Ильюшин Ил-76
Ил-76 | |
---|---|
![]() ВВС России . Ил-76МД | |
Общая информация | |
Тип | Стратегический и тактический авиалайнер |
Национальное происхождение | Советский Союз / Россия |
Дизайнер | Ильюшин |
Построено | Ташкентское авиационное производственное объединение Авиастар-СП |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический) |
Количество построенных | 969 [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1971 – настоящее время |
Дата введения | Июнь 1974 г. [ 2 ] |
Первый полет | 25 марта 1971 г. |
Варианты | Ильюшин Ил-78 Бериев А-50 Бериев А-100 КДЖ-2000 |
Ильюшин Ил-76 ( русский : Ильюшин Ил-76 ; кодовое название НАТО : Кандид ) — многоцелевой четырехмоторный турбовентиляторный стратегический авиалайнер с неподвижным крылом, разработанный советским конструкторским бюро Ильюшина в качестве коммерческого грузового самолета. 1967 г., на замену Ан-12 . Он был разработан для доставки тяжелой техники в отдаленные, плохо обслуживаемые районы. Военные версии Ил-76 широко использовались в Европе, Азии и Африке, в том числе в качестве воздушного заправщика или командного центра.
Ил-76 широко использовался в качестве коммерческого грузового самолета для доставки грузов по рампе, особенно негабаритных или тяжелых грузов, которые невозможно перевезти другими средствами. Он также использовался в качестве транспортного средства для экстренной эвакуации гражданского населения, а также для гуманитарной помощи и помощи при стихийных бедствиях по всему миру. Благодаря способности работать с грунтовых взлетно-посадочных полос он оказался полезен на неосвоенных территориях. Также выпускаются специализированные модели для тушения пожаров с воздуха и тренировок в невесомости .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Самолет был задуман Ильюшиным в 1967 году для удовлетворения требований к грузовому судну, способному перевозить полезную нагрузку 40 тонн (88 000 фунтов) на расстояние 5 000 километров (2700 морских миль; 3100 миль) менее чем за шесть часов и способному работать с короткий [ нечеткий ] и неподготовленные взлетно-посадочные полосы, способные справиться с худшими погодными условиями, которые могут возникнуть в Сибири и арктических регионах Советского Союза. Он был призван заменить Ан-12 . Еще один проект двухпалубного авиалайнера на 250 пассажиров был отменен. Ил-76 впервые поднялся в воздух в марте 1971 года . [ 3 ]
Производство Ил-76 было передано Ташкентскому авиационному производственному объединению в Ташкенте , Узбекистан , тогда республике Советского Союза . Всего было изготовлено 860 базовых вариантов транспорта. [ 4 ] В 1990-е годы модернизированные варианты также оснащались Соловьева Д-30. ТРДД [ 5 ] были разработаны (MF, TF) с грузовой кабиной длиной 20 м (66 футов), шириной 3,4 м (11 футов) и высотой 3,4 м (11 футов); эти более крупные варианты не производились в значительном количестве из-за финансовых трудностей, которые испытывали ВВС России, которые были основным эксплуатантом этого типа. [ нужна ссылка ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Начиная с 2004 года ряд самолетов, находящихся на коммерческой эксплуатации, были модернизированы до версии Ил-76ТД-90ВД; это включало использование недавно разработанного двигателя ПС-90, отвечающего европейским ограничениям по уровню шума. [ 2 ] В 2005 году Китайская Народная Республика разместила заказ на 34 новых Ил-76МД и четыре танкера Ил-78. [ нужна ссылка ] В июне 2013 года российское агентство военного экспорта «Рособоронэкспорт» объявило о заказе Китаем 12 самолетов Ил-76МД. [ 6 ]


Ил-76 также был модифицирован в самолет-заправщик , получивший обозначение Ил-78 , всего было выпущено около 50 самолетов. [ 4 ] Вариант Ил-76 также служит пожарным водобомбардировщиком . Его планер использовался в качестве базы для Бериева А-50 «Основной» самолета ДРЛОиУ (бортового дальнего радиолокационного обнаружения и управления); было изготовлено около 25 самолетов. [ 4 ] Другое применение этому типу было найдено в в Антарктике вспомогательных полетах по моделированию невесомости и для проведения тренировок космонавтов (аналог «рвотной кометы», используемой НАСА). [ 7 ] Бериев и НПО «Алмаз» также разработали летающую лазерную лабораторию А-60 , из которых были построены две, большая часть деталей этого проекта остается засекреченной. [ 8 ]
76МД-90А
[ редактировать ]В 2010 году было объявлено о начале производства модернизированного Ил-76 — Ил-76МД-90А ( также известного как проект Ил-476 на стадии проектирования ); Предлагаемая новая производственная линия будет расположена на предприятии «Авиастар » в Ульяновске , Россия, и будет эксплуатироваться в сотрудничестве с ташкентским заводом. [ 4 ] Тогда на ульяновском заводе началось строительство двух прототипов Ил-76МД-90А. [ 9 ] Первый Ил-76МД-90А был выкачен на ульяновском заводе «Авиастар» 16 июня 2014 года. [ 10 ] 29 апреля 2015 года сообщалось, что ВКС России получили первые Ил-76МД-90А, построенные на ульяновском заводе "Авиастар-СП" из контракта 2012 года на 39 самолетов. [ 11 ] 2 апреля 2019 года Минобороны России получило первый серийный самолет Ил-76МД-90А. [ 12 ] По состоянию на конец 2023 года заказано поставить 27 самолетов в период до 2028 года, построено 20, в 2023 году - 6. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый самолет поступил в ВВС СССР в июне 1974 года. [ 2 ] и впоследствии стал основным советским стратегическим транспортным самолетом. С 1976 года эксплуатировался Аэрофлотом .
С 1979 по 1991 год Ил-76 советских ВВС совершили 14,7 тыс. рейсов в Афганистан, перевезя 786,2 тыс. военнослужащих и 315,8 тыс. тонн грузов. На Ил-76 перевозилось 89% советских войск и 74% грузов, переброшенных по воздуху. Поскольку афганские повстанцы не смогли сбить высоколетящие Ил-76, их тактика заключалась в том, чтобы попытаться повредить его при взлете или посадке. Ил-76 часто поражались ракетами с тепловым наведением «Стингер» и «Стрела», запускаемыми с плеча , а также огнем крупнокалиберных пулеметов, но поскольку прочные планеры могли выдерживать значительные повреждения и оставаться в рабочем состоянии, уровень истощения самолетов в это время был удивительно низким. период конфликта. Опираясь на этот опыт, основная часть техники канадских вооруженных сил в Афганистан была доставлена на гражданских Ил-76. [ 23 ] В 2006 году в ВВС России было около 200 Ил-76. Гражданских пользователей в России 108. [ 4 ]
3 августа 1995 года самолет Ил-76 Airstan Ильюшин, пилотируемый российским экипажем, был сбит истребителем ВВС Афганистана, контролируемым Талибаном, в ходе так называемого инцидента с Airstan . Экипаж находился в заключении почти год, но позже сбежал из заключения и сумел проникнуть в свой самолет, еще находившийся в аэропорту, и вылететь из Афганистана. [ 24 ]
В 2004 году Ил-76 ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) выполнил полетное задание в Афганистане, а позже, в 2011 году, Ил-76 ВВС НОАК были отправлены в Ливию для эвакуации китайских граждан. Сообщается, что эти две миссии стали первыми шагами ВВС НОАК по развитию возможностей транспортировки на большие расстояния. [ 25 ]
23 марта 2007 года компании «Трансавиаэкспорт» Ил-76 был сбит зенитной ракетой при взлете из Могадишо , Сомали . Все находившиеся на борту семь членов экипажа и четыре пассажира погибли. [ 26 ]
сирийских ВВС По словам дезертировавшего сирийского военного пилота, Ил-76 , действовавшие как гражданские самолеты Saudiair , использовались для доставки оружия, денег и других грузов из России и Ирана в Сирию. С начала войны, в апреле 2011 года (и до июля 2012 года), было совершено около 20 военных полетов в Тегеран через воздушное пространство Ирака и из него . Дополнительная информация показывает, что примерно с 2012 года сирийские Ил-76 регулярно летали в московский аэропорт Внуково за партиями сирийских банкнот , которые пригодились правительству Башара Асада, чтобы пережить международные санкции . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
14 июня 2014 года ВВС Украины Ил-76 был сбит огнем с земли пророссийскими сепаратистами при заходе на посадку в Луганске , в результате чего находившиеся на борту 40 солдат и 9 членов экипажа погибли. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
30 января 2017 года пожарный Ил-76 МЧС России был переброшен в Чили для оказания помощи пожарным. Работа заняла 39 дней. [ 33 ]
Все транспортные самолеты Ил-76, находящиеся на вооружении ВКС РФ, должны были получить противоракетные комплексы, а реконфигурация самолетов началась весной 2019 года. [ 34 ]
25 февраля 2022 года, во время вторжения России в Украину в 2022 году , Государственное агентство специальной связи Украины и официальные лица США заявили, что российские Ил-76 были сбиты над Белой Церковью . [ 35 ] По состоянию на сентябрь 2022 года обломков самолетов обнаружено не было. [ 36 ]
фотографии двух уничтоженных Ил-76 25-й бригады транспортной авиации 4 апреля 2022 года были показаны Украины; эти грузовые самолеты были уничтожены на земле российскими войсками в аэропорту Мелитополя. [ 37 ]
Сообщается, что 30 августа 2023 года четыре Ил-76 были уничтожены ударами украинских беспилотников-камикадзе в аэропорту Пскова . [ 38 ] [ 39 ]
24 января 2024 года Ил-76 разбился недалеко от Яблоново России в Белгородской области недалеко от российско-украинской границы. Сразу после этого источники, связанные с Украиной, а также российские государственные СМИ и официальные лица, представили множество необоснованных и противоречивых версий об обстоятельствах крушения. [ 40 ] [ 41 ]
12 марта 2024 года Ил-76 разбился вблизи авиабазы Иваново Северный , после того как произошел пожар в одном двигателе, и самолет не смог долететь до аэродрома. В результате крушения погибли все восемь членов экипажа и семь пассажиров. [ 42 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2013 г. ) |
![]() | Вы можете помочь расширить этот раздел текстом, переведенным из соответствующей статьи на русский язык . (Октябрь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Прототипы и варианты развития
[ редактировать ]
- 76ТД-90/76МД-90
- Модернизация двигателей пермских ПС-90.
- Ил-76 бомбардировщик-бомбардировщик
- Пожарный самолет сбрасывает взрывающиеся капсулы, наполненные антипиреном.
- 76PSD
- САР вариант Ил-76МФ
- Ил-96
- Ранняя разработка конвертируемого пассажирского/грузового самолета (только проект, обозначение повторно используется позже)
- Ил-150
- Предлагался Бериев А-50 с пермскими двигателями ПС-90.
- Бериев А-60
- Стенд для испытаний авиационно-лазерного оружия (Ил-76 версия 1А)
Варианты специального назначения/исследования
[ редактировать ]


- 76LL
- С усиленным крылом (не менее 3 самолетов) для использования в качестве испытательного самолета для летных испытаний опытных образцов двигателей в ЛИИ им. Громова .
- Izdeliye-176
- Прототип Ил-76ПП.
- Izdeliye-576
- Izdeliye-676
- Самолет-ретранслятор телеметрии и связи для использования в ходе испытательных программ (прототип).
- Izdeliye-776
- Самолет-ретранслятор телеметрии и связи для использования в ходе испытательных программ (прототип).
- Изделия-976 («СКИП», Ил-976 или Ил-76СК) [ 43 ] – (СКИП – Самолетный Контрольно-Измерительный Пункт, Airborne Check-Measure-and-Control Center)
- Платформа управления дальностью и сопровождения ракет на базе Ил-76/А-50. Первоначально построен для поддержки испытаний крылатой ракеты Х-55 «Радуга» .
- Izdeliye-1076
- Самолет специального назначения для неизвестных задач.
- Izdeliye-1176
- Самолет радиотехнической разведки ELINT, или Ил-76-11
- Транспортер хвостового оперения Ил-76-Ту160
- Разовое временное переоборудование для поддержки программы аварийной модификации Ту-160.
- Ил-76К/Ил-76МДК/Ил-76МДК-II
- Zero-g cosmonaut trainer ( dlya podgotovki kosmonavtov ), used by Yuri Gagarin Cosmonaut Training Center .
- 76LL
- Engine testbed ( ooniversahl'naya letayuschchaya laboratoriya ).
- 76ПП
- Самолет РЭБ, серьезные проблемы с оборудованием РЭБ только на Изделии-176.
- Ил-84
- Морской поисково-спасательный самолет (альтернативное обозначение — Ил-76ПС — поисково-спасательный ), не производится.
Военные варианты
[ редактировать ]


- Ил-76Д
- («Д» от «Десантный», Десантный - «десантный транспорт») имеет в хвостовой части артиллерийскую башню оборонительного назначения.
- Ил-76М
- Военно-транспортный вариант ( модифицированный – модифицированный).
- Ил-76МД
- Усовершенствованный военно-транспортный вариант ( модифицированный Дальний – модифицированный, дальнобойный).
- Ил-76МД Скальпель-МТ
- Мобильная больница
- Ил-76М/Ил-76МД
- Построен без военной техники, но обозначен как Ms и MD (Гордон - «Фальси»)
- Ил-76МД-90
- Ил-76МД с более тихими и экономичными «Авиадвигатель ПС-90» . турбовентиляторными двигателями
- Ил-76МФ
- Удлиненная военная версия с фюзеляжем длиной на 6,6 м (22 фута), двигателями ПС-90А-76, максимальной взлетной массой 210 т (460 000 фунтов) и грузоподъемностью 60 т (130 000 фунтов). Первый полет совершил в 1995 году. Два построены и доставлены в Королевские ВВС Иордании . [ 2 ] позже продан ВВС Египта .
- Ил-76МД-М
- Модернизированный Ил-76МД для ВКС России. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
- 76МД-90А
- Модернизированная версия с новой стеклянной кабиной, модернизированной авионикой, новым цельным углепластиковым крылом и двигателями «Авиадвигатель ПС-90А-76». он также был известен как Ил-476 . Во время разработки [ 10 ] [ 47 ]
- 76Т/76ТД
- Построен как военный самолет, но получил гражданское обозначение. (Гордон - «Фальси»)
- Ильюшин Ил-78 /Ил-78М/Ил-78МД-90А
- Воздушный танкер-заправщик.
- Ил-78 МКИ
- Модифицированная версия Ил-78, разработанная для ВВС Индии.
- Ил-82
- Самолет воздушного командного пункта/ретранслятора связи (альтернативное обозначение - Ил-76ВКП - версия 65С).
- Бериев А-50 /Бериев А-50М/Бериев А-50И/Бериев А-50Э
- Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Бериеву передан контроль над программой.
- Бериев А-100
- Вариант ДРЛО ИУ Ил-76МД-90А. В настоящее время находится в разработке, построено как минимум два прототипа.
Гражданские варианты
[ редактировать ]

- Ил-76МГА
- Первый коммерческий грузовой корабль (два прототипа и 12 серийных), оснащенный Соловьева Д-30 . ТРДД [ 48 ]
- Конверсия Ил-76МД в Ил-76ТД
- Полное удаление военной техники, о чем свидетельствует грубое прикрытие входа OBIGGS в правом Спонсоне.
- 76P/76TP/76TDP/76MDP
- пожарный самолет. Водобомбардировщик Ил-76 представляет собой переоборудованный 1,5-часовой комплект заправки для установки/демонтажа ВАП-2. Ил-76 может перевозить до 49 000 литров (13 000 галлонов США) воды; В 3,5 раза больше мощности С-130 Hercules . Поскольку этот комплект может быть установлен на любой Ил-76, обозначения Ил-76ТП, Ил-76ТДП также используются при переоборудовании этих модификаций Ил-76 в водные бомбардировщики. Впервые Ил-76П был представлен в 1990 году.
- 76Т
- («Т» от «Транспортный», «Транспортный») невооруженная версия гражданского грузового транспорта. Кодовое название НАТО «Кандид-А». Первый полет он совершил 4 ноября 1978 года.
- 76ТД
- Гражданский аналог Ил-76МД, впервые поднявшийся в воздух в 1982 году, оснащенный Соловьева Д-30 . ТРДД [ 48 ]
- 76ТД-90
- Ил-76ТД с двигателями «Авиадвигатель ПС-90» и частично стеклянной кабиной .
- Ил-76ТД-90ВД
- Ил-76ТД с двигателями «Авиадвигатель ПС-90» и частично стеклянной кабиной . Он был разработан специально для грузовой компании «Волга-Днепр», которая по состоянию на 2021 год эксплуатирует пять самолетов. [ 49 ]
- Ил-76ТД-С
- Гражданский мобильный госпиталь, аналог Ил-76МД Скальпель-МТ.
- 76TF
- Гражданский транспортный удлиненный вариант с двигателями «Авиадвигатель ПС-90». Это гражданская версия Ил-76МФ (не производится).
Иностранные варианты
[ редактировать ]
- Бериев А-50Э/И
- Для ВВС Индии. Размещен израильский радар Phalcon для двигателей ДРЛОиУ и ПС-90 «Авиадвигатель» . [ 50 ]
- Танки Ил-76МД
- Переоборудование танкеров ВВС Ирака.
- КДЖ-2000
- Отечественная китайская переоборудованная авиационная система дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ил-76, разработанная после А-50И списания и в настоящее время состоящая на вооружении вооруженных сил Китая .
- Стенд для испытаний двигателей CFTE
- Китайский летно-испытательный комплекс (CFTE) в настоящее время располагает летающим испытательным стендом, переоборудованным из реактивного транспортного самолета российского производства Ил-76МД и предназначенным для использования в качестве летающего испытательного стенда для будущих программ разработки двигателей. Первым двигателем, который будет испытан на самолете, станет турбовентиляторный двигатель WS-10A «Тайхан», который в настоящее время разрабатывается в качестве силовой установки для китайских истребителей J-10 и J-11. Ил-76МД №76456, приобретенный AVIC 1 у России в 1990-х годах, в настоящее время базируется на летно-испытательном полигоне CFTE в Яньляне, провинция Шэньси.
- Багдад-1
- Иракская разработка с радаром, установленным в грузовом отсеке, позволяющим выполнять функции ДРЛОиУ и управления, использовавшаяся во время ирано-иракской войны.
- Багдад-2
- Иракская разработка (при помощи Франции) с стекловолокном, обтекателем, армированным пластиковым над антенной обзорной РЛС Thomson-CSF Tiger G с максимальной дальностью обнаружения 350 км (190 морских миль; 220 миль). Один был уничтожен на земле во время войны в Персидском заливе в 1991 году ; двое других были доставлены самолетом в Иран, где они и остались. [ 51 ] По крайней мере один поступил на вооружение IRIAF . Один самолет разбился в результате столкновения в воздухе с истребителем HESA Saeqeh во время ежегодного иранского военного парада в Тегеране. [ 52 ] Его можно отличить от А-50 Бериева по наличию штурманских окон в носовой части Ил-76, которых нет у А-50.
Операторы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2013 г. ) |

Военные и гражданские эксплуатанты в 38 странах эксплуатируют в больших количествах более 850 Ил-76. В то время как Россия является крупнейшим военным эксплуатантом Ил-76, за ней следуют Украина и Индия, белорусская авиакомпания «ТрансАВИАэкспорт» является крупнейшим гражданским эксплуатантом.
Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Алжира - на вооружении 11 Ил-76МД/Ил-76ТД и 5 Ил-78ТД. [ 53 ]
- Национальные ВВС Анголы - на вооружении 7 Ил-76МД и Ил-76ТД. [ 53 ]
- ВВС Армении - на вооружении 1 Ил-76М и 1 Ил-76ТД. [ 53 ]
- ВВС и Войска ПВО Азербайджана – на вооружении 2 Ил-76ТД. [ 53 ]
- ВВС и Войска ПВО Беларуси – на вооружении 2 Ил-76МД. [ 53 ]

- ВВС Народно-освободительной армии 26 Ил-76МД / Ил-76ТД, 3 Ил-78М и 4 KJ-2000 . - на вооружении [ 53 ]
- ВВС Египта - 2 Ил-76МФ на вооружении. [ 53 ]
- Национальная гвардия Экваториальной Гвинеи - на вооружении 1 Ил-76ТД. [ 53 ]

- ВВС Исламской Республики Иран - на вооружении 5 Ил-76ТД. [ 53 ]
- Воздушно-космические силы Корпуса стражей исламской революции - 3 Ил-76МД / Ил-76ТД на вооружении. [ 53 ]
- Королевские ВВС Иордании - 1 Ил-76ТД на вооружении. [ 54 ]

- ВКС России около 120 Ил-76, 20 Ил-78 , 15 А-50 и 1 А-100 - на вооружении . 20 Ил-76МД-90А, 31 Ил-78М-90А под заказ. Больше в резервном хранилище. [ 53 ]
- Национальная гвардия России – на вооружении 9 Ил-76М/Ил-76МД. [ 55 ]
- Пограничная служба ФСБ РФ - 3 на вооружении. [ 55 ]
- Rossiya - Special Flight Detachment
- ВВС Судана - 1 Ил-76ТД на вооружении. [ 53 ]
- ВВС Украины – на вооружении 7 Ил-76МД. Больше в резервном хранилище. [ 53 ]

- Войска ПВО и ПВО Узбекистана – на вооружении 3 Ил-76МД. [ 53 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]- Советские ВВС - крупнейший бывший эксплуатант этого типа, имеющий на вооружении сотни самолетов различных вариантов. Передано государствам-преемникам. [ нужна ссылка ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]

- Бельканто Эйрлайнз
- Авиакомпания ТрансАВИАэкспорт
- Правительство Казахстана
- ГСТ Аэро

- Абакан Авиа
- Авиакон Цитотранс
- Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Volga-Dnepr Airlines [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
- «Сирийские арабские авиалинии» эксплуатируют четыре самолета, в том числе три Ил-76М. Совместно с сирийскими ВВС . [ 56 ]
- «Туркменские авиалинии» эксплуатируют четыре Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
- Авиакомпания ATI эксплуатирует ряд моделей Ил-76. [ нужна ссылка ]
- Львовские авиалинии эксплуатируют три Ил-76МД. [ нужна ссылка ]
- Украинский Воздушный Альянс эксплуатирует четыре самолета, в том числе один Ил-76МД и три Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
- Ветеранские авиалинии
- Volare Airlines эксплуатирует три самолета, в том числе два Ил-76МД и один Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
- «Южмашавиа» эксплуатирует два Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
- Служба гуманитарной авиации ООН эксплуатировала несколько самолетов такого типа с начала до середины 1990-х годов и по настоящее время. Большинство из них принадлежат либо бывшему Аэрофлоту , либо тем, которые ВКС России предоставили в аренду ООН. [ нужна ссылка ]
- Компания Meridian, Inc. эксплуатирует самолет Ил-78 с регистрационным номером N20NS. [ 63 ]
- Компания Gulf Aviation Technology and Services эксплуатирует несколько самолетов Ил-76 в чартере или в лизинге.
- Phoenix Aviation эксплуатировала 2 Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
- «Авиализинг» эксплуатирует Ил-76 на условиях чартера и аренды.
- «Узбекистон хаво йуллари» эксплуатировала 14 Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]- Компания Angola Air Charter эксплуатировала Ил-76. [ 64 ]
- Воздушные Высочества владели и эксплуатировали Ил-76Т (ЕК-76300) от имени Аэро-Сервис до того, как он разбился. [ 65 ]
- Раньше авиакомпания «Двин» эксплуатировала Ил-76ТД.
- Ранее «Ереван-Авиа» эксплуатировала два Ил-76 (ЕК86724 и ЕК86817).
- Глобальные авиационные услуги [ 66 ]
- Белавиа эксплуатировала Ил-76 до его закрытия в 1999 году. [ нужна ссылка ]
- «Гомельавиа» эксплуатировала пять Ил-76ТД.
- Faso Airways эксплуатировала Ил-76ТД. [ 67 ]
- Imtrec Aviation эксплуатировала зарегистрированный в Лаосе Ил-76. [ нужна ссылка ]
- Air Congo эксплуатировала Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
- Республика Конго эксплуатирует Ил-76. [ нужна ссылка ]
- Trans Air Congo эксплуатировала Ил-76Т. [ нужна ссылка ]
- Кубинская авиация эксплуатировала два Ил-76. [ нужна ссылка ]
- Компания «Экваториал Карго» эксплуатировала один Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
- Экспресс международные грузоперевозки [ нужна ссылка ]
- Sun Way эксплуатирует Ил-76ТД. [ 68 ]
- Atlant Венгрия эксплуатировала Ил-76. [ нужна ссылка ]
- Венгерско-украинская авиакомпания Air Cargo эксплуатировала Ил-76. [ нужна ссылка ]
- Atlas Air эксплуатировала не менее восьми Ил-76ТД.
- Chabahar Air эксплуатировала как минимум два Ил-76ТД.
- Mahan Air эксплуатировала Ил-76.
- Payam Air эксплуатировала два Ил-76ТД.
- Qeshm Air эксплуатировала два Ил-76ТД (авиакомпания ликвидирована).
- Сафиран Эйрлайнз
- Yas Air эксплуатировала два Ил-76ТД (зарегистрированные как ЭП-ГОЛ и ЭП-ГОМ).
- Компания «Иракские авиалинии» эксплуатировала единственный Ил-76.
- Jordan International Air Cargo - эксплуатировала два Ил-76МФ, поставленных в 2011 году. [ 69 ] и эксплуатировались в Королевских ВВС Иордании , которые были проданы Египту в 2018 году и доставлены в 2019 году. [ 70 ]

- «Эйр Казахстан» эксплуатировала самолеты Ил-76 до своего закрытия в 2004 году.
- «Казахстанские авиалинии» эксплуатировали Ил-76ТД до его закрытия в 1997 году.
- Ранее авиакомпания «Саяхат» эксплуатировала Ил-76.
- «Эйр Алматы» арендует Ил-76ТД. [ 71 ]
- Раньше «Ботыр Авиа» эксплуатировала три самолета, в том числе один Ил-76МД и два Ил-76ТД.
- «Кыргызские авиалинии» эксплуатируют один Ил-76ТД.
- Авиация Imtrec Камбоджи эксплуатировала зарегистрированные в Лаосе Ил-76ТД.
- «Инверсия» эксплуатировала три самолета, в том числе два Ил-76Т и один Ил-76ТД.
- Компания Jamahiriya Air Transport эксплуатировала Ил-76М, Ил-76ТД и Ил-78.
- «Ливиан Эйр Карго» , грузовое подразделение « Ливийских арабских авиалиний» , эксплуатирует 21 самолет, в том числе один Ил-76М и 15 Ил-76ТД.
- Трансафриканские авиалинии
- Аэроком эксплуатировал Ил-76МД, а также Ил-76Т вплоть до января 2005 года.
- Компания «Авиатранспорт» эксплуатировала несколько самолетов Ил-76, три из которых погибли в авариях в 2004 и 2005 годах.
- Jet Line International раньше эксплуатировала Ил-76. [ 72 ]
- Тирамавиа
- Аэрофлот эксплуатировал большое количество самолетов, особенно в советские годы, часто по поручению советских военных. Однако ни один из них не остается в эксплуатации авиакомпании.
- Air STAN эксплуатировала Ил-76ТД.
- АЛАК эксплуатировал самолеты Ил-76 до своего закрытия в 1999 году.
- «Авиаэнерго» , но ни один из них не остался в эксплуатации. Самолеты эксплуатировались
- Continental Airways раньше эксплуатировала Ил-76, но в настоящее время не делает этого.
- Dacono Air эксплуатировала Ил-76.
- Домодедовские авиалинии эксплуатируют Ил-76, но ни один из них в настоящее время не эксплуатируется.
- East Line раньше эксплуатировала Ил-76.
- Ранее авиакомпания «Илавиа» эксплуатировала шесть самолетов, в том числе два Ил-76МД и четыре Ил-76ТД.
- «КрасЭйр» эксплуатировала Ил-76, но ни один из них в настоящее время не находится в эксплуатации.
- Krylo Airlines operated two Il-76TDs into 2005.
- В начале 1990-х годов «Московские авиалинии» эксплуатировали Ил-76ТД.
- Новосибирское авиационное предприятие эксплуатировало Ил-76, но ни один из них в настоящее время не находится в эксплуатации.
- Пулковское авиационное предприятие эксплуатировало Ил-76, но ни один из них в настоящее время не находится в эксплуатации.
- Ранее Red Wings Airlines эксплуатировала два Ил-76ТД.
- Спаир Эйрлайнз
- Авиапредприятие «Тесис» эксплуатировало девять Ил-76ТД.
- Тюменские авиалинии
- Уральский газон
- Air Tomisko эксплуатировала 3 Ил-76ТД. Два были арендованы у GST Aero , которые ранее эксплуатировались у Kosmas Air, и еще один был добавлен в мае 2006 года. [ 73 ]
- «Космас Эйр» эксплуатировала два Ил-76ТД, арендованных у «ГСТ Аэро» . [ 73 ]
- Компания Aerolift Sierra Leone раньше использовала самолеты Ил-76 для специальных чартерных и грузовых перевозок. [ 74 ]
- Аэрофлот был основным гражданским пользователем самолетов в период существования Советского Союза, хотя многие из его самолетов эксплуатировались военными.
- Jet Air Cargo была одним из первых гражданских эксплуатантов Ил-76 в России помимо «Аэрофлота».
- Air West эксплуатировала как минимум шесть самолетов, хотя неясно, сколько из них остается в эксплуатации. [ 75 ]
- East West Cargo эксплуатировала несколько Ил-76. [ 75 ]
- Компания Juba Air Cargo эксплуатировала Ил-76. [ 76 ]
- Badr Airlines эксплуатировала два Ил-76. [ 77 ]
- Компания «Транс Аттик» эксплуатировала два Ил-76ТД. [ 67 ]
- Альфа Эйрлайнз
- «Азза Транспорт» эксплуатировала два Ил-76ТД. [ 75 ]
- Авиакомпании Зеленого флага
- Авиасервис Украины эксплуатировала Ил-76МД.
- Самолеты эксплуатировали Air Ukraine и Air Ukraine Cargo, однако на момент банкротства ни один из них не находился в эксплуатации.
- Авиакомпания «Азов Авиа» эксплуатировала два Ил-76МД.
- Авиакомпания BSL эксплуатировала целых шесть Ил-78.
- Busol Airlines эксплуатировала Ил-76 до его закрытия в 1998 году.
- Авиакомпания «Хорс» эксплуатировала два Ил-76МД.
- Украинские грузовые авиалинии эксплуатировали 21 самолет, в том числе 19 Ил-76МД.
- Южные авиалинии
- В Йемении эксплуатировались два Ил-76ТД.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]
По состоянию на июль 2024 года сеть авиационной безопасности зафиксировала 137 происшествий с самолетами серии Ил-76, в результате которых погибло 1158 человек. были списаны в авариях и других несчастных случаях. [ 78 ] Некоторые из наиболее примечательных инцидентов можно найти здесь.
- 23 ноября 1979 года ВВС СССР Ил-76 , регистрационный номер CCCP-86714, накренился влево при заходе на посадку в аэропорт Витебска . Управление самолетом было потеряно, и самолет разбился, в результате чего погиб экипаж из семи человек; это была первая потеря Ил-76. [ 79 ]
- Рождественская авария . 25 декабря 1979 года Ил-17 советских ВВС разбился в 36 км от Кабула, в результате чего погибли 48 человек на борту. [ 80 ]
- Крушение Ил-76 советских ВВС в 1988 году . 11 декабря 1988 года Ил-76 Аэрофлота разбился при подлете к Ленинакану ( Армения), погибли 77 из 78 находившихся на борту самолетов. Самолет выполнял воздушную операцию по оказанию помощи после землетрясения в Армении в 1988 году . [ 81 ]
- Крушение Ил-76 советских ВВС . 18 октября 1989 года Ил-76 советских ВВС (CCCP-76569) разбился в Каспийском море недалеко от Сумгайыта, Азербайджан, из-за отделения крыла, вызванного возгоранием двигателя, в результате чего погибли все 57 человек в результате самой смертоносной авиакатастрофы в Азербайджане. Причиной возгорания двигателя стала ошибка конструкции. [ 82 ]
1990-е годы
[ редактировать ]- 1 февраля 1990 года самолет советских ВВС, Ил-76 регистрационный СССР-86021, разбился через 14 минут после взлета с авиабазы Паневежис , в результате чего погибли все 8 членов экипажа. [ 83 ]
- 24 мая 1991 года самолет Ил-76ТД компании Metro Cargo (LZ-INK, имя Лугано ) разбился недалеко от аэропорта Керманшаха при попытке вынужденной посадки из-за исчерпания топлива, в результате чего погибли четыре из десяти членов экипажа. [ 84 ]
- 8 июля 1993 года самолет Ил-76М ВВС России (RA-86039) разбился недалеко от аэропорта Пскова из-за потери управления в результате необъяснимого пожара в полете, в результате чего погибли 11 членов экипажа. [ 85 ]
- 1995 Угон Ил-76 авиакомпании Airstan Ильюшин . 3 августа 1995 года истребители, контролируемые Талибаном, перехватили транспортный самолет Ил-76ТД Airstan Ил-76ТД и удерживали семь членов его экипажа более года, прежде чем скрыться. [ 86 ]
- 19 августа 1996 года самолет Ил-76Т компании Spair Airlines , выполнявший рейс 3601 , разбился при попытке приземлиться в аэропорту Белграда имени Николы Теслы из-за полного отказа электрооборудования из-за ошибки пилота, в результате чего погибли все 11 пассажиров на борту. [ 87 ] Экипаж забыл включить преобразователь переменного/постоянного тока после запуска двигателя.
- Столкновение Чархи Дадри в воздухе . 12 ноября 1996 года авиакомпании «Казахстанские авиалинии» , рейс 1907 самолет Ил-76 , столкнулся в воздухе с рейсом 763 компании Saudia ( Боинг 747 ) над Чархи-Дадри , Индия, в результате чего погибли все 349 человек на борту обоих самолетов в результате самого смертоносного столкновения в воздухе. Казахский экипаж не смог выдержать высоту из-за неразберихи с диспетчером УВД.
- 1996 год. Катастрофа Ил-76 в Абакане . 27 ноября 1996 года ВВС России самолет Ил-76МД , регистрационный номер RA-78804 , влетел в склон горы через несколько минут после вылета из аэропорта Абакана и разбился в 14 километрах (8,7 миль) от аэропорта. В результате аварии погиб весь 21 человек, находившийся на борту. [ 88 ] [ 89 ]
- 13 июля 1998 года самолет Ил-76МД (UR-76424), рейс 2570 авиакомпании ATI, разбился в море вскоре после взлета из международного аэропорта Рас-эль-Хайма, в результате чего погибли восемь членов экипажа. Самолет был перегружен, и пилот не отреагировал на предупреждения GPWS. [ 90 ]
- 17 июля 1998 года самолет Ил-78 (UR-UCI), выполнявший рейс 701 авиакомпании Air Sofia , врезался в холм на подходе к международному аэропорту Асмэры, в результате чего погибли все десять человек на борту. Самолет был арендован у «Украинских грузовых авиалиний». [ 91 ]
2000-е
[ редактировать ]- Рейс 9064 ВС РФ . 2 декабря 2001 года военный рейс из аэропорта Братска в аэропорт Петропавловска-Камчатского разбился в Новой Ине, Россия, в результате пожара на борту, в результате чего погибли 18 находившихся на борту самолетов. [ 92 ]
- Рус Рейс 9633 . 14 июля 2001 г. вскоре после взлета разбился грузовой рейс из аэропорта Чкаловский , в результате чего погибли 10 человек, находившихся на борту самолета.
- 2003 г., крушение Ил-76 в Иране . 19 февраля 2003 года Ил-76 разбился недалеко от Кермана , Иран, по неустановленным причинам (возможно, связанным с погодой). В результате крушения погибли 275 человек, в том числе сотни бойцов Корпуса стражей иранской революции . Авария остается самой смертоносной с участием Ил-76. [ 93 ]
- 2003 г. Катастрофа Ил-76 Украинских грузовых авиалиний . 8 мая 2003 года задняя погрузочная рампа Ил-76, арендованного правительством Конго, неожиданно открылась на высоте 10 000 футов после взлета из столицы Киншасы. В первоначальных сообщениях говорилось, что более 120 полицейских и членов их семей были высосаны за 45 минут. [ 94 ] но на самом деле погибло 14 человек. [ 95 ]
- 2007 г., крушение Ил-76 авиакомпании Mogadishu TransAVIAexport Airlines . Сообщается, что 23 марта 2007 года Ил-76 авиакомпании «ТрансАВИАэкспорт» с регистрационным номером EW-78849 был сбит (официальная причина не установлена) на окраине Могадишо, Сомали, в результате чего погибли все 11 человек, находившиеся на борту. [ 96 ]
- 30 июня 2008 года Ил-76 компании Ababeel Aviation разбился при вылете из Хартума в качестве спасательного рейса, в результате чего погибли четыре члена экипажа, единственные люди на борту самолета. [ 97 ]
- 2 июля 2008 года у рейса 1002 Click Airways, выполнявшего рейс Ил-76ТД с авиабазы Баграм в международный аэропорт Аль-Фуджейра-Фуджейра, произошел неконтролируемый отказ двигателя № 1. 3 двигателя на эшелоне FL280. Вышедшие из строя детали двигателя поставили крест на нет. 4 двигателя, что привело к выходу его из строя, а также фюзеляжа и топливных баков. Экипажу удалось успешно совершить вынужденную посадку в Захедане, Иран. Никто из трех членов экипажа не пострадал. [ 98 ]
- Столкновение Ил-76 в Махачкале, 2009 год . 15 января 2009 года два МВД России самолета Ил-76МД столкнулись с землей в аэропорту Махачкалы . Один из самолетов, регистрационный номер RA-76825, был готов к вылету и находился в конце взлетно-посадочной полосы, когда другой, RA-76827, зашел на посадку. Крыло приземлившегося самолета ударилось о кабину экипажа RA-76825, в результате чего возник пожар. В вылетающем самолете из семи человек, находившихся на борту, погибли три человека. Никто из 31 пассажира на борту RA-76827 не пострадал. RA-76825 был списан в результате аварии. [ 99 ] [ 100 ]
- 9 марта 2009 года аэролифт Ил-76 (S9-SAB) врезался в озеро Виктория сразу после взлета из аэропорта Энтеббе в Уганде, в результате чего погибли все 11 человек на борту. При взлете загорелись два двигателя. Самолет был зафрахтован компанией Dynacorp от имени АМИСОМ . Аварию расследовало Министерство транспорта Уганды, которое пришло к выводу, что срок службы всех четырех двигателей истек и что утверждение компании «Аэролифт» о том, что техническое обслуживание проводилось для продления срока их службы, и сертификация этих работ не может быть обосновано. [ 101 ]
- Катастрофа Ил-76 ВВС Ирана в 2009 году . 22 сентября 2009 года ВВС Исламской Республики Иран Ил-76МД Аднан 2 «5-8208» Симорг разбился недалеко от Варамина, в результате чего погибли все семь человек на борту. [ 102 ] Крушение, возможно, произошло в результате столкновения в воздухе с самолетом Northrop F-5E Tiger II . [ 103 ]
- Катастрофа Ил-76 в Якутии в 2009 году . 1 ноября 2009 года самолет Ил-76 МВД России разбился недалеко от города Мирный в двух километрах после взлета. Подтверждено, что одиннадцать человек на борту погибли. [ 104 ] [ 105 ]
2010-е годы
[ редактировать ]- Рейс 4412 компании Sun Way . 28 ноября 2010 года Ил-76 4L-GNI разбился в населенном районе Карачи , Пакистан, вскоре после взлета из международного аэропорта Джинна . Все восемь человек на борту погибли, а также два человека на земле. Сообщается, что самолет пытался вернуться в Джинну после неконтролируемого отказа двигателя и возгорания. [ 106 ]
- Рейс 995 авиакомпании Silk Way Airlines . 6 июля 2011 года Ил-76 с бортовым номером 4К-АЗ55 врезался в гору в Афганистане на пути к базе ВВС Баграм . Первоначально было подтверждено, что восемь человек на борту погибли, один пропал без вести. [ 107 ] [ 108 ]
- Авиа-Сервис Ил-76, 2012 год. Крушение Ил-76 . 30 ноября 2012 года Аэро-Сервис [ 65 ] Ил-76Т (также сообщается, что эксплуатировался компанией Trans Air Congo через несколько дней после аварии). [ 109 ] ) разбился в 850 метрах от взлетно-посадочной полосы 5L конголезского аэропорта Майя-Майя в Браззавиле при приземлении во время сильного шторма, в результате чего погибли 32 человека, в том числе 5 членов экипажа, еще один человек на борту и 26 человек на земле. [ 110 ]
- Сбит Ил-76 ВВС Украины в 2014 году . 14 июня 2014 года транспортный самолет Ил-76 25-й бригады транспортной авиации ВВС Украины был сбит при заходе на посадку в международном аэропорту Луганска на Украине.
- Катастрофа Ил-76 МЧС России в 2016 году . 1 июля 2016 года самолет Ил-76ТД (RA-76840) МЧС России врезался в склон холма недалеко от Рыбного Уяна во время тушения лесных пожаров под Иркутском, в результате чего погибли все десять человек на борту. [ 111 ]
- Катастрофа Ил-76 ВВС Алжира в 2018 году. 11 апреля 2018 года ВВС Алжира самолет Ил-76 7T-WIV разбился вскоре после взлета из аэропорта Буфарик , Буфарик , Алжир . Все 257 человек на борту погибли, что сделало эту аварию самой смертоносной авиакатастрофой на территории Алжира. [ 112 ]
2020-е годы
[ редактировать ]- Катастрофа Ил-76 ВВС России в 2022 году . 24 июня 2022 года ВКС России Ил-76МД RF-78778 разбился и загорелся при приземлении недалеко от города Рязань из-за возгорания двигателя, в результате чего погибли пять из девяти находившихся на борту самолетов. [ 113 ] [ 114 ]
- 2023 Гао Ильюшин, крушение Ил-76 . 23 сентября 2023 года Ил-76 ВС Мали разбился при приземлении в аэропорту Гао, Мали . По сообщению французской газеты Le Monde , малийские официальные лица подтвердили, что самолет принадлежит армии и на борту находятся члены группы Вагнера . [ 115 ] Прежде чем приземлиться, самолет пролетел более половины доступной взлетно-посадочной полосы. По неизвестным причинам экипаж не смог вовремя выполнить уход на второй круг, в результате чего самолет скатился по насыпи в конце взлетно-посадочной полосы. Самолет взорвался, в результате чего погиб весь находившийся на борту персонал. [ 116 ]
- В ночь с 19 на 20 октября 2023 года военно-транспортный самолет Ил-76МД загорелся при взлете с военного аэродрома в Душанбе столице Таджикистана . У самолета во время разгона взорвалось колесо, в результате чего возник пожар. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и полностью сгорел. Известно, что на борту находились восемь человек. Экипаж не пострадал. [ 117 ]
- 2024 Корочанский Ил-76. Катастрофа . 24 января 2024 года самолет Ил-76 ВВС России разбился в Корочанском районе Белгородской области России. Министерство обороны России заявило, что на борту находились 65 военнопленных ВСУ , 6 членов экипажа и 3 сотрудника службы безопасности. на тот момент [ 118 ] Эту информацию опровергли украинские источники со ссылкой на направление полета, фотографии места крушения и другую секретную информацию, утекшую из России. [ 119 ] [ 120 ]
- 2024 г., Иваново, крушение Ил-76 . Ил-76 разбился 12 марта 2024 года в Ивановской области . По данным РИА Новости , двигатель загорелся после взлета с авиабазы Иваново , а самолет разбился при попытке вынужденной посадки обратно на авиабазу. На борту находились восемь членов экипажа и семь пассажиров. [ 121 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- CCCP-76511 (серийный номер 083414444) хранится в Государственном музее авиации Украины , Киев. Первоначально самолет был окрашен как UR-UCI компании «Украинские грузовые авиалинии» в память о реальном самолете, разбившемся в 1998 году, но в 2016 году ему вернули первоначальную окраску Аэрофлота как CCCP-76511. [ 122 ]
Технические характеристики (Ил-76ТД)
[ редактировать ]
Данные Ильюшина , [ 123 ] Aviadvigatel , [ 124 ] Volga-Dnepr Airlines . [ 125 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Грузоподъемность: Ил-76М 42 000 кг (93 000 фунтов); Ил-76МД 48 000 кг (106 000 фунтов); Ил-76МД-90А 60 000 кг (130 000 фунтов)
- Длина: 46,59 м (152 фута 10 дюймов)
- Размах крыла: 50,5 м (165 футов 8 дюймов)
- Высота: 14,76 м (48 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 300 м 2 (3200 кв. футов)
- Масса пустого: 92 500 кг (203 928 фунтов) Ил-76ТД-90.
- Максимальная взлетная масса: 190 000 кг (418 878 фунтов) Ил-76МД/ТД.
- Силовая установка: 4 Соловьева Д-30КП ТРДД с тягой по 117,7 кН (26500 фунт-сила) каждый. [ 126 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 900 км/ч (560 миль в час, 490 узлов)
- Максимальная скорость: 0,82 Маха.
- Дальность: 4400 км (2700 миль, 2400 миль) Ил-76МД/ТД с полезной нагрузкой 52 000 кг (115 000 фунтов).
- Перегоночная дальность: 9300 км (5800 миль, 5000 миль) Ил-76МД-90А без полезной нагрузки.
- Практический потолок: 13 000 м (43 000 футов)
- Тяга/вес : 0,252
- Минимальный посадочный пробег : 450 м (1480 футов) с реверсорами тяги.
Вооружение
- Орудия: 2 × 23-мм (0,906 дюйма) пушки в пилотируемой башне с радиолокационным управлением в основании хвостового оперения.
- Бомбы: некоторые военные модели имеют четыре точки подвески под каждым внешним крылом, способные выдерживать 500-килограммовые (1100 фунтов) бомбы.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
В популярной культуре
[ редактировать ]- Ил-76 был показан в воздушном боевике Индии « Истребитель» (фильм 2024 г.).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "САМОЛЁТЫ ИЛЬЮШИН ИЛ-76/78/А-50 - РЕЕСТР" . russianplanes.net . Retrieved 2024-01-24 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бутовский, Петр. Ил-76 возвращается . Авиационный номер. 9/2004, стр. 28–32 (на польском языке).
- ^ «Ильюшин» . Флайтглобал . Рейс Интернешнл . 4 декабря 1996 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бутовский, Петр. Российский контракт на Ил-76 и Ил-78 для Китая . Авиационный номер. 1/2007, стр. 54–55 (на польском языке)
- ^ «Коммерческий самолет мира – Ил-76» . Рейс Интернешнл . 4283 (140): 66. 4–10 сентября 1991 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ «Самолеты Ил-76МД будут предоставлены Китаю» . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 г. Проверено 17 июня 2013 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ "File:Марка России 2006г №1073-Самолет ИЛ-76ТД и научно-экспедиционное судно "Академик Федоров"; панорама станции.jpg" . Stamps of Russia . Publishing and Trading Centre "Marka". 2006-01-26. Archived from the original on 2013-10-29 . Retrieved 2009-04-11 .
- ^ «ВОТА-60» . airwar.ru . Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ "Поставки транспортников Ил-476 заказчикам начнутся в 2012 году – ВПК.name" . Vpk.name. 2 July 2010. Archived from the original on 2011-01-24 . Retrieved 2010-11-06 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ил-476: новый российский средний-тяжелый транспортный самолет» . Ежедневник оборонной промышленности . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Первый серийный самолет Ил-76МД-90А передан Минобороны России [Первый серийный самолет Ил-76МД-90А передан Минобороны России]. РИА Новости . 29 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2015 г.
- ^ "Минобороны России получило первый серийный самолет Ил-76МД-90А | Jane's 360" . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ "Минобороны переоценило транспортные самолеты" . 28 May 2020 – via Kommersant.
- ^ «Российские радары за неделю отслеживают 30 иностранных самолетов-разведчиков и шесть беспилотников» .
- ^ "ЦАМТО / / Предприятия ОАК выполнили гособоронзаказ в 2020 году" . Archived from the original on 2021-11-08 . Retrieved 2021-01-30 .
- ^ "ЦАМТО / / Минобороны России получило новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А" . Archived from the original on 2021-12-10 . Retrieved 2021-07-18 .
- ^ "ЦАМТО / / Первый Ил-76МД-90А, собранный в АО "Авиастар-СП" на новой поточной линии, передан заказчику" . Archived from the original on 2021-12-10 . Retrieved 2021-09-10 .
- ^ "Очередной серийный самолет Ил-76МД-90А передан в эксплуатацию" . www.uacrussia.ru .
- ^ "ЦАМТО / / ОАК передала Минобороны транспортники Ил-76МД-90А и Ил-76МД-М" .
- ^ «Военный подрядчик поставил российским войскам новый первоклассный военно-транспортный самолет» .
- ^ "ЦАМТО / / ПАО «ОАК» выполнило гособоронзаказ 2022 года" . armstrade.org . Retrieved February 27, 2023 .
- ^ "ЦАМТО / / ОАК: Минобороны за год получило шесть Ил-76, в планах утроить производство" . armstrade.org (in Russian). 2023-12-26 . Retrieved 2023-12-27 .
- ↑ Веб-сайт канадского парламента. Архивировано 13 октября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ АМБА, ФАИЗА (17 августа 1996 г.). «Российский летный экипаж, задержанный в Афганистане, сбегает в ОАЭ» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 15 мая 2023 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Миссия Ил-76 в ВВС НОАК, Китай» . Архивировано из оригинала 15 октября 2011 г. Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Хасан, Мохамед Олад (24 марта 2007 г.). «В Сомали сбит грузовой самолет» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
- ^ Уилсон, Найджел (24 марта 2013 г.). «Я выполнял секретные миссии с деньгами и оружием в Сирии для Асада, - рассказывает пилот» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Дафна Линцер, Джефф Ларсон (26 ноября 2012 г.). «Записи о полетах говорят, что Россия отправила в Сирию тонны денег» . ПроПублика . Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «НОВОСТИ – АЗЕРБАЙДЖАН – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ТУРАН» . www.contact.az . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года.
- ^ «Украинский военный самолет, на борту которого находились не менее 49 человек, сбит» . edition.cnn.com . 14 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ «Украинский кризис: В Луганске сбит военный самолет» . Би-би-си онлайн . 14 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ «49 человек погибли в результате падения украинского военного самолета: представитель Министерства обороны» . Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine . xin.msn.com
- ^ Габберт, Билл (27 февраля 2017 г.). «Российский Ил-76 завершает свое задание в Чили» . Пожарная авиация . Архивировано из оригинала 29 июня 2017 г. Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ «Самолет Ил-76 получит новые бортовые системы обороны» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2023 г. Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ «Постоянные обновления: Зеленский отклоняет предложение США эвакуировать Киев» . АП Новости . Ассошиэйтед Пресс. 25 февраля 2022 г.
- ^ «Над Украиной бушует неожиданный воздушный бой. Вот что мы знаем о потерях с обеих сторон» . Инсайдер . 5 сентября 2022 г.
- ^ «Два стратегических авиалайнера Ил-76МД были уничтожены в результате российских ударов по авиабазе Мелитополь на Украине» . ЭйрЛайв . 7 апреля 2022 г. Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ КРИ (30 августа 2023 г.). "Украинские беспилотники-камикадзе "Бобр" уничтожили в аэропорту Пскова шесть транспортных самолетов Ил-76 и бомбардировщики Ту-22М3" . Глобальная оборонная корпорация . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ «Война на Украине: «Атака дронов» на аэропорт повредила российские транспортные самолеты» . Новости Би-би-си . 29 августа 2023 г. Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Сбитый российский Ил-76» . 23 января 2024 г.
- ^ Гоцци, Лаура; Кирби, Пол (24 января 2024 г.). «Российский самолет разбился с украинскими военнопленными – Москва» . Новости Би-би-си .
- ^ "В России у военного аэродрома упал самолет Ил-76, на борту было 15 человек" .
- ^ «Ильюшин Ил-76, АВАКС А-50/Самолет 976» . airvectors.net . 1 апреля 2020 г. Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ "ОАО "Ил" приступило к работам по модернизации... | ОАО "Ил" " . ilyushin.org . Archived from the original on 2017-03-08 . Retrieved 2017-03-08 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Первый модернизированный транспортный самолет Ил-76МД-М передан Минобороны России" . armstrade.org . Archived from the original on 27 January 2019 . Retrieved 26 January 2019 .
- ^ "ВВС России получили первые модернизированные Ил-76МД-М" . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ "Первый серийный стратегический самолет Ил-76МД-90А совершил первый полет" . 5 января 2015. Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ильюшин Ил-76» . airvectors.net . Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «Ил-76ТД – тяжелый грузовой рамповый самолет» . Волга-Днепр . Проверено 10 января 2021 г.
В парке «Волга-Днепр» имеется пять модернизированных самолетов Ил-76-ТД-90-ВД.
- ^ «domain-b.com: ВВС начинают летные испытания первой бортовой системы дальнего обнаружения Phalcon Ил-76» . домен-b.com . 9 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2018 г. Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Армистед, Ли; Армистед, Эдвин Ли (2002). AEW&C и Hawkeyes – Полная история систем раннего предупреждения с воздуха . ISBN 978-0-7603-1140-0 . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Крушение Ил-76МД "Симорг" (Феникс) IRIAF (22 сентября 2009 г.) на YouTube
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира на 2023 год» . Полет Глобал . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Королевские ВВС Иордании (RJAF-360) Ил-76TD Prestwick Airport [4K/UHD] , 7 сентября 2023 г. , получено 4 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Военный баланс 2016, с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б «ВВС мира 2023» . Полет Глобал . Flightglobal Insight. 2023 . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. стр. 33, I. ISBN 978-1-911628-18-7 .
- ^ Купер и др. 2011 , с. 210
- ^ «Обзор авиашоу – Воздушный фестиваль в Вонсане, Северная Корея» . ГАР - У нас есть авиация . 30 сентября 2016 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Волга-Днепр оценивает удлиненный Ан-124-102 на предмет специальной аэрокосмической и промышленной нагрузки» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2012 г. Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ «Новости» . Архивировано из оригинала 13 января 2012 г. Проверено 8 января 2012 г.
- ^ «Флот в полетном радаре» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 г. Проверено 24 сентября 2017 г.
- ^ «Результаты запроса N-номера в реестре ФАУ» . Запрос ФАУ о самолетах . 27 июня 2024 г. Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Ангола Эйр Чартер» . rzjets.net . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Градецкий, Симон (2 декабря 2012 г.). «Крушение: самолет IL76 авиакомпании Aero Services в Браззавиле 30 ноября 2012 года: срезанные деревья затем задели здания недалеко от взлетно-посадочной полосы» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2012 г.
- ^ Проверено 2 декабря 2015 г. FlightStats. Статус рейса Global Aviation Services 509 заархивирован 4 июля 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Купер и др. 2011 , с. 245
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Самолет, который НЕ должен был летать» . Мини-расследование авиакатастроф . 2020-11-25 . Проверено 17 января 2021 г. - через YouTube .
- ^ «Иорданские международные авиаперевозки» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
- ^ «Иордания передала Египту два военно-транспортных Ил-76МФ» . Weaponews.com . Проверено 05 августа 2019 г.
- ^ «Аренда». Архивировано 24 сентября 2009 г. в Wayback Machine . AirAlmaty.kz
- ^ «Джет Лайн» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 г. Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Торговал оружием с бывшими агентами КГБ. Архивировано 10 июня 2015 г. в Wayback Machine на Blic Online, 17 декабря 2009 г., получено 19 ноября 2013 г. (на сербском языке).
- ^ « Ильюшин 76. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine », Aerolift. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Купер и др. 2011 , с. 244
- ^ «ДЖУБА Карго» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г. Проверено 30 декабря 2006 г.
- ^ «Badr Airlines – ваш груз в надежных руках!» . 24 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 24 июня 2009 г.
- ^ «Сеть авиационной безопасности >> Результаты базы данных авиационной безопасности ASN» . asn.flightsafety.org . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-86714 в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Крушение самолета Ил-76М под Кабулом: 47 погибших | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-86732 в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Авария Ил-76МД CCCP-76569, среда, 18 октября 1989 года» . asn.flightsafety.org . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Описание аварии CCCP-86021» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ Описание аварии LZ-INK в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии RA-86039 в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Побег из Кандагара» . 29 октября 2001 г. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Описание аварии RA-76513 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии RA-78804 в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Ил-76 врезается в гору» . Рейс Интернешнл . 4 декабря 1996 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2015 г.
- ^ «13 июля 1998 года: грузовой самолет терпит крушение над Рас-эль-Хаймой» . www.gulfnews.com . 12 июля 2018 г.
- ^ Описание происшествия для UR-UCI в Сети авиационной безопасности.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Ил-76ТД RA-76839 Новая Иня» . Aviation-safety.net . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Ил-76МД 15-2280 Керман» . Aviation-safety.net . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Астилл, Джеймс (10 мая 2003 г.). «На высоте 10 000 футов дверь распахнулась, и множество пассажиров вылетело наружу» . Хранитель . Найроби . Архивировано из оригинала 29 ноября 2012 г.
- ^ «Обзор безопасности» . Архивировано 4 января 2014 г. в Wayback Machine , Flight International , 20–26 января 2004 г., стр. 39.
- ^ «В Сомали сбит грузовой самолет» . веб.архив.орг . 03.11.2012. Архивировано из оригинала 03.11.2012 . Проверено 1 августа 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Авария: Ил-76 Абабил в Хартуме 30 июня 2008 г. упал на землю сразу после взлета» .
- ^ Описание аварии EK-76400 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии RA-76827 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии RA-76825 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Градецкий, Симон. «Крушение: аэролифт IL76 в Энтеббе 9 марта 2009 года после взлета врезался в озеро Виктория» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 26 сентября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ «Иранские военные самолеты разбились во время ежегодного парада» . Новости обороны. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ «Крушение грузового самолета на востоке России, 11 погибших» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «Российский военный грузовой самолет разбился при взлете, в результате чего погибли все находившиеся на борту 11 членов экипажа» . Ежедневная пресса . 1 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 г.
- ^ Градецкий, Симон. «Авария: Sun Way IL76 в Карачи, 28 ноября 2010 г., возгорание двигателя» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Градецкий, Симон. «Крушение: самолет Silk Way IL76 возле Баграма, 6 июля 2011 г., врезался в гору» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ «Крушение грузового самолета в Афганистане» . Новости Би-би-си . 6 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 г.
- ^ «Авария Ил-76Т, 2012 год» . Описание аварии . Aviation-safety.net. 30 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года . Проверено 30 ноября 2012 г.
- ^ «Самолет разбил дома в Конго, погибло 30 человек» . Heraldsun.com.au . Австралийское агентство Associated Press (AAP). 30 ноября 2012 года . Проверено 30 ноября 2012 г.
- ^ Описание аварии RA-76840 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Уолш, Деклан (11 апреля 2018 г.). «В Алжире разбился военный самолет, погибли по меньшей мере 257 человек» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Российский военный грузовой самолет потерпел крушение, погибли 5 членов экипажа» . Новости АВС . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ "Российский военный грузовой самолет разбился, погибли четыре человека - сообщает" . Рейтер . 24 июня 2022 г. Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ «В Мали хунта окольными путями напоминает о крушении военного самолета» . Мир . 28 сентября 2023 г.
- ^ «Мали: хунта окольными путями напоминает о крушении военного самолета» . 27 сентября 2023 г.
- ^ «Российский самолет Ил-76МД загорелся при взлете в Душанбе» . 20.10.2023.
- ^ «Российский самолет разбился с украинскими военнопленными – Москва» . 24 января 2024 г. Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «ОБЪЯСНЕНИЕ: Сбитый российский самолет Ил-76: все, что мы знаем на данный момент» . 25 января 2024 г. Проверено 25 января 2024 г.
- ^ «Почему разбился российский Ил-76? Что мы знаем и не знаем о крупной авиационной катастрофе» . 25 января 2024 г. Проверено 25 января 2024 г.
- ^ РИА Новости (12 марта 2024 г.). «РИА Новости через аккаунт @GirkingGirkin» .
- ^ "Фото самолета УР-UCI | Ил-76 | Украинские грузовые авиалинии" . airhistory.net . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ "Ил-76ТД-90." Архивировано 3 ноября 2009 г. в Wayback Machine Ильюшина .
- ^ "Авиадвигатель ПС-90А-76". Архивировано 1 апреля 2012 г. в Wayback Machine Aviadvigate .
- ^ «Ил-76ТД-90ВД» (PDF) . Авиакомпания Волга-Днепр. Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2013 г.
- ^ Элоди Ру: Турбореактивные и турбореактивные двигатели: Справочник по базе данных , Бланьяк, Франция, 2007, ISBN 9782952938013 , с. 155
Библиография
[ редактировать ]- Альтобчи, Али; Купер, Том; Фонтанеллаз, Адриен (2022). Аль-Хусейн: Проекты обычных вооружений коренных народов Ирака, 1980–2003 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-914377-18-1 .
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Иден, Пол, изд. (июль 2006 г.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN. 1-904687-84-9 .
- Хойл, Крейг (2021). «ВВС мира 2022» . Рейс Интернешнл . Проверено 12 декабря 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страницы Ил-76ТД , Ил-76ТД-90 и Ил-76ТФ на сайте Ильюшина.
- Ильюшин Ил-76 и его варианты на Airvectors.net
- Фотографии производственной линии Ил-476 на Englishrussia.com
- Ильюшин Бериев Ил-76 Кандид (Гаджрадж) на сайте военной базы данных Индии
- Учебный самолет в Центре подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина.