сингальцы
сингальцы | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 17 миллионов [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Шри-Ланка | 15,2 миллиона (74,9%) (2012 г.) [2] |
Италия | 108,069 (2022) [3] |
Австралия | 58,166 (2021) [4] |
Соединенные Штаты | ~41,000 (2016) [5] |
Канада | 33,050 (2021) [6] |
Сингапур | ~17,000 [7] |
Великобритания | 14,731 (2021) [8] |
Новая Зеландия | 9,171 (2018) [9] |
Индия | ~5,300 [10] |
Малайзия | ~4,700 [11] |
Языки | |
сингальский | |
Религия | |
Большинство : Тхеравады Буддизм (93%) [12] Меньшинство :
| |
Родственные этнические группы | |
Сингальский народ ( сингальский : සිංහල ජනතාව , латинизированный: сингальский Джанатхава ), также известный как сингальский или сингальский народ, представляет собой индоарийскую этнолингвистическую группу, обитающую на острове Шри-Ланка . [15] [16] Это крупнейшая этническая группа Шри-Ланки, составляющая около 75% населения Шри-Ланки и насчитывающая более 15,2 миллиона человек. [1] [2]
Сингальцы говорят на сингальском языке , изолированном индоарийском языке . Сингальцы — преимущественно Тхеравады буддисты . [17] хотя значительное меньшинство сингальцев исповедуют ветви христианства и других религий . С 1815 года сингальцы были разделены на две подгруппы: сингальцы, живущие в горных районах центральных горных регионов , и сингальцы, живущие в низинах прибрежных регионов. Хотя обе группы говорят на одном языке, они отличаются тем, что соблюдают разные культурные обычаи. [18] [19]
Согласно Махавамсе , палийской составленной буддийскими монахами Анурадхапура Маха Вихарая Ланке, сингальцы происходят от поселенцев, иммигрировавших на остров около г. 543 Шри - хронике , в поселенцы из королевства Пандия . [20] [21] [22] [23] Генетический анализ выявил генетическое родство между сингальским и южноиндийским населением, а также связи с другими индийскими популяциями, такими как маратхи . [24]
Этимология
Есть несколько объяснений слова сингальский. Сингальский язык можно рассматривать как комбинацию слов синха (සිංහ), буквально «лев», и ла (ල), что означает «убийца» или «берущий», следовательно, сингальский может означать «убийца львов». [25] История происхождения сингальского языка рассказана в Махавамсе и считается отсылкой к легенде об основании Шри-Ланки; остров был завоеван потомком Синхабаху , который, как говорят, убил своего отца, льва. [25]
Согласно легенде, принцесса Ванги Суппадеви была похищена львом, от которого она затем родила дочь по имени Синхасивали и сына Синхабаху . [26] [27] О происхождении сингальского языка Махавамса говорит: «Каким бы то ни было образом монарх Сиха Баху убил «Сиха» (льва), за этот подвиг его сыновья и потомки названы «Сихала» (убийцы львов)». Согласно этому мнению, Шри-Ланка, завоеванная и колонизированная его потомками, также стала ассоциироваться с «сингальцами». [25] [27]
Первый король Шри-Ланки Виджая был сыном Синхабаху, правителя Синхапуры . Некоторые версии предполагают, что Виджая был внуком Синхабаху. [28] [29] Согласно «Махавамсе» и другим историческим источникам , король Виджая прибыл на остров Тамбапанни (Шри-Ланка) и дал начало сингальцам. История прибытия принца Виджая в Шри-Ланку и происхождения сингальского народа изображена также в пещерах Аджанты, на фреске пещеры № 17 .
Другое предположение о происхождении сингальского языка предполагает, что потомков синхабаху, возможно, называли «синха» или львами, либо потому, что они произошли от льва, либо потому, что они были храбры, как лев, но те, кто завоевал Шри-Ланку и поселился на ней, были называется сингальским просто как производное от «синха» для народа льва. Точно так же завоеванные земли могут называться «сингальскими» или «сингальскими» (верхняя часть Шри-Ланки) или «сингальской двипа», а их язык — «сингальским» или сингала-бхаша. [25]
История
Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1881 | 1,846,600 | — |
1891 | 2,041,200 | +10.5% |
1901 | 2,330,800 | +14.2% |
1911 | 2,715,500 | +16.5% |
1921 | 3,016,200 | +11.1% |
1931 | 3,473,000 | +15.1% |
1946 | 4,620,500 | +33.0% |
1953 | 5,616,700 | +21.6% |
1963 | 7,512,900 | +33.8% |
1971 | 9,131,300 | +21.5% |
1981 | 10,979,400 | +20.2% |
1989 (оценка) | 12,437,000 | +13.3% |
2001 | 13,876,200 | +11.6% |
2011 | 15,173,820 | +9.4% |
Перепись 2001 года была проведена только в 18 из 25 районов. Источник: Департамент переписи и статистики Шри-Ланки. и статистика [30] Данные основаны на Государственная перепись населения Шри-Ланки . |
Ранняя письменная история сингальцев описана в двух документах: « Махавамсе» , составленном на палийском языке примерно в четвертом веке нашей эры, и более позднем «Кулавамсе» (первый отрывок, вероятно, составленный в 13 веке нашей эры буддийским монахом Дхаммакитти). Это древние источники, охватывающие историю могущественных древних сингальских королевств Анурадхапура и Полоннарува, просуществовавших 1500 лет. Махавамса описывает существование рисовых полей и водоемов , что указывает на хорошо развитое аграрное общество .
Период до Анурадхапуры
Согласно «Махавамсе», принц Виджая и его 700 последователей покинули Суппараку . [31] высадился на острове в месте, которое, как полагают историки, находится в районе Путталам , к югу от современного Маннара , и основал королевство Тамбапанни. [32] [33] Записано, что Виджая приземлился в день Паринирваны Будды. [34] Виджая объявил Тамбапанни своей столицей, и вскоре под этим названием перешел весь остров. Первоначально Тамбапанни был населен и управлялся Яккхами со столицей в Сирисаваттху и царицей Кувени . [35] Согласно «Комментарию Самьютты», Тамбапанни составляла сто лиг . протяженность [36]
В конце своего правления Виджая, испытывая затруднения с выбором преемника, отправил письмо в город своих предков Синхапур , чтобы предложить своему брату Сумитте занять трон. [37] Однако Виджая умер до того, как письмо дошло до адресата, поэтому избранный народный министр [38] Упатисса , главный министр правительства и ведущий вождь сингальцев, стал регентом и исполнял обязанности регента в течение года. После своей коронации (в 505 г. до н.э.), которая прошла в Тамбапанни, он покинул его, построив еще один город Упатисса Нувара , названный в его честь, в 11–13 км (7–8 миль) дальше к северу от Тамбапанни. [32] [33] [39] Когда наконец пришло письмо Виджая, Сумитта уже сменил своего отца на посту короля своей страны и поэтому послал своего сына Пандувасдеву править Упатиссой Нуварой. [37]
Период Анурадхапуры
В 377 г. до н. э. царь Пандукабхая (437–367 до н. э.) перенес столицу в Анурадхапуру и превратил ее в процветающий город. [40] [41] Анурадхапура (Анурапура) была названа в честь министра, который первым основал деревню, и в честь деда Пандукабхая, который жил там. Название также произошло от основания города на благоприятном астеризме под названием Анура. [42] Анурадхапура была столицей всех монархов, правивших из династии. [43]
Такие правители, как Дуттхагамани , Валагамба и Дхатусена, известны тем, что победили южных индейцев и восстановили контроль над королевством. Другие правители, известные своими военными достижениями, включают Гаджабаху I , который начал вторжение против захватчиков, и Сена II, который послал свои армии на помощь принцу Пандьяну .
Период Полоннарувы
В средние века Шри-Ланка была хорошо известна своим сельскохозяйственным процветанием при короле Паракрамабаху в Полоннаруве, в этот период остров был известен во всем мире как рисовая мельница Востока.
Переходный период
Позже в 13 веке административные провинции страны были разделены на независимые королевства и вожди: Королевство Ситавака , Королевство Котте , Королевство Джафна и Королевство Канди . [44] Вторжение индуистского короля Магхи в 13 веке привело к миграции буддистов (в основном сингальцев) в районы, не находящиеся под его контролем. За этой миграцией последовал период конфликта между сингальскими вождями, которые пытались добиться политического превосходства. Паракрамабаху VI , сингальский король, вторгся в королевство Джафна и завоевал его, вернув всю страну под сингальское королевство на 17 лет. Торговля также увеличилась в этот период, поскольку Шри-Ланка начала торговать корицей , и на остров было куплено большое количество торговцев-мусульман. [45]
В 15 веке образовалось Кандианское королевство , которое политически разделило сингальцев на нижние и верхние страны. [45] В этот период сингальская кастовая структура поглотила недавних дравидийских индуистских иммигрантов из Южной Индии, что привело к появлению трех новых сингальских кастовых групп – Салагама , Дурава и Карава . [46]
Современная история
У сингальцев стабильный уровень рождаемости, а население растет медленными темпами по сравнению с Индией и другими азиатскими странами.
Общество
Демография
Шри-Ланка
В Шри-Ланке большинство сингальцев проживают в южной, центральной, Сабарагамуве и западной частях страны. Это совпадает с крупнейшими ареалами сингальского населения в Шри-Ланке. К городам с более чем 90% сингальским населением относятся Хамбантота , Галле , Гампаха , Курунегала , Монарагала , Анурадхапура и Полоннарува . [47]
Провинция | сингальский люди |
% Сингальское население провинции |
% Вклад провинции в общая численность населения |
---|---|---|---|
Центральный | 1,687,199 | 66.00% | 11.11% |
Восточный | 359,136 | 23.15% | 2.36% |
Северный | 32,331 | 3.05% | 0.21% |
Северный Центральный | 1,143,607 | 90.90% | 7.53% |
Северо-Западный | 2,030,370 | 85.70% | 13.38% |
Сабарагамува | 1,657,967 | 86.40% | 10.92% |
Южный | 2,340,693 | 94.96% | 15.42% |
Ува | 1,017,092 | 80.80% | 6.70% |
Западный | 4,905,425 | 84.26% | 32.32% |
Общий | 15,173,820 | 74.80% | 100.00% |
Диаспора
Сингальцы эмигрировали во многие страны по разным причинам. Более крупные диаспоры расположены, в частности, в Великобритании, Австралии, США и Канаде. В дополнение к этому есть много сингальцев, которые временно проживают на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Европе в связи с работой и/или образованием. Их часто нанимают в качестве гастарбайтеров на Ближнем Востоке и специалистов в других регионах.
Крупнейшие населенные пункты сингальской диаспоры расположены в основном в Европе, Северной Америке и Австралии. В городе Мельбурн проживает чуть менее половины австралийцев Шри-Ланки . Перепись 2011 года зафиксировала 86 412 жителей Шри-Ланки, родившихся в Австралии. В 2006 году 73 849 австралийцев (0,4 населения) сообщили о своем сингальском происхождении. Сообщается также, что сингальский язык является 29-м по темпам роста языком в Австралии (рейтинг выше сомалийского , но после хинди и белорусского языка ). У сингальских австралийцев исключительно низкий уровень обратной миграции в Шри-Ланку. По данным переписи населения Канады 2011 года идентифицировали себя как сингальцы по происхождению . , 7220 человек из 139 415 жителей Шри-Ланки [48] В Индии проживает небольшое количество сингальцев , разбросанных по стране, но в основном живущих в северных и южных регионах и вокруг них. В 2001 году новозеландцы Шри-Ланки составляли 3% азиатского населения Новой Зеландии. [49] Число прибывающих продолжало расти, и по данным переписи 2018 года в Новой Зеландии проживало более 16 000 шриланкийцев. [50] среди них 9 171 человек были сингалы. [51]
В США сингалы насчитывают около 12 000 человек. В столичном округе Нью-Йорка находится самая большая шри-ланкийская община в Соединенных Штатах, принимающая наибольшее число легальных постоянных жителей Шри-Ланки иммигрантов, [52] за ним следуют Центральный Нью-Джерси и агломерация Лос-Анджелеса . Многие сингальцы мигрировали в Италию с 1970-х годов. Италия была привлекательна для сингальцев из-за более легких возможностей трудоустройства и въезда по сравнению с другими европейскими странами. По оценкам, в Италии проживает 30 000–33 000 сингальцев. Основные сингальские общины в Италии расположены в Ломбардии (в округах Лорето и Лаццаретто), Милане , Лацио , Риме , Неаполе и Южной Италии (особенно Палермо , Мессина и Катания ). В переписи многих стран указана Шри-Ланка, которая также включает тамилов Шри-Ланки, поэтому численность только сингальцев не так точна, когда в переписи указывается Шри-Ланка, а не сингальцы. Хотя сингальцы в частности и шри-ланкийцы в целом мигрировали в Великобританию на протяжении веков, начиная с колониальных времен, численность сингальцев в Великобритании не может быть точно оценена из-за неадекватности переписи населения в Великобритании. Правительство Великобритании не ведет статистику по языку или этнической принадлежности, и все жители Шри-Ланки отнесены к одной группе: Азиатский британец или другой азиатский [ нужна ссылка ] .
Язык и литература
Сингальцы говорят на сингальском языке , также известном как «Хелабаса»; этот язык имеет две разновидности: устную и письменную. Сингальский язык — индоарийский язык, входящий в более широкую группу индоевропейских языков . [17] Ранняя форма языка была завезена на Шри-Ланку предками сингальцев из северной Индии, поселившимися на острове в шестом веке до нашей эры. [53] [54] Сингальский язык развивался иначе, чем другие индоарийские языки, из-за географического отделения от родственных ему индоарийских языков. На него оказали влияние многие языки, особенно пали , священный язык южного буддизма, телугу и санскрит . Многие ранние тексты на этом языке, такие как Хела Атува, были утеряны после перевода на пали . Другие важные сингальские тексты включают Амаватура , Каву Силумина , Джатака Потха и Сала Лихения . Сингальский также перенял множество заимствованных слов иностранного происхождения , в том числе из многих индийских, таких как тамильский , и европейских языков, таких как португальский, голландский и английский. [55]
Сандеша Кавьяс, написанные буддийскими священниками Шри-Ланки, считаются одними из самых сложных и разносторонних литературных произведений в мире. [ нужна ссылка ] Сингальский язык был в основном вдохновлен санскритом и пали, и многие слова сингальского языка произошли от этих языков. Сегодня некоторые английские слова также появились в результате британской оккупации в колониальные времена и знакомства с иностранными культурами через телевидение и иностранные фильмы. Кроме того, в прибрежных районах можно увидеть множество голландских и португальских слов. Сингальцы, в зависимости от того, где они живут в Шри-Ланке, также могут дополнительно говорить на английском и/или тамильском языках . Согласно переписи 2012 года, 23,8% или 3 033 659 сингальцев также говорили по-английски, а 6,4% или 812 738 сингальцев также говорили на тамильском языке. [56] В районе Негомбо двуязычные рыбаки, которые обычно называют себя сингальцами, также говорят на тамильском диалекте Негомбо . Этот диалект претерпел значительное сближение с разговорным сингальским . [57]
Народные сказки, такие как Махадана Мутта саха Голайо и Кавате Андаре, продолжают развлекать детей и сегодня. Махадана Мутта рассказывает историю о дураке-пандите, который путешествует по стране со своими последователями ( Голайо ), создавая вред своим невежеством. Кавате Андаре рассказывает историю об остроумном придворном шуте и его общении с королевским двором и его сыном.
В современный период сингальские писатели, такие как Мартин Викремасингхе и Дж. Б. Сенанаяке широкое признание получили . Среди других известных писателей - Махагама Секера и Мадвела С. Ратнаяке. Мартин Викрамасингхе написал чрезвычайно популярный детский роман «Мадол Дува» . книга Мунадаса Кумаратунги « Хат Пана» Широко известна также .
Религия
Форма буддизма в Шри-Ланке известна как Тхеравада (школа старейшин). Палийские хроники (например, Махаванса) утверждают, что сингалы как этническая группа призваны сохранять и защищать буддизм. В 1988 году почти 93% сингальскоязычного населения Шри-Ланки были буддистами. [58] Наблюдения за современными религиозными верованиями и практиками показывают, что сингалы, как религиозная община, имеют сложное мировоззрение, как и буддисты. Из-за близости, а в некоторых случаях и сходства определенных доктрин, существует множество областей, где буддисты и индуисты разделяют религиозные взгляды и практики. Сингальские буддисты переняли религиозные элементы индуистских традиций в своей религиозной практике. Некоторые из этих практик могут быть связаны с древними верованиями и традициями коренных народов о духах ( народная религия ) и поклонением индуистским божествам . Некоторые из этих фигурок используются в ритуалах исцеления и могут быть родными для острова. [55] [59] [60] Сингальцы поклоняются богам и богиням, происходящим от индуистских божеств. Катарагама Девийо из Картикеи , Упульван из Вишну и Айянаяке из Айянара В качестве примеров можно назвать . Хотя эти боги занимают то же место, что и их индуистские аналоги в мифологии, некоторые их аспекты отличаются от первоначальных богов. [61]
Выдающиеся шри-ланкийские антропологи Гананат Обейсекере и Кицири Малалгода использовали термин «протестантский буддизм» для описания типа буддизма, который появился среди сингальцев в Шри-Ланке как ответ на протестантских христианских миссионеров и их евангелическую деятельность во время британского колониального периода. Этот вид буддизма включал подражание протестантским стратегиям организации религиозных практик. Они видели необходимость в создании буддийских школ для обучения буддийской молодежи и объединении буддистов в новые организации, такие как Буддийская ассоциация молодых людей, а также в печати брошюр, чтобы побудить людей участвовать в дебатах и религиозных спорах для защиты буддизма. [62]
христианство
проживает значительная сингальская христианская община. В морских провинциях Шри-Ланки [55] Христианство было принесено сингальцам португальскими, голландскими и британскими миссионерскими группами в периоды их правления. [63] Большинство сингальских христиан являются католиками ; меньшинство - протестанты . [58] Их культурный центр — Негомбо .
Религия считается очень важной среди сингальцев. Согласно опросу Gallup 2008 года , 99% жителей Шри-Ланки считают религию важным аспектом своей повседневной жизни. [64]
Генетика
проведенное Сингхом и др. в 2023 году Генетическое исследование, с использованием маркеров более высокого разрешения, чем предыдущие исследования, выявило сильное родство между материнскими генофондами Шри-Ланки и Южной Азии, а также высокий уровень западно-евразийского материнского происхождения среди сингальцев. Анализ показывает сильный поток генов между сингальскими и шри-ланкийскими тамилами, а также более высокий поток генов из Южной Индии, а также из некоторых популяций Северной и Северо-Западной Индии. Среди индийского населения сингальцы генетически наиболее близки к определенным южноиндийским подгруппам, но анализ также показывает глубоко укоренившееся общее генетическое происхождение с маратхами . [24] Однако некоторые более старые исследования указывали на преимущественно бенгальский вклад и незначительное тамильское влияние. гуджаратские и пенджабские линии. Также видны [14] [65]
Что касается первого, другие исследования также показывают, что сингальцы обладают некоторой генетической примесью от популяций Юго-Восточной Азии , особенно от австроазиатских групп . [66] [67] Некоторые Y-ДНК и гаплогруппы мтДНК , а также генетические маркеры иммуноглобулина среди сингальцев, например, демонстрируют генетические влияния Юго-Восточной Азии, многие из которых также обнаруживаются среди определенных популяций Северо-Восточной Индии, с которыми сингальцы проявляют повышенное генетическое родство. [68] [69] [70]
Культура
Сингальская культура уникальна, ее история насчитывает 2600 лет и питается буддизмом Тхеравады. Его основными сферами деятельности являются скульптура, изобразительное искусство, литература, танцы, поэзия и широкий спектр традиционных народных верований и ритуалов. Древние сингальские каменные скульптуры и надписи известны во всем мире и являются главной зарубежной достопримечательностью современного туризма. Сигирирья славится своими фресками. Рабочие пели народные стихи, сопровождая свою работу и рассказывая историю своей жизни. В идеале эти стихотворения состояли из четырех строк, и при составлении этих стихотворений особое внимание уделялось рифмованию. Буддийские фестивали сопровождаются уникальной музыкой с использованием традиционных сингальских инструментов. Более древние ритуалы, такие как товилс (изгнание дьявола), продолжают приводить в восторг публику и сегодня и часто восхваляют и призывают добрые силы Будды и богов для изгнания демонов.
Одеваться
Традиционно во время отдыха сингальцы носят саронг ( сарама по-сингальски). Мужчины могут носить рубашку с длинными рукавами и саронг. Одежда для женщин различается в зависимости от региона. Сингальские женщины из нидерландов носят белую куртку с длинными рукавами и облегающую юбку с запахом, которая обычно украшена цветочным узором или узором. Что касается сингальцев, живущих в сельской местности, женщины носят аналогичную одежду, но с курткой с пышными плечами и заправленной оборкой, которая выравнивает верхнюю часть юбки (Реда и Хатте на сингальском языке). Традиционно женщины из высшей касты Канди носят сари в стиле Канди , которое похоже на сари Махараштры , с драпировкой, но с оборкой на нижней половине и иногда с поднятыми рукавами. Его еще называют Осарией. Женщины из высших каст низменных стран носят сари в южно-индийском стиле. В более населенных районах сингальские мужчины также носят одежду в западном стиле — костюмы, а женщины — юбки и блузки. Для официальных и торжественных случаев женщины носят традиционные кандианские костюмы. ( Осария ) стиль, который состоит из пышной блузки, полностью закрывающей живот и частично заправленной спереди. Однако современное смешение стилей привело к тому, что большинство владельцев обнажили живот. Стиль Канди считается национальной одеждой сингальских женщин. Во многих случаях и функциях даже сари играет важную роль в женской одежде и фактически стало одеждой для женщин-офисных работниц, особенно в государственном секторе. Примером ее использования является униформа стюардесс авиакомпании Sri Lankan Airlines . [55]
Кухня
Сингальская кухня — одна из самых сложных кухонь Южной Азии . Будучи крупным торговым центром, он пользуется влиянием колониальных держав , участвовавших в Шри-Ланке , и иностранных торговцев. Рис , который употребляют ежедневно, можно найти в любом случае, а пикантное карри — любимое блюдо на обед и ужин . [71] Некоторые из блюд Шри-Ланки имеют поразительное сходство с кухней Кералы , что может быть связано с сходством географических и сельскохозяйственных особенностей с Кералой . Хорошо известное на сингальском языке блюдо из риса — Кирибат , что означает «молочный рис». Помимо самбола , сингальцы едят маллунг — измельченные листья, смешанные с тертым кокосом и красным луком . Кокосовое молоко содержится в большинстве блюд Шри-Ланки и придает кухне неповторимый вкус.
Шри-Ланка издавна славилась своими специями . Самая известная — корица, родом из Шри-Ланки. В 15 и 16 веках торговцы специями и слоновой костью со всего мира, приехавшие на Шри-Ланку, привезли на остров свою местную кухню, что привело к богатому разнообразию стилей и техник приготовления. Лампрайс , рис, сваренный в бульоне со специальным карри , в сопровождении фриккаделей ( фрикаделей ), которые затем заворачивают в банановый лист и запекают как шри-ланкийское блюдо под влиянием голландцев. Голландские и португальские сладости также продолжают пользоваться популярностью. Британские влияния включают ростбиф и жареную курицу . Кроме того, влияние индийских методов приготовления пищи и еды сыграло важную роль в том, что едят шриланкийцы.
Кухня островного государства в основном состоит из отварного или приготовленного на пару риса, подаваемого с карри. Обычно это основное карри из рыбы или курицы , а также несколько других карри, приготовленных с овощами , чечевицей и даже фруктовым карри. Гарниры включают соленые огурцы , чатни и самболы . Самым известным из них является кокосовый самбол , приготовленный из молотого кокоса, смешанного с перцем чили , сушеной мальдивской рыбой и соком лайма . Его измельчают в пасту и едят с рисом, так как он придает блюду пикантность и, как полагают, повышает аппетит.
Искусство и архитектура
культуры острова, Многие формы декоративно-прикладного искусства Шри-Ланки черпают вдохновение из давней и устойчивой буддийской которая, в свою очередь, впитала и переняла бесчисленные региональные и местные традиции. В большинстве случаев искусство Шри-Ланки происходит из религиозных верований и представлено во многих формах, таких как живопись , скульптура и архитектура . Одним из наиболее примечательных аспектов искусства Шри-Ланки являются пещеры и храмовые росписи, такие как фрески, найденные в Сигирии , и религиозные картины, найденные в храмах в Дамбулле и Храме Зуба Будды в Канди . На другие популярные формы искусства повлияли как местные жители, так и приезжие поселенцы. Например, традиционные изделия ручной работы из дерева и глиняная керамика можно найти по всей холмистой местности, а кружево в португальском стиле и батик в индонезийском стиле стали заметными. Там много разных и красивых рисунков.
Созданные на основе индоарийских архитектурных навыков в конце шестого века до нашей эры, сингальцы, жившие в великих королевствах, таких как Анурадхапура и Полоннарува, построили множество архитектурных образцов, таких как Руванвелисая , Джетаванарамайя – второе по высоте кирпичное здание в древнем мире после Великой пирамиды Гизы. и Абаягирия – третье по высоте кирпичное здание древнего мира. А также с древней гидравлической технологией, которая также уникальна для сингальцев для строительства древних резервуаров, систематических прудов с фонтанами, рвами и ирригационных резервуаров, таких как Паракрама Самудра , Каудулла и Кандалама . Сигирия , которую многие считают восьмым чудом света, представляет собой сочетание природной и рукотворной крепости, состоящей из множества архитектурных аспектов.
Музыка
Существуют обширные народные стихи, посвященные конкретным профессиям древнего общества. Эти стихи представляли собой общинные песни с ритмом, который пели при выполнении повседневных задач, таких как сбор урожая и посев. [72]
Что касается популярной музыки, Ананда Самаракун в своих работах конца 1930-х - начала 1940-х годов развил задумчивый и острый стиль Сарала-ги. За ним последовали такие известные художники, как Сунил Шанта , В.Д. Амарадева , Премасири Кхемадаса , Нанда Малини , Виктор Ратнаяке , Остин Мунасингхе, Т.М. Джаяратне , Санат Нандасири , Сунил Эдирисингхе , Нила Викремасингхе, Гунадаса Капуге , Малини Булатсингхала и Эдвард Джаякоди .
Кино и театр
Драматург Эдиривира Сараччандра оживил форму драмы в фильме «Манаме» в 1956 году. В том же году кинорежиссер Лестер Джеймс Перис создал художественный шедевр «Рекава» , целью которого было создание уникального сингальского кино с художественной целостностью. С тех пор Перис и другие режиссеры, такие как Васанта Обейсекера , Дхармасена Патхираджа , Махагама Секера , ВАБ де Силва, Дхармасири Бандаранаяке , Сунил Арияратне , Сири Гунасингхе , ГДЛ Перера , Пиясири Гунаратне, Титус Тотаватте , Д.Б. Нихалсингхе , Ранджит Лал, Даянанда Гунавардена , Мудалинаяке Со маратне , Асока Хандагама и Прасанна Витханаге разработали художественное сингальское кино. Сингальское кино часто делается красочным за счет включения песен и танцев, что придает индустрии еще больше уникальности.
высокобюджетные фильмы, такие как «Алоко Удапади» , «Аба» и «Махараджа Гемуну», основанные на сингальских эпических исторических В последние годы огромный успех получили историях.
Исполнительское искусство
Исполнительское искусство сингальцев можно разделить на несколько групп:
- Кандианский танец состоит из 18 ваннам (танцевальных номеров), в которых показано поведение различных животных, таких как слон, орел, кобра, обезьяна, павлин и кролик, в основном выступающих на ежегодном конкурсе Перахара в Шри Далада Малигава Канди.
- Танец Пахатхарата имеет особый танцевальный стиль, который используется для лечения болезней и духовного просветления. Главная особенность этих танцев — танцоры носят маски, изображающие различных богов и демонов, и используют такие элементы, как огонь и вода, для благословения людей.
- Танцы Сабарагамува также имеют значительный танцевальный стиль, в основном для развлечения людей.
- Народная музыка и танцы различаются в зависимости от состава сингальцев, а иногда и в зависимости от региона - в основном они популярны среди маленьких детей, особенно девочек. Эти искусства широко исполняются в период сингальского Нового года.
Боевые искусства
Ангампора — традиционное боевое искусство сингальцев. Он сочетает в себе боевые приемы, самооборону , спорт , упражнения и медитацию . [73] Ключевыми техниками, наблюдаемыми в Ангампоре, являются: Ангам , который включает в себя рукопашный бой, и Иллангам , который использует местное оружие, такое как Велаюдая , посохи, ножи и мечи. Его наиболее отличительной особенностью является использование точечных атак, чтобы причинить боль или навсегда парализовать противника. Бойцы обычно используют как ударные , так и захватывающие приемы и сражаются до тех пор, пока противник не окажется в захвате, из которого они не могут выйти. Использование оружия является дискреционным. Периметры боевых действий определены заранее, и в некоторых случаях это яма. [74] [75] Ангампора практически вымерла после того, как страна перешла под британское правление в 1815 году, но выжила в нескольких семьях, пока страна не обрела независимость. [76]
Наука и образование
Сингальцы имеют долгую историю грамотности и формального обучения. Обучение основным областям, таким как письмо и чтение, проводилось буддийскими монахами еще до рождения Христа . Эта традиционная система следовала религиозным правилам и была призвана способствовать буддийскому пониманию. В рамках этого учреждения проводилось обучение чиновников таким навыкам, как ведение учета доходов и других записей для административных целей. [77]
Техническое образование, такое как строительство водоемов и каналов, передавалось из поколения в поколение посредством домашнего обучения и внешнего ремесленного ученичества. [77]
Прибытие португальцев и голландцев и последующая колонизация сохранили религию как центр образования, хотя в некоторых общинах находились под католической и пресвитерианской иерархией. Британцы в 1800-х годах первоначально следовали тому же курсу. Однако после 1870 года они начали кампанию за улучшение образовательных учреждений в регионе. Христианские миссионерские группы были в авангарде этого развития, способствуя повышению грамотности среди христиан. [77]
К 1901 году школы на Юге и Севере находились в хорошем состоянии. Однако внутренние регионы отставали. Кроме того, английские образовательные учреждения создавали препятствия для населения в целом из-за платности и отсутствия доступа. [77]
Лекарство
Раньше в традиционных сингальских деревнях был по крайней мере один главный медицинский персонал по имени Веда Махаттайя (доктор). Эти люди практикуют свою клиническую деятельность по наследству. используются буддийские песнопения ( Пирит Сингальская медицина напоминает некоторые аюрведические практики, в отличие от некоторых методов лечения, в которых для усиления эффективности ).
Согласно «Махавамсе» , древней хронике, в Пандукабхайе на Шри-Ланке (437–367 до н.э.) в различных частях страны были построены дома для престарелых и аюрведические больницы (Сивикасотти-Сала). Это самое раннее документальное свидетельство существования учреждений, специально предназначенных для ухода за больными, в любой точке мира. [78] [79] Больница Михинтале – старейшая в мире. [80]
См. также
Ссылки
Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б «Сингала» . Этнолог .
- ^ Перейти обратно: а б с «А2: Численность населения по этническим группам по районам, 2012 г.» . Департамент переписи и статистики Шри-Ланки. Архивировано из оригинала 28 апреля 2017 года . Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ «Иностранные граждане Шри-Ланки в Италии» . Туттиталия, 2022 год . 1 января 2022 года . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ «Найти данные переписи населения – QuickStats – Перепись 2021 года» . Австралийское статистическое бюро . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «Особые опасения американских избирателей Шри-Ланки – внешняя политика и терроризм» . Шри-Ланкийская американская коалиция действий . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ «Знание языков по возрасту и полу: Канада, провинции и территории, переписные отделы и переписные подразделения» . Профиль переписи населения, перепись 2021 года . Статистическое управление Канады Статистическое управление Канады. 7 мая 2021 г. Проверено 3 января 2023 г.
- ^ «Сингальцы в Сингапуре» .
- ^ «Население Великобритании по стране рождения и гражданству» . Управление национальной статистики . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «Сводные данные переписи населения 2018 года по этническим группам | Статистика Новой Зеландии» . www.stats.govt.nz . Статистическое управление Новой Зеландии . Сингальская этническая группа . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «Сингальцы в Индии» .
- ^ «Сингальцы в Малайзии» .
- ^ «Шри-Ланка – этнические группы» .
- ^ «Шри-Ланка – этнические группы» .
- ^ Перейти обратно: а б Кирк, Р.Л. (июль 1976 г.). «Легенда о принце Виджае – исследование сингальского происхождения». Американский журнал физической антропологии . 45 (1): 91–99. дои : 10.1002/ajpa.1330450112 . ISSN 0002-9483 .
- ^ Синнаппа Арасаратнам; Джеральд Юбер Пейрис (7 апреля 2017 г.). Сингальские арийцы . Британника . Проверено 1 июня 2017 г.
- ^ Гаррет Филд (2017). Братья Братства чистых сингальцев . стр. 34–55. JSTOR 10.1525/j.ctt1pq346x.8 . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, М. Пол, изд. (2009). Этнолог: Языки мира (16-е изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Уильям Ховард Риггинс (2015). Цейлон: дилеммы новой нации . Издательство Принстонского университета. п. 22. ISBN 9781400876907 .
- ^ Джиггинс, Дженис (1979). Кастовая и семейная политика сингальцев, 1947–1976 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 24. ISBN 9780521220699 .
- ^ «Приход Виджая» . Махавамса . 8 октября 2011 г.
- ^ «Махавамса Освящение Виджаи – Остров Ланка – Кувани» . Махавамса.org. 13 марта 2021 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Гананатх Обейсекере, «Буддизм, этническая принадлежность и идентичность: проблема буддийской истории», в «Журнале буддийской этики», 10, (2003): 46 https://blogs.dickinson.edu/buddhistethics/files/2010/04 /Обейсекере.pdf
- ^ Джон М. Сенавератна (1997). История сингальцев с древнейших времен до конца «Махавансы» или Великой династии . Азиатские образовательные услуги. стр. 7–22. ISBN 978-81-206-1271-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Праджвал Пратап; Кумар, Сачин; Пасупулети, Нагарджуна; Рай, Нирадж; Чаубей, Гьянешвер; Ранасингхе, Р. (31 августа 2023 г.). «Реконструкция истории населения сингальцев, основной этнической группы Шри-Ланки» . iScience . 26 (10). Бибкод : 2023iSci...26j7797S . дои : 10.1016/j.isci.2023.107797 . ПМЦ 10514440 . ПМИД 37744037 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Авраам Мендис Гунасекара (1999). Комплексная грамматика сингальского языка . Азиатские образовательные услуги. стр. 1–2. ISBN 9788120601062 .
- ^ Гейгер, Вильгельм; Боде, Мейбл Хейнс (1912). Махавамса: великая хроника Цейлона . Лондон, Великобритания: Общество палийских текстов (издательство Oxford University Press). стр. 51–53 .
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд Райт (1999). Впечатления от Цейлона в двадцатом веке . Азиатские образовательные услуги. п. 332. ИСБН 9788120613355 .
- ^ Паттанаик, Девдутт (4 июня 2020 г.). «Король Лев Шри-Ланки» . Звезда Майсура . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Сугунасила Теро, Яккадуве; Послание Теро, Свобода (2015). «Этическая ценность Великой Хроники (Махавсы), главного, наследуемого и исторического рекорда азиатов » Университет Келании
- ^ «Население по этническим группам, годы переписи» (PDF) . Департамент переписи и статистики Шри-Ланки. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2011 года . Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ «483 г. до н.э. – Прибытие арийцев на Шри-Ланку» . Scenicsrilanka.com . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миттал, JP (2006). «Другие династии» . История Древней Индии: с 4250 г. до н.э. по 637 г. н.э. Том. 2 истории древней Индии: новая версия. Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 405. ИСБН 81-269-0616-2 . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Предыстория Шри-Ланки» . lankaemb-egypt.com . Посольство Шри-Ланки в Каире, Египет. Архивировано из оригинала 24 мая 2009 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ «Король Виджая (543–504 до н. э.) и его преемники» . lankalibrary.com . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ «Тамбапанни» . palikanon.com . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ Манатунга, Анура (4 февраля 2007 г.). «Первая битва за свободу» . Это Санди Таймс . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блейз, LE (1933). История Цейлона . Азиатские образовательные услуги. п. 12. ISBN 9788120618411 .
- ^ Махаванси, Раджа-ратначари и Раджа-вали . Парбери, Аллен и компания, 1833 г.
- ^ «Глава I. Начало и обращение в буддизм» .
- ^ Блейз (1995), с. 19
- ^ Йогасундарам (2008), с. 41
- ^ Виджесурия (2006), с. 27
- ^ Бандаранаяке (2007), с. 6
- ^ Джавад, Африха. «Коммунальное представительство 1848 года – проклятие этой страны» . sundayobserver.lk . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Г.К. Мендис (2006). Цейлон под властью англичан . Коломбо: Азиатские образовательные услуги. 4. Средневековая история
- ^ Да Силва, КМ. (2015). История Шри- Ланки п. 264
- ^ «Правительство Шри-Ланки. (2001 г.). Численность и процент населения по районам и этническим группам. Последний доступ: 3 марта 2010 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2017 года . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Статистическое управление Канады (8 мая 2013 г.). «Национальное обследование домохозяйств 2011 года: таблицы данных» . Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «2. - Шриланкийцы - Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» . www.teara.govt.nz .
- ^ «Сводные данные переписи населения 2018 года по этническим группам | Статистика Новой Зеландии» . www.stats.govt.nz . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Сводные данные переписи населения 2018 года по этническим группам | Статистика Новой Зеландии» . www.stats.govt.nz . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Ежегодник иммиграционной статистики: дополнительная таблица 2 за 2010 г.» . Министерство внутренней безопасности США . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ «The Mahavamsa.org. (2007). Махавамса - Великие хроники - История Шри-Ланки - Махаванса. Последнее обращение 3 марта 2010 г.» .
- ^ Хусейн, Асиф. «Эволюция сингальского языка» . www.lankalibrary.com . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пфаффенбергер, Брайан (23 июня 2022 г.). «Сингальский язык – Энциклопедия мировых культур» . Энциклопедия.com . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2011 года» . www.statistics.gov.lk . Департамент переписи и статистики. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Бонта, Стивен (июнь 2008 г.). «Тамильский язык рыбаков Негомбо (NFT): сингальский диалект двуязычного сообщества Шри-Ланки». Международный журнал дравидийской лингвистики . 37 .
- ^ Перейти обратно: а б Росс, Рассел Р.; Савада, Андреа Матлес, ред. (1990). Шри-Ланка: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . OCLC 311429237 .
- ↑ Трансформация буддизма: религиозные изменения в Шри-Ланке, Ричард Гомбрич, Гананат Обейсекере, 1999.
- ^ Кровь, Питер Р., Популярная сингальская религия
- ^ Обейсекере, Гананатх. «Социальные изменения и божества: расцвет культа Катарагамы в современной Шри-Ланке». Человек , том. 12, нет. 3/4, 1977, стр. 377–396. JSTOR , www.jstor.org/stable/2800544. По состоянию на 26 июля 2021 г.
- ^ «Махинда Дигалле. (1997). Библиография по сингальскому буддизму. Последнее обращение 3 марта 2010 г.» . Архивировано из оригинала 18 января 2016 года . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Скотт, Дэвид (1 января 1992 г.). «Обращение и демонизм: колониальный христианский дискурс и религия в Шри-Ланке». Сравнительные исследования в обществе и истории . 34 (2): 331–365. дои : 10.1017/s0010417500017710 . JSTOR 178949 . S2CID 145060890 .
- ^ «Стив Крэбтри и Бретт Пелхэм. (2009). Что общего у алабамцев и иранцев. Последний доступ: 3 марта 2010 г.» . 9 февраля 2009 г.
- ^ Папиха СС, Мастана СС, Пурандаре Калифорния, Джаясекара Р, Чакраборти Р (октябрь 1996 г.). «Популяционно-генетическое исследование трех локусов VNTR (D2S44, D7S22 и D12S11) в пяти этнически определенных популяциях Индийского субконтинента». Биология человека . 68 (5): 819–35. ПМИД 8908803 .
- ^ Кивисилд Т, Роотси С, Метспалу М, Мастана С, Калдма К, Парик Дж, Метспалу Е, Адоджаан М, Толк ХВ, Степанов В, Гёлге М, Усанга Е, Папиха С.С., Чинниоглу С, Кинг Р, Кавалли-Сфорца Л, Андерхилл, Пенсильвания, Виллемс Р. (2003). «Генетическое наследие первых поселенцев сохраняется как в индийских племенах, так и в кастах» . Американский журнал генетики человека . 72 (2): 313–32. дои : 10.1086/346068 . ПМК 379225 . ПМИД 12536373 .
- ^ Сенгупта С., Животовский Л.А., Кинг Р., Мехди С.К., Эдмондс К.А., Чоу С.Э., Лин А.А., Митра М., Сил С.К., Рамеш А., Уша Рани М.В., Тхакур К.М., Кавалли-Сфорца Л.Л., Маджумдер П.П., Андерхилл П.А. (2006) . «Полярность и временность распределения Y-хромосомы в Индии с высоким разрешением определяют как местное, так и экзогенное распространение и выявляют незначительное генетическое влияние скотоводов Центральной Азии» . Американский журнал генетики человека . 78 (2): 202–21. дои : 10.1086/499411 . ПМЦ 1380230 . ПМИД 16400607 .
- ^ Ранавира, Ланка; Каевсутти, Супанни; Вин Тун, Аунг; Буньярит, Хатайханоке; Пулсуван, Самерчай; Лертрит, Патчари (2013). «История митохондриальной ДНК этнических народов Шри-Ланки: их отношения внутри острова и с индийским субконтинентальным населением» . Журнал генетики человека . 59 (1): 28–36. дои : 10.1038/jhg.2013.112 . ISSN 1434-5161 . ПМИД 24196378 . S2CID 41185629 .
- ^ «ISOGG 2018 Гаплогруппа C Y-ДНК» . isogg.org .
- ^ Мацумото, Хидео (2009). «Происхождение японской расы на основе генетических маркеров иммуноглобулина G» . Труды Японской академии. Серия Б, Физические и биологические науки . 85 (2): 69–82. Бибкод : 2009PJAB...85...69M . дои : 10.2183/pjab.85.69 . ISSN 0386-2208 . ПМЦ 3524296 . ПМИД 19212099 .
- ^ «Еда в Шри-Ланке» . Sltouristguide.com. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Гунератне, Ясмин. «Взгляд на поэзию Шри-Ланки». Журнал южноазиатской литературы , том. 12, нет. 1/2, 1976, стр. 1–4. JSTOR , www.jstor.org/stable/40872069. По состоянию на 26 июля 2021 г.
- ^ Васала, Чинтана (1 сентября 2007 г.). « Ангампора, местное боевое искусство, необходимо возродить» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Кулатунга, Тушара (22 ноября 2009 г.). «Истинно шри-ланкийское искусство» . ВоскресеньеОбсервер . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Перера, Техака (июль 2010 г.). «Ангампора: боевое искусство королей Шри-Ланки» . Исследуйте Шриланку. Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Лафферти, Джейми. «Путь Гуру» (PDF) . angampora.org. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2011 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д де Сильва, КМ (1977). Шри-Ланка: Исследование . Институт азиатских дел, Гамбург. ISBN 0-8248-0568-2 .
- ^ Алувихаре, Арджуна (ноябрь 1993 г.). «Рохал Крамая Ловата Дхайадха Кале Шри Ланкикайо». Научный журнал Видхусара .
- ^ Мобилизация ресурсов в секторе здравоохранения Шри-Ланки - Раннан-Элия, Рави П. и Де Мел, Нишан, Гарвардская школа общественного здравоохранения и программа политики здравоохранения, Институт политических исследований, февраль 1997 г., стр. 19. По состоянию на 22 февраля 2008 г.
- ^ Хайнц Э. Мюллер-Дитц, Historia Hospitalium (1975).
Источники
- Де Сильва, К.М. История Шри-Ланки (Калифорнийский университет Press, 1981) [ ISBN отсутствует ]
- Гунасекера, Тамара. Иерархия и эгалитаризм: каста, класс и власть в сингальском крестьянском обществе (Атлон, 1994). [ ISBN отсутствует ]
- Робертс, Майкл. Шри-Ланка: новый взгляд на коллективные идентичности (Институт Коломбо-Марга, 1997). [ ISBN отсутствует ]
- Викремератне, Ананда. Буддизм и этническая принадлежность в Шри-Ланке: исторический анализ (Издательство New Delhi-Vikas, 1995). [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
СМИ, связанные с сингальцами, на Викискладе?