Этнические группы в Камбодже
Крупнейшей из этнических групп Камбоджи являются кхмеры , составляющие 95,8% от общей численности населения. [ 1 ] и в основном населяют низменный субрегион Меконга и центральные равнины. Кхмеры исторически жили недалеко от нижнего течения реки Меконг , образуя непрерывную дугу, которая проходит от южного плато Корат , где современные Таиланд , Лаос и Камбоджа встречаются на северо-востоке, простираясь на юго-запад через земли, окружающие озеро Тонлесап , до Кардамоновых гор , затем продолжается обратно на юго-восток до устья реки Меконг на юго-востоке Вьетнама .
Этнические группы в Камбодже, кроме политически и социально доминирующих кхмеров, классифицируются либо как «коренные этнические меньшинства», либо как «некоренные этнические меньшинства». Коренные этнические меньшинства, чаще называемые кхмерами лоу («горные кхмеры»), составляют большинство в отдаленных горных провинциях Ратанакири , Мондулкири и Стунг Тренг и присутствуют в значительном количестве в провинции Кратье .
примерно 17-21 отдельная этническая группа, большинство из которых говорят на австроазиатских языках , родственных кхмерам В обозначение кхмерского лоу включены , включая народы куй и тампуан . Власти Камбоджи считают эти народы аборигенами этой земли. Две из этих горных групп, раде и джарай , являются чамскими народами , говорящими на австронезийских языках, происходящих от древних чамов . Эти коренные этнические меньшинства не интегрировались в кхмерскую культуру и не следуют своим традиционным анимистическим верованиям.
К некоренным этническим меньшинствам относятся иммигранты и их потомки, живущие среди кхмеров и принявшие, по крайней мере номинально, кхмерскую культуру и язык. Чаще всего включаются три группы: китайские камбоджийцы , вьетнамцы и чам народы . Китайцы . иммигрировали в Камбоджу из разных регионов Китая на протяжении всей истории Камбоджи, интегрируясь в камбоджийское общество, и сегодня китайские камбоджийцы или камбоджийцы смешанного китайско-кхмерского происхождения доминируют в бизнес-сообществе, политике и средствах массовой информации Чамы — потомки беженцев из различных войн исторического королевства Чампа . Чамы живут среди кхмеров на центральных равнинах, но в отличие от кхмеров, которые являются буддистами Тхеравады, подавляющее большинство чамов исповедуют ислам. [ 2 ]
Есть также небольшое количество других групп меньшинств. Народы тай в Камбодже включают лаосцев, живущих вдоль реки Меконг на северо-восточной границе, тайцев (городских и сельских) и в культурном отношении бирманцев Кола , которые заметно повлияли на культуру провинции Пайлин . Еще меньшее количество недавних иммигрантов- хмонгов проживает вдоль границы с Лаосом, а различные бирманские народы иммигрировали в столицу Пномпень.
Этнический кхмер
[ редактировать ]Кхмеры — одна из старейших этнических групп в этом районе, проникшая в Юго-Восточную Азию примерно в то же время, что и мон . Большинство археологов и лингвистов , а также других специалистов, таких как китаеведы и эксперты по земледелию, полагают, что они прибыли не позднее 2000 года до нашей эры (более четырех тысяч лет назад), принеся с собой практику сельского хозяйства и, в частности, выращивания риса . Они были строителями более поздней Кхмерской империи , которая доминировала в Юго-Восточной Азии в течение шести столетий, начиная с 802 года нашей эры, и теперь составляет основу политической, культурной и экономической жизни Камбоджи.
Кхмеры разработали первый алфавит, который до сих пор используется в Юго-Восточной Азии , что, в свою очередь, породило более поздние тайские и лаосские письменности. Большинство археологов и этнологов считают кхмеров коренными жителями прилегающих регионов Исана , самого южного Лаоса , Камбоджи и Южного Вьетнама . То есть кхмеры исторически были равнинным народом, жившим недалеко от одного из притоков Меконга .
Кхмеры считают себя одной этнической группой, связанной языком, историей и культурой, но разделенной на три основные подгруппы по национальному происхождению. Кхмеры Камбоджи говорят на диалекте кхмерского языка . Северные кхмеры ( кхмеры Сурин ) — этнические коренные кхмеры, чьи земли когда-то принадлежали Кхмерской империи, но с тех пор стали частью Таиланда . Северные кхмеры также свободно говорят на исанском языке .
Поддерживая тесные отношения с кхмерами Камбоджи, некоторые из них сейчас проживают в Камбодже в результате брака. Точно так же кхмеры-кромы — это коренные кхмеры, живущие в регионах бывшей Кхмерской империи, которые сейчас являются частью Вьетнама . Свободно говорящие как на кхмерском, так и на вьетнамском диалекте , многие из них бежали в Камбоджу в результате преследований и насильственной ассимиляции со стороны Вьетнама.
Все три разновидности кхмерского языка взаимопонятны. В то время как кхмерский язык собственно Камбоджи нетональный , окружающие языки, такие как тайский , вьетнамский и лаосский , очень тональны и, таким образом, повлияли на диалекты северных кхмеров и кхмеров-кромов .
вьетнамский
[ редактировать ]До гражданской войны в Камбодже вьетнамцы были самым густонаселенным этническим меньшинством в Камбодже: около 450 000 человек проживали в провинциях, сосредоточенных на юго-востоке страны, прилегающих к дельте Меконга . Вьетнамские камбоджийцы также жили выше по течению, вдоль берегов Тонлесапа . Во время войны вьетнамская община в Камбодже была «полностью искоренена». [ 3 ] По данным переписи 2019 года, носители вьетнамского языка составляли 0,5% от 15,6 миллионов жителей Камбоджи. [ 1 ]
Большинство из них прибыли в страну в результате вьетнамского вторжения и оккупации Камбоджи после гражданской войны, в течение которого установленное Вьетнамом правительство Камбоджи ( Народная Республика Кампучия ) в значительной степени полагалось на Вьетнам в восстановлении своей экономики. . После вывода вьетнамских войск в 1993 году правительство современной Камбоджи поддерживало тесные связи с Вьетнамом, и в страну пришли поддерживаемые Вьетнамом предприятия, стремящиеся извлечь выгоду из нового рынка. Помимо этих, в основном городских иммигрантов, некоторые сельские жители пересекают границу нелегально, спасаясь от бедных сельских условий социалистического однопартийного государства Вьетнама в надежде на лучшие возможности в Камбодже.
Хотя вьетнамские языки также входят в австроазиатскую языковую семью, как и кхмерский, между вьетнамскими народами очень мало культурных связей, поскольку ранние кхмеры были частью Великой Индии , в то время как вьетнамцы являются частью культурной сферы Восточной Азии и переняли китайскую литературную культуру . [ 4 ]
Этническую напряженность между ними можно проследить до пост-Ангкорского периода (с 16 по 19 века), в течение которого зарождающийся Вьетнам и Таиланд пытались сделать вассалами ослабленную пост-Ангкорскую Камбоджу и эффективно доминировать над всем Индокитаем . Контроль над Камбоджей в это время, ее самое слабое место, колебался между Таиландом и Вьетнамом. Вьетнам, в отличие от Таиланда, хотел, чтобы Камбоджа переняла вьетнамскую государственную практику, одежду и язык. Кхмеры возмущались и сопротивлялись, пока не были включены в состав колониального Французского Индокитая .
В колониальный период французы привлекли вьетнамских посредников для управления местным правительством Камбоджи, что вызвало дальнейшее недовольство и антивьетнамские настроения, которые сохраняются и по сей день. [ 4 ]
Из-за долгой истории двух стран здесь проживает значительное количество камбоджийцев смешанного вьетнамского и кхмерского происхождения. Большинство этих вьетнамско-камбоджийцев больше не говорят по-вьетнамски, ассимилировались с кхмерским обществом и идентифицируют себя как кхмеры. Они занимались в основном аквакультурой в дельте Меконга на юго-востоке.
китайский
[ редактировать ]Китайцы Камбоджи составляют примерно 0,6% населения. [ 1 ] Большинство китайцев происходят от поселенцев 19–20 веков, которые приехали в поисках возможностей для торговли и коммерции во времена французского протектората . Волны китайской миграции были зафиксированы еще в двенадцатом веке, во времена Кхмерской империи . Большинство из них — городские жители, занимающиеся преимущественно торговлей.
Китайцы в Камбодже принадлежат к пяти основным языковым группам, крупнейшей из которых является теочиу , составляющая около 60%, за ней следуют кантонский диалект (20%), хоккиен (7%), а также хакка и хайнаньский диалект (по 4% каждая). ).
Смешанные браки между китайцами и кхмерами были обычным явлением, и в этом случае они часто ассимилировались с основным кхмерским обществом, сохраняя мало китайских обычаев. Большая часть китайского населения сократилась при Пол Поте во время гражданской войны в Камбодже . Китайцы не были объектом уничтожения, но подверглись такому же жестокому обращению, с которым в тот период столкнулись этнические кхмеры.
Этот
[ редактировать ]Народы тай, присутствующие в Камбодже, включают тайцев , лаосцев , тайфуанов , ньяу , шань и кула ( кхмерский : កុឡា , кола , также известный под тайским названием «Кула» и, исторически, под бирманским названием «Тонгсу»). "). Говорящие на тайском языке в Камбодже составляют менее 0,01% населения. [ 5 ] Этническое тайское население до гражданской войны в Камбодже насчитывало десятки тысяч человек, но в 1975 году более пяти тысяч бежали через границу в Таиланд, а еще 35 тысяч были систематически эвакуированы из провинции Кохконг , и многие из них были убиты как шпионы. [ 6 ]
В наше время тайцев в основном можно встретить в столице Пномпене , в первую очередь в семьях дипломатических миссий или представителей тайских компаний, ведущих бизнес в Камбодже. Северо-западные провинции были административно частью Таиланда на протяжении большей части периода с падения Ангкора в 1431 году до французского протектората 20-го века . Потомки тайцев и многие люди кхмерско-тайского происхождения проживают в этих провинциях, но в основном ассимилировались с кхмерской культурой и языком и неотличимы от своих односельчан-кхмеров.
туберкулез
[ редактировать ]Лаосцы проживают на крайнем северо-востоке страны, населяя деревни, разбросанные среди горных племен, а также вдоль реки Меконг и его притоков в горных районах недалеко от границы с Лаосом. Исторически часть Фунана , а затем центр доангкорского кхмерского королевства Ченла , регион, который сейчас охватывает Стунг Тренг , Ратанакири и части провинций Преа Вихеа , Кратье и Мондулкири, были практически оставлены кхмерами в средний период как кхмеры. Империя пришла в упадок, и население переместилось на юг, на более стратегические и оборонительные позиции. [ 7 ]
Этот район попал под власть лаосского королевства Лан Ксанг в 14 веке и оставался частью последующих лаосских королевств до тех пор, пока в 1904 году, во время периода Французского Индокитая , регион не был возвращен под управление Камбоджи. Следовательно, несмотря на относительно недавнюю иммиграцию кхмеров обратно в этот район, по состоянию на 2010 год этнические лаосцы составляли более половины населения Стунг Тренга, значительное количество (до 10%) - в Ратанакири и небольших общинах в Преа Вихеа и Мондулкири. [ 7 ]
Говорящие на лаосском языке составляют 0,17% населения Камбоджи. [ 5 ] но многие камбоджийцы лаосского происхождения все больше кхмеризируются. Лаосцы, рожденные в Камбодже, согласно политике правительства считаются кхмерами. У камбоджийских лаосцев практически нет политических организаций или представительств, поэтому многие не решаются идентифицировать себя как лаосцы из-за опасений, связанных с историческими преследованиями. [ 7 ]
Колеса
[ редактировать ]О точном происхождении кольцев мало что известно. [ 8 ] которые до гражданской войны составляли значительное меньшинство в провинции Пайлин , где они заметно повлияли на местную культуру. [ 9 ] Они сохранили очень мало собственных письменных записей, но, по-видимому, возникли как объединение торговцев Шан и Дай (в частности, Тай Лю и Тай Нуа ), которые начали мигрировать на юг от восточной границы Бирмы и Китая в 1800-х годах. [ нужна ссылка ]
Когда они путешествовали по Бирме и Северному Таиланду в этот неспокойный период , к ним присоединились представители мон , па'о и различных других бирманских групп , в первую очередь из Моулмейна . Кольцы жили в Исане (северо-восток Таиланда) в поисках более благоприятных торговых условий, пока Договор Боуринга 1856 года не гарантировал их права как британских подданных (происходивших из территории, которая стала Британской Бирмой ) в Таиланде. К концу 1800-х годов кольцы поселились в горах провинции Чантабури и соседнего Пайлина, который тогда еще находился под управлением Таиланда, работая шахтерами. [ 10 ]
Успех Кольского племени в Пайлине способствовал дальнейшей иммиграции шанцев непосредственно из Бирмы, которые затем присоединились к кольскому сообществу. Кольский язык, который является креольским, основанным на языке Шан и Дай и включает слова Ланны , Бирмы и Карена , [ нужна ссылка ] оказал влияние на местный кхмерский диалект Пайлина как по тону, так и по произношению. Их бирманское влияние также можно увидеть в местном стиле одежды, в том числе в зонтиках, которые носят женщины, а также в местной кухне и пагодах в бирманском стиле. [ 10 ]
Кольцы в Пайлине исторически занимались прибыльным бизнесом по торговле драгоценными камнями и до войны были самой процветающей этнической группой в регионе. Когда «красные кхмеры», официальная политика которых заключалась в преследовании всех некхмерских этнических групп, взяли под свой контроль Пайлин, жители Колы бежали через границу в Таиланд. [ 9 ] После распада и капитуляции красных кхмеров в 1990-х годах многие жители Кольского полуострова вернулись в Пайлин, хотя и предпочитают вести себя сдержанно, большинство из них больше внешне не идентифицируют себя как Кольские. [ 10 ]
Фуан
[ редактировать ]На северо-западе страны около 5000 тайфуанцев живут в собственных деревнях в районе Монгкол-Борей провинции Бантей-Минчей . [ 11 ] Фуан в Камбодже — потомки пленников, отправленных в Баттамбанг в качестве рабочих Сиамом во время правления Рамы III (1824–1851), когда Сиам правил большей частью Лаоса и Камбоджи. По состоянию на 2012 год они проживали в десяти деревнях и по-прежнему говорили на языке Фуан , языке, тесно связанном с лаосским и тайским. Диалект народа Фуан в Камбодже больше всего напоминает язык Фуан, на котором говорят в Таиланде. [ 12 ]
Вы парни
[ редактировать ]Около 10 000 лао ньо , также известных как йор, также проживают в провинции Бантей Минчей. Хотя они называют себя «ньо» (произносится /ɲɑː/), они говорят на диалекте лаосского языка и отличаются от народа ньяу Северного Исана и Лаоса. [ 13 ] Их деревни сосредоточены в районе Оу-Хров недалеко от границы с Таиландом. Их настолько много в провинции, что многие этнические кхмеры могут немного говорить на ньо. Присутствие ньо и особенности их языка на западе Камбоджи считается аномальным и до сих пор не объяснено учеными. [ 11 ]
Чам
[ редактировать ]Чамы — потомки мореплавателей австронезийского народа с островов Юго-Восточной Азии, которые 2000 лет назад начали селиться вдоль центрального побережья современного Вьетнама и к 200 году нашей эры начали строить различные государства, которые впоследствии стали королевство Чампа , [ 14 ] которая в период своего расцвета с восьмого по десятый века контролировала большую часть того, что сегодня является югом Вьетнама, и оказывала влияние даже на север, вплоть до современного Лаоса.
Первоначально прибрежное морское королевство, Чампа было современником и соперником кхмерской империи Ангкор . В течение IX–XV веков отношения между Чампой и кхмерами варьировались от отношений союзников до врагов. В периоды дружбы между двумя индийскими королевствами существовали тесные контакты и торговля, а также смешанные браки между соответствующими королевскими семьями. Во время войны многие чамы были привезены на земли кхмеров в качестве пленников и рабов. Чампа была завоевана ( Дай Вьетом Вьетнам) в конце 15 века, и большая часть его территории была аннексирована, а тысячи чамов были порабощены или казнены. [ 15 ]
Это привело к массовой миграции чамов. Король Чам бежал в Камбоджу с тысячами своих людей, в то время как другие бежали на лодке на Хайнань ( уцулы ) и Ачех ( ачехцы ). Эти миграции продолжались в течение следующих 400 лет, пока вьетнамцы медленно разрушали остатки Чампы, пока последний остаток королевства не был аннексирован Вьетнамом в конце 19 века.
Чамы в Камбодже насчитывают около четверти миллиона и часто имеют отдельные деревни, хотя во многих районах они живут рядом с этническими кхмерами. Чамы исторически были сосредоточены на юго-востоке страны, где они дали свое название провинции Кампонгтям , которая до реструктуризации провинции в 2013 году простиралась до границы с Вьетнамом и была второй по численности населения провинцией в Камбодже.
Многие кхмеры, в основном рыбаки и фермеры, считают, что чамы особенно искусны в определенных духовных практиках, и иногда их ищут для исцеления или нанесения татуировок . Народ чам в Камбодже носит своеобразную одежду и говорит на языке западных чамов , который из-за многовековых расхождений больше не является взаимопонятным с языком восточных чамов, на котором говорят чамы в соседнем Вьетнаме. Камбоджийский чам исторически был написан индийским алфавитом чам , но он больше не используется, будучи заменен арабским письмом.
В то время как чамы во Вьетнаме по-прежнему следуют традиционному шиваитскому индуизму , большинство чамов (примерно 90%) в Камбодже являются якобы последователями суннитского ислама . Взаимодействие между мусульманами и индуистами часто является табу. Смешанные браки между кхмерами и чамами существуют уже сотни лет. Некоторые из них ассимилировались с основным кхмерским обществом и исповедуют буддизм . [ нужна ссылка ] Чамы были одной из этнических групп, отмеченных как объекты преследования во время правления красных кхмеров в Камбодже . Само их существование было объявлено незаконным. [ 16 ] Деревни чамов были разрушены, а людей либо заставили ассимилироваться, либо казнили без суда и следствия. По оценкам, число Чамов, убитых с 1975 по 1979 год, достигает 90 000, включая 92 из 113 имамов страны . [ 3 ] [ 17 ]
После окончания войны и изгнания красных правительство кхмеров Хун Сена предприняло шаги по отношению к народу чам, и теперь многие чамы занимают правительственные или другие официальные должности. Однако, несмотря на умеренную малайскую форму ислама, традиционно исповедуемую чамами, община чамов недавно обратилась к Ближнему Востоку за финансированием строительства мечетей и религиозных школ, что привело к привлечению имамов из Саудовской Аравии и Кувейта , обучающих фундаменталистским интерпретациям, включая Да «Ва Таблиг и ваххабизм . [ 17 ] Эти недавно появившиеся формы ислама также повлияли на одежду чамов; Многие чамы отказываются от своей традиционной официальной одежды в пользу более ближневосточной или южноазиатской одежды.
Кхмерский Лоу
[ редактировать ]Коренные этнические группы гор известны под общим названием монтаньяры или кхмеры лоу , что означает «горные кхмеры». Они произошли от неолитических миграций носителей мон-кхмерского языка через южный Китай и носителей австронезийского языка из островной Юго-Восточной Азии. Будучи изолированными в высокогорье, различные группы кхмеров лоу не были индианизированы, как их кхмерские родственники, и, следовательно, культурно далеки от современных кхмеров, а часто и друг от друга, соблюдая многие обычаи и верования, существовавшие до контакта с Индией. Большинство из них являются матриленами, и их происхождение ведется по материнской, а не по отцовской родословной. Они выращивают рис и живут в племенных деревнях.
Исторически сложилось так, что по мере развития Кхмерской империи они были вынуждены искать безопасности и независимости в горной местности или становиться рабами и работниками империи. Чжоу Дагуань заметил, что кхмеры захватили горные племена и сделали их рабочими, назвав их чоуангами или кастой рабов. Чоуанг , от грушевого слова juang , означает людей. В настоящее время они составляют большинство в малонаселенных провинциях Ратанакири , Стунг Тренг и Мондулкири .
Их языки принадлежат к двум группам: мон-кхмерскому и австронезийскому. Мон-кхмеры — это Груша , Пнонг , Стиенг , Куй , Креунг и Тампуан . Австронезийцы — Раде и Джарай . Когда-то считавшиеся смешанной группой, австронезийцы находились под сильным влиянием мон-кхмерских племен.
Французские колоны и прибытие после конфликта
[ редактировать ]До гражданской войны в Камбодже , которая длилась с 1970 года до победы красных кхмеров около 30 000 колонов 17 апреля 1975 года, в стране проживало , или граждан Франции. После начала гражданской войны большинство из них уехали обратно во Францию или жить в Соединенных Штатах . Камбоджа находилась под властью французов в течение почти столетия до обретения независимости в 1953 году, а французский язык и культура до сих пор сохраняют престижное положение среди кхмерской элиты.
После того, как « красные кхмеры» потерпели поражение от вьетнамцев в 1979 году, они отступили к тайской границе на западе страны, изгнав вьетнамские войска . Затем Вьетнам оккупировал Камбоджу на следующие десять лет. гости из государств, связанных с советским блоком В это время Камбоджа была изолирована от западного мира, однако в страну приезжали (хотя и в небольшом количестве) .
Сегодня в постконфликтной Камбодже можно встретить множество других этнических групп, особенно в Пномпене , в статистически значимых количествах. После того, как Организация Объединенных Наций помогла восстановить монархию в начале 1990-х годов , число жителей Запада (кхмеры называют барангами их ) , проживающих в стране, выросло до десятков тысяч. А благодаря дальнейшему экономическому буму XXI века (экономический рост Камбоджи в среднем составил более 7% за десятилетие после 2001 года) эти цифры только возросли.
Только в столице Пномпене количество иностранных рабочих со всего мира, вероятно, составляет около 150 000 человек . В число этих дипломатов, инвесторов, археологов, юристов, художников, предпринимателей и сотрудников НПО входит значительное число европейцев, американцев и австралийцев, а также выходцев из соседних государств Юго-Восточной Азии , корейцев, японцев, китайцев и русских, а также меньшее количество африканцев. .
Этнические группы
[ редактировать ]Этническая группа | % от суммы* |
---|---|
кхмерский | 95.8% |
Чамс | 1.8% |
китайский | 0.6% |
вьетнамский | 0.5% |
Другой | 1.3% |
- Чам - потомки беженцев Чам, бежавших в Камбоджу после падения Чампы. 222 808 (оценка 2012 г.)
- Китайцы – потомки китайских поселенцев в Камбодже. 695 852 (оценка 2012 г.)
- кхмерский
- Кхмер Кандал - «центральные кхмеры», этнические кхмеры, коренные жители Камбоджи.
- Кхмер-кром - «равнинные кхмеры», этнические кхмеры, коренные жители юго-восточной Камбоджи и прилегающего региона дельты Меконга в Южном Вьетнаме. Все провинции Южного Вьетнама носят древние кхмерские названия, поскольку когда-то они были частью Кхмерской империи, вплоть до 19 века, когда французы сделали Камбоджу своим протекторатом .
- Кхмерский Сурин – «суринские кхмеры» Этнические кхмеры, коренные жители северо-западной Камбоджи и прилегающих территорий в провинциях Сурин , Бурирам и Сисакет на северо-востоке Таиланда, в регионе, известном как Исан . Эти провинции ранее были частью Кхмерской империи , но были аннексированы Таиландом в 18 веке.
- Кхмерский лоу - «горные кхмеры». Общий термин, используемый для обозначения всех горных племен Камбоджи, независимо от их языковой семьи.
- Пн – кхмерские спикеры
- Kachok
- Крунг. Существует три различных диалекта Крунга. Все взаимопонятны.
- Кривой
- Братан
- Пещера
- Краол - 2000 (оценка)
- Мел- 3100 (оценка)
- Куй – небольшая группа людей, проживающая в основном в высокогорьях Камбоджи.
- Пнонг или Мнонг , этническая группа, проживающая в восточной провинции Мондулкири.
- Тампуан - этническая группа, проживающая в северо-восточной провинции Ратанакири.
- Стиенг - часто путают с этническим дегаром (монтаньяром).
- Самир
- Чонг
- Саоч
- Сомрей
- Суой
- Австронезийские спикеры
- Джарай – в основном расположенные во Вьетнаме, Джарай простираются до провинции Ратанакири в Камбодже .
- Раде - Большая часть Раде, или Ê ê, расположена во Вьетнаме. Они имеют тесные культурные связи с джарай и другими племенами.
- Пн – кхмерские спикеры
- Этот
- Тайский - 43 000 (оценка)
- Лаосцы – проживают в основном в провинции Ратанакири .
- Шан
- Уход
- Тайский - 43 000 (оценка)
- Вьетнамцы – живут в основном в Пномпене, где они составляют значительное меньшинство, а также в некоторых частях юго-восточной Камбоджи рядом с вьетнамской границей.
- Хмонг-Миен . Мяо и хмонг — горные племена, живущие в городских и сельских районах.
- Тибет-Бирман
- Бирманцы - 4700 (оценка)
- Японцы - в основном предприниматели и инвесторы первого поколения в Пномпене.
- Корейцы - в основном предприниматели и инвесторы первого поколения в Пномпене.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с https://nis.gov.kh/nis/Census2019/Final%20General%20Population%20Census%202019-English.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Этнические группы Камбоджи» . Камбоджа-travel.com. Архивировано из оригинала 03.10.2018 . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кирнан, Бен (2012). «9. Геноцид Камбоджи, 1975-1979 годы» . В Тоттене, Сэмюэл; Парсонс, Уильям С. (ред.). Столетия геноцида: очерки и свидетельства очевидцев (4-е изд.). Рутледж. стр. 323–325. ISBN 978-1135245504 . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Чендлер (2000). История Камбоджи . Вествью Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б «Окончательный отчет межпереписного обследования населения Камбоджи за 2013 год» (PDF) . Фонд народонаселения ООН, Агентство сотрудничества ООН . Национальный институт статистики Министерства планирования, Пномпень, Камбоджа. Ноябрь 2013 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Кирнан, Бен (май 2014 г.). Режим Пол Пота: раса, власть и геноцид в Камбодже при красных кхмерах, 1975–79 (Третье изд.). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 300. ИСБН 978-0300142990 . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэрд, Ян (май 2010 г.). «Различный взгляд на историю: оттенки ирредентизма на границе Лаоса и Камбоджи». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 41 (2): 187–213. дои : 10.1017/S0022463410000020 . S2CID 154683966 .
- ^ Коидзуми, Джунко (сентябрь 1990 г.). «Почему кула плакала: отчет о торговой деятельности кула в Исане в конце XIX века». Исследования Юго-Восточной Азии . 28 (2).
- ^ Перейти обратно: а б Аунг, Шин; Мэй, Сэнди (12 марта 2012 г.). «Бизнесмен-эмигрант восстанавливает отдаленную пагоду в Камбодже» . Мьянма Таймс . Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис, Саймон; Форн, Бофа (9 января 2015 г.). «Кольские корни Камбоджи — мьянманские корни» . Иравади . Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шлизингер, Иоахим (8 октября 2011 г.). Этнические группы Камбоджи, Том 3: Профиль австро-тайских и китаеязычных народов . ООО «Белый Лотос» с. 10. ISBN 978-9744801791 . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Тананан, Тронгди (2015). «Фуан в провинции Бантей-Минчеай, Камбоджа: переселение во время правления короля Сиама Рамы III». Журнал лаосских исследований (специальный выпуск 2). Центр лаосских исследований: 144–166. ISSN 2159-2152 .
- ^ Тананан, Тронгди (2014). «Лаосскоязычные ньо в провинции Бантей-Минчей в Камбодже» (PDF) . Результаты исследований в области лингвистики Юго-Восточной Азии, Фестиваль в честь профессора Прани Куллаваниджайи. Мужчина (Спецвыпуск 20). Бангкок: Издательство Университета Чулалонгкорн . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Тергуд, Грэм (2004). От древних чамов к современным диалектам: две тысячи лет языковых контактов и изменений (Специальное издание океанической лингвистики № 28 изд.). Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 0824821319 .
- ^ Бен Кирнан (2009). Кровь и почва: всемирная история геноцида и истребления от Спарты до Дарфура . Издательство Йельского университета. п. 110. ИСБН 978-0-300-14425-3 . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Геллатели, Роберт; Кирнан, Бен (2003). Призрак геноцида: массовые убийства в исторической перспективе . Издательство Кембриджского университета . стр. 313–314 .
- ^ Перейти обратно: а б Каин, Джеффри (9 октября 2008 г.). «Мусульмане Камбоджи как геополитические пешки» . Азия Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 21 октября 2015 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Центр перспективных исследований (редактор): Этнические группы в Камбодже . Пномпень: Центр перспективных исследований, 2009. ISBN 978-99950-977-0-7 .
- «Камбоджа: государство предоставляет трем группам этнический статус | Наследие» . Indigenousportal.com. 27 ноября 2010 г. Проверено 2 сентября 2012 г.