Жан Буридан
Жан Буридан | |
---|---|
Рожденный | в. 1301 |
Умер | в. 1359 – ок. 1362 |
Альма-матер | |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | |
Учреждения | Парижский университет |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Жан Буридан (англ. Французский: [byʁidɑ̃] ; Латынь : Иоганн Буридан ; в. 1301 – ок. 1359/62 XIV века ) — влиятельный французский философ .
Буридан всю свою карьеру преподавал на факультете искусств и Парижского университета уделял особое внимание логике и трудам Аристотеля . Буридан посеял семена коперниканской революции в Европе. [9] Он разработал концепцию импульса , ставшую первым шагом к современной концепции инерции и важным событием в истории средневековой науки . Его имя наиболее известно благодаря мысленному эксперименту , известному как «Осел Буридана» , но этот мысленный эксперимент не упоминается в его дошедших до нас трудах. [10]
Жизнь
[ редактировать ]Образование и карьера
[ редактировать ]Буридан родился где-то до 1301 года, возможно, в городе Бетюне в Пикардии , Франция , или недалеко от него. [11] или, возможно, в другом месте Аррасской епархии. [12] Он получил образование в Париже, сначала в Коллеж дю Кардинал Лемуан , а затем в Парижском университете , получив степень магистра гуманитарных наук и официальную лицензию на преподавание в последнем к середине 1320-х годов. [11]
Необычно то, что он провел всю свою академическую жизнь на факультете искусств, вместо того, чтобы получить докторскую степень в области права , медицины или теологии , которые обычно готовили путь к карьере в философии . [11] Также необычно для философа своего времени, Буридан в дальнейшем сохранял свою интеллектуальную независимость, оставаясь светским священнослужителем , а не присоединяясь к религиозному ордену . В папском письме 1330 года он упоминается просто как « clericus Atrebatensis diocoesis, magister in artibus [клерик из Аррасской епархии и магистр искусств]». [13] Поскольку университетские уставы разрешали преподавать или писать по этому предмету только тем, кто получил богословское образование, Буридана не было ни сочинений по богословским вопросам, ни комментариев к « » Петра Ломбарда Предложениям . [11]
Спекуляции о причинах его ухода от религиозных вопросов остались неопределенными. [14] [15] [16] Большинство ученых считают маловероятным, что он остался незамеченным, учитывая его философские таланты. Кроме того, маловероятно, что он не мог себе позволить изучать богословие, учитывая, что он получал несколько стипендий и стипендий. Действительно, в документе 1350 года он указан как один из учителей, способных прокормить себя без финансовой помощи университета. [11] Зупко предположил, что Буридан «сознательно решил остаться среди «художников [ Artistae ] »». [11] возможно, рассматривая философию как светское предприятие, основанное на том, что очевидно как для чувств, так и для интеллекта, а не на неочевидных истинах теологии, открываемых через Священные Писания и доктрины. [11]
Последнее появление Буридана в исторических документах произошло в 1359 году, когда он упоминался как судья в территориальном споре между англичанами и пикардами. [11] Предполагается, что он умер некоторое время спустя, поскольку в 1362 году одна из его бенефиций была передана другому лицу. [17]
Епископ . Саксонский Альберт , известный как логик , был одним из самых выдающихся его учеников [ нужна ссылка ]
Ордонанс Людовика XI Французского 1473 года, направленный против номиналистов , запрещал чтение его произведений. [ нужна ссылка ]
Апокрифические истории
[ редактировать ]Где очень мудрая Элоиза ,
Ради кого кастрировали, а потом (сделали) монахом,
Пьер Эсбайяр ( Абелард ) в Сен-Дени ?
За свою любовь он понес этот приговор.
Аналогично, где королева ( Маргарита Бургундия )
Кто заказал этого Буридана?
Были брошены в мешке в Сену ?
Ох, где былые снега!
О его известных любовных похождениях и приключениях имеется множество апокрифических историй, которых достаточно, чтобы показать, что он пользовался репутацией очаровательной и загадочной фигуры в парижской жизни. [18] Ни одна из историй не может быть подтверждена, и большинство из них противоречат известным историческим сведениям. [19]
По некоторым слухам, он умер, когда король Франции приказал положить его в мешок и бросить в реку Сену после того, как его роман с королевой стал известен. Франсуа Вийон намекает на это в своей знаменитой поэме « Баллада о дамах дю Темпс Жади» . Другие предполагают, что он был изгнан из Парижа из-за своих номиналистических учений и переехал в Вену, чтобы основать Венский университет . Другая история рассказывает о том, как он ударил папу Климента VI ботинком. [11] [19]
Теория импульса
[ редактировать ]Понятие инерции было чуждо физике Аристотеля . Аристотель и его странствующие последователи считали, что тело поддерживается в движении только под действием непрерывной внешней силы . Таким образом, с точки зрения Аристотеля, снаряд, движущийся по воздуху, обязан своим продолжающимся движением вихрям или вибрациям в окружающей среде - явление, известное как антиперистазис . В отсутствие непосредственной силы тело почти сразу же остановилось бы.
Теория импульса предполагала, что движение поддерживается каким-то свойством тела, приобретённым, когда оно было приведено в движение. Буридан был первым, кто назвал это свойство поддержания движения импульсом , но сама теория, вероятно, возникла не у него. Менее сложное понятие внушающего воздействия можно найти в комментариях Иоанна Филопона к физике Аристотеля. [8] В этом на него, возможно, повлиял Иоанн Филопон , который развивал стоическое понятие hormé (импульса). [8] [20] Основное различие между теорией Буридана и теорией его предшественника состоит в том, что он отверг точку зрения о самопроизвольном рассеивании импульса, вместо этого утверждая, что тело будет остановлено силами сопротивления воздуха и гравитации , которые могут противодействовать его импульсу. Буридан далее считал, что импульс тела увеличивается со скоростью, с которой оно было приведено в движение, и с количеством содержащейся в нем материи. Это тесно связано с современной концепцией импульса . Буридан рассматривал импульс как причину движения объекта:
- ... после выхода из руки метателя снаряд будет перемещаться под действием импульса, данного ему метателем, и будет продолжать двигаться до тех пор, пока импульс будет сильнее сопротивления, и будет иметь бесконечную продолжительность, если бы он был не умаляется и не искажается противодействующей ему силой или чем-то, склоняющим его к противоположному движению ( Аристотеля Вопросы к «Метафизике» XII.9:73ra). [21]
Буридан также утверждал, что импульс — это переменное качество, сила которого определяется скоростью и количеством материи в субъекте. Таким образом, ускорение падающего тела можно понимать как постепенное накопление им единиц импульса. [8]
Наследие
[ редактировать ]Благодаря его разработкам историки науки Пьер Дюэм [22] и Аннелиз Майер [23] оба считали, что Буридан сыграл важную роль в упадке аристотелевской космологии . [24] Дюгем даже называл Буридана предшественником Галилея . [25] Зупко не согласился, указав, что Буридан не использовал свою теорию для преобразования науки о механике, а вместо этого оставался убежденным аристотелевцем, думая, что движение и покой являются противоположными состояниями и что Вселенная конечна в размерах. [8]
Работает
[ редактировать ]- Хьюз, GE (1983). Джон Буридан о самореференции: восьмая глава «Софизматов» Буридана. Издание и перевод с предисловием и философским комментарием. Кембридж/Лондон/Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-28864-9 .
- Кинг, Питер (1986). Логика Джона Буридана: Трактат о предположении; Трактат о последствиях. Перевод с латыни с философским введением, Дордрехт: Рейдель.
- Зупко, Джон Александр, изд. и тр. (1990). Философия разума Джона Буридана: издание и перевод книги III его вопросов к De Anima Аристотеля (третья редакция) с комментариями, критическими и интерпретативными эссе. Докторская диссертация, Корнелльский университет.
- Клима, Дьюла, тр. (2002). Джон Буридан: «Суммы диалектики». Йельская библиотека средневековой философии. Нью-Хейвен, Коннектикут/Лондон: Издательство Йельского университета.
- Джон Буридан (2015). Трактат о последствиях в переводе с введением Стивена Рида. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета.
- Клима Г., Соболь П.Г., Хартман П. и Зупко Дж. (31 мая 2023 г.). Вопросы Джона Буридана по поводу Анимы Аристотеля - Иоаннис Буридани Quaestiones в Aristotelis de Anima (Том 9). Спрингер.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Зупко 2015, §4
- ^ Зупко 2015
- ^ Джэгвон Ким, Эрнест Соса, Гэри С. Розенкранц (ред.), Товарищ по метафизике , Wiley-Blackwell, 2010, стр. 164: «Буридан, Жан».
- ^ Клагетт 1959, с. 331.
- ^ « Нерастворимые » в Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клагетт 1960, с. 522.
- ^ Зипко 2015, н. 5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Зупко 2015, §6
- ^ Кун, Т. Коперниканская революция , 1958, стр. 119–123.
- ^ Дюга, Рене. История механики. 1955. Тр.: Мэддокс, младший. История механики. Дувр: Нью-Йорк. 1988:48. « [Пьер] Дюэм , подробно изучивший труды Буридана, в том числе касающиеся свободы воли , говорит, что он не нашел никаких следов притчи об осле, которая, помимо его статуса в истории механики, сделала имя Буридана классическим. ."
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Зупко 2015, §1
- ^ Стрейгер, М.; Баккер, PJJM; Тийссен, JMMH, ред. (2010). Джон Буридан: Вопросы к книгам Аристотеля о порождении и разложении Критическое издание с введением Брилл. п. 1. ISBN 9789004185043 .
Часто повторяемое предание о том, что он родился в городе Бетюне, является ложным.
- ^ Фарал 1951, с. 11
- ^ Зупко 2004, гл. 10
- ^ Кортни, 2002 г.
- ^ Кортни, 2005 г.
- ^ Майкл 1986, стр. 79–238, 399–404.
- ^ Фарал 1951, с. 16
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фарал 1951, с. 9-33
- ^ Зупко 1997
- ^ Т. Ф. Глик, С. Дж. Ливси, Ф. Уоллис, Средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия , 2005, стр. 107.
- ^ Дюэм, Пьер (1906–13). Исследования Леонардо да Винчи . Полет. 1–3. Париж: Германн.
- ^ Майер, Аннелизе (1955). «Метафизические основы поздней схоластической натурфилософии». Исследования по натурфилософии позднего схоластического периода . Рим: Storiae Letteratura.
- ^ Грант, Эдвард (1971). Физическая наука в средние века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521292948 .
- ^ Дюэм 1906–13
Источники
[ редактировать ]- Клагетт, Маршалл (1960). Наука механика в средние века (изд. 1980 г.). Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0299019006 .
- Куртенэ, Уильям Дж. (2002). «Награда философии: церковный доход Жана Буридана». Исследования в области средневековой теологии и философии . 68 : 163–69. дои : 10.2143/rtpm.68.1.859 .
- Куртенэ, Уильям Дж. (2005). «Парижский университет во времена Джона Буридана и Николь Орем». Виварий . 42 (1): 3–17. дои : 10.1163/1568534042066974 . S2CID 170742014 .
- Фарал, Эдмонд (1951). «Жан Буридан: Мастер искусств Парижского университета». Отрывок из «Литературной истории Франции» . Полет. 1. Париж: Национальная империя.
- Майкл, Бернд (1986). Иоганн Буридан: Исследования его жизни, его творчества и рецепции его теорий в Европе позднего средневековья [ Жан Буридан: Его жизнь, его работы и реакция на его теории в Европе позднего средневековья ]. 2 тома. Докторская диссертация. Берлинский университет.
- Зупко, Джек (1998). «Что такое наука о душе? Пример эволюции натурфилософии позднего средневековья». Синтезируйте . 110 (2): 297–334. дои : 10.1023/А:1004969404080 . S2CID 149443888 .
- Зупко, Джек (2004). Джон Буридан. Портрет мастера искусств четырнадцатого века . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 9780268032562 .
- Зупко, Джек (2015). «Иоанн Буридан» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 5 февраля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Климат, Дьюла (2009). Джон Буридан . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Ланди, Марчелло (2008). «Вклад в изучение науки в средние века. Трактат Il cielo e il mondo Иоанна Буридана и сравнение с некоторыми положениями Фомы Аквинского» [Вклад в изучение науки в средние века. Небо и мир Жана Буридана и сравнение с некоторыми положениями Фомы Аквинского. Дивус Томас . 110 (2): 151–185.
- Тийссен, JMMH и Джек Зупко (редактор) (2002). Метафизика и натурфилософия Джона Буридана Лейдена: Brill.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зупко, Джек. «Иоанн Буридан» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Библиография Фабьен Пироне (до 2001 г.)
- Логика и метафизика Буридана: аннотированная библиография (обновляет библиографию Фабьен Пироне до 2014 г.)
- Логические произведения Буридана. I. Обзор Summulae de dialectica - подробное изложение девяти трактатов Summulae de dialectica.
- Логические произведения Буридана. II. «Трактат о последствиях» и другие сочинения, краткое изложение других сочинений по логике.
- Буридан: Издания, переводы и исследования рукописной традиции. Полная библиография логических и метафизических работ.
- 1295 рождений
- 1361 смерть
- Французские писатели XIV века.
- Французские римско-католические священники XIV века
- Французские философы XIV века.
- Люди из Бетюна
- Латинские комментаторы Аристотеля
- Натурфилософы
- Схоластические философы
- Ученые католического духовенства
- Католические философы
- Французские писатели-мужчины
- французские логики
- Академический состав Парижского университета
- Средневековые физики
- Писатели XIV века на латыни