑ Штат RAF 2005 , 42 мая .
- ^ Перейти обратно: а б Состав РАФ 2005 , 42 июля .
- ^ Перейти обратно: а б Состав РАФ 2005 г. , 42 авг .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 42 сентября .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 г. , 42 октября .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 42 ноября .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 43 января .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 г. , 43 февраля .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 г. , 43 марта .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 43 апреля .
- ^ Маккиллоп 2004 , 43 июня .
- ^ Преллер 2014 , 384-я миссия BG 2
- ^ Перейти обратно: а б Штаб РАФ 2005 , 43 июня .
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б МакКиллоп, 2004 г. , 43 июля .
- ^ Перейти обратно: а б Брауншвейг 1978 , с. 208.
- ^ Миддлбрук 1983 , с. 194.
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 210.
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 211.
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 248.
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 261.
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 г. , 43 августа .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 43 ноября .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 44 января .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 г. , 44 марта .
- ^ Перейти обратно: а б с Состав РАФ 2005 , 44 апр .
- ^ Перейти обратно: а б МакКиллоп 2004 , июнь
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 44 июня .
- ^ Перейти обратно: а б с Состав РАФ 2005 , 44 июля .
- ^ Перейти обратно: а б МакКиллоп 2004 г. , 44 авг.
- ^ Перейти обратно: а б Состав РАФ 2005 , 44 августа .
- ^ Перейти обратно: а б Состав РАФ 2005 , 44 сентября .
- ^ Перейти обратно: а б Состав РАФ 2005 , октябрь 44 .
- ^ Перейти обратно: а б с МакКиллоп, 2004 г. , 44 октября
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 345.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маккиллоп, 2004 г. , 44 ноября .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 44 ноября .
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 347.
- ^ Перейти обратно: а б с Состав РАФ 2005 г. , 44 дек .
- ^ Брауншвейг 1978 , с. 348.
- ^ Маккиллоп 2004 , 44 декабря .
- ↑ Сотрудники Королевских ВВС, 2005 , 45 января .
- ^ Маккиллоп 2004 , 45 февраля .
- ^ Перейти обратно: а б с д МакКиллоп 2004 г. , 45 марта .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Состав РАФ 2005 , март 45 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Состав РАФ 2005 , 45 апр .
- ^ Маккиллоп 2004 , 45 апреля .
Источники
[ редактировать ]- Бансен, Уве; Штюрмер, Керстин фон, Город, который должен умереть, Гамбург в бомбардировочной войне, июль 1943 года , с. 41 [ нужна полная цитата ]
- Брансвиг, Ганс (1978), Огненный шторм над Гамбургом , Штутгарт: Motorbuch Verlag, стр. 195, ISBN 3-87943-570-7
- Дайсон, Фриман (1 ноября 2006 г.), «Часть I: Провал интеллекта» , Technology Review , получено 13 мая 2020 г.
- Франкленд, Ноубл; Вебстер, Чарльз (1961), Стратегическое воздушное наступление против Германии, 1939–1945, Том II: Endeavour, Часть 4 , Лондон: Канцелярия Ее Величества, стр. 260–261.
- Левин, Алан Дж. (1992), Стратегическая бомбардировка Германии, 1940–1945 , Bloomsbury Academic, стр. 149, ISBN 978-0-275-94319-6
- Лоу, Кейт (2007). Инферно: Разрушение Гамбурга, 1943 год . Викинг. ISBN 978-0-670-91557-6 .
- МакКиллоп, Джек (2 июля 2004 г.), Военно-воздушные силы армии США во Второй мировой войне: Боевая хронология Второй мировой войны , Архив электронной коллекции Программы федеральных депозитарных библиотек США (FDLP/EC)
- Миддлбрук, Мартин (1983). Гамбург, июль 43 г. (на немецком языке). Эрнст Кабель Верлаг. ISBN 3-921909-72-4 .
- Миддлбрук, Мартин; Эверитт, Крис (1996). Боевые дневники бомбардировочного командования. Оперативный справочник 1939–1945 гг . Мидленд Паблишинг Лимитед. ISBN 1-85780-033-8 .
- Документы кабинета министров 1915–1978 гг.: Глоссарий - B , Национальный архив, 5 января 2009 г. , получено 13 мая 2020 г.
- Овери, Ричард (2013), Бомбардировочная война, Европа 1939–45 (Kindle, изд. 2014 г.), Лондон: Penguin Books Ltd., ISBN 978-0-141-92782-4
- Паулс, Симона (17 августа 2006 г.), «Восток Гамбурга так райски прекрасен» , Hamburger Morgenpost , АРХИВ: зеленые оазисы Гамбурга [ постоянная мертвая ссылка ]
- Преллер, Фред (2014), «384th BG Mission 2» , 384th Bomb Group (Heavy) , 384thbombgroup.com , получено 9 сентября 2014 г. [ ненадежный источник? ]
- Штаб Королевских ВВС (6 апреля 2005 г.), «Бомбардировочное командование: Дневник кампании» , 60-летие бомбардировочного командования Королевских ВВС , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 г.
- Ровер, Дж. (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- «Гамбург, 28 июля 1943 года» , 60-летие бомбардировочного командования Королевских ВВС , Британская Корона, 6 апреля 2005 г., заархивировано из оригинала 6 июля 2007 г. , получено 22 марта 2009 г.
- Уилсон, Кевин (2005), Bomber Boys , Лондон: Weidenfeld & Nicolson, ISBN 978-0-297-84637-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доблер, Иоахим (1995). «Жизнь под фасадами разбомбленных улиц. Жилищная ситуация в послевоенном Гамбурге» (PDF) . Индийский архитектор и строитель, Том 9, № 3 (1995) . Doebler-online.de. стр. 102–107.
- Фридрих, Йорг (2006). Пожар: Бомбардировка Германии, 1940–1945 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-13380-4 .
- Грейлинг, AC (2006). Среди мертвых городов . Walker Publishing Company Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-8027-1471-4 .
- Хансен, Рэндалл (2009), Огонь и ярость: бомбардировки Германии союзниками . Нью-Йорк: Новая американская библиотека. ISBN 978-0-451-22759-1
- Миддлбрук, Мартин. Битва за Гамбург: союзные бомбардировщики против немецкого города в 1943 году (1981) онлайн
- Носсак, Ганс (2004). Конец: Гамбург, 1943 год . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-59556-0 .
- Зебальд, Винфрид (2003). О естественной истории разрушения . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-375-50484-2 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Допрос пленных, Обзор стратегических бомбардировок США, сводный отчет (война в Европе), 30 сентября 1945 г.
- Спайт, Джеймс М. (1944). Бомбардировка оправдана . Г. Блес. ОСЛК 1201928 . (Спейт был главным помощником секретаря Министерства авиации Великобритании )
- Воспоминания 24-летней женщины (на немецком языке)
- Воспоминания 12-летней девочки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
«Оказавшись в урагане тлеющих углей» |
- СМИ, связанные с операцией Гоморра, на Викискладе?
- Рассказ очевидца
- Остатки Второй мировой войны в Гамбурге
- Гамбург во Второй мировой войне
- 1943 год в Германии.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Конфликты 1943 года
- Взрывы 1943 года
- Зажигательные бомбы
- Нефтяная кампания Второй мировой войны
- Стратегические бомбардировки Германии во время Второй мировой войны
- Стратегическая бомбардировка времен Второй мировой войны по населенным пунктам