Jump to content

История евреев в Гданьске

(Перенаправлено с еврейской общины Данцига )

Еврейская община Гданьска ( нем . Данциг ) возникла как минимум в 15 веке, хотя на протяжении многих веков она была отделена от остальной части города. Под польским правлением евреи приобрели ограниченные права в городе в 16 и 17 веках, а после присоединения города в 1793 году к Пруссии община в значительной степени ассимилировалась с немецкой культурой . В 1920-х годах, в период существования Вольного города Данциг , число евреев значительно увеличилось, и город выступал в качестве транзитного пункта для евреев, покидающих Восточную Европу в США и Канаду. Антисемитизм существовал среди немецких националистов, а преследования евреев в Свободном городе усилились после нацистов прихода к власти в 1933 году. Во время Второй мировой войны и Холокоста большая часть общины либо эмигрировала, либо была убита. После падения коммунизма еврейская собственность была возвращена общине, а ежегодный фестиваль «Балтийские дни еврейской культуры с 1999 года проводится ».

Ранняя история

[ редактировать ]

Еврейская община в Данциге не существовала до 15 века. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 1308 году Гданьск был захвачен Тевтонскими рыцарями , а год спустя магистр ордена Великий запретил Зигфрид фон Фейхтванген евреям селиться или оставаться в городе указом о нетерпимости («de non tolerandis Judaeis»). . Рыцари ослабили ограничение в начале 15 века под давлением князя литовского Витольда великого , в результате чего ограниченному числу еврейских купцов из Литвы и Волыни было разрешено приезжать в Данциг. [ 4 ] Около 1440 года существовала « Юденгассе » («Еврейский переулок», современная Спихжова), а около 1454 года существовало еврейское поселение. [ 5 ]

После окончания Тринадцатилетней войны город вернулся в состав Польши, и еврейские купцы приехали торговать со всей Польши и Литвы. Многие из них получили от короля Польши особые привилегии как во внутренней (по реке Висле ), так и в трансбалтийской торговле. Другие действовали как агенты шляхты ( польского дворянства) в коммерческих вопросах. [ 4 ]

В 1476 году по инициативе короля Польши Казимира IV Ягеллона городской совет разрешил двум еврейским купцам иметь равные права с другими купцами. [ 5 ] Полуавтономный статус Данцига в Речи Посполитой , однако, позволял городу отказывать в гражданстве и торговых правах посторонним, таким образом, права евреев в Королевстве не распространялись на Данциг (аналогичные ограничения также применялись к шотландцам и меннонитам , многие из которых также расселились по городу). [ 1 ] [ 4 ] По настоянию местных купцов евреи были вынуждены в 1520 году переселиться в пригород Шотланда за пределами города, впоследствии евреи поселились и в других местах за пределами юрисдикции города.

Городские горожане продолжали ущемлять права евреев в городе на протяжении всего 16 века, особенно в отношении торговли. Еврейские купцы противодействовали этому посредством бойкота принадлежащего Данцигу банковского дома в Ковно (который пришлось закрыть) и посредством заступничества польских королей от имени Совета Четырех Земель . [ 5 ]

В 1577 году Данциг восстал против избрания Стефана Батори королем Польши, и началась безрезультатная осада города . Переговоры, которые наконец вывели из тупика, включали уступки польского короля в религиозных вопросах, которые также касались евреев. Еврейские религиозные службы в городе были запрещены, и в 1595 году городской совет снова разрешил пребывание только в ярмарочные дни. В 1620-х годах еврейским купцам разрешили остаться на ярмарке Доменика и оставаться там в течение 4 дней после ее закрытия. [ 6 ]

В начале 17 века в городе проживало почти полтысячи евреев, а в 1620 году король Зигмунт III Ваза издал указ, разрешавший евреям жить в городе. Через несколько лет евреям разрешили торговать зерном и лесом сначала в одной части города, а затем и во всем. [ 5 ]

В 1752 году городское постановление установило налог в размере 12 флоринов в месяц для еврейского купца, 8 флоринов для помощника и 4 флорина для слуги. [ 1 ] В 1773 году 50 еврейских семей получили гражданство, а 160 евреям было разрешено проживать в городе. [ 5 ]

Королевство Пруссия

[ редактировать ]
Большая синагога

Ситуация изменилась с первым разделом Польши в 1772 году, когда пригороды стали прусскими , а город Данциг оставался частью Речи Посполитой до 1793 года. 240 еврейских семей (1257 человек) пригородов Данцига получили Генеральную привилегию. в августе 1773 г., что гарантировало их законный статус. Как утверждает Гершон К. Бэкон: [ 1 ]

Это было началом ассоциации данцигского еврейства с Германией, немецкой экономикой и немецкой культурой, которая продолжалась до распада общины в эпоху нацизма .

Хотя эдикт об освобождении 1812 года улучшил правовой статус евреев в Пруссии, антиеврейские бунты ( погромы ) произошли в 1819 году с бунтами Геп-Геп , а также в 1821 году. [ 7 ] а законные права евреев часто ставились под сомнение местными властями. [ 1 ] [ 5 ]

В 19 веке общины Альтшотланд (современный Старый Шкоты), Вайнберг (современный Винница), Лангфюр (современный Вжещ), Данциг-Брайтгассе (современный Широка) и Данциг-Маттенбуден (современный Шопи) все еще были независимыми и избирали своих собственных должностных лиц. строили синагоги, управляли благотворительными учреждениями и выбирали собственных раввинов. Община Альтшоттланд выступила с инициативой объединения евреев Данцига в 1878 году. В 1880 году был создан комитет, а в феврале 1883 года были проведены выборы единого правления Кехилы . В 1887 году вновь основанная Synagogen-Gemeinde (Синагога-кехилла) открыла Большую синагогу . Данцигское еврейство в то время представляло собой либеральную немецко-еврейскую общину, и большинство данцигских евреев считали себя «немцами Моисеева убеждения» и говорили по-немецки. [ 1 ] [ 8 ]

Многие евреи Данцига пошли добровольцами на военную службу во время Первой мировой войны . [ 3 ] около 95 из них погибли при исполнении служебных обязанностей, мемориальная доска позже была выставлена ​​в Большой синагоге и отправлена ​​в Нью-Йорка в Еврейский музей 1939 году. [ 1 ]

Вольный город Данциг

[ редактировать ]
Делегация Данцига на 1-й Маккабиаде (1932 г.)

После Первой мировой войны Данциг стал вольным городом под защитой Лиги Наций . Число евреев в Данциге быстро росло, поскольку не существовало визовых ограничений, и многие евреи из территорий, присоединенных к Польше после Первой мировой войны , Второй Польской Республики , а также беженцы времен Гражданской войны в России поселились здесь или ожидали виз в США или Канаду. . [ 1 ]

Данцигское еврейство при поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета и Общества помощи еврейским иммигрантам позаботилось об этих беженцах, которые были размещены в транзитном лагере в районе порта. [ 5 ] Между 1920 и 1925 годами через Данциг прошло около 60 000 евреев. Влияние восточноевропейских евреев, часто симпатизировавших сионизму , вызвало напряженность внутри Synagogengemeinde Danzig. Помимо традиционного Centralverein Danziger Staatsbürger jüdischen Glaubens (CV; Центральная ассоциация граждан еврейской веры Данцига), возглавляемого Бернхардом Камницером , евреи из России и Польши основали новую ассоциацию «OSE», которая также предоставляла благотворительные услуги, такие как детский сад, общественная столовая, магазин одежды, профессиональная консультация и служба трудоустройства, а также театр для назидания и развлечения людей.

Кроме того, OSE управляла медицинским центром в бывшей Фридлендерской школе на улице Якобстор № 13. Коренные евреи пытались сохранить свою немецко-либеральную общину, и их руководство предприняло несколько попыток ограничить участие иностранцев в выборах Repräsentantenversammlung ( законодательное собрание представителей) Synagogengemeinde Danzig. [ 1 ] голосовать так, чтобы также сторонники Агудас Джисроэль» « Мисрахи» образовывали Volkspartei ( идиш : ייִדישע « Jüdische Однако натурализованные иммигранты могли פֿאָלקספּאַרטײ). и

газета Jüdisches Wochenblatt (еврейский еженедельник). В 1920 году было основано «Jung-Jüdischer Bund Danzig» (Молодое еврейское объединение Данцига), с 1929 по 1938 год издавалась [ 5 ] а также сионистское «Данцигерское эхо» (до 1936 г.).

Новая синагога была построена на Мирхауэр Вег в Лангфуре (Вжещ) в 1927 году. [ 9 ] В 1931 году в Данциге была организована первая всемирная конференция Бетара . [ 10 ]

Преследование

[ редактировать ]
Большая синагога весной 1939 года. На баннере написано: «Приди, милый Мэй, и освободи нас от евреев».

В 1920-х и начале 1930-х годов антисемитизм рос. [ 11 ] Нацисты . захватили правительство в 1933 году, и в результате евреи были уволены с государственной службы и подверглись дискриминации в общественной жизни [ 12 ] [ 13 ] Однако присутствие Верховного комиссара Лиги Наций по-прежнему гарантировало минимум правовой определенности. Летом 1933 года была основана «Ассоциация еврейских академиков», протестовавшая против дискриминации евреев в Сенате и Лиге Наций. Хотя Лига объявила некоторые действия нацистского правительства неконституционными, это не оказало никакого влияния на реальную ситуацию в Свободном городе. По примеру Jüdischer Kulturbund в Берлине подобная ассоциация существовала с сентября 1933 года. [ 12 ]

23 октября 1937 года 60 магазинов и несколько частных домов были повреждены в результате погрома нацистской партии , последовавшего за выступлением гауляйтера города Альберта Форстера . [ 14 ] Это вызвало бегство около половины еврейской общины в течение года. [ 5 ] [ 12 ] В 1938 году Форстер инициировал официальную политику репрессий против евреев; Еврейские предприятия были конфискованы и переданы неевреям-данцигерам, евреям было запрещено посещать театры, кино, общественные бани и бассейны, а также останавливаться в городских гостиницах, а также, с одобрения городского сената, им было запрещено посещать медицинские и юридические учреждения. и нотариальные профессии. Евреи из Цоппота (Сопота) были вынуждены покинуть этот город в пределах территории Данцига. [ 4 ] За беспорядками « Хрустальной ночи» в Германии последовали аналогичные беспорядки между 12 и 14 ноября 1938 года. Синагоги в Лангфуре, Маттенбудене и Цоппоте были разрушены, а Большую синагогу удалось спасти только потому, что ее охраняли еврейские ветераны войны. [ 1 ]

представил расистские Нюрнбергские законы . После этих беспорядков нацистский сенат (правительство) в ноябре 1938 года [ 12 ] [ 15 ] и еврейская община решила организовать свою эмиграцию. [ 5 ] [ 16 ] Вся собственность, включая синагоги и кладбища, была продана для финансирования эмиграции данцигских евреев. [ 2 ] Большая синагога на улице Рейтбан была передана муниципальной администрации и снесена в мае 1939 года. Американский еврейский объединенный распределительный комитет выплатил до 50 000 долларов. [ 16 ] для церемониальных предметов, книг, свитков, гобеленов, текстиля и всех видов памятных вещей, которые прибыли в Еврейскую теологическую семинарию Америки 26 июля 1939 года. Обширная коллекция Лессера Гелдзиньского также была отправлена ​​в Нью-Йорк , где она была помещена. в Еврейском музее . [ 2 ] [ 4 ]

Холокост

[ редактировать ]

В начале 1939 года в городе все еще проживало около 3500 евреев, большинство из которых были гражданами Данцига. первый транспорт в Палестину. В марте 1939 года отправился [ 12 ] и к сентябрю 1939 года осталось едва 1700 евреев, в основном пожилых людей. было эвакуировано в Великобританию около 140 детей В 1938/39 году «Киндертранспортом» . [ 17 ]

После вторжения в Польшу вермахта Геймвера СС и Данциг , за которым последовала аннексия немцами Вольного города Данцига, около 130 евреев содержались в «гетто» в здании на улице Мильхканненгассе (сегодняшняя улица Стонгевна), а еще одна группа была заключена в тюрьму. вместе с городскими поляками, в Victoriaschule , старом здании гимназии , где их избивали и пытали. Были также лагеря в Вестерплатте и Охре (современная Оруния) . Евреи из Цоппота были казнены во время убийств в лесу Пясница . В 1940 году было создано еще одно гетто, в котором содержалось около 600 человек. [ 4 ]

Последняя группа, которой удалось уехать в Палестину, уехала в августе 1940 года, и многие из них столкнулись с катастрофой «Патрии» в порту Хайфы . [ 5 ] [ 12 ] Из оставшихся 395 человек были депортированы в феврале и марте 1941 года в Варшавское гетто , а 200 человек из еврейского дома престарелых были отправлены в Терезиенштадт. [ 5 ] и Освенцим . Некоторых также вывезли на баржах в Балтийское море и утопили. [ 4 ]

На бывшей территории Вольного города Данцига концентрационный лагерь Штуттгоф . в сентябре 1939 года, когда прибыли первые евреи, был организован [ 18 ] В 1944 году туда были отправлены десятки тысяч евреев (49 000), многие из них погибли. [ 19 ] [ 20 ] Заключенные были эвакуированы в 1945 году, многие из них были убиты.

В конце Второй мировой войны выжили 22 еврейских партнера от смешанных браков , оставшиеся в городе. [ 5 ] около 350 человек из окрестностей города обратились в региональные отделения ЦК польских евреев . Летом 1945 года [ 4 ]

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Еврейская жизнь в Гданьске начала возрождаться сразу после окончания войны. В городе и районе были организованы еврейские комитеты. В частности, в состав Регионального еврейского комитета (Okręgowy Komitet Żydowski) входили члены Ихуда , Поале Цион и левых членов Поале Цион , а также Польской коммунистической партии. Однако коммунистические власти исключили членов Бунда и не разрешили им присоединиться. Религиозная организация Еврейская религиозная организация (Поморского) воеводства (Wojewódzkie Żydowskie Zrzeszenie Religijne) была создана в октябре 1945 года и в том же году вновь приобрела синагогу в Вжеще. Однако религиозная жизнь гданьских евреев в это время была медленной, отчасти потому, что значительная часть присутствовавших в городе были нерелигиозными, а отчасти из-за общих антирелигиозных преследований, проводившихся сталинским режимом в период 1947–53 годов. . [ 4 ]

Во время событий марта 1968 года , крупных студенческих и интеллектуальных протестов против коммунистического правительства Польской Народной Республики, коммунистические власти спровоцировали волну антисемитизма в рамках «антисионистской» кампании. Пострадали и евреи Гданьска, примером чего являются репрессии против Виктора Таубенфигеля , директора гданьской больницы. [ 4 ] Якуб Садай , уроженец Гданьска, участвовавший в еврейской культурной деятельности в городе и видный член демократической антикоммунистической оппозиции, также был арестован и приговорен к десяти годам тюремного заключения (позже замененному на пять). Ссадай был оправдан по всем обвинениям в посткоммунистической Польше в 1992 году. [ 21 ] В 2010 году в Большой синагоге прошла выставка фотографий и документов под названием «Маржец '68» (март 1968 года), освещающая эти события. [ 22 ] Однако общий вопрос о том, какое влияние события 1968 года оказали на еврейскую общину Гданьска, еще широко не изучен. [ 4 ]

Согласно справочнику In Your Pocket City Guide, ни один член современной еврейской общины не является потомком довоенного жителя. [ 23 ] Однако Якуб Садай, например, является сыном Мозеса Садая, гражданина довоенного Вольного города Данцига. [ 21 ]

Ежегодный фестиваль « Балтийские дни еврейской культуры» проходит в Гданьске с 1999 года. Его организаторами являются Социальная и культурная организация евреев Польши и Якуб Шадай. [ 24 ] [ 25 ]

Новая синагога в Гданьске-Вжеще

В 2001 году единственная сохранившаяся довоенная синагога, использовавшаяся после Второй мировой войны как склад мебели и музыкальная школа, была передана еврейской общине. С сентября 2009 года вся «Новая синагога» снова служит религиозным целям. [ 26 ] прошла фотовыставка «Żydzi gdańscy — Obrazy nieistniejącego świata» («Евреи Гданьска — образы затерянного мира»). В 2008 году во дворце Опатов в Оливе На выставке было представлено более 200 фотографий, документирующих историю еврейской общины города. с конца 19 века по 1968 год. [ 27 ]

Независимая гмина мозаичной веры представляет около 100 евреев города. [ 28 ] филиал WUPJ . Помимо помощи в организации Балтийских дней еврейской культуры, он предлагает уроки иврита и поддерживает контакты с общиной Бейт Варшава в Варшаве. [ 29 ]

Демография

[ редактировать ]
год количество членов [ 1 ] [ 3 ]
1765 1098 (за чертой города)
1816 3,798
1880 2736 (2,4% от общей численности населения)
1885 2,859
1895 2,367
1900 2,553
1905 2,546
1910 2390 (1,4% от общей численности населения)
декабрь 1910 г. 2,717
ноябрь 1923 г. 7282 (2500 граждан Данцига, 4782 негражданина)
август 1924 г. 9,239
август 1929 г. 10,448
1937 12,000
1939 1,666

Известные участники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Данцигское еврейство: Краткая история Гершона К. Бэкона
  2. ^ Перейти обратно: а б с Грасс, Гюнтер; Манн, Вивиан Б.; Гутманн, Джозеф (1980). Данциг, 1939 год, сокровища разрушенной общины . Нью-Йорк: Еврейский музей. п. 9. ISBN  978-0-8143-1662-7 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с jewishgen.org
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Евреи в Померании (на польском языке)
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Гданьск в Еврейской виртуальной библиотеке
  6. ^ Каплан, Йосеф (2000). Альтернативный путь к современности . Брилл. п. 93. ИСБН  90-04-11742-3 .
  7. ^ «Еврейская община Гданьска» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  8. ^ Интервью Уолли Кельтера
  9. Шалом, Гюнтер Грасс , Die Tageszeitung , 7 октября 2007 г.
  10. ^ Бетар в Еврейской виртуальной библиотеке
  11. ^ Евреи в Вольном городе Гданьске Гжегож Берендт, стр. 110, Гданьское общество. Наука, Факультет I Социальные и гуманитарные науки, 1997 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гипперт, Вольфганг. «Решение еврейского вопроса» в Вольном городе Данциг» (на немецком языке). Будущему нужна память.
  13. ^ Эпштейн, Кэтрин (2010). Модель нациста: Артур Грейзер и оккупация Западной Польши . Издательство Оксфордского университета. п. 103. ИСБН  978-0-19-954641-1 .
  14. ^ Шенк, Дитер (2013). Данциг 1930–1945: Конец вольного города (на немецком языке). Ч. Левый. п. 70. ИСБН  978-3-86153-737-3 .
  15. ^ Шварце-Кёлер, Ханнелор (2009). «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса: смысл, техника повествования и новейшая история (на немецком языке). Франк и Тимме ГмбХ. п. 396. ИСБН  978-3-86596-237-9 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Бауэр, Иегуда (1981). Американское еврейство и Холокост . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 145. ИСБН  0-8143-1672-7 .
  17. ^ Memorialmuseums.org
  18. ^ Гельзенцентрум: Концентрационный лагерь Штуттгоф
  19. ^ Jewishgen, немецкие евреи в концентрационном лагере Штуттхоф.
  20. ^ Музей Штуттгофа
  21. ^ Перейти обратно: а б (на польском языке) Шок после многих лет Независимой коммуны мозаичной веры в PR. Архивировано 19 октября 2013 г. в Wayback Machine.
  22. ^ (на польском языке) Гданьск. Выставка «Март 68» в Новой синагоге.
  23. ^ inyourpocket.com
  24. Gdańsk.pl, официальный сайт города Гданьска, 10-е Дни еврейской культуры Балтии , последнее посещение 9 августа 2010 г.
  25. ^ jewish.org.pl (на польском языке)
  26. Гданьская синагога снова в руках евреев. Иерусалим Пост, 1 сентября 2009 г.
  27. ^ (на польском языке) Евреи Гданьска - Образы несуществующего мира
  28. ^ - Демография
  29. ^ interia.pl (на польском языке)

Библиография

[ редактировать ]
  • Волли Кельтер, Из Данцига: путешествие американского раввина, Pangloss Press, 1997. ISBN   0-934710-36-8
  • Мира Рычке Киммельман: Отголоски Холокоста, мемуары ISBN   978-0-87049-956-2
  • Самуэль Эхт, История евреев в Данциге ( на немецком языке)
  • Эрвин Лихтенштейн, Евреи вольного города Данцига под властью национал-социализма (на немецком языке)
  • Эрвин Лихтенштейн, Отчет моей семье: жизнь между Данцигом и Израилем (на немецком языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80b59ee2ef52ef13865fa638bd667ab6__1718175120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/b6/80b59ee2ef52ef13865fa638bd667ab6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Gdańsk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)