Jump to content

Тянься

(Перенаправлено из «Все под небом »)
Тянься
Китайское имя
китайский мир
Буквальный смысл под небом [1]
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyintiānxià
Gwoyeu Romatzyhtianshiah
Wade–Gilest'ien1-hsia4
IPA[tʰjɛ́n.ɕjâ]
Wu
Romanizationthie-ya
Hakka
Romanizationien24 ha55
Yue: Cantonese
Yale Romanizationtīn-hah
Jyutpingtin1-haa6
IPA[tʰin˥.ha˨]
Southern Min
Hokkien POJthian-hā
Eastern Min
Fuzhou BUCtiĕng-hâ
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит люди
Китайские иероглифы мир
Имя Чжуан
Чжуан
  • лаймбвн
корейское имя
хангыль мир
Ханджа мир
Транскрипции
Revised Romanizationcheonha
McCune–Reischauerch'ŏnha
Японское имя
Кандзи мир
Нисколько
  • Тенка
  • Тенге
  • Тенга
  • Конфеты попробовали
Транскрипции
Romanization
  • tenka
  • tenge
  • tenga
  • ame-no-shita

Тянься , «все под небом », — китайский термин, обозначающий историческую китайскую культурную концепцию, которая обозначала либо весь географический мир, либо метафизическое царство смертных, а позже стала ассоциироваться с политическим суверенитетом. В древнем Китае и императорском Китае тянься обозначало земли, пространство и территорию, божественно назначенные китайскому государю на основе универсальных и четко определенных принципов порядка. Центр этой земли был непосредственно отведен китайскому двору, образуя центр мировоззрения, которое сосредоточивалось на китайском дворе и концентрически распространялось наружу к крупным и мелким чиновникам, а затем к общим подданным, государствам-данникам и, наконец, заканчивалось маргинальными варварами. .

Центр этого мировоззрения не был исключительным по своей природе. [ сомнительно обсудить ] а внешние группы, такие как этнические меньшинства и иностранцы, принявшие мандат китайского императора, сами были приняты и включены в состав китайской тянься . В классической китайской политической мысли « Сын Неба », получив Мандат Неба , номинально должен был стать правителем всего мира. Хотя на практике существовали области известного мира, которые не находились под контролем китайского монарха, в китайской политической теории правители этих областей получали свою власть от китайского монарха.

Более широкая концепция тянься тесно связана с цивилизацией и порядком в классической китайской философии и легла в основу мировоззрения китайского народа и наций, находящихся под его влиянием, по крайней мере, с первого тысячелетия до нашей эры. Тянься применялась и в других сферах Синосферы .

Историческое развитие

[ редактировать ]

Исторически сложилось общее мнение, что система Тянься существовала в различные моменты китайской истории. Однако исторические взгляды на то, когда именно это произошло, расходятся. То, как действовала система тянься, со временем менялось: от вассальных государств, признававших власть китайского императора, до случаев, когда вассальные государства номинально платили дань, фактически осуществляя свою собственную власть. С наиболее обширной исторической точки зрения, система Тянься существовала между династиями Чжоу (1027–256 до н.э.) и Цин (1644–1911). [2]

По словам политолога Яна Сюэтуна из Университета Цинхуа , «учитывая тогда отсутствие современной науки о понимании географии, китайское понятие «все под небом» означало всю землю, море и людей под небом. Термин «все под небом» был практически синонимом с миром». [3] Как реконструировал философ Чжао Тинъян , тянься предполагало «включение всех» и подразумевало принятие разнообразия мира, подчеркивая гармоничную взаимную зависимость и управление добродетелью как средство достижения прочного мира. [4] По словам Чжао, в системе Тянься правители полагались на гуманную власть, а не на тиранию и военную силу, чтобы завоевать сердца и умы людей. [4]

Мировоззрение Тянься династии не получило полного развития во времена Шан . Во времена династии Чжоу впервые засвидетельствовано, что Небеса приобрели черты антропоморфного божества. [ соответствующий? ] и концепция тянься стала распространенной. В это время появились и другие политические термины. К ним относятся «четыре четверти» ( 四方 ; sìfāng ) — относящиеся к территории, установленной двором Чжоу и управляемой из столицы, — и «десять тысяч государств» ( 万邦 ; 萬邦 ; wànbāng ), относящиеся как к территории, так и к Хуа подданные , и варварские проживающие на нем. Короли Чжоу получили и наделили полномочиями эти «Десять тысяч государств» на основании Небесного мандата . [ нужна ссылка ]

В периоды Весны и Осени и Воюющих царств, охватывающие вторую половину династии Чжоу, власть местных правителей быстро развивалась, и несколько регионов за пределами культурной сферы Чжоу сами стали могущественными государствами . [5] Поскольку многие из этих штатов имели общее культурное наследие и экономические интересы, концепция великой нации, сосредоточенной на равнине Хуанхэ, постепенно расширялась. Термин тянься начал появляться в классических текстах, таких как Цзоочжуань. [6] и Гоюй . [7]

Тему объединения применительно к тянься можно увидеть в Сунь Цзы книге «Искусство войны» , где высшей целью наступательной стратегии было завоевание, не разрушая то, что вы стремились завоевать:

Во время объединительных войн Цинь концепция Тянься была адаптирована, чтобы действовать как реальная географическая единица. Цинь Ши Хуана Цель «объединить все под небом» на самом деле отражала его желание контролировать и расширять территорию Китая. При основании династии Хань эквивалентность Тянься китайской нации развивалась из-за практики отказа от императорских родственников в обмен на военную помощь. Хотя многие районы пользовались большой автономией, эта практика утвердила и распространила китайский язык и культуру на еще более обширной территории. [ нужна ссылка ] Ученые, в том числе Дун Чжуншу, стремились стандартизировать значение тянься . [10] : 45  Дун описал Тянься как мировой порядок, состоящий из трех концентрических слоев: «Нация находится внутри, а различные феодальные королевства — снаружи; феодальные королевства находятся внутри, а варвары — снаружи». [10] : 45 

Объединенный Китай распался на множество различных династий в течение Северного и Южного периода , и вместе с этим ушло практическое использование термина тянься . В VII веке во времена династии Тан некоторые северные племена тюркского происхождения, став вассалами, называли императора Тайцзуна « Ханом Небес ». [11]

Ко времени династии Сун северным Китаем правили киданей под руководством династия Ляо , чжурчжэней под руководством династия Цзинь и тангутов под руководством династия Западная Ся . Под угрозой со стороны этих северных государств и осознав возможные последствия войны для страны и народа, правители Сун изобрели ложную концепцию родства с чжурчжэнями в попытке улучшить отношения. [ нужна ссылка ] Династия монголами, , возглавляемая Юань разделила китайских подданных на два типа: южных и северных. Когда династия Мин свергла династию Юань и воссоединила Китай под властью этнической Хань , концепция тянься вернулась в основном так же, как и во времена династии Хань. [ нужна ссылка ]

В конце династии Мин критика неоконфуцианства и его мантр о «воспитании моральных качеств, создании семьи, упорядочении государства и гармонизации тянься » , цитата из « Великого учения », [12] получил широкое распространение, вызвав большие сдвиги в конфуцианстве . Философ Ван Фучжи считал, что тянься имеет фиксированное, неизменяемое измерение, несмотря на то, что упоминание в Великом Учении о гармонизации тянься на самом деле относилось к правительству. Используя эти аргументы, Ван резко критиковал неоконфуцианство. С другой стороны, крах династии Мин и установление маньчжурской Цин династии , людей, ранее считавшихся «маргинальными варварами», сильно повлияли на взгляды людей на Тянься . Гу Яньу , современник Ван Фучжи, писал, что разрушение Государства не равносильно разрушению Тянься . Он утверждал, что маньчжуры просто выполняли роль императора, и что тянься традиционной китайской культуры. таким образом продолжалась [ нужна ссылка ]

Идея абсолютной власти китайского императора и расширения Тянься за счет ассимиляции вассальных государств начала окончательно угасать после открытия посольства Джорджа Макартни в Китае в 1793 году. Джордж Макартни надеялся поступить с Китаем так же, как Великобритания поступила бы с другими странами. Европейские страны того времени и убедить императора уменьшить ограничения на торговлю. Император Цяньлун отклонил его просьбу и заявил, что Китай является выдающейся и самой божественной нацией на Земле и не заинтересован в иностранных товарах. В начале 19 века победа Великобритании над цинским Китаем в Первой опиумной войне вынудила Китай подписать неравноправный договор . Это ознаменовало начало конца концепции Тянься . [ нужна ссылка ]

После поражения во Второй опиумной войне Китай был вынужден подписать Тяньцзиньский договор , по которому Китай был вынужден называть Великобританию «суверенной нацией», равной самой себе. Это лишило Китай возможности продолжать вести дела с другими странами в рамках традиционной системы Тянься и вынудило его создать бюро иностранных дел . [ нужна ссылка ]

Из-за того, что либеральный международный порядок, возможно, основан на Вестфальском суверенитете , идее о том, что суверенные нации обращаются друг с другом как равные, традиционное мировоззрение Китая в Тянься рухнуло. [13] После поражения Китая в Первой китайско-японской войне японцы прекратили традиционный статус Кореи как государства-данника Китая, а также систему феодального подчинения и вассалитета, которая практиковалась с тех пор, как династия Хань подошла к концу, шаг, который сильно изменил отношение к концепции Тянься . В конце XIX века посол Китая в Великобритании Сюэ Фучэн взял традиционное различие Хуа-И в мировоззрении Тянься и заменил его различием между китайцем и иностранцем. [ нужна ссылка ]

В 21 веке некоторые ученые критиковали современного философа Чжао Тинъяна за «возвеличивание» концепции тянься и расплывчатость подробностей того, что она может повлечь за собой в современном мире. [14]

Использование в синосфере

[ редактировать ]

Упоминания о тянься впервые появляются в истории Японии в период Кофун ( ок. 250–538 гг. Н.э.). В то время японские правители относились к китайскому двору с уважением и покорностью, а китайских иммигрантов принимали с радостью и искали за их знание китайского языка и культуры . В раскопанном могильном кургане Эда Фунаяма в Кумамото находился железный меч с выгравированными буквами , датируемый концом V века. Персонажи на мече называют короля того времени «великим королем, который правит всем под небом» ( 治天下大王 ). Это открытие демонстрирует, что японцы эпохи Кофун, жившие в этом районе, начали рассматривать свое царство как полную и назначенную Богом тянься самостоятельную , отдельную от тянься более старой и более крупной китайской империи.

Согласно « Книге Суй» , король Ямато рукописное послание в 607 году отправил императору Яну из династии Суй , в котором называл себя «Сыном Неба в стране восходящего солнца» ( 日出處天子 ), показывая что японское представление о своей независимой Тянься продолжалось до того времени.

С развитием Рицурё в Японии 7-го века была введена синоцентрическая концепция тянься , которая заменила старые концепции. Отличительная черта Рицурё — концепция гражданства — обязательно сопровождала ее появление в Японии, поскольку неоконфуцианство утверждало, что все являются «равными гражданами под небом» ( 天下公民 ).

В дневниках Фудзивара-но Канезанэ , чиновника сёгуната Камакура, чьи журналы стали Гёкуё ( 玉葉 ), он описывает основание сёгуната Минамото-но Ёритомо как «начало тянься ». Его использование тянься полностью соответствует Рицурё природе , а его фраза «начало тянься » относится к созданию новой нации, юриспруденции и системы порядка. Однако даже если Ёритомо имел намерение стать правителем уровня монарха, японская концепция тянься не достигла китайского уровня императора, который управлял феодальными королевствами и которому Небеса доверили упорядочивание мира. В дневниках Гидо Сюшина ( 義堂周信 ) Гидо записывает беседу, которую он имел с Асикагой Ёсимицу , в которой сёгун неоднократно называл свои владения Тянься . В период Муромати сёгун постепенно стал считаться представителем Неба.

Когда сёгунат Муромати пришел в упадок, региональные военачальники начали сражаться друг с другом за контроль над страной. Более могущественные дворяне, такие как Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси , контролировали большие территории и рассматривали свои владения как тянься . Этот термин использовался все чаще, поскольку генералы стремились воссоединить Японию, и стал эквивалентом самой Японии.

От периода Сэнгоку до начала периода Эдо сёгуна называли «человеком под небесами», а сёгунат Эдо — «двором Тянься » . Широкое распространение концепции тянься помогло повлиять на длительный период изоляции Японии до Реставрации Мэйдзи .

Основываясь на эпитафиях, датируемых IV и V веками, Когурё имел концепции Сына Неба ( 天帝之子 ) и независимого тянься . [15] Правители Корё использовали титулы императора и Сына Неба и поместили Корё в центр Хэдонга , «к востоку от моря», который охватывал историческую территорию Трех Королевств Кореи . [16]

концепция Кореи как культурного центра конфуцианства, или « Маленького Китая ». В 17 веке, с падением династии Мин в Китае, среди конфуцианских литераторов династии Чосон возникла [17]

Современный Китай

[ редактировать ]

Официальные СМИ часто изображают генерального секретаря Си Цзиньпина как человека, стремящегося к «омоложению китайской нации и мирному развитию человечества». [4] С этой современной точки зрения, возрождение Китая как великой державы дает возможность преобразовать либеральный международный порядок в структуру, состоящую из узлов и спиц, вокруг единого центрального государства. [18] [19] В этом современном дискурсе о тянься сторонники утверждают, что тянься отличает ее моральная привлекательность от реальной политики , которая, по их мнению, порождает раздор. Точно так же этот современный подход к Тянься претендует на превосходство над системой Организации Объединенных Наций, которая характеризуется как более близкая к политическому рынку, на котором политические операции ограничены и ограничены узкими национальными интересами. Историк Стив Цанг утверждает, что концепция Сообщества общей судьбы предполагает видение тянься , превосходящего либеральный международный порядок. [20] [4]

Применяя уроки системы Тянься к современной структуре, китайский политолог Ян Сюэтун утверждает, что великие державы, стремящиеся к международному уважению, должны использовать «гуманный авторитет», а не стремиться навязать гегемонию. [4] Эти концепции влияют на китайскую школу международных отношений . [21]

Различные ученые отмечают, что нынешний дискурс о тянься создан для внутреннего потребления и рискует оттолкнуть иностранцев. [14] [22] Датские ученые Клаас Дюкманн и Оле Бруун заявляют: «Иностранные наблюдатели, особенно в демократических обществах, будут и дальше отмечать вопиющие несоответствия между концепцией «гармоничного мира» и суровыми реалиями внутреннего гармоничного общества, а также между глобальными средствами массовой информации Китая. и усиление внутреннего контроля, цифровое наблюдение, внесение в черный список и изоляция китайской общественности в средствах массовой информации». [14]

Западные слои

[ редактировать ]

Выражение «все под небом» вдохновило литературные выражения со ссылкой на Китай на ряде западных языков, таких как русский Поднебесная Поднебесная . Английский термин « Поднебесная Империя », возможно, произошел от титула «Сын Неба». [23]

Другое использование

[ редактировать ]

В 2013 году сингапурский историк Ван Гунву ввёл термин « Американская Тянься » для обозначения современного мирового порядка, возглавляемого Соединенными Штатами. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Салливан, Лоуренс Р.; Лю-Салливан, Нэнси Ю. (2021). Исторический словарь китайской культуры . Роуман и Литтлфилд. п. 423. ИСБН  978-1-5381-4604-0 .
  2. ^ Цанг и Ченг, 2024 , стр. 174–175.
  3. ^ Ян, Сюэтун (31 декабря 2013 г.). Сунь, Чжэ (ред.). Древняя китайская мысль, современная китайская власть . Том. 5. Издательство Принстонского университета . п. 218. дои : 10.1515/9781400848959 . ISBN  978-1-4008-4895-9 . JSTOR   j.ctt32bbm1 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Чжао 2023 , стр. 120–121.
  5. ^ Пуранен, Мэтт (17 июля 2020 г.). Воюющие государства и гармонизированные нации: теория Тянься как мировой политический аргумент (PDF) (докторская диссертация). Диссертации ДЮ, нет. 247. Университет Ювяскюля. ISBN  978-951-39-8218-8 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 декабря 2020 г.
  6. ^ Что касается тянься в Цзоочжуане , первое появление в тексте происходит в Чжуан 12, в повествовательной части; первое упоминание в летописной части относится к Xi 24 (636 г. до н.э.).
    Даррант, Стивен ; Ли, Вай-йи; Шаберг, Дэвид , ред. (2016). Традиция Цзо. Цзочжуань. 左傳: Комментарий к «Весенним и осенним летописям» . Вашингтонский университет Press. стр. 168, 372. ISBN.  978-0-295-999159 .
  7. ^ См., например, Гоюй 1 в Нэй Ши Го, где обсуждается, что у герцога Цзинь Хуэй не будет потомков .
  8. ^ Суньзи Бинфа , планирующий атаковать третьим .
  9. ^ Сунь Цзы (1963) [ок. 300-е годы до нашей эры]. Искусство войны . Перевод Сэмюэля Гриффита. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 79.
  10. ^ Перейти обратно: а б Лайкван, Панг (2024). Один и все: логика китайского суверенитета . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN  9781503638815 .
  11. ^ Лю Итан (1997). Исследования западных регионов Китая . Тайбэй: Книжная компания Cheng Chung. п. 79. ИСБН  957-09-1119-0 .
  12. ^ Чжу Си , изд. (1100-е гг.). « Отрывки из Да Сюэ ». Аннотации к главам и предложениям четырехкниг [ Собрание отрывков из четырех книг с аннотациями ] (на китайском языке) . Знайте это хорошо, а затем будьте искренни. Будьте искренни, и тогда ваше сердце будет право. Держите свой ум в вертикальном положении, а затем совершенствуйте свое тело. Развивайте свое тело, и тогда в вашей семье будет порядок. Семья гармонична, и тогда страна управляется. Когда страной будут управлять, в мире будет мир.
  13. ^ Чжао, Тинъян (29 июня 2021 г.). Все под небом: система Тянься для возможного мирового порядка . Том. 3. Перевод Харроффа Джозефа Э. (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета . doi : 10.2307/j.ctv1n9dkth . ISBN  978-0-520-97421-0 . JSTOR   j.ctv1n9dkth .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Дикманн, Клаас; Брюун, Оле (31 мая 2021 г.). «Обещание Китая цивилизовать «Все под небом» » . Журнал текущих событий Китая . 50 (2): 227–247. дои : 10.1177/1868102621992775 . ISSN   1868-1026 .
  15. ^
  16. ^ Эм, Генри (2013). Великое предприятие: суверенитет и историография в современной Корее . Издательство Университета Дьюка. стр. 24–26. ISBN  978-0-822-35372-0 . Проверено 3 ноября 2018 г.
  17. ^ Бергер, Стефан (2007). Написание нации: глобальная перспектива . Спрингер. п. 126. ИСБН  978-0-230-22305-9 . Проверено 4 ноября 2018 г.
  18. ^ Бабонес, Сальваторе (26 сентября 2017 г.), «Серьезное отношение к Китаю: реляционность, Тянься и «китайская школа» международных отношений», Оксфордская исследовательская энциклопедия политики , Oxford University Press , doi : 10.1093/acrefore/9780190228637.013.602 , ISBN  978-0-19-022863-7
  19. ^ Бабонес, Сальваторе (25 сентября 2019 г.). «От Тянься к Тянься: обобщение концепции». Обзор китайской политической науки . 5 (2): 131–147. дои : 10.1007/s41111-019-00139-9 . ISSN   2365-4244 .
  20. ^ Цанг и Чунг 2024 .
  21. ^ Кертис, Саймон; Клаус, Ян (2024). Город «Пояса и пути»: геополитика, урбанизация и поиск Китаем нового международного порядка . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . п. 199. дои : 10.2307/jj.11589102 . ISBN  9780300266900 . JSTOR   jj 11589102 .
  22. ^ Каллахан, Уильям А. (18 ноября 2008 г.). «Китайские взгляды на мировой порядок: постгегемония или новая гегемония?» (PDF) . Обзор международных исследований . 10 (4): 749–761. дои : 10.1111/j.1468-2486.2008.00830.x .
  23. ^ Уикли, Эрнест (1967). Этимологический словарь современного английского языка . Дувр. п. 270.
  24. ^ Ван, Гунгу. «Обновление: китайское государство и новая глобальная история» . Австралийский центр «Китай в мире» . Издательство Китайского университета . Проверено 1 июля 2017 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Мидзогучи, Юзо и др. (2001). Китайские идеологические и культурные вопросы (на японском языке). Издательство Токийского университета.
  • Хаясия, Тацусабуро (1966). История Японии 12 - Объединение Японии (на японском языке). Корона Тюо.
  • Тамагаке, Хироюки (1998) . Исследование истории средневековой японской мысли (на японском языке). Рыболовство.
  • Мизубаяши, Такеши и др. (2001). Систематическая история Японии 2 - Правовая и социальная история (на японском языке).
  • Фудзивара, Риитиро (1971). Изменения во вьетнамских династиях . Лекция Иванами Всемирная история 12 Средневековье (на японском языке).
  • Ямаути, Коити (2003). Всемирная история Либретта 67 Идеология Хуайи из Кореи (на японском языке).
  • Сугияма, Масааки (2004). Монгольская империя и Великий Юань Урс . Издательство Токийского университета.
  • Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-197-68936-3 .
  • Хамасита, Такеши (1997). Система дани и современная Азия .Иванами.
  • Чжао, Суйшэн (2023). Дракон ревет в ответ: трансформационные лидеры и динамика внешней политики Китая . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-1-503-63088-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6980ff67f5651649fba42c9810f6fdf1__1721843160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/f1/6980ff67f5651649fba42c9810f6fdf1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tianxia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)