Jump to content

Финские татары

(Перенаправлено с балтийских татар )

Финские татары
Татарский : финские татары
Финский : татары Финляндии.
Имам Энвер Йылдырым и финские татары во время молебна в мечети Ярвенпяя в 1989 году.
Общая численность населения
 Финляндия 600–700 (2020 г.)
Хельсинки , Тампере , Турку , Ярвенпяя
Языки
Татарский ( мишарский диалект ), финский , шведский
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Мишарные татары и другие волжские татары

Финские татары ( татарский : Финляндия татарлары , латинизированный: Finlyändiyä tatarları , финский : Suomen tataarit , шведский : Finländska tatarer ) — татарская этническая группа и меньшинство в Финляндии , община которой насчитывает около 600–700 членов. Община образовалась между концом 1800-х и началом 1900-х годов, когда татарские купцы- мишари эмигрировали из Нижегородской губернии Российской империи и со временем поселились в Финляндии. Татары имеют главное здание своей общины в Хельсинки . Они также основали культурные ассоциации в разных городах. Это первая исламская община в Финляндии .

Самосознание финских татар на протяжении всей их истории в стране имело разные ориентиры. Вначале они были известны по своей религиозной принадлежности ( мусульмане ). С момента образования Турецкой Республики местные тюркские татары начали ассоциировать себя с « турками ». [ а ] . В те времена они также находились под влиянием турецкой культуры и, например, приняли латинский алфавит, который заменил ранее использовавшийся арабский . Сегодня они снова идентифицируют себя как татары и очень связаны с Татарстаном и особенно с его столицей Казанью . глава Татарстана Рустам Минниханов Община посетил .

Первые мусульмане в Финляндии

[ редактировать ]

До миграционной волны татар многие тюркские народы уже находились на территории Финляндии во время правления России в качестве регулярных солдат. [ нужна ссылка ] Сведения об этих солдатах восходят как минимум к 1836 году. [ нужна ссылка ] Считается, что это были в основном волжские татары и башкиры , часть из которых состояла также в казачьих частях , Великой Северной войне , Русско-шведской войне (1741–1743) и Русско-шведской войне (1788–1790) . [ 1 ] [ 2 ] Были и муллы, остававшиеся на финской земле в 1800-х годах; например Иззатулла Тимергали, который был муллой в Суоменлинне в 1866–1906 годах. [ 3 ]

Миграция татарских купцов

[ редактировать ]
Татары в Хельсинки , 1920 год.

Миграция татар в Финляндию произошла в конце 1800-начале 1900-х годов. Предание гласит, что первым татарским купцом в Финляндии был дед Хасана Хамидуллы , приехавший из Санкт-Петербурга в Выборг в 1868 году. Первыми татарскими купцами на финской земле названы Алаутдин Салават и Самалетдин Юсуф. Последняя татарская миграционная волна пришлась на 1920-е годы, когда осевшие в стране купцы привезли сюда членов своих семей. [ 4 ] [ 5 ]

Эти купцы были в основном мишарскими татарами , выходцами из соседних деревень губернии Сергачского уезда России Нижегородской . Многие из них были из Актука . [ 6 ] [ 7 ] Пришло также несколько других тюркских народов, таких как башкиры и казахи , но они быстро смешались. [ 8 ] В родных деревнях мишари работали земледельцами, но со временем из-за отсутствия доходов стали торговцами. Обычно они продавали ткани, меха, одежду и мыло. [ 9 ] Их поездки достигли Санкт-Петербурга , а затем и Финляндии. сначала [ 4 ]

Магазин Юмара Абдрахима , 1920-е годы.

Финляндия (до 1917 года Великое княжество Финляндское ) поэтому вначале была просто новой территорией для ведения бизнеса. Уже в начале 1880-х годов в стране были замечены татарские купцы, сразу многими десятками. Их поездки стали регулярными, особенно после завершения строительства железной дороги Риихимяки-Санкт-Петербург несколько лет назад. В 1891 году железные дороги уже доходили, например, до Оулу и Кеми . Сначала они вернулись домой после того, как достаточно заработали, но после того, как стало очевидно, что условия для ведения бизнеса на финской земле лучше, они начали селиться в стране на постоянной основе. Помог и относительно хороший прием финнов. Многие татары сначала поселились в Выборге, но после того, как он был передан Советскому Союзу , они переехали в основном в Хельсинки , Турку и Тампере , где уже поселились некоторые собратья-татары. [ 8 ] [ 10 ] Вскоре многие из них перешли на торговлю в залах. Например, в выборгских залах торговали хлопчатобумажными изделиями, шелковыми тканями, коврами и мехами. Терийоки также был важным местом для бизнеса до того, как он тоже был отдан Советскому Союзу. В Тампере ткань часто была основным продаваемым товаром. Многие из них также открыли свои собственные магазины. [ 8 ] [ 11 ]

Миграция татарских семей

[ редактировать ]

Многие татары, поселившиеся в Финляндии, начали переселяться в страну членов своих семей после русской революции 1917 года . [ 8 ] Однако в основном это стало возможным только после 1921 года, поскольку граница России и Финляндии была закрыта до Тартуского договора . Родственникам этих татарских купцов пришлось выпрашивать визу у делегаций Москвы или Санкт-Петербурга. Им также помог, например, профессор Юрьё Янссон , у которого были связи, которые помогли им в миграции. [ 12 ] Миграция была в основном возможна до 1929 года. После этого некоторые приезжали нелегально или за большой выкуп. [ 13 ]

Финское гражданство

[ редактировать ]

Хотя татары в Финляндии начали подавать заявления на получение финского гражданства вскоре после обретения страной независимости в 1917 году, еще в 1939 году почти половина общины осталась в стране с нансеновскими паспортами . Одной из причин этого было то, что финское правительство потребовало от них доказать, что они находились в стране не менее пяти лет, не покидая ее, и что они могут обеспечить себя и свои семьи. Эти вещи стало легче доказать после Второй мировой войны. Первое гражданство было предоставлено татарину по имени Садык Айнетдин в 1919 году. [ 14 ]

военное время

[ редактировать ]

Военнопленные

[ редактировать ]

После Зимней войны содержалось 367 русских заключенных 1940 года в центральной тюрьме Турку . В их число входили татары. Некоторые из них; Ибрагим Рахман, Халидулла Утарбай, Зекерие Абдулла и Салих Захидулла присоединились к татарской общине после освобождения, но к концу десятилетия покинули Финляндию. Государственная полиция Финляндии выдала ордера на обыск многих солдат-мусульман, которые не вернулись в Советский Союз. [ 15 ]

Казанский татарский военнопленный Махмут Рахим играет на скрипке в Тампере, 1944 год. Его аккомпанируют Фатих Арат (слева), Летфулла Байбулат, Айса Хакимкан и Билалетдин Каадер.

В январе 1945 года большинство мусульман, оставшихся на финской земле после войны, вернулись в Советский Союз «добровольно, но неохотно». Среди тех немногих, кто смог остаться дольше, был аварец по имени Халид Хамидо, который во время войны женился на финке и обратился в христианство. В Финляндии военнопленных нанимали семьи Самалетдин и Айнетдин, Юмар Сали , Зухур Тахир, Ибрагим Хамидулла, Ибрагим Арифулла, а также два мусульманина, которые сами недавно эмигрировали в Финляндию; казах Оммет Кеншахмет и лезгин Велибек Алибек. С февраля 1942 года под юрисдикцией татарской общины Хельсинки находилось около тридцати «военных мигрантов». Казанский татарин, учитель Махмут Рахим читал молитвы в татарской общине Тампере в 1942–1944 годах. [ 15 ]

Татары из Эстонии

[ редактировать ]

На рубеже веков в Эстонии проживало пять татарских семей. В 1920-е годы большая их часть поселилась в Таллинне , Нарве , Йыхви и Раквере , после чего численность татар составила около 200–300 человек. В конце 1943 года многие приехали в Финляндию на моторных лодках. Они зарегистрировались как политические беженцы и обратились в финские вооруженные силы, куда были приняты трое эстонских татар: Ибрагим Зарип, Ахмед Хердинов и Рафик Мокс. Принятый матросом на военно-морскую базу Турку, Зарип не вернулся из вечернего отпуска и позже был найден в Нью-Йорке. Хаэрдинов после службы переехал в Швецию; Мокс, с другой стороны, в Канаду. Шестеро эстонских татар и их семьи получили вид на жительство, а затем две семьи получили гражданство. Их рекомендателями были семья Самалетдинов, имам Вели-Ахмед Хаким и купец Ймар Абдрахим . [ 16 ] [ 17 ]

Из-за страха депортации и неопределенных условий в Финляндии многие эстонские татары, приехавшие в Финляндию, продолжили свое путешествие в Швецию, особенно в район Большого Стокгольма . Известно, что до их приезда в Швеции жил только один татарин, кожевник Ибрагим Умаркаев. В 1949 году татары, обосновавшиеся в Швеции, основали ассоциацию, которая первоначально называлась « Тюрок-ислам Föreningen i Sverige for Religion och Kultur» («Шведская турецко-исламская религиозная и культурная ассоциация»), позже сокращенная до «Islam Församlingen i Sverige » («Шведская религиозная и культурная ассоциация»). Исламская конгрегация»). Ассоциация содержала кладбище в южной части Стокгольма. Татары потеряли большинство в исламском объединении в 1960-1970-е годы. По оценкам, в 1980-е годы в стране проживало около 50 так называемых чистокровных и 30 полукровных татар. Дидар Самалетдин, татарка, вместе со своим мужем в 1983 году основала ресторан « Джингис Хан» в Сёдермальме. [ 16 ] [ 17 ]

Связь с домом

[ редактировать ]

К началу 20 века в Ленинграде (Санкт-Петербурге) существовала собственная татарская община, состоявшая в основном из мишарей Нижегородской области. Некоторые из них продолжили путешествие в Финляндию, другие остались в городе. Татары в Финляндии поддерживали связи с татарскими родственниками в Ленинграде и других местах вплоть до 1930-х годов, а в 1920-е годы нелегально пересекали границу. Их связи были разорваны после ужесточения пограничного контроля. До этого они также помогали татарам в Ленинграде, посылая им деньги. Им также лично помог богослов Муса Бигиев . Когда он был арестован в Москве в 1923 году, финская татарская община направила письмо турецкому правительству с просьбой помочь его освободить. В 1930 году община также попыталась привезти Бигиева в страну. [ 18 ]

Когда в середине 1950-х годов открылась переписка и поездки в Советский Союз, у них появилась возможность восстановить прерванные связи. Однако только на рубеже 1960-х и 1970-х годов контакты с Казанью, столицей Татарстана, начали укрепляться, поскольку она принимала татарских гостей из-за границы. В 1967 году, чуть раньше казанских татар, в гостях у них были башкирские артисты. В конце 20 века они смогли посетить свои родные деревни. [ 18 ] [ 19 ]

Татары в Берлине

[ редактировать ]

Берлин служил своего рода местом встреч для многих татар и других тюркских изгнанников в начале 20 века. советская разведка Объединенное государственное политическое управление Об этом знала и ; «Мусульмане Казани, Петербурга и Финляндии поддерживают очень активные контакты с Берлином, где сейчас собирается глава зарубежной татарской контрреволюции». Финский профессор Юрьё Янссон отправился в Берлин на встречу с башкирским активистом Зеки Велиди Тоганом в 1925 году. По его словам, целью Янссона было «объединить финнов и азиатские народы, захваченные русскими, против российских колониальных интересов». Годом ранее финские татары Зиннетулла Ахсен и Имад Самалетдин приехали в город, чтобы встретиться с Тоганом и татарским активистом Аязом Ишаки, чтобы обсудить свои попытки создать финский перевод Корана . [ 20 ]

Молодые эмигранты-мусульмане также отправились учиться в Берлин. В 1918 году под руководством богослова Алимджана Идриса здесь было основано «Общество помощи русским студентам-мусульманам», целью которого было помочь студентам сохранить связи с родиной и привлечь в город новых студентов. В интервью 1972 года финскому социологу Пертти Раутио татарская пара Семиулла и Махрусе Вафин, которые сами учились в Берлине, так описывала татарских студентов в Германии: «Многие из них стали учёными, преподавателями в университетах Стамбула и Анкары. Большинство из них были тюркологи, другие были врачами, химиками, теми, кто учился в Университете экономики и бизнеса и получили работу по своей специальности в Турции, и обычно они были там профессорами». [ 20 ]

Религиозное образование

[ редактировать ]

Первое зарегистрированное татарское и одновременно первое исламское образование в Финляндии было основано в 1915 году. Оно называлось « Helsingin musulmaanien hyväntekeväisyysseura» («Благотворительный клуб хельсинкских мусульман»). В то время такие термины, как «мусульманин» и «магометанин» использовались , а не «мусульманин» или «исламский» . Настоящую общину они основали в 1925 году, после того как финские законы одобрили данную практику в 1922 году. Таким образом, Финляндия стала первой западной страной, предоставившей мусульманам официальное признание. Сначала община называлась « Suomen muhamettilainen seurakunta» («Финская мусульманская община»), а позже, с 1963 года, - Финско-исламская конгрегация . Однако они получили право жениться на членах своей общины лишь в 1932 году, поскольку власти считали, что это приведет к многоженству , хотя оно и не практиковалось среди татар. [ 21 ]

В других местах Финляндии также существовали религиозные образования, такие как Исламская конгрегация Тампере , основанная в 1942 году. В том же году деревянная мечеть . была построена в Ярвенпяя членами общины [ 22 ]

Первое паломничество в Мекку произошло в 1920-х годах. общины [ 23 ]

Культурное образование

[ редактировать ]

Чтобы сохранить и развивать свою культуру в Финляндии, татары создали свои собственные культурные объединения. Например, в 1935 году в Хельсинки были созданы « Suomen turkkilainen seru » (Ассоциация финских турок) и « Tampereen Turkkilainen Yhdis » ( Турецкое общество Тампере ), а два года спустя — « Turku Turkkilais-Tataarilainen Yhdis The Turku». Турецко-татарская ассоциация ). [ 24 ] Эти образования в основном занимались организацией собственных культурных мероприятий и издательской деятельностью. [ 25 ] Они и их религиозная община также организовали обучение языкам своих детей. В Хельсинки у них была собственная школа « Turkkilainen kansakoulu » ( Турецкая народная школа ), которая была закрыта в 1969 году из-за нехватки учеников. [ 26 ]

Идентичность в Финляндии

[ редактировать ]
Финско-татарское письмо на татарском языке с использованием арабской графики (1900-е гг.)

Татарская диаспора в Финляндии всегда была очень связана друг с другом, ее корни вели в основном из одних и тех же территорий. Тем не менее, между ними существует конфликт, когда дело касается их идентичности. Эти разногласия в основном касались их этнонима – татар.

Во времена Российской империи обычно волжские татары не идентифицировали себя как «татары», а скорее как мусульмане ( мёзельман ) или по названиям своих групп. ( казанлы, мишар/мещеряки). Также появилось название Болгар, которое относилось к теории о том, что они, по крайней мере частично, были потомками Болгар . Вторая основная теория их формирования заключается в том, что они являются потомками «татар» Золотой Орды , то есть в основном кипчаков . Первоначально этот термин для обозначения своих граждан использовала феодальная знать Золотой Орды, а со временем его стали использовать и русские феодалы и царское правительство. Помимо возможного желания придерживаться своей разной групповой идентичности, а не объединяться в одну группу татар (даже до переписи 1926 года), предполагается также, что они избегали принятия этнонима, потому что он создавал негативную ссылку на «старых врагов». государства Российского»; Монголы, и особенно солдаты Чингисхана , известные как «татары» в 1200-х годах. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]

Однако в X-XIII веках тюрки-шатуо присоединились к татарской конфедерации на территории современной Монголии и стали известны как Онгуд или Белотатарская ветвь татар. [ 34 ] [ 35 ] Коренные татары могут быть связаны с кыпчакскими и/или половецкими племенами тюркского происхождения, которые, как полагают, произошли из Северо-Западного Китая. [ 36 ] [ 37 ] Первая точная транскрипция татарского этнонима была записана на тюркском языке на орхонских надписях , в частности, на памятниках Куль-Тигин (732 г. н. э.) и Бильге-кагане (735 г. н. э.) как 𐰆𐱃𐰔⁚𐱃𐱃𐰺⁚𐰉𐰆𐰑𐰣 , Отуз татарский Бодун , «Тридцать татарский род». [ 38 ] и 𐱃𐰸𐰔⁚𐱃𐱃𐰺 , Тукуз татарин , 'Девять татар' [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] имея в виду татарскую конфедерацию. В историографии протомонгольские племена шивэй обычно отождествляются с дада или тридцатью татарами, [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] тогда как источники часто называют настоящих татар девятью татарами, которые идентифицируют себя с тюрками-шатуо , девять крупных кланов которых традиционно выделяются. [ 47 ] Сюй предположил, что «основная часть жужаньей имела хуннуское происхождение», а потомки жужаньцев, а именно Да Шивэй (также известные как татары), в значительной степени содержали тюркоязычные сюннуские элементы. [ 48 ] Несмотря на это, язык хунну до сих пор неизвестен. [ 49 ]

На рубеже веков татары в Финляндии также в основном идентифицировали себя через свою религию. (Магометанин). После образования Турции (1923 г.) она стала своеобразным ориентиром их «тюркской идентичности», и поэтому они стали называть себя просто «тюрками», или, альтернативно, «тюрками Поволжья», «тюрками Севера». (Упоминалось также имя древних кипчаков. [ 50 ] [ 32 ] [ 51 ] )

Некоторые татары из Казани в итоге перебрались в Турцию. В Финляндии тоже были такие люди, например, бизнесмен-издатель Зиннетулла Ахсен Бёре , который стал гражданином Турции и надеялся, что к «Великой турецкой нации» присоединятся и другие. (Примечание: в финском языке нет отдельного слова для турецкого и тюркского языков; технически turkkilainen может означать и то, и другое. [ 52 ] ) [ 53 ] [ 54 ]

Не все были в восторге от этой идеи. Некоторые из них продолжали надеяться, что татары в России смогут создать независимую нацию, которую на данный момент представлял Идель-Урал . (1918). Этот интерес был вызван визитами деятелей Идель-Урала в Финляндию, а также финскими активистами, хорошо осведомленными о тюркских народах. Татарские активисты Шариф Дахер и Хасан Каныков были членами-основателями ассоциации под названием «Etuvartiokansojen klubi», целью которой было помочь национальным меньшинствам в России и наладить сотрудничество с ними и независимую Финляндию. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]

Влияние на культуру

[ редактировать ]
Татары в Тампере , 1933 год. Празднование Турецкой Республики. Мусу Бигиева В дверь справа можно увидеть ; он не хотел появляться на фотографии и, возможно, доставлять неприятности своей семье, оставшейся в Советском Союзе. [ 58 ]

Влияние Турции отразилось на названиях их заведений, личных именах и языке. Ассоциации использовали название «Турецкий», а не «Татарский». Ссылаясь на свой язык, они называли его «турецким». В их личных именах наиболее заметным изменением стала буква Ä , замененная на турецкое E (например: Ahsän → Ahsen). Следуя реформам Ататюрка , финские татары заменили ранее использовавшуюся арабскую графику графикой латинской . Турецкий язык ценился в обществе и отчасти пытались произносить и писать в соответствии с ним. [ 24 ] [ 53 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]

Текущий день

[ редактировать ]

Татарский этноним с тех пор закрепился в народе. В Финляндии после эпохи турецкого влияния начала формироваться новая связь с «татарскими корнями» после приема гостей из Татарстана в конце 1960-х годов. Сама община также имела возможность посетить Казань, а со временем и деревни своих предков. Также свою роль могло сыграть желание не путать с прибывшими в Финляндию турками из Турции. Община публично назвала себя татарами в 1974 году, когда в Ярвенпяя организовала «день татарской культуры», открытый для финнов. Однако после этого внутри общины вновь возникли конфликты. Татарский еще называли «русским эпитетом». [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]

В России есть небольшое меньшинство людей , которые пытаются заменить название Татар на Болгар. В свою очередь, тех, кто больше отождествляет себя с татаро-монгольской теорией, называли «татаристами» или «чингисистами». Г. Р. Еникеев особенно поддерживает теорию, что они являются «прямыми потомками» татарских племен Чингисхана . [ 66 ] Богослов Шихабетдин Маркани (1818–1889) в свое время пытался реабилитировать этот термин. Он считал, что им не следует стыдиться этого только потому, что оно вызвало у них негативное чувство, когда его использовали русские. [ 29 ]

Татары во время финских войн

[ редактировать ]
Памятник татарским воинам на Исламском кладбище Хельсинки.

приняли участие 156 членов финской татарской общины Всего в Зимней войне и Войне-продолжении на стороне Финляндии . Десять из них погибли во время службы. Кроме того, 26 получили ранения, из них 7 — навсегда. [ 67 ] действовала 21 татарка В организации «Лотта Свард» . [ 68 ]

В 1987 году имена павших татарских воинов были высечены на памятной табличке, которая была установлена ​​внутри на стене главного здания их прихода. Их также чтили на исламском кладбище в Хельсинки. [ 68 ]

Прием татар в Финляндии

[ редактировать ]

Приехавших в Финляндию татарских купцов порой обвиняли в безлицензионной торговле и уклонении от уплаты налогов. Однако в целом о татарах в Финляндии думали лучше, чем в России, что, как полагают, и было основной причиной их переселения в страну. [ 69 ] По мнению финских властей, мотивом приезда в страну большинства торговцев была не дискриминация, испытываемая в России, а, видимо, просто стремление к более высокому уровню жизни. Вначале целью обычно было вернуться домой, заработав достаточно. [ 70 ]

Если эти татарские эмигранты и вызывали подозрения у финнов, то обычно они касались не того, что они мусульмане, а того, что они были выходцами из России. Время от времени татар обвиняли в «коммунистическом шпионе». Обычно это были безосновательные обвинения, основанные на якобы «пробольшевистских» взглядах отдельных татар. Они завоевали доверие со стороны правоохранителей, поскольку среди них были люди, которые были в хороших отношениях и работали вместе с финскими университетскими людьми и активистами. [ 71 ] Ярким примером этого является Хасан Каныков (1880–1954). [ 57 ]

Судя по индивидуальным интервью с более поздними поколениями финских татар, в Финляндии не было особой дискриминации, за исключением случайных обзывательств, в первую очередь «таттари», своего рода намеренно искаженной версии татаари . Однако рассматриваемый эпитет привел к инциденту в 1961 году, в результате которого двое финских татар были отправлены в тюрьму, а третий — к возмещению ущерба. Троица напала на одного оператора металлообрабатывающего цеха, навсегда повредив ему зрение. Мужчина якобы назвал их «таттари» в одном из ресторанов Хельсинки первомайским вечером. Насильникам вместе пришлось выплатить потерпевшей в общей сложности 1 105 000 финских марок. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]

В Финляндии известны еще два серьезных нападения на общину: в 1942 году солдат Сиадетдин Самлихан в свободное от работы время был застрелен в Хельсинки, гуляя по улице со своим другом. До стрелка так и не удалось добраться. Предполагалось, что мотивация была такой: возможно, стрелок думал, что они говорят по-русски и, следовательно, являются российскими шпионами. Второй инцидент произошел в Тампере в 1990-е годы, когда в татарский дом была брошена зажигательная бомба. [ 73 ] [ 74 ]

Политические беженцы в обществе

[ редактировать ]
Мохаммад Амин Расулзаде среди татарских политических беженцев Абдуллы Баттала, Мустафы Салаха и Лютфи Ишаки в Хювинкяя , Финляндия.
Садри Максуди (сидит посередине) с финскими татарами в Тампере , 1920 год.

После неудачных попыток добиться независимости в 1918 году многие лидеры государства Идель-Урал начали селиться в Финляндии. Их имена были следующими: Юсуф Акчура , Аяз Ишаки , Муса Бигиев , Зеки Велиди Тоган , Садри Максуди Арсал , Алимджан Идрис , Абдулла Баттал Таймас и бывший имам Санкт-Петербурга Лютфи Ишаки. Идрис и Баттал остались в стране дольше, поскольку работали учителями и культурными влиятельными лицами в обществе, но остальные вскоре продолжили работу в других местах, например, в Германии , Франции или Турции . [ 75 ] Однако некоторые из них позже вернулись в Финляндию, например Аяз Ишаки, для которого татарская община Тампере организовала трехдневное празднование в феврале 1937 года. [ 76 ] в 1938 году празднование 20-летия государства Идель-Урал В ответ Ишаки организовал в Варшаве , на котором присутствовали семь финских татар. [ 77 ]

Помимо политиков Идель-Урала, среди беженцев среди финской татарской общины была, например, более поздняя теософка и масон Амина Сыртланофф , которая принимала участие в создании местной татарской общины и выступала с докладами по исламу. [ 78 ]

Академический интерес татар в Финляндии

[ редактировать ]

Татары были предметом интереса многих финских лингвистов. Исследователями, специализирующимися на мишарских татарах, являются Мартти Рясянен и Хейкки Паасонен . Среди других любопытных - Матиас Александр Кастрен , Август Альквист и Густав Джон Рамстедт . [ 79 ]

Культура

[ редактировать ]
Здание Финско-исламской конгрегации в Хельсинки.

Татары и в Финляндии по старой традиции являются мусульманами-суннитами . [ 80 ] Они исповедуют свою религию в своей собственной общине, Финско-исламской конгрегации , так называемое главное здание которой находится во Фредрикинкату , Хельсинки. [ 81 ] Конгрегации также принадлежит деревянная мечеть в Ярвенпяя . [ 82 ] Татары в Тампере имеют свою отдельную общину , имеющую свое помещение в Хямеэнкату . [ 83 ] [ 84 ] Общины принимают в свои члены только татар. [ 85 ]

В Финляндии татары известны как исламское меньшинство, которое ведет себя сдержанно. Обычно они не говорят публично на актуальные темы, касающиеся ислама в стране. [ 86 ]

Финская татарская община совершает паломничество в Мекку с 1920-х годов. [ 23 ]

Международные отношения сообщества были признаны впечатляющими. Среди посетителей такие люди, как Хабиб Бургиба , Рустам Минниханов и Реджеп Тайип Эрдоган . В общине также были имамы из-за границы, например, крымский татарин Абдуррахман Кая и турок Энвер Йылдырым. В 2020 году имамом общины станет уроженец России Рамиль Беляев (Билал) и председатель правления экономист Гёльтен Бедретдин, которая одновременно является первой женщиной на данной должности. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ]

В 1900-е годы татарская община Тампере также принимала самых разных гостей. К ним относятся, например, богослов Муса Бигиев , президент «Идель-Урала» и беженец Садри Максуди Арсал , муфтии Талгат Таджуддин из Уфы и Равиль Гайнетдин из Москвы, тюрколог Решит Рахмети Арат и профессор университета Медины Абдулла Ахмед Задри. Среди музыкантов - Гайдар Бигичев. Председателем в 2020 году станет предприниматель Вахит Вафин. [ 91 ] [ 92 ]

Продолжительность: 29 секунд.
Мишар татарка Айса Хакимджан , родилась в 1896 году в Актуке , говорит на родном языке (1952, Тампере).

Родным языком финских татар является татарский язык , точнее его западный диалект, мишар . [ 93 ] Он отличается от диалекта казанских татар, который является общепринятым татарским. [ 94 ] Нынешний финно-татарский диалект также отличается от языка мишарей в России; например, они не используют букву Х , только мягкую Н. [ 95 ] [ 96 ]

Финско-татарский текст написан арабской вязью.

До перехода на латиницу финские татары, как и татары в России, использовали арабскую графику . В Финляндии татары также изменили письменность, чтобы она лучше соответствовала их языку. (См.: İske imlâ , Yaña imlâ .) К реформаторам особенно относится писатель-учитель Абдулла Баттал (позже Баттал-Таймас, 1883–1969), который адаптировал написание к более фонетической манере. Баттал стремился сделать татарские гласные четко и последовательно видимыми в арабской графике, а также стандартизировать маркировку согласных. [ 97 ]

С 1930-х годов начался постепенный переход на латиницу. Причинами этого было главным образом влияние турецкой культуры, которая пропитывала сообщество в то время (Турция начала использовать латинский алфавит в 1928 году). [ 98 ] ), и в то же время аналогичное движение, называемое движением Яналифа , происходило в Советском Союзе среди татар. К 1950-м годам издания финских татар в основном перешли на латиницу. До этого, в переходный период, еще использовались оба. В обучении детей общины в 1960-е годы перешли на латинский алфавит. [ 99 ] [ 100 ] Татары в России сегодня используют кириллицу. [ 101 ]

Первая версия латиницы была заимствована непосредственно из турецкого языка. Со временем сценарий модифицировался по-разному. [ 102 ]

Пример финно-татарского языка на латинице в 2021 году: [ 103 ]

Финляндия татарлариниш törki cämiyate oyışkan ahirında nçe yılarnın 1800. Ul vakıtta Tuban Новгородская губерниясе Sergaç tyäzenes avıllarınnan tatar säüdägärläreneš törkeme Finlandiyägä kilgän. Финляндия ul zaman Rusiyä kulastında bulgan.

Кадрие Бедретдин

Татарские имена в основном находятся под влиянием арабской, персидской и тюркской истории. [ 104 ] Татары, поселившиеся в стране, обычно принимали свое отчество в качестве фамилии. (Пример: Хакимов = Сын Хакима .) Однако татары, путешествовавшие вместе с отцом, переняли отчество отца; другими словами, имя их деда. Из-за этого братья, приехавшие в другое время, могли носить другую фамилию. Эти русские суффиксы в основном были удалены из их названий во время независимости Финляндии (1917 г.). Предполагается, что таким образом они пытались избежать негативного отношения финнов к русским в то время. В России некоторые татары также использовали свою фамилию без такого суффикса, хотя обычно в неофициальных терминах, например, в качестве имени художника. (Габдулла Тукаев – Шабдулла Тукай ). [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]

До начала и середины 1900-х годов имена часто состояли из двух частей (Хамидулла, Гельбану) или в целом были кораническими (Ахмед, Хамид). [ 109 ] [ 110 ]

Позже (вторая половина 1900-х и начало 2000-х годов) имена часто являются либо турецкими (Эркан, Мерал), либо тюрко-персидскими/арабскими гибридами (Ильдар, Айнур). [ 111 ] [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ]

Звук [ æ ], которого много в татарском языке, в Финляндии часто обозначается буквами А или Е. ( Кириллица Ә в России — латиница : Ä или Ə). Вообще написание татарских имен в стране сильно различается. [ 115 ] [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ]

Искусство

[ редактировать ]
Дениз Бедретдин, фронтмен финско-татарского ансамбля Башкарма, начало 1970-х.

Музыкальная традиция, во многом основанная на старинных народных песнях, берет свое начало в Нижегородской области , где родилось первое поколение. Часто в татарской народной музыке присутствует тоска по дому и оставленным родственникам. Музыкальный стиль, называемый «танцевальная песня» ( по-фински tanssilaulu ), однако описывается как «ритмичный, оживленный и веселый». Современную татарскую музыку в Финляндии представляет местный ансамбль «Башкарма», фронтмен которого Дениз Бедретдин основал еще две группы в Казани , а в 1968 году в Хельсинки основал «первую татарскую рок-группу» под названием « Звуки Цингисхана » . [ 119 ] [ 120 ] [ 121 ] [ 122 ]

У татар в Финляндии были свои хоры. Талантливыми певцами среди общины были особенно Хамит Хайредин, Зейтуна Абдрахим, Наим Садик, Хамдуррахман Хакимкан, Алие Хакимкан, Хамид Чайдам, Дина Абдул и Бетюль Хайретдин. В число музыкантов входят Халид Курбанали, Бату Алькара и Адхам Каныкофф. (который был близким другом финского композитора Яна Сибелиуса ). [ 123 ] [ 124 ] [ 125 ]

С 1960-х годов среди общины выступали российские татарские музыканты. Первыми пришли Ростам Яксин , Ильхам Шакиров, Венера Шарипова, Айрат Арсланов, Марат Ахматов и Марс Макаров. Поездку организовал деятель культуры Юмар Дахер . Вместе они выступали в Хельсинки и Тампере и за это время познакомились с президентом Финляндии Урхо Кекконеном . [ 126 ] [ 127 ]

Поэзию Мишара часто называют задумчивой. Самым выдающимся финским татарским поэтом был Садретдин «Садри» Хамид (1905–1987), специализацией которого были юмористические и рифмованные хроники. Поэтесса Гяухар Туганай (1911–1998) была известна своими стихами на тему природы. Айса Хакимджан часто писала о своей тоске по родному селу Актук . Имам Хабибуррахман Шакир и издатель Хасан Хамидулла также выражали свое мнение через поэзию. [ 128 ] [ 129 ] [ 130 ]

Фазиле Насретдина «Туксан тугыз хайку» ( « Девяносто девять хайку » ), первый в истории сборник хайку на татарском языке (по данным исследования Сабиры Штальберг), был опубликован бесплатно на веб-сайте «Айбагар» в 2022 году. Он также включает английскую версию. [ 131 ] [ 132 ]

Народный волжско-татарский поэт Хабдулла Тукай ( Абдулла Тукай от Мишарей) пользуется большим уважением в обществе. Ежегодно проводятся празднования в его честь, учреждено культурное объединение его имени и издаются публикации в его честь. [ 129 ] [ 133 ]

Афиша театрального спектакля «Алиебану» в исполнении татар Тампере в Хельсинки, 1946 год.

Община в Финляндии организовала свои собственные театральные постановки. Самый активный период пришелся на 1900-е годы в Хельсинки и Тампере. Некоторые из наиболее крупных спектаклей проходили, в частности, в Театре Тампере , куда в лучшем случае было приглашено более 300 финских татар на спектакль. политические беженцы, такие как Муса Бигиев и Аяз Ишаки . Иногда присутствовали и [ 134 ]

Первая татарская пьеса в стране была поставлена ​​в 1930 году. Это была «Шалиябану» драматурга Мирхяйдара Файзи (известного в Финляндии как Мир-Хайдер Фейзи и Алиебану ). Другие пьесы включают, например, «Асыл Яр» Файзи, «Золейха » Аяза Ишаки , «Бюлек Очин», «Театр Биринчи» и «Бехыциз Йыгыт» Шалиасгара Камаля . Татары Хельсинки исполнили Мольера в Тампере «Скупой» в 1950-е годы. Сообщество также выступало за границей, например, в Эстонии, России (Казань) и Нью-Йорке. Русская татарская художница Луара Шакирджанова ставила спектакли в Хельсинки в 1990-е годы. Казанская татарка Сание Иффет (Сания Гыффат, Сания Гиффат; 1899–1957) написала несколько пьес, живя в Финляндии в конце 1930-х годов. [ 135 ] [ 122 ] [ 136 ] [ 137 ]

В число местных художников-дизайнеров входит дизайнер ювелирных украшений Ильдар Вафин (р. 1995), чьи серьги супруга президента Финляндии Дженни Хаукио носила во время приема по случаю Дня независимости в 2018 году. Архитектор Первин Имадитдин особенно известна своими проектами отелей и ресторанов. Визуальный и текстильный дизайнер Ниран Байбулат была награждена в 2007 году за свою работу. [ 113 ] [ 138 ] [ 139 ] [ 140 ] [ 141 ] [ 142 ]

Кухонная традиция финских татар состоит в основном из различных видов супов, мясных блюд, сладких и соленых блюд из теста, пирогов, плова и каш. [ 143 ] Самая известная татарская еда в Финляндии — острая выпечка, называемая парамаш ( параматси у финнов ). Его коммерциалировал финский татарский шеф-повар и хоккеист Мёнайвар Саадетдин в Тампере в 1960-х годах. [ 144 ] [ 145 ]

Традиционной кухней финских татар также является, например, колбаса из конины, называемая казы . [ 146 ]

Издательский

[ редактировать ]

Издательская работа среди относительно небольшой общины татар была обширной. Данную деятельность можно разделить следующим образом: история, мемуары, биографии, поэзия, пословицы, музыка, религиозная литература, учебники татарского языка, детские книги и журналы. [ 147 ]

Самым активным финско-татарским издателем считается Хасан Хамидулла . Он написал исторический рассказ о своем родном селе Актук . [ 148 ]

Предприниматель Зиннетулла Ахсен Бёре опубликовал первый Коран на финском языке . [ 53 ]

В 2016 году влиятельный культурный деятель Окан Дахер и финский исследователь Арто Мойсио опубликовали татарско-финский словарь. [ 149 ] [ 150 ]

Торжества

[ редактировать ]

Традиционными праздниками татарской общины являются каждую весну праздник поэта Абдуллы Тукая под названием «Балалар Байраме» (Детский праздник), на котором дети и подростки общины исполняют песни, стихи и рассказы. Летом проводятся лагеря для молодежи. Долгое время, до 2020 года, локацией был Киркконумми . Раньше лагеря длились месяц, сегодня – десять дней. Завершается лагерь татарским праздником Сабантуй . [ 151 ]

Население

[ редактировать ]

Финские татары официально являются одним из семи национальных меньшинств в стране. [ 152 ]

Этнический состав

[ редактировать ]

Финские татары — это мишари , а значит, и волжские татары . Этническая формация мишарских татар не имеет единого мнения, и на их культуру повлияли, например, русские и мордовские традиции. Мишары в Финляндии также находились под влиянием турецкой культуры 1900-х годов. Такие исследователи, как Антеро Лейцингер и Алимджан Орлов, заявили, что, хотя в мишарской культуре можно обнаружить черты множества различных так называемых иностранных влияний, остаются ли они сегодня одними из «чистейших представителей» древнетюркских кипчаков . [ 153 ] [ 154 ]

По состоянию на 2020 год сообщество насчитывает примерно 600-700 участников. [ 90 ] Большинство татар проживают в городах Хельсинки , Тампере , Турку и Ярвенпяя . [ 155 ]

Сами татары в целом считают, что они очень хорошо сохранили свою культурную самобытность, но в то же время возникают опасения за ее будущее. Несколько анонимных цитат участников сообщества;

  • «Наша идентичность сохранилась благодаря языку и религии. У нас есть свое культурное объединение, община, спортивная команда. Взаимодействие достаточно активное».
  • « У нас очень сильная и отличная культура по сравнению, например, с финнами. Она сохранилась благодаря тому, что мы знали свои корни и имели возможность беречь свои привычки. Финляндия была хорошей страной для жизни, и ее граждане были добры к нам ».
  • « Смешанные браки умаляют значение нашего языка. Значение нашей религии также уменьшается, когда это меньшинство сливается с остальным населением ».
  • «Мне ужасно грустно, когда я слушаю нашу музыку. Мол, почему я здесь, среди других людей, а у нас даже нет своей родины. А потом посмотри, как мы общаемся с финнами».
  • « До недавнего времени нам удавалось предотвращать смешанные браки авторитетом родителей, религией и давлением общества. Но теперь все по-другому. Старые патриархи мертвы. Дети более смелые, они женятся на финнах. .Наша культура, наша идентичность разваливаются». [ 156 ]

Первое поколение финских татар (родившихся в среднем в конце 1800-х годов) состояло примерно из 160 семей, из которых две трети вступали в брак внутри своего народа. Уже среди самого раннего поколения существовали смешанные браки между финками и татарскими мужчинами. Эти женщины приняли ислам и обычно учились общаться на татарском языке. Однако такие случаи воспринимались как исключения, поскольку традиционно смешанные браки воспринимаются обществом настолько негативно, что в 1900-х годах они могли оставить ребенка без родительского наследства. Некоторые татарские мужчины нашли себе жену среди русских татар, но большинство браков сейчас заключаются между финнами. Молодое поколение заявило, что ему трудно найти супруга среди небольшого сообщества. [ 90 ] [ 157 ] [ 158 ] [ 159 ]

Значок финско-татарской спортивной команды «Йолдуз» — 1945 год.

Татары были представлены в различных профессиональных видах спорта Финляндии, особенно в хоккее. Они также создали свои собственные спортивные команды. Первоначально первое поколение поощряло своих детей заниматься спортом в новой среде. Спорт был важной частью каждого летнего Сабантуя – празднования в родных селах. [ 119 ] [ 120 ] [ 160 ]

Среди наиболее заслуженных татарских спортсменов - футболист Атик Исмаил , хоккеисты Лотфи Насиб и Рашид Хакимсан . [ 161 ] [ 162 ] [ 163 ] [ 111 ]

Братья Фейзи , Мюрат , Зейд и Васиф Ахсен-Бёре играли в хоккей в 1930-х и 1940-х годах. играли Али и его брат Мёнайвар Саадетдин За Ильвеса , а также брат Лютфи Насиба Наим и его сын Эркан Насиб. [ 164 ] [ 165 ]

Среди последних татарских спортсменов - баскетболист Мерал Бедретдин (1993 г.р.). [ 166 ] [ 167 ]

Финско-татарские заведения

[ редактировать ]

Некоторых из перечисленных, скорее всего, больше не существует, но из-за отсутствия информации упоминается только год образования.

  • Мусульманское благотворительное общество Хельсинки (1915 г.) [ 21 ]
  • Финская мусульманская конгрегация (1925, позже Финско-исламская конгрегация , Финляндия Ислам Чемааты) [ 21 ]
  • Финско-турецкое объединение поддержки государственных школ (Fin-Türk halkmektebinhimaye cemiyeti, 1930) [ 168 ]
  • Общество финских турок (Finlandiya Türkleri Bırlıgı, 1935) [ 168 ]
  • Турецкая ассоциация Тампере (Tampere Türkleri Bırlıgı, 1935) [ 168 ]
  • Исламская ассоциация Тампере (1935) [ 168 ]
  • Исламская община Тампере (1943, Тампере Ислам Махаллеси) [ 168 ]
  • Турецко-татарское объединение Турку (1938, позднее. Турецкое объединение Турку) [ 168 ]
  • Ялкапаллосеура Золотая Орда [ 168 ]
  • Спортивный клуб Йолдуз (Йолдуз = Звезда, 1945) [ 168 ]
  • Турецкая ассоциация поддержки государственных школ (1948, Тюрк Халк Мектеби Химайе Куруму) [ 168 ]
  • Культурное общество Абдуллы Тукая (1968) [ 168 ]

Связи с Турцией

[ редактировать ]

Финская татарская община поддерживает отношения с Турцией с 1920-х годов. Общину посетил, например, президент Турции (в то время премьер-министр) Реджеп Тайип Эрдоган , который во время своей поездки выразил, насколько он впечатлен тем, что такая небольшая тюркская община смогла сохранить свои традиции. предыдущий президент Турции Абдулла Гюль До этого с визитом побывал и . В общине также были имамы из Турции. [ 88 ] [ 169 ]

В 2005 году турецкая сеть TRT сняла документальный фильм о финской татарской общине под названием «Финляндия Татарлары». [ 170 ]

Известные финские татары

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Финское слово «turkkilainen» может означать как «турецкий», так и «тюркский», но как отдельное слово обычно относится к турецкому человеку.

Источники

[ редактировать ]
  • Асикайнен, Йоханнес: татары, казаки или мусульмане? . Тампере: Университет Тампере, 2017. Трепо.
  • Бедретдин, Кадрие (редактор): Туган Тел – Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии, 2011. ISBN   978-9519380780 .
  • Байбулат, Муазез: Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy, 2004. ISBN   952-9167539 .
  • Халиков А.Х.: Татары, вы кто? . Финка Лаури Котиниеми. Культурное общество Абдуллы Тукая, 1991. ISBN   952-9031149 .
  • Лейтцингер, Антеро: Мишяарит — старая исламская община Финляндии . (Включает «Историю Яньяпара» Хасана Хамидуллы, переведенную и прокомментированную Фазиле Насретдином). Хельсинки: Кирья-Лейцингер, 1996. ISBN   952-9752083 .
  • Лейцингер, Антеро: Татары Финляндии - История успеха мусульманской общины, сформировавшейся в 1968-1944 годах . Книги Востока-Запада, Хельсинки, 2006. ISBN   952-99592-2-2
  • Суйкканен, Микко: Частный волк – прожитая и пережитая жизнь Зиннетуллы Ахсена Бёрена (1886–1945) . Магистерская диссертация по истории. Тампере: Университет Тампере, 2012. Трепо .
  • Тервонен, Миикка и Лейнонен Йоханна (ред.): Меньшинства как мигранты - Перспективы разнообразия финской миграционной истории. Painosalama Oy, Турку 2021. ISBN   978-952-7399-09-5 .
  1. ^ Хален 1999, стр. 1–2.
  2. ^ Лейтцингер 1996, с. 104.
  3. ^ Лейцингер 1996, стр. 103, 104.
  4. ^ Перейти обратно: а б Суикканен 2012, стр. 21.
  5. ^ Лейтцингер 1996, стр. 105, 107.
  6. ^ Бедретдин 2011, с.
  7. ^ Лейтцингер 1996, с. 43.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Хален 1999, стр. 4, 5, 10.
  9. ^ Хален 1999, с. 3.
  10. ^ Халиков, А.Х. (1991). Татары, кто вы? . Культурный клуб Абдуллы Тукая. ISBN  952-9031149 .
  11. ^ Мальмберг 2011, с. 216.
  12. ^ Хален 1999, с. 6.
  13. ^ Лейцингер 1996, стр. 106–107.
  14. ^ Клиент 2017, стр. 29–32.
  15. ^ Перейти обратно: а б Лейтцингер 2006, стр. 137–139.
  16. ^ Перейти обратно: а б Лейцингер 1996, стр. 128–129.
  17. ^ Перейти обратно: а б Лейтцингер 2006, стр. 140, 142.
  18. ^ Перейти обратно: а б Беккин, Ренат (2020). «Связи татар в Петрограде-Ленинграде и Финляндии в 1920-1930-е годы» . Студия Восточной Электроники . 8 (2): 56–69. дои : 10.23993/store.82935 . S2CID   219423273 .
  19. ^ Лейтцингер 2006, с. 240
  20. ^ Перейти обратно: а б Элмгрен 2021, стр. 85–87 (меньшинства как иммигранты)
  21. ^ Перейти обратно: а б с Лейцингер 1996, стр. 159–162.
  22. ^ Лейцингер 1999, стр. 49.
  23. ^ Перейти обратно: а б Лейцингер 1999, с. 32.
  24. ^ Перейти обратно: а б Хален 1999, с. 24.
  25. ^ Хален 1996, с. 341.
  26. ^ Марьямяки и Колехмайнен 1980, стр. 358.
  27. ^ Лейтцингер 1996, с. 194-206.
  28. ^ Халиков, А.Х. 1991.
  29. ^ Перейти обратно: а б Рорлих, Азаде-Айше (1986). «Отрывки из книги «Волжские татары: профиль национальной устойчивости» » .
  30. ^ «Волжские татары» .
  31. ^ Лейтцингер 1996, с. 30
  32. ^ Перейти обратно: а б Лейцингер 1999, стр. 29, 44–45, 194–206, 263; Хален 1999, с. 10.
  33. ^ " "Татарская проблема" во всероссийской переписи населения (взгляд из Москвы)" . 2002. Archived from the original on 2 June 2019.
  34. ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» Тюрки , Анкара, 2002, с. 98, ISBN   975-6782-56-0
  35. ^ Паулилло, Маурисио. «Белые татары: проблема обращения онгутов в Цзинцзяо и уйгурская связь» в книге « От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии» (orientalia - patristica - oecumenica) под ред. Тан, Винклер. (2013) стр. 237-252.
  36. ^ «Татар | народ | Британика» . www.britanica.com . Проверено 13 апреля 2023 г.
  37. ^ Сюй Цяньсюэ, Цзыжи Тунцзянь Хубянь (17 век) Том 141-142. Копия Чжэцзянского университета, стр. 42 из 124 «Кыпчакское министерство отправилось в Китай более чем на 30 000 ли. Летние ночи были чрезвычайно короткими, а дни короткими. Богатые люди нашли хороших лошадей в здешних краях. «Племя кыпчаков расположено на расстоянии более 30 000 ли от Китая. Летом вечера чрезвычайно коротки, солнце временно садится, а затем сразу же восходит. Их почва дает хороших лошадей, что богатые люди насчитывают десять тысяч. Обычно они спят вооруженные и в доспехах; они смелые, свирепые, решительные и яростные; [они] голубо-зеленоглазые и рыжеволосые». Примечание: выражение «祍金哥; «букв. «лежать/спать с металлом и кожей > спать вооруженным и в доспехах» не следует понимать буквально; это китайский литературный образ о якобы суровой и выносливой натуре северян; например, Лицзи «Чжун Юн» цитата : «Спать вооруженным и в доспехах, умереть неустрашимым; это сильные стороны севера, сильные. Живите там».
  38. ^ «Полный текст надписи Кул Тигин (Гюльтекин) (Полный текст памятника Кул Тигин с турецкой транскрипцией)» . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
  39. ^ «Бильге Каган Языты Там Метни (Полный текст памятника Бильге Кагану с турецкой транскрипцией)» . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
  40. ^ «Мемориальный комплекс Культегина» . Проверено 5 апреля 2014 г.
  41. ^ Росс, Э. Денисон; Вильгельм Томсен (1930). «Орхонские надписи: перевод окончательного датского перевода профессора Вильгельма Томсена». Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета . 5 (4, 1930): 861–876. дои : 10.1017/S0041977X00090558 . JSTOR   607024 . S2CID   140199091 .
  42. ^ Томсен, Вильгельм Людвиг Петер (1896). Расшифрованы орхонские надписи . Гельсингфорс, Печать. Финского литературного общества. п. 140 .
  43. ^ Сюй (2005), стр. 181–182: «Тюркская Орхонская надпись, написанная в 732 году, объявила, что тридцать кланов татар, которые считались другим названием некоторых племен Шивэй, были их врагами».
  44. ^ Цзыжи Тунцзянь 266, пятый месяц 907 года: , том « До времени Абаоджи, который был более доблестным, все пять племен Си, семь племен Шивэя и татар были покорены…» переведено Сюй (2005:72); альтернативный перевод: «Когда Абаоджи стал царем, [он был] еще более доблестным; все пять племен Си и все семь [ связанных с ними] татарских племен были покорены…»
  45. ^ Раднаев В. Э. (2012). Монгольское языкознание в России в 1 половине XIX в.: проблемы наследия (т. 1, ч. 1) . Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. p. 228. ISBN  978-5-7925-0357-1 .
  46. ^ Авляев Г. Ой. (2002). Происхождение калмыцкого народа (2-е изд., переработанное и дополненное). Элиста: Спокойно. книга. ред. п. 10. ISBN  5-7539-0464-5 .
  47. ^ Очир А. (2016). Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов . Элиза: КИГИ РАН. п. 159. ИСБН  978-5-903833-93-1 .
  48. ^ Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей , Хельсинкский университет, 2005. стр. 179–180
  49. ^ Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии». Центральноазиатский журнал . 59 (1–2): 116. На каком языке говорили хунну, неизвестно.
  50. ^ «Члены племени киптшак в центре Хельсинки» .
  51. ^ Кадрие Бедретдин 2011, с. 169
  52. ^ «Турк» .
  53. ^ Перейти обратно: а б с Лейтцингер, Антеро (2011). «Ахсен Боре, Зиннетулла (1886–1945)» . Кансаллисбиография .
  54. ^ Лейтцингер 1996, с. 24
  55. ^ Лейцингер 1996, стр. 194–206; Хален 1999, с. 10.
  56. ^ Лейтцингер 1999, с. 44 (Туган Тел)
  57. ^ Перейти обратно: а б с д Лейцингер, Антеро (июнь 2011 г.). «Каныков, Хасан (1880 – 1954)» . Кансаллисбиография .
  58. ^ Байбулат 2004, с. 207.
  59. ^ Лейтцингер 1999, с. 29.
  60. ^ Суикканен 2012, стр. 28–31.
  61. ^ Дахер 1999, с. 298 (Туган тел)
  62. ^ Лейцингер 1996, стр. 262–263; Лейтцингер 1999, стр. 53–55.
  63. ^ Низаметдин 1995, с. 246
  64. ^ Лейцингер 1996, стр. 262–263; Лейтцингер 1999, стр. 53–55.
  65. ^ Бедретдин 2011, стр. 56.
  66. ^ "Внешний вид (фото), Оглавление (Содержание) книги Еникеева Г.Р. "По следам чёрной легенды" " .
  67. ^ Лейтцингер 1996, с. 242.
  68. ^ Перейти обратно: а б Сильвандер, Лаури (2015). «Они воевали за Финляндию – в Зимней войне или войне-продолжении служило более 150 татар» . Юле Новости .
  69. ^ Лейтцингер 1999, с. 40.
  70. ^ Лейтцингер 1996, с. 30, 126
  71. ^ Лейтцингер 1996, с. 237, 242
  72. ^ «Удар по глазу стоил более 1 миллиона крон» . Хельсингин Саномат . 1961.
  73. ^ Перейти обратно: а б Лейцингер 1999, стр. 43.
  74. ^ Перейти обратно: а б Ветеран дела Исламской церкви Финляндии: главный редактор Туомо Хирвонен. Gummerus Kirjapaino oy, Ювяскюля. 2006. ISBN   952-9930615 (стр. 115)
  75. ^ Хален 1999, с. 7.
  76. ^ Байбулат 2004, стр. 190.
  77. ^ Байбулат 2004, стр. 114.
  78. ^ Антеро Лейцингер: Татары Финляндии - История успеха мусульманской общины, сформировавшейся в 1868-1944 годах. Книги Востока-Запада, Хельсинки, 2006. ISBN 9789529959228.
  79. ^ Лейцингер 1996, стр. 99.
  80. ^ Марьямяки и Колехмайнен 1980, стр. 355.
  81. ^ «Конгрегация ислама в Финляндии – контактная информация» .
  82. ^ Мойланен, Кайсу (2015). «Единственная в Финляндии мечеть с минаретом находится в Ярвенпяя, и она принадлежит татарам (для подписчиков)» . Хельсингин Саномат .
  83. ^ Байбулат 2004, стр. 30.
  84. ^ «Исламская Конгрегация Тампере» . Finder.fi . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 23 июня 2021 г.
  85. ^ Марьямяки и Колехмайнен 1980, стр. 357.
  86. ^ Хален 1999, с. 18.
  87. ^ "Рустам Минниханов на встрече с татарами Финляндии: Мы всегда ставим вас в пример" . 2018.
  88. ^ Перейти обратно: а б «Премьер-министр Турции встретился с лидерами татарской диаспоры в Финляндии» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 2010.
  89. ^ Лейтцингер 1996, с. 165
  90. ^ Перейти обратно: а б с д Юусела, Паули (2020). «Финских татар возглавляет Гёльтен Бедретдин, экономист, сделавший карьеру в банковском деле, который считает, что религия должна быть на стороне добра» . Церковь и город .
  91. ^ Байбулат 2004, с. 84-85
  92. ^ Перейти обратно: а б «Приобретение аппарата УЗИ для центра сосудистой хирургии и процедурной радиологии осуществляется за счет пожертвования» . 7 января 2020 г.
  93. ^ Вафин 2008, с. 263 .
  94. ^ Лейтцингер 1996, с. 39.
  95. ^ Низаметдин 1974, с. 314.
  96. ^ «МХ» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2019 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
  97. ^ Ахтинен-Карсикко 1925, с. 283 (Туган тел.)
  98. ^ «Турецкий язык» . Британника . 2 апреля 2024 г.
  99. ^ Низаметдин 1974, с. 306.
  100. ^ Отсюда 1999, стр. 295–297.
  101. ^ «Закон об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан (на русском языке)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 г.
  102. ^ Дахер 1999, стр. 295–297 (Туган тел.)
  103. ^ Бедретдин, Кадрие (2021). Хасан Хамидулла — Жизнь татарского писателя . Хельсинки: Восточное общество Финляндии. п.п. предисловие. [ ISBN отсутствует ]
  104. ^ "Татарские имена и их значения - полное собрание имен" .
  105. ^ Leitzinger 1996 (стр. 129 - Mishäärit - старая исламская община Финляндии )
  106. ^ Перейти обратно: а б Халлен, Гарри (февраль 2001 г.). «Хаким Вели-Ахмед (1882 – 1970)» . Канзалисбиография .
  107. ^ «Татарские фамилии: Список. Татарские писатели: Имена и фамилии» .
  108. ^ Лейцингер 2006, стр. 97.
  109. ^ Байбулат 2004, стр. 164, 240.
  110. ^ «ТАТАРСКОЕ МУЖСКОЕ ИМЯ » Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
  111. ^ Перейти обратно: а б Байбулат 2004, стр. 208.
  112. ^ Перейти обратно: а б Ракколайнен, Паси (2017). «Подтверждение сборной Алу из Евролиги» . Форссан Лехти .
  113. ^ Перейти обратно: а б с Аромаа, Джонни (2018). «Фамильное золото Ваара с согласия бабушки попало на конкурсы — финский Ильдар Вафин соревнуется с украшениями на фестивале моды в Йере» . Над .
  114. ^ Туган Тел 2011, с. 259
  115. ^ Окан Дахер 1999, Туган Тел 2011, с. 299
  116. ^ Лейтцингер 1996, с. 130
  117. ^ Алфавитная орфография татарского алфавита. - Казань, 1938.
  118. ^ «Татарский: Таблица соответствий кириллица — латиница» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2014 года.
  119. ^ Перейти обратно: а б Хален 1999, с. 25.
  120. ^ Перейти обратно: а б Марьямяки и Колехмайнен 1980, стр. 361-363, 368, 372.
  121. ^ «Звуки Цингисхана и Башкарма (в архиве)» . 2019. Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года.
  122. ^ Перейти обратно: а б с Нисаметдин 1995, с. 240–242
  123. ^ Туган Тел, с. 240
  124. ^ Байбулат 2004, с. 156
  125. ^ Штальберг, Сабира (2022). «Видимые и невидимые татарские женщины в Финляндии» (PDF) .
  126. ^ Мубаракшина, Зила. О Рустаме Яхине: «Он был нежным, скромным и умным » .
  127. ^ Цвиклински, Себастьян (2020). «История необычной книги» . Электронная история Востока .
  128. ^ Лейтцингер 1996, стр. 35–37.
  129. ^ Перейти обратно: а б Кадрие Бедретдин / Сабира Штальберг: Журнал исчезающих языков, 2021.
  130. ^ Перейти обратно: а б Байбулат 2004, с. 146.
  131. ^ Перейти обратно: а б «Акульи стихи на татарском языке» . 2 февраля 2022 г.
  132. ^ «Туксан тугыз хайку» .
  133. ^ Байбулат 2004, стр. 173.
  134. ^ Байбулат 2004, стр. 154.
  135. ^ Байбулат 2004, с. 154, 156
  136. ^ Шакирзянова Луара Галимзяновна // Народные артисты: очерки / под ред.-сост. И. И. Ильялова. – Казань: Магариф – Вакыт, 2011. – С. 364–265. — 391 с. — ISBN   9785922204880 .
  137. ^ «Сания Шиффат» .
  138. ^ Коскинен, Катри (2018). «Вот платье Linna jullat от Дженни Хаукио 2018 года! Экологичный и качественный наряд с уважением к природе: «Сильные финские женщины как вдохновение» » .
  139. ^ Аромаа, Анна (2004). «Белый дом держит шторы открытыми» .
  140. ^ «Отелли Сент-Джордж» . 2018.
  141. ^ Перейти обратно: а б Хови, Пия и Сеппяля, Маркетта: Одна и та же страна 1 . Художественный музей Пори, 1997. Публикации Художественного музея Пори 40.
  142. ^ «Художник года по текстилю» .
  143. ^ «Дерья Самалетдин: О кулинарной традиции финских татар» . Экуменический совет Финляндии .
  144. ^ Кийски, Петра (2014). «Пярямятс» — это фаст-фуд Тампере. Вы пробовали экзотический мясной пирог? . новости мтв .
  145. ^ Перейти обратно: а б Мюлляри, Яри (2021). «Линкосуо нашел оригинальный рецепт у вышедшего на пенсию сотрудника: «В связи с реконструкцией Сиилинкари мы хотели восстановить что-то старое» » . Утренняя газета .
  146. ^ Сванберг, Ингвар; Стольберг, Сабира; Беккин, Ренат (2020). «Конина в кулинарных традициях мишарской татарской диаспоры восточного региона Балтийского моря: культурно-исторический аспекты» . Журнал этнической еды . 7 . дои : 10.1186/s42779-020-00072-2 . S2CID   226274547 .
  147. ^ Хален 1996, стр. 330–351.
  148. ^ Перейти обратно: а б Бедретдин, Кадрие (август 2010 г.). «Хамидулла, Хасан (1895–1988)» . Кансаллисбиография .
  149. ^ «Татаро-финский словарь» .
  150. ^ «Исследователи поддерживают сохранение татарского языка» . Университет Турку . 2013.
  151. ^ Бедретдин, Штальберг, Голтен и Сабира (2021 г.). «Журнал исчезающих языков» . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  152. ^ Группа по правам меньшинств Финляндии: Национальные меньшинства в Финляндии - богатство культур и языков. 2017. ISBN   978-951-807111X .
  153. ^ Туган Тел, стр. 293–301
  154. ^ Лейцингер 1996, стр. 15–45.
  155. ^ Бедретдин 2011, предисловие.
  156. ^ Никландер 1987, с. 276–277, Марьямяки и Колехмайнен 1980, с. 363 (Туган тел)
  157. ^ «Тависские мусульмане» . Студенческая газета . 2004.
  158. ^ Суикканен 2012, стр. 116-119.
  159. ^ Лейтцингер 2006, стр. 246-247.
  160. ^ «Татары занимаются спортом под звездой, члены клуба «Йолдуз» прыгают и пинают мяч – за исключением месяца поста, мусульманским спортивным клубом в Хельсинки руководит женщина, умеющая говорить» . Хельсингин Саномат . 1990.
  161. ^ Перейти обратно: а б Хирвасноро, Тарья (2012). «Легенда футбола Атик Исмаил скорбит: «Мама и папа не успели увидеть мою трезвость» (по-фински)» . Котин Кувалехти .
  162. ^ Атик Исмаил: Геймер - Автобиография. Минерва 2016. ISBN   978-952-312-371-7 .
  163. ^ Перейти обратно: а б «Хоккейные львы» . Финский музей хоккея с шайбой .
  164. ^ Киммо Лейнонен: Кулукату Санкарит: История хоккея в Тампере 1928–1965 , стр. 158. Апали, 2014. ISBN   978-9525877380 .
  165. ^ «История Ильвеса – Игроки» .
  166. Утренняя газета, 8 декабря 2014 г.
  167. ^ Ракколайнен, Паси (2017). «Подтверждение сборной Алу из Евролиги» . Форссан Лехти .
  168. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хален 1996, с. 330.
  169. ^ Туган Тел, с. 51
  170. ^ «Финские татары» . 6 ноября 2015 г.
  171. ^ «Абдулла Али» . Хельсингин Саномат . 2011.
  172. ^ Микконен, Надя (декабрь 2019 г.). «Неизвестный солдат Санге» . общие новости .
  173. ^ Мальмберг, Илкка (2011). «Во дворах были многоязычные группы» . Хельсингин Саномат .
  174. ^ Перейти обратно: а б Суикканен, Микко (апрель 2012 г.). «Рядовой волк» (PDF) .
  175. ^ «ДОЧЕРИ АВРААМА ВОПРОСЯТ: ЧТО ДЛЯ НАС СВЯТО?» .
  176. ^ Янхунен, Юха (июнь 2010 г.). «Дахер, Юмар (1910–1999)» . Национальная биография .
  177. ^ «Татарское меньшинство в Финляндии — полностью интегрировано в общество» .
  178. ^ Перейти обратно: а б Байбулат 2004, стр. 208.
  179. ^ Мяэтта, Жасмин (ноябрь 2020 г.). «Жасмин Хамид раскрыла факты о себе – разговаривает со своими детьми по-татарски» . Mtvuutiset.fi .
  180. ^ Перейти обратно: а б Бедретдин, Кадрие. «Журнал исчезающих языков» .
  181. ^ Аромаа, Анна (2004). «Занавески в Белом доме открыты (для подписчиков)» . Хельсингин Саномат .
  182. ^ Лахти, Маркку (2007). «Адил Исмаил» .
  183. ^ Байбулат 2004, с. 256.
  184. ^ Байбулат 2004, стр. 74.
  185. ^ Бломквист, Йорма (28 августа 2010 г.). «Рашид Насретдин – Воспоминания (для подписчиков)» . Хельсингин Саномат .
  186. ^ «Финляндия большая и яркая» . Хельсингин Саномат . 2014.
  187. ^ Байбулат 2004, стр. 38.
  188. ^ «Ильвес-История: игрок» .
  189. ^ Лейтцингер 1999, с. 34.
  190. ^ Байбулат 2004, стр. 52.
  191. ^ «Компания | Маттоцентр» .
  192. ^ Байбулат 2004, стр. 41.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c70a49839d7aafd3ffd37bab4a0f24fa__1722350460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/fa/c70a49839d7aafd3ffd37bab4a0f24fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Finnish Tatars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)