Jump to content

Вестленд Уэссекс

(Перенаправлено с Westland Wessex HAS.3 )

Уэссекс
Бывший HU.5 Королевского флота Уэссекса из коллекции исторических вертолетов, 2022 г.
Общая информация
Тип Вертолет
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Вестленд Эйркрафт
Вестленд Вертолеты
Основные пользователи Королевский флот
Количество построенных 382
История
Изготовлено 1958–1970
Дата введения 1961
Первый полет 20 июня 1958 г.
Ушедший на пенсию 2003 ( Королевские ВВС )
Разработано на основе Сикорский H-34

Westland Wessex — построенная в Великобритании турбинная разработка Sikorsky H-34 . Он был разработан и производился по лицензии компанией Westland Aircraft (позже Westland Helicopters ). Одним из основных отличий от H-34 Сикорского была замена поршневой силовой установки на турбовальный двигатель. Ранние модели оснащались одним двигателем Napier Gazelle , а в более поздних моделях использовалась пара двигателей de Havilland Gnome .

Первоначально «Уэссекс» производился для Королевского флота (RN), а затем для Королевских ВВС (RAF); Также было произведено ограниченное количество гражданских самолетов, а также некоторые продажи на экспорт. «Уэссекс» использовался как противолодочный и служебный вертолет; Пожалуй, больше всего он известен благодаря использованию в качестве поисково-спасательного вертолета (SAR). Этот тип поступил на вооружение в 1961 году и имел срок службы более 40 лет, прежде чем был выведен из эксплуатации в Великобритании в 2003 году.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Кокпит

В начале 1950-х годов Сикорский разработал S-58, улучшенную версию S-55, которая поступила на вооружение США под названием H-19. В 1952 году ВМС США заключили контракт на S-58, поступивший на вооружение как HUS-1, армия разместила контракт в 1955 году как H-34, а Корпус морской пехоты - в 1957 году (как HUS-1). [ 1 ] В 1962 году эти имена были стандартизированы для использования H-34 с дополнительными префиксами и буквами в соответствии с системой обозначений США. [ 2 ] Важным фактом является то, что Westland уже создала версию предшественника S-56, S-55, под названием Westland Wirlwind . [ 2 ]

В 1956 году построенный в Америке самолет S-58 был отправлен в Великобританию для компании Westland для использования в качестве образца самолета. Первоначально собранный вместе с Wright Cyclone , он был продемонстрирован британским вооруженным силам, что привело к предварительному заказу для Королевского флота. [ 3 ] Для британского производства он был модернизирован с использованием одного двигателя Napier Gazelle турбовального , который впервые поднялся в воздух в этой конфигурации 17 мая 1957 года. [ 4 ] Более легкий (на 600 фунтов или 270 кг) двигатель «Газели» потребовал некоторого перераспределения веса. Первый серийный XL727 компании Westland , получивший обозначение Wessex HAS.1 , совершил первый полет 20 июня 1958 года. [ 4 ] Первые серийные Wessex HAS1 были доставлены в авиацию флота Королевского флота (FAA) в начале 1960 года; «Уэссекс» был первым вертолетом ФАУ, который был специально разработан с нуля как противолодочная платформа. [ 5 ]

В эксплуатации Wessex оказался значительным улучшением по сравнению со старым Westland Whirlwind . Решение Westland установить современную газотурбинную силовую установку дало Wessex большую грузоподъемность, было тише и создавало меньше вибрации, причем последнее качество было очень полезно при оказании помощи раненым во время полета. Двигатель «Газели» обеспечивал быстрый запуск и, следовательно, более быстрое реагирование. [ 5 ] «Уэссекс» также мог действовать в широком диапазоне погодных условий, в том числе ночью, отчасти благодаря использованию автопилота. Те же качества, которые сделали «Уэссекс» хорошо подходящим для противолодочной роли, также пригодились для поисково-спасательных операций (SAR), для которых этот тип стал широко использоваться. [ 5 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]
Пара вертолетов Королевского флота Уэссекса на кабине экипажа HMS Intrepid , 1968 год.

Усовершенствованный вариант Wessex HAS.3 пришел на смену HAS.1 в противолодочной роли; у него был более мощный радар и лучшая авионика, большая мощность двигателя, улучшенные навигационные характеристики и более совершенная система вооружения; первоначальный HAS.1 был переназначен на выполнение поисково-спасательных операций. [ 5 ] Штурмовой вариант коммандос Wessex HU.5 также разрабатывался как боевой транспортный вертолет; ВМФ он был развернут на десантных кораблях , таких как авианосец коммандос HMS Albion , и использовался для перевозки Королевской морской пехоты . [ 6 ] Wessex HU.5 был оснащен спаренными двигателями de Havilland Gnome , которые обеспечивали почти вдвое большую мощность, чем исходная модель HAS.1, и значительно расширяли ее дальность полета. Это позволило ему работать в более широком диапазоне условий; в 1970-х годах HU.5 также начал использоваться для поисково-спасательных операций. [ 5 ]

В качестве противолодочного вертолета «Уэссекс» мог быть либо оснащен гидролокатором погружения для обнаружения и отслеживания подводных лодок, либо вооружен глубинными бомбами или торпедами ; одиночный «Уэссекс» не мог искать и атаковать подводные лодки, поскольку это было за пределами его грузоподъемности. Именно это ограничение вскоре заставило Королевский флот искать более мощный вертолет, который мог бы обеспечить такую ​​возможность. В конечном итоге это привело к тому, что компания Westland приступила к адаптации и производству еще одного вертолета, разработанного Сикорским, — Westland Sea King . [ 7 ] [ 8 ]

Wessex также использовался в качестве вертолета общего назначения для Королевских ВВС, для перевозки войск, санитарной авиации и наземной поддержки. «Уэссекс» был первым вертолетом Королевских ВВС, на котором был возможен полет по приборам и, следовательно, ночные операции. [ 9 ] В отличие от флота ВМС Уэссекса, который в основном состоял из ранних одномоторных моделей, ВВС Великобритании потребовали, чтобы все вертолеты Уэссекса были двухмоторными; это было основным фактором, повлиявшим на решение Королевских ВВС отказаться от принятия на вооружение бывших вертолетов FAA Wessex, поскольку ВМС перешли на более новый Sea King. [ 10 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]
Уэссекс Королевского флота, 1980 г.

«Уэссекс» впервые использовался Королевским флотом, который ввел в эксплуатацию Wessex HAS.1 в 1961 году. Удовлетворившись благоприятными первоначальными характеристиками «Уэссекса», но стремясь улучшить его авионику и оборудование, ВМС вскоре начали настаивать на разработке улучшенного HAS.3 , который поступил на вооружение в 1967 году. менее мощные модели обычно назначаются на наземные базы поиска и спасения (SAR). [ 5 ]

ВВС Великобритании стали оператором Уэссекса в 1962 году; Эти вертолеты, используемые для спасательных операций в воздухе-море или в горах, помогли сделать Wessex особенно известным самолетом службы и способствовали спасению многих жизней за время его эксплуатации. В качестве одной из постоянных обязанностей британских ВВС несколько вертолетов Уэссекса постоянно находились в режиме ожидания для реагирования на чрезвычайную ситуацию, возникшую в пределах 40 миль от британского побережья, в течение 15 минут в дневное время, в ночные часы это время реагирования сокращалось до 60 минут. [ 11 ] Вертолеты Уэссекса, предназначенные для поисково-спасательных операций, также дислоцировались за границей, например, на Кипре . [ 12 ] Качества Wessex были описаны как «идеальные для полетов в горах». [ 13 ]

Войска отправляются в Вестленд Уэссекс во время учений

«Уэссекс» часто использовался на поле боя в качестве грузового транспорта; Помимо доставки припасов и оборудования, «Уэссекс» мог также перевозить небольшие группы войск. [ 14 ] В оперативном отношении «Уэссекс» мог поднимать меньше вертолетов «Бристоль Бельведер» ВВС Великобритании , но был более надежным и требовал меньшего обслуживания; таким образом, когда в конце 1960-х годов «Бельведер» был выведен из эксплуатации, эскадрильям Уэссекса часто поручали выполнять свои прежние обязанности по поддержке британской армии на разовой основе. [ 15 ] В крупномасштабных вертолетных штурмовых операциях этот тип может сопровождаться самолетами Hawker Siddeley Harrier ВВС Великобритании . [ 16 ] Вариант Westland Sea King HC.4 начал заменять Wessex в этом качестве с конца 1970-х годов, хотя миссии по перевозке войск продолжались и в конце 1990-х годов. [ 17 ]

Служба «Уэссекса» включала долгосрочное командирование в Гонконг и Северную Ирландию для поддержки операций внутренней безопасности, выполнения транспортных задач и миссий по наблюдению. [ 18 ] В Северной Ирландии использование вертолетов для снабжения оказалось жизнеспособной альтернативой уязвимым автоколоннам; Операции на этом театре военных действий привели к использованию различной оборонительной техники и мерам противодействия угрозе, исходящей от стрелкового оружия и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). [ 19 ]

Полет королевы

[ редактировать ]
Wessex HCC4 XV733 на королевских обязанностях в Олтоне в 1992 году.

Вертолеты Уэссекса также использовались Королевским отрядом Королевских ВВС для перевозки VIP-персон , включая членов британской королевской семьи ; [ 12 ] в этой роли вертолеты получили обозначение HCC.4 и по сути были похожи на HC.2 , отличия включали модернизированный интерьер, дополнительное навигационное оборудование и расширенные программы технического обслуживания. [ 20 ] И принц Филипп , и принц Чарльз были обученными пилотами из Уэссекса; иногда они выступали в качестве членов летного экипажа, а также были пассажирами на борту VIP-услуг. [ 21 ] В 1998 году «Уэссекс» был заменен в этой роли арендованным в частном порядке Sikorsky S-76 . [ 22 ]

Операции военного времени

[ редактировать ]
XS510 Westland WS58 Wessex HU5 626 из 772-й эскадрильи, 1995 г.

В 1962 году возник международный кризис , поскольку Индонезия угрожала конфронтацией по вопросу Брунея , которого не было в недавно сформированной Малайской Федерации . К февралю 1964 года большое количество вертолетов RAF и RN, в том числе Westland Wessex, действовало с баз в Сараваке и Сабахе, чтобы помочь отрядам армии и морской пехоты, сражающимся с партизанскими силами, проникшими из Индонезии через ее тысячемильную границу с Малайзией . После снятия большей части противолодочного оборудования для облегчения самолета, во время кампании на Борнео «Уэссекс» обычно эксплуатировался как транспортный вертолет, способный переправлять до 16 солдат или 4000-фунтовый полезный груз непосредственно на линию фронта. [ 23 ] Наряду с Westland Scout , Wessex стал одной из основных рабочих лошадок кампании, примерно половина из которых эксплуатировалась непосредственно с наземных баз и регулярно чередовалась с кораблями, размещенными на судах RN, стоящих у берега. [ 24 ] [ 25 ] Благодаря этим операциям Вертолетные силы коммандос получили прозвище « Джунгли » . [ 26 ]

Около 55 самолетов Westland Wessex HU.5 участвовали в Фолклендской войне , сражаясь в Южной Атлантике в 1982 году. 21 мая 1982 года самолеты Wessex HU.5 845-й эскадрильи поддерживали высадку британцев на Восточных Фолклендах. Этот тип активно использовался на протяжении всего конфликта для перевозки и переброски британского спецназа, в том числе членов Специальной воздушной службы (SAS) и Специальной лодочной службы (SBS). [ 12 ] Всего во время Фолклендской кампании было потеряно девять Уэссекса (восемь HU.5 и один HAS.3). [ 27 ] Два HU.5 из 845-й эскадрильи разбились на леднике Фортуна в Южной Георгии контейнеровоза Atlantic Conveyor . во время попытки эвакуировать членов SAS во время снежной бури, шесть из HU.5 Wessex 848-й эскадрильи были потеряны при потоплении [ 28 ] а HAS.3 на борту HMS Glamorgan был уничтожен, когда корабль был поражен ракетой Exocet . [ 29 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

Последние находящиеся на вооружении Великобритании были сняты с вооружения в 2003 году, это были модели HC2, используемые ВВС Великобритании. [ 30 ]

Гражданские операции

[ редактировать ]
Wessex 60 компании Bristow Helicopters на аэродроме Норт-Денес, Норфолк, в 1970 году во время вспомогательных полетов в развивающуюся нефтяную промышленность Северного моря.

Гражданская версия вертолета Wessex 60 также была изготовлена ​​и поставлена ​​ряду гражданских эксплуатантов, в том числе Bristow Helicopters , одному из крупнейших операторов вертолетов в мире. [ 31 ] Бристоу управлял ими с различных аэродромов и вертолетных площадок Великобритании для поддержки растущей нефтяной промышленности Северного моря , пока они не были выведены из эксплуатации в 1982 году.

Австралия

[ редактировать ]
Австралийский Уэссекс в 1962 году.

В апреле 1961 года Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) объявил, что они выбрали Westland Wessex в качестве стандартного служебного вертолета на своих кораблях, и о своем намерении закупить около 30 вертолетов для противолодочного патрулирования, эвакуации раненых и обеспечения связи флота. [ 32 ] RAN официально приняло первые два из 27 вертолетов Wessex в сентябре 1963 года; [ 33 ] 817-я эскадрилья была первой, кто использовал этот тип; «Уэссекс» и его система гидролокаторов для погружения быстро оказались самой эффективной противолодочной платформой, когда-либо существовавшей в РАН. [ 34 ] [ 35 ]

«Уэссекс» стал крупным оперативным сдвигом для авиации флота , позволив RAN приступить к переоборудованию авианосца HMAS Melbourne в противолодочную платформу. [ 36 ] В типичных авианосных операциях Уэссекс будет использоваться во время запуска и восстановления самолетов в качестве охранного вертолета; во время противолодочного патрулирования обычная процедура заключалась в том, чтобы один «Уэссекс» находился в воздухе для активного прикрытия корабля, а второй был полностью вооружен и готов к операциям. Такая схема использовалась во время переброски войск HMAS Sydney во Вьетнам в 1960-х годах. [ 35 ] Еще одной ценной ролью этого типа стало выполнение поисково-спасательных вылетов; В 1974 году несколько вертолетов Уэссекса участвовали в оказании помощи в Дарвине после циклона Трейси . [ 35 ]

Хотя «Уэссекс» оказался слишком большим, чтобы его можно было эффективно использовать с большинства эсминцев РАН, он оказался хорошо подходящим в качестве десантно-транспортного вертолета с тяжелых десантных кораблей и более крупных судов. [ 37 ] К 1980 году «Уэссекс» больше не использовался для противолодочных операций, его заменил в этом качестве более совершенный и способный «Вестленд Си Кинг» . Вместо этого оставшиеся вертолеты Уэссекса были оставлены для выполнения второстепенных функций в качестве охраны самолетов, поисково-спасательной платформы и вертолета общего назначения. [ 35 ] [ 38 ] Тип снят с вооружения в 1989 году. [ 39 ]

Полет боевой птицы

[ редактировать ]

В 2019 году один списанный Wessex HU.5 был восстановлен до летного состояния после того, как последний раз летал 30 лет назад. После 10 000-часовой экспертной реставрации HU5 XT761/G-WSEX снова поднялся в воздух в Сомерсете, Англия. [ 30 ]

Варианты

[ редактировать ]
Уэссекс в Австралийском национальном морском музее
Версия Уэссекса Mark 60
Уэссекс HAS.1
Утилита RN, противолодочная борьба, позже только спасательная операция в воздухе и на море, построено 140 штук, некоторые позже преобразованы в HAS.3.
Уэссекс HC.2
Авианосец ВВС Великобритании вместимостью до 16 военнослужащих, один прототип переоборудован из HAS1 и построено 73 экземпляра.
Уэссекс HAS.2
Поисково-спасательные преобразования RAF.
Уэссекс HAS.3
Противолодочный вариант РН с улучшенной авионикой с обтекателем в хвостовой части фюзеляжа, 3 самолета новой постройки и 43 переоборудованных из HAS.1
Уэссекс HCC.4
VVIP транспорт для Полета Королевы , построено два
Уэссекс HU.5
Военный транспортер RN, на борту находились 16 морских пехотинцев , построено 101 человек.
Уэссекс 31А
Королевского флота Австралии Модель противолодочной борьбы , построено 27 экземпляров. После поставки обновлен до 31B.
Уэссекс [ 40 ] 31Б
Обновленная модель противолодочной борьбы для ВМС Австралии.
Уэссекс 52
Военно-транспортная версия HC.2 для ВВС Ирака , построено 12 штук.
Уэссекс 53
Военно-транспортная версия HC.2 для ВВС Ганы , построено два экземпляра.
Уэссекс 54
Военно-транспортная версия HC.2 для авиакрыла Брунея, построено два.
Уэссекс 60
Гражданская версия Wessex HC.2, построено 20 штук.

Известные несчастные случаи

[ редактировать ]

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]
Австралийский вертолет Wessex в полете, позади HMAS Melbourne . Еще пять Уэссексов выстроились в кабину экипажа.
Внешние видео
значок видео Вестленд Уэссекс из Королевских ВВС Олдергроув на учениях с горноспасательной командой Морна
значок видео Уэссекс выполняет различные маневры во время публичного показа
Westland Wessex HC.2 на выставке в 2018 году
Уэссекс HAS.3
 Австралия
 Бруней
 Гана
 Ирак
 Мой собственный
 Великобритания
 Уругвай

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Бывший Королевский флот Австралии Wessex Mk31B в Музее авиации флота
Австралия
Германия
Великобритания
Westland Wessex HCC4 XV732 в ливрее Queen's Flight в Музее Королевских ВВС в Лондоне
Westland Wessex HU5 XS482 в Историческом музее ВВС Манстона в Кенте, Великобритания
Вышел на пенсию Уэссекс в 2008 году.
Уругвай

Технические характеристики (Уэссекс HC.2)

[ редактировать ]

Данные Westland Aircraft с 1915 года. [ 102 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: два пилота (гражданский самолет типа 60 Wessex допущен к работе в одиночном режиме). [ 103 ] )
  • Вместимость: 16 военнослужащих или 8 носилок.
  • Длина: 65 футов 10 дюймов (20,07 м)
  • Высота: 15 футов 10 дюймов (4,83 м)
  • Пустой вес: 8340 фунтов (3783 кг)
  • Полная масса: 13 500 фунтов (6 123 кг)
  • Силовая установка: 2 de Havilland Gnome H.1200 Mk.110/111 турбовальных двигателя , мощностью 1350 л.с. (1010 кВт) каждый (общая мощность ограничена 1550 л.с. (1160 кВт) [ 4 ] )
  • Диаметр несущего винта: 56 футов 0 дюймов (17,07 м)
  • Площадь несущего винта: 2463 кв. футов (228,8 м ). 2 )

Производительность

  • Максимальная скорость: 132 миль в час (212 км/ч, 115 узлов)
  • Крейсерская скорость: 122 миль в час (196 км/ч, 106 узлов)
  • Дальность: 310 миль (500 км, 270 миль) на стандартном топливе.
  • Практический потолок: 12 000 футов (3700 м)
  • Скорость набора высоты: 1650 футов/мин (8,4 м/с).

Заметные появления в кино

[ редактировать ]

Уэссексы изобразили визуально похожих чокто CH-34 в фильме Стэнли Кубрика 1987 года «Цельнометаллическая оболочка» . [ 104 ] В качестве вертолетов использовались Wessex 60, гражданская версия Wessex HC.2. Они оснащены спаренным двигателем-близнецом de Havilland Gnome. [ 105 ] с характерным длинным носом и одним большим выхлопом турбины с каждой стороны, что отличает их от CH-34. XT761 был показан в четвертом сезоне сериала «Корона», изображая Тома Бирна в роли принца Эндрю, посещающего королеву. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ «Sikorsky S-58 - Исторический архив Игоря Сикорского» . Проверено 7 августа 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Сикорский С-55, С-56 и С-58» . www.airvectors.net . Проверено 7 августа 2024 г.
  3. ^ "Уэссекс" Рейс 1957 г. стр.837
  4. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1965, стр.169.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж «Вертолет Уэссекса». Архивировано 14 января 2014 года на Wayback Machine royalnavy.mod.uk , дата обращения: 14 января 2014 года.
  6. ^ Макгоуэн 2005, стр. 84.
  7. ^ Пламондон 2010, с. 74.
  8. ^ Макгоуэн 2005, стр. 84–85.
  9. ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 83.
  10. ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 95–96.
  11. ^ Движение 1991, с. 201.
  12. ^ Jump up to: а б с Кроуфорд 2003, с. 38
  13. ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 72–73.
  14. ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 37–38.
  15. ^ Рипли 2008, стр. 42–43.
  16. ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 42.
  17. ^ Рипли 2008, стр. 43, 51.
  18. ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 44–48.
  19. ^ Рипли 2008, с. 44.
  20. ^ Пигготт 2005, стр. 174–175.
  21. ^ Пигготт 2005, с. 179.
  22. ^ Пигготт 2005, стр. 180, 188.
  23. ^ Данстан 2003, стр. 14–15.
  24. ^ Фаулер 2006, стр. 18, 39.
  25. ^ Рипли 2008, с. 42.
  26. ^ «Вертолетные силы коммандос | Королевский флот» .
  27. ^ Берден и др. п. 188.
  28. ^ Берден и др. 1986, с. 287.
  29. ^ Бенсон, стр.305
  30. ^ Jump up to: а б «Бывший RN Wessex снова поднялся в воздух» . www.key.aero . 14 марта 2019 года . Проверено 22 мая 2024 г.
  31. ^ Харрисон, Нил. «Крупнейший в мире авианосец вертикального взлета и посадки». Flight International , 1 мая 1969 г., с. 725.
  32. ^ «Военно-морской флот выбирает вертолеты Великобритании». Эпоха , 21 апреля 1961 г. с. 5.
  33. ^ «Вертолеты для ВМФ». The Age , 13 сентября 1963 г., с. 4.
  34. ^ «Военно-морской флот формирует эскадрилью вертолетов». The Age , 13 июня 1963. с. 6.
  35. ^ Jump up to: а б с д «История 817-й эскадрильи». navy.gov.au, дата обращения: 15 февраля 2014 г.
  36. ^ Грей 2008, с. 229.
  37. ^ "История 723-й эскадрильи". navy.gov.au, дата обращения: 15 февраля 2014 г.
  38. ^ «Вертолеты: требуется общая роль». Sydney Morning Herald , 14 октября 1980 г., с. 6.
  39. ^ «Наследие – Уэссекс» . Ассоциация авиации флота Австралии. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
  40. ^ navy.gov.au/aircraft/westland-wessex-31b
  41. ^ 22 апреля: Два вертолета потеряны на Южной Георгии - Королевская военно-морская ассоциация (получено 12 июня 2022 г.)
  42. ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 48» . Flightglobal.com . Проверено 10 марта 2013 г.
  43. ^ Jump up to: а б Маршалл 1990 , с. 51.
  44. ^ Jump up to: а б с д и ж г Стертивант и Балланс 1994 , с. 363.
  45. ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 49» . Flightglobal.com . Проверено 10 марта 2013 г.
  46. ^ Jump up to: а б «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 52» . Проверено 10 марта 2013 г.
  47. ^ Jump up to: а б с Галлей 2001, с. 82
  48. ^ Вестленд Уэссекс XR525
  49. ^ «Вестленд Уэссекс РАФ» . Проверено 10 марта 2013 г.
  50. ^ Jump up to: а б с д и Галлей 1980, с. 355.
  51. ^ Jump up to: а б Дональд, Дэвид. «Westland Wessex HCC.4: Вертолеты Queen's Flight выходят на пенсию». World Air Power Journal, том 34, осень 1998 г. Лондон: Aerospace Publishing. п. 29. ISBN   1-86184-019-5 . ISSN   0959-7050 .
  52. 60-я эскадрилья. Архивировано 1 мая 2013 года в Wayback Machine . Королевские ВВС . Проверено 2 апреля 2013 г.
  53. ^ Эшворт 1989, с. 162.
  54. ^ Галлей 1980, с. 140.
  55. ^ Jump up to: а б Галлей 2001, с. 84
  56. ^ «Воздушное подразделение флота Вестленд-Уэссекс» . Проверено 10 марта 2013 г.
  57. ^ Jump up to: а б с д и ж Тетфорд 1982, с. 355.
  58. ^ Берден и др. 1986, с. 271.
  59. ^ Тетфорд 1982, с. 359.
  60. ^ Берден и др. 1986, с. 279.
  61. ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986, с. 283.
  62. ^ Берден и др. 1986, с. 267.
  63. ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986, с. 280.
  64. ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2004» . Flightglobal Insight. 2014 . Проверено 27 октября 2014 г.
  65. ^ «Рынок вертолетов 1967 года, стр. 65» . полет . Проверено 27 октября 2014 г.
  66. ^ «Досье на планер – Sikorsky-Westland Wessex HAS.31, серийный номер N7-202 RAN, серийный номер WA0202» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  67. ^ Jump up to: а б «Информационный бюллетень за март 2019 г.» (PDF) . ХАРС . Март 2019 года . Проверено 15 июня 2019 г.
  68. ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.31B, серийный номер N7-204 RAN, серийный номер WA0204» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 июня 2019 г.
  69. ^ «Вестленд Уэссекс Mk31B N7-214» . Австралийский центр авиационного наследия Qld Inc. Архивировано из оригинала 23 июня 2019 года . Проверено 15 июня 2019 г.
  70. ^ «Westland Wessex Mk31B ex RAN N7-214 до AAHC Qld» . Боевые птицы онлайн . 24 июля 2017 года . Проверено 15 июня 2019 г.
  71. ^ Кама, Николь; Эдвелл, Пенни (15 декабря 2011 г.). «Объект недели» . Австралийский национальный морской музей . Проверено 14 июня 2019 г.
  72. ^ Каскелли, Рон (2 ноября 2016 г.). «WESTLAND WESSEX HAS MK 31A N7-217 MSN WA217» . Квинслендский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
  73. ^ «Уэссексский вертолет» . Национальный музей ветеранов Вьетнама . Проверено 14 июня 2019 г.
  74. ^ «Вестленд Уэссекс» . Южно-Австралийский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
  75. ^ «Досье на планер – Sikorsky-Westland Wessex HAS.31, серийный номер N7-226 RAN, серийный номер WA0226» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  76. ^ Jump up to: а б «Домашняя страница» . Flugausstellung . Проверено 17 июня 2019 г.
  77. ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.3, серийный номер XM328 RN, серийный номер WA0009» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  78. ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.1, серийный номер XM330 RN, серийный номер WA0011» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  79. ^ «Уэссекс HAS.3 (XP142)» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
  80. ^ «Вестленд Уэссекс HC2» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
  81. ^ Симпсон, Эндрю (2010). "WESTLAND WESSEX HC Mk.2 XR525" (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
  82. ^ Jump up to: а б «НАШИ ЭКСПОНАТЫ» . Морайвия . Проверено 15 июня 2019 г.
  83. ^ Jump up to: а б «Приземление вертолета Уэссекса в тюрьме Крамлин-роуд» . Опыт тюрьмы Крамлин-Роуд, мероприятия, свадьбы и аренда площадок . 15 января 2019 года . Проверено 24 июня 2022 г.
  84. ^ «Музей самолетов Южного Йоркшира | Список самолетов» . АэровенчерСЯМ . Архивировано из оригинала 12 марта 2021 года . Проверено 18 декабря 2022 г.
  85. ^ «Экспонаты самолетов и кабин пилотов» . Музей истории Королевских ВВС Мэнстона . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  86. ^ «Вестленд Уэссекс HU5 (XS508)» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
  87. ^ «Вестленд Уэссекс Вертолет» . Музей военной авиации Тангмера . Проверено 14 июня 2019 г.
  88. ^ "ВЕСТЛЕНД ВЕССЕКС ХАС1" . Имперский военный музей . Проверено 14 июня 2019 г.
  89. ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.1, серийный номер XS863 RAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  90. ^ «Вестленд Уэссекс HU5» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
  91. ^ «ВЕССЕКС HU.5 XT486» . Музей авиации Дамфрис и Галлоуэй . Проверено 14 июня 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  92. ^ «ЭКСПОНЕНТЫ АЭРОПАРКОВ» . Аэропарк Ист-Мидлендс . Проверено 14 июня 2019 г.
  93. ^ Jump up to: а б «НЭВИ УЕССЕКС» . Исторические вертолеты . Проверено 6 июля 2020 г.
  94. ^ «Уэссекс HU.5 (XT765)» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
  95. ^ «Уэссекс HC.2 (XV720)» . Транспортная фотография МКТ . Проверено 3 апреля 2022 г.
  96. ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
  97. ^ «Вестленд Уэссекс HCC4» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
  98. ^ Симпсон, Эндрю (2017). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [XV732]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
  99. ^ Jump up to: а б «[Без названия]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 14 июня 2019 г.
  100. ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HCC.4, серийный номер XV733 RAF, серийный номер WA0628» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
  101. ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland Wessex 60-Series 1, c/n WA0561, c/r G-17-3» . Воздушные визуальные эффекты .
  102. ^ Джеймс 1991, стр. 362, 364.
  103. ^ Harrison Flight International , 1 мая 1969 г., с. 727.
  104. ^ Роуз, Ллойд (28 июня 1987 г.). «Стэнли Кубрик на расстоянии» . Вашингтон Пост . Проверено 11 октября 2007 г.
  105. ^ Стоукс, Питер (1987). От цыгана до драгоценного камня . Фонд наследия Роллс-Ройса . п. 88. ИСБН  095117102X . Историческая серия № 10.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Патрик. Уэссекс . Эйрлайф, 1988. ISBN   1-85310-050-1 .
  • Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, 1989. ISBN   1-85260-013-6 .
  • Бенсон, Гарри (2012). Катайся . Лондон: Книги Стрелы. ISBN  978-0-09956-882-7 .
  • Берден, Родни А. и др. Фолклендские острова: Воздушная война . Британская исследовательская группа авиации, 1986 г. ISBN   0-906339-05-7 .
  • Кроуфорд, Стивен. Военные вертолеты двадцать первого века: боевые корабли сегодня . Зенит Выходные данные, 2003. ISBN   0-76031-504-3 .
  • Данстан, Саймон. Вьетнамские вертолеты: Вертолеты в бою 1950–1975 гг . Издательство Оспри, 2003. ISBN   1-84176-796-4 .
  • Фаулер, Уилл. Секретная война Великобритании: индонезийская конфронтация 1962–66 . Издательство Оспри, 2006. ISBN   1-84603-048-X .
  • Грей, Джеффри. Военная история Австралии . Издательство Кембриджского университета, 2008. ISBN   0-52169-791-3 .
  • Харрисон, Нил. «Крупнейший в мире авианосец вертикального взлета и посадки» . Flight International , 1 мая 1969 г., стр. 725–727.
  • Галлей, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd, 1980. ISBN   0-85130-083-9 .
  • Хэлли, Джеймс Самолеты Королевских ВВС от XA100 до XZ999 Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd , 2001. ISBN   978-0-85130-311-6
  • «Вертолеты в Королевских ВВС». [ постоянная мертвая ссылка ] Историческое общество Королевских ВВС , 18 октября 2000 г.
  • Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN   0-85177-847-X .
  • Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. ISBN   1-85109-468-7 .
  • Мотум, Джон. Аэронавигационное обозрение Патнэма . Издательство Военно-морского института, 1991. ISBN   1-55750-676-0 .
  • Овчачик, Михал и Суса, Карел. Westland Wessex: Rotary Wings Line , 1-е издание 1998 г., 4+ публикации, Прага, Чехия, (на английском языке) ISBN   80-902559-0-6 .
  • Пиггот, Питер. Королевский транспорт: взгляд изнутри на историю британских королевских путешествий . Дандурн, 2005. ISBN   1-55488-285-0 .
  • Пламондон, Аарон. Политика закупок: военные закупки в Канаде и вертолет Sea King . ЮБК Пресс, 2010. ISBN   0-77485-910-5 .
  • Рипли, Тим. 16 десантно-штурмовая бригада: история британских сил быстрого реагирования . Издательство Каземат, 2008. ISBN   1-84415-743-1 .
  • Робертсон, Брюс. Серии британских военных самолетов 1878–1987 гг . Лестер, Англия: Публикации округов Мидленд, 1987. ISBN   0 904597 61 Х
  • Стертивант, Р; Балланс, Т (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж Air-Britain (Historians) Ltd. , Кент, Великобритания: ISBN  0-85130-223-8 .
  • Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, 1965.
  • Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1978. ISBN   0-370-30021-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4662ac33a3eee14d9ecdca16c9572d05__1725805920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/05/4662ac33a3eee14d9ecdca16c9572d05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Westland Wessex - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)