Jump to content

RT-23 Molodets

(Перенаправлено с SS-24 )
РТ-23
Трехвагонный автономный пусковой модуль БЖРК
Тип МБР
Место происхождения СССР
История обслуживания
В эксплуатации 1987–2005 [1]
История производства
Производитель Yuzhnoye Design Bureau
Технические характеристики
Масса 104 500 кг (230 400 фунтов)
Длина 23400 мм (920 дюймов)
Диаметр 2410 мм (95 дюймов)
Боеголовка 10 × 550 кт РГЧ [2]

Двигатель Первая ступень: 15Д305 , [3]
Вторая ступень: 15Д339 [3]
15Д305 : 3040 кН , [4]
15Д339 : 1470 кН [5]
Порох Твердое топливо
Оперативный
диапазон
10 000–11 000 км (6 200–6 800 миль) [2]
Руководство
система
Инерционный , автономный
Точность 150–500 м [2]
Запуск
платформа
железнодорожного вагона ТЕЛ или бункер

The RT-23 Molodets ( Russian : РТ-23 УТТХ [6] «Мо́лодец» , букв. «храбрый человек» или «молодец»; Обозначение НАТО : SS-24 Scalpel ) — холодного запуска , трехступенчатая твердотопливная в межконтинентальная баллистическая ракета разработанная и производившаяся до 1991 года конструкторским бюро «Южное» Днепре , Советский Союз . [7] Он выпускался в шахтном и железнодорожном вариантах, имел на вооружении 10 боеголовок РГЧ ( индекс ГРАУ : 15Ф444 ). [8] мощностью 550 тыс . тонн . [2] Все ракеты были выведены из эксплуатации к 2005 году в соответствии с договором СНВ-2 . [1]

Механизм короткого замыкания и отвода воздушных линий
вагонов Аутригеры , развернутые перед запуском

The missile and rail-based missile complex – or BZhRK ( Russian : БЖРК, Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс , lit. " Combat Rail-based Missile Complex ") – were developed by the brothers Vladimir and Alexei Utkin as chief engineers in Yuzhnoye Design Bureau and Design Bureau for Special Machine-Building respectively. [9] Это стало кульминацией крупных советских усилий по разработке твердотопливной МБР с несколькими режимами базирования, начатой ​​в 1969 году. [2] В дополнение к версиям для шахтного и железнодорожного базирования мобильная версия, но в конечном итоге она была отклонена. рассматривалась и [2] Новая ракета должна была заменить более старые жидкотопливные УР-100Н, которые полностью шахтного базирования. [2] Его аналогом в США был железнодорожный гарнизон миротворцев , который так и не был развернут. [10]

Ракета проходила испытания в течение 1980-х годов и была развернута в 1987 году. [2] Типовой БЖРК состоял из трех модифицированных класса М62 локомотивов (обозначаемых ДМ62 ; внешне не отличались). [11] и семнадцать вагонов: замаскированный танк с запасом дизельного топлива и смазочных материалов , три трехвагонных автономных пусковых модуля (машина систем обеспечения запуска, машина с возводимой пусковой установкой РТ-23 и машина командного пункта пусковой установки ), полковая машина командного пункта. , вагон систем связи , главный дизель-генераторный вагон, вагон-хранилище продовольствия с холодильниками и цистернами для воды, вагон-ресторан и два отдельных жилых вагона для офицеров и рядового состава . Все вагоны были замаскированы под фургоны-рефрижераторы или легковые автомобили . [12] [8] [13] [14] Головным локомотивом управляли три офицера Железнодорожных войск , хорошо знавшие маршрут патрулирования, а двумя другими - рядовой состав. [14] Поезд . мог двигаться со скоростью 80–120 км/ч (50–75 миль в час) [8] [12] и запускать ракеты в любую точку маршрута [2] железнодорожной линии, что стало возможным благодаря внедрению специального механизма короткого замыкания и отклонения воздушной линии ( ЗОКС любой советской на ). [8] [15] Вскоре после выброса пороховым аккумулятором давления, на высоте 20–30 м, ракета должна была наклониться, чтобы выхлоп первой ступени не повредил и не опрокинул вагонную пусковую установку, а затем воспламенить первой ступени двигатель . [8] Ракета рельсового базирования имела надувной носовой обтекатель в качестве средства уменьшения длины для размещения в вагоне-рефрижераторе. [15] в то время как вариант шахтного базирования был оснащен более прочным складным носовым обтекателем, поскольку ожидалось, что он будет эксплуатироваться в гораздо более жестких условиях превентивного ядерного удара . [2] [16] [17] Во избежание повреждения железнодорожных путей большим весом ракеты-носителя (>200 тонн) [8] Для пусковых модулей была разработана специальная трехвагонная система сцепки, позволяющая равномерно распределить вес между соседними вагонами. [15] [9] Ракетный поезд был способен функционировать автономно до 28 суток. [9]

Чтобы оценить влияние близкого ядерного взрыва ракетный комплекс, 27 февраля 1991 года в проведен эксперимент «Сдвиг» на Плесецке , был в результате которого была сложена груда из 100 000 ТМ- было подорвано 57 противотанковых мин мощностью 1000 тонн в тротиловом эквиваленте На расстоянии 850 и 450 метров от двух отдельных групп вагонопусковых и командных модулей . Эксперимент показал, что, несмотря на умеренные повреждения вагонов, комплексы все же способны проводить имитационные пуски ракет (компьютерная система одного из них потребовала перезагрузки). Однако уровень акустического давления в командных модулях «превышал 150 дБ » и «привел бы к 20-минутной потере слуха » для личного состава. [18] [19] До этого, в 1988 году, на Семипалатинском полигоне железнодорожный комплекс принимал участие в «Сиянии» ( рус . Сияние , букв. «Сияние») и «Гроза» ( рус . Гроза , букв. «Гроза»). эксперименты, призванные оценить эффективность ЭМИ и молниезащиты . [8]

По данным Министерства обороны США , по состоянию на сентябрь 1991 года производство РТ-23 закончилось, было развернуто около 90 ракет. [2] Ее производственные мощности располагались на Украине , а после распада Советского Союза в 1991 году производство ракеты было остановлено. [2] 46 ракет шахтного базирования, расположенные на Украине, были выведены из строя к середине 1996 года и помещены на хранение в ожидании решения о возможном методе утилизации, а их боеголовки были отправлены в Россию для демонтажа. [2] В 1998–2001 годах все украинские ракеты РТ-23 были демонтированы, взорвались 45 из 46 шахт РТ-23, одна из них осталась нетронутой для выставочных целей. [20] Всего к апрелю 1997 года на вооружении РВСН оставалось 46 ракет (10 шахтных и 36 железнодорожных). [2] Остальные 10 ракет шахтного базирования в России были выведены из эксплуатации и отправлены на утилизацию в 2001 году, а их шахты были модифицированы под «Тополь-М» . комплексы [20] После 2000 года ракеты железнодорожного базирования также постепенно выводились из эксплуатации, а оставшиеся 15 были выведены из эксплуатации в августе 2005 года. В том же году Николай Соловцов , тогдашний командующий РВСН, официально объявил о снятии с вооружения железнодорожных РТ-23. на базе комплекса. [1] Последняя МБР РТ-23 в России была ликвидирована в апреле 2008 года. [21]

Его преемник, БЖРК «Баргузин» , как сообщается, разрабатывался для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) , но в 2017 году было объявлено, что проект заморожен из-за недостаточного финансирования. [22] [23]

Сравнение версий РТ-23 [2]
Услуга РТ-23 RT-23 UTTKh
СТЕПЕНЬ 15Ж44 15Ж52 15Ж60 15Ж61
ТАМ СС-24 ПЛ-04 (индекс НИОКР) СС-24 Мод 0 СС-24 Мод 2 СС-24 Мод 1
двусторонний РС-22Б РС-22А РС-22В
Конструкторское бюро SKB-586, NPO Yuzhynoy Acad. V. F. Utkin
Одобренный 23 июля 1976 г. 1 июня 1979 г. 9 августа 1983 г. 9 августа 1983 г.
Годы исследований и разработок Январь 1969 г. - март 1977 г. Ноябрь 1982 – 1987 гг. 1983–1989 1983–1989
Первые летные испытания 26 октября 1982 г., провал;
Декабрь 1982 года, успех
апрель 1984 г. 31 июля 1986 г. 27 февраля 1985 г.
МОК Отменено 19 августа 1988 г. декабрь 1988 г. декабрь 1987 г.
Дата развертывания Отменено ноябрь 1987 г. 28 ноября 1989 г. 28 ноября 1989 г.
Тип боеголовки РГЧ
Боеголовки 10
Полезная нагрузка (т) 4.05
Общая длина (мм) 23,300 23,400–23,800 18,800–23,400 23,300
Общая длина, не включая боеголовка (мм) 18,800; 19,000 19,000 19,000 19,000
Диаметр ракеты (мм) 2,400
Стартовая масса (т) 104.5
Дальность действия (км) 10,000 10,000–11,000 10,100-11,000 10,100–10,450
КЭП (м) 500 150–250
Режим базирования Силос Силос железная дорога

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз и  Россия
Ракетные войска стратегического назначения были единственными эксплуатантами РТ-23 до распада Советского Союза.
Шахтное базирование в составе 46-й ракетной дивизии в Первомайске и 60-й ракетной дивизии в Татищево . [2]
Базируется на железной дороге в составе 10-й ракетной дивизии в Костромской области, 52-й ракетной дивизии в Звёздный поселке Пермского края и 36-й ракетной дивизии в Кедровый поселке Красноярского края. [15]
 Украина
Вооруженные Силы Украины унаследовали 46 ракет шахтного базирования РТ-23, дислоцированных в Первомайске . После обретения независимости от Советского Союза [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с "Ракеты на рельсы не встанут" (in Russian). rg.ru. 2 December 2017 . Retrieved 5 December 2019 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «РТ-23/СС-24 СКАЛЬПЕЛЬ» . Федерация американских ученых . 29 июля 2000 г. Проверено 5 декабря 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Некоторые важные советские твердотопливные ракеты» . b14643.de . Проверено 5 декабря 2019 г.
  4. ^ «15Д339» . astronautix.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  5. ^ «15Д305» . astronautix.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  6. ^ «УТТХ» или «УТТХ», т. е. «Улучшенные тактико-технические характеристики».
  7. ^ «Внутри советской шахты МБР» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Проверено 11 декабря 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г "Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (БЖРК)" (in Russian). bastion-opk.ru . Retrieved 5 December 2019 .
  9. ^ Jump up to: а б с "Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс "Баргузин" " (in Russian). RIA . 8 November 2019 . Retrieved 5 December 2019 .
  10. ^ «Гарнизонный вагон-миротворец» . аф.мил. 10 апреля 2015 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  11. ^ "Тепловоз М62" (in Russian). prolokomotiv.ru . Retrieved 5 December 2019 .
  12. ^ Jump up to: а б "Невидимка со "Скальпелем": почему США боялись ракетных поездов СССР" (in Russian). rg.ru. 20 October 2019 . Retrieved 6 December 2019 .
  13. ^ "Боевой железнодорожный ракетный комплекс "Молодец" " (in Russian). Habr . 23 March 2010 . Retrieved 5 December 2019 .
  14. ^ Jump up to: а б "Грозные "Молодцы" " (in Russian). rzd-partner.ru . Retrieved 5 December 2019 .
  15. ^ Jump up to: а б с д «Атомный поезд-призрак. Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» . technerium.ru. 20 октября 2019 г. Проверено 5 декабря 2019 г.
  16. ^ "Ракетный комплекс 15П060 с МБР РТ-23УТТХ (15Ж60) "Молодец" " (in Russian). 7 December 2019 . Retrieved 7 December 2019 .
  17. ^ "Стратегический "Молодец". История железнодорожных ракетных комплексов" (in Russian) . Retrieved 7 December 2019 .
  18. ^ "РВСН в операции (испытании) «Сдвиг» (1991 г.)" (in Russian). rvsn.info . Retrieved 5 December 2019 .
  19. ^ "Как устроен ракетный поезд" (in Russian). rg.ru. 14 March 2014 . Retrieved 5 December 2019 .
  20. ^ Jump up to: а б "Ракетный комплекс 15П960 Молодец с МБР 15Ж60 (РТ-23 УТТХ)" (in Russian). rbase.new-factoria.ru . Retrieved 5 December 2019 .
  21. ^ «Хронология совместного уменьшения угроз» . russiamatters.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
  22. ^ Птичкин, Сергей (2 December 2017). "Разработка боевых железнодорожных комплексов нового поколения прекращена" . rg.ru (in Russian). Российская газета . Retrieved 2 December 2017 .
  23. ^ Бекхузен, Роберт (6 декабря 2017 г.). «Попрощайтесь с российским ядерным поездом Судного дня» . warisboring.com . Война – это скучно . Проверено 10 декабря 2017 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c74495943b38bd249ddcada14ec41bf5__1717655400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/f5/c74495943b38bd249ddcada14ec41bf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RT-23 Molodets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)