Запись и воспроизведение звука
Запись и воспроизведение звука — это электрическая , механическая , электронная или цифровая запись и воссоздание звуковых волн, таких как разговорный голос, пение, инструментальная музыка или звуковые эффекты . Двумя основными классами технологий звукозаписи являются аналоговая запись и цифровая запись .
Акустическая аналоговая запись достигается с помощью диафрагмы микрофона , которая воспринимает изменения атмосферного давления, вызванные акустическими звуковыми волнами, и записывает их как механическое представление звуковых волн на носителе, таком как граммофонная пластинка (в которой игла прорезает канавки на пластинке). . При записи на магнитную ленту звуковые волны вибрируют диафрагму микрофона и преобразуются в переменный электрический ток , который затем преобразуется в переменное магнитное поле с помощью электромагнита , который представляет звук в виде намагниченных областей на пластиковой ленте с магнитной лентой. на нем магнитное покрытие. Аналоговое воспроизведение звука представляет собой обратный процесс: большая диафрагма громкоговорителя вызывает изменения атмосферного давления, образуя акустические звуковые волны.
Цифровая запись и воспроизведение преобразуют аналоговый звуковой сигнал, принимаемый микрофоном, в цифровую форму в процессе дискретизации . аудиоданные Это позволяет хранить и передавать с помощью более широкого спектра носителей. Цифровая запись хранит звук в виде серии двоичных чисел (нулей и единиц), представляющих выборки амплитуды аудиосигнала через равные промежутки времени, с частотой дискретизации , достаточно высокой, чтобы передать все звуки, которые можно услышать . Цифровой аудиосигнал необходимо преобразовать в аналоговую форму во время воспроизведения, прежде чем он будет усилен и подключен к громкоговорителю для воспроизведения звука.
Ранняя история
[ редактировать ]Задолго до того, как звук был впервые записан, музыка записывалась — сначала посредством письменной нотной записи , а затем и с помощью механических устройств (например, заводных музыкальных шкатулок , в которых механизм вращает веретено, перебирающее металлические зубцы, воспроизводя таким образом мелодию ). Автоматическое воспроизведение музыки восходит к 9 веку, когда братья Бану Муса изобрели самый ранний известный механический музыкальный инструмент, в данном случае с гидроприводом (водяной привод) орган , который играл на сменных цилиндрах. По словам Чарльза Б. Фаулера, этот «... цилиндр с приподнятыми штифтами на поверхности оставался основным устройством для механического создания и воспроизведения музыки до второй половины девятнадцатого века». [1] [2]
Резьба в часовне Росслин 1560-х годов может представлять собой раннюю попытку записать узоры Хладни , создаваемые звуком, в каменных изображениях, хотя эта теория не была окончательно доказана. [3] [4]
появился механический звонарь, управляемый вращающимся цилиндром В 14 веке во Фландрии . [ нужна ссылка ] Подобные конструкции появлялись в шарманках (15 век), музыкальных часах (1598 г.), бочковых фортепиано (1805 г.) и музыкальных шкатулках ( ок. 1800 г. ). Музыкальная шкатулка — это автоматический музыкальный инструмент , который издает звуки с помощью набора штифтов, помещенных на вращающийся цилиндр или диск так, чтобы выщипывать настроенные зубцы (или пластинки ) стальной расчески.
Ярмарочный орган , разработанный в 1892 году, использовал систему сложенных гармошкой перфорированных картонных книг. Пианино , впервые продемонстрированное в 1876 году, использовало свиток из перфорированной бумаги, в котором можно было хранить длинную музыкальную пьесу. Самые сложные из фортепианных роликов играли «вручную», то есть они представляли собой дубликаты мастер-ролла, созданного на специальном фортепиано, которое пробивало дыры в мастере, пока живой исполнитель исполнял песню. Таким образом, рулон представлял собой запись реального выступления человека, а не просто более распространенный метод штамповки мастер-ролла посредством транскрипции нот. Эта технология записи живого исполнения на пианино не была разработана до 1904 года. Пианино непрерывно производилось с 1896 по 2008 год. [5] [6] 1908 года В деле об авторских правах Верховного суда США отмечалось, что только в 1902 году было произведено от 70 000 до 75 000 пианино и от 1 000 000 до 1 500 000 роялей. [7]
фонавтограф
[ редактировать ]Первым устройством, которое могло записывать настоящие звуки , проходящие через воздух (но не могло их воспроизводить — целью было только визуальное исследование), был фоноавтограф , запатентованный в 1857 году парижским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартинвилем . Самые ранние известные записи человеческого голоса — это записи фоноавтографов, называемые фонавтограммами , сделанные в 1857 году. [8] Они состоят из листов бумаги с белыми линиями, модулированными звуковыми волнами, созданными вибрирующим стилусом, который прорезает слой сажи, когда бумага проходит под ним. Фонавтограмма 1860 года французской народной песни « Au Clair de la Lune » была впервые воспроизведена в виде звука в 2008 году путем ее сканирования и использования программного обеспечения для преобразования волнистой линии, которая графически кодировала звук, в соответствующую цифровую форму. аудиофайл. [8] [9]
фонограф
[ редактировать ]Работа Томаса Эдисона над двумя другими инновациями, телеграфом и телефоном, привела к созданию фонографа. В 1877 году Эдисон работал над машиной, которая записывала телеграфные сигналы на бумажную ленту, которую затем можно было передавать по телеграфу снова и снова. Фонограф имел как цилиндр, так и диск. [ нужна ссылка ]
Цилиндр
[ редактировать ]30 апреля 1877 года французский поэт, писатель-юморист и изобретатель Шарль Кро в Париже запечатанный конверт с письмом, представил в Академию наук полностью объясняющим предложенный им метод, названный палеофоном. [10] Хотя никаких следов работающего палеофона так и не было обнаружено, некоторые историки помнят Кроса как одного из первых изобретателей машины для записи и воспроизведения звука. [11]
Первым практическим устройством записи и воспроизведения звука стал механический цилиндр фонографа , изобретенный Томасом Эдисоном в 1877 году и запатентованный в 1878 году. [12] [13] Изобретение вскоре распространилось по всему миру, и в течение следующих двух десятилетий коммерческая запись, распространение и продажа звукозаписей превратились в новую растущую международную индустрию, в которой к началу 1900-х годов были проданы миллионы единиц самых популярных наименований. [14] Процесс массового производства дубликатов восковых цилиндров путем их формования, а не гравировки, был введен в действие в 1901 году. [15] Развитие методов массового производства позволило цилиндрическим пластинкам стать основным новым потребительским товаром в промышленно развитых странах, а цилиндры были основным потребительским форматом с конца 1880-х годов примерно до 1910 года. [ нужна ссылка ]
Диск
[ редактировать ]Следующим крупным техническим достижением стало изобретение граммофонной пластинки , авторство которого обычно приписывают Эмилю Берлинеру. [ кем? ] и запатентован в 1887 году. [16] хотя другие продемонстрировали подобный дисковый аппарат ранее, в первую очередь Александр Грэм Белл в 1881 году. [17] Диски было проще производить, транспортировать и хранить, и у них было дополнительное преимущество: они были немного громче, чем баллоны. Продажи граммофонных пластинок обогнали цилиндрические ок. В 1910 году, а к концу Первой мировой войны диск стал доминирующим форматом коммерческой записи. Эдисон, который был основным производителем цилиндров, создал Edison Disc Record в попытке вернуть себе рынок. Двусторонний (номинально 78 об/мин) диск из шеллака был стандартным потребительским музыкальным форматом с начала 1910-х до конца 1950-х годов. В различных вариациях формат аудиодисков стал основным носителем потребительских звукозаписей до конца 20 века.
Хотя не было общепринятой скорости, и различные компании предлагали диски, воспроизводящиеся на разных скоростях, крупные звукозаписывающие компании в конечном итоге остановились на фактическом отраслевом стандарте номинально 78 оборотов в минуту. Указанная скорость составляла 78,26 об/мин в Америке и 77,92 об/мин во всем остальном мире. Разница в скоростях была обусловлена разницей в частотах цикла переменного тока, питавшего стробоскопы, используемые для калибровки записывающих станков и проигрывателей. [18] Номинальная скорость формата диска привела к его прозвищу «семьдесят восемь» (хотя и только после того, как стали доступны другие скорости). Диски изготавливались из шеллака или подобных хрупких пластикоподобных материалов, на них играли иглами из различных материалов, включая мягкую сталь, шипы и даже сапфир. Диски имели явно ограниченный срок службы, который варьировался в зависимости от того, как они были изготовлены.
Ранее чисто акустические методы записи имели ограниченную чувствительность и частотный диапазон. Ноты среднечастотного диапазона можно было записать, а вот очень низкие и очень высокие частоты — нет. Такие инструменты, как скрипка, было трудно перенести на диск. Один из способов справиться с этой проблемой заключался в использовании скрипки Стро , в которой используется конический рупор, соединенный с диафрагмой, которая, в свою очередь, соединена со скрипичным мостом. Когда была разработана электрическая запись, в рупоре больше не было необходимости.
Долгоиграющий 33 1 ⁄ об с микроканавками со скоростью LP пластинка /мин , была разработана на Columbia Records и представлена в 1948 году. Короткоиграющий, но удобный 7-дюймовый (18 см) виниловый сингл с микроканавками и скоростью 45 об/мин был представлен RCA Victor в 1949 году. В США и наиболее развитых странах В некоторых странах два новых формата винила полностью заменили шеллаковые диски со скоростью вращения 78 об/мин к концу 1950-х годов, но в некоторых уголках мира формат 78 сохранялся даже в 1960-е годы. [19] Винил был намного дороже, чем шеллак, и это был один из нескольких факторов, которые делали его использование для пластинок со скоростью 78 об / мин очень необычным, но для долгоиграющих дисков добавленная стоимость была приемлемой. Компактный формат 45 требовал очень мало материала. Винил обеспечил улучшенные характеристики как при штамповке, так и при воспроизведении. Виниловые пластинки чрезмерно оптимистично рекламировались как «небьющиеся». Это не так, но они были гораздо менее хрупкими, чем шеллак, который когда-то рекламировался как «небьющийся» по сравнению с восковыми цилиндрами.
Электрический
[ редактировать ]Запись звука началась как чисто механический процесс. За исключением нескольких грубых телефонных записывающих устройств без средств усиления, таких как телеграфон . [а] так оставалось до 1920-х годов. Между изобретением фонографа в 1877 году и первыми коммерческими цифровыми записями в начале 1970-х годов, возможно, самой важной вехой в истории звукозаписи стало внедрение того, что тогда называлось электрической записью , в которой микрофон использовался для преобразования звука. звук в электрический сигнал, который усиливался и использовался для приведения в действие записывающего иглы. Это нововведение устранило резонансы «рупорных звуков», характерные для акустического процесса, обеспечило более четкие и насыщенные записи за счет значительного расширения полезного диапазона звуковых частот и позволило улавливать ранее не записываемые отдаленные и слабые звуки. связанных с радио, За это время несколько разработок в области электроники, произвели революцию в процессе записи. В их число входили улучшенные микрофоны и вспомогательные устройства, такие как электронные фильтры, зависело от электронного усиления практическое использование которых при записи .
В 1906 году Ли Де Форест изобрел вакуумную лампу Audion триодную — электронный клапан, который мог усиливать слабые электрические сигналы. К 1915 году он использовался в междугородных телефонных сетях, что сделало практичными разговоры между Нью-Йорком и Сан-Франциско. Усовершенствованные версии этой лампы были основой всех электронных звуковых систем до коммерческого внедрения первых аудиоустройств на основе транзисторов в середине 1950-х годов.
Во время Первой мировой войны инженеры в США и Великобритании работали над способами записи и воспроизведения, среди прочего, звука немецкой подводной лодки в учебных целях. Методы акустической записи того времени не могли точно воспроизводить звуки. Первые результаты не были многообещающими.
Первая электрическая запись, выпущенная для публики без особой помпы, была сделана 11 ноября 1920 года на панихиде Неизвестного воина в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Инженеры звукозаписи использовали микрофоны типа современных телефонов. Четверо из них были незаметно установлены в аббатстве и подключены к записывающему оборудованию в автомобиле снаружи. Хотя использовалось электронное усиление, звук был слабым и нечетким, что было возможно только в таких обстоятельствах. В течение нескольких лет этот малоизвестный диск оставался единственной выпущенной электрической записью.
Несколько звукозаписывающих компаний и независимых изобретателей, в частности Орландо Марш , экспериментировали с оборудованием и методами электрической записи в начале 1920-х годов. Электрически записанные пластинки Марша Autograph Records уже продавались публике в 1924 году, за год до первых подобных предложений со стороны крупных звукозаписывающих компаний, но их общее качество звука было слишком низким, чтобы продемонстрировать какое-либо очевидное преимущество перед традиционными акустическими методами. Микрофонная техника Марша была своеобразной, и его работа практически не повлияла на системы, разрабатываемые другими. [20]
Гигант телефонной индустрии Western Electric открыл исследовательские лаборатории [б] с материальными и человеческими ресурсами, с которыми не могла сравниться ни одна звукозаписывающая компания или независимый изобретатель. У них был лучший микрофон, конденсаторного типа, разработанный там в 1916 году и значительно усовершенствованный в 1922 году. [21] и лучшие усилители и испытательное оборудование. Они уже запатентовали электромеханический рекордер в 1918 году, а в начале 1920-х годов решили интенсивно применить свое оборудование и опыт для разработки двух современных систем электронной записи и воспроизведения звука: одна, в которой использовались обычные диски, и другая. который оптически записан на кинопленку. Их инженеры впервые применили механические аналоги электрических цепей и разработали превосходный рекордер «резиновой линии» для вырезания канавки на восковом мастере в системе записи дисков. [22]
К 1924 году был достигнут настолько впечатляющий прогресс, что Western Electric организовала демонстрацию для двух ведущих звукозаписывающих компаний, Victor Talking Machine Company и Columbia Phonograph Company . Оба вскоре лицензировали систему и оба сделали свои первые опубликованные электрические записи в феврале 1925 года, но фактически ни один из них не выпустил их лишь несколько месяцев спустя. Чтобы не допустить мгновенного устаревания своих существующих каталогов, два давних главных соперника договорились в частном порядке не публиковать информацию о новом процессе до ноября 1925 года, когда к этому времени будет доступно достаточно электрически записанного репертуара, чтобы удовлетворить ожидаемый спрос. В течение следующих нескольких лет более мелкие звукозаписывающие компании лицензировали или разработали другие системы электрической записи. К 1929 году только бюджетный лейбл Harmony все еще выпускал новые записи, сделанные с использованием старой акустической технологии.
Сравнение некоторых сохранившихся тестовых записей Western Electric с ранними коммерческими релизами показывает, что звукозаписывающие компании искусственно сокращали частотный диапазон записей, чтобы не перегружать неэлектронное воспроизводящее оборудование, которое воспроизводило очень низкие частоты как неприятный хрип и быстро изнашивало диски с сильно фиксируются высокие частоты. [ нужна ссылка ]
Оптические и магнитные
[ редактировать ]В 1920-х годах Phonofilm и другие первые звуковые системы для кинофильмов использовали технологию оптической записи , при которой звуковой сигнал графически записывался на фотопленку. Изменения амплитуды, составляющие сигнал, использовались для модуляции источника света, который отображался на движущейся пленке через узкую щель, что позволяло фотографировать сигнал как изменения плотности или ширины звуковой дорожки . Проектор для преобразования этих изменений использовал постоянный свет и фотодетектор обратно в электрический сигнал, который усиливался и отправлялся в громкоговорители за экраном. [с] Оптический звук стал стандартной аудиосистемой для кинофильмов во всем мире и остается таковой для театральных репродукций, несмотря на попытки в 1950-х годах заменить магнитные саундтреки. В настоящее время все отпечатки на 35-миллиметровой кинопленке включают аналоговую оптическую звуковую дорожку, обычно стереофоническую с Dolby SR шумоподавлением . Кроме того, вероятно, будет присутствовать оптически записанная цифровая звуковая дорожка в формате Dolby Digital или Sony SDDS. Оптически записанный тайм-код также обычно включается для синхронизации компакт-дисков, содержащих звуковую дорожку DTS.
В этот период также произошло несколько других исторических событий, в том числе появление первой практической системы магнитной звукозаписи — магнитопроводного записывающего устройства , основанного на работе датского изобретателя Вальдемара Поульсена . Магнитофонные записывающие устройства были эффективными, но качество звука было плохим, поэтому в период между войнами их в основном использовали для записи голоса и продавали как диктофоны для бизнеса. В 1924 году немецкий инженер Курт Штилле усовершенствовал телеграфон с помощью электронного усилителя. [23] В следующем году Людвиг Блаттнер начал работу, которая в конечном итоге создала Blattnerphone. [24] в котором вместо проволоки использовалась стальная лента. BBC начала использовать Blattnerphones в 1930 году для записи радиопрограмм. В 1933 году компания пионера радио Гульельмо Маркони приобрела права на Blattnerphone, а в марте 1935 года недавно разработанные магнитофоны Marconi-Stille были установлены в студии BBC Maida Vale Studios . [25] Лента, используемая в телефонах Blattnerphone и записывающих устройствах Marconi-Stille, была из того же материала, который использовался для изготовления лезвий бритвы, и неудивительно, что грозные записывающие устройства Marconi-Stille считались настолько опасными, что техническим специалистам приходилось управлять ими из другой комнаты в целях безопасности. Из-за того, что требовалась высокая скорость записи, они использовали огромные катушки диаметром около одного метра, и тонкая лента часто рвалась, разбрасывая по студии зазубренные куски острой стали.
Лента
[ редактировать ]Запись на магнитную ленту использует усиленный электрический аудиосигнал для генерации аналогичных изменений магнитного поля, создаваемого головкой ленты , которое передает соответствующие изменения намагниченности на движущейся ленте. В режиме воспроизведения путь сигнала меняется на противоположный: головка ленты действует как миниатюрный электрический генератор , когда лента, намагниченная по-разному, проходит над ней. [26] Первоначальная лента из цельной стали была заменена гораздо более практичной бумажной лентой с покрытием, но вскоре ацетат заменил бумагу в качестве стандартной основы ленты. Ацетат имеет довольно низкую прочность на разрыв, и, если он очень тонкий, он легко сломается, поэтому в конечном итоге его, в свою очередь, вытеснил полиэстер. Эта технология, лежащая в основе почти всей коммерческой записи с 1950-х по 1980-е годы, была разработана в 1930-х годах немецкими звукоинженерами, которые также заново открыли принцип смещения переменного тока (впервые использованный в 1920-х годах для проводных магнитофонов ), что значительно улучшило частоту отклик магнитофонных записей. K1 Магнитофон был первым практическим магнитофоном, разработанным AEG в Германии в 1935 году. Сразу после Второй мировой войны технология была усовершенствована американским звукоинженером Джоном Т. Маллином при поддержке Bing Crosby Enterprises. Новаторские магнитофоны Маллина представляли собой модификации трофейных немецких магнитофонов. В конце 1940-х годов компания Ampex выпустила первые магнитофоны, коммерчески доступные в США.
Магнитная лента привела к радикальным изменениям как в радио, так и в звукозаписывающей индустрии. Звук можно было записывать, стирать и перезаписывать на одну и ту же ленту много раз, звуки можно было дублировать с ленты на ленту с лишь незначительной потерей качества, а записи теперь можно было очень точно редактировать, физически разрезая ленту и снова соединяя ее.
Через несколько лет после появления первого коммерческого магнитофона — модели Ampex 200 , выпущенной в 1948 году — американский музыкант-изобретатель Лес Пол изобрел первый многодорожечный магнитофон , положив начало еще одной технической революции в звукозаписывающей индустрии. Лента сделала возможными первые звукозаписи, полностью созданные электронными средствами, открыв путь для смелых звуковых экспериментов школы Musique Concrète и таких авангардных композиторов, как Карлхайнц Штокхаузен , что, в свою очередь, привело к новаторским записям поп-музыки таких исполнителей, как Битлз и Бич Бойз .
Простота и точность редактирования ленты по сравнению с громоздкими процедурами редактирования с диска на диск, которые ранее использовались ограниченно, а также неизменно высокое качество звука на ленте, наконец, убедили радиосети регулярно предварительно записывать свои развлекательные программы, большая часть которых раньше была транслировать в прямом эфире. Кроме того, впервые радиовещательные компании, регулирующие органы и другие заинтересованные стороны смогли провести комплексную аудиозапись ежедневных радиопередач. Такие инновации, как мультитрекинг и эхо ленты, позволили создавать радиопрограммы и рекламу на высоком уровне сложности и изысканности. Сочетание таких инноваций, как картридж для вещания с бесконечным циклом , привело к значительным изменениям в темпах и стиле производства контента радиопрограмм и рекламы.
Стерео и Hi-Fi
[ редактировать ]В 1881 году во время экспериментов по передаче звука из Парижской оперы было отмечено, что можно было следить за движением певцов на сцене, если к двум ушам поднести наушники, подключенные к разным микрофонам. Это открытие было коммерциализировано в 1890 году с помощью системы «Театрофон» , которая проработала более сорока лет до 1932 года. В 1931 году Алан Блюмлейн , британский инженер-электронщик, работавший в EMI , разработал способ заставить звук актера в фильме следовать за его движениями. по экрану. В декабре 1931 года он подал заявку на патент, включающую эту идею, и в 1933 году она стала патентом Великобритании под номером 394 325 . [27] В течение следующих двух лет Блюмлейн разработал стереомикрофоны и головку для резки стереодисков, а также записал ряд короткометражных фильмов со стереосаундтреками.
В 1930-х годах эксперименты с магнитной лентой позволили разработать первые практические коммерческие звуковые системы, которые могли записывать и воспроизводить высококачественный стереофонический звук . Эксперименты со стерео в 1930-х и 1940-х годах были затруднены из-за проблем с синхронизацией. Крупный прорыв в практическом стереозвуке совершила компания Bell Laboratories , которая в 1937 году продемонстрировала практическую систему двухканального стереозвука с использованием двойных оптических звуковых дорожек на пленке. [28] Крупные киностудии быстро разработали трехдорожечные и четырехдорожечные звуковые системы, а первая стереозапись звука для коммерческого фильма была сделана Джуди Гарланд для MGM фильма «Слушай, дорогая» в 1938 году. [ нужна ссылка ] Первым коммерчески выпущенным фильмом со стереосаундтреком был фильм Уолта Диснея «Фантазия» , выпущенный в 1940 году. В выпуске «Фантазии» 1941 года использовалась звуковая система Fantasound . В этой системе для звука использовалась отдельная пленка, синхронизированная с пленкой, несущей изображение. Звуковой фильм имел четыре оптические звуковые дорожки двойной ширины: три для левого, центрального и правого звука, а также четвертую в качестве «управляющей» дорожки с тремя записанными тонами, которые контролировали громкость воспроизведения трех аудиоканалов. Из-за сложного оборудования, которое требовалось для этой системы, Дисней представил фильм в виде роуд-шоу, и только в Соединенных Штатах. В регулярных выпусках фильма использовалась стандартная монооптическая 35-миллиметровая ложа до 1956 года, когда Дисней выпустил фильм со стереосаундтреком, в котором использовалась Cinemascope четырехдорожечная магнитная звуковая система .
К 1941 году немецкие звукоинженеры, работавшие над магнитной лентой, разработали стереозапись. Из 250 стереофонических записей, сделанных во время Второй мировой войны, сохранились только три: 5-й фортепианный концерт Бетховена с Вальтером Гизекингом и Артуром Ротером, серенада Брамса и последняя часть 8-й симфонии Брукнера с фоном. Караян. [д] Считается, что другие ранние немецкие стереофонические кассеты были уничтожены в результате взрывов. Только когда в конце 1940-х годов компания Ampex представила первые коммерческие двухдорожечные магнитофоны, стереозапись на магнитную ленту стала коммерчески осуществимой. Несмотря на доступность многодорожечной ленты, стерео в течение нескольких лет не стало стандартной системой для коммерческой записи музыки и оставалось специализированным рынком в 1950-е годы. EMI (Великобритания) была первой компанией, выпустившей коммерческие стереофонические кассеты. Они выпустили свою первую Stereosonic кассету в 1954 году. Вскоре за ней последовали и другие под лейблами His Master's Voice (HMV) и Columbia . Была выпущена 161 стереозвуковая кассета, в основном записи классической музыки или лирики. RCA импортировала эти ленты в США. Хотя некоторые кассеты HMV, выпущенные в США, стоили до 15 долларов, во второй половине 1950-х годов в Америке более успешными были двухдорожечные стереофонические ленты.
История стереозаписи изменилась после появления в конце 1957 года стереофонографического диска Westrex , в котором использовался формат грува, разработанный ранее Блюмляйном. Компания Decca Records в Англии выпустила технологию FFRR (запись в полном частотном диапазоне) в 1940-х годах, которая стала международно признанным мировым стандартом для записи более высокого качества на виниловые пластинки. Эрнеста Ансерме « Запись Игоря Стравинского » Петрушки сыграла ключевую роль в разработке пластинок полного частотного диапазона и в 1946 году привлекла внимание слушателей к высокой точности воспроизведения. [29]
До середины 1960-х годов звукозаписывающие компании микшировали и выпускали самую популярную музыку в монофоническом звучании. С середины 1960-х до начала 1970-х основные записи обычно выпускались как в моно, так и в стерео. Записи, первоначально выпущенные только в моно, были переработаны и выпущены в стерео с использованием различных техник, от ремиксов до псевдостерео .
1950-е - 1980-е годы
[ редактировать ]Магнитная лента изменила индустрию звукозаписи. К началу 1950-х годов большинство коммерческих записей мастеринговались на пленке, а не записывались непосредственно на диск. Лента облегчила определенный уровень манипуляций в процессе записи, что было непрактично для миксов и нескольких поколений непосредственно записанных дисков. Ранним примером является запись Леса Пола 1951 года «How High the Moon» , на которой Пол сыграл восемь наложенных гитарных треков. [30] В 1960-х годах Брайан Уилсон из The Beach Boys , Фрэнк Заппа и The Beatles (с продюсером Джорджем Мартином ) были одними из первых популярных артистов, которые исследовали возможности многодорожечной техники записи и эффектов на своих знаковых альбомах Pet Sounds . [31] Взбеситься! и сержант. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . [32]
Следующим важным нововведением стали небольшие ленточные системы на основе картриджей, из которых компактная кассета , выпущенная на рынок электронной компанией Philips наиболее известна в 1964 году. Первоначально это был формат с низким качеством записи речи и непригодный для воспроизведения музыки, после ряда улучшений он полностью заменил конкурирующие потребительские форматы лент: более крупную 8-дорожечную ленту. [33] (используется в основном в автомобилях). Компактная кассета стала основным потребительским аудиоформатом, а достижения в области электронной и механической миниатюризации привели к разработке Sony Walkman , карманного кассетного плеера, представленного в 1979 году. Walkman был первым персональным музыкальным плеером, который дал мощный толчок развитию продажа предварительно записанных кассет. [34]
Ключевым достижением в области качества звука стала Dolby A система шумоподавления , изобретенная Рэем Долби и введенная в профессиональные студии звукозаписи в 1966 году. Она подавляла фоновое шипение, которое было единственным легко слышимым недостатком мастеринга на пленке вместо прямой записи. на диск. [35] Конкурирующая система dbx , изобретенная Дэвидом Блэкмером, [36] также добился успеха в профессиональном аудио. [37] Более простой вариант системы шумоподавления Dolby, известный как Dolby B, значительно улучшил звучание кассетных записей за счет снижения особенно высокого уровня шипения, возникающего из-за миниатюрного формата кассеты. Формат компактной кассеты также выиграл от усовершенствований самой ленты, поскольку были разработаны покрытия с более широкими частотными характеристиками и более низким собственным шумом, часто на основе оксидов кобальта и хрома в качестве магнитного материала вместо более обычного оксида железа.
Многодорожечный аудиокассет широко использовался в радиоиндустрии с конца 1950-х по 1980-е годы, но в 1960-х годах предварительно записанную 8-дорожечную ленту выпустила в качестве потребительского аудиоформата авиационная компания Lear Jet . [и] Ориентированные, в частности, на автомобильный рынок, они были первыми практичными и доступными автомобильными Hi-Fi-системами, способными воспроизводить звук по качеству, превосходящему качество компакт-кассеты. Меньший размер и большая долговечность, дополненная возможностью создавать музыкальные микстейпы, записанные в домашних условиях , поскольку 8-дорожечные рекордеры были редкостью, привели к тому, что кассета стала доминирующим потребительским форматом портативных аудиоустройств в 1970-х и 1980-х годах. [38]
Эксперименты с многоканальным звуком проводились в течение многих лет – обычно для особых музыкальных или культурных мероприятий – но первое коммерческое применение этой концепции произошло в начале 1970-х годов с появлением квадрафонического звука. В этом побочном продукте многодорожечной записи использовались четыре дорожки (вместо двух, используемых в стерео) и четыре динамика для создания 360-градусного звукового поля вокруг слушателя. [39] После выпуска первых потребительских 4-канальных Hi-Fi- систем ряд популярных альбомов был выпущен в одном из конкурирующих четырехканальных форматов; Среди наиболее известных - Майка Олдфилда и Tubular Bells The Pink Floyd группы Dark Side of the Moon . Квадрафонический звук не имел коммерческого успеха, отчасти из-за конкурирующих и несколько несовместимых четырехканальных звуковых систем (например, у CBS , JVC , Dynaco и других были системы) и, как правило, низкого качества, даже при воспроизведении по назначению на правильном оборудовании. выпущенная музыка. В конце концов, в конце 1970-х годов оно сошло на нет, хотя это раннее предприятие проложило путь к возможному внедрению домашних систем объемного звучания в домашних кинотеатрах, которые приобрели популярность после появления DVD. [40]
Аудио компоненты
[ редактировать ]Замена относительно хрупкой электронной лампы меньшим, прочным и эффективным транзистором также ускорила продажи потребительских звуковых систем высокого качества , начиная с 1960-х годов. В 1950-х годах большинство проигрывателей были монофоническими и имели относительно низкое качество звука. Немногие потребители могли позволить себе высококачественные стереофонические звуковые системы. В 1960-х годах американские производители представили новое поколение модульных компонентов Hi-Fi — отдельные проигрыватели, предусилители, усилители, объединенные в интегрированные усилители, магнитофоны и другое вспомогательное оборудование, такое как графический эквалайзер , которое можно было соединить вместе для создать полноценную домашнюю звуковую систему. Эти разработки были быстро подхвачены крупными японскими компаниями по производству электроники, которые вскоре наводнили мировой рынок относительно доступными, высококачественными транзисторными аудиокомпонентами. К 1980-м годам такие корпорации, как Sony, стали мировыми лидерами в индустрии записи и воспроизведения музыки.
Цифровой
[ редактировать ]Появление цифровой звукозаписи , а затем и компакт-дисков (CD) в 1982 году привело к значительному улучшению качества и долговечности записей. Этот компакт-диск положил начало еще одной масштабной волне перемен в потребительской музыкальной индустрии: виниловые пластинки к середине 1990-х фактически превратились в небольшую нишу рынка. Звукозаписывающая индустрия яростно сопротивлялась внедрению цифровых систем, опасаясь массового пиратства на носителе, способном создавать точные копии оригинально выпущенных записей.
Самые последние и революционные разработки произошли в цифровой записи: были разработаны различные несжатые и сжатые форматы цифровых аудиофайлов , процессоры, способные и достаточно быстрые для преобразования цифровых данных в звук в реальном времени , а также недорогие запоминающие устройства . [41] Это привело к появлению новых типов портативных цифровых аудиоплееров . Проигрыватель мини-дисков , использующий сжатие ATRAC на небольших перезаписываемых дисках, был представлен в 1990-х годах, но устарел, поскольку твердотельная энергонезависимая флэш-память упала в цене. По мере того, как стали доступны технологии, увеличивающие объем данных, которые можно хранить на одном носителе, такие как Super Audio CD , DVD-A , Blu-ray Disc и HD DVD , более длинные программы более высокого качества помещаются на один диск. Звуковые файлы легко загружаются из Интернета и других источников и копируются на компьютеры и цифровые аудиоплееры. Цифровые аудиотехнологии сегодня используются во всех областях аудио: от повседневного использования музыкальных файлов среднего качества до самых требовательных профессиональных приложений. новые приложения, такие как интернет-радио и подкастинг Появились .
Технологические разработки в области записи, редактирования и потребления за последние десятилетия изменили индустрию звукозаписи , кино и телевидения . Редактирование звука стало возможным с изобретением записи на магнитную ленту , но такие технологии, как MIDI , синтез звука и цифровые звуковые рабочие станции, обеспечивают больший контроль и эффективность для композиторов и артистов. Цифровые аудиотехнологии и запоминающие устройства позволили снизить затраты на запись, так что высококачественные записи можно производить в небольших студиях. [42]
Сегодня процесс записи разделен на трекинг, сведение и мастеринг . Многодорожечная запись позволяет записывать сигналы с нескольких микрофонов или с разных дублей на пленку, диск или запоминающее устройство, обеспечивая ранее недоступную гибкость на этапах микширования и мастеринга.
Программное обеспечение
[ редактировать ]Существует множество различных программ цифровой записи и обработки звука, работающих под несколькими компьютерными операционными системами для всех целей: от обычных пользователей и серьезных любителей, работающих над небольшими проектами, до профессиональных звукорежиссеров , записывающих альбомы, музыку к фильмам и занимающихся звуковым дизайном для видеоигр .
К программному обеспечению цифровой диктовки для записи и расшифровки речи предъявляются разные требования; разборчивость и гибкие возможности воспроизведения являются приоритетами, а широкий диапазон частот и высокое качество звука — нет.
Юридический статус
[ редактировать ]В законодательстве об авторском праве фонограммой или звукозаписью называют произведение, возникающее в результате фиксации звуков на носителе. В уведомлении об авторских правах на фонограмму используется символ авторского права на фонограмму , который Женевская конвенция о фонограммах определяет как ℗ (буква P в полном круге). Обычно оно сопровождает уведомление об авторских правах на основную музыкальную композицию, в котором используется обычный символ ©.
Запись отделена от песни, поэтому авторские права на запись обычно принадлежат звукозаписывающей компании. Художник или продюсер реже обладают этими правами. Авторское право на записи существует с 1972 года, а авторское право на музыкальные композиции или песни — с 1831 года. Споры по поводу семплирования и битов. [ нужны разъяснения ] продолжаются. [42]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Закон США об авторском праве определяет «звукозаписи» как «произведения, возникающие в результате фиксации серии музыкальных, речевых или других звуков», отличных от саундтрека к аудиовизуальному произведению. [43] До принятия Поправки о звукозаписи (SRA), [44] который вступил в силу в 1972 году, авторские права на звукозаписи регулировались на государственном уровне. Федеральный закон об авторском праве имеет преимущественную силу над большинством законов штата об авторском праве, но позволяет штату сохранять авторские права на звукозаписи в течение одного полного срока действия авторских прав после даты вступления в силу SRA. [45] что означает 2067 год.
Великобритания
[ редактировать ]С 1934 года закон об авторском праве в Великобритании рассматривает звукозаписи (или фонограммы ) иначе, чем музыкальные произведения . [46] Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года определяет звукозапись как (а) запись звуков, из которой звуки могут быть воспроизведены, или (б) запись всего или любой части литературного, драматического или музыкального произведения, с помощью которого могут быть воспроизведены звуки, воспроизводящие произведение или его часть, независимо от носителя, на котором сделана запись, или метода, с помощью которого звуки воспроизводятся или производятся. Таким образом, он охватывает виниловые пластинки, кассеты, компакт-диски , цифровые аудиокассеты и MP3-файлы, содержащие записи.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Самая ранняя из известных сохранившихся электрических записей была сделана на телеграфонном магнитном записывающем устройстве на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Он включает в себя краткие комментарии императора Франца Иосифа, а качество звука, если не учитывать пропадания и некоторые шумы более позднего происхождения, сравнимо с качеством современного телефона.
- ^ В 1925 году лаборатории были преобразованы в Bell Telephone Laboratories и находились в совместной собственности American Telephone & Telegraph Company и Western Electric.
- ↑ По иронии судьбы, введение « звуковых фильмов » было инициировано «Певцом джаза » (1927), в котором использовалась Vitaphone система звука на диске , а не оптическая звуковая дорожка.
- ^ Общество аудиоинженеров выпустило все эти записи на компакт-дисках . Варез Сарабанда выпустила Концерт Бетховена на пластинке, и с тех пор он несколько раз переиздавался на компакт-диске.
- ↑ Хотя его настоящим названием было Lear Jet Stereo 8 , его редко называли таковым.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фаулер, Чарльз Б. (октябрь 1967 г.), «Музей музыки: история механических инструментов», Music Educators Journal , 54 (2), MENC_ Национальная ассоциация музыкального образования: 45–49, doi : 10.2307/3391092 , JSTOR 3391092 , S2CID 190524140
- ^ Коэтсьер, Теун (2001). «О предыстории программируемых машин: музыкальных автоматов, ткацких станков, калькуляторов». Теория механизма и машин . 36 (5). Эльзевир: 589–603. дои : 10.1016/S0094-114X(01)00005-2 .
- ^ Митчелл, Томас (2006). Росслинская капелла: Музыка кубиков . Книги о развлечениях. ISBN 0-9554629-0-8 .
- ^ «Настройтесь на коду Да Винчи» . Шотландец . 26 апреля 2006 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 года . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «История фортепиано – Пианисты» . Институт фортепиано . Архивировано из оригинала 27 мая 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ «День, когда умерла музыка - Новости - The Buffalo News» . 10 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Музыкальный паб White-Smith. Компания против компании Apollo 209 US 1 (1908 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Первые звуки» . FirstSounds.ORG . 27 марта 2008 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Джоди Розен (27 марта 2008 г.). «Исследователи играют мелодию, записанную до Эдисона» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ «Впечатление от звука» , Журнал БНФ , вып. 33, Национальная библиотека Франции, 2009, ISBN. 9782717724301 , заархивировано из оригинала 28 сентября 2015 г.
- ^ «Происхождение звукозаписи: Национальный исторический парк Чарльза Кроса — Томаса Эдисона (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ «Патентные изображения» . patimg1.uspto.gov . Архивировано из оригинала 30 октября 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ История цилиндрического фонографа , Библиотека Конгресса, заархивировано из оригинала 19 августа 2016 г. , получено 6 ноября 2018 г.
- ^ Томпсон, Клайв. «Как фонограф навсегда изменил музыку» . Смитсоновский институт . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ «Изобретая развлечения: ранние кинофильмы и звукозаписи компаний Эдисона» . Библиотека Конгресса . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Патент США 372,786 Граммофон (горизонтальная запись), оригинал подан в мае 1887 г., повторно подан в сентябре 1887 г., выдан 8 ноября 1887 г.
- ^ «Коллекция ранних звукозаписей и проект восстановления звука» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года . Проверено 26 апреля 2013 г.
- ^ Коупленд, Питер (2008). Руководство по методам восстановления аналогового звука (PDF) . Лондон: Британская библиотека. стр. 89–90. Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Дженкинс, Аманда (13 апреля 2019 г.). «Внутри архивной коробки: первый долгоиграющий диск | Теперь смотрите, слушайте!» . blogs.loc.gov . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Аллан Саттон, Когда лаборатории Марша начали производить электрические записи? , заархивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- ^ «Краткое описание разработки EC Wente конденсаторного микрофона и проекта звукозаписи Western Electric в целом» . Транзакции IEEE по образованию . 35 (4). Ноябрь 1992 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 года . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ Максфилд, JP и Х.К. Харрисон. Методы качественной записи и воспроизведения речи на основе телефонных исследований. Технический журнал Bell System, июль 1926 г., 493–523.
- ^ Стивен Шенхерр (5 ноября 2002 г.), История магнитной записи
- ^ «Блаттнерфон» . Orbem.co.uk . 10 января 2010. Архивировано из оригинала 10 апреля 2014 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ "Фонд-диктофон Маркони-Стилле - Страница 1" . Orbem.co.uk . 20 февраля 2008. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Гордон, мама. «Запись» . Оксфордская музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Патент Великобритании 394325 , Алан Дауэр Блюмлейн, «Усовершенствования в системах передачи звука, записи звука и воспроизведения звука», выдан 14 июня 1933 г., передан Alan Dower Blumlein and Musical Industries, Limited.
- ^ «Новые звуковые эффекты, достигнутые в кино», The New York Times , 12 октября 1937 г., стр. 27.
- ^ «Серия частот Decca (ffrr) - История винила 1» . Vinylrecordscollector.co.uk . Архивировано из оригинала 21 июня 2002 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Бускин, Ричард. «Классические треки: Лес Пол и Мэри Форд «How High the Moon» » . SoundOnSound . Звук на звуке . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Граната, Чарльз Л. (2003). Было бы здорово: Брайан Уилсон и создание домашних звуков Beach Boys . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 978-1-55652-507-0 .
- ^ Кехью, Брайан; Райан, Кевин (2006). Запись Битлз . Издательство Curvebender. п. 216. ИСБН 0-9785200-0-9 .
- ^ Марвин Камрас, изд. (1985). Запись на магнитную ленту . Ван Ностранд Рейнхольд. ISBN 978-0-442-21774-7 .
- ^ Поль дю Гей; Стюарт Холл; Линда Джейнс; Хью Маккей; Кейт Негус (1997). Занимаюсь культурными исследованиями: история Sony Walkman . Sage Publications Ltd. ISBN 978-0-7619-5402-6 .
- ^ Долби, Рэй (октябрь 1967 г.). «Система шумоподавления» . Журнал Общества аудиоинженеров . 15 (4): 383–388 . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Блэкмер, Дэвид Э. (1972). «Система шумоподавления с широким динамическим диапазоном». журнал дБ . Том. 6, нет. 8.
- ^ Миллард, Андре (2013). «Кассета». Энциклопедия популярной культуры Сент-Джеймса (2.1 изд.). п. 529.
- ^ Популярная наука , с. 86, в Google Книгах.
- ^ «От квадрафонического звука к достаточно хорошему звуку» . 21 января 2011 года . Проверено 29 июля 2024 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Кес Шухамер Имминк (март 1991 г.). «Будущее цифровой аудиозаписи» . Журнал Общества аудиоинженеров . 47 : 171–172.
Основной доклад был представлен на 104-м съезде Общества аудиоинженеров в Амстердаме во время празднования золотого юбилея общества 17 мая 1998 года.
- ^ Перейти обратно: а б Халл, Джеффри (2010). Музыкальный бизнес и индустрия звукозаписи . Рутледж. ISBN 978-0203843192 .
- ^ 17 USC § 101
- ^ Pub. L. No. 92-140, § 3, 85 Stat. 391, 392 (1971)
- ^ 17 USC § 301 (с)
- ^ Gramophone Co., Ltd. против Stephen Carwardine Co [1934] 1 Ch 450
- Системы записи и воспроизведения звука на магнитной ленте , Британские стандарты BSI, номер номера : 10.3403/00497725 , получено 16 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энциклопедия записанного звука (2 тома) (2-е изд.). Рутледж. 2005 [1993].
- Барлоу, Санна Моррисон. Горное пение: история записей Евангелия на Филиппинах. Гонконг: Alliance Press, 1952. 352 стр.
- Коулман, Марк, Воспроизведение: от Victrola до MP3, 100 лет музыки, машин и денег , Da Capo Press, 2003.
- Гайсберг, Фредерик В. (1977). Эндрю Фаркас (ред.). Музыка идет по кругу . Нью-Хейвен: Да. ISBN 9780405096785 .
- Гронов, Пекка, «Индустрия звукозаписи: рост средства массовой информации» , Popular Music , Vol. 3, Производители и рынки (1983), стр. 53–75, издательство Кембриджского университета.
- Гронов, Пекка и Саунио, Илпо, «Международная история звукозаписывающей индустрии», [перевод с финского Кристофера Мозли], Лондон; Нью-Йорк: Касселл, 1998. ISBN 0-304-70173-4
- Липман, Сэмюэл, «Дом музыки: искусство в эпоху институтов», 1984. См. главу «Начало записи», стр. 62–75, о ранней звукозаписывающей индустрии, Фреде Гайсберге, Уолтере Легге и FFRR ( Запись в полном частотном диапазоне).
- Миллард, Андре Дж., «Америка в записи: история записанного звука», Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995. ISBN 0-521-47544-9
- Миллард, Андре Дж., «От Эдисона до iPod» , UAB Reporter, 2005 г., Университет Алабамы в Бирмингеме .
- Милнер, Грег, «Навсегда совершенствование звука: звуковая история записанной музыки» , Faber & Faber; 1 выпуск (9 июня 2009 г.) ISBN 978-0-571-21165-4 . См. п. 14 о Х. Стите Беннетте и « записи сознания ».
- Рид, Оливер и Уолтер Л. Уэлч, От оловянной фольги к стерео: эволюция фонографа , второе изд., Индианаполис, Индиана: HW Same & Co., 1976. NB .: Это исторический отчет о развитии фонографа. технология звукозаписи. ISBN 0-672-21205-6 pbk.
- Прочтите, Оливер, «Запись и воспроизведение звука» , Индианаполис, Индиана: HW Sams & Co., 1952. Примечание .: Это новаторский инженерный отчет о технологии звукозаписи.
- «История технологии записи: заметки, исправленные Стивеном Шенхерром от 6 июля 2005 г.» в Wayback Machine (архивировано 12 марта 2010 г.), Университет Сан-Диего.
- Сен-Лоран, Жиль, «Заметки о деградации звукозаписей», Новости Национальной библиотеки [Канады] , том. 13, нет. 1 (январь 1991 г.), с. 1, 3–4.
- МакВильямс, Джерри. Сохранение и реставрация звукозаписей . Нэшвилл, Теннесси: Американская ассоциация государственной и местной истории, 1979. ISBN 0-910050-41-4
- Вейр, Боб и др. Век звука: 100 лет записанного звука, 1877–1977 гг . Исполнительный писатель Боб Вейр; штатные авторы проекта Брайан Горман, Джим Саймонс, Марти Мелхуиш. [Торонто?]: Производство Studio 123, коп. 1977. NB .: Опубликовано по случаю выставки, посвященной столетию записанного звука, проходившей на ярмарочной площади ежегодной Канадской национальной выставки в Торонто, Онтарио, как одно из мероприятий CNE 1977 года. Без ISBN
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Устная история записанного звука. Интервью с практиками во всех областях звукозаписывающей индустрии. Британская библиотека
- Архивные звукозаписи – десятки тысяч записей, демонстрирующих аудиоисторию от восковых цилиндров XIX века до наших дней. Британская библиотека
- История записанного звука. Нью-Йоркская публичная библиотека [ мертвая ссылка ]
- Noise in the Groove - подкаст об истории фонографа, граммофона и записи/воспроизведения звука.
- Онлайн-курс аудиоинженерии [ мертвая ссылка ] по Creative Commons лицензии
- Записанная музыка в подкасте «История Центральной Флориды»
- Миллард, Андре, «Тестирование тона Эдисона и идеал идеального воспроизведения» , «Потерянный и найденный звук », интервью Национальному общественному радио.
- Уилл Стро; Хельмут Каллманн ; Эдвард Б. Мугк. «Запись звука» . Энциклопедия музыки в Канаде . Проверено 19 августа 2019 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )