Pashalik of Yanina
Pashalik of Yanina | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1787–1822 | |||||||||||
![]() Албанские пашалики , 1815-1821 гг. Пашалик Янины окрашен в красный цвет (за исключением Мореа Эялет). | |||||||||||
Статус | Автономная провинция Османской империи, де-факто независимая. [ а ] | ||||||||||
Капитал | Yanina 39 ° 40' с.ш. 20 ° 51' в.д. / 39,667 ° с.ш. 20,850 ° в.д. | ||||||||||
Правительство | Песах | ||||||||||
Паша | |||||||||||
• 1787 – 1822 | Али Паша | ||||||||||
Историческая эпоха | Ранний современный период | ||||||||||
• Учредил | 1787 | ||||||||||
• Упразднено | 1822 | ||||||||||
|
Пашалик Янины , иногда называемый Пашалик Янины или Пашалик Янины , был автономным пашаликом в пределах Османской империи между 1787 и 1822 годами, охватывающим большие территории Албании, Греции и Северной Македонии. При османском албанском правителе Али-паше пашалик приобрел высокую степень автономии и даже сумел остаться де-факто независимым. [ а ] хотя это никогда не было официально признано Османской империей . Рассматривая свою территорию как все более независимую, в корреспонденции Али-паши и зарубежной западной корреспонденции территории, находящиеся под контролем Али, часто называются Албанией . [ 5 ]
Столицей Пашалика была Янина , которая вместе с Тепеленой была штаб-квартирой Али. [ 6 ] На пике своего развития Али-паша и его сыновья правили южной и центральной Албанией , большей частью материковой Греции, включая Эпир , Фессалию , Западную Македонию , западную Центральную Македонию , Континентальную Грецию (исключая Аттику ), Пелопоннес , а также части юго-западной Северной Македонии. Македония вокруг Охрида и Манастира . [ б ] Подвластное население владений Али было довольно неоднородным, включая албанцев , арумын , болгар , греков , евреев , цыган , сербов и турок . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Греки были самой многочисленной этнической группой. [ 13 ] в то время как православные христиане были самой многочисленной религиозной группой, за ней следовали мусульмане. [ 10 ]
Фон
[ редактировать ]
Али-паша впервые пришел к власти, когда был назначен мутасаррифом Янины в конце 1784 или начале 1785 года, но вскоре был отправлен в отставку, вернувшись на эту должность только в конце 1787 или начале 1788 года. [ 15 ] Али получил контроль над Дельвиной и стал правителем Санджака Дельвины в 1785 году, но не имел полного контроля над Санджаком, а регионы Химара (1797 г.) и Гирокастра (1811 г.) были взяты позже. Кроме того, регионы Маргарити и Парамифия , которые входили в состав Санджака Дельвины, и Фанари , в пределах Санджака Янины (позже завоеванного Али), находились под властью чамских албанских землевладельцев, таких как Хасан Чапари, который оставался в конфликте с Али-пашой. на протяжении большей части существования Пашалика. [ 16 ]
В 1787 году Али-паша взял под свой контроль санджак Трикалы ( Фессалии султана ), который впоследствии был ему официально награжден за поддержку войны против Австрии . Вскоре после этого, в 1787 или 1788 году, он захватил контроль над городом Янина и объявил себя правителем санджака , который оставался опорой его власти в течение следующих 34 лет. [ 17 ] Это положило начало Пашалику Янины, когда Али самопровозгласил себя Пашой Янины и делегировал титул Паши Трикалы своему сыну Вели . [ 18 ] В этот момент санджаки Дельвины, Трикалы и Янины составили Пашалик. [ 19 ]
Как и другие полунезависимые региональные лидеры, появившиеся в то время, такие как Осман Пазвантоглу , он воспользовался слабым османским правительством для расширения своей территории, пока не получил фактический контроль над большей частью Албании и материковой Греции либо напрямую, либо через своих сыновей. . [ 20 ] Собственный взгляд Али на групповую идентичность основан на древнем наследии албанского бандитизма и сопутствующего ему албанского псевдодворянства. Али задумал создать независимое государство, которое почти наверняка будет контролироваться албанской военной и аристократической элитой. [ 21 ] В качестве паши Али пользовался поддержкой исключительно албанского военного ведомства, в которое входили многие люди, которые ранее в своей жизни занимались бандитизмом. [ 22 ] Али-паша также использовал албанских соплеменников для подавления греческих восстаний в Морее . [ 12 ]
Язык был основным определяющим элементом личности Али, а также его правительства и региона, который он контролировал в целом. Родным языком Али был албанский. [ 23 ] Степень его владения письменным греческим языком спорна, однако он также говорил по-гречески. [ 24 ] Обмен языками между албанцами и греками был довольно обычным явлением в 18 веке. [ 23 ] Янина располагалась на территории, где преимущественно говорили по-гречески, и во время османского владычества албанский язык не был официально признан. Албанский стал полностью письменным языком со своей собственной письменностью только с середины 19 века, тогда как письменный греческий язык был прочно укоренившимся языком в Османской империи. [ 24 ] Формальный бюрократический язык Империи был полностью заменен греческим в пашалике, а при дворе Али дипломатические дела велись исключительно на греческом языке, как и большая часть официальной переписки. Али также использовал греческую письменность, чтобы писать на албанском языке, и транслитерировать турецкий язык в своей личной переписке. [ 23 ] Однако использование греческого языка никоим образом не сделало Али греком, так же как и его роль в качестве османского назначенца никоим образом не сделала его османом. Его в первую очередь считали албанцем. [ 25 ]
Принципиальную роль географии в общинных группах своего времени осознавал Али. Он настаивал на том, что Янина, расположенная в греческом округе Эпир , была албанской. Он также считал албанское население, проживавшее в этом районе, не иммигрантами, а коренными жителями региона. Он пытался оправдать свои планы в отношении территорий, находящихся под иностранным протекторатом на Ионическом побережье, также настаивая на том, что они также являются частью «Албании». [ 23 ] Большую часть населения, которым правил Али-паша, составляли греки . [ 26 ]
История
[ редактировать ]Рост
[ редактировать ]
Воспользовавшись еще одной русско-турецкой войной, начавшейся в 1787 году , Али присоединил к Пашалику области Коница (в санджаке Янины), а также Либохове , Пермет и Тепелене (из санджака Авлоны ) в период с 1789 по 1791 год. в этот период он также приобрел Арту , дав Пашалику доступ к берегам Ионическое море через залив Арта . В 1789 году арумынский город Москополе , находившийся в санджаке Эльбасана , был разграблен и разрушен. [ 27 ] [ 28 ] Также в 1789 году Али впервые вторгся в полунезависимую Конфедерацию сулиотов к западу от Санджака Янины после того, как они мобилизовали 2200 сулиотов в марте 1789 года против пашаликов и мусульман Румелии . [ 29 ] Вторая кампания против сулиотов состоялась в 1790 году. В ходе этих двух кампаний пашалыки захватили несколько поселений парасули , но в конечном итоге были отбиты из основного региона сули . [ 30 ]
Начиная с 1788 года, Али пытался взять под свой контроль санджак Карли-Эли , наконец вторгшись в октябре 1789 года. Османское правительство отреагировало на это предоставлением всего санджака Карли-Эли (за исключением воеводалика Миссолонги . качестве личного беспокойства Михришаху ) в Валиде-султан , мать султана Селима III , что помешало Али-паше аннексировать территорию. В конце концов Санджак был взят в 1806 году, после смерти Михриши в прошлом году. [ 31 ]

После окончания русско-турецкой войны в 1792 году Али прекратил свою экспансию, чтобы избежать последствий со стороны султана Селима III. Кроме того, его войска формально приняли участие на стороне Порты в кампании против Шкодера в 1793 году. [ 18 ] Несмотря на завершение русско-турецкой войны и расширение его территорий, поражение Пашалика от сулиотов привело к одержимости Али захватом Конфедерации. [ 30 ] В июле 1792 года он начал еще одну кампанию, отправив 8 000–10 000 албанцев из Пашалика, чтобы захватить территорию, а сулиоты собрали 1300 человек, но снова потерпели поражение. Было заключено мирное соглашение, в соответствии с которым были обменены пленными и заложниками, а деревни Парасули, захваченные в предыдущие два года, были возвращены сулиотам. [ 32 ]
Во время конфликта Янина-Сули химариоты поддержали сулиотов. В отместку Али-паша возглавил набег на город Химара в 1797 году, в результате которого было убито более 6000 мирных жителей. [ 33 ]

В 1797 году Франция завоевала Венецию и получила от нее контроль над Ионическими островами и рядом прибрежных владений в Эпире ( Парга , Превеза , Воница , Бутринто и Игуменица ), сделав их соседями Пашалика. Чтобы получить дальнейший доступ к Ионическому морю, Али в том же году заключил союз с французским Наполеоном I , который назначил Франсуа Пуквиля своим генеральным консулом в Янине. [ 34 ] Он получил боеприпасы и военных советников от французов. Однако вскоре после этого, в 1798 году, Османская империя вступила в войну с Францией после их вторжения в Египет . Али-паша ответил захватом французских прибрежных территорий Бутринта и Игуменицы (добавленного к Санджаку Дельвины ), Превезы (добавленного к Санджаку Янины ) и Воницы, при этом Парга осталась единственным французским владением в материковой Греции. [ 35 ] Французский гарнизон в Превезе был уничтожен в битве при Никополе , за которой последовала резня. После захвата Превезы Али обеспечил нейтралитет сулиотов (которые зависели от контролируемых французами Превезы и Парги в плане поставок скота и боеприпасов) путем подкупа их лидеров, что также вызвало внутренний конфликт между кланами сулиотов. [ 36 ] Объединенные российско-османские войска захватили Ионические острова в 1799–1800 годах, что привело к созданию Септинсулярной республики .

К 1799 году пашалик вступил в соперничество с пашаликом Берата на севере, который, как и пашалик Янины, также был в значительной степени независимым. Кроме того, в составе Пашалика было несколько полунезависимых регионов, представлявших угрозу правлению Али-паши: регион Дельвина , на севере Санджака Дельвинского; Хамерия , на юге Санджака Дельвинского и впадающая в Санджак Янины; и Конфедерация Сулиотов , к западу от Санджака Янины. Русские быстро стремились ослабить влияние Пашалика в регионе, оказывая поддержку вышеупомянутым регионам. Али-паша ответил в том же году, временно подчинив себе беев трех регионов (Берат, Дельвина и Хамерия). [ 37 ] Он дополнительно присоединил соседний регион Химара к санджаку Дельвины и установил хорошие отношения с химариотами. Он финансировал различные общественные работы и церкви, а также построил большую церковь напротив замка Порто-Палермо .
была развернута кампания против сулиотов . После этого осенью 1799 года [ 37 ] но это, по-видимому, не удалось. Другая кампания была проведена в июне – июле 1800 года, когда Пашалик собрал 11 500 человек. Однако прямое нападение на Конфедерацию Сулиотов провалилось, в результате чего Али осадил основные деревни Сули, разделив территории Сули и Парасули. В течение двух лет сулиоты могли противостоять осаде, контрабандой переправляя припасы из Парги, Парамифии и Маргарити. Сулиоты также запросили помощь у Септинсулярной Республики, но Али ответил, угрожая владению Республикой Паргой. [ 38 ] Позже помощь была оказана тайно в 1803 году. В апреле 1802 года французский корвет в Парге снабжал сулиотов продовольствием, оружием и боеприпасами, что послужило предлогом для новой кампании Али против сулиотов. [ 39 ] Другие кланы Сулиот покинули Сули и присоединились к ордену Али-паши еще в 1799–1800 годах. В 1800 году Георгий Боцарис (дед Маркоса Боцариса ) получил крупную сумму и должность арматола Цумерки , а род Боцариса покинул Сули и поселился в Вургарели Арты. Это был первый случай, когда клан Сулиот официально стал частью политической системы Османской империи. Уход клана Боцариса ослабил Сули, поскольку они составляли значительную часть его сил. [ 40 ]
После четырех лет конфликта в 1803 году Али-паша собрал албанские войска из Эпира и Южной Албании для последнего нападения на Конфедерацию Сули. В этот момент ситуация в Сули была ужасной из-за нехватки припасов. [ 41 ] Сулиотская война 1803 года привела к завоеванию всей территории сулиотов и включению ее в состав Пашалика с изгнанием и зверствами против оставшихся сулиотов. [ 37 ] Некоторые сулиоты бежали в Паргу, но были вынуждены пересечь море и попасть в Септинсулярную республику в марте 1804 года после того, как Али пригрозил напасть на город. [ 42 ] [ 43 ] Ранее, в ноябре 1803 года, был подписан договор между пашаликом Янины и Септинсулярной республикой. [ 44 ]
Стремясь расширить свое влияние на материковую Грецию, Россия 27 июня 1804 года подписала союзы с химариотскими и чамскими албанскими беями , которые были соперниками Али-паши. Кроме того, Россия мобилизовала беженцев-сулиотов в Септинсулярной республике для наступления на Пашалика, но это было прервано, когда Али-паша узнал о планах России, а у Корфу неожиданно появилась военно-морская эскадра Османской империи. [ 45 ]

Из-за агрессивной экспансии Али-паши между пашаликами и Османской империей образовался раскол. В результате Али стремился вступить в союз с иностранными европейскими державами. В 1806 году Али снова вступил в союз с Наполеоном I после того, как ему был обещан Корфу и его проливы, и снова стал врагом России в начале очередной русско-турецкой войны в 1806 году . Однако эти обещания не были выполнены, и отношения между Пашаликом и Францией позже закончились. [ 46 ]
В 1806 году Али послал войска под командованием своих сыновей Вели-паши и Мухтар-паши, чтобы помочь Османской империи разгромить Первое сербское восстание в Санджаке Смедерево . В 1813 году восстание было подавлено османской армией, состоявшей в основном из боснийцев из пашаликов Боснии и албанцев из пашаликов Скутари и Янины.
В 1807 году, после вступления Септинсулярной республики (номинально османской вассала) в последнюю русско-турецкую войну на стороне России, Али послал войска под командованием Вели-паши для нападения на республику. [ 47 ] Лефкада Весной 1807 года при поддержке Наполеона подверглась нападению, а Санта-Маура была осадена, но защитники, усиленные Сулиотом и русскими войсками, отбили силы Пашалика. [ 48 ] [ 48 ]
После Тильзитского мирного договора в июле 1807 года Наполеон предоставил Александру I , императору России , восстановив французское , его план по демонтажу Османской империи , а взамен Россия уступила Ионические острова и Паргу Франции правление . В результате Али вступил в союз с британцами . Его махинации были разрешены османским правительством в Константинополе по причине целесообразности (считалось, что лучше иметь Али полусоюзником, чем врагом) и слабости, поскольку у центрального правительства не было достаточно сил, чтобы вытеснить его при этом. время. [ нужна ссылка ]
Между 1807 и 1812 годами Вели правил как паша Мореи результате чего , а в неизвестную дату Мухтар стал , в пашой Инебахти оба региона были включены в состав Пашалика. [ 49 ]
Когда отношения с Францией ухудшились, Али-паша стремился захватить Паргу, последнее поселение в Эпире, не находившееся под его контролем. В ответ французы дважды планировали вторжение в Пашалик. Первый, описанный Теодоросом Колокотронисом , включал использование албанского полка при поддержке французской артиллерии и албанцев-чамов, завербованных Али Фармаки , для вторжения в Морею, которая в то время (около 1809 года) была частью Пашалика под властью Вели-паши. На его место они установят смешанное христианско-мусульманское правительство, а французы будут выступать посредниками с Портой, чтобы добиться ее одобрения. По словам Колокотрониса, план должен был быть реализован в 1809 году, но ему помешала британская оккупация удерживаемых французами Закинфа , Кефалонии , Китиры и Итаки . в том же году [ 50 ] [ 51 ]
Во второй попытке участвовал отряд из 25 человек Албанского полка под командованием подполковника Андрутсиса, которые были отправлены на помощь восстанию химариотов против сил Али-паши в октябре 1810 года. Однако их корабль затонул недалеко от Порто-Палермо , и когда на него напали войска Али силами, они были взяты в плен и доставлены в плен в Янину. [ 53 ]
Поэт Джордж Гордон Байрон, шестой барон Байрон, посетил двор Али в Тепелене и Янине в 1809 году и записал эту встречу в своем произведении «Чайльд Гарольд» . [ 17 ] Он, очевидно, испытывал смешанные чувства к деспоту, отмечая великолепие двора Али и некоторое возрождение православной культуры, которое он поощрял в Янине, которую Байрон описал как «превосходящую по богатству, утонченности и образованности» любой другой албанский город. Однако в письме к матери Байрон сожалел о жестокости Али: «Его Высочество — безжалостный тиран, виновный в самых ужасных жестокостях, очень храбрый, настолько хороший полководец, что его называют магометанином Бонапартом ... но столь же варварским, как он успешен, поджаривает мятежников и т. д.». [ 54 ]
В 1809 году Али-паша вторгся в пашалик Берата , которым правил его соотечественник пашалик -албанец - Ибрагим-паша . Против войск Ибрагим-паши и его брата Сефир-бея , правителя Авлоны , Али послал Арматолов из Фессалии . После того, как деревни были сожжены, крестьян ограблены и повешены, а стада увезены с обеих сторон, был заключен мир. Али женил своих сыновей Мухтар-пашу и Вели-пашу на дочерях Ибрагима, а территории пашалика Берата перешли к Мухтару в качестве приданого . Мухтар стал губернатором большей части Центральной Албании и части западной Македонии , что привело к дальнейшему расширению Пашалика Янины. [ 55 ] [ 46 ] [ 56 ] Поскольку Сефир-бей проявил качества, которые в будущем могли оказаться грозными, Али умудрился отравить его с помощью врача; и, как обычно, он повесил исполнителя преступления, чтобы не осталось ни одного свидетеля. [ 55 ] планировал победить пашу Берата, стать визирем Эпира Али- паша , сразиться с султаном и захватить Константинополь . [ 57 ]
Консолидация власти (1809–1820)
[ редактировать ]

Несмотря на сопротивление Франции, Али захватил контроль над оставшейся частью Санджака Авлоны в 1810 году после убийства Сефир-бея. В 1811 году регион Дельвина был отвоеван, а регион Гирокастер аннексирован, что привело к полной аннексии санджаков Дельвины . На тот момент Пашалик состоял из всей Южной Албании , Эпира (за исключением Парги) и Фессалии , а также большей части Центральной Албании и небольших частей Македонии , при этом все основные региональные соперники были побеждены. Эти расширения укрепили автономию региона, однако отсутствие иностранной поддержки означало, что Пашалик все еще зависел от Османской империи. Население самого Пашалика было в основном греческим и албанским, и хотя оно состояло из албанского правящего феодального класса и армии, власть Али также обеспечивалась греками. [ 58 ] [ нужен лучший источник ] Также в результате преследований местных саракацани и арумын несколько семей, принадлежавших к этим общинам, были вынуждены мигрировать в регионы за пределами правления Али. [ 59 ]
15 марта 1812 года Али послал греческие войска под командованием Танасиса Вагиаса, чтобы разрушить албанскую мусульманскую деревню Кардхик , после того как его последователи-албанцы-мусульмане отказались это сделать. Эта акция была организована в отместку за изнасилование его матери и сестры, произошедшее в Кардике. Деревня была разрушена, 730 ее жителей убиты. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
В 1812 году поселение Агиа, принадлежавшее Парге, было захвачено Даут-беем, племянником Али-паши. Затем он уничтожил и поработил местное население. Последовала осада Парги, но она провалилась: Даут был убит во время осады. [ 63 ]
К 1815 году британцы установили полный контроль над французскими территориями Ионических островов и Парги, образовав Соединенные Штаты Ионических островов . В 1819 году британцы продали город Парга Али-паше (герою Франческо Хайеза более поздней картины «Беженцы Парги »), что привело к его присоединению к Санджаку Дельвина в пределах Пашалика. Это решение было крайне непопулярно среди преимущественно греческого и провенецианского населения Парги, которое отказалось стать мусульманским подданным и решило покинуть свои дома. Вместе с местными жителями беженцы Клефт и Сулиот из Парги бежали на соседний Корфу. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Али-паша привел местных албанцев-чамов для повторного заселения Парги. [ 67 ]
В результате важнейшую тайную деятельность в регионе осуществляла греческая подпольная организация «Филики Этерия» . Ее деятельность широко распространилась по городам и деревням при поддержке как клефтов, так и интеллигенции. Филики Этерия проникла в самое сердце администрации Али. Однако после многих лет подрывной деятельности, подогреваемой близлежащим венецианским, русским и французским присутствием, а также растущей буржуазией и грамотным классом, Эпир стал благодатной почвой для греческого национального восстания. [ 68 ]
Осень (1820–1822 гг.)
[ редактировать ]
В 1820 году Али приказал убить Гасхо-бея, политического оппонента в Константинополе. [ 69 ] Реформистский султан Махмуд II , стремившийся восстановить власть Блистательной Порты , воспользовался этой возможностью, чтобы выступить против Али, приказав его свергнуть. Али отказался уйти со своих официальных постов и оказал огромное сопротивление передвижению османских войск, косвенно помогая независимости Греции, поскольку около 20 000 турецких солдат сражались с грозной армией Али. [ 9 ]
Обе стороны использовали албанских наемников и греков. После опустошения многие греки вернулись к Али. Его шпионы узнали, что присутствие сулиотов вызвало раскол в имперских силах: местные беи и аги угрожали дезертировать. [ 70 ] 4 декабря 1820 года албанские войска Али-паши и сулиоты сформировали антиосманскую коалицию, в которую сулиоты предоставили 3000 солдат. Али-паша заручился поддержкой сулиотов, пообещав им вернуть их земли и частично апеллируя к их общему албанскому происхождению. [ 71 ] Первоначально коалиция добилась успеха и сумела контролировать большую часть региона, но когда албанские войска Али-паши были проинформированы о начале греческих восстаний в Морее, они покинули ее. [ 72 ]
Между тем Али знал, что находившиеся у него на службе греки, его секретари Мантос Иконому и Алексис Ноутсос, врач Иоаннис Колеттис были агентами Филики Этерия, а также несколько клефтов и арматоли, которые были зачислены, но организация воздержалась от вербовки албанцев. Тем временем Нуцос информировал Александроса Ипсилантиса о событиях в Эпире, готовясь к восстанию, прежде чем открыто заявить о своей поддержке греческого дела в 1821 году. [ 68 ]
В январе 1822 года османские агенты убили Али-пашу и отправили его голову султану. [ 17 ] После его смерти Пашалик был распущен и заменен Янина Эялет , состоящим из санджаков Янины , Авлоны , Дельвины и Превезы . На пике своего развития Пашалик контролировал регионы Эльбасан , Охрид , Горице , западные Салоники , Авлону , Дельвину , Янину , Трикалу , Карли-Эли , Инебахти , Эгрибоз и Морею . [ 73 ] Прибрежные крепости Порто-Палермо, Саранда, Бутринт, Парга, Превеза, Плагия и Нафпактос находились под контролем Али-паши. [ 74 ]
Экономика
[ редактировать ]Территории Пашалика Янины характеризовались длительным периодом международной торговли, главным образом с Италией, в частности с Анконой , Венецией , Ливорно и Падуей . Торговля Янины была основана на экспорте товаров с добавленной стоимостью и сырой нефтью, а также импорте западных предметов роскоши. [ 75 ]
продукция Янины Текстильная имела широкое торговое распространение. Шелковые тесьмы, одеяла, шарфы, золотая и серебряная нить, а также вышитые тапочки и одежда были одними из основных коммерческих товаров, экспортируемых в Италию и продававшихся на Балканах. [ 76 ] Али, сделав Янину сильнее для своего продвижения, предоставил греческому купеческому классу платформу для расширения своих взглядов и деятельности. [ 77 ]
Сырая продукция также широко вывозилась с территории Али-паши. была развита деревообрабатывающая промышленность В этом районе , которая также поставляла смолу , имевшую широкую местную торговлю. В течение длительного периода пиломатериалы из северного Эпира и южной Албании вывозились из Янины в Тулон и использовались французами для судостроения . Британцы получили контроль над Ионическими островами в 1809 году; после этого они стали основным торговым партнером региона, торговля лесоматериалами продолжалась с англичанами. Янина экспортировала фрукты, такие как лимоны, апельсины и фундук, произведенные в Арте, а также оливковое масло, кукурузу и албанский табак, причем последний особенно пользовался спросом для нюхательного табака . Албанские лошади продавались и экспортировались по Балканам. [ 78 ]
Янина также служила центром распределения многих импортных товаров из разных европейских регионов, которые доставлялись в столицу Пашалика верхом из портов восточной Адриатики, таких как Превеза , Влёра и Дуррес . [ 78 ]
Демография
[ редактировать ]Население пашалика Янины под властью Али было весьма неоднородным и включало множество этнических и религиозных групп. Среди этнических групп были греки , албанцы , аромуны , болгары , евреи , цыгане , сербы , турки . Среди религиозных групп были православные христиане , мусульмане (в основном сунниты , но также бекташи и другие суфийские ордена) и евреи . [ 79 ]
Единственный современный источник, посвященный демографии государства Али, принадлежит французскому дипломату и военачальнику Жану-Батисту Бессьеру (1768–1813). [ 80 ] который сообщил в начале 19 века, что население географического пространства под властью Али-паши составляло 1 430 000 жителей, из которых 748 000 были «греками», 662 000 «мусульманами» и 20 000 «евреями». По словам Ходжи (2007), «греки» включали как этнических греков, так и православных албанцев. [ 80 ] Обширные описания демографии территорий, управляемых Али-пашой, были предложены Афанасиосом Псалидом , советником Али и ведущим современным ученым в Янине. [ 81 ] Флеминг (1999) утверждает, что греческие православные христиане составляли религиозное большинство в регионе, называя себя «православными» явно в противовес христианам-католикам северной Албании, а также «латинянам» позднейшей Византийской империи . [ 82 ] На основе оценок Дакина (1955), согласно которым население материковой Греции состояло из 1 500 000 «греков» и 150 000 «турок» в начале греческой войны за независимость , а также на оценках полковника Уильяма Мартина Лика в 1822 году по данным население материковой Греции составляло в общей сложности не более одного миллиона человек и с соотношением «греков» к «Турки» примерно в том же соотношении, что и по оценкам Дакин, Флеминг (1999) утверждает, что «греки» превосходили «турков» по численности в десять раз в материковой Греции, которая, по ее словам, практически вся находилась под властью Али-паши и его сыновей с самого начала. десятилетие XIX века, сделав вывод, что население территорий Али преимущественно говорило по-гречески. [ 83 ] По данным Ходжи (2007), население государства Али-паши состояло в основном из албанцев и греков, с меньшинством из арумын и евреев. [ 80 ] Гераклид и Кромида (2023) считают греков самой многочисленной этнической группой, поскольку пашалик включал большую часть Центральной Греции, большую часть Фессалии, часть центральной Македонии и другие части южной Албании и даже включал в себя Патры в Мореа. [ 84 ]
Афанасиос Псалидас , местный ученый из Янины и советник Али-паши, заявил, что основными этнорелигиозными группами на юге Албании были: греки-христиане, албанцы-христиане и албанцы-мусульмане. Согласно Псалиду, греки-христиане жили в большинстве деревень долины Дропулл , семи деревнях возле Дельвины и трех деревнях в Химаре . Албанцы-христиане жили в районах Луншерии и Загории , в части деревень Химара, Дельвина, Пермет и Колонье и в 20 деревнях в Корче, тогда как южная Албания за пределами этих деревень и регионов почти полностью состояла из албанцев-мусульман. [ 85 ] Регионом, который находился на современной албано-греческой границе в эпоху Псалида, была Хамерия , которая включала современные префектуры Теспротия (Греция), часть районов Саранды и Дельвины. По мнению Псалида, этот регион был населен албанцами (христианами и мусульманами) и греками-христианами, причем последние были более многочисленным населением. [ 86 ] Ходжа заявил, что в районах южной Албании и Хамерии преобладающим населением были албанцы, а также были арумыны, небольшое количество греков (в основном в долине Дропулла и деревнях Химары ) и немного турок и евреев. [ 80 ] [ 87 ] Янина и ее окрестности в основном говорили по-гречески. [ 24 ] но там было большое количество албанцев, греков, арумын и значительного числа евреев. [ 80 ] Греческий был языком подавляющего большинства подданных Али в центральной Греции и Морее. [ 12 ] Распространение албанцев в Грецию и Македонию произошло благодаря преимуществу, полученному ими во время правления албанского правителя Али-паши. [ 88 ]
Благодаря греческим образовательным усилиям с середины 19 века в Греции, особенно в районах, которые до 1822 года составляли Пашалик Янины, албанское население, которое по большей части было православным, претерпело существенную эллинизацию . [ 89 ]
См. также
[ редактировать ]- Албания под властью Османской империи
- Греция под властью Османской империи
- Albanian Pashaliks
- Pashalik of Berat
- Пашалик из Скутари
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Албания и окружающий мир: документы Британско-албанского коллоквиума Ассоциации исследований Юго-Восточной Европы, состоявшегося в Пембрук-колледже, Кембридж, 29–31 марта 1994 г.
- ^ Элси 2012 , стр. ЛВИ .
- ↑ Fleming 1999 , стр. 7 : «...характер и содержание дипломатических переговоров между этими державами (Францией, Великобританией, Россией, Венецией и Австрией) и Али эффективно демонстрируют, что на рубеже веков его считали он хотел быть де-факто суверенным политическим образованием».
- ^ Арафат, К.В. (1987). «Наследие ислама в Греции: Али-паша и Янина» . Бюллетень (Британское общество ближневосточных исследований) . 14 (2): 176. JSTOR 194383 . Проверено 13 сентября 2021 г.
Создание Али-пашой практически независимого пашалика неизбежно привело его к конфликту с Портой.
- ^ Флеминг 2014 , с. 116.
- ^ Таннер 2014 , с. 21: «То, что слово «Албания» вообще было известно англоговорящей публике в начале девятнадцатого века, во многом произошло благодаря Байрону, который в возрасте 21 года совершил свою первую экспедицию в Грецию. Достигнув Патр в сентябре 1809 года, он совершил поездку на несколько недель в Янину, которая сейчас находится в Греции, но тогда считалась фактической столицей южной Албании, причем эта честь обычно оказывалась Шкодре в на севере Он также посетил Тепелену, которая, наряду с Яниной, была штаб-квартирой печально известного военачальника Али-паши».
- ^ «Визуализация Ордена Али-паши: отношения, сети и масштабы» . Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Флеминг 1999 , с. 7: «Из Янины Али правил территорией, которая в сочетании с соседними пасаликами (губернаторскими округами) его сыновей охватывала почти всю территорию современной материковой Греции. Только Афины и окружающие части Аттики не находились под его контролем. "
- ^ Jump up to: а б Флеминг 1999 , с. 59
- ^ Jump up to: а б Ходжа 2007 , с. 94–96: «В этом великом государстве проживало около двух миллионов жителей, в основном албанцы и греки, а также несколько валахов и евреев.3 [...] У нас есть единственный и нерешительный источник - французский писатель Бессье. Он сообщает что в начале XIX века население географической области под властью Али-паши Янины насчитывало 1 430 000 жителей, из которых 748 000 были греками. (албанские и греческие православные), 662 000 мусульман и 20 000 евреев4».
- ^ Папагеоргиу 2014 , с. 11: «Многорелигиозное и многоэтническое «государство» Тепеделенли включало православных христиан, мусульман (в основном суннитов, а также бекташи и членов других суфийских мусульманских орденов), евреев и других более мелких этнических или религиозных групп; его население насчитывала около 1 500 000 жителей (первое греческое королевство по переписи 1834 года насчитывало 651 233 жителя), а его население состояло из Албанцы, болгары, греки, евреи, сербы, турки, валахи и цыгане. Оно занимало площадь 75 000 кв. км, т. е. было больше, чем первое греческое государство (50 212 кв. км), а также нынешние государства Бельгия. Нидерланды, Дания и Швейцария.57"
- ^ Jump up to: а б с Ховард 2017 , с. 234.
- ^ Флеминг 2014 , с. 157: Хотя подданное ему население – подавляющее большинство которого составляли греки – было известно своими националистическими импульсами и культурными связями с Европой Просвещения, существует мало свидетельств того, что Али воспринимал свое стремление к независимости в таких терминах.
- ^ Элси, Роберт (ред.). «1813 Томас Смарт Хьюз: Путешествие по Албании» . albanianhistory.net .
- ^ Возвышение и защита культуры с помощью инструментов информационного общества: пыльные следы мусульманской культуры . Земляная лаборатория. п. 364. ИСБН 978-9-6023-3187-3 .
- ^ Малькольм 2020 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с «Али-паша – Янинский лев» . Грубые гиды . Архивировано из оригинала 23 августа 2021 года . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Возвышение и защита культуры с помощью инструментов информационного общества: пыльные следы мусульманской культуры . Земляная лаборатория. п. 337. ИСБН 978-9-6023-3187-3 .
- ^ Микропулос, 2008: 334, 337.
- ^ Дамианопулос, Эрнест Н., 1928- (2012). Македонцы: их прошлое и настоящее (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-1370-1190-9 . OCLC 795517743 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Флеминг 2014 , стр. 157–158.
- ^ Флеминг 2014 , с. 40–41.
- ^ Jump up to: а б с д Флеминг 2014 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Рассел и Рассел 2017 , с. 253.
- ^ Флеминг 2014 , с. 60.
- ^ Флеминг 2014 , с. 157б.
- ^ Анском Э. Фредерик. Албанцы и «горные бандиты» . Принстонские документы: междисциплинарный журнал ближневосточных исследований Markus Wiener Publishers, 2002. ISSN 1084-5666 , с. «Воскопое, юго-восток Албании, широко известный как Мосхополис» с. 100: «Город был разграблен трижды во время османских войн с Россией и Австрией, в 1769, 1772 и 1789 годах, но не иностранными налетчиками. Последнее нападение людей Али-паши практически разрушило город. Часть его торговли переместились в Горице (Корче, Албания) и Арнавуд Белград, но эти города не смогли компенсировать потери, понесенные Искополем».
- ^ Флеминг 1999 , с. 36 "...разрушен возмущенными албанцами-мусульманами в 1788 году"
- ^ Вранусис, Сфироэрас, 1997, с. 247: Несколько месяцев спустя, в марте 1789 года, вожди Сули Гиоргиса и Деметриса Боцариса, Ламброса Цавелласа, Николая и Христа Зерваса, Ламброса Кутсоникаса, Христаса Фотомараса и Демоса Дракоса написали Сотирису, заявив, что они и их 2200 человек готовы сражаться. против Али-паши и «Агареноев в Румели». Али, сменивший Курта-пашу на посту пашалика Эпира весной 1789 года, был проинформирован о передвижениях сулиотов и немедленно организовал кампанию против них.
- ^ Jump up to: а б Паппас, 1982, с. 252
- ^ Нератзис, Джон Г. (25 июля 2010 г.). "Эпокси.гр" Санджакион Карлели (Карли-эли) в период турецкой оккупации [Санджак Карлели (Карли-эли) в период турецкого владычества] (на греческом языке). Неа Эпочи. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 16 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Паппас, 1982, с. 253: «Али немедленно приказал начать полномасштабное нападение на Сули в июле 1792 года... Сулиоты приняли переговоры и представили условия, которые включали: обмен заложников-сулиотов на пленных, взятых из войск Али, возвращение всех деревень парасулиотов в Конфедерация Сулиотов"
- ^ Антонина Желязкова. Актуальная антропология. Том. 2. Албанские перспективы. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine IMIR, София, 2003. с. 90
- ^ Викерс, Миранда. (1999). Албанцы: современная история (Ред.). Лондон: ИБ Таурис. ISBN 1-8606-4541-0 . OCLC 45329772 .
- ^ Возвышение и защита культуры с помощью инструментов информационного общества: пыльные следы мусульманской культуры . Земляная лаборатория. стр. 337–338. ISBN 978-9-6023-3187-3 .
- ^ Паппас, 1982, с. 254
- ^ Jump up to: а б с Возвышение и защита культуры с помощью инструментов информационного общества: пыльные следы мусульманской культуры . Земляная лаборатория. п. 338. ИСБН 978-9-6023-3187-3 .
- ^ Вакалопулос 1973 , с. 621.
- ^ Паппас, 1982, стр. 256.
- ^ Псимули 2016 , с. 411
- ^ Вакалопулос 1973 , стр. 621–623.
- ^ Псимули 2006 , стр. 449–450.
- ^ Вакалопулос 1973 , стр. 623–624.
- ^ Мосхонас 1975 , стр. 398–399.
- ^ Псимули 2006 , стр. 451–452.
- ^ Jump up to: а б Возвышение и защита культуры с помощью инструментов информационного общества: пыльные следы мусульманской культуры . Земляная лаборатория. п. 339. ИСБН 978-9-6023-3187-3 .
- ^ Флеминг 1999 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Мосхонас 1975 , с. 399.
- ^ «Али-паша Тепелен» . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Паппас 1982 , стр. 268–269.
- ^ Паппас, Николас Чарльз (1982). Греки на русской военной службе в конце XVIII - начале XIX веков . Стэнфордский университет. стр. 265, 388.
Колокотрон утверждает, что Али Фармаки и он набрали 3000 чамов, которые собрались в Парге, чтобы отправиться сначала в Лефкас и Занте, а затем отсюда на Пелопоннес, но весь план был сорван из-за захвата Англией Занте (. ..)
- ^ Флеминг 2014 , с. 60: «Несмотря на то, что он использовал греческий язык во всех придворных отношениях, Али считался прежде всего албанцем. путь Османской империи».
- ^ Паппас 1982 , с. 269.
- ^ Роуленд Э. Протеро, изд., Работы лорда Байрона: письма и журналы , Том. 1, 1898, «Магометан+буонапарте»&pg=PA252 с. 252 (письмо от Превезы , 12 ноября 1809 г.)
- ^ Jump up to: а б Томас Кейтли (1830). История войны за независимость Греции . Том. 1. Эдинбург: Констебль .
- ^ Флеминг 1999 , с. 96.
- ^ Христианство и ислам при султанах, том II (1929) Автор: Хаслак, ФРВ Тема: РЕЛИГИЯ. ТЕОЛОГИЯ; Доисторические и примитивные религии Издательство: Оксфорд в Clarendon Press.
- ^ Возвышение и защита культуры с помощью инструментов информационного общества: пыльные следы мусульманской культуры . Земляная лаборатория. п. 339. ИСБН 978-9-6023-3187-3 .
Население пасалига в тот период состояло из греков и албанцев79. Хотя правящий класс феодалов и армия состояли из албанцев, Али-пашу удерживали у власти преимущественно греки.
- ^ Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность Балканского патриархата (на немецком языке). Бёлау Верлаг Вена. п. 367. ИСБН 978-3-2050-5545-7 .
Не только влахи, но и многие семьи Саракаца были вынуждены избежать давления Али-паши путем эмиграции.
- ^ Сантас, Константин (1976). Аристотель Валаоритис . Бостон, Массачусетс: Twayne Publishers. п. 67. ИСБН 978-0-8057-6246-4 .
Танасис Вайяс, человек, который якобы возглавил полчища Али-паши против деревни Эпир, Гардики, что привело к резне семисот мужчин, женщин и детей.
- ^ Поттс, Джим (2010). Ионические острова и Эпир: история культуры . Издательство Оксфордского университета. стр. 158–159. ISBN 978-0-1997-5416-8 .
- ^ Фосс, Артур (1978). Эпир . Фабер. ISBN 978-0-5711-0488-8 . п. 139. «Хьюз также восхищался Дервизианой и видом на долину, «одну из благороднейших долин Эпира». Здесь он встретил мальчика-пастушка с трубкой, сделанной из орлиного крыла. Этот орел унес несколько ягнят, находящихся на его попечении, поэтому Вооруженный длинным албанским ножом, он взобрался на крутой склон горы, схватил и убил мародера в его гнезде, где находились хозяева Хью. резня в Гардики в Албании, когда Али-паша использовал греков для резни албанско-мусульманских жителей деревни, которые изнасиловали его мать-тигрицу, а мусульманские войска, хотя и были лояльны визирю, отказались выполнить это указание».
- ^ Рассел и Рассел 2017 , с. 86.
- ^ Аморетти, Гвидо (2007). Светлейшая республика в Греции: XVII-XVIII века: по рисункам капитана Антонио Паравии и архивам Венеции . Омега. п. 160.
Жители, которые были в основном греками и чрезвычайно лояльны к венецианскому флагу, отказались стать подданными мусульман и решили покинуть свой дом.
- ^ Дакин, Дуглас (1973). Борьба Греции за независимость, 1821-1833 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 45. ИСБН 978-0-5200-2342-0 .
- ^ Джим Поттс (2010). Ионические острова и Эпир: история культуры . Издательство Оксфордского университета. п. 154. ИСБН 978-0-1997-5416-8 .
- ^ Jump up to: а б Коколакис, Михалис (2003). Покойный пашалик Янины: пространство, администрация и население в Эпире, находившемся под властью Османской империи (1820–1913)] . Афины: EIE-KNE. п. 189. ИСБН 9-6079-1611-5 . "Город Парга изначально был отдельным регионом. Как известно, Парга с 1800 года относилась к частям привилегированного воеводства Превеза, куда входили континентальные владения бывшей Венецианской республики, но в отличие от Превезы сумела с 1807 года подать сначала на французском, а затем на английском языке защиты из последнего (1819 г.) город, полностью покинутый его жителями, был передан Али-паше. Последний заселил его местными албаноязычными жителями Цамурии, к которым Киутачис присоединил в 1831 г. несколько семей мусульманских беженцев из Цамурии. Пелопоннес».
- ^ Jump up to: а б Рассел и Рассел 2017 , с. 268.
- ^ Диксон, Джеффри С. (2013). Руководство по внутригосударственным войнам: справочник по гражданским войнам . Саркис, Мередит Рид, 1950-. Вашингтон, округ Колумбия: CQ. ISBN 978-1-4522-3420-5 . ОСЛК 906009220 .
- ^ Рассел и Рассел 2017 , с. 225.
- ^ Флеминг 2014 , с. 59: «Однако, когда Али в последние годы жизни обнаружил, что ему противостоят войска султана, ему удалось создать антиосманскую коалицию, заручившись поддержкой сулиотов отчасти за счет апелляции к общему албанскому происхождению». п. 63: «Эрзац-союз между сулиотами и албанцами Али против войск султана был заключен только после обещания Али, что он вернет сулиотов на их землю».
- ^ Виктор Рудометоф, Роланд Робертсон (2001), Национализм, глобализация и ортодоксальность: социальные истоки этнического конфликта на Балканах , Greenwood Publishing Group, 2001, стр. 25, ISBN 978-0-3133-1949-5
- ^ «Порядок обязательств: долг и кредит в режиме Али-паши» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2021 года . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Ноймайер, Мэри Эмили (2016). Архитектурная трансформация османских провинций при Тепеделенли Али-паше, 1788-1822 гг. (PDF) (Диссертация). п. 346 . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Флеминг 2014 , с. 46.
- ^ Флеминг 2014 , стр. 46–47.
- ^ Рассел и Рассел 2017 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б Флеминг 2014 , с. 47.
- ^ Папагеоргиу 2014 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и Ходжа 2007 , с. 94.
- ^ Калливретакис, Леонидас (1995). « Греческая община Албании с точки зрения исторической географии и демографии ». Николакопулос, Илиас, Кулубис Теодорос А. и Танос М. Веремис (ред.). Греки Албании [Греки Албании] . Афинский университет. п. 27, 32
- ^ Флеминг 2014 , с. 66.
- ^ Флеминг 2014 , с. 64.
- ^ Гераклид, Алексис; Кромида, Юлли (2023). Греко-албанские противоречия с девятнадцатого века: история . Тейлор и Фрэнсис. п. 9. ISBN 978-1-0032-2424-2 .
В вилайете Янина греческое присутствие, а также экономическое, образовательное и культурное влияние были обширными, но было также много албанцев. Помимо греков и албанцев, были также славяне, валахи, евреи и цыгане. В Пашалике Янины под руководством Али-паши, многоэтническом полунезависимом образовании площадью около 75 000 квадратных километров, которое доминировало на сцене более 30 лет, с 1788 года до конца 1821 года, греки (точнее, говорящие по-гречески) составляли большинство. потому что Пашалик не ограничивался первоначальным вилайетом Янина, а включал в себя другие части южной Албании, часть центральной Македонии, большую часть Фессалии и даже значительной части Стереи Эллады (Румели, как она тогда называлась), за исключением Виотии и Аттики, а также города Патры на Пелопоннесе (Морея, как она тогда называлась). (.) Во всем вилайете присутствие и влияние греков были значительными за эти 90 лет, причем греки составляли сильное меньшинство, но албаноязычные, будь то мусульмане или православные христиане, составляли большинство населения, две трети которого составляли тоски-мусульмане и на треть православные тоски, проживавшие в основном в санцаке Гирокастра, а также на севере и западе санцака Янина.
- ^ Калливретакис 1995 , стр. 27–32.
- ^ Калливретакис 1995 , с. 36 «Жители Парамифиана и Дельвинона называются Джамидесами, а место Цамурия», — учил Афанасий Псалид в начале XIX века и продолжал: «Он населен греками и албанцами; первых больше», при этом он различал вторых на албанских христиан и албанцев-мусульман. В конце прошлого века регион Цамурия принадлежал вилайету Янина и был разделен между Казадами Маргарити (обратите внимание на провинции Маргарити и Тиамис), Парамифией (обратите внимание на провинцию Сули), Филиатами (обратите внимание на провинции Сули), та же провинция и часть албанской провинции Агиос Саранда) и Дельвино (албанская провинция).
- ^ Анемодура 2020 , с. 19: Эту территорию населяют албано- и влах-говорящее население, а также грекоязычное население (в основном расположенное в долине Дропулли, которую пересекает река Дриноси и деревни региона Химара).
- ^ Виннифрит 1992 , с. 79.
- ^ Доксиадис 2018 , с. 95:Благодаря его образовательным усилиям произошла значительная эллинизация албанского населения, особенно в Пашалике Янины, где значительный процент албанского населения составляли православные христиане.
Источники
[ редактировать ]- Анемодура, Мария (2020). «Политические и экономические структуры на территории Али-паши Тепенделенли. От «восточного деспотизма» к современности» . Пергам — Библиотечно-информационный центр Афинского национального университета имени Каподистрии . Проверено 21 июля 2023 г.
- Доксиадис, Евдоксиос (2018). Государство, национализм и еврейские общины современной Греции . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4742-6347-4 .
- Флеминг, Кэтрин Элизабет (1999). Мусульманский Бонапарт: дипломатия и ориентализм в Греции Али-паши . Издательство Принстонского университета. п. 36. ISBN 978-0-6910-0194-4 .
- Флеминг, К.Э. (2014). Мусульманин Бонапарт: дипломатия и ориентализм в Греции Али-паши . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6497-3 .
- Элси, Роберт (2012). Биографический словарь истории Албании . ИБ Таурис. п. 27 . ISBN 978-1-7807-6431-3 .
- Ховард, Дуглас А. (2017). История Османской империи . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-1081-0747-1 .
- Ходжа, Надежда (2007). «Али-паша из Тепелени и этнические группы в пашалике Янины в наблюдениях Лика». ДЕЙСТВИЯ : 93–97. ISSN 2073-2244 .
- Калливретакис, Леонидас (1995). «Греческая община Албании с точки зрения исторической географии и демографии [Греческая община Албании с точки зрения исторической географии и демографии]» . В Николакопулосе, Илиас; Кулубис Теодорос А.; Танос М. Веремис (ред.). Греки Албании [ Греки Албании ]. Афинский университет. ISBN 978-9-6008-0054-8 .
- Малькольм, Ноэль (2020). Повстанцы, верующие, выжившие: исследования по истории албанцев . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1925-9922-3 .
- Папагеоргиу, Стефанос П. (2014). «Отношение беев южных провинций Албании (Тоскария) к Али-паше Тепеделенли и Блистательной Порте (середина XVIII-середина XIX вв.)» . Балканские Cahiers . 42 . дои : 10.4000/ceb.3520 .
- Рассел, Евгения; Рассел, Квентин (30 сентября 2017 г.). Али-паша, Янинский лев: Замечательная жизнь балканского Наполеона . Перо и меч. п. 86. ИСБН 978-1-4738-7722-1 .
- Таннер, Маркус (2014). Горная королева Албании: Эдит Дарем и Балканы . Лондон: IBTauris. ISBN 978-1-7807-6819-9 .
- Вакалопулос, Апостолос Э. (1973). История нового эллинизма, Том IV: Турецкое правление 1669–1812 гг. - Экономический подъем и просвещение рода (Издание B ') [ История современного эллинизма, Том IV: Турецкое правление 1669–1812 гг. - Экономический подъем и просвещение нации (2-е издание) ] (на греческом языке). Салоники: Эмм. Сфакианакис и сыновья.
- Виннифрит, Том (1992). «Албания и Османская империя». В Виннифрите, Том (ред.). Перспективы Албании . Уорикские исследования в области европейских гуманитарных наук. Спрингер. стр. 74–88. ISBN 978-1-3492-2050-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Илиджак, Шюкрю, изд. (2021). Эти неверные греки: греческая война за независимость через османские архивные документы . Брилл. дои : 10.1163/9789004471306 . hdl : 20.500.12657/50791 . ISBN 978-9-0044-7129-0 .
- Сакеллариу, М.В. (1997), Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации , Экдотике Афинон, с. 480, ISBN 978-9-6021-3371-2 ,
с. 380
- Смирис, Георгиос (1 января 2000 г.). «Укрепительная сеть пашалика Янины: 1788-1822 гг.» . Национальный технический университет Афин (на греческом языке). Национальный технический университет Афин (NTUA). Школа архитектурного проектирования. дои : 10.12681/eadd/12426 . hdl : 10442/хеди/12426 .
- Скиотис, Деннис (1976). «Греческая революция: последняя игра Али-паши» (PDF) . Эллинизм и первая греческая освободительная война (1821–1830 гг.): преемственность и изменения . Йоркский университет, факультет свободных искусств и профессиональных исследований: 97–109. Архивировано из оригинала (PDF) 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
- Скиотис, Деннис Н. (июль 1971 г.). «От бандита до паши: первые шаги прихода к власти Али Тепеленского, 1750–1784». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 2 (3): 219–244. дои : 10.1017/S0020743800001112 . JSTOR 162196 . S2CID 159559591 .
- Вакалопулос, Апостолос Э. (1975). «Пелопоннес: Последний период венецианского правления (1685–1715)» [Пелопоннес: Последний период венецианского правления (1685–1715)]. Христопулос, Георгиос А. и Бастиас, Иоаннис К. (ред.). История греческой нации, Том XI: Эллинизм под иностранным правлением (период 1669–1821 гг.), Туркократия – латинократия [ История греческой нации, Том XI: Эллинизм под иностранным правлением (период 1669–1821 гг.), Туркократия – латинократия ] (в греческий). Афины: Экдотики Афинон. стр. 206–209. ISBN 978-960-213-100-8 .
- Упадок 1822 года в Османской империи
- 18 век в Греции.
- 19 век в Греции.
- Штаты и территории, основанные в 1787 году.
- Бывшие страны на Балканах
- Эялеты Османской империи в Европе
- Османский Эпир
- Османская Албания
- Османская Греция
- 1788 заведений в Османской империи
- Заведения XVIII века в Греции
- Али-паша Янины
- Вассальные государства Османской империи