Движение Чипко
Движение Чипко ( хинди : चिपको आन्दोलन , букв. «движение объятий») — движение за сохранение лесов в Индии. Выступая против коммерческой вырубки леса и политики правительства по вырубке лесов, протестующие в 1970-х годах обнимали деревья , обхватывая их руками, чтобы их нельзя было срубить. [ 1 ]
Сегодня, помимо своей экосоциалистической репутации, это движение все чаще воспринимается как экофеминистское . Хотя многие из ее лидеров были мужчинами, женщины также принимали активное участие, поскольку они больше всего пострадали от безудержной вырубки лесов. [ 2 ] что привело к нехватке дров и кормов, а также воды для питья и орошения . С годами они также стали основными участниками большинства работ по облесению, проводившихся в рамках движения Чипко. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В 1987 году движение Чипко было награждено Премией «Правильный образ жизни » «за приверженность сохранению, восстановлению и экологически безопасному использованию природных ресурсов Индии». [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Вдохновленный Караном Сингхом и движением Джьоти Кумари, в 1964 году Дашоли Грам Свараджья Сангх («Общество Дашоли деревенского самоуправления») был основан Гандианским социальным работником Чанди Прасадом Бхаттом в Чамоли Гопешваре с целью создания малые производства, использующие ресурсы леса. Их первым проектом была небольшая мастерская по изготовлению сельскохозяйственных инструментов для местного использования. Позже в 1980-х годах его название было изменено на DGSM от первоначального Дашаули Грам Свараджья Сангх (DGSS). Здесь им пришлось столкнуться с ограничительной лесной политикой, все еще преобладающим пережитком колониальной эпохи , а также с «подрядной системой», при которой эти участки лесных угодий превращались в товар и продавались с аукциона крупным подрядчикам, обычно с равнин, которые привозили с собой свою продукцию. иметь квалифицированных и полуквалифицированных рабочих, оставляя горцам только черную работу, такую как таскание камней , и почти ничего не платя им. С другой стороны, в горные районы наблюдался приток большего количества людей извне, что только усугубило и без того напряженное экологическое равновесие. [ 7 ]
Ускоренные растущими трудностями Гарвальские Гималаи [ 8 ] [ 7 ] вскоре стал центром растущего экологического осознания того, как безрассудная вырубка лесов лишила большую часть лесного покрова , что привело к разрушительным наводнениям на реке Алакнанда в июле 1970 года, когда крупный оползень заблокировал реку и затронул территорию, начиная от Хануманчатти, недалеко от Бадринатха , до На 320 километров (200 миль) ниже по течению до Харидвара были смыты многочисленные деревни, мосты и дороги. После этого случаи оползней и проседаний земель стали обычным явлением в районе, где наблюдался быстрый рост числа проектов гражданского строительства. [ 9 ] [ 10 ]
Событие
[ редактировать ]Жители деревни, включая женщин, начали объединяться в несколько более мелких групп. Оно было начато в 1973 году с обсуждения местных проблем с властями и борьбы с коммерческими лесозаготовками, которые угрожали их средствам к существованию. В октябре 1971 года рабочие Сангхи провели демонстрацию в Гопешваре в знак протеста против политики Лесного департамента. В конце 1972 года были проведены новые митинги и марши, но без особого эффекта, пока не было принято решение о прямом действии шаурья. Первый такой случай произошел, когда Департамент лесного хозяйства отклонил ежегодный запрос Сангха на десять ясеней для мастерской сельскохозяйственных инструментов и вместо этого заключил контракт на поставку 300 деревьев с компанией Simon Company, производителем спортивных товаров в далеком Аллахабаде, на производство теннисных ракеток. В марте 1973 года лесорубы прибыли в Гопешвар, а через пару недель 24 апреля 1973 года они столкнулись в деревне Мандал, где около сотни жителей деревни и рабочих DGSS били в барабаны и выкрикивали лозунги, тем самым вынуждая подрядчиков и их лесорубов отступить.
Это было первое противостояние движения. В конечном итоге контракт был расторгнут и вместо этого передан Сангху. К настоящему времени проблема вышла за рамки простой закупки ежегодной квоты на ясени и включала в себя растущую озабоченность по поводу коммерческих вырубок и лесной политики правительства, которую жители деревни считали неблагоприятной для них. Сангх также решил прибегнуть к обниманию деревьев, или Чипко, как средству ненасильственного протеста.
Но борьба была далека от завершения, поскольку та же компания получила еще больше ясеней в лесу Пхата, в 80 км (50 милях) от Гопешвара. И здесь, из-за сопротивления местного населения, начиная с 20 июня 1974 года, подрядчики отступили после противостояния, которое длилось несколько дней. После этого жители деревень Пхата и Тарсали сформировали группу дежурства и наблюдали за деревьями до декабря, когда у них было еще одно успешное противостояние, когда активисты вовремя прибыли на место. Лесорубы отступили, оставив после себя поваленные пять ясеней.
Несколько месяцев спустя последняя горячая точка началась, когда правительство объявило о запланированном на январь 1974 года аукционе на 2500 деревьев возле деревни Рени с видом на реку Алакнанда . Бхатт отправился в деревни района Рени и подстрекал жителей деревни, которые решили протестовать против действий правительства, обнимая деревья. В течение следующих нескольких недель митинги и митинги продолжались в районе Рени. [ 11 ]
25 марта 1974 года, в день, когда лесорубы должны были рубить деревья, жители села Рени и рабочие DGSS находились в Чамоли, отвлеченные правительством штата и подрядчиками на вымышленное место выплаты компенсаций, в то время как домой рабочие прибыли на грузовиках, чтобы начать протоколировать операции. [ 12 ] Местная девушка поспешила сообщить об этом Гауре Деви, главе деревни Махила Мангал Дал , в деревне Рени (Лаата была домом ее предков, а Рени - приемным домом). Гаура Деви привела на место 27 деревенских женщин и выступила против лесорубов. Когда все разговоры закончились, и лесорубы начали кричать и оскорблять женщин, угрожая им оружием, женщины стали обнимать деревья, чтобы их не срубили. Женщины несли ночное дежурство, охраняя свои деревья от рубителей, пока некоторые из них не смягчились и не покинули деревню. На следующий день, когда люди и лидеры вернулись, новость о движении распространилась по соседней Лаате и другим деревням, включая Хенвалгати, и к ним присоединилось еще больше людей. В конце концов, после четырехдневного противостояния, подрядчики ушли. [ 11 ] [ 13 ]
Эффект
[ редактировать ]Новость вскоре достигла столицы штата, где главный министр штата Хемвати Нандан Бахугуна создал комитет для расследования этого вопроса, который в конечном итоге вынес решение в пользу жителей деревни. Это стало поворотным моментом в истории борьбы за экоразвитие в регионе и во всем мире.
Борьба вскоре распространилась на многие части региона, и такие спонтанные противостояния между местным сообществом и торговцами лесом произошли в нескольких местах, при этом женщины с холмов демонстрировали свою вновь обретенную силу в качестве ненасильственных активисток. По мере того, как движение формировалось под руководством его лидеров, за их деятельностью было закреплено название «Движение Чипко». По мнению историков Чипко, термин, первоначально использованный Бхаттом, был словом «angalwaltha» на языке гархвали, означающим «объятия», которое позже было адаптировано к хинди слову « чипко» , что означает «прилипать». [ 14 ]
В течение следующих пяти лет движение распространилось на многие районы региона, а в течение десятилетия – на всю территорию Уттаракхандских Гималаев . Были подняты более крупные вопросы экологического и экономического освоения региона. Жители деревни потребовали, чтобы контракты на эксплуатацию лесов не заключались с посторонними лицами, а местные общины должны иметь эффективный контроль над природными ресурсами, такими как земля, вода и леса. Они хотели, чтобы правительство обеспечило малые предприятия дешевыми материалами и обеспечило развитие региона, не нарушая экологического баланса. Движение подняло экономические проблемы безземельных лесных рабочих и потребовало гарантий минимальной заработной платы. В глобальном масштабе Чипко продемонстрировал, как экологические проблемы, до сих пор считавшиеся деятельностью богатых, стали вопросом жизни и смерти для бедных, которые слишком часто были первыми, кто терпел опустошение из-за экологической трагедии. После движения было проведено несколько научных исследований. [ 12 ] В 1977 году в другом районе женщины обвязывали священными нитями, называемыми ракхи , вокруг деревьев, предназначенных для вырубки. Согласно индуистской традиции Ракша Бандхана , Ракхи означает связь между братом и сестрами. Они заявили, что деревья будут спасены, даже если это будет стоить им жизни. [ 15 ]
Участие женщин в агитации Чипко было совершенно новым аспектом движения. Лесные подрядчики региона обычно выступали в роли поставщиков алкоголя мужчинам. Женщины постоянно агитировали против пристрастия к алкоголизму и расширили программу движения, включив в него другие социальные проблемы. запретило вырубку деревьев в регионах Гималаев на пятнадцать лет Движение одержало победу, когда в 1980 году правительство тогдашним премьер-министром Индирой Ганди , пока зеленый покров не был полностью восстановлен. [ 16 ] Один из выдающихся лидеров Чипко, Гандиан Сундерлал Бахугуна , в 1981–83 годах совершил пеший трансгималайский марш протяженностью 5000 километров (3000 миль), распространив послание Чипко на гораздо большую территорию. [ 17 ] Постепенно женщины создали кооперативы для охраны местных лесов, а также организовали производство кормов в темпах, благоприятных для местной окружающей среды. Затем они присоединились к схемам ротации земель для сбора корма, помогли засадить деградированные земли, а также создали и управляли питомниками, в которых выращивали выбранные ими виды. [ 18 ]
Участники
[ редактировать ]Одной из наиболее ярких особенностей Чипко было массовое участие сельских женщин. [ 19 ] Являясь основой аграрной экономики Уттаракханда, женщины наиболее непосредственно пострадали от деградации окружающей среды и вырубки лесов , и поэтому легче всего относились к этим проблемам. Насколько это участие повлияло на идеологию Чипко или было связано с ней, яростно обсуждается в академических кругах. [ 20 ]
Несмотря на это, как женщины, так и мужчины-активисты сыграли ключевую роль в движении, в том числе Гаура Деви, Судеша Деви, Бачни Деви, Чанди Прасад Бхатт , Сундарлал Бахугуна , Говинд Сингх Рават, Дхум Сингх Неги, Шамшер Сингх Бишт и Ганасьям Ратури, поэт Чипко. ., чьи песни до сих пор популярны в Гималайском регионе. [ 17 ] Чанди Прасад Бхатт был удостоен премии Рамона Магсайсая в 1982 году. [ 21 ] а Сундерлал Бахугуна был награжден Падма Вибхушан в 2009 году.
Наследие
[ редактировать ]В районе Техри активисты Чипко продолжали протестовать против добычи известняка в долине Дун в 1980-х годах, когда движение распространилось по району Дехрадун , где ранее вырубка лесов привела к тяжелым потерям флоры и фауны. Наконец, после многих лет агитации со стороны активистов Чипко разработка карьеров была запрещена, за чем последовала широкая общественная кампания за облесение, которая как раз вовремя развернулась вокруг долины. Также в 1980-х годах такие активисты, как Бахугуна, протестовали против строительства плотины Техри на реке Бхагирати , которое продолжалось в течение следующих двух десятилетий, прежде чем основали Бидж Бачао Андолан , движение «Спасите семена», которое продолжается и по сей день.
Со временем, как упоминается в отчете Программы ООН по окружающей среде , активисты Чипко начали «совершать социально-экономическую революцию, получив контроль над своими лесными ресурсами из рук отдаленной бюрократии, которая озабочена только продажей лесных угодий для создания городских территорий». продукты». Движение Чипко стало эталоном для социально-экологических движений в других лесных районах Химачал-Прадеша , Раджастана и Бихара ; В сентябре 1983 года Чипко вдохновил аналогичное движение Аппико в индийском штате Карнатака, где была остановлена вырубка деревьев в Западных Гатах и Виндхье . [ 22 ] В регионе Кумаон Чипко принял более радикальный тон, объединившись с общим движением за отдельный штат Уттаракханд , что в конечном итоге было достигнуто в 2001 году.
В последние годы движение не только вдохновило многих людей на работу над практическими программами управления водными ресурсами, энергосбережения, лесонасаждения и переработки отходов, но также побудило ученых начать изучать вопросы ухудшения состояния окружающей среды и методы сохранения в Гималаях и по всей Индии. [ 23 ]
26 марта 2004 года Рени, Лаата и другие деревни долины Нити отпраздновали 30-летие движения Чипко, где объединились все выжившие первоначальные участники. Празднования начались в Лаате, родовом доме Гауры Деви, где Пушпу Деви, жену покойного лидера Чипко Говинда Сингха Равата, Дхума Сингха Неги, лидера Чипко Хенвалгати, Техри Гарвала чествовали и других. Отсюда процессия направилась в соседнее село Рени, где 26 марта 1974 года произошла настоящая акция Чипко. [ 11 ] Это положило начало мировым методам улучшения нынешней ситуации. Недавно, следуя наследию движения Чипко, в 2017 году быстрая вырубка вековых деревьев, образующих почти полог на Джессор-роуд в районе Норт-24 Парганас, Западная Бенгалия, также вызвала огромное движение в форме кампания по спасению 4000 деревьев местными массами.
26 марта 2018 года инициатива по сохранению движения Чипко была отмечена Google Doodle. [ 24 ] в свой 45-й день рождения [ 25 ] годовщина.
См. также
[ редактировать ]- Индийский совет лесных исследований и образования
- Резня в Хеджарли
- Список лесных научно-исследовательских институтов в Индии
- Сундерлал Бахугуна
- Ван Махотсав
- Ван Вигьян Кендра (ВВК) Центры лесных наук
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бадри, Адарш (5 февраля 2024 г.). «Чувство антропоцена: аффективные отношения и экологический активизм на глобальном Юге» . Международные дела . дои : 10.1093/ia/iiae010 . ISSN 0020-5850 .
- ↑ Женщины Чипко остаются в живых: экология и развитие , Вандана Шива , опубликовано Zed Books, 1988. ISBN 0-86232-823-3 . Страница 67
- ^ Политика движения Чипко в развивающемся мире: краткое введение , Джеффри Хейнс. Опубликовано Уайли-Блэквелл, 2002 г. ISBN 0-631-22556-0 . Страница 229 .
- ^ Движение Чипко «Будущее окружающей среды: социальные аспекты сохранения и экологических альтернатив» , Дэвид К. Питт. Опубликовано Рутледжем, 1988 г. ISBN 0-415-00455-1 . Страница 112 .
- ^ Данкельман, Ирен; Дэвидсон, Джоан (1988). «[Изучение движения Чипко -] Пакистанские женщины посещают экологические НПО Индии». Женщины и окружающая среда в странах третьего мира: Альянс за будущее . Лондон: Earthscan . п. 129. ИСБН 1-85383-003-8 . OCLC 17547228 . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ↑ Чипко . Архивировано 3 марта 2016 года на официальном сайте премии Wayback Machine Right Livelihood Award .
- ^ Jump up to: а б «Обними деревья!» - Чанди Прасад Бхатт, Гаура Деви и движение Чипко . Архивировано 4 ноября 2011 года в Wayback Machine Марком Шепардом. Ганди сегодня: отчет о преемниках Махатмы Ганди , Simple Productions, Арката, Калифорния, 1987, перепечатано Seven Locks Press, Вашингтон, округ Колумбия, 1987.
- ^ Начало.. О мифах и движениях: переписывание Чипко в историю Гималаев , Хариприя Ранган. Опубликовано Версо, 2001 г. ISBN 1-85984-305-0 . Страница 4-5 .
- ^ Экологический кризис Водные войны: приватизация, загрязнение и прибыль , Вандана Шива . Опубликовано Плутон Пресс, 2002 г. ISBN 0-7453-1837-1 . Страница 3 .
- ^ Оползни и наводнения. Архивировано 1 октября 2011 г. на веб-сайте района Wayback Machine Паури .
- ^ Jump up to: а б с 30-летие Чипко. Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine. Кампания Нанда Деви.
- ^ Jump up to: а б Вставка 5: Женщины защищают деревья. Архивировано 3 февраля 2014 года в Wayback Machine Global Environment Outlook , Ежегодник ГЕО 2004/5, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде ( ЮНЕП ). Увидев их,
- ^ Чипко! – Защитники холмов. Архивировано 19 сентября 2018 года в Wayback Machine.
- ^ Гандианец в Гарвале [узурпировал] The Hindu , воскресенье, 2 июня 2002 г.
- ↑ Движение Чипко: призыв Индии спасти свои леса. Архивировано 4 марта 2016 года на сайте Wayback Machine Womeninworldhistory.com.
- ↑ Бахугуна, страж Гималаев. Архивировано 4 декабря 2008 года в Wayback Machine Харихаром Сварупом, The Tribune , 8 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Движение Чипко – Индийский международный институт устойчивого развития (МИУР). Декабрь 2007.
- ↑ Индия: движение Чипко. Архивировано 23 августа 2014 года в Wayback Machine . Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО)
- ^ Мишра А. и Трипати (1978). Движение Чипко : предложение женщин Уттаранчала спасти лесные богатства. Нью-Дели: Народное действие / Книжный дом Ганди.
- ^ Арьял, М. (1994, январь/февраль). Топор Чипко. Химал, 8–23.
- ^ Ссылка на Премию Рамона Магсайсая 1982 года за лидерство в сообществе. Архивировано 1 апреля 2013 года на Wayback Machine веб-сайте премии Ramon Magsaysay .
- ^ Бадри, Адарш (5 февраля 2024 г.). «Чувство антропоцена: аффективные отношения и экологический активизм на глобальном Юге» . Международные дела . дои : 10.1093/ia/iiae010 . ISSN 0020-5850 .
- ^ Чипко ... первый современный индийский защитник окружающей среды, а также величайший ... Архивировано 2 мая 2016 года в Wayback Machine Рамчандра Гуха , The Telegraph , 4 сентября 2004 года.
- ^ «Сегодняшний дудл Google отмечает 45-летие Движения Чипко, природоохранной инициативы» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 26 марта 2018 года . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ «Google отмечает 45-летие Движения Чипко дудлом» . Экономические времена . 26 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2018 г. Проверено 26 марта 2018 г.
Общая библиография
[ редактировать ]- Дж. Бандопадхьяй и Вандана Шива : «Движение Чипко против добычи известняка в долине Дун» в: Lokayan Bulletin, 5:3, 1987, стр. 19–25 онлайн.
- Сомен Чакраборти: Критика социальных движений в Индии: опыт Чипко, Уттаракханда и движения рыбаков , Индийский социальный институт, 1999. ISBN 81-87218-06-1 .
- Гуха, Рамачандра : Беспокойные леса: экологические изменения и сопротивление крестьян в Гималаях , Беркли, Калифорния [и т. д.]: University of California Press, расширенное издание, 2000 г. [ нужна страница ]
- Доктор Синдху Мэри Джейкоб, Сатьендра Трипати: Движение Чипко: попытка женщин Уттаракханда спасти лесные богатства . Паб. общественным действием, 1978 г.
- Дж. Шива: Чипко: цивилизационный ответ Индии на лесной кризис . Индийский национальный фонд искусства и культурного наследия. Паб. Автор: ИНТАХ , 1986.
- Анупам Мишра , Сатьендра Трипати: Движение Чипко: попытка женщин Уттаракханда спасти лесные богатства . Паб. Общественное действие, 1978.
- Ранган, Хариприя: О мифах и движениях: переписывание Чипко в историю Гималаев , Лондон [и др.]: Verso, 2000. ISBN 1-85984-305-0 . Выдержки
- Шепард, Марк Глава 4 – «Обними деревья» . Ганди сегодня: отчет о преемниках Махатмы Ганди . Опубликовано Shepard Publications, 1987. ISBN 0-938497-04-9 .
- Шива, Вандана . Глава 4 – «Движение Чипко». Архивировано 23 января 2011 года в Wayback Machine « Экология и политика выживания: конфликты из-за природных ресурсов в Индии» . Издательство Университета Организации Объединенных Наций. Публикации Сейджа. 1991. ISBN 0-8039-9672-1 .
- Томас Вебер, Обнимая деревья: история движения Чипко , Викинг, 1988.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В защиту деревьев: роль женщин в Движении Чипко в ФАО (Организация Объединенных Наций)
- Ресурсы о движении Чипко
- Чипко Наследие
- Движение Чипко и женщины
- Фотографии движения Чипко на сайте sepiaEYE.
- 1974 год в Индии
- Чамолийский район
- Окружающая среда Уттаракханда
- Экологические движения
- Экологические протесты
- Экологизм в Индии
- Лесное хозяйство в Индии
- История защиты окружающей среды
- История Уттаракханда (1947 – настоящее время)
- Охрана природы в Индии
- Социальная история Индии
- Социальные движения в Индии
- Деревья
- Женщины в лесном хозяйстве
- Женщины в Индии
- Экофеминизм