Jump to content

Без засечек

(Перенаправлено с гуманистического шрифта )

Шрифт без засечек
Шрифт с засечками
Засечки
(окрашено в красный цвет)
Слева направо: шрифт Ming с засечками с засечками красного цвета, шрифт Ming с засечками и восточноазиатский готический шрифт без засечек.

В типографике и письме шрифт без засечек , без засечек ( / ˈ s æ n ( z ) ˈ s ɛ r ɪ f / ) , готический или просто без засечек — это тот, который не имеет расширяющихся функций, называемых « засечками » в начале. окончание ударов. [1] Шрифты без засечек, как правило, имеют меньшее изменение ширины штриха, чем шрифты с засечками . Их часто используют, чтобы передать простоту и современность или минимализм . Для целей классификации типов дизайны без засечек обычно делятся на следующие основные группы: § Гротеск , § Неогротеск , § Геометрический , § Гуманистический и § Другие или смешанные .

Шрифты без засечек стали наиболее распространенными для отображения текста на экранах компьютеров. На цифровых дисплеях с низким разрешением мелкие детали, такие как засечки, могут исчезнуть или показаться слишком крупными. Этот термин происходит от французского слова sans , что означает «без» и «засечки» неопределенного происхождения, возможно, от голландского слова schreef, означающего «линия» или штрих пера. [2] В печатных СМИ они чаще используются для отображения , а не для основного текста .

До того, как термин «без засечек» стал стандартом в английской типографике, использовался ряд других терминов. Одним из таких терминов для шрифта без засечек был «гротеск», часто используемый в Европе, и « готический », который до сих пор используется в восточноазиатской типографике и иногда встречается в названиях шрифтов, таких как News Gothic , Highway Gothic , Franklin Gothic или Trade Gothic .

Шрифты без засечек иногда, особенно в старых документах, используются в качестве средства выделения из -за их обычно более черного цвета .

Классификация

[ редактировать ]

Для целей классификации типов шрифты без засечек обычно делятся на три или четыре основные группы, четвертая является результатом разделения категории гротеска на гротеск и неогротеск. [3] [4]

Akzidenz-Grotesk , первоначально выпущенный компанией H. Berthold AG в 1890-х годах. Популярный немецкий гротеск с одноэтажной буквой «г». [а]

В этой группе представлено большинство дизайнов без засечек начала (19-начала 20-го века). Под влиянием шрифтов Didone с засечками того периода и традиций рисования вывесок они часто представляли собой довольно солидные и смелые рисунки, подходящие для заголовков и рекламы. Ранние шрифты без засечек часто не содержали строчных букв или курсива , поскольку они не были необходимы для такого использования. Иногда они выпускались по ширине: от расширенной до нормальной и сжатой, причем каждый стиль различен, что означает, что для современного глаза они могут выглядеть довольно нерегулярными и эксцентричными. [5] [6]

Гротескные шрифты имеют ограниченное изменение ширины штриха (часто не заметное в заглавных буквах). Концы кривых обычно горизонтальны, и многие из них имеют заостренную букву «G» и букву «R» с загнутой ножкой. Прописные буквы обычно имеют относительно одинаковую ширину. Высота верхнего и верхнего верхних элементов обычно одинакова, чтобы обеспечить более равномерный эффект в текстах, таких как заголовки с большим количеством заглавных букв, а нижние элементы часто короткие для более узкого межстрочного интервала. [7] Они часто избегают использования настоящего курсива в пользу более сдержанного наклонного или наклонного дизайна, хотя, по крайней мере, некоторые варианты настоящего курсива без засечек предлагались. [8] [9]

Примеры гротескных шрифтов включают Akzidenz-Grotesk , Venus , News Gothic , Franklin Gothic , IBM Plex и Monotype Grotesque . Akzidenz Grotesk Old Face, Knockout, Grotesque No. 9 и Monotype Grotesque — примеры цифровых шрифтов , которые сохраняют больше эксцентричности некоторых ранних шрифтов без засечек. [10] [11] [12] [13]

Согласно Monotype, термин «гротеск» происходит от , что итальянского grottesco означает «принадлежащий пещере» из-за их простого геометрического вида. [14] Этот термин возник из-за неблагоприятных сравнений с более богато украшенными современными шрифтами с засечками и римскими шрифтами, которые были нормой в то время. [15]

Неогротеск

[ редактировать ]
Helvetica , первоначально выпущенная Haas Type Foundry (как Neue Haas Grotesk) в 1957 году. Типичный нео-гротеск.

Неогротескные конструкции появились в середине ХХ века как эволюция гротескных типов. Они относительно просты на вид и имеют ограниченное изменение ширины штриха. Подобно гротескным шрифтам, неогротески часто имеют заглавные буквы одинаковой ширины и довольно «сложенный» дизайн, в котором штрихи (например, буква «c») изогнуты по всему периметру и заканчиваются на идеальной горизонтальной или вертикальной линии. . Helvetica является примером этого. В отличие от более ранних гротескных образцов, многие с момента выпуска выпускались большими семьями.

Неогротескный шрифт зародился в 1950-х годах с появлением Международного типографского стиля , или швейцарского стиля. Его члены рассматривали четкие линии Akzidenz-Grotesk (1898) как вдохновение для дизайна с нейтральным внешним видом и ровным цветом на странице. В 1957 году выпуск Helvetica , Univers и Folio , первых шрифтов, отнесенных к категории неогротесков, оказал сильное влияние на международном уровне: Helvetica стала наиболее используемым шрифтом в течение следующих десятилетий. [16] [б] [ нужен лучший источник ]

Геометрический

[ редактировать ]
Futura , первоначально выпущенная Bauer Type Foundry в 1927 году. Типичный геометрический шрифт без засечек.

Геометрические шрифты без засечек основаны на геометрических формах, таких как почти идеальные круги и квадраты. [18] Общие черты - почти круглая заглавная буква «О», острые и заостренные заглавные вершины «N» и «одноэтажная» строчная буква «а». Буква «М» часто бывает выпуклой, а заглавные буквы имеют разную ширину, следуя классической модели .

Геометрический гротеск зародился в Германии в 1920-х годах. [19] Две первые попытки в разработке геометрических шрифтов были предприняты Гербертом Байером и Якобом Эрбаром , которые работали соответственно над Universal Typeface (не выпущенным в то время, но возрожденным в цифровом виде как Architype Bayer ) и Erbar ( ок. 1925 ). [20] В 1927 году «Futura » Пола Реннера была выпущена и имела большой успех и популярность. [21]

Геометрические шрифты без засечек были популярны в 1920-х и 1930-х годах благодаря своему чистому, современному дизайну, и с тех пор было разработано множество новых геометрических дизайнов и их возрождений. [с] Известные геометрические типы периода включают Kabel , Semplicità , Bernhard Gothic , Nobel и Metro ; более поздние проекты в этом стиле включают ITC Avant Garde , Brandon Grotesque , Gotham , Avenir , Product Sans , HarmonyOS Sans и Century Gothic . Многие геометрические алфавиты без засечек того периода, например, созданные художественной школой Баухаус (1919–1933) и художниками-модернистами-плакатистами, в то время были написаны вручную, а не вырезаны металлическим шрифтом. [23]

Отдельным источником вдохновения для многих типов, описываемых как «геометрические» в дизайне, послужили упрощенные формы букв, выгравированные или нанесенные по трафарету на металле и пластике в промышленном использовании, которые часто имеют упрощенную структуру и иногда называются «прямолинейными» из-за использования прямых вертикальных букв. и горизонтальные линии. Дизайны, которые по принципам были названы геометрическими, но не произошли от традиций Futura, Erbar и Kabel, включают Bank Gothic , DIN 1451 , Eurostile и Handel Gothic , а также многие шрифты, разработанные Рэем Лараби . [24] [25]

Гуманист

[ редактировать ]
Syntax , первоначально выпущенный D. Stempel AG в 1969 году. Гуманистический шрифт без засечек.

Гуманистические шрифты без засечек черпают вдохновение из традиционных форм букв, таких как римские квадратные заглавные буквы , традиционные шрифты с засечками и каллиграфия. Многие из них имеют настоящий курсив, а не наклонный курсив , лигатуры и даже косые черты. Одним из первых гуманистических разработок был Эдварда Джонстона 1916 шрифт Johnston года, а десятилетие спустя — Gill Sans ( Eric Gill , 1928). [26] Эдвард Джонстон, каллиграф по профессии, был вдохновлен классическими формами букв, особенно заглавными буквами на Колонне Траяна . [27]

Гуманистический дизайн различается больше, чем готический или геометрический дизайн. [28] Некоторые гуманистические рисунки имеют модуляцию штрихов (штрихи, ширина которых четко различается вдоль линии) или чередование толстых и тонких штрихов. Среди них наиболее популярный (1958) Германа Цапфа , шрифт Optima специально разработанный для отображения и основного текста. [29] Некоторые гуманистические конструкции могут быть более геометрическими, как, например, в Гилл Сансе и Джонстоне (особенно в их капителях), которые, как и римские капители, часто основаны на идеальных квадратах, полуквадратах и ​​кругах со значительными вариациями ширины. Эти несколько архитектурные конструкции могут показаться слишком жесткими для основного текста. [26] Другие, такие как Syntax , Goudy Sans и Sassoon Sans, больше напоминают почерк, шрифты с засечками или каллиграфию.

Фрутигер , созданный в 1976 году, оказал особенное влияние на развитие современного гуманистического жанра без, особенно на проекты, призванные быть особенно разборчивыми по сравнению со всеми другими дизайнерскими соображениями. Эта категория значительно расширилась в 1980-х и 1990-х годах, отчасти в ответ на огромную популярность Helvetica и Univers , а также из-за потребности в разборчивых компьютерных шрифтах на компьютерных дисплеях с низким разрешением. [30] [31] [32] [33] Дизайны этого периода, предназначенные для использования в печати, включают FF Meta , Myriad , Thesis , Charlotte Sans , Bliss , Skia и Scala Sans , а дизайны, разработанные для использования на компьютере, включают Microsoft Tahoma , Trebuchet , Verdana , Calibri и Corbel , а также Lucida Grande , Фира Санс и Дроид Санс . Гуманистические рисунки без засечек могут (при соответствующих пропорциях и расположении) быть особенно подходящими для использования на экране или на расстоянии, поскольку их рисункам могут быть предоставлены широкие апертуры или разделение между штрихами, что не является обычной особенностью гротескных и неогротескных рисунков. .

Другое или смешанное

[ редактировать ]
Rothbury, ранний модулированный шрифт без засечек 1915 года. Штрихи значительно различаются по ширине.

Из-за разнообразия шрифтов без засечек многие из них не совсем подходят под вышеперечисленные категории. Например, Neuzeit S имеет как неогротескные, так и геометрические влияния, как и Германа Цапфа URW Grotesk . Уитни сочетает в себе гуманистические и гротескные влияния, а Клавика представляет собой геометрический дизайн, не основанный на круге. Шрифты без засечек, предназначенные для вывесок, такие как Transport и Tern (оба используются на дорожных знаках), могут иметь необычные особенности для улучшения разборчивости и различения символов, например строчную букву «L» с завитком или «i» с засечками. под точкой. [34]

Модулированные шрифты без засечек

[ редактировать ]

Особый поджанр шрифтов без засечек — это такие шрифты, как Rothbury, Britannic , Radiant и National Trust с очевидными различиями в ширине штриха. Их называют «модулированными», «подчеркнутыми» или «высококонтрастными» шрифтами без засечек. Они в наши дни [ когда? ] часто относят к гуманистическому жанру, хотя они предшествуют Джонстону, положившему начало современному гуманистическому жанру. Они могут черпать вдохновение из источников, не относящихся к полиграфии, таких как надписи кистью или каллиграфия. [35]

Буквы без засечек были обычным явлением в письменной форме на протяжении всей истории, например, в повседневной немонументальной эпиграфике классического периода. Однако римские квадратные заглавные буквы , которые на протяжении всей истории служили источником вдохновения для многих букв латинского алфавита, имели заметные засечки. Хотя простые буквы без засечек всегда были распространены в «некультурном» письме, а иногда даже и в эпиграфике, [36] такие как базовый почерк, большинство художественно написанных букв латинского алфавита, как скульптурных, так и напечатанных, поскольку средние века были вдохновлены тонкой каллиграфией, черным письмом и римскими квадратными заглавными буквами . В результате печать, выполненная на латинице в течение первых трехсот пятидесяти лет печати, имела стиль «с засечками», будь то черным шрифтом , прямым шрифтом , курсивом или иногда рукописным шрифтом .

Самые ранние печатные шрифты, в которых не было засечек, предназначались не для отображения современных текстов, а для обозначения надписей на древнегреческом и этрусском языках . Так, Томаса Демпстера в книге «De Etruria regali libri VII » (1723 г.) использовались специальные шрифты, предназначенные для изображения этрусской эпиграфики , а в ок. В 1745 году литейный завод Каслона изготовил этрусские шрифты для брошюр, написанных этрусским ученым Джоном Суинтоном . [37] Другой нишей, используемой для печатных букв без засечек с 1786 года, был закругленный шрифт без засечек, разработанный Валентином Гаюи для использования слепыми для чтения пальцами. [38] [39] [40]

Растущая популярность

[ редактировать ]
Надпись в неоклассическом гроте в Стоурхеде на западе Англии, датированная примерно 1748 годом (показана копия), [д] один из первых, кто использовал буквы без засечек со времен классического периода [44] [45] [и] [ф]
«Неоклассическое» использование заглавных букв без засечек в начале 1810 года Уильямом Геллом для обозначения древности. [40] [46]

К концу восемнадцатого века неоклассицизм привел к тому, что архитекторы все чаще использовали древнегреческие и римские конструкции в современных структурах. Историк Джеймс Мосли , ведущий эксперт по раннему возрождению букв без засечек, обнаружил, что архитектор Джон Соун обычно использовал буквы без засечек в своих рисунках и архитектурных проектах. [43] [47] Вдохновением Соана, очевидно, послужили надписи, посвященные Храму Весты в Тиволи, Италия , с минимальными засечками. [43]

Затем их копировали другие художники, а в Лондоне заглавные буквы без засечек стали популярны в рекламе, очевидно, из-за «удивительного» эффекта, который необычный стиль оказал на публику. Стиль письма, по-видимому, стал называться «староримскими» или «египетскими» символами, отсылая к классическому прошлому и современному интересу к Древнему Египту и его блочной геометрической архитектуре. [43] [48]

Мосли пишет, что «в 1805 году египетские буквы появлялись на улицах Лондона, их наклеивали на магазины и стены писатели, и они удивляли публику, которая никогда не видела подобных букв и не была уверена, что хочет этого». [37] Изображение этого стиля в виде гравюры, а не напечатанного с шрифта, было показано в Европейском журнале 1805 года и описано как «староримские» символы. [44] [49] Однако этот стиль еще несколько лет не использовался в полиграфии. [г] (Ранние вывески без засечек не печатались с помощью шрифта, а раскрашивались или вырезались вручную, поскольку в то время было невозможно печатать в больших размерах. Это затрудняет отслеживание происхождения стилей без засечек, поскольку тенденция может появиться в датированная печатная запись из традиции рисования вывесок, которая оставила меньше записей или, по крайней мере, не имеет дат.)

Неуместность имени не ускользнула от внимания поэта Роберта Саути в его сатирических «Письмах из Англии», написанных в образе испанского аристократа. [51] [52] В нем говорилось: «Сами витрины магазинов должны быть   ... расписаны египетскими буквами, которые, поскольку у египтян не было букв, вы, несомненно, сочтете это любопытным. Это просто обычные символы, лишенные всякой красоты и пропорций из-за того, что они имели все штрихи одинаковой толщины, так что те, которые должны быть тонкими, выглядят так, как будто у них слоновость». [53] [43] Точно так же художник Джозеф Фарингтон записал в своем дневнике 13 сентября 1805 года, что увидел мемориал. [час] выгравированы «так называемыми египетскими буквами ». [54] [43]

Примерно в 1816 году Служба артиллерийского управления начала использовать «египетские» буквы, монолинные заглавные буквы без засечек, для обозначения древнеримских памятников. Эта надпись была напечатана с помощью гравюры на медной пластине. [44] [40]

Вступление в типографию

[ редактировать ]

Примерно в 1816 году Уильям Каслон IV изготовил первый в Англии печатный шрифт без засечек для латинского алфавита, начертание только с заглавных букв под названием «Две строки английского египетского» , где «Две строки английского языка» относились к размеру основного шрифта, который равен примерно 28 баллам. [55] [56] Хотя он известен по его появлениям в книгах образцов фирмы, никакого применения ему в тот период обнаружено не было; Мосли предполагает, что это могло быть заказано конкретным клиентом. [57] [я]

Второй перерыв в интересе к шрифту без засечек, судя по всему, длился около двенадцати лет, пока в 1828 году литейный завод Винсента Фиггинса в Лондоне не выпустил новый шрифт без засечек. [59] [60] [61] Дэвид Райан считал, что дизайн был «грубее, но намного крупнее», чем его предшественник, что сделало его успешным. [62] После этого лондонские шрифтовики начали быстро выпускать заглавные буквы без засечек.

Много подражали «гротескному» лицу Торогуда начала 1830-х годов. Это было поразительно смело и очень сжато, совсем не похоже на классические пропорции дизайна Каслона, но очень подходило для типографики плакатов и по эстетическому эффекту напоминало (обычно более широкие) плиточные засечки и «толстые лица» того периода. Также добавлен нижний регистр. Термин «гротеск» происходит от итальянского слова « пещера » и часто использовался для описания римских декоративных стилей, обнаруженных при раскопках, но уже давно стал применяться в современном смысле для объектов, которые казались «уродливыми или чудовищными». [7] Термин «гротеск» стал широко использоваться для описания шрифтов без засечек.

Подобные сокращенные шрифты без засечек, часто только заглавные, стали очень успешными. [43] После этого во Франции и Германии начали появляться шрифты без засечек. [63] [64]

Здесь можно упомянуть несколько теорий о ранних шрифтах без засечек, которые сейчас признаны неверными. Во-первых, шрифты без засечек основаны либо на « жирных шрифтах », либо на плоских засечках с удаленными засечками. [67] [68] Теперь известно, что источником вдохновения послужила более классическая древность, а шрифты без засечек появились до первого датированного появления букв с пластинчатыми засечками в 1810 году. [40] Литейный завод Schelter & Giesecke также утверждал, что в 1920-х годах к 1825 году начал предлагать шрифты без засечек со строчными буквами. [69] [70] Вольфганг Хомола датировал его периодом с 2004 по 1882 год на основе изучения образцов Schelter & Giesecke; [71] Мосли описывает это как «полностью дискредитированное»; даже в 1986 году Уолтер Трейси назвал заявленные даты «по стилистическим соображениям   ... примерно на сорок лет раньше». [40] [72]

Надписи и шрифты без засечек были популярны из-за их четкости и разборчивости на расстоянии в рекламе и на дисплеях, когда они печатаются очень крупно или мелко. Поскольку шрифт без засечек часто использовался для заголовков и коммерческой печати, во многих ранних дизайнах без засечек не было строчных букв. Простые заглавные буквы без засечек, без использования строчных букв, стали очень распространены, например, на надгробиях викторианского периода в Великобритании.

Было предложено, что первым использованием шрифта без засечек в качестве бегущего текста станет небольшой буклет « Празднование жизни и искусства: рассмотрение театра как высшего символа культуры»). [73] Питер Беренс , 1900 год. [74]

Без засечек двадцатого века

[ редактировать ]
Гилл Санс на паспортной табличке локомотива 4468 Mallard (1938 года постройки) [75]

На протяжении девятнадцатого и начала двадцатого веков шрифты без засечек с подозрением рассматривались многими типографами, особенно теми, кто занимается высококачественной книгопечатанием , как пригодные только для рекламы (если таковая имеется), и по сей день [ когда? ] большинство книг по-прежнему печатаются шрифтом с засечками в качестве основного текста. [76] Этому впечатлению не способствовал бы стандарт распространенных шрифтов без засечек того периода, многие из которых сейчас кажутся несколько комковатыми и эксцентричной формы. В 1922 году мастер-печатник Дэниел Беркли Апдайк описал шрифты без засечек как «не имеющие места ни в одной художественно респектабельной наборной комнате». [77] В 1937 году он заявил, что не видит необходимости менять это мнение в целом, хотя считал, что Gill Sans и Futura — лучший выбор, если придется использовать шрифты без засечек. [78]

В начале двадцатого века популярность шрифтов без засечек росла по мере появления более художественных дизайнов без засечек. Хотя ему в целом не нравились шрифты без засечек, американский печатник Дж. Л. Фрейзер писал о Copperplate Gothic в 1925 году, что «сопутствует определенное достоинство эффекта   ... из-за отсутствия каких-либо излишеств», что сделало его популярным выбором. для канцелярских принадлежностей таких специалистов, как юристы и врачи. [79] Как следует из комментариев Апдайка, новые, более гуманистические и геометрические рисунки без засечек считались все более респектабельными и умело рекламировались в Европе и Америке как воплощающие классические пропорции (с влиянием римских заглавных букв), но при этом представляя сдержанный, современный образ. [80] [81] [82] [83] [84]

В частности, компания Bauer и ее американское дистрибьюторское подразделение широко рекламировали Futura в брошюрах как отражающую дух современности, используя немецкий слоган « die Schrift unserer Zeit » («шрифт нашего времени») и на английском языке «шрифт сегодняшнего дня и завтра" ; многие шрифты были выпущены под его влиянием как прямые клоны или, по крайней мере, предлагались с альтернативными символами, позволяющими при желании имитировать их. [85] [86] [87] [88]

Возрождение гротеска без засечек и международный типографский стиль

[ редактировать ]
Плакат 1969 года, иллюстрирующий тенденцию 1950-х и 1960-х годов: сплошной красный цвет, упрощенные изображения и использование гротескного лица. В этом дизайне Роберта Гейссера, похоже, используется шрифт Helvetica.

В послевоенный период возрос интерес к «гротескным» шрифтам без засечек. [89] [90] [91] В своей статье «Типография пресс-рекламы» Стивенсона Блейка (1956) типограф Кеннет Дэй отметил, что эксцентричная серия «Гротеск» вернулась к популярности благодаря «личности, которой иногда не хватает в сжатых формах современных без вырезок последних тридцати лет». [22] Ведущий дизайнер шрифтов Адриан Фрутигер писал в 1961 году о разработке нового шрифта Univers по модели девятнадцатого века: «Некоторые из этих старых шрифтов без засечек пережили настоящий ренессанс в течение последних двадцати лет, как только реакция «Новой объективности» было преодолено. Чисто геометрическая форма шрифта нежизнеспособна». [92]

Об этом периоде в Великобритании Мосли отметил, что в 1960 году «заказы неожиданно возобновились» на от Monotype эксцентричный дизайн Monotype Grotesque : «[он] представляет, даже более выразительно, чем Univers, свежий революционный ветерок, который начал дуть в типографике в начале шестидесятых. «и «его довольно неуклюжий дизайн, кажется, был одной из главных достопримечательностей дизайнеров-иконоборцев, уставших от   … красоты Гилла Санса». [37] [93]

К 1960-м годам неогротескные шрифты, такие как Univers и Helvetica, стали популярными благодаря возрождению гротесков девятнадцатого века, предлагая при этом более унифицированный набор стилей, чем в предыдущих дизайнах, позволяя художественно оформлять более широкий диапазон текста посредством установки заголовков и основной текст в одном семействе. [5] [94] [95] [96] [97] Стиль дизайна с использованием асимметричных макетов, Helvetica и сетки широко известен как швейцарский или международный типографский стиль .

Другие имена

[ редактировать ]
Три шрифта без засечек, курсив . Новости Готики имеют косую сторону . [Дж] Готический курсив нет. 124, гротеск 1890-х годов, имеет настоящий курсив, напоминающий засечки Didone того периода. [8] Seravek , современный гуманистический шрифт, имеет более органичный курсив, который менее загнут.
  • «Египетский»: название первого универсального печатного шрифта без засечек компании Caslon; использовал его также задокументировано, что Джозеф Фарингтон для описания того, как видел надпись без засечек на мемориале Джона Флаксмана Исааку Хокинсу Брауну в 1805 году, [43] хотя сегодня [ когда? ] этот термин обычно используется для обозначения плиточных засечек , а не без засечек.
  • «Антик»: особенно популярен во Франции; [37] некоторые семьи, такие как Antique Olive , до сих пор носят это имя.
  • «Гротеск»: популяризирован Уильямом Торогудом из литейной мастерской на Фэнн-стрит примерно с 1830 года. [7] [59] [69] Название произошло от итальянского слова «grottesco», что означает «принадлежащий пещере». В Германии название стало Grotesk .
  • «Дорический»: используется литейным заводом Caslon в Лондоне.
  • «Готика»: популярна среди основателей американского шрифта. Возможно, первое использование этого термина произошло благодаря компании Boston Type and Stereotype Foundry, которая в 1837 году опубликовала набор шрифтов без засечек под этим названием. Считается, что это были первые рисунки без засечек, представленные в Америке. [98] Этот термин, возможно, произошел от архитектурного определения, которое не является ни греческим, ни римским. [99] и от расширенного прилагательного «Германия», где шрифты без засечек стали популярными в 19-20 веках. [100] Среди первых последователей этого термина - Миллер и Ричард (1863 г.), [ нужна ссылка ] и Дж. Р. М. Вуд (1865 г.). [ нужна ссылка ] В Китае, Японии и Корее восточноазиатские готические шрифты представляют собой стиль шрифта, характеризующийся штрихами одинаковой толщины и отсутствием украшений, что сродни стилям без засечек в западном шрифтовом дизайне.

Недавний

[ редактировать ]
  • «Lineale» или «линейный»: термин « lineale» был определен Максимилианом Воксом в классификации VOX-ATypI для описания типов без засечек. Позже, в Британских стандартов Классификации шрифтов ( BS 2961 :1967), lineale заменило без засечек в качестве названия классификации.
  • (предварительные обозначения) Жана Алессандрини «Симплексы»: в désignations preliminaires термин симплексы (простые шрифты) используется для описания без засечек на том основании, что название «линейный» относится к линиям, тогда как на самом деле все шрифты сделаны линий, включая те, которые не являются линеалами. [101]
  • «Швейцарский»: используется как синоним шрифта без засечек, в отличие от «римского» (засечек). Формат OpenDocument (ISO/IEC 26300:2006) и расширенный текстовый формат могут использовать его для указания имени общего шрифта без засечек («семейство шрифтов») для файлов шрифтов, используемых в документе. [102] [103] [104] Вероятно, имеется в виду популярность гротескных и неогротескных шрифтов без засечек в Швейцарии.
  • «Индастриал»: используется для обозначения гротескных и неогротескных шрифтов без засечек, которые не основаны на «художественных» принципах, как это обычно бывает в гуманистических, геометрических и декоративных рисунках. [72] [105]

и шрифтов без засечек В этой галерее представлены изображения букв , сделанные в разное время и в разных местах, от раннего до недавнего времени. Особое внимание уделяется необычному использованию и малоизвестным шрифтам, поэтому эту галерею не следует считать репрезентативной выборкой.

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Исходный металлический тип Акзиденц-Гротеска не имел наклона; это было добавлено в 1950-х годах, хотя многие косые шрифты без засечек того периода похожи.
  2. Эксперт по цифровым публикациям Флориан Хардвиг описывает основные черты неогротеска как «последовательные детали и даже цвет текста ». [17]
  3. ^ В этот период и с тех пор некоторые источники отличали «гротескные / готические» рисунки девятнадцатого века от «без засечек» (те, которые теперь классифицируются как гуманистические и геометрические) двадцатого века, или использовали некоторую форму классификации, которая подчеркивает между группами разное. [22]
  4. Надпись была уничтожена по ошибке в 1967 году, и ее пришлось копировать по историка Джеймса Мосли . фотографиям [42] [43]
  5. ^ Книга Мосли о ранних шрифтах без засечек «Нимфа и Грот» названа в честь скульптуры. [44] Название представляет собой двойную отсылку, а также к тому, что термин «гротеск» по совпадению также применялся к ранним шрифтам без засечек, хотя Мосли предполагает, что этот дизайн, похоже, не является прямым источником современных шрифтов без засечек.
  6. ^ Корпоративный шрифт Национального фонда Соединенного Королевства, который управляет Стоурхедом, был разработан Полом Барнсом на основе надписи.
  7. ^ Очевидно, основываясь на традициях в своей области работы, мастер-художник по вывескам Джеймс Каллингем пишет в своем учебнике «Написание знаков и тиснение по стеклу» (1871 г.): «То, что один называет San-serif, другой описывает как гротеск; то, что обычно известно как Египетский иногда называют античным, хотя трудно сказать, почему, учитывая, что буквы, обозначенные таким образом, датируются не более ранним периодом, чем конец прошлого века, возможно, это самый подходящий термин, который можно дать буквам с обозначением. это название, поскольку блоки были характерны для египетского архитектурного стиля. Эти буквы впервые были использованы писателями на вывесках в конце прошлого века и появились в печати лишь двадцать лет спустя. их называют «печатными буквами», и в наши дни их иногда называют так; но когда создатели шрифта взяли их в руки, они были соответственно названы египетскими. принадлежит составителю вывесок, у которого они работали за полвека до того, как создатель шрифта обратил на них свое внимание, то есть примерно в 1810 году». [50] [43]
  8. ^ Исааку Хокинсу Брауну в часовне Тринити-колледжа, Кембридж
  9. ^ Матрицы, используемые для приведения типа, также сохранились, хотя, по крайней мере, некоторые символы были переработаны немного позже. Историк Джон А. Лейн , исследовавший сохранившиеся образцы Каслона и матрицы, предполагает, что дизайн на самом деле создан немного раньше и может датироваться примерно 1812-1812 годами, отмечая, что он появляется в некоторых недатированных, но, очевидно, более ранних экземплярах. [58]
  10. ^ Косая черта News Gothic на самом деле была разработана позже оригинального дизайна, хотя многие шрифты без засечек девятнадцатого века похожи.
  1. ^ «без засечек» в Новой Британской энциклопедии . Чикаго: Британская энциклопедия Inc. , 15-е изд., 1992, Том. 10, с. 421.
  2. ^ Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 2022.
  3. ^ Чайлдерс; Грискти; Лебен (январь 2013 г.). «25 систем классификации типографики: исследование частоты наименований» (PDF) . Журнал Парсонса по картированию информации . В (1). Институт информационного картирования Парсонса . Проверено 23 мая 2014 г.
  4. ^ Бейнс, Фил; Хаслам, Эндрю (2005), Шрифт и типографика , издательство Laurence King Publishing, стр. 51 , ISBN  9781856694377
    В Британской стандартной классификации шрифтов (BS 2961:1967) определены следующие:
    Гротеск : линейные шрифты XIX века. Имеется некоторый контраст в толщине штрихов. У них квадратный изгиб и изогнутые, близко посаженные челюсти. У R обычно согнутая нога, а у G - шпора. Концы изогнутых штрихов обычно скошены. Примеры включают гротески Стивенсона Блейка , сжатый шрифт № 7, жирный заголовок монотипии.
    Неогротеск : линейные шрифты, заимствованные из гротеска. У них меньший контраст штрихов и более правильный дизайн. Челюсти более открыты, чем в настоящем гротеске, а хвостик g часто открыт. Концы изогнутых штрихов обычно горизонтальны. Примеры включают Edel/Wotan, Univers , Helvetica .
    Гуманистический : линейные шрифты, основанные на пропорциях надписных римских заглавных букв и строчных букв Гуманист или Гаральда, а не на ранних гротесках. Они имеют некоторый контраст штрихов, с двухэтажными а и г. Примеры включают Optima , Gill Sans , Pascal.
    Геометрический : линейные шрифты, построенные на простых геометрических фигурах, кругах или прямоугольниках. Обычно одноэтажные, а часто и одноэтажные. Примеры включают Futura , Erbar , Eurostile .
  5. ^ Jump up to: а б Шинн, Ник (2003). «Лицо единообразия» (PDF) . Графический обмен . Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2016 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
  6. ^ Коулз, Стивен. «Альтернативы Helvetica» . FontFeed (в архиве) . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года . Проверено 1 июля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б с Берри, Джон. «Неогротескное наследие» . Системы Adobe . Проверено 15 октября 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б Образцы шрифтов, бордюров, орнаментов, латунных линеек и огранок и т.п.: каталог полиграфической техники и материалов, изделий из дерева и т.п. Американская компания основателей шрифтов. 1897. с. 340 . Проверено 17 августа 2015 г.
  9. ^ «Италийская готика» . Используемые шрифты . Проверено 25 февраля 2017 г. .
  10. ^ Хефлер и Фрер-Джонс. "Нокаутировать" . Хефлер и Фрер-Джонс . Проверено 1 июля 2015 г.
  11. ^ Хефлер и Фрер-Джонс. «Нокаутные размеры» . Хефлер и Фрер-Джонс.
  12. ^ «Стили нокаута» . Хефлер и Фрер-Джонс . Проверено 1 июля 2015 г.
  13. ^ Липпа, Доменик (14 сентября 2013 г.). «10 любимых шрифтов» . Хранитель . Проверено 1 июля 2015 г.
  14. ^ «Гротеск Санс» . Монотипия . Проверено 16 марта 2021 г.
  15. ^ Грета, П. (21 августа 2017 г.). «Что такое гротескные шрифты? История, вдохновение и примеры» . Блог креативного рынка . Креативный рынок . Проверено 16 марта 2021 г.
  16. ^ Меггс 2011 , стр. 376–377.
  17. ^ @hardwig (16 июня 2019 г.). «В середине 20-го века произошла переоценка этих классических форм без засечек. Вдохновленные модернистскими идеями, они были переосмыслены и перерисованы, теперь с последовательными деталями и даже цветом текста. Переведенные в систематические семейства различной толщины и ширины, неогротеск стал важным компонентом международного типографского стиля» ( Tweet ) – через Twitter .
  18. ^ Ульрих, Фердинанд. «Краткое введение в геометрический шрифт» . ШрифтШоп . Проверено 17 декабря 2016 г.
  19. ^ Ульрих, Фердинанд. «Типы своего времени – Краткая история геометрического гротеза» . ШрифтШоп . Проверено 19 августа 2015 г.
  20. ^ Купфершмид, Индра. «Об эрбаре и ранних геометрических шрифтах с засечками» . Тип CJ . Проверено 20 октября 2016 г.
  21. ^ Меггс 2011 , стр. 339–340.
  22. ^ Jump up to: а б Дэй, Кеннет (1956). Типография пресс-рекламы . стр. 86–8.
  23. ^ Купфершмид, Индра (6 января 2012 г.). «Истинный тип Баухауза» . Используемые шрифты . Проверено 15 октября 2016 г.
  24. ^ Целентис, Джейсон (28 августа 2017 г.). «Раймонд Лараби из Typodermic рассказывает о типе, технологиях и научной фантастике» . Как . Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 года . Проверено 29 октября 2017 г.
  25. ^ Купфершмид, Индра (15 января 2016 г.). «Объяснение некоторых типов жанров» . kupferschrift (блог) . Проверено 31 октября 2017 г.
  26. ^ Jump up to: а б Трейси 1986 , стр. 86–90.
  27. ^ Нэш, Джон. «В защиту римского письма» (PDF) . Журнал Фонда Эдварда Джонстона . Проверено 13 октября 2016 г.
  28. ^ Блэквелл, сценарий Льюиса (2004). Тип 20-го века (Ред. Ред.). Лондон: Лоуренс Кинг. п. 201. ИСБН  9781856693516 .
  29. ^ Лоусон 1990 , стр. 326–330.
  30. ^ Берри, Джон Д. (22 июля 2002 г.). «Не шрифт твоего отца без засечек» . Креативный Профи . Проверено 24 февраля 2019 г.
  31. ^ Берри, Джон Д. (5 августа 2002 г.). «Человеческая сторона шрифта без засечек» . Креативный Профи . Проверено 24 февраля 2019 г.
  32. ^ Коулз, Стивен. «Допрос Джилла Санса» . Типографика . Проверено 18 декабря 2015 г.
  33. ^ Купфершмид, Индра. «Альтернативы Джилл без» . Медная пластина . Проверено 23 февраля 2019 г.
  34. ^ Калверт, Маргарет . «Новый транспорт» . А2-ТИП . Проверено 2 мая 2016 г.
  35. ^ Коулз, Стивен. «Блог Identifont, 15 февраля» . Идентификатор . Проверено 17 августа 2015 г.
  36. ^ Томас, Барри. «V Cut Letters и вариации на тему» ​​. Бедный Фрэнк Роу . Проверено 23 сентября 2023 г.
  37. ^ Jump up to: а б с д Мосли, Джеймс (6 января 2007 г.), Нимфа и Грот , обновление , заархивировано из оригинала 10 июня 2014 г. , получено 10 июня 2014 г.
  38. ^ «Школа Перкинса для слепых» . Школа Перкинса для слепых . Проверено 15 октября 2016 г.
  39. ^ Джонстон, Аластер. «Коллекция Роберта Грабхорна по истории печати» . Публичная библиотека Сан-Франциско . Проверено 15 октября 2016 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д и Мосли, Джеймс. "Комментарии к типофильской теме - "Нерожденный: строчные буквы без засечек в 19 веке" " . Типофил (в архиве) . Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  41. ^ Ле Погам, Пьер-Ив (2005). От «Города Бога» до «Дворца Папы » Рим: Французская школа. п. 375. ИСБН  978-2728307296 .
  42. ^ Барнс, Пол. «Джеймс Мосли: Жизнь в предметах» . Глаз . Проверено 23 сентября 2016 г.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мосли 1999 , с. 1–19.
  44. ^ Jump up to: а б с д Мосли 1999 .
  45. ^ Джон Л. Уолтерс (2 сентября 2013 г.). Пятьдесят шрифтов, которые изменили мир: Музей дизайна Fifty . Осьминог. п. 1913–5 . ISBN  978-1-84091-649-2 .
  46. ^ Гелл, Уильям (1810). Маршрут Греции . Лондон . Проверено 8 марта 2019 г.
  47. ^ Мосли, Джеймс. «Гансериф: поиск примеров» . Мнемозина: Базовый документальный фильм Амьенского сада . ESAD Амьен . Проверено 28 ноября 2020 г.
  48. ^ Александр Несбитт (1998). История и техника письма . Курьерская корпорация. п. 160 . ISBN  978-0-486-40281-9 .
  49. ^ Л.Ю. (1805 г.). «Редактору Европейского журнала». Европейский журнал . п. 99 .
  50. ^ Каллингем, Джеймс (1871). Написание вывесок и тиснение по стеклу . стр. 54–55 .
  51. ^ Л. Паррамор (13 октября 2008 г.). Читая Сфинкса: Древний Египет в литературной культуре девятнадцатого века . Спрингер. п. 22–23 . ISBN  978-0-230-61570-0 .
  52. ^ Джейсон Томпсон (30 апреля 2015 г.). Чудесные вещи: История египтологии 1: От древности до 1881 года . Американский университет в Каире Press. п. 251–252 . ISBN  978-977-416-599-3 .
  53. ^ Саути, Роберт (1808). Письма из Англии: Дон Мануал Альварес Эсприэлла . Д. и Г. Брюс, распечатка. стр. 274 –5.
  54. ^ Фарингтон, Джозеф; Грейг, Джеймс (1924). Дневник Фарингтона, том III, 1804–1806 гг . Лондон: Hutchinson & Co., с. 109 . Проверено 15 октября 2016 г.
  55. ^ Трейси, Уолтер (2003). Аккредитивы: взгляд на шрифтовой дизайн . Бостон: Дэвид Р. Годин. ISBN  9781567922400 .
  56. ^ Тэм, Кейт (2002). Каллиграфические тенденции в развитии шрифтов без засечек в ХХ веке (PDF) . Ридинг: Университет Рединга (магистерская диссертация). Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2015 года . Проверено 17 августа 2015 г.
  57. ^ Локсли, Саймон (12 июня 2006 г.). Тип: Тайная история писем . ИБТаурис. п. 36–38 . ISBN  978-1-84511-028-4 .
  58. ^ «Песня о шрифте без засечек» . Центр истории и культуры печати. 30 сентября 2016 года . Проверено 16 октября 2016 г.
  59. ^ Jump up to: а б Мосли, Джеймс ; Шинн, Ник . "Две строки английского египетского (комментарии на форуме)" . Типофил . Архивировано из оригинала 14 марта 2010 года . Проверено 30 октября 2017 г. Шрифты Figgins «Sans-serif» (так называемые) заслуживают внимания. Фактически можно сказать, что с помощью этих шрифтов шрифтолитейная мастерская Фиггинса воплотила этот дизайн в типографику, поскольку оригинальный Caslon Egypt лишь ненадолго появлялся в экземпляре и никогда не использовался в коммерческих целях. Один размер шрифта Figgins Sans-serif встречается в экземпляре, датированном 1828 годом (единственный известный экземпляр находится в Университетской библиотеке Амстердама).… Это самоуверенный дизайн, который в больших размерах отказывается от монолинейной структуры буквы Caslon. для модуляции «толстый-тонкий», которая останется стандартной моделью в 19 веке и до сих пор можно увидеть в ATF Franklin Gothic . Обратите внимание, что здесь нет нижнего регистра. Это произошло после 1830 года с новаторским сокращенным «Гротеском» литейной мастерской Торовгуда, который предоставил модель шрифта, позволяющую использовать большие размеры в строках плакатов. Это дало дизайну альтернативное название, и обе новые особенности – сжатые пропорции и добавление строчных букв – разорвали связь с римскими заглавными буквами… Но антикварные ассоциации дизайна все еще присутствовали, по крайней мере, в меньшем масштабе. размеры, как показывает образец размера Жемчуга (четыре и три четверти пункта) типа Фиггинса. В нем использован текст латинской надписи, подготовленный для перестроен Лондонский мост , который был открыт 1 августа 1831 года.
  60. ^ Лейн, Джон А .; Ломмен, Матье; де Зете, Йохан (1998). Образцы голландских шрифтовиков из библиотеки КВБ и других коллекций библиотеки Амстердамского университета с историями представленных фирм . Де Грааф. п. 15 . Проверено 4 августа 2017 г. Фиггинс 1828 [является] одной из двух известных копий, но с первым известным появлением второго в мире шрифта без засечек, а не в другой копии.
  61. ^ Jump up to: а б Барнс, Пол ; Шварц, Кристиан . «Оригинальная коллекция Sans: прочитайте историю» . Коммерческая классика . Проверено 18 мая 2021 г.
  62. ^ Райан, Дэвид (2001). Совершенное письмо: искусство модернистской типографики, 1896–1953 гг . Гранат. п. 2 . ISBN  978-0-7649-1615-1 .
  63. ^ Морлигем, Себастьен. «Результат во Франции: Ранние годы (1834–1844) Себастьен Морлигем ATypI 2019 Токио» . Ютуб . AТипI . Проверено 28 ноября 2020 г.
  64. ^ Пане-Фарре, Пьер. «Плакаты» . Забытые формы . Проверено 21 июля 2019 г.
  65. ^ Кэслон, Уильям (ок. 1816 г.). [Образцы полиграфических шрифтов] (безымянная книга образцов) . Лондон: Уильям Каслон IV . Проверено 6 марта 2019 г.
  66. ^ Образец простых и декоративных моделей из литейного цеха В. и Дж. Фиггинса . Лондон: Основатели письма В. и Дж. Фиггинса. 1846 год . Проверено 16 октября 2016 г.
  67. ^ Меггс 2011 , с. 155.
  68. ^ Передача, Филлис Маргарет (1958). «Гротескные письма» . Информационный бюллетень «Монотипия» . Также напечатано с мотивом «Буквы без засечек».
  69. ^ Jump up to: а б Лоусон 1990 , с. 296.
  70. ^ Справочник шрифтов . Лейпциг: Матрос. 1926.
  71. ^ Хомола, Вольфганг. «Шрифтовой дизайн в эпоху машин. «Breite Grotesk» от JG Schelter & Giesecke» (PDF) . Университет Рединга (в архиве). Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2011 года . Проверено 17 января 2018 г.
  72. ^ Jump up to: а б Трейси, Уолтер . Аккредитивы . п. 98.
  73. ^ Беренс, Питер (1900), Торжество жизни и искусства: рассмотрение театра как высшего культурного символа (на немецком языке), Ойген Дидерихс
  74. ^ Меггс 2011 , с. 242.
  75. ^ Бадаракко, Клэр (1991). «Инновационный промышленный дизайн и современная общественная культура: корпорация Monotype, 1922–1932» (PDF) . Бизнес и экономическая история . 20 (вторая серия). Конференция по истории бизнеса: 229 . Проверено 19 декабря 2015 г.
  76. ^ Роджерс; Апдайк; Маккатчеон (1939). Работа Брюса Роджерса, мастера на все руки, мастера одного: каталог выставки, организованной Американским институтом графических искусств и Гролье-клубом Нью-Йорка . Нью-Йорк: Клуб Гролье, Издательство Оксфордского университета. стр. xxxv – xxxvii.
  77. ^ Апдайк, Дэниел Беркли (1922). Виды печати: их история, формы и использование; исследование выживаемости, том 2 (1-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 243 . Проверено 17 августа 2015 г.
  78. ^ Лоусон 1990 , с. 330.
  79. ^ Фрейзер, Дж. Л. (1925). Типа Лор . Чикаго: (самоиздание). п. 20 . Проверено 24 августа 2015 г.
  80. ^ «Пятьдесят лет машинописи» (PDF) . Блокфлейта монотипия . 39 (2): 11, 21. 1950 . Проверено 12 июля 2015 г.
  81. ^ «Рекламный плакат Джилла Санс, 1928 год» . Красный список . Монотипия. Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 года . Проверено 17 августа 2015 г.
  82. ^ Робинсон, Эдвин (1939). «Составление расписания поездов» (PDF) . Блокфлейта монотипия . 38 (1): 24 . Проверено 12 июля 2015 г.
  83. ^ Хьюитт, Джон (1995). «Радости Восточного побережья: Том Первис и ЛНЕР». Журнал истории дизайна . 8 (4): 291–311. дои : 10.1093/jdh/8.4.291 . JSTOR   1316023 .
  84. ^ Хорн, Фредерик А. (1936). «Тактика шрифтов № 2: Гротески: мода без засечек». Коммерческое искусство . 20 (132–135): http://magazines.iaddb.org/issue/CAI/1936-04-01/edition/null/page/18 .
  85. ^ Рэтиган, Дэн. «Футура: шрифт сегодняшнего и завтрашнего дня» . Ультраспарки . Проверено 21 января 2018 г.
  86. ^ Эйнсли, Джереми (2000). Графический дизайн в Германии: 1890-1945 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 102–5. ISBN  9780520227965 .
  87. ^ Шоу, Пол (апрель 2017 г.). Тип возрождения: цифровые шрифты, вдохновленные прошлым . Издательство Йельского университета. п. 210–213 . ISBN  978-0-300-21929-6 .
  88. ^ Шоу, Пол. «Из архива: Типографское здравомыслие» . Дизайн писем Пола Шоу . Проверено 26 декабря 2015 г.
  89. ^ Герстнер, Карл (1963). «Новая основа старого Akzidenz-Grotesk (английский перевод)» (PDF) . Дер Друкшпигель . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2017 года . Проверено 15 октября 2017 г.
  90. ^ Герстнер, Карл (1963). «Старый гротеск Акзиденц на новой основе» (PDF) . Зеркало для печати . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2017 года . Проверено 15 октября 2017 г.
  91. ^ Бридо, К.; Берре, К. (16 декабря 2014 г.). «Краткое введение в воздействие:« Шрифт мема » ». Журнал визуальной культуры . 13 (3): 307–313. дои : 10.1177/1470412914544515 . S2CID   62262265 .
  92. ^ Фрутигер, Адриан (2014). Гарнитуры: Полное собрание сочинений . Вальтер де Грюйтер. п. 88. ИСБН  9783038212607 .
  93. ^ Мосли 1999 , с. 9.
  94. ^ Шоу, Пол. «Дополнение к Helvetica и Univers» . Синий карандаш . Проверено 1 июля 2015 г.
  95. ^ Шварц, Кристиан. «Новый гротеск Хааса» . Проверено 28 ноября 2014 г.
  96. ^ «Новый Хаас Гротеск» . The Font Bureau, Inc. с. Введение.
  97. ^ «Новый Хаас Гротеск» . История . Бюро шрифтов, Inc.
  98. ^ Лоусон 1990 , с. 295.
  99. ^ Определение готики OED
  100. ^ «Шрифты без засечек» . Linotype.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2014 года.
  101. ^ Хараламбус 2007 , с. 411.
  102. ^ Формат открытого документа для приложений Office (OpenDocument), версия 1.2, часть 1: Введение и схема OpenDocument, проект комитета 04, 15 декабря 2009 г. , 5 февраля 2003 г. , получено 1 мая 2010 г.
  103. ^ Спецификация OpenDocument v1.1 (PDF) , получено 1 мая 2010 г.
  104. ^ Корпорация Microsoft (июнь 1992 г.), Примечание по применению служб поддержки продуктов Microsoft (текстовый файл) - GC0165: СПЕЦИФИКАЦИЯ RICH-TEXT FORMAT (RTF) (TXT) , получено 13 марта 2010 г.
  105. ^ Передача, Филлис Маргарет. Гротескные буквы: история начертаний без засечек с 1816 года до наших дней . OCLC   30233885 .
  106. ^ Томпсон, Ян (2013). Вехи Корнуолла . Двенадцать голов Пресс. ISBN  9780906294789 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35ec162c249922a25dc4b5f6ebce38c2__1721185620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/c2/35ec162c249922a25dc4b5f6ebce38c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sans-serif - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)