Тянься
Тянься | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | мир | ||
Буквальный смысл | под небом [ 1 ] | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | люди | ||
Китайские иероглифы | мир | ||
Имя Чжуан | |||
Чжуан | |||
Корейское имя | |||
хангыль | мир | ||
Ханджа | мир | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | мир | ||
Нисколько |
| ||
|
Часть серии о |
Имена Китая |
---|
|
Тянься , «все под небом », — это китайский термин, обозначающий историческую китайскую культурную концепцию, которая обозначала либо весь географический мир, либо метафизическое царство смертных, а позже стала ассоциироваться с политическим суверенитетом. В древнем и имперском Китае тянься обозначало земли, пространство и территорию, божественно назначенные китайскому государю на основе универсальных и четко определенных принципов порядка. Центр этой земли был непосредственно отведен китайскому двору, образуя центр мировоззрения, которое сосредоточивалось на китайском дворе и концентрически распространялось наружу к крупным и мелким чиновникам, а затем к общим подданным, государствам-данникам и, наконец, заканчивалось маргинальными варварами. .
Центр этого мировоззрения не был исключительным по своей природе. [ сомнительно – обсудить ] а внешние группы, такие как этнические меньшинства и иностранцы, принявшие мандат китайского императора, сами были приняты и включены в состав китайской тянься . В классической китайской политической мысли « Сын Неба », получив Мандат Неба , номинально должен был стать правителем всего мира. Хотя на практике существовали области известного мира, которые не находились под контролем китайского монарха, в китайской политической теории правители этих областей получали свою власть от китайского монарха.
Более широкая концепция тянься тесно связана с цивилизацией и порядком в классической китайской философии и легла в основу мировоззрения китайского народа и наций, находящихся под его влиянием, по крайней мере, с первого тысячелетия до нашей эры. Тянься применялась и в других сферах синосферы .
Историческое развитие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2024 г. ) |
Исторически сложилось общее мнение, что система Тянься существовала в различные моменты китайской истории. Однако исторические взгляды на то, когда именно это произошло, расходятся. То, как действовала система тянься, со временем менялось: от вассальных государств, признававших власть китайского императора, до случаев, когда вассальные государства номинально платили дань, фактически осуществляя свою собственную власть. С наиболее обширной исторической точки зрения, система Тянься существовала между династиями Чжоу (1027–256 до н.э.) и Цин (1644–1911). [ 2 ]
По словам политолога Яна Сюэтуна из Университета Цинхуа , «учитывая тогда отсутствие современной науки о понимании географии, китайское понятие «все под небом» означало всю землю, море и людей под небом. Термин «все под небом» был практически синонимом с миром». [ 3 ] Как реконструировал философ Чжао Тинъян , тянься предполагало «включение всех» и подразумевало принятие разнообразия мира, подчеркивая гармоничную взаимную зависимость и управление добродетелью как средство достижения прочного мира. [ 4 ] По словам Чжао, в системе Тянься правители полагались на гуманную власть, а не на тиранию и военную силу, чтобы завоевать сердца и умы людей. [ 4 ]
Мировоззрение Тянься династии не получило полного развития во времена Шан . Во времена династии Чжоу впервые засвидетельствовано, что Небеса приобрели черты антропоморфного божества. [ соответствующий? ] и концепция тянься стала распространенной. В это время появились и другие политические термины. К ним относятся «четыре квартала» ( 四方 ; sìfāng ) — относящиеся к территории, установленной двором Чжоу и управляемой из столицы, — и «десять тысяч государств» ( 万邦 ; 萬邦 ; wànbāng ), относящиеся как к территории, так и к Хуа подданные , и варварские проживающие на нем. Короли Чжоу получили и наделили полномочиями эти «Десять тысяч государств» на основании Небесного мандата . [ нужна ссылка ]
В периоды Весны и Осени и Воюющих царств, охватывающие вторую половину династии Чжоу, власть местных правителей быстро развивалась, и несколько регионов за пределами культурной сферы Чжоу сами стали могущественными государствами . [ 5 ] Поскольку многие из этих штатов имели общее культурное наследие и экономические интересы, концепция великой нации, сосредоточенной на равнине Хуанхэ, постепенно расширялась. Термин тянься начал появляться в классических текстах, таких как Цзоочжуань. [ 6 ] и Гоюй . [ 7 ]
Тему объединения применительно к тянься можно увидеть в Сунь Цзы книге «Искусство войны» , где высшей целью наступательной стратегии было завоевание, не разрушая то, что вы стремились завоевать:
Нужно всей страной воевать за всю страну , чтобы армию можно было разгромить, не останавливаясь. Это метод планирования нападения. |
Ваша цель должна состоять в том, чтобы захватить Поднебесную в целости и сохранности. Таким образом, ваши войска не будут измотаны, а ваши достижения будут полными. Это искусство наступательной стратегии. |
—Сунь Цзы, Искусство войны Глава III [ 8 ] |
-Перевод Гриффита, 1963 г. [ 9 ] |
Во время объединительных войн Цинь концепция Тянься была адаптирована, чтобы действовать как реальная географическая единица. Цинь Ши Хуана Цель «объединить все под небом» на самом деле отражала его желание контролировать и расширять территорию Китая. При основании династии Хань эквивалентность Тянься китайской нации развивалась из-за практики отказа от императорских родственников в обмен на военную помощь. Хотя многие районы пользовались большой автономией, эта практика утвердила и распространила китайский язык и культуру на еще более обширной территории. [ нужна ссылка ] Ученые, в том числе Дун Чжуншу, стремились стандартизировать значение тянься . [ 10 ] : 45 Дун описал Тянься как мировой порядок, состоящий из трех концентрических слоев: «Нация находится внутри, а различные феодальные королевства — снаружи; феодальные королевства находятся внутри, а варвары — снаружи». [ 10 ] : 45
Объединенный Китай распался на множество различных династий в течение Северного и Южного периода , и вместе с этим ушло практическое использование термина тянься . В VII веке во времена династии Тан некоторые северные племена тюркского происхождения, став вассалами, называли императора Тайцзуна « Ханом Небес ». [ 11 ]
Ко времени династии Сун северным Китаем правили киданей под руководством династия Ляо , чжурчжэней под руководством династия Цзинь и тангутов под руководством династия Западная Ся . Под угрозой со стороны этих северных государств и осознав возможные последствия войны для страны и народа, правители Сун изобрели ложную концепцию родства с чжурчжэнями в попытке улучшить отношения. [ нужна ссылка ] Династия монголами, , возглавляемая Юань разделила китайских подданных на два типа: южных и северных. Когда династия Мин свергла династию Юань и воссоединила Китай под властью этнической Хань , концепция тянься вернулась в основном так же, как и во времена династии Хань. [ нужна ссылка ]
В конце династии Мин критика неоконфуцианства и его мантр о «воспитании моральных качеств, создании семьи, упорядочении государства и гармонизации тянься » , цитата из « Великого учения », [ 12 ] получил широкое распространение, вызвав большие сдвиги в конфуцианстве . Философ Ван Фучжи считал, что тянься имеет фиксированное, неизменяемое измерение, несмотря на то, что упоминание в Великом Учении о гармонизации тянься на самом деле относилось к правительству. Используя эти аргументы, Ван резко критиковал неоконфуцианство. С другой стороны, крах династии Мин и установление маньчжурской Цин династии , людей, ранее считавшихся «маргинальными варварами», сильно повлияли на взгляды людей на Тянься . Гу Яньу , современник Ван Фучжи, писал, что разрушение Государства не равносильно разрушению Тянься . Он утверждал, что маньчжуры просто выполняли роль императора, и что тянься традиционной китайской культуры. таким образом продолжалась [ нужна ссылка ]
Идея абсолютной власти китайского императора и расширения Тянься за счет ассимиляции вассальных государств начала окончательно угасать после открытия посольства Джорджа Макартни в Китае в 1793 году. Джордж Макартни надеялся поступить с Китаем так же, как Великобритания поступила бы с другими странами. Европейские страны того времени и убедить императора уменьшить ограничения на торговлю. Император Цяньлун отклонил его просьбу и заявил, что Китай является выдающейся и самой божественной нацией на Земле и не заинтересован в иностранных товарах. В начале 19 века победа Великобритании над цинским Китаем в Первой опиумной войне вынудила Китай подписать неравноправный договор . Это ознаменовало начало конца концепции Тянься . [ нужна ссылка ]
После поражения во Второй опиумной войне Китай был вынужден подписать Тяньцзиньский договор , по которому Китай был вынужден называть Великобританию «суверенной нацией», равной самой себе. Это лишило Китай возможности продолжать вести дела с другими странами в рамках традиционной системы Тянься и вынудило его создать бюро иностранных дел . [ нужна ссылка ]
Из-за того, что либеральный международный порядок, возможно, основан на Вестфальском суверенитете , идее о том, что суверенные нации обращаются друг с другом как равные, традиционное мировоззрение Китая в Тянься рухнуло. [ 13 ] После поражения Китая в Первой китайско-японской войне японцы прекратили традиционный статус Кореи как государства-данника Китая, а также систему феодального подчинения и вассалитета, которая практиковалась с момента заката династии Хань, шаг, который сильно изменил отношение к концепции Тянься . В конце XIX века посол Китая в Великобритании Сюэ Фучэн взял традиционное различие Хуа-И в мировоззрении Тянься и заменил его различием между китайцем и иностранцем. [ нужна ссылка ]
В 21 веке некоторые ученые критиковали современного философа Чжао Тинъяна за «возвеличивание» концепции тянься и расплывчатость подробностей того, что она может повлечь за собой в современном мире. [ 14 ]
Использование в синосфере
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]Этот раздел включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но его источники остаются неясными, поскольку в нем отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2024 г. ) |
Упоминания о тянься впервые появляются в истории Японии в период Кофун ( ок. 250–538 гг. Н.э.). В то время японские правители относились к китайскому двору с уважением и покорностью, а китайских иммигрантов принимали с радостью и искали за их знание китайского языка и культуры . В раскопанном могильном кургане Эда Фунаяма в Кумамото находился железный меч с выгравированными буквами , датируемый концом V века. Персонажи на мече называют короля того времени «великим королем, который правит всем под небом» ( 治天下大王 ). Это открытие показывает, что японцы эпохи Кофун в этом районе начали рассматривать свое царство как полную и назначенную Богом тянься , отдельную от тянься более старой и более крупной китайской империи.
Согласно « Книге Суй» , король Ямато рукописное послание в 607 году отправил императору Яну из династии Суй , в котором называл себя «Сыном Неба в стране восходящего солнца» ( 日出處天子 ), показывая что японское представление о своей независимой Тянься продолжалось до того времени.
С развитием Рицурё в Японии 7-го века была введена синоцентрическая концепция тянься , которая заменила старые концепции. Отличительная черта Рицурё — концепция гражданства — обязательно сопровождала ее внедрение в Японию, поскольку неоконфуцианство утверждало, что все являются «равными гражданами под небом» ( 天下公民 ).
В дневниках Фудзивара-но Канезанэ , чиновника сёгуната Камакура, чьи журналы стали Гёкуё ( 玉葉 ), он описывает основание сёгуната Минамото-но Ёритомо как «начало тянься ». Его использование тянься полностью соответствует Рицурё природе , а его фраза «начало тянься » относится к созданию новой нации, юриспруденции и системы порядка. Однако, даже если Ёритомо имел намерение стать правителем уровня монарха, японская концепция тянься не достигла китайского уровня императора, который управлял феодальными королевствами и которому Небеса доверили управление миром. В дневниках Гидо Сюшина ( 義堂周信 ) Гидо записывает беседу, которую он имел с Асикагой Ёсимицу , в которой сёгун неоднократно называл свои владения Тянься . В период Муромати сёгун постепенно стал считаться представителем Неба.
Когда сёгунат Муромати пришел в упадок, региональные военачальники начали сражаться друг с другом за контроль над страной. Более могущественные дворяне, такие как Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси , контролировали большие территории и рассматривали свои владения как тянься . Этот термин использовался все чаще, поскольку генералы стремились воссоединить Японию, и стал эквивалентом самой Японии.
От периода Сэнгоку до начала периода Эдо сёгуна называли «человеком под небесами», а сёгунат Эдо — «двором Тянься » . Широкое распространение концепции тянься помогло повлиять на длительный период изоляции Японии до Реставрации Мэйдзи .
Корея
[ редактировать ]Основываясь на эпитафиях, датируемых IV и V веками, Когурё имел концепции Сына Неба ( 天帝之子 ) и независимого тянься . [ 15 ] Правители Корё использовали титулы императора и Сына Неба и поместили Корё в центр Хэдонга , «к востоку от моря», который охватывал историческую территорию Трех Королевств Кореи . [ 16 ]
концепция Кореи как культурного центра конфуцианства, или « Маленького Китая ». В 17 веке, с падением династии Мин в Китае, среди конфуцианских литераторов династии Чосон возникла [ 17 ]
Современный Китай
[ редактировать ]Официальные СМИ часто изображают генерального секретаря Си Цзиньпина как человека, стремящегося к «омоложению китайской нации и мирному развитию человечества». [ 4 ] С этой современной точки зрения, возрождение Китая как великой державы дает возможность преобразовать либеральный международный порядок в структуру, состоящую из узлов и спиц, вокруг единого центрального государства. [ 18 ] [ 19 ] В этом современном дискурсе о тянься сторонники утверждают, что тянься отличает ее моральная привлекательность от реальной политики , которая, по их мнению, порождает раздор. Точно так же этот современный подход к Тянься претендует на превосходство над системой Организации Объединенных Наций, которая характеризуется как более близкая к политическому рынку, на котором политические операции ограничены и ограничены узкими национальными интересами. Историк Стив Цанг утверждает, что концепция Сообщества общей судьбы предполагает видение тянься , превосходящего либеральный международный порядок. [ 20 ] [ 4 ]
Применяя уроки системы Тянься к современной структуре, китайский политолог Ян Сюэтун утверждает, что великие державы, стремящиеся к международному уважению, должны использовать «гуманный авторитет», а не стремиться навязать гегемонию. [ 4 ] Эти концепции влияют на китайскую школу международных отношений . [ 21 ]
Различные ученые отмечают, что нынешний дискурс о тянься создан для внутреннего потребления и рискует оттолкнуть иностранцев. [ 14 ] [ 22 ] Датские ученые Клаас Дюкманн и Оле Бруун заявляют: «Иностранные наблюдатели, особенно в демократических обществах, будут и дальше отмечать вопиющие несоответствия между концепцией «гармоничного мира» и суровыми реалиями внутреннего гармоничного общества, а также между глобальными средствами массовой информации Китая. и усиление внутреннего контроля, цифровое наблюдение, внесение в черный список и изоляция китайской общественности в средствах массовой информации». [ 14 ]
Западные слои
[ редактировать ]Выражение «все под небом» вдохновило литературные выражения со ссылкой на Китай на ряде западных языков, таких как русский Поднебесная Поднебесная . Английский термин « Поднебесная Империя », возможно, произошел от титула «Сын Неба». [ 23 ]
Другое использование
[ редактировать ]В 2013 году сингапурский историк Ван Гунву ввёл термин « Американская Тянься » для обозначения современного мирового порядка, возглавляемого Соединенными Штатами. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Объединение Китая
- Китайская исключительность
- Четыре моря
- Хуася
- Поклонение небесам
- Герой (фильм 2002 г.) - фильм 2002 г., посвященный этому термину, вызывающий разногласия по поводу перевода слова «тянься» на «Все под небом против нашей земли».
- Панархия
- Пакс Синица
- Земля Огня
- Чжао Тинъян
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Салливан, Лоуренс Р.; Лю-Салливан, Нэнси Ю. (2021). Исторический словарь китайской культуры . Роуман и Литтлфилд. п. 423. ИСБН 978-1-5381-4604-0 .
- ^ Цанг и Ченг, 2024 , стр. 174–175.
- ^ Ян, Сюэтун (31 декабря 2013 г.). Сунь, Чжэ (ред.). Древняя китайская мысль, современная китайская власть . Том. 5. Издательство Принстонского университета . п. 218. дои : 10.1515/9781400848959 . ISBN 978-1-4008-4895-9 . JSTOR j.ctt32bbm1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чжао 2023 , стр. 120–121.
- ^ Пуранен, Мэтт (17 июля 2020 г.). Воюющие государства и гармонизированные нации: теория Тянься как мировой политический аргумент (PDF) (докторская диссертация). Диссертации ДЮ, нет. 247. Университет Ювяскюля. ISBN 978-951-39-8218-8 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 декабря 2020 г.
- ↑ Что касается тянься в Цзоочжуане , первое появление в тексте происходит в Чжуан 12, в повествовательной части; первое упоминание в летописной части относится к Xi 24 (636 г. до н.э.).
Даррант, Стивен ; Ли, Вай-йи; Шаберг, Дэвид , ред. (2016). Традиция Цзо. Цзочжуань. 左傳: Комментарий к «Весенним и осенним летописям» . Вашингтонский университет Press. стр. 168, 372. ISBN. 978-0-295-999159 . - ^ См., например, Гоюй 1 в Нэй Ши Го, где обсуждается, что у герцога Цзинь Хуэй не будет потомков .
- ^ Суньзи Бинфа , планирующий атаковать третьим .
- ^ Сунь Цзы (1963) [ок. 300-е годы до нашей эры]. Искусство войны . Перевод Сэмюэля Гриффита. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Лайкван, Панг (2024). Один и все: логика китайского суверенитета . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9781503638815 .
- ^ Лю Итан (1997). Исследования западных регионов Китая . Тайбэй: Книжная компания Cheng Chung. п. 79. ИСБН 957-09-1119-0 .
- ^ Чжу Си , изд. (1100-е гг.). « Отрывки из Да Сюэ ». Аннотации к главам и предложениям четырехкниг [ Собрание отрывков из четырех книг с аннотациями ] (на китайском языке)
. Знайте это хорошо, а затем будьте искренни. Будьте искренни, и тогда ваше сердце будет право. Держите свой ум в вертикальном положении, а затем совершенствуйте свое тело. Развивайте свое тело, и тогда в вашей семье будет порядок. Семья гармонична, и тогда страна управляется. Когда страной будут управлять, в мире будет мир.
- ^ Чжао, Тинъян (29 июня 2021 г.). Все под небом: система Тянься для возможного мирового порядка . Том. 3. Перевод Харроффа Джозефа Э. (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета . doi : 10.2307/j.ctv1n9dkth . ISBN 978-0-520-97421-0 . JSTOR j.ctv1n9dkth .
- ^ Перейти обратно: а б с Дикманн, Клаас; Брюун, Оле (31 мая 2021 г.). «Обещание Китая цивилизовать «Все под небом» » . Журнал текущих событий Китая . 50 (2): 227–247. дои : 10.1177/1868102621992775 . ISSN 1868-1026 .
- ^
- Чо Ёнгван (조영광) (2015). «Состояние и задачи по изучению международных отношений и мировоззрения Когурё на стеле Квангэто» Текущее состояние и задачи исследований внешних связей и взгляда Когурё на мир, представленный на стеле королевы Квангэто . Донбуга Ёкса Нончонг (на корейском языке) (49): 70–7 ISSN 1975-7840 . Получено 3 ноября.
- Взгляд Когурё на мир . 우리역사넷 (на корейском языке). Национальный институт корейской истории . Проверено 3 ноября 2018 г.
- Политика продвижения короля Чансу на юг . 우리역사넷 (на корейском языке). Национальный институт корейской истории . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ Эм, Генри (2013). Великое предприятие: суверенитет и историография в современной Корее . Издательство Университета Дьюка. стр. 24–26. ISBN 978-0-822-35372-0 . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Бергер, Стефан (2007). Написание нации: глобальная перспектива . Спрингер. п. 126. ИСБН 978-0-230-22305-9 . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе (26 сентября 2017 г.), «Серьезное отношение к Китаю: реляционность, Тянься и «китайская школа» международных отношений», Оксфордская исследовательская энциклопедия политики , Oxford University Press , doi : 10.1093/acrefore/9780190228637.013.602 , ISBN 978-0-19-022863-7
- ^ Бабонес, Сальваторе (25 сентября 2019 г.). «От Тянься к Тянься: обобщение концепции». Обзор китайской политической науки . 5 (2): 131–147. дои : 10.1007/s41111-019-00139-9 . ISSN 2365-4244 .
- ^ Цанг и Чунг 2024 .
- ^ Кертис, Саймон; Клаус, Ян (2024). Город «Пояса и пути»: геополитика, урбанизация и поиск Китаем нового международного порядка . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . п. 199. дои : 10.2307/jj.11589102 . ISBN 9780300266900 . JSTOR jj 11589102 .
- ^ Каллахан, Уильям А. (18 ноября 2008 г.). «Китайские взгляды на мировой порядок: постгегемония или новая гегемония?» (PDF) . Обзор международных исследований . 10 (4): 749–761. дои : 10.1111/j.1468-2486.2008.00830.x .
- ^ Уикли, Эрнест (1967). Этимологический словарь современного английского языка . Дувр. п. 270.
- ^ Ван, Гунгу. «Обновление: китайское государство и новая глобальная история» . Австралийский центр «Китай в мире» . Издательство Китайского университета . Проверено 1 июля 2017 года .
Источники
[ редактировать ]- Мидзогучи, Юзо и др. (2001). Китайские идеологические и культурные вопросы (на японском языке). Издательство Токийского университета.
- Хаясия, Тацусабуро (1966). История Японии 12 - Объединение Японии (на японском языке). Корона Тюо.
- Тамагаке, Хироюки (1998) . Исследование истории средневековой японской мысли (на японском языке). Рыболовство.
- Мизубаяши, Такеши и др. (2001). Систематическая история Японии 2 - Правовая и социальная история (на японском языке).
- Фудзивара, Риитиро (1971). Изменения во вьетнамских династиях . Лекция Иванами Всемирная история 12 Средневековье (на японском языке).
- Ямаути, Коити (2003). Всемирная история Либретта 67 Идеология Хуайи из Кореи (на японском языке).
- Сугияма, Масааки (2004). Монгольская империя и Великий Юань Урс . Издательство Токийского университета.
- Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-197-68936-3 .
- Хамасита, Такеши (1997). Система дани и современная Азия .Иванами.
- Чжао, Суйшэн (2023). Дракон ревет в ответ: трансформационные лидеры и динамика внешней политики Китая . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-503-63088-8 .