История евреев в Гданьске
Часть серии о |
История евреев и Иудаизм в Польше |
---|
![]() ![]() |
Историческая хронология • Список евреев |
![]() ![]() |
Еврейская община Гданьска ( нем . Данциг ) возникла как минимум в 15 веке, хотя на протяжении многих веков она была отделена от остальной части города. Под польским правлением евреи приобрели ограниченные права в городе в 16 и 17 веках, а после присоединения города в 1793 году к Пруссии община в значительной степени ассимилировалась с немецкой культурой . В 1920-х годах, в период существования Вольного города Данциг , число евреев значительно увеличилось, и город выступал в качестве транзитного пункта для евреев, покидающих Восточную Европу в США и Канаду. Антисемитизм существовал среди немецких националистов, а преследования евреев в Свободном городе усилились после нацистов прихода к власти в 1933 году. Во время Второй мировой войны и Холокоста большая часть общины либо эмигрировала, либо была убита. После падения коммунизма еврейская собственность была возвращена общине, а ежегодный фестиваль «Балтийские дни еврейской культуры с 1999 года проводится ».
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Еврейская община в Данциге не существовала до 15 века. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 1308 году Гданьск был захвачен Тевтонскими рыцарями , а год спустя магистр ордена Великий запретил Зигфрид фон Фейхтванген евреям селиться или оставаться в городе указом о нетерпимости («de non tolerandis Judaeis»). . Рыцари ослабили ограничение в начале 15 века под давлением князя литовского Витольда великого , в результате чего ограниченному числу еврейских купцов из Литвы и Волыни было разрешено приезжать в Данциг. [ 4 ] Около 1440 года существовала « Юденгассе » («Еврейский переулок», современная Спихжова), а около 1454 года существовало еврейское поселение. [ 5 ]
После окончания Тринадцатилетней войны город вернулся в состав Польши, и еврейские купцы приехали торговать со всей Польши и Литвы. Многие из них получили от короля Польши особые привилегии как во внутренней (по реке Висле ), так и в трансбалтийской торговле. Другие действовали как агенты шляхты ( польского дворянства) в коммерческих вопросах. [ 4 ]
В 1476 году по инициативе короля Польши Казимира IV Ягеллона городской совет разрешил двум еврейским купцам иметь равные права с другими купцами. [ 5 ] Полуавтономный статус Данцига в Речи Посполитой , однако, позволял городу отказывать в гражданстве и торговых правах посторонним, таким образом, права евреев в Королевстве не распространялись на Данциг (аналогичные ограничения также применялись к шотландцам и меннонитам , многие из которых также расселились по городу). [ 1 ] [ 4 ] По настоянию местных купцов евреи были вынуждены в 1520 году переселиться в пригород Шотланда за пределами города, впоследствии евреи поселились и в других местах за пределами юрисдикции города.
Городские горожане продолжали ущемлять права евреев в городе на протяжении всего 16 века, особенно в отношении торговли. Еврейские купцы противодействовали этому посредством бойкота принадлежащего Данцигу банковского дома в Ковно (который пришлось закрыть) и посредством заступничества польских королей от имени Совета Четырех Земель . [ 5 ]
В 1577 году Данциг восстал против избрания Стефана Батори королем Польши, и началась безрезультатная осада города . Переговоры, которые наконец вывели из тупика, включали уступки польского короля в религиозных вопросах, которые также касались евреев. Еврейские религиозные службы в городе были запрещены, и в 1595 году городской совет снова разрешил пребывание только в ярмарочные дни. В 1620-х годах еврейским купцам разрешили остаться на ярмарке Доменика и оставаться там в течение 4 дней после ее закрытия. [ 6 ]
В начале 17 века в городе проживало почти полтысячи евреев, а в 1620 году король Зигмунт III Ваза издал указ, разрешавший евреям жить в городе. Через несколько лет евреям разрешили торговать зерном и лесом сначала в одной части города, а затем и во всем. [ 5 ]
В 1752 году городское постановление установило налог в размере 12 флоринов в месяц для еврейского купца, 8 флоринов для помощника и 4 флорина для слуги. [ 1 ] В 1773 году 50 еврейских семей получили гражданство, а 160 евреям было разрешено проживать в городе. [ 5 ]
Королевство Пруссия
[ редактировать ]
Ситуация изменилась с первым разделом Польши в 1772 году, когда пригороды стали прусскими , а город Данциг оставался частью Речи Посполитой до 1793 года. 240 еврейских семей (1257 человек) пригородов Данцига получили Генеральную привилегию. в августе 1773 г., что гарантировало их законный статус. Как утверждает Гершон К. Бэкон: [ 1 ]
Это было началом ассоциации данцигского еврейства с Германией, немецкой экономикой и немецкой культурой, которая продолжалась до распада общины в эпоху нацизма .
Хотя эдикт об освобождении 1812 года улучшил правовой статус евреев в Пруссии, антиеврейские бунты ( погромы ) произошли в 1819 году с бунтами Геп-Геп , а также в 1821 году. [ 7 ] а законные права евреев часто ставились под сомнение местными властями. [ 1 ] [ 5 ]
В 19 веке общины Альтшотланд (современный Старый Шкоты), Вайнберг (современный Винница), Лангфюр (современный Вжещ), Данциг-Брайтгассе (современный Широка) и Данциг-Маттенбуден (современный Шопи) все еще были независимыми и избирали своих собственных должностных лиц. строили синагоги, управляли благотворительными учреждениями и выбирали собственных раввинов. Община Альтшоттланд выступила с инициативой объединения евреев Данцига в 1878 году. В 1880 году был создан комитет, а в феврале 1883 года были проведены выборы единого правления Кехилы . В 1887 году вновь основанная Synagogen-Gemeinde (Синагога-кехилла) открыла Большую синагогу . Данцигское еврейство в то время представляло собой либеральную немецко-еврейскую общину, и большинство данцигских евреев считали себя «немцами Моисеева убеждения» и говорили по-немецки. [ 1 ] [ 8 ]
Многие евреи Данцига пошли добровольцами на военную службу во время Первой мировой войны . [ 3 ] около 95 из них погибли при исполнении служебных обязанностей, мемориальная доска позже была выставлена в Большой синагоге и отправлена в Нью-Йорка в Еврейский музей 1939 году. [ 1 ]
Вольный город Данциг
[ редактировать ]
После Первой мировой войны Данциг стал вольным городом под защитой Лиги Наций . Число евреев в Данциге быстро росло, поскольку не существовало визовых ограничений, и многие евреи из территорий, присоединенных к Польше после Первой мировой войны , Второй Польской Республики , а также беженцы времен Гражданской войны в России поселились здесь или ожидали виз в США или Канаду. . [ 1 ]
Данцигское еврейство при поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета и Общества помощи еврейским иммигрантам позаботилось об этих беженцах, которые были размещены в транзитном лагере в районе порта. [ 5 ] Между 1920 и 1925 годами через Данциг прошло около 60 000 евреев. Влияние восточноевропейских евреев, часто симпатизировавших сионизму , вызвало напряженность внутри Synagogengemeinde Danzig. Помимо традиционного Centralverein Danziger Staatsbürger jüdischen Glaubens (CV; Центральная ассоциация граждан еврейской веры Данцига), возглавляемого Бернхардом Камницером , евреи из России и Польши основали новую ассоциацию «OSE», которая также предоставляла благотворительные услуги, такие как детский сад, общественная столовая, магазин одежды, профессиональная консультация и служба трудоустройства, а также театр для назидания и развлечения людей.
Кроме того, OSE управляла медицинским центром в бывшей Фридлендерской школе на улице Якобстор № 13. Коренные евреи пытались сохранить свою немецко-либеральную общину, и их руководство предприняло несколько попыток ограничить участие иностранцев в выборах Repräsentantenversammlung ( законодательное собрание представителей) Synagogengemeinde Danzig. [ 1 ] голосовать так, чтобы также сторонники Агудас Джисроэль» « Мисрахи» образовывали Volkspartei ( идиш : ייִדישע « Jüdische Однако натурализованные иммигранты могли פֿאָלקספּאַרטײ). и
газета Jüdisches Wochenblatt (еврейский еженедельник). В 1920 году было основано «Jung-Jüdischer Bund Danzig» (Молодое еврейское объединение Данцига), с 1929 по 1938 год издавалась [ 5 ] а также сионистское «Данцигерское эхо» (до 1936 г.).
Новая синагога была построена на Мирхауэр Вег в Лангфуре (Вжещ) в 1927 году. [ 9 ] В 1931 году в Данциге была организована первая всемирная конференция Бетара . [ 10 ]
Преследование
[ редактировать ]
В 1920-х и начале 1930-х годов антисемитизм рос. [ 11 ] Нацисты . захватили правительство в 1933 году, и в результате евреи были уволены с государственной службы и подверглись дискриминации в общественной жизни [ 12 ] [ 13 ] Однако присутствие Верховного комиссара Лиги Наций по-прежнему гарантировало минимум правовой определенности. Летом 1933 года была основана «Ассоциация еврейских академиков», протестовавшая против дискриминации евреев в Сенате и Лиге Наций. Хотя Лига объявила некоторые действия нацистского правительства неконституционными, это не оказало никакого влияния на реальную ситуацию в Свободном городе. По примеру Jüdischer Kulturbund в Берлине подобная ассоциация существовала с сентября 1933 года. [ 12 ]
23 октября 1937 года 60 магазинов и несколько частных домов были повреждены в результате погрома нацистской партии , последовавшего за выступлением гауляйтера города Альберта Форстера . [ 14 ] Это вызвало бегство около половины еврейской общины в течение года. [ 5 ] [ 12 ] В 1938 году Форстер инициировал официальную политику репрессий против евреев; Еврейские предприятия были конфискованы и переданы неевреям-данцигерам, евреям было запрещено посещать театры, кино, общественные бани и бассейны, а также останавливаться в городских гостиницах, а также, с одобрения городского сената, им было запрещено посещать медицинские и юридические учреждения. и нотариальные профессии. Евреи из Цоппота (Сопота) были вынуждены покинуть этот город в пределах территории Данцига. [ 4 ] За беспорядками « Хрустальной ночи» в Германии последовали аналогичные беспорядки между 12 и 14 ноября 1938 года. Синагоги в Лангфуре, Маттенбудене и Цоппоте были разрушены, а Большую синагогу удалось спасти только потому, что ее охраняли еврейские ветераны войны. [ 1 ]
представил расистские Нюрнбергские законы . После этих беспорядков нацистский сенат (правительство) в ноябре 1938 года [ 12 ] [ 15 ] и еврейская община решила организовать свою эмиграцию. [ 5 ] [ 16 ] Вся собственность, включая синагоги и кладбища, была продана для финансирования эмиграции данцигских евреев. [ 2 ] Большая синагога на улице Рейтбан была передана муниципальной администрации и снесена в мае 1939 года. Американский еврейский объединенный распределительный комитет выплатил до 50 000 долларов. [ 16 ] для церемониальных предметов, книг, свитков, гобеленов, текстиля и всех видов памятных вещей, которые прибыли в Еврейскую теологическую семинарию Америки 26 июля 1939 года. Обширная коллекция Лессера Гелдзиньского также была отправлена в Нью-Йорк , где она была помещена. в Еврейском музее . [ 2 ] [ 4 ]
Холокост
[ редактировать ]В начале 1939 года в городе все еще проживало около 3500 евреев, большинство из которых были гражданами Данцига. первый транспорт в Палестину. В марте 1939 года отправился [ 12 ] и к сентябрю 1939 года осталось едва 1700 евреев, в основном пожилых людей. было эвакуировано в Великобританию около 140 детей В 1938/39 году «Киндертранспортом» . [ 17 ]
После вторжения в Польшу вермахта Геймвера СС и Данциг , за которым последовала аннексия немцами Вольного города Данцига, около 130 евреев содержались в «гетто» в здании на улице Мильхканненгассе (сегодняшняя улица Стонгевна), а еще одна группа была заключена в тюрьму. вместе с городскими поляками, в Victoriaschule , старом здании гимназии , где их избивали и пытали. Были также лагеря в Вестерплатте и Охре (современная Оруния) . Евреи из Цоппота были казнены во время убийств в лесу Пясница . В 1940 году было создано еще одно гетто, в котором содержалось около 600 человек. [ 4 ]
Последняя группа, которой удалось уехать в Палестину, уехала в августе 1940 года, и многие из них столкнулись с катастрофой «Патрии» в порту Хайфы . [ 5 ] [ 12 ] Из оставшихся 395 человек были депортированы в феврале и марте 1941 года в Варшавское гетто , а 200 человек из еврейского дома престарелых были отправлены в Терезиенштадт. [ 5 ] и Освенцим . Некоторых также вывезли на баржах в Балтийское море и утопили. [ 4 ]
На бывшей территории Вольного города Данцига концентрационный лагерь Штуттгоф . в сентябре 1939 года, когда прибыли первые евреи, был организован [ 18 ] В 1944 году туда были отправлены десятки тысяч евреев (49 000), многие из них погибли. [ 19 ] [ 20 ] Заключенные были эвакуированы в 1945 году, многие из них были убиты.
В конце Второй мировой войны выжили 22 еврейских партнера от смешанных браков , оставшиеся в городе. [ 5 ] около 350 человек из окрестностей города обратились в региональные отделения ЦК польских евреев . Летом 1945 года [ 4 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Еврейская жизнь в Гданьске начала возрождаться сразу после окончания войны. В городе и районе были организованы еврейские комитеты. В частности, в состав Регионального еврейского комитета (Okręgowy Komitet Żydowski) входили члены Ихуда , Поале Цион и левых членов Поале Цион , а также Польской коммунистической партии. Однако коммунистические власти исключили членов Бунда и не разрешили им присоединиться. Религиозная организация Еврейская религиозная организация (Поморского) воеводства (Wojewódzkie Żydowskie Zrzeszenie Religijne) была создана в октябре 1945 года и в том же году вновь приобрела синагогу в Вжеще. Однако религиозная жизнь гданьских евреев в это время была медленной, отчасти потому, что значительная часть присутствовавших в городе были нерелигиозными, а отчасти из-за общих антирелигиозных преследований, проводившихся сталинским режимом в период 1947–53 годов. . [ 4 ]
Во время событий марта 1968 года , крупных студенческих и интеллектуальных протестов против коммунистического правительства Польской Народной Республики, коммунистические власти спровоцировали волну антисемитизма в рамках «антисионистской» кампании. Пострадали и евреи Гданьска, примером чего являются репрессии против Виктора Таубенфигеля , директора гданьской больницы. [ 4 ] Якуб Садай , уроженец Гданьска, участвовавший в еврейской культурной деятельности в городе и видный член демократической антикоммунистической оппозиции, также был арестован и приговорен к десяти годам тюремного заключения (позже замененному на пять). Ссадай был оправдан по всем обвинениям в посткоммунистической Польше в 1992 году. [ 21 ] В 2010 году в Большой синагоге прошла выставка фотографий и документов под названием «Маржец '68» (март 1968 года), освещающая эти события. [ 22 ] Однако общий вопрос о том, какое влияние события 1968 года оказали на еврейскую общину Гданьска, еще широко не изучен. [ 4 ]
Согласно справочнику In Your Pocket City Guide, ни один член современной еврейской общины не является потомком довоенного жителя. [ 23 ] Однако Якуб Садай, например, является сыном Мозеса Садая, гражданина довоенного Вольного города Данцига. [ 21 ]
Ежегодный фестиваль « Балтийские дни еврейской культуры» проходит в Гданьске с 1999 года. Его организаторами являются Социальная и культурная организация евреев Польши и Якуб Шадай. [ 24 ] [ 25 ]

В 2001 году единственная сохранившаяся довоенная синагога, использовавшаяся после Второй мировой войны как склад мебели и музыкальная школа, была передана еврейской общине. С сентября 2009 года вся «Новая синагога» снова служит религиозным целям. [ 26 ] прошла фотовыставка «Żydzi gdańscy — Obrazy nieistniejącego świata» («Евреи Гданьска — образы затерянного мира»). В 2008 году во дворце Опатов в Оливе На выставке было представлено более 200 фотографий, документирующих историю еврейской общины города. с конца 19 века по 1968 год. [ 27 ]
Независимая гмина мозаичной веры представляет около 100 евреев города. [ 28 ] филиал WUPJ . Помимо помощи в организации Балтийских дней еврейской культуры, он предлагает уроки иврита и поддерживает контакты с общиной Бейт Варшава в Варшаве. [ 29 ]
Демография
[ редактировать ]год | количество членов [ 1 ] [ 3 ] |
---|---|
1765 | 1098 (за чертой города) |
1816 | 3,798 |
1880 | 2736 (2,4% от общей численности населения) |
1885 | 2,859 |
1895 | 2,367 |
1900 | 2,553 |
1905 | 2,546 |
1910 | 2390 (1,4% от общей численности населения) |
декабрь 1910 г. | 2,717 |
ноябрь 1923 г. | 7282 (2500 граждан Данцига, 4782 негражданина) |
август 1924 г. | 9,239 |
август 1929 г. | 10,448 |
1937 | 12,000 |
1939 | 1,666 |
Известные участники
[ редактировать ]- Макс Абрахам , физик
- Саломон Адлер , один из первых еврейских художников постсредневековой Европы, о котором имеются какие-либо документы.
- Айк Аронович , капитан корабля иммигрантов SS Exodus
- Аарон Бернштейн , писатель, реформатор и ученый
- Бенно Чаджес , врач и политик
- Авраам Данциг , раввин, автор Чайей Адам
- Сэмюэл Эхт , историк, педагог, общественный деятель
- Альфред Флатов , гимнаст , участвовал в летних Олимпийских играх 1896 года в Афинах .
- Левин Гольдшмидт , юрист
- Саломе Глюксон-Вальш , генетик , соучредитель области генетики развития
- Теодор Хирш , историк
- Бернхард Камницер , юрист, сенатор
- Рутка Ласкер , жертва Холокоста и автор дневников, называла польской Анной Франк
- Юлиус Липпманн , немецкий политик
- Исраэль Липшуц , раввин, автор книги «Тиферес Исраэль»
- Франк Мейслер , архитектор и скульптор
- Хьюго Мюнстерберг , психолог , пионер прикладной психологии ,
- Хьюго Нойман (1882–1962), политик
- Меир Шамгар , председатель Верховного суда Израиля
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Данцигское еврейство: Краткая история Гершона К. Бэкона
- ^ Перейти обратно: а б с Грасс, Гюнтер; Манн, Вивиан Б.; Гутманн, Джозеф (1980). Данциг, 1939 год, сокровища разрушенной общины . Нью-Йорк: Еврейский музей. п. 9. ISBN 978-0-8143-1662-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с jewishgen.org
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Евреи в Померании (на польском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Гданьск в Еврейской виртуальной библиотеке
- ^ Каплан, Йосеф (2000). Альтернативный путь к современности . Брилл. п. 93. ИСБН 90-04-11742-3 .
- ^ «Еврейская община Гданьска» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Интервью Уолли Кельтера
- ↑ Шалом, Гюнтер Грасс , Die Tageszeitung , 7 октября 2007 г.
- ^ Бетар в Еврейской виртуальной библиотеке
- ^ Евреи в Вольном городе Гданьске Гжегож Берендт, стр. 110, Гданьское общество. Наука, Факультет I Социальные и гуманитарные науки, 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гипперт, Вольфганг. «Решение еврейского вопроса» в Вольном городе Данциг» (на немецком языке). Будущему нужна память.
- ^ Эпштейн, Кэтрин (2010). Модель нациста: Артур Грейзер и оккупация Западной Польши . Издательство Оксфордского университета. п. 103. ИСБН 978-0-19-954641-1 .
- ^ Шенк, Дитер (2013). Данциг 1930–1945: Конец вольного города (на немецком языке). Ч. Левый. п. 70. ИСБН 978-3-86153-737-3 .
- ^ Шварце-Кёлер, Ханнелор (2009). «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса: смысл, техника повествования и новейшая история (на немецком языке). Франк и Тимме ГмбХ. п. 396. ИСБН 978-3-86596-237-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Бауэр, Иегуда (1981). Американское еврейство и Холокост . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 145. ИСБН 0-8143-1672-7 .
- ^ Memorialmuseums.org
- ^ Гельзенцентрум: Концентрационный лагерь Штуттгоф
- ^ Jewishgen, немецкие евреи в концентрационном лагере Штуттхоф.
- ^ Музей Штуттгофа
- ^ Перейти обратно: а б (на польском языке) Шок после многих лет Независимой коммуны мозаичной веры в PR. Архивировано 19 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ (на польском языке) Гданьск. Выставка «Март 68» в Новой синагоге.
- ^ inyourpocket.com
- ↑ Gdańsk.pl, официальный сайт города Гданьска, 10-е Дни еврейской культуры Балтии , последнее посещение 9 августа 2010 г.
- ^ jewish.org.pl (на польском языке)
- ↑ Гданьская синагога снова в руках евреев. Иерусалим Пост, 1 сентября 2009 г.
- ^ (на польском языке) Евреи Гданьска - Образы несуществующего мира
- ^ - Демография
- ^ interia.pl (на польском языке)
Библиография
[ редактировать ]- Волли Кельтер, Из Данцига: путешествие американского раввина, Pangloss Press, 1997. ISBN 0-934710-36-8
- Мира Рычке Киммельман: Отголоски Холокоста, мемуары ISBN 978-0-87049-956-2
- Самуэль Эхт, История евреев в Данциге ( на немецком языке)
- Эрвин Лихтенштейн, Евреи вольного города Данцига под властью национал-социализма (на немецком языке)
- Эрвин Лихтенштейн, Отчет моей семье: жизнь между Данцигом и Израилем (на немецком языке)