Каман HH-43 Хаски
HH-43 Хаски | |
---|---|
![]() | |
HH-43B Huskie ВВС США | |
Роль | Пожаротушение/спасение |
Производитель | Каман Эйркрафт |
Дизайнер | Антон Флеттнер |
Первый полет | 21 апреля 1953 г. |
Введение | ноябрь 1958 г. |
Ушедший на пенсию | Начало 1970-х годов |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США Корпус морской пехоты США ВМС США |
Количество построенных | 370 [ 1 ] |
Развитый в | Каман К-1125 |
Kaman HH-43 Huskie — вертолёт , разработанный и производимый американским производителем винтокрылых машин Kaman Aircraft . [ 2 ] Пожалуй, наиболее отличительной чертой этого самолета является использование двойных взаимозацепляющихся несущих винтов , которые были в значительной степени разработаны немецким авиационным инженером Антоном Флеттнером .
HH-43, впервые совершивший полет 21 апреля 1953 года, был запущен в производство и эксплуатировался несколькими военными авиационными службами, включая ВВС США , ВМС США и Корпус морской пехоты США . В первую очередь он предназначался для использования при тушении пожаров и спасании самолетов в непосредственной близости от авиабаз, но широко применялся во время войны во Вьетнаме . Он использовался в качестве поисково-спасательной платформы, часто дополняя его самодельными модификациями и новым оборудованием, чтобы лучше соответствовать тропическим условиям. HH-43 также экспортировался в ряд других стран и продавался на коммерческой основе. Он установил несколько авиационных рекордов в своем классе и стал первым вертолетом, экспериментировавшим с двухтурбинными двигателями. В ранних моделях использовался плоский шестицилиндровый двигатель или радиально-поршневой двигатель Wasp, а затем его заменили на одинарный газотурбинный двигатель. Ранние модели с поршневым двигателем имели три киля на сдвоенном хвостовом оперении, но модель с турбиной имела 4 вертикальных киля на двух хвостовых балках и выхлопную трубу двигателя. К 1970-м годам его заменили более новые винтокрылые машины, которые обычно были больше и обладали более высокими характеристиками. Многие вертолеты попали на гражданский рынок и в музеи.
В соответствии с системой обозначения самолетов, использовавшейся ВМС США до 1962 года, версии ВМФ и Корпуса морской пехоты США первоначально обозначались как HTK , HOK или HUK для их использования в качестве учебных, наблюдательных или вспомогательных самолетов соответственно. Версия для ВВС называлась H-43A, однако после 1962 года система обозначений была объединена, и она стала HH-43A, а H-43B - HH-43B. HUK-1 стал UH-43C, HOK-1 стал OH-43D, а HTK-1 стал TH-43E. TH-43E представлял собой учебную версию, используемую ВМФ, с шестицилиндровым плоским двигателем и вместимостью трех человек; эта версия имела три вертикальных киля на конце одинарной, а не двойной хвостовой балки.
Разработка
[ редактировать ]

В 1947 году немецкий авиационный инженер Антон Флеттнер был доставлен в США в рамках операции «Скрепка» . [ 3 ] Он был разработчиком двух более ранних конструкций синхроптеров из Германии во время Второй мировой войны : Flettner Fl 265 , который был пионером в конструкции синхроптера, и чуть более позднего Flettner Fl 282 Kolibri («Колибри»), предназначенного для дальнейшего производства. В обеих конструкциях использовался принцип встречного вращения бок о бок взаимно зацепляющихся несущих винтов в качестве средства решения проблемы компенсации крутящего момента, которой в одновинтовых вертолетах обычно противостоят хвостовой винт , фенестрон , NOTAR или вентилируемый выхлоп нагнетателя. Флеттнер остался в США и стал главным конструктором компании «Каман». [ 4 ] В этом качестве он разработал множество новых вертолетов, в которых использовался двойной ротор Флеттнера.
21 апреля 1953 года первый прототип, названный производителем К -225 , совершил свой первый полет . Позже он был принят на вооружение ВМС США как HTK-1 , после чего был оснащен одним двигателем Lycoming O-435 плоско-шестипоршневым мощностью 240 л.с. (180 кВт). В 1954 году в ходе эксперимента, проведенного совместно Кейманом и ВМС США, одиночный HTK-1 был модифицирован и совершил полет, при этом его поршневой двигатель был заменен парой Boeing T50-BO-2 газотурбинных двигателей общей мощностью 380 л.с. (280 кВт). , став первым в мире двухтурбинным вертолетом. [ 5 ]
Впоследствии появился гораздо более мощный Pratt & Whitney R-1340 Wasp радиально-поршневой двигатель , способный развивать мощность 600 л.с. (450 кВт), предназначенный для гораздо более тяжелых версий HOK-1 , HUK-1 и H-43A для морской пехоты США. , ВМС США и ВВС США соответственно. ВВС США также решили закупить две модели, оснащенные одним двигателем Lycoming T53 турбовальным : HH-43B мощностью 860 л.с. (640 кВт) и HH-43F мощностью 825 л.с. (615 кВт). [ 6 ] Вариант HH-43B установил несколько мировых рекордов для вертолетов в своем классе в начале 1960-х годов, в том числе по скороподъемности, высоте и пройденному расстоянию. [ 7 ] У Huskie было множество комбинаций хвостового оперения и плавников в разных вариантах, например, одинарное хвостовое оперение с двумя или тремя плавниками или двойная хвостовая балка с четырьмя вертикальными плавниками.
Дизайн
[ редактировать ]

В конструкции было два несущих винта, каждый с двумя лопастями, лопасти были сделаны в основном из дерева, а два несущих винта были связаны трансмиссией для правильной синхронизации. [ 8 ] В конструкции использовались различные двигатели, включая шестицилиндровый оппозитный радиальный двигатель, одну газовую турбину, а также испытывались двухтурбинные двигатели. Задняя часть самолета имела три основные конфигурации: три вертикальных киля на конце одинарной хвостовой балки, три вертикальных киля на концах сдвоенных хвостовых балок и, наконец, 4 вертикальных киля на концах сдвоенных хвостовых балок вместе с выхлопом двигателя. В конструкции обычно было четыре колеса для приземления, некоторые имели комбинированное колесо и лыжу, а также была версия с двумя поплавками.
Управление полетом HH-43 в основном осуществлялось с помощью серии сервоклапанов или больших язычков, которые располагались на задней кромке каждой лопасти несущего винта; срабатывание этих закрылков [ как? ] приведет к деформации несущих винтов и, таким образом, заставит вертолет либо подниматься, либо опускаться по желанию. [ 7 ] Лопасти несущего винта были изготовлены из ламинированной древесины; это ограничивало использование самолета в сильные дожди, поскольку могло привести к расслоению лопастей. [ 9 ] Обычного рулевого винта не было; его отсутствие придавало винтокрылой машине несколько необычный вид. [ 10 ] Двойные несущие винты, вращающиеся в противоположных направлениях, представляли особую опасность на земле; Экипажам было приказано избегать приближения к машине или отхода от нее с боков, а вместо этого продвигаться вперед или покидать машину спереди, поскольку в этом положении лопасти будут находиться на самом высоком уровне. [ 11 ] Предупреждения, подкрепляющие эту инструкцию, обычно были нарисованы по бокам пилонов, поддерживающих головки несущего винта.
Модель B имела четыре вертикальных стабилизатора на концах двойной хвостовой балки сзади, но не имела рулевого винта, поскольку два главных винта, вращающихся навстречу друг другу, уравновешивали друг друга. У него было комбинированное колесо и полозья, которые помогали приземляться на мягкий грунт. [ 12 ]
Интерьер HH-43 с турбинным двигателем Т53 был разделен на два несколько тесных отсека: кабину пилота спереди и кормовой боевой отсек, которые соединялись небольшим отверстием, слишком узким для прохода большей части личного состава (первоначальный радиальный отсек). версии с поршневым двигателем отсутствовали кормовой отсек). [ 13 ] В зависимости от выполняемой задачи кормовой отсек будет использоваться для размещения пожарных, медиков, механиков и/или спасателей; В этом пространстве были предусмотрены складные сиденья, установленные на боковой стенке, для размещения до четырех человек, тогда как в кабине обычно размещались только пилот и второй пилот. В типичной конфигурации должна была быть установлена пара раскладывающихся дверей , которые могли открываться в кормовую часть заднего отсека; в тропических условиях эти двери часто снимали, чтобы охладить интерьер; в такой конфигурации будет установлена кормовая сетка, предотвращающая выпадение персонала из самолета. все же использовалась автоматическая винтовка Браунинг . Официально не было одобрено никаких креплений для вооружения, но в некоторых импровизированных устройствах на кормовой рампе [ 14 ]
На внешней стороне винтокрылого аппарата обычно устанавливался моторизованный подъемник, который обычно использовался для спасательных операций; Управление подъемником обычно осуществлялось из кормового отсека, но пилот также мог напрямую управлять подъемником с помощью циклической ручки управления. Для спасательных операций на море к концу подъемника была прикреплена мягкая стропа, получившая прозвище «конский ошейник», для облегчения операций по спасению. [ 13 ] Из-за неудовлетворительных результатов в полевых условиях обычно устанавливались другие устройства, в том числе проволочная корзина «Подстилка Стокса» и тяжелый «проникающий лес». [ 15 ] Его также называли «Проникающим в джунгли», он имел подпружиненные рычаги и сиденье, на котором можно было подниматься или опускаться с вертолета с помощью подъемника. PJ мог спуститься вниз и помочь подобрать сбитых летчиков, а в спасательной версии внутри были носилки и аптечка. [ 16 ] У преступника из джунглей были раскладные сиденья, на которых могли разместиться до трех человек. [ 12 ]
Операционная история
[ редактировать ]



Huskie поступил на вооружение ВВС в конце 1958 года. Он также был принят на вооружение ВМФ и Корпуса морской пехоты, но не армии. Он широко использовался во время войны во Вьетнаме и был важным поисково-спасательным вертолетом. Его также использовали для тушения пожаров и для коммунальных работ. Ранние модели с роторным двигателем уступили место моделям с турбинным двигателем. Он также продавался на гражданском рынке, и как минимум одна модель Warbird находится в летном состоянии в 21 веке.
HH-43 Huskie был закуплен ВВС США; первые H-43A были поставлены на вооружение в ноябре 1958 года, а первые H-43B были приняты в июне 1959 года. [ 7 ] ВВС США в первую очередь закупили этот тип для проведения спасательных операций на местных базах и борьбы с пожарами в самолетах. Для последнего варианта H-43 обычно оснащался бортовым комплектом пожаротушения, который висел под ним; этот комплект, разработанный на авиабазе Райт-Паттерсон , весил всего 1000 фунтов, но мог произвести почти 700 галлонов огнетушащей пены. Хаски обычно могли добраться до места крушения раньше, чем это могли сделать наземные транспортные средства, что экономило часто критическое время при спасении. [ 7 ] У вертолета была особенно сильная нисходящая волна, которая пригодилась при тушении пожаров. [ 8 ] В 1962 году ВВС США решили изменить обозначение H-43 на HH-43, чтобы отразить роль винтокрылого аппарата как спасательной машины. HH-43F был последней моделью, поставленной в ВВС США. Они отличались от более ранних моделей в первую очередь модификациями двигателя и несущего винта, обеспечивающими большую подъемную силу. [ 7 ]
Хаски использовался за границей во время войны во Вьетнаме ; Этот тип эксплуатировали несколько отрядов Тихоокеанского авиаспасательного центра, 33-я , 36-я , 37-я и 38-я авиационно-спасательные эскадрильи, а также 40-я аэрокосмическая спасательно-восстановительная эскадрилья . Персонал стал обычно называть самолет по позывному «Педро». Вначале ограниченная дальность полета винтокрылой машины оказалась помехой для операций; некоторые экипажи прибегли к использованию импровизированного дополнительного топливного бака, расположенного в кормовом отсеке, что увеличило запас топлива примерно на 75 процентов. [ 17 ] Хаски выполнил первую боевую медицинскую эвакуацию в марте 1965 года для летчика, сбитого во вьетнамской демилитаризованной зоне во время операции Rolling Thunder . [ 16 ] В то время «Хаски» были единственными спасательными вертолетами, которые находились на вооружении, другие типы, такие как «Веселый зеленый гигант», прибыли позже. [ 16 ]
Во время конфликта HH-43 выполнил больше спасательных операций, чем все другие винтокрылые машины вместе взятые, во многом благодаря своей уникальной способности зависания; в период с 1966 по 1970 год этот тип выполнил в общей сложности 888 боевых спасательных операций, в том числе 343 спасательных операции с летными экипажами и 545 спасательных операций без экипажа. [ 7 ] Этот тип также иногда использовался в качестве пожарной машины в театре. [ 18 ] Отметив недостатки HH-43, были ускорены закупки более новых самолетов, таких как Sikorsky CH-3C и HH-3E ; их появление по количеству вытеснило этот тип, и в начале 1970-х годов он был полностью заменен. [ 19 ] [ 20 ] Однако HH-43 продолжал служить в Юго-Восточной Азии до 1975 года, став первым и последним спасательным вертолетом, работавшим на этом театре военных действий. [ 16 ] (См. также Список потерь самолетов во Вьетнамской войне )
Пакистан закупил три HH-43B в 1964 году для поисково-спасательных операций и операций общей поддержки в жарких условиях пересеченной местности. Им была оснащена 4-я эскадрилья ее ВВС . Во время индо-пакистанской войны 1965 года хаски использовались в операциях по материально-техническому обеспечению армии , перевозя артиллерийские орудия и 31 000 фунтов (14 000 кг) боеприпасов на недоступные поля сражений в горах Кашмира . [ 21 ] [ 22 ] 8 июля 1976 года H-43B с базы ВВС Масрур был поднят для спасательной операции в Аравийском море после получения сигнала SOS от египетского торгового судна «Латакия». Весь экипаж корабля был благополучно поднят лебедкой, прежде чем корабль затонул. [ 23 ]
Многие вышедшие на пенсию хаски использовались в лесозаготовительной отрасли до тех пор, пока не стало трудно достать запасные части, затем цена упала, и их стало труднее поддерживать в эксплуатации. [ 8 ] HH-43, работавший в лесозаготовительной отрасли, потерпел аварию в 2006 году из-за выхода из строя главного редуктора из-за трещин. [ 24 ] В ФАУ заявили, что в коробке передач вертолета, вероятно, появились трещины из-за перевозки тяжелых бревен. [ 24 ]
К 2020-м годам известен один летающий и отреставрированный Хаски, который иногда летает на авиасалоне Олимпия. [ 25 ] На данный момент для Хаски имеется не так много запчастей, в частности лопастей несущего винта. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]



В 1954 году был испытан HTK с двумя турбовальными двигателями Boeing 502, это был первый двухтурбинный вертолет.
- К-240
- обозначение компании от HTK-1/TH-43E
- К-600
- предлагаемый гражданский аналог HOK-1 [ 26 ]
- К-600-3
- гражданский аналог H-43B [ 26 ]
- К-600-4
- Обозначение компании разработки ХОК-3 [ 26 ]
- К-600-5
- HH-43F [ 27 ]
- ХНТК-1
- два двухместных самолета для оценки
- ХТК-1
- трехместная серийная версия с шестипоршневым плоскопоршневым двигателем Lycoming O-435-4 мощностью 240 л.с. (180 кВт) для ВМС США, [ 28 ] [ 29 ] позже стал TH-43E, построено 29 штук.
- ХНТК-1G
- один пример для оценки Береговой охраны США
- ХТК-1К
- один пример статических испытаний дрона
- ХОК-1
- прототип версии Корпуса морской пехоты США, построено два
- ХОК-1
- Версия Корпуса морской пехоты США с радиально-поршневым двигателем R-1340-48 Wasp мощностью 600 л.с. (450 кВт); позже стал OH-43D, построено 81
- КЛЕТКА-3
- предлагаемая разработка оснащена турбовальной силовой установкой Blackburn-Turbomeca Twin Turmo 600 . [ 26 ]
- ХУК-1
- Версия HOK-1 ВМС США с радиально-поршневым двигателем Р-1340-52; позже стал UH-43C, построено 24
- Н-43А
- Версия HOK-1 для ВВС США; позже стал HH-43A, построено 18 штук.
- HH-43А
- обозначение H-43A после 1962 года
- Н-43Б
- H-43A с турбовальным двигателем Lycoming T53-L-1B мощностью 860 л.с. (640 кВт) , трехместным самолетом и полным спасательным оборудованием; позже стал HH-43B, построено 200 штук.
- HH-43B
- обозначение H-43B после 1962 года
- UH-43C
- обозначение HUK-1 после 1962 г.
- ОН-43Д
- обозначение ХОК-1 после 1962 г.
- ТХ-43Э
- обозначение ХТК-1 после 1962 г.
- HH-43F
- HH-43B оснащен турбовальным двигателем Lycoming T53-L-11A мощностью 825 л.с. (615 кВт) с роторами уменьшенного диаметра, построено 42 экземпляра и преобразовано из HH-43B.
- QH-43G
- Один OH-43D переоборудован в конфигурацию дрона.
Операторы
[ редактировать ]

Выживший самолет
[ редактировать ]Помимо тех, что выставлены на статической выставке, в Олимпийском летном музее был один известный экземпляр, годный к полетам. к 2020-м годам [ 40 ] Хотя различные HH-43 все еще существуют, некоторые модели могут быть довольно редкими. Например, из 18 самолетов ВВС США HH-43A уцелели только два, и ни один из них не выставлен на обозрение. [ 41 ]
- Бирма
- UB6166 — HH-43B выставлен в Музее оборонной службы в Нейпьидо, Мандалай . [ 42 ]
- Германия
- 62-4547 - HH-43F на статической экспозиции в Музее вертолетов Бюкебург («Музей вертолетов Бюкебург») в Бюкебурге, Нижняя Саксония . [ 43 ] [ 44 ]
- Еще два находятся в Германии: один возле музея Бюкебурга и один на хранении. [ 45 ]
- Пакистан
- 62-4556 - HH-43P на статической экспозиции в Музее ВВС Пакистана в Карачи, Синд . [ 46 ]
- 62-4552 — HH-43B находится на хранении в Пакистане. Были планы передать его британскому Музею вертолетов , и в 1992 году он был восстановлен. [ 45 ]
- Таиланд
- H5-2/05 - Тип 5 на статической экспозиции в Музее Королевских ВВС Таиланда в Бангкоке . [ 47 ] [ 48 ]
- Великобритания
- 62-4535 — HH-43B на реставрации в Музее авиации Мидленда в Бэгинтоне, Уорикшир . Этот планер - один из двух экземпляров, выставленных в Соединенном Королевстве. [ 44 ] [ 49 ]
- Соединенные Штаты




- Составной экземпляр — HH-43F на статической экспозиции в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут . Этот планер окрашен под номером 60–0289, но был собран из частей различных HH-43. [ 44 ] [ 50 ]
- 129313 - HTK-1 / TH-43E на статической экспозиции в Музее авиации Тилламук в Тилламуке, штат Орегон . [ 51 ] Этот планер окрашен в маркировку ВМФ. [ 52 ]
- 129801 - HOK-1/OH-43S на хранении в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут. [ 44 ]
- 138101 — HOK-1/OH-43D на хранении в Музее армейской авиации США в Форт-Новоселе недалеко от Дейлвилля, штат Алабама . BuNo 138101 ранее выставлялся в помещении Национального музея военно-морской авиации в NAS Пенсакола , Флорида (около 1986–2001 гг.) В темно-синем цвете с маркировкой USMC. Он был перекрашен из оригинальной маркировки морской пехоты США в цвета армии США, существовавшие до Вьетнама, когда он был передан армии в аренду Национальным музеем военно-морской авиации. [ 44 ]
- 139974 - OH-43D на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима , рядом с авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона. Этот планер окрашен в маркировку USMC. [ 53 ]
- 139982 — HOK-1/OH-43D на хранении в Музее авиации Каролины в Шарлотте, Северная Каролина . Этот планер окрашен в маркировку морской пехоты. [ 44 ] [ 54 ]
- 139990 — HOK-1/OH-43D на хранении в Музее авиации Flying Leatherneck в MCAS Miramar в Сан-Диего, Калифорния . Этот планер окрашен в маркировку USMC. [ 55 ] [ 56 ] Ранее он был выставлен на выставке MCAS Tustin в Тастине, Калифорния ; но был переведен в MCAS Miramar после закрытия MCAS Tustin и передачи NAS Miramar из-под контроля ВМФ Корпусу морской пехоты. [ 44 ]
- 58-1837 – HH-43A на хранении в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут . [ 44 ]
- 58-1841 — HH-43F на статической выставке на выставке военного наследия пожарных на базе ВВС Гудфеллоу в Сан-Анджело, штат Техас . На нем неправильно указан серийный номер ВВС 58-1481. Этот «Хаски» был наземным учебно-тренировочным самолетом (около 1962–1976 годов) на базе ВВС Шеппард , поэтому он сохранил оперение с квадратным хвостовым оперением, которое было удалено почти со всех других «Хаски» после неоднократных ударов несущего винта при сильном ветре. После того, как он был продан военными, но до того, как прибыл на свое нынешнее место, он был выставлен в Музее транспорта Пейта в Крессоне, штат Техас . [ 57 ]
- 58-1853 — HH-43F на статической экспозиции в Музее авиации на базе ВВС Робинс в Уорнер-Робинсе, Джорджия . [ 58 ]
- 59-1578 — HH-43F на статической экспозиции на базе ВВС Киртланд в Альбукерке, Нью-Мексико . [ 59 ] Это может быть тот же планер, который указан на других сайтах. [ ВОЗ? ] как расположенный в Национальном музее ядерной науки и истории , который с тех пор переехал за пределы базы, но прилегает к базе ВВС Киртланд. [ нужна ссылка ]
- 60-0263 - HH-43B на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 60 ]
- 62-4513 - HH-43F на статической экспозиции в Музее авиации Касл на бывшей авиабазе Касл в Этуотере, Калифорния . [ 61 ] [ 62 ]
- 62-4531 - HH-43F на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима рядом с авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 63 ]
- 62-4532 - HH-43B на статической экспозиции в Музее управления воздушной мобильностью на авиабазе Дувр в Дувре, штат Делавэр . [ 64 ]
- 62-4561 - HH-43B на статической экспозиции в Аэрокосмическом музее Хилл на авиабазе Хилл в Рое, штат Юта . [ 65 ]
- 64-17558 — HH-43F готов к полетам в Олимпийском музее авиации в Олимпии, штат Вашингтон . Этот планер окрашен в маркировку USAF. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Технические характеристики (НХ-43Ф/К-600-5)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft за 1965-66 гг ., [ 27 ] Национальный музей ВВС США: Kaman HH-43B Huskie [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два летных экипажа и два спасателя.
- Грузоподъемность: максимальная полезная нагрузка 3970 фунтов (1801 кг).
- Длина: фюзеляж 25 футов 2 дюйма (7,67 м)
- Высота: 15 футов 6,5 дюйма (4,737 м) до кончика самой высокой лопасти.
- 12 футов 7 дюймов (4 м) до верха пилонов несущего винта
- Пустой вес: 4620 фунтов (2096 кг)
- Полная масса: 6500 фунтов (2948 кг)
- Максимальный взлетный вес: 9150 фунтов (4150 кг)
- Запас топлива: 350 галлонов США (291 имп гал; 1325 л)
- Силовая установка: 1 двигатель Lycoming T53-L-11A мощностью турбовальный 825 л.с. (615 кВт) (мощность снижена с 1150 л.с. (858 кВт))
- Диаметр несущего винта: 2 × 47 футов 0 дюймов (14,33 м).
- Площадь несущего винта: 3470,34 кв. футов (322,405 м ). 2 )
- Секция лезвия: - корень: NACA 23012 ; совет: NACA 23011 [ 69 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 120 миль в час (190 км/ч, 100 узлов)
- Крейсерская скорость: 110 миль в час (180 км/ч, 96 узлов)
- Дальность: 504 миль (811 км, 438 миль) на высоте 5000 футов (1524 м) и буксировке 8270 фунтов (3751 кг)
- Практический потолок: 23 000 футов (7 000 м)
- Потолок зависания IGE: 20 000 футов (6 096 м)
- Потолок зависания ОГЭ: 16000 футов (4877 м)
- Скорость набора высоты: 1800 футов/мин (9,1 м/с).
См. также
[ редактировать ]- Командование авиации и ракетной авиации армии США
- Уильям Х. Пиценбаргер - член экипажа HH-43F и посмертно награжденный Почетной медалью
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ [1]
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 148. ИСБН 9780850451634 .
- ^ Бойн, Уолтер Дж. (2011). Как вертолет изменил современную войну . Пеликан Паблишинг. п. 45. ИСБН 978-1-58980-700-6 .
- ^ « Антон Флеттнер»; Hubschraubermuseum Bückeburg» . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ «Твин-турбороторный вертолет» . Популярная механика . Том. 102, нет. 2. Август 1954. с. 139. ISSN 0032-4558 .
- ^ ЛаПойнт 2001, с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Каман HH-43B Хаски» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Редкая порода: хаски H-43» . Вертикальный маг . 25 мая 2018 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ ЛаПойнт 2001, стр. 69, 73.
- ^ ЛаПойнт 2001, с. 69.
- ^ Праути, Рэй (2009). Аэродинамика вертолета, том I. Решения «Орлиный глаз». п. 487. ИСБН 978-0557089918 .
- ^ Jump up to: а б dnewbold (10 июля 2012 г.). «HH-43 Huskie: первый поисково-спасательный вертолет ВВС США» . ИсторияНет . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б ЛаПойнт 2001, с. 70.
- ^ ЛаПойнт 2001, стр. 69-70, 72.
- ^ ЛаПойнт 2001, стр. 71-72.
- ^ Jump up to: а б с д «Верните их живыми» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ ЛаПойнт 2001, стр. 75-76.
- ^ ЛаПойнт 2001, с. 110.
- ^ Хобсон, Крис (2001). Потери Вьетнамской авиации . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. п. 258. ИСБН 1-85780-115-6 .
- ^ ЛаПойнт 2001, с. 77.
- ^ Фрикер, Джон (1979). Битва за Пакистан . Издательство Иэна Аллана . п. 83. ИСБН 0711009295 .
- ^ Хусейн, Шаббир; Курайши, Тарик (1982). История ВВС Пакистана, 1947-1982 гг .
- ^ Хуссаини, Сайед (2013). Летящий высоко . п. 99.
- ^ Jump up to: а б «Реестр Warbird — Kaman HH-43 Huskie — сайт ресурсной группы Warbirds» . www.warbirdregistry.org . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Артисты-2024 – Олимпийское авиашоу» . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон, Великобритания: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 320–321.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джон В.Р., изд. (1965). Джейн «Все самолеты мира», 1965–66 гг . Лондон, Великобритания: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., стр. 249–250.
- ^ Справочник пилота Ан 01-260ХАА-1: Вертолеты ВМФ модели ХТК-1 . ВМС США. 1 сентября 1952 г. с. 1 . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Каман ХТК-1 (Вертолет)» . Музей авиации Тилламука . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Илифф. 11 июля 1968 г. с. 49. Архивировано из оригинала 23 июня 2015 г. Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов» . Рейс Интернешнл . Илифф. 11 июля 1968 г. с. 50 . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «История IIAF» . Copyright © 1999-2012 IIAF.net . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «ВВС Ирана HH-43F Хаски» . Спрос на СМИ . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Рынок военных вертолетов 1971» . Рейс Интернешнл . Илифф. п. 579 . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Списанные самолеты ВВС ПАКИСТАНА» . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «КОРОЛЕВСКИЕ (Архивы) ВВС ТАЙЛА» (PDF) . RTAF.af. Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2011 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Каман HH-43B Хаски (К-600)» . Спрос на СМИ . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Каман ХОК-1 (OH-43D) Хаски US MARINES» . H43-huskie.com. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Каман HUK-1 (UH-43C) Хаски ВМС США» . H43-huskie.com. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Редкая порода: хаски H-43» . Вертикальный маг . 25 мая 2018 г. Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ «Музей авиации Маккорда — Kaman HH-43A Huskie (серийный номер 58-1833)» . www.mcchordairmuseum.org . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Заметки о сохранении - Мьянма». Новости Эйр-Британии . Air-Britain : 380. Март 2014 г.
- ^ «Каман HH-43F ХАСКИ» . Букебургский вертолетный музей . Проверено 31 октября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рагай, Йохан (25 августа 2016 г.). "СОХРАНЕННЫЙ Плащаница Н-43 Хаски" . Ragay.nl Получено 31 октября.
- ^ Jump up to: а б «Н-43 Сохранился» . www.ragay.nl . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ «Аэрофотосъемка — Досье планера — Kaman H-43, серийный номер 62-4556 PakAF, серийный номер 182» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Корпус 5: Вертолеты и последний винтовой истребитель» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman HH-43B Huskie, серийный номер H5-2/05 RTAF, серийный номер 115» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Список самолетов» . Мидлендский музей авиации . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Каман HH-43F 'Хаски' » . Музей авиации Новой Англии . Проверено 31 октября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Самолет» . Музей авиации Тилламука . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Досье планера — KamanH-43, серийный номер 129313 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Получено 31 октября.
- ^ «ХАСКИ [139974]» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «139982» . Фликр . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Список самолетов» (PDF) . Летающие кожаные шеи . Исторический фонд Летающего Лезернека. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman OH-43D Huskie, серийный номер 139990 USN, c/r N5190Q» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Мок, Стивен П. (июль 2005 г.). «Большой ход Педро» . Педро Ньюс . Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «НН-43Ф «ХАСКИ» » . Музей авиации . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Kaman HH-43F Huskie, серийный номер 59-1578 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Каман HH-43B Хаски» . Национальный музей ВВС США . 18 мая 2015 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «НАША КОЛЛЕКЦИЯ» . Замок-музей авиации . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Kaman HH-43F Huskie, серийный номер 62-4513 USAF, серийный номер 139» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «ХАСКИ [62-4531]» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «НН-43Б Хаски» . Музей управления воздушной мобильностью . Музейный фонд AMC, Inc. Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «НН-43Б «Хаски» » . База ВВС Хилл . 19 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 г. Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «НН-43 Хаски» . Олимпийский музей авиации . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — KamanH-43, серийный номер 64-17558 USAF, c/r N4069R» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N4069R]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чайлз, Джеймс Р. (2007). Машина-бог: от бумерангов до черных ястребов: история вертолета . Нью-Йорк, США: Bantam Books. ISBN 978-0-553-80447-8 .
- Франсильон, Рене Дж. (1997). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года: Том II . Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN 0-85177-827-5 .
- Фроули, Джерард (2003). Международный справочник гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Фишвик, Канберра, Акт, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., с. 155. ИСБН 1-875671-58-7 .
- ЛаПуант, Роберт Л. (2001). Пижамы во Вьетнаме: история спасения с воздуха во Вьетнаме глазами параспасателей . Северный ПиДжей Пресс. ISBN 0-9708-6710-7 .
- Мансон, Кеннет (1968). Вертолеты и другая винтокрылая техника с 1907 года . Лондон, Великобритания: Издательство Blandford. ISBN 978-0-7137-0493-8 .
- Тикнесс, П. (2000). Военная винтокрылая техника: серия «Мировые военные технологии» Брасси . Лондон, Великобритания: Брасси. ISBN 1-85753-325-9 .
- Рэгг, Дэвид В. (1983). Вертолеты на войне: иллюстрированная история . Лондон, Великобритания: Р. Хейл. ISBN 0-7090-0858-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]