RT-23 Molodets
РТ-23 | |
---|---|
Тип | МБР |
Место происхождения | СССР |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1987–2005 [1] |
История производства | |
Производитель | Yuzhnoye Design Bureau |
Технические характеристики | |
Масса | 104 500 кг (230 400 фунтов) |
Длина | 23400 мм (920 дюймов) |
Диаметр | 2410 мм (95 дюймов) |
Боеголовка | 10 × 550 кт РГЧ [2] |
Двигатель | Первая ступень: 15Д305 , [3] Вторая ступень: 15Д339 [3] 15Д305 : 3040 кН , [4] 15Д339 : 1470 кН [5] |
Порох | Твердое топливо |
Оперативный диапазон | 10 000–11 000 км (6 200–6 800 миль) [2] |
Руководство система | Инерционный , автономный |
Точность | 150–500 м [2] |
Запуск платформа | железнодорожного вагона ТЕЛ или бункер |
The RT-23 Molodets ( Russian : РТ-23 УТТХ [6] «Мо́лодец» , букв. «храбрый человек» или «молодец»; Обозначение НАТО : SS-24 Scalpel ) — холодного запуска , трехступенчатая твердотопливная в межконтинентальная баллистическая ракета разработанная и производившаяся до 1991 года конструкторским бюро «Южное» Днепре , Советский Союз . [7] Он выпускался в шахтном и железнодорожном вариантах, имел на вооружении 10 боеголовок РГЧ ( индекс ГРАУ : 15Ф444 ). [8] мощностью 550 тыс . тонн . [2] Все ракеты были выведены из эксплуатации к 2005 году в соответствии с договором СНВ-2 . [1]
История
[ редактировать ]The missile and rail-based missile complex – or BZhRK ( Russian : БЖРК, Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс , lit. " Combat Rail-based Missile Complex ") – were developed by the brothers Vladimir and Alexei Utkin as chief engineers in Yuzhnoye Design Bureau and Design Bureau for Special Machine-Building respectively. [9] Это стало кульминацией крупных советских усилий по разработке твердотопливной МБР с несколькими режимами базирования, начатой в 1969 году. [2] В дополнение к версиям для шахтного и железнодорожного базирования мобильная версия, но в конечном итоге она была отклонена. рассматривалась и [2] Новая ракета должна была заменить более старые жидкотопливные УР-100Н, которые полностью шахтного базирования. [2] Его аналогом в США был железнодорожный гарнизон миротворцев , который так и не был развернут. [10]
Ракета проходила испытания в течение 1980-х годов и была развернута в 1987 году. [2] Типовой БЖРК состоял из трех модифицированных класса М62 локомотивов (обозначаемых ДМ62 ; внешне не отличались). [11] и семнадцать вагонов: замаскированный танк с запасом дизельного топлива и смазочных материалов , три трехвагонных автономных пусковых модуля (машина систем обеспечения запуска, машина с возводимой пусковой установкой РТ-23 и машина командного пункта пусковой установки ), полковая машина командного пункта. , вагон систем связи , главный дизель-генераторный вагон, вагон-хранилище продовольствия с холодильниками и цистернами для воды, вагон-ресторан и два отдельных жилых вагона для офицеров и рядового состава . Все вагоны были замаскированы под фургоны-рефрижераторы или легковые автомобили . [12] [8] [13] [14] Головным локомотивом управляли три офицера Железнодорожных войск , хорошо знавшие маршрут патрулирования, а двумя другими - рядовой состав. [14] Поезд . мог двигаться со скоростью 80–120 км/ч (50–75 миль в час) [8] [12] и запускать ракеты в любую точку маршрута [2] железнодорожной линии, что стало возможным благодаря внедрению специального механизма короткого замыкания и отклонения воздушной линии ( ЗОКС любой советской на ). [8] [15] Вскоре после выброса пороховым аккумулятором давления, на высоте 20–30 м, ракета должна была наклониться, чтобы выхлоп первой ступени не повредил и не опрокинул вагонную пусковую установку, а затем воспламенить первой ступени двигатель . [8] Ракета рельсового базирования имела надувной носовой обтекатель в качестве средства уменьшения длины для размещения в вагоне-рефрижераторе. [15] в то время как вариант шахтного базирования был оснащен более прочным складным носовым обтекателем, поскольку ожидалось, что он будет эксплуатироваться в гораздо более жестких условиях превентивного ядерного удара . [2] [16] [17] Во избежание повреждения железнодорожных путей большим весом ракеты-носителя (>200 тонн) [8] Для пусковых модулей была разработана специальная трехвагонная система сцепки, позволяющая равномерно распределить вес между соседними вагонами. [15] [9] Ракетный поезд был способен функционировать автономно до 28 суток. [9]
Чтобы оценить влияние близкого ядерного взрыва ракетный комплекс, 27 февраля 1991 года в проведен эксперимент «Сдвиг» на Плесецке , был в результате которого была сложена груда из 100 000 ТМ- было подорвано 57 противотанковых мин мощностью 1000 тонн в тротиловом эквиваленте На расстоянии 850 и 450 метров от двух отдельных групп вагонопусковых и командных модулей . Эксперимент показал, что, несмотря на умеренные повреждения вагонов, комплексы все же способны проводить имитационные пуски ракет (компьютерная система одного из них потребовала перезагрузки). Однако уровень акустического давления в командных модулях «превышал 150 дБ » и «привел бы к 20-минутной потере слуха » для личного состава. [18] [19] До этого, в 1988 году, на Семипалатинском полигоне железнодорожный комплекс принимал участие в «Сиянии» ( рус . Сияние , букв. «Сияние») и «Гроза» ( рус . Гроза , букв. «Гроза»). эксперименты, призванные оценить эффективность ЭМИ и молниезащиты . [8]
По данным Министерства обороны США , по состоянию на сентябрь 1991 года производство РТ-23 закончилось, было развернуто около 90 ракет. [2] Ее производственные мощности располагались на Украине , а после распада Советского Союза в 1991 году производство ракеты было остановлено. [2] 46 ракет шахтного базирования, расположенные на Украине, были выведены из строя к середине 1996 года и помещены на хранение в ожидании решения о возможном методе утилизации, а их боеголовки были отправлены в Россию для демонтажа. [2] В 1998–2001 годах все украинские ракеты РТ-23 были демонтированы, взорвались 45 из 46 шахт РТ-23, одна из них осталась нетронутой для выставочных целей. [20] Всего к апрелю 1997 года на вооружении РВСН оставалось 46 ракет (10 шахтных и 36 железнодорожных). [2] Остальные 10 ракет шахтного базирования в России были выведены из эксплуатации и отправлены на утилизацию в 2001 году, а их шахты были модифицированы под «Тополь-М» . комплексы [20] После 2000 года ракеты железнодорожного базирования также постепенно выводились из эксплуатации, а оставшиеся 15 были выведены из эксплуатации в августе 2005 года. В том же году Николай Соловцов , тогдашний командующий РВСН, официально объявил о снятии с вооружения железнодорожных РТ-23. на базе комплекса. [1] Последняя МБР РТ-23 в России была ликвидирована в апреле 2008 года. [21]
Его преемник, БЖРК «Баргузин» , как сообщается, разрабатывался для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) , но в 2017 году было объявлено, что проект заморожен из-за недостаточного финансирования. [22] [23]
Версии
[ редактировать ]Услуга | РТ-23 | RT-23 UTTKh | |||
СТЕПЕНЬ | 15Ж44 | 15Ж52 | 15Ж60 | 15Ж61 | |
ТАМ | СС-24 ПЛ-04 (индекс НИОКР) | СС-24 Мод 0 | СС-24 Мод 2 | СС-24 Мод 1 | |
двусторонний | РС-22Б | РС-22А | РС-22В | ||
Конструкторское бюро | SKB-586, NPO Yuzhynoy Acad. V. F. Utkin | ||||
Одобренный | 23 июля 1976 г. | 1 июня 1979 г. | 9 августа 1983 г. | 9 августа 1983 г. | |
Годы исследований и разработок | Январь 1969 г. - март 1977 г. | Ноябрь 1982 – 1987 гг. | 1983–1989 | 1983–1989 | |
Первые летные испытания | 26 октября 1982 г., провал; Декабрь 1982 года, успех |
апрель 1984 г. | 31 июля 1986 г. | 27 февраля 1985 г. | |
МОК | Отменено | 19 августа 1988 г. | декабрь 1988 г. | декабрь 1987 г. | |
Дата развертывания | Отменено | ноябрь 1987 г. | 28 ноября 1989 г. | 28 ноября 1989 г. | |
Тип боеголовки | РГЧ | ||||
Боеголовки | 10 | ||||
Полезная нагрузка (т) | 4.05 | ||||
Общая длина (мм) | 23,300 | 23,400–23,800 | 18,800–23,400 | 23,300 | |
Общая длина, не включая боеголовка (мм) | 18,800; 19,000 | 19,000 | 19,000 | 19,000 | |
Диаметр ракеты (мм) | 2,400 | ||||
Стартовая масса (т) | 104.5 | ||||
Дальность действия (км) | 10,000 | 10,000–11,000 | 10,100-11,000 | 10,100–10,450 | |
КЭП (м) | 500 | 150–250 | |||
Режим базирования | Силос | Силос | железная дорога |
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Советский Союз и Россия
- Ракетные войска стратегического назначения были единственными эксплуатантами РТ-23 до распада Советского Союза.
- Шахтное базирование в составе 46-й ракетной дивизии в Первомайске и 60-й ракетной дивизии в Татищево . [2]
- Базируется на железной дороге в составе 10-й ракетной дивизии в Костромской области, 52-й ракетной дивизии в Звёздный поселке Пермского края и 36-й ракетной дивизии в Кедровый поселке Красноярского края. [15]
- Украина
- Вооруженные Силы Украины унаследовали 46 ракет шахтного базирования РТ-23, дислоцированных в Первомайске . После обретения независимости от Советского Союза [2]
Галерея
[ редактировать ]-
РТ-23 БЖРК на Варшавском вокзале . Сейчас перенесен в Музей железных дорог России .
-
Единственная сохранившаяся ШПУ РТ-23 в Первомайске .
См. также
[ редактировать ]- БЖРК Баргузин
- ДФ-5
- ДФ-41
- LGM-30 Минитмен
- Железнодорожный гарнизон миротворцев
- Р-36 (ракета)
- РС-24 Ярс
- RS-26 Rubezh
- РС-28 Сармат
- РТ-2ПМ Тополь
- РТ-2ПМ2 Тополь-М
- Ракетные войска стратегического назначения
- УР-100Н
- КН-23
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с "Ракеты на рельсы не встанут" (in Russian). rg.ru. 2 December 2017 . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «РТ-23/СС-24 СКАЛЬПЕЛЬ» . Федерация американских ученых . 29 июля 2000 г. Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Некоторые важные советские твердотопливные ракеты» . b14643.de . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «15Д339» . astronautix.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «15Д305» . astronautix.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «УТТХ» или «УТТХ», т. е. «Улучшенные тактико-технические характеристики».
- ^ «Внутри советской шахты МБР» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (БЖРК)" (in Russian). bastion-opk.ru . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ Jump up to: а б с "Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс "Баргузин" " (in Russian). RIA . 8 November 2019 . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ «Гарнизонный вагон-миротворец» . аф.мил. 10 апреля 2015 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ "Тепловоз М62" (in Russian). prolokomotiv.ru . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ Jump up to: а б "Невидимка со "Скальпелем": почему США боялись ракетных поездов СССР" (in Russian). rg.ru. 20 October 2019 . Retrieved 6 December 2019 .
- ^ "Боевой железнодорожный ракетный комплекс "Молодец" " (in Russian). Habr . 23 March 2010 . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ Jump up to: а б "Грозные "Молодцы" " (in Russian). rzd-partner.ru . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д «Атомный поезд-призрак. Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» . technerium.ru. 20 октября 2019 г. Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ "Ракетный комплекс 15П060 с МБР РТ-23УТТХ (15Ж60) "Молодец" " (in Russian). 7 December 2019 . Retrieved 7 December 2019 .
- ^ "Стратегический "Молодец". История железнодорожных ракетных комплексов" (in Russian) . Retrieved 7 December 2019 .
- ^ "РВСН в операции (испытании) «Сдвиг» (1991 г.)" (in Russian). rvsn.info . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ "Как устроен ракетный поезд" (in Russian). rg.ru. 14 March 2014 . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ Jump up to: а б "Ракетный комплекс 15П960 Молодец с МБР 15Ж60 (РТ-23 УТТХ)" (in Russian). rbase.new-factoria.ru . Retrieved 5 December 2019 .
- ^ «Хронология совместного уменьшения угроз» . russiamatters.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Птичкин, Сергей (2 December 2017). "Разработка боевых железнодорожных комплексов нового поколения прекращена" . rg.ru (in Russian). Российская газета . Retrieved 2 December 2017 .
- ^ Бекхузен, Роберт (6 декабря 2017 г.). «Попрощайтесь с российским ядерным поездом Судного дня» . warisboring.com . Война – это скучно . Проверено 10 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ядерные силы России 2005 (Закрыто)
- Информация о глобальной безопасности
- Скальпель SS-24 — RT-23 (на чешском языке) — Больше фотографий
- БЖРК - Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (YouTube) (in Russian) - BZhRK archive footage