Jump to content

Ильюшин Ил-76

(Перенаправлено с Ил-76МФ )
Ил-76
ВВС России . Ил-76МД
Общая информация
Тип Стратегический и тактический авиалайнер
Национальное происхождение Советский Союз / Россия
Дизайнер Ильюшин
Построено Ташкентское авиационное производственное объединение
Авиастар-СП
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Советские ВВС (исторический)
Количество построенных 969 [ 1 ]
История
Изготовлено 1971 – настоящее время
Дата введения Июнь 1974 г. [ 2 ]
Первый полет 25 марта 1971 г.
Варианты Ильюшин Ил-78
Бериев А-50
Бериев А-100
КДЖ-2000

Ильюшин Ил-76 ( русский : Ильюшин Ил-76 ; кодовое название НАТО : Кандид ) — многоцелевой четырехмоторный турбовентиляторный стратегический авиалайнер с неподвижным крылом, разработанный советским конструкторским бюро Ильюшина в качестве коммерческого грузового самолета. 1967 г., на замену Ан-12 . Он был разработан для доставки тяжелой техники в отдаленные, плохо обслуживаемые районы. Военные версии Ил-76 широко использовались в Европе, Азии и Африке, в том числе в качестве воздушного заправщика или командного центра.

Ил-76 широко использовался в качестве коммерческого грузового самолета для доставки грузов по рампе, особенно негабаритных или тяжелых грузов, которые невозможно перевезти другими средствами. Он также использовался в качестве транспортного средства для экстренной эвакуации гражданского населения, а также для гуманитарной помощи и помощи при стихийных бедствиях по всему миру. Благодаря способности работать с грунтовых взлетно-посадочных полос он оказался полезен на неосвоенных территориях. Также выпускаются специализированные модели для тушения пожаров с воздуха и тренировок в невесомости .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Ил-76 — грузовой высокоплан с четырьмя турбовентиляторными двигателями и Т-образным хвостовым оперением.

Происхождение

[ редактировать ]

Самолет был задуман Ильюшиным в 1967 году для удовлетворения требований к грузовому судну, способному перевозить полезную нагрузку 40 тонн (88 000 фунтов) на расстояние 5 000 километров (2700 морских миль; 3100 миль) менее чем за шесть часов и способному работать с короткий [ нечеткий ] и неподготовленные взлетно-посадочные полосы, способные справиться с худшими погодными условиями, которые могут возникнуть в Сибири и арктических регионах Советского Союза. Он был призван заменить Ан-12 . Еще один проект двухпалубного авиалайнера на 250 пассажиров был отменен. Ил-76 впервые поднялся в воздух в марте 1971 года ( 1971-03 ) . [ 3 ]

Производство Ил-76 было передано Ташкентскому авиационному производственному объединению в Ташкенте , Узбекистан , тогда республике Советского Союза . Всего было изготовлено 860 базовых вариантов транспорта. [ 4 ] В 1990-е годы модернизированные варианты также оснащались Соловьева Д-30. ТРДД [ 5 ] были разработаны (MF, TF) с грузовой кабиной длиной 20 м (66 футов), шириной 3,4 м (11 футов) и высотой 3,4 м (11 футов); эти более крупные варианты не производились в значительном количестве из-за финансовых трудностей, которые испытывали ВВС России, которые были основным эксплуатантом этого типа. [ нужна ссылка ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Начиная с 2004 года ряд самолетов, находящихся на коммерческой эксплуатации, были модернизированы до версии Ил-76ТД-90ВД; это включало использование недавно разработанного двигателя ПС-90, отвечающего европейским ограничениям по уровню шума. [ 2 ] В 2005 году Китайская Народная Республика разместила заказ на 34 новых Ил-76МД и четыре танкера Ил-78. [ нужна ссылка ] В июне 2013 года российское агентство военного экспорта «Рособоронэкспорт» объявило о заказе Китаем 12 самолетов Ил-76МД. [ 6 ]

Шасси самолета Иллюзион Ил-76.
Посадка транспортного самолета Ил-76 в Бреста . аэропорту

Ил-76 также был модифицирован в самолет-заправщик , получивший обозначение Ил-78 , всего было выпущено около 50 самолетов. [ 4 ] Вариант Ил-76 также служит пожарным водобомбардировщиком . Его планер использовался в качестве базы для Бериева А-50 «Основной» самолета ДРЛОиУ (бортового дальнего радиолокационного обнаружения и управления); было изготовлено около 25 самолетов. [ 4 ] Другое применение этому типу было найдено в в Антарктике вспомогательных полетах по моделированию невесомости и для проведения тренировок космонавтов (аналог «рвотной кометы», используемой НАСА). [ 7 ] Бериев и НПО «Алмаз» также разработали летающую лазерную лабораторию А-60 , из которых были построены две, большая часть деталей этого проекта остается засекреченной. [ 8 ]

В 2010 году было объявлено о начале производства модернизированного Ил-76 — Ил-76МД-90А ( также известного как проект Ил-476 на стадии проектирования ); Предлагаемая новая производственная линия будет расположена на предприятии «Авиастар » в Ульяновске , Россия, и будет эксплуатироваться в сотрудничестве с ташкентским заводом. [ 4 ] Тогда на ульяновском заводе началось строительство двух прототипов Ил-76МД-90А. [ 9 ] Первый Ил-76МД-90А был выкачен на ульяновском заводе «Авиастар» 16 июня 2014 года. [ 10 ] 29 апреля 2015 года сообщалось, что ВКС России получили первые Ил-76МД-90А, построенные на ульяновском заводе "Авиастар-СП" из контракта 2012 года на 39 самолетов. [ 11 ] 2 апреля 2019 года Минобороны России получило первый серийный самолет Ил-76МД-90А. [ 12 ] По состоянию на конец 2023 года заказано поставить 27 самолетов в период до 2028 года, построено 20, в 2023 году - 6. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Первый самолет поступил в ВВС СССР в июне 1974 года. [ 2 ] и впоследствии стал основным советским стратегическим транспортным самолетом. С 1976 года эксплуатировался Аэрофлотом .

Видео посадки Ил-76МД на грунтовую взлетно-посадочную полосу

С 1979 по 1991 год Ил-76 советских ВВС совершили 14,7 тыс. рейсов в Афганистан, перевезя 786,2 тыс. военнослужащих и 315,8 тыс. тонн грузов. На Ил-76 перевозилось 89% советских войск и 74% грузов, переброшенных по воздуху. Поскольку афганские повстанцы не смогли сбить высоколетящие Ил-76, их тактика заключалась в том, чтобы попытаться повредить его при взлете или посадке. Ил-76 часто поражались ракетами с тепловым наведением «Стингер» и «Стрела», запускаемыми с плеча , а также огнем крупнокалиберных пулеметов, но поскольку прочные планеры могли выдерживать значительные повреждения и оставаться в рабочем состоянии, уровень истощения самолетов в это время был удивительно низким. период конфликта. Опираясь на этот опыт, основная часть техники канадских вооруженных сил в Афганистан была доставлена ​​на гражданских Ил-76. [ 23 ] В 2006 году в ВВС России было около 200 Ил-76. Гражданских пользователей в России 108. [ 4 ]

3 августа 1995 года самолет Ил-76 Airstan Ильюшин, пилотируемый российским экипажем, был сбит истребителем ВВС Афганистана, контролируемым Талибаном, в ходе так называемого инцидента с Airstan . Экипаж находился в заключении почти год, но позже сбежал из заключения и сумел проникнуть в свой самолет, еще находившийся в аэропорту, и вылететь из Афганистана. [ 24 ]

Летчики ВВС США и ВВС США работают в кабине индийского Ил-76.

В 2004 году Ил-76 ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) выполнил полетное задание в Афганистане, а позже, в 2011 году, Ил-76 ВВС НОАК были отправлены в Ливию для эвакуации китайских граждан. Сообщается, что эти две миссии стали первыми шагами ВВС НОАК по развитию возможностей транспортировки на большие расстояния. [ 25 ]

23 марта 2007 года компании «Трансавиаэкспорт» Ил-76 был сбит зенитной ракетой при взлете из Могадишо , Сомали . Все находившиеся на борту семь членов экипажа и четыре пассажира погибли. [ 26 ]

сирийских ВВС По словам дезертировавшего сирийского военного пилота, Ил-76 , действовавшие как гражданские самолеты Saudiair , использовались для доставки оружия, денег и других грузов из России и Ирана в Сирию. С начала войны, в апреле 2011 года (и до июля 2012 года), было совершено около 20 военных полетов в Тегеран через воздушное пространство Ирака и из него . Дополнительная информация показывает, что примерно с 2012 года сирийские Ил-76 регулярно летали в московский аэропорт Внуково за партиями сирийских банкнот , которые пригодились правительству Башара Асада, чтобы пережить международные санкции . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]

14 июня 2014 года ВВС Украины Ил-76 был сбит огнем с земли пророссийскими сепаратистами при заходе на посадку в Луганске , в результате чего находившиеся на борту 40 солдат и 9 членов экипажа погибли. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]

30 января 2017 года пожарный Ил-76 МЧС России был переброшен в Чили для оказания помощи пожарным. Работа заняла 39 дней. [ 33 ]

Все транспортные самолеты Ил-76, находящиеся на вооружении ВКС РФ, должны были получить противоракетные комплексы, а реконфигурация самолетов началась весной 2019 года. [ 34 ]

25 февраля 2022 года, во время вторжения России в Украину в 2022 году , Государственное агентство специальной связи Украины и официальные лица США заявили, что российские Ил-76 были сбиты над Белой Церковью . [ 35 ] По состоянию на сентябрь 2022 года обломков самолетов обнаружено не было. [ 36 ]

фотографии двух уничтоженных Ил-76 25-й бригады транспортной авиации 4 апреля 2022 года были показаны Украины; эти грузовые самолеты были уничтожены на земле российскими войсками в аэропорту Мелитополя. [ 37 ]

Сообщается, что 30 августа 2023 года четыре Ил-76 были уничтожены ударами украинских беспилотников-камикадзе в аэропорту Пскова . [ 38 ] [ 39 ]

24 января 2024 года Ил-76 разбился недалеко от Яблоново России в Белгородской области недалеко от российско-украинской границы. Сразу после этого источники, связанные с Украиной, а также российские государственные СМИ и официальные лица, представили множество необоснованных и противоречивых версий об обстоятельствах крушения. [ 40 ] [ 41 ]

12 марта 2024 года Ил-76 разбился вблизи авиабазы ​​Иваново Северный , после того как произошел пожар в одном двигателе, и самолет не смог долететь до аэродрома. В результате крушения погибли все восемь членов экипажа и семь пассажиров. [ 42 ]

Варианты

[ редактировать ]

Прототипы и варианты развития

[ редактировать ]
Двигатели Ил-76ТД-90, Авиадвигатель ПС-90 имеют больший диаметр.
76ТД-90/76МД-90
Модернизация двигателей пермских ПС-90.
Ил-76 бомбардировщик-бомбардировщик
Пожарный самолет сбрасывает взрывающиеся капсулы, наполненные антипиреном.
76PSD
САР вариант Ил-76МФ
Ил-96
Ранняя разработка конвертируемого пассажирского/грузового самолета (только проект, обозначение повторно используется позже)
Ил-150
Предлагался Бериев А-50 с пермскими двигателями ПС-90.
Бериев А-60
Стенд для испытаний авиационно-лазерного оружия (Ил-76 версия 1А)

Варианты специального назначения/исследования

[ редактировать ]
Ил-76ЛЛ с ПД-14 на испытаниях, 2015 г. двигателем
Стеклянный нос Ил-76ТД - штурмана . пост
Стенд 76LL SKIP, 1999 г.
76LL
С усиленным крылом (не менее 3 самолетов) для использования в качестве испытательного самолета для летных испытаний опытных образцов двигателей в ЛИИ им. Громова .
Izdeliye-176
Прототип Ил-76ПП.
Izdeliye-576
Izdeliye-676
Самолет-ретранслятор телеметрии и связи для использования в ходе испытательных программ (прототип).
Izdeliye-776
Самолет-ретранслятор телеметрии и связи для использования в ходе испытательных программ (прототип).
Изделия-976 («СКИП», Ил-976 или Ил-76СК) [ 43 ] – (СКИП – Самолетный Контрольно-Измерительный Пункт, Airborne Check-Measure-and-Control Center)
Платформа управления дальностью и сопровождения ракет на базе Ил-76/А-50. Первоначально построен для поддержки испытаний крылатой ракеты Х-55 «Радуга» .
Izdeliye-1076
Самолет специального назначения для неизвестных задач.
Izdeliye-1176
Самолет радиотехнической разведки ELINT, или Ил-76-11
Транспортер хвостового оперения Ил-76-Ту160
Разовое временное переоборудование для поддержки программы аварийной модификации Ту-160.
Ил-76К/Ил-76МДК/Ил-76МДК-II
Zero-g cosmonaut trainer ( dlya podgotovki kosmonavtov ), used by Yuri Gagarin Cosmonaut Training Center .
76LL
Engine testbed ( ooniversahl'naya letayuschchaya laboratoriya ).
76ПП
Самолет РЭБ, серьезные проблемы с оборудованием РЭБ только на Изделии-176.
Ил-84
Морской поисково-спасательный самолет (альтернативное обозначение — Ил-76ПС — поисково-спасательный ), не производится.

Военные варианты

[ редактировать ]
Ил-76МД-90А ВКС России.
Ил-76МД ГШ-23 Хвостовое вооружение
Грузовая кабина Ил-76МД
Ил-76Д
(«Д» от «Десантный», Десантный - «десантный транспорт») имеет в хвостовой части артиллерийскую башню оборонительного назначения.
Ил-76М
Военно-транспортный вариант ( модифицированный – модифицированный).
Ил-76МД
Усовершенствованный военно-транспортный вариант ( модифицированный Дальний – модифицированный, дальнобойный).
Ил-76МД Скальпель-МТ
Мобильная больница
Ил-76М/Ил-76МД
Построен без военной техники, но обозначен как Ms и MD (Гордон - «Фальси»)
Ил-76МД-90
Ил-76МД с более тихими и экономичными «Авиадвигатель ПС-90» . турбовентиляторными двигателями
Ил-76МФ
Удлиненная военная версия с фюзеляжем длиной на 6,6 м (22 фута), двигателями ПС-90А-76, максимальной взлетной массой 210 ​​т (460 000 фунтов) и грузоподъемностью 60 т (130 000 фунтов). Первый полет совершил в 1995 году. Два построены и доставлены в Королевские ВВС Иордании . [ 2 ] позже продан ВВС Египта .
Ил-76МД-М
Модернизированный Ил-76МД для ВКС России. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
76МД-90А
Модернизированная версия с новой стеклянной кабиной, модернизированной авионикой, новым цельным углепластиковым крылом и двигателями «Авиадвигатель ПС-90А-76». он также был известен как Ил-476 . Во время разработки [ 10 ] [ 47 ]
76Т/76ТД
Построен как военный самолет, но получил гражданское обозначение. (Гордон - «Фальси»)
Ильюшин Ил-78 /Ил-78М/Ил-78МД-90А
Воздушный танкер-заправщик.
Ил-78 МКИ
Модифицированная версия Ил-78, разработанная для ВВС Индии.
Ил-82
Самолет воздушного командного пункта/ретранслятора связи (альтернативное обозначение - Ил-76ВКП - версия 65С).
Бериев А-50 /Бериев А-50М/Бериев А-50И/Бериев А-50Э
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Бериеву передан контроль над программой.
Бериев А-100
Вариант ДРЛО ИУ Ил-76МД-90А. В настоящее время находится в разработке, построено как минимум два прототипа.

Гражданские варианты

[ редактировать ]
Коммерческий вариант Ил-76, погрузка грузов на авиабазе Али, Ирак.
Ил-76ТД, принадлежащий КСИР , использовался в качестве пожарного самолета.
Ил-76МГА
Первый коммерческий грузовой корабль (два прототипа и 12 серийных), оснащенный Соловьева Д-30 . ТРДД [ 48 ]
Конверсия Ил-76МД в Ил-76ТД
Полное удаление военной техники, о чем свидетельствует грубое прикрытие входа OBIGGS в правом Спонсоне.
76P/76TP/76TDP/76MDP
пожарный самолет. Водобомбардировщик Ил-76 представляет собой переоборудованный 1,5-часовой комплект заправки для установки/демонтажа ВАП-2. Ил-76 может перевозить до 49 000 литров (13 000 галлонов США) воды; В 3,5 раза больше мощности С-130 Hercules . Поскольку этот комплект может быть установлен на любой Ил-76, обозначения Ил-76ТП, Ил-76ТДП также используются при переоборудовании этих модификаций Ил-76 в водные бомбардировщики. Впервые Ил-76П был представлен в 1990 году.
76Т
(«Т» от «Транспортный», «Транспортный») невооруженная версия гражданского грузового транспорта. Кодовое название НАТО «Кандид-А». Первый полет он совершил 4 ноября 1978 года.
76ТД
Гражданский аналог Ил-76МД, впервые поднявшийся в воздух в 1982 году, оснащенный Соловьева Д-30 . ТРДД [ 48 ]
76ТД-90
Ил-76ТД с двигателями «Авиадвигатель ПС-90» и частично стеклянной кабиной .
Ил-76ТД-90ВД
Ил-76ТД с двигателями «Авиадвигатель ПС-90» и частично стеклянной кабиной . Он был разработан специально для грузовой компании «Волга-Днепр», которая по состоянию на 2021 год эксплуатирует пять самолетов. [ 49 ]
Ил-76ТД-С
Гражданский мобильный госпиталь, аналог Ил-76МД Скальпель-МТ.
76TF
Гражданский транспортный удлиненный вариант с двигателями «Авиадвигатель ПС-90». Это гражданская версия Ил-76МФ (не производится).

Иностранные варианты

[ редактировать ]
А-50Е/I — основа ВВС Индии.
Бериев А-50Э/И
Для ВВС Индии. Размещен израильский радар Phalcon для двигателей ДРЛОиУ и ПС-90 «Авиадвигатель» . [ 50 ]
Танки Ил-76МД
Переоборудование танкеров ВВС Ирака.
КДЖ-2000
Отечественная китайская переоборудованная авиационная система дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ил-76, разработанная после А-50И списания и в настоящее время состоящая на вооружении вооруженных сил Китая .
Стенд для испытаний двигателей CFTE
Китайский летно-испытательный комплекс (CFTE) в настоящее время располагает летающим испытательным стендом, переоборудованным из реактивного транспортного самолета российского производства Ил-76МД и предназначенным для использования в качестве летающего испытательного стенда для будущих программ разработки двигателей. Первым двигателем, который будет испытан на самолете, станет турбовентиляторный двигатель WS-10A «Тайхан», который в настоящее время разрабатывается в качестве силовой установки для китайских истребителей J-10 и J-11. Ил-76МД №76456, приобретенный AVIC 1 у России в 1990-х годах, в настоящее время базируется на летно-испытательном полигоне CFTE в Яньляне, провинция Шэньси.
Багдад-1
Иракская разработка с радаром, установленным в грузовом отсеке, позволяющим выполнять функции ДРЛОиУ и управления, использовавшаяся во время ирано-иракской войны.
Багдад-2
Иракская разработка (при помощи Франции) с стекловолокном, обтекателем, армированным пластиковым над антенной обзорной РЛС Thomson-CSF Tiger G с максимальной дальностью обнаружения 350 км (190 морских миль; 220 миль). Один был уничтожен на земле во время войны в Персидском заливе в 1991 году ; двое других были доставлены самолетом в Иран, где они и остались. [ 51 ] По крайней мере один поступил на вооружение IRIAF . Один самолет разбился в результате столкновения в воздухе с истребителем HESA Saeqeh во время ежегодного иранского военного парада в Тегеране. [ 52 ] Его можно отличить от А-50 Бериева по наличию штурманских окон в носовой части Ил-76, которых нет у А-50.

Операторы

[ редактировать ]
Настоящие и бывшие эксплуатанты Ил-76
  Военные операторы
  Гражданские операторы
  Военные и гражданские операторы

Военные и гражданские эксплуатанты в 38 странах эксплуатируют в больших количествах более 850 Ил-76. В то время как Россия является крупнейшим военным эксплуатантом Ил-76, за ней следуют Украина и Индия, белорусская авиакомпания «ТрансАВИАэкспорт» является крупнейшим гражданским эксплуатантом.

Военные операторы

[ редактировать ]
 Алжир
 Ангола
 Армения
 Азербайджан
 Беларусь
ВВС Народно-освободительной армии Ил-76 приземлился в аэропорту Перта , Австралия . Этот самолет принимал участие в поиске рейса 370 Malaysia Airlines .
 Китай
 Демократическая Республика Конго
 Египет
 Экваториальная Гвинея
Ил-76 ВВС Индии приземляется в аэропорту Кушок Бакула Римпочи, расположенном в Лехе .
 Индия
 Иран
 Иордания
Ил-76МД ВВС России на авиабазе Чкаловский .
 Россия
 Судан
 Сирия
 Украина
Ил-76 ВВС и ПВО Узбекистана приземлился в международном аэропорту Пекина .
 Узбекистан

Бывшие военные операторы

[ редактировать ]
 Ирак
 Ливия
Ил-76 ВВС СССР .
 Советский Союз
  • Советские ВВС - крупнейший бывший эксплуатант этого типа, имеющий на вооружении сотни самолетов различных вариантов. Передано государствам-преемникам. [ нужна ссылка ]
 Йемен
 Зимбабве

Гражданские операторы

[ редактировать ]
аэропорту Мехрабад Ил-76 Pouya Air приземляется в в декабре 2023 года.
 Азербайджан
ТрансАВИАэкспорт аэропорту Ил-76ТД в Франкфурта .
 Беларусь
 Казахстан
Пара Air Koryo самолетов Ил-76 авиакомпании в международном аэропорту Пхеньяна .
 Северная Корея
 Россия
 Сирия
 Туркменистан
 Украина
 Объединенные Нации
  • Служба гуманитарной авиации ООН эксплуатировала несколько самолетов такого типа с начала до середины 1990-х годов и по настоящее время. Большинство из них принадлежат либо бывшему Аэрофлоту , либо тем, которые ВКС России предоставили в аренду ООН. [ нужна ссылка ]
 Соединенные Штаты
  • Компания Meridian, Inc. эксплуатирует самолет Ил-78 с регистрационным номером N20NS. [ 63 ]
 Объединенные Арабские Эмираты
  • Компания Gulf Aviation Technology and Services эксплуатирует несколько самолетов Ил-76 в чартере или в лизинге.
  • Phoenix Aviation эксплуатировала 2 Ил-76ТД. [ нужна ссылка ]
 Узбекистан

Бывшие гражданские операторы

[ редактировать ]
 Ангола
 Армения
 Бахрейн
  • Глобальные авиационные услуги [ 66 ]
 Беларусь
 Буркина-Фасо
 Камбоджа
  • Imtrec Aviation эксплуатировала зарегистрированный в Лаосе Ил-76. [ нужна ссылка ]
 Демократическая Республика Конго
 Республика Конго
 Куба
 Экваториальная Гвинея
 Грузия
  • Sun Way эксплуатирует Ил-76ТД. [ 68 ]
 Венгрия
 Иран
  • Atlas Air эксплуатировала не менее восьми Ил-76ТД.
  • Chabahar Air эксплуатировала как минимум два Ил-76ТД.
  • Mahan Air эксплуатировала Ил-76.
  • Payam Air эксплуатировала два Ил-76ТД.
  • Qeshm Air эксплуатировала два Ил-76ТД (авиакомпания ликвидирована).
  • Сафиран Эйрлайнз
  • Yas Air эксплуатировала два Ил-76ТД (зарегистрированные как ЭП-ГОЛ и ЭП-ГОМ).
 Ирак
 Иордания
GST Aero Ил-76 в базовом лагере Патриот-Хиллз , Антарктида
 Казахстан
 Кыргызстан
 Лаос
  • Авиация Imtrec Камбоджи эксплуатировала зарегистрированные в Лаосе Ил-76ТД.
 Латвия
  • «Инверсия» эксплуатировала три самолета, в том числе два Ил-76Т и один Ил-76ТД.
 Ливия
 У них было
  • Трансафриканские авиалинии
 Молдавия
  • Аэроком эксплуатировал Ил-76МД, а также Ил-76Т вплоть до января 2005 года.
  • Компания «Авиатранспорт» эксплуатировала несколько самолетов Ил-76, три из которых погибли в авариях в 2004 и 2005 годах.
  • Jet Line International раньше эксплуатировала Ил-76. [ 72 ]
  • Тирамавиа
 Россия
 Сербия
 Сьерра-Леоне
  • Компания Aerolift Sierra Leone раньше использовала самолеты Ил-76 для специальных чартерных и грузовых перевозок. [ 74 ]
 Советский Союз
  • Аэрофлот был основным гражданским пользователем самолетов в период существования Советского Союза, хотя многие из его самолетов эксплуатировались военными.
  • Jet Air Cargo была одним из первых гражданских эксплуатантов Ил-76 в России помимо «Аэрофлота».
 Судан
Погрузка БМД-1 в Ил-76 ВВС Украины
 Украина
 Йемен

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
Ил-76МД, поврежденный во время катастрофы на авиасалоне в Скнилове 27 июля 2002 года, во время которой задействованный Су-27 нанес скользящий удар по носовой части самолета и врезался в зрителей.

По состоянию на июль 2024 года сеть авиационной безопасности зафиксировала 137 происшествий с самолетами серии Ил-76, в результате которых погибло 1158 человек. были списаны в авариях и других несчастных случаях. [ 78 ] Некоторые из наиболее примечательных инцидентов можно найти здесь.

1990-е годы

[ редактировать ]

2010-е годы

[ редактировать ]

2020-е годы

[ редактировать ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
  • CCCP-76511 (серийный номер 083414444) хранится в Государственном музее авиации Украины , Киев. Первоначально самолет был окрашен как UR-UCI компании «Украинские грузовые авиалинии» в память о реальном самолете, разбившемся в 1998 году, но в 2016 году ему вернули первоначальную окраску Аэрофлота как CCCP-76511. [ 122 ]

Технические характеристики (Ил-76ТД)

[ редактировать ]

Данные Ильюшина , [ 123 ] Aviadvigatel , [ 124 ] Volga-Dnepr Airlines . [ 125 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 5
  • Грузоподъемность: Ил-76М 42 000 кг (93 000 фунтов); Ил-76МД 48 000 кг (106 000 фунтов); Ил-76МД-90А 60 000 кг (130 000 фунтов)
  • Длина: 46,59 м (152 фута 10 дюймов)
  • Размах крыла: 50,5 м (165 футов 8 дюймов)
  • Высота: 14,76 м (48 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 300 м 2 (3200 кв. футов)
  • Масса пустого: 92 500 кг (203 928 фунтов) Ил-76ТД-90.
  • Максимальная взлетная масса: 190 000 кг (418 878 фунтов) Ил-76МД/ТД.
  • Силовая установка: 4 Соловьева Д-30КП ТРДД с тягой по 117,7 кН (26500 фунт-сила) каждый. [ 126 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 900 км/ч (560 миль в час, 490 узлов)
  • Максимальная скорость: 0,82 Маха.
  • Дальность: 4400 км (2700 миль, 2400 миль) Ил-76МД/ТД с полезной нагрузкой 52 000 кг (115 000 фунтов).
  • Перегоночная дальность: 9300 км (5800 миль, 5000 миль) Ил-76МД-90А без полезной нагрузки.
  • Практический потолок: 13 000 м (43 000 футов)
  • Тяга/вес : 0,252
  • Минимальный посадочный пробег : 450 м (1480 футов) с реверсорами тяги.

Вооружение

  • Орудия: 2 × 23-мм (0,906 дюйма) пушки в пилотируемой башне с радиолокационным управлением в основании хвостового оперения.
  • Бомбы: некоторые военные модели имеют четыре точки подвески под каждым внешним крылом, способные выдерживать 500-килограммовые (1100 фунтов) бомбы.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "САМОЛЁТЫ ИЛЬЮШИН ИЛ-76/78/А-50 - РЕЕСТР" . russianplanes.net . Retrieved 2024-01-24 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Бутовский, Петр. Ил-76 возвращается . Авиационный номер. 9/2004, стр. 28–32 (на польском языке).
  3. ^ «Ильюшин» . Флайтглобал . Рейс Интернешнл . 4 декабря 1996 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Бутовский, Петр. Российский контракт на Ил-76 и Ил-78 для Китая . Авиационный номер. 1/2007, стр. 54–55 (на польском языке)
  5. ^ «Коммерческий самолет мира – Ил-76» . Рейс Интернешнл . 4283 (140): 66. 4–10 сентября 1991 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. Проверено 15 ноября 2017 г.
  6. ^ «Самолеты Ил-76МД будут предоставлены Китаю» . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 г. Проверено 17 июня 2013 г. [ ненадежный источник? ]
  7. ^ "File:Марка России 2006г №1073-Самолет ИЛ-76ТД и научно-экспедиционное судно "Академик Федоров"; панорама станции.jpg" . Stamps of Russia . Publishing and Trading Centre "Marka". 2006-01-26. Archived from the original on 2013-10-29 . Retrieved 2009-04-11 .
  8. ^ «ВОТА-60» . airwar.ru . Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 26 января 2019 г.
  9. ^ "Поставки транспортников Ил-476 заказчикам начнутся в 2012 году – ВПК.name" . Vpk.name. 2 July 2010. Archived from the original on 2011-01-24 . Retrieved 2010-11-06 .
  10. ^ Перейти обратно: а б «Ил-476: новый российский средний-тяжелый транспортный самолет» . Ежедневник оборонной промышленности . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
  11. ^ Первый серийный самолет Ил-76МД-90А передан Минобороны России [Первый серийный самолет Ил-76МД-90А передан Минобороны России]. РИА Новости . 29 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2015 г.  
  12. ^ "Минобороны России получило первый серийный самолет Ил-76МД-90А | Jane's 360" . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. Проверено 4 апреля 2019 г.
  13. ^ "Минобороны переоценило транспортные самолеты" . 28 May 2020 – via Kommersant.
  14. ^ «Российские радары за неделю отслеживают 30 иностранных самолетов-разведчиков и шесть беспилотников» .
  15. ^ "ЦАМТО / / Предприятия ОАК выполнили гособоронзаказ в 2020 году" . Archived from the original on 2021-11-08 . Retrieved 2021-01-30 .
  16. ^ "ЦАМТО / / Минобороны России получило новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А" . Archived from the original on 2021-12-10 . Retrieved 2021-07-18 .
  17. ^ "ЦАМТО / / Первый Ил-76МД-90А, собранный в АО "Авиастар-СП" на новой поточной линии, передан заказчику" . Archived from the original on 2021-12-10 . Retrieved 2021-09-10 .
  18. ^ "Очередной серийный самолет Ил-76МД-90А передан в эксплуатацию" . www.uacrussia.ru .
  19. ^ "ЦАМТО / / ОАК передала Минобороны транспортники Ил-76МД-90А и Ил-76МД-М" .
  20. ^ «Военный подрядчик поставил российским войскам новый первоклассный военно-транспортный самолет» .
  21. ^ "ЦАМТО / / ПАО «ОАК» выполнило гособоронзаказ 2022 года" . armstrade.org . Retrieved February 27, 2023 .
  22. ^ "ЦАМТО / / ОАК: Минобороны за год получило шесть Ил-76, в планах утроить производство" . armstrade.org (in Russian). 2023-12-26 . Retrieved 2023-12-27 .
  23. Веб-сайт канадского парламента. Архивировано 13 октября 2007 г., в Wayback Machine.
  24. ^ АМБА, ФАИЗА (17 августа 1996 г.). «Российский летный экипаж, задержанный в Афганистане, сбегает в ОАЭ» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 15 мая 2023 года . Проверено 27 июня 2024 г.
  25. ^ «Миссия Ил-76 в ВВС НОАК, Китай» . Архивировано из оригинала 15 октября 2011 г. Проверено 6 сентября 2011 г.
  26. ^ Хасан, Мохамед Олад (24 марта 2007 г.). «В Сомали сбит грузовой самолет» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
  27. ^ Уилсон, Найджел (24 марта 2013 г.). «Я выполнял секретные миссии с деньгами и оружием в Сирии для Асада, - рассказывает пилот» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
  28. ^ Дафна Линцер, Джефф Ларсон (26 ноября 2012 г.). «Записи о полетах говорят, что Россия отправила в Сирию тонны денег» . ПроПублика . Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
  29. ^ «НОВОСТИ – АЗЕРБАЙДЖАН – ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ТУРАН» . www.contact.az . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года.
  30. ^ «Украинский военный самолет, на борту которого находились не менее 49 человек, сбит» . edition.cnn.com . 14 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
  31. ^ «Украинский кризис: В Луганске сбит военный самолет» . Би-би-си онлайн . 14 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
  32. ^ «49 человек погибли в результате падения украинского военного самолета: представитель Министерства обороны» . Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine . xin.msn.com
  33. ^ Габберт, Билл (27 февраля 2017 г.). «Российский Ил-76 завершает свое задание в Чили» . Пожарная авиация . Архивировано из оригинала 29 июня 2017 г. Проверено 12 июня 2017 г.
  34. ^ «Самолет Ил-76 получит новые бортовые системы обороны» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2023 г. Проверено 15 августа 2019 г.
  35. ^ «Постоянные обновления: Зеленский отклоняет предложение США эвакуировать Киев» . АП Новости . Ассошиэйтед Пресс. 25 февраля 2022 г.
  36. ^ «Над Украиной бушует неожиданный воздушный бой. Вот что мы знаем о потерях с обеих сторон» . Инсайдер . 5 сентября 2022 г.
  37. ^ «Два стратегических авиалайнера Ил-76МД были уничтожены в результате российских ударов по авиабазе Мелитополь на Украине» . ЭйрЛайв . 7 апреля 2022 г. Проверено 19 апреля 2022 г.
  38. ^ КРИ (30 августа 2023 г.). "Украинские беспилотники-камикадзе "Бобр" уничтожили в аэропорту Пскова шесть транспортных самолетов Ил-76 и бомбардировщики Ту-22М3" . Глобальная оборонная корпорация . Проверено 31 августа 2023 г.
  39. ^ «Война на Украине: «Атака дронов» на аэропорт повредила российские транспортные самолеты» . Новости Би-би-си . 29 августа 2023 г. Проверено 30 августа 2023 г.
  40. ^ «Сбитый российский Ил-76» . 23 января 2024 г.
  41. ^ Гоцци, Лаура; Кирби, Пол (24 января 2024 г.). «Российский самолет разбился с украинскими военнопленными – Москва» . Новости Би-би-си .
  42. ^ "В России у военного аэродрома упал самолет Ил-76, на борту было 15 человек" .
  43. ^ «Ильюшин Ил-76, АВАКС А-50/Самолет 976» . airvectors.net . 1 апреля 2020 г. Проверено 4 апреля 2020 г.
  44. ^ "ОАО "Ил" приступило к работам по модернизации... | ОАО "Ил" " . ilyushin.org . Archived from the original on 2017-03-08 . Retrieved 2017-03-08 .
  45. ^ "ЦАМТО / Новости / Первый модернизированный транспортный самолет Ил-76МД-М передан Минобороны России" . armstrade.org . Archived from the original on 27 January 2019 . Retrieved 26 January 2019 .
  46. ^ "ВВС России получили первые модернизированные Ил-76МД-М" . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
  47. ^ "Первый серийный стратегический самолет Ил-76МД-90А совершил первый полет" . 5 января 2015. Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 13 января 2015 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б «Ильюшин Ил-76» . airvectors.net . Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
  49. ^ «Ил-76ТД – тяжелый грузовой рамповый самолет» . Волга-Днепр . Проверено 10 января 2021 г. В парке «Волга-Днепр» имеется пять модернизированных самолетов Ил-76-ТД-90-ВД.
  50. ^ «domain-b.com: ВВС начинают летные испытания первой бортовой системы дальнего обнаружения Phalcon Ил-76» . домен-b.com . 9 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2018 г. Проверено 26 января 2019 г.
  51. ^ Армистед, Ли; Армистед, Эдвин Ли (2002). AEW&C и Hawkeyes – Полная история систем раннего предупреждения с воздуха . ISBN  978-0-7603-1140-0 . Проверено 26 января 2019 г.
  52. ^ Крушение Ил-76МД "Симорг" (Феникс) IRIAF (22 сентября 2009 г.) на YouTube
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира на 2023 год» . Полет Глобал . Проверено 4 ноября 2023 г.
  54. ^ Королевские ВВС Иордании (RJAF-360) Ил-76TD Prestwick Airport [4K/UHD] , 7 сентября 2023 г. , получено 4 ноября 2023 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б Военный баланс 2016, с. 200.
  56. ^ Перейти обратно: а б «ВВС мира 2023» . Полет Глобал . Flightglobal Insight. 2023 . Проверено 30 июля 2023 г.
  57. ^ Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. стр. 33, I. ISBN  978-1-911628-18-7 .
  58. ^ Купер и др. 2011 , с. 210
  59. ^ «Обзор авиашоу – Воздушный фестиваль в Вонсане, Северная Корея» . ГАР - У нас есть авиация . 30 сентября 2016 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
  60. ^ «Волга-Днепр оценивает удлиненный Ан-124-102 на предмет специальной аэрокосмической и промышленной нагрузки» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2012 г. Проверено 22 октября 2009 г.
  61. ^ «Новости» . Архивировано из оригинала 13 января 2012 г. Проверено 8 января 2012 г.
  62. ^ «Флот в полетном радаре» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 г. Проверено 24 сентября 2017 г.
  63. ^ «Результаты запроса N-номера в реестре ФАУ» . Запрос ФАУ о самолетах . 27 июня 2024 г. Проверено 27 июня 2024 г.
  64. ^ «Ангола Эйр Чартер» . rzjets.net . Проверено 03 июля 2019 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б Градецкий, Симон (2 декабря 2012 г.). «Крушение: самолет IL76 авиакомпании Aero Services в Браззавиле 30 ноября 2012 года: срезанные деревья затем задели здания недалеко от взлетно-посадочной полосы» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2012 г.
  66. ^ Проверено 2 декабря 2015 г. FlightStats. Статус рейса Global Aviation Services 509 заархивирован 4 июля 2017 г. на Wayback Machine.
  67. ^ Перейти обратно: а б Купер и др. 2011 , с. 245
  68. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Самолет, который НЕ должен был летать» . Мини-расследование авиакатастроф . 2020-11-25 . Проверено 17 января 2021 г. - через YouTube .
  69. ^ «Иорданские международные авиаперевозки» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
  70. ^ «Иордания передала Египту два военно-транспортных Ил-76МФ» . Weaponews.com . Проверено 05 августа 2019 г.
  71. ^ «Аренда». Архивировано 24 сентября 2009 г. в Wayback Machine . AirAlmaty.kz
  72. ^ «Джет Лайн» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 г. Проверено 10 декабря 2018 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б Торговал оружием с бывшими агентами КГБ. Архивировано 10 июня 2015 г. в Wayback Machine на Blic Online, 17 декабря 2009 г., получено 19 ноября 2013 г. (на сербском языке).
  74. ^ « Ильюшин 76. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine », Aerolift. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  75. ^ Перейти обратно: а б с Купер и др. 2011 , с. 244
  76. ^ «ДЖУБА Карго» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г. Проверено 30 декабря 2006 г.
  77. ^ «Badr Airlines – ваш груз в надежных руках!» . 24 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 24 июня 2009 г.
  78. ^ «Сеть авиационной безопасности >> Результаты базы данных авиационной безопасности ASN» . asn.flightsafety.org . Проверено 1 августа 2024 г.
  79. ^ Описание происшествия для CCCP-86714 в Сети авиационной безопасности.
  80. ^ «Крушение самолета Ил-76М под Кабулом: 47 погибших | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 1 августа 2024 г.
  81. ^ Описание происшествия для CCCP-86732 в Сети авиационной безопасности.
  82. ^ «Авария Ил-76МД CCCP-76569, среда, 18 октября 1989 года» . asn.flightsafety.org . Проверено 1 августа 2024 г.
  83. ^ «Описание аварии CCCP-86021» . Сеть авиационной безопасности .
  84. ^ Описание аварии LZ-INK в Сети авиационной безопасности.
  85. ^ Описание аварии RA-86039 в Сети авиационной безопасности.
  86. ^ «Побег из Кандагара» . 29 октября 2001 г. Проверено 1 августа 2024 г.
  87. ^ Описание аварии RA-76513 в Сети авиационной безопасности.
  88. ^ Описание аварии RA-78804 в Сети авиационной безопасности.
  89. ^ «Ил-76 врезается в гору» . Рейс Интернешнл . 4 декабря 1996 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2015 г.
  90. ^ «13 июля 1998 года: грузовой самолет терпит крушение над Рас-эль-Хаймой» . www.gulfnews.com . 12 июля 2018 г.
  91. ^ Описание происшествия для UR-UCI в Сети авиационной безопасности.
  92. ^ «АСН Авиакатастрофа Ил-76ТД RA-76839 Новая Иня» . Aviation-safety.net . Проверено 25 сентября 2023 г.
  93. ^ «АСН Авиакатастрофа Ил-76МД 15-2280 Керман» . Aviation-safety.net . Проверено 25 сентября 2023 г.
  94. ^ Астилл, Джеймс (10 мая 2003 г.). «На высоте 10 000 футов дверь распахнулась, и множество пассажиров вылетело наружу» . Хранитель . Найроби . Архивировано из оригинала 29 ноября 2012 г.
  95. ^ «Обзор безопасности» . Архивировано 4 января 2014 г. в Wayback Machine , Flight International , 20–26 января 2004 г., стр. 39.
  96. ^ «В Сомали сбит грузовой самолет» . веб.архив.орг . 03.11.2012. Архивировано из оригинала 03.11.2012 . Проверено 1 августа 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  97. ^ «Авария: Ил-76 Абабил в Хартуме 30 июня 2008 г. упал на землю сразу после взлета» .
  98. ^ Описание аварии EK-76400 в Сети авиационной безопасности.
  99. ^ Описание аварии RA-76827 в Сети авиационной безопасности.
  100. ^ Описание аварии RA-76825 в Сети авиационной безопасности.
  101. ^ Градецкий, Симон. «Крушение: аэролифт IL76 в Энтеббе 9 марта 2009 года после взлета врезался в озеро Виктория» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
  102. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 26 сентября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
  103. ^ «Иранские военные самолеты разбились во время ежегодного парада» . Новости обороны. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
  104. ^ «Крушение грузового самолета на востоке России, 11 погибших» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
  105. ^ «Российский военный грузовой самолет разбился при взлете, в результате чего погибли все находившиеся на борту 11 членов экипажа» . Ежедневная пресса . 1 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 г.
  106. ^ Градецкий, Симон. «Авария: Sun Way IL76 в Карачи, 28 ноября 2010 г., возгорание двигателя» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
  107. ^ Градецкий, Симон. «Крушение: самолет Silk Way IL76 возле Баграма, 6 июля 2011 г., врезался в гору» . Авиационный вестник . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 6 июля 2011 г.
  108. ^ «Крушение грузового самолета в Афганистане» . Новости Би-би-си . 6 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 г.
  109. ^ «Авария Ил-76Т, 2012 год» . Описание аварии . Aviation-safety.net. 30 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года . Проверено 30 ноября 2012 г.
  110. ^ «Самолет разбил дома в Конго, погибло 30 человек» . Heraldsun.com.au . Австралийское агентство Associated Press (AAP). 30 ноября 2012 года . Проверено 30 ноября 2012 г.
  111. ^ Описание аварии RA-76840 в Сети авиационной безопасности.
  112. ^ Уолш, Деклан (11 апреля 2018 г.). «В Алжире разбился военный самолет, погибли по меньшей мере 257 человек» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 апреля 2018 г.
  113. ^ «Российский военный грузовой самолет потерпел крушение, погибли 5 членов экипажа» . Новости АВС . Проверено 24 июня 2022 г.
  114. ^ "Российский военный грузовой самолет разбился, погибли четыре человека - сообщает" . Рейтер . 24 июня 2022 г. Проверено 24 июня 2022 г.
  115. ^ «В Мали хунта окольными путями напоминает о крушении военного самолета» . Мир . 28 сентября 2023 г.
  116. ^ «Мали: хунта окольными путями напоминает о крушении военного самолета» . 27 сентября 2023 г.
  117. ^ «Российский самолет Ил-76МД загорелся при взлете в Душанбе» . 20.10.2023.
  118. ^ «Российский самолет разбился с украинскими военнопленными – Москва» . 24 января 2024 г. Проверено 24 января 2024 г.
  119. ^ «ОБЪЯСНЕНИЕ: Сбитый российский самолет Ил-76: все, что мы знаем на данный момент» . 25 января 2024 г. Проверено 25 января 2024 г.
  120. ^ «Почему разбился российский Ил-76? Что мы знаем и не знаем о крупной авиационной катастрофе» . 25 января 2024 г. Проверено 25 января 2024 г.
  121. ^ РИА Новости (12 марта 2024 г.). «РИА Новости через аккаунт @GirkingGirkin» .
  122. ^ "Фото самолета УР-UCI | Ил-76 | Украинские грузовые авиалинии" . airhistory.net . Проверено 14 марта 2023 г.
  123. ^ "Ил-76ТД-90." Архивировано 3 ноября 2009 г. в Wayback Machine Ильюшина .
  124. ^ "Авиадвигатель ПС-90А-76". Архивировано 1 апреля 2012 г. в Wayback Machine Aviadvigate .
  125. ^ «Ил-76ТД-90ВД» (PDF) . Авиакомпания Волга-Днепр. Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2013 г.
  126. ^ Элоди Ру: Турбореактивные и турбореактивные двигатели: Справочник по базе данных , Бланьяк, Франция, 2007, ISBN   9782952938013 , с. 155

Библиография

[ редактировать ]
  • Альтобчи, Али; Купер, Том; Фонтанеллаз, Адриен (2022). Аль-Хусейн: Проекты обычных вооружений коренных народов Ирака, 1980–2003 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-914377-18-1 .
  • Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN  978-0-9825539-8-5 .
  • Иден, Пол, изд. (июль 2006 г.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN.  1-904687-84-9 .
  • Хойл, Крейг (2021). «ВВС мира 2022» . Рейс Интернешнл . Проверено 12 декабря 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36b1ef4b1e499275457d1475c6603cd7__1725879180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/d7/36b1ef4b1e499275457d1475c6603cd7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilyushin Il-76 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)