Исламизация Иерусалима
Часть серии о |
Иерусалим |
---|
Исламизация Иерусалима относится к процессу, благодаря которому Иерусалим и его Старый город приобрели исламский характер и, в конечном итоге, значительное мусульманское присутствие. Основа исламизации Иерусалима была заложена мусульманским завоеванием Леванта и началась вскоре после того, как город был осажден и захвачен в 638 году нашей эры халифатом Рашидун под руководством Умара ибн аль-Хаттаба , второго халифа Рашидун . Вторая волна исламизации произошла после падения Иерусалимского королевства , христианского государства , основанного после Первого крестового похода , в битве при Хаттине в 1187 году. Окончательное падение государств крестоносцев к 1291 году привело к периоду почти... непрерывное мусульманское правление, продолжавшееся семь столетий, и доминирующая исламская культура консолидировались в регионе в периоды Айюбидов , Мамлюков и ранней Османской империи. Иерусалима Начиная с поздней Османской эпохи, демография становилась все более многокультурной и в конце 19-го и начале 20-го веков вновь обрела характер еврейского большинства, чего не наблюдалось со времен Римский период , который во многом положил конец еврейскому присутствию в регионе . [ 1 ]
Ремодуляция была основана на основополагающем повествовании в ранних исламских текстах, которые сами опираются на персидские , еврейские и христианские традиции. [ 2 ] это подчеркнуло космологическое значение города в творении Бога. [ 3 ] Во время завоевания города мусульманами победители столкнулись со многими традициями, касающимися Храмовой горы : мусульманские верования относительно Давида ( михраб Дауд в Коране 38:20–21) и Соломона ; [ 4 ] разделяли убеждения, что именно оттуда, на горе Мориа («гора», на которой стоит Храмовая гора), Адам родился и умер; [ 5 ] разделяли убеждения, что на горе Мориа Авраам чуть не принес в жертву одного из своих сыновей ; и они впитали христианскую веру в то, что Захария , отец Иоанна Крестителя (в Коране: « еврейских ученых »), воздвиг на этом месте михраб Марии пророк , матери Иисуса . [ 6 ] Эти и другие подобные традиции повлияли на стоимость исламских построек. Также утверждалось, что центральная роль, которую Иерусалим взял на себя в исламской вере, началась с указания Мухаммеда своим последователям соблюдать киблу , повернувшись лицом в сторону Иерусалима во время ежедневных простираний в молитве. [ 7 ] Через 13 лет (или 16 месяцев, [ 8 ] в зависимости от источника), [ 9 ] благодаря божественному водительству [ 10 ] и практические вопросы (ухудшение отношений с евреями [ 7 ] и/или разочарование Мухаммеда в городе и его людях [ 11 ] ) направление молитвы было изменено на Мекку на территории современной Саудовской Аравии . [ 12 ] Строительство Омейядами Купола Скалы было интерпретировано более поздними враждебно настроенными историками Аббасидов как попытка перенаправить хадж из Мекки в Иерусалим. [ 13 ]
Первая исламизация Иерусалима при Халифате
[ редактировать ]В 638 году Исламский Халифат распространил свою власть на Иерусалим. [ 14 ] После арабского завоевания региона . евреям разрешили вернуться в город [ 15 ] Большинство населения Иерусалима во время арабского завоевания были христианами. [ 16 ] После этого произошел процесс культурной арабизации и исламизации, сочетающий иммиграцию в Палестину с принятием арабского языка и обращением части местного населения в ислам. [ 17 ] По мнению нескольких мусульманских ученых, в том числе Муджира ад-Дина , ас-Суюти и аль-Мукаддаси , мечеть была реконструирована и расширена халифом Абд аль-Маликом в 690 году вместе с Куполом Скалы . [ 18 ] [ 19 ] Планируя свой великолепный проект на Храмовой горе, который, по сути, превратил бы весь комплекс в Харам аш-Шариф («Благородное святилище»), Абд аль-Малик хотел заменить небрежное строение, описанное Аркульфом, на более защищенное сооружение. заключая в себе киблу , необходимый элемент его великой схемы. Еврейское происхождение строительства Купола Скалы общепринято среди историков. Ряд ученых рассматривают строительство Купола как желание мусульман восстановить Храм Соломона или Михраба Дауда. Грабар и Буссе утверждали, что это была первая исламская легитимация святости Купола Скалы, тогда как традиции аль-мираджа были перенесены на скалу лишь позже. [ 20 ] Ранняя исламская традиция обращенного раввина Кааба аль-Ахбара гласит: «Айрусалаим, что означает Иерусалим, и Скала, что означает Храм. Я пошлю к тебе моего слугу Абд аль-Малика, который построит тебя и украсит тебя. Я обязательно восстановлю вы в Бейт-аль-Макдис , его первое королевство, и я увенчаю его золотом, серебром и драгоценными камнями, и я обязательно пошлю вам свои создания, и я обязательно возложу свой трон славы на скалу, поскольку я - суверенный Бог. и Давид — царь сынов Израилевых ». [ 21 ]
Под властью Рашидунского халифата
[ редактировать ]Халиф Рашидун , заверив его , Умар ибн аль-Хаттаб подписал договор с миафизитским христианским патриархом Софронием что христианские святыни и население Иерусалима будут защищены под властью мусульман. [ 22 ] Когда халифа Умара заставили помолиться в Храме Гроба Господня, самом святом месте для христиан, он отказался молиться внутри церкви, чтобы не создать прецедент, который впоследствии может быть использован некоторыми мусульманами для превращения церкви в мечеть . Он молился возле церкви, где и по сей день стоит мечеть Умара (Омара), напротив входа в Храм Гроба Господня .
Однако некоторые из наиболее выдающихся востоковедов и историков раннего ислама, такие как Гериберт Буссе, Моше Шарон и Олег Грабар, сомневаются в том, что халиф Умар ибн аль-Хаттаб когда-либо посещал Иерусалим. Самые ранние исламские источники приписывают завоевание Иерусалима полководцу по имени Халид б. Табит аль-Фахми, тогда как Умар появляется только в источниках, написанных примерно через два столетия после завоевания города мусульманами. [ 23 ]
По словам галльского епископа Аркульфа , жившего в Иерусалиме с 679 по 688 годы, мечеть Умара представляла собой прямоугольное деревянное сооружение, построенное на руинах и способное вместить 3000 верующих. [ 24 ]
Под властью Омейядов и Аббасидского халифата
[ редактировать ]Халиф Омейядов в Абд аль-Малик заказал строительство Купола Скалы конце 7 века. [ 25 ] Историк X века аль-Мукаддаси пишет, что Абд аль-Малик построил храм, чтобы «конкурировать в величии» с монументальными церквями Иерусалима. [ 24 ] В течение следующих четырехсот лет известность Иерусалима уменьшилась, поскольку арабские державы в регионе боролись за контроль. [ 26 ]
Иерусалим назывался Илия, а затем аль-Байт аль-Мукаддас, что происходит от еврейского слова Байт ха-Микдаш (בית המקדש). Имя Илия произошло от латинского Aelia Capitolina, но мусульмане, видимо, полагали, что имя было дано в честь пророка Илии. [ 23 ]
Под властью Фатимидского халифата
[ редактировать ]В 1099 году правитель Фатимидов изгнал коренное христианское население до того, как Иерусалим был завоеван крестоносцами , которые уничтожили большую часть его мусульманских и еврейских жителей , когда они взяли штурмом прочно защищенный город после периода осады; позже крестоносцы создали Иерусалимское королевство . К началу июня 1099 года население Иерусалима сократилось с 70 000 до менее чем 30 000 человек. [ 27 ]
Вторая исламизация Иерусалима
[ редактировать ]При династии Айюбидов
[ редактировать ]В 1187 году город был отнят у крестоносцев Саладином , который позволил евреям и мусульманам вернуться и поселиться в городе. [ 28 ] При династии Саладина Айюбидов начался период огромных инвестиций в строительство домов, рынков, общественных бань и общежитий для паломников, а также в создание религиозных пожертвований. Однако на протяжении большей части 13 века Иерусалим отказывался от статуса деревни из-за падения стратегической ценности города и междоусобной борьбы Айюбидов. [ 29 ]
Под властью мамлюкского султаната
[ редактировать ]В 1244 году Иерусалим был разграблен хорезмийскими татарами , которые уничтожили христианское население города и изгнали евреев. [ 30 ] Хорезмийские татары были изгнаны Айюбидами в 1247 году. С 1250 по 1517 год Иерусалимом правили мамлюки . В этот период времени произошло множество столкновений между мамлюками с одной стороны и крестоносцами и монголами с другой. Этот район также пострадал от множества землетрясений и черной чумы .
Исламизация Иерусалима под властью Иордании
[ редактировать ]Между 1948 и 1967 годами Иордания якобы предприняла систематическое разрушение еврейского квартала, включая многие синагоги. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Под властью Иордании в Восточном Иерусалиме всем израильтянам (независимо от их религии) был запрещен вход в Старый город и другие святые места. [ 34 ] От 40 000 до 50 000 надгробий на древнем еврейском кладбище Елеонской горы были разбиты, разграблены и осквернены или использованы в качестве строительного материала. [ 35 ] [ 32 ]
Восточный Иерусалим был исламизирован во время иорданской аннексии Западного берега между 1948 и 1967 годами, поскольку Иордания стремилась изменить ландшафт города, чтобы усилить его мусульманский характер за счет его еврейского и христианского характера. [ нужна ссылка ] Гада Хашем Тальхами заявляет, что за девятнадцать лет своего правления правительство Иордании предприняло действия, чтобы подчеркнуть духовный исламский статус Иерусалима. [ 36 ] Рафаэль Исраэль , израильский историк, утверждает, что «разрушение иорданцами еврейского квартала и его многочисленных синагог, в том числе красивой древней синагоги Старого города, известной как Хурват Рабби Иегуда Хехасид, во многом способствовало деиудаизации большей части тысячелетние еврейские владения в Иерусалиме». [ 33 ]
В то время как христианские святыни охранялись, а мусульманские святыни поддерживались и ремонтировались, [ 37 ] Еврейские святыни были повреждены, а иногда и разрушены. [ 38 ] По словам Рафаэля Исраэля, в Старом городе было осквернено или снесено 58 синагог , что привело к деиудаизации Иерусалима. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Остеррайхер, христианский священнослужитель и ученый, писал: «Во время правления Иордании 34 из 35 синагог Старого города были взорваны». [ 42 ] Стена Плача была преобразована в исключительно мусульманскую святыню, связанную с Аль-Бураком . [ 43 ] 38 000 еврейских могил на древнем еврейском кладбище на Елеонской горе систематически уничтожались (использовались как тротуары и туалеты), [ 44 ] [ 45 ] и евреям не разрешалось хоронить там. [ 39 ] [ 40 ] Все это было нарушением статьи VIII-2 Соглашения о перемирии между Израилем и Иорданией «...; свободный доступ к святым местам и культурным учреждениям и пользование кладбищем на Елеонской горе;...». [ 46 ]
После изгнания Арабским легионом еврейских жителей Старого города во время войны 1948 года Иордания разрешила арабским мусульманским беженцам селиться в пустующем тогда еврейском квартале . [ 47 ] Позже, после того как часть этих беженцев была переселена в Шуафат , их место заняли мигранты из Хеврона. [ 48 ] Абдулла эль Телль , командир Арабского легиона, заметил:
Впервые за 1000 лет в Еврейском квартале не осталось ни одного еврея. Ни одно здание не осталось целым. Это делает возвращение евреев сюда невозможным. [ 49 ]
В своих мемуарах полковник Абдулла эль Телль изложил причины своего решения атаковать еврейский квартал:
«Были введены в действие операции расчетного уничтожения. Я знал, что Еврейский квартал был густо населен евреями, которые причиняли своим бойцам немало помех и трудностей... Поэтому я приступил к обстрелу [Еврейского] квартала. с минометами, создавая беспокойство и разрушения... Всего через четыре дня после нашего входа в Иерусалим еврейский квартал стал их кладбищем. Смерть и разрушения царили над ним... На рассвете пятницы, 28 мая 1948 года, уже приближался рассвет. , Еврейский квартал окунулся в черное облако – облако смерти и агонии». [ 32 ]
В 1953 году Иордания запретила христианским общинам владеть или покупать землю возле святых мест, а в 1964 году еще больше запретила церквям покупать землю в Иерусалиме. [ 38 ] Мэр Иерусалима Тедди Коллек привел их вместе с новыми законами, влияющими на христианские образовательные учреждения , как свидетельство того, что Иордания стремилась «исламизировать» христианский квартал Старого города Иерусалима. [ 50 ]
Чтобы противостоять влиянию иностранных держав, которые автономно управляли христианскими школами в Иерусалиме со времен Османской империи, правительство Иордании в 1955 году приняло закон о передаче всех школ под контроль правительства. [ 51 ] Им разрешили пользоваться только утвержденными учебниками и преподавать на арабском языке. [ 51 ] Школы были обязаны закрываться в арабские национальные праздники и по пятницам, а не по воскресеньям. [ 51 ] Христианские праздники больше не признавались официально, а соблюдение воскресенья как христианской субботы было ограничено христианскими государственными служащими. [ 52 ] Студенты, будь то мусульмане или христиане, могли изучать только свою религию. [ 51 ] Газета « Джерузалем пост» охарактеризовала эти меры как «процесс исламизации христианского квартала в Старом городе». [ 53 ]
В целом к христианским святыням относились с уважением, [ 54 ] хотя некоторые ученые говорят, что они страдали от пренебрежения. [ 55 ] В этот период были проведены ремонтные работы в Храме Гроба Господня , который со времен британского периода находился в серьезном запустении из-за разногласий между многими христианскими группами, претендующими на долю в нем. [ 56 ] Хотя серьезного вмешательства в эксплуатацию и содержание христианских святынь не было, иорданское правительство не позволяло христианским учреждениям расширяться. [ 54 ] Христианским церквям запретили финансировать больницы и другие социальные службы в Иерусалиме. [ 57 ]
После этих ограничений многие христиане покинули Восточный Иерусалим. [ 54 ]
Исламизация Храмовой горы
[ редактировать ]Мусульмане построили мечеть на Храмовой горе после завоевания города. [ 58 ] Первоначально это было израильское , а затем иудейское святое место, где располагались Первый и Второй Храмы . Во времена Византийской империи это место было практически пустынным. [ 59 ] В 682 году нашей эры, через 50 лет после смерти Мухаммеда, Абдаллах ибн аз-Зубайр восстал против халифа Дамаска , завоевал Мекку и таким образом, по словам Игназа Гольдзихера , не позволил паломникам отправиться на юг в хадж в Мекку. [ 60 ]
Купол Скалы
[ редактировать ]Монументальные сооружения, построенные на Храмовой горе, иллюстрирующие то, что Гидеон Авни называет «выдающимся проявлением исламского правления над Иерусалимом». [ 61 ] достигла кульминации в конце седьмого века, со строительством Купола Скалы в начале 690-х годов, когда Абд аль-Малик разрабатывал свою программу исламизации. Он был построен на фундаментном камне , на месте исторического еврейского храма . [ 62 ] Мечеть аль-Акса была построена на южном конце горы в VIII веке.
На протяжении всего периода мусульманского завоевания до взятия Иерусалима в 1099 году на горе строились различные сооружения, в том числе памятные места и ворота. [ 63 ]
Начиная с 13 века, после того как мусульмане восстановили контроль над городом, строительные проекты в Иерусалиме и вокруг Храмовой горы были направлены на дальнейшее утверждение исламского характера города. [ 64 ]
После завоевания города Саладином немусульманам было разрешено ступить на Храмовую гору. [ 65 ]
Мечеть Аль-Акса (Мечеть Кибли)
[ редактировать ]Точно неизвестно, когда мечеть аль-Акса была впервые построена и кто заказал ее строительство, но точно известно, что она была построена в ранний период правления Омейядов в Палестине . Историк архитектуры К.А.Ц. Кресвелл , ссылаясь на свидетельства Аркульфа , галльского монаха, во время его паломничества в Палестину в 679–82 годах, отмечает возможность того, что второй халиф Рашидунского халифата воздвиг Умар ибн аль-Хаттаб примитивное четырехугольное здание для вместимостью 3000 верующих где-то в Харам аш-Шарифе. Однако Аркульф посетил Палестину во время правления Муавии I , и вполне возможно, что строительство приказал Муавия, а не Умар. Это последнее утверждение явно поддерживается ранним мусульманским ученым аль-Мутаххаром бин Тахиром. [ 18 ]
Молитвенный зал Марвани
[ редактировать ]В период с 1995 по 2001 год исламский вакф провел масштабные строительные работы по строительству самой большой мечети в регионе под названием «Молитвенный зал Марвани», вмещающей 10 000 верующих на площади около 5 000 квадратных метров. Во время неконтролируемого строительства вакф уничтожил многие древности в конюшен Соломона районе на Храмовой горе . Первоначальное строение Ирода было преобразовано в мечеть. Камни конструкции были лишены своей первоначальной поверхности. [ 66 ] У восточных ворот Хульда вакф уничтожил оригинальные иродианские орнаменты, а затем заштукатурил их и закрасил. [ 67 ] Десятки грузовиков с землей были сброшены в Кидрон Уолли. Тысячи артефактов от периода Первого Храма до наших дней [ когда? ] позже были спасены в ходе операции под названием « Проект просеивания Храмовой горы» . Находки включали около 1000 древних монет, израильские буллы с древними еврейскими надписями, инструменты возрастом 10 000 лет, такие как лезвие и скребок, а также артефакты Хасмонеев , Птолемеев и Ирода, древние камни со следами разрушения Второго Храма и другие важные артефакты. [ 68 ]
См. также
[ редактировать ]- Демографическая история Иерусалима
- Ислам в Палестине
- Исламизация
- Иерусалим в исламе
- иудаизация
- Иудаизация Иерусалима
- Хронология Иерусалима
- Демография Иерусалима
- Исламизация Палестины
- Религиозное значение Иерусалима
- Исламизация Храмовой горы
- Католическая церковь в Палестине
- Кампании баасистской арабизации в Северном Ираке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шломо Слоним, Иерусалим во внешней политике Америки, 1947-1997 Martinus Nijhoff Publishers , ISBN 978-9-041-11255-2 стр.13
- ^ Хури стр.57: «Персидские, еврейские и христианско-византийские элементы присутствовали в самой Аравии до появления ислама и были интегрированы в арабскую историю, традиции и культуру, чтобы стать частью коллективного наследия и воспоминаний, которые были зафиксировано в исламских исторических сочинениях более поздних лет. Таким образом, появлению первого исламского памятника предшествовал особенно богатый репертуар арабских мифов и воспоминаний, а также архитектуры.
- ^ Зайд Антрим , Маршруты и сферы: сила места в раннем исламском мире, Oxford University Press, 2012, стр.48.
- ^ Краткий путеводитель по Аль-Харам Аш-Шариф в Иерусалиме . [Место издания не указано]. 1924. с. 4. ISBN 978-0-9710511-7-1 . OCLC 852805293 .
Его идентичность с местом расположения Храма Соломона не подлежит сомнению. Согласно всеобщей вере, это также то место, на котором «Давид построил там жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы».
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грабарь стр.38-39.
- ^ Хури, стр.58
- ^ Jump up to: а б Хойберг, Дейл (2000). Студенческая Британика Индия . Популярный Пракашан. п. 224. ИСБН 978-0-85229-760-5 .
- ^ Йоханан Фридманн (2003). Толерантность и принуждение в исламе: межконфессиональные отношения в мусульманской традиции. Издательство Кембриджского университета. п. 31.
- ^ Майер, Тамар; Мурад, Сулейман Али (2008). Иерусалим: идея и реальность . Рутледж. п. 87. ИСБН 978-0-415-42128-7 .
- ↑ Сура 2 ( Аль-Бакара ), аят 144, Коран 2:144.
- ^ «Altafsir.com – Тафсиры – Интерпретации» . www.altafsir.com . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ Ицхак Рейтер, Марван Абу Халаф, «Религиозное значение Иерусалима», в Палестино-Израильском журнале, Том 8, № 1, 2001.
- ^ Нуха Н.Н. Хури, Купол Скалы, Кааба и Гумдан: арабские мифы и памятники Омейядов, в Мукарнасе, Том. 10, Очерки в честь Олега Грабаря, Брилл (1993), стр. 57-65, стр. 58. «Историк Аббасидов аль-Якуби (ум. 874) обвинил Абд аль-Малика в попытке перенаправить паломничество из Мекки в Иерусалим, охарактеризовав таким образом Купол Скалы Омейядов как конкурента Каабе».
- ^ Иерусалим: Иллюстрированный исторический атлас Мартин Гилберт, Macmillan Publishing, Нью-Йорк, 1978, с. 7
- ^ Гил, Моше (февраль 1997 г.). История Палестины, 634–1099 гг . Издательство Кембриджского университета . стр. 70–71. ISBN 0-521-59984-9 .
- ^ Нимрод Луз (2018). «Аспекты исламизации пространства и общества в мамлюкском Иерусалиме и его внутренних районах» (PDF) . Обзор мамлюкских исследований . Mamluk.uchicago.edu. дои : 10.6082/M1K935NX . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ Лорен С. Бар; Бернард Джонстон (Массачусетс); Луиза А. Блумфилд (1996). Энциклопедия Кольера: с библиографией и указателем. Коллиер. п. 328. Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Элад, Амикам. (1995). Средневековый Иерусалим и святые места исламского богослужения, церемонии, паломничество BRILL, стр. 29–43. ISBN 90-04-10010-5 .
- ^ Ле Стрэндж, Гай. (1890). Палестина под властью мусульман , стр. 80–98.
- ^ Средневековый Иерусалим и исламское поклонение: святые места, церемонии, паломничество Амикам Элад P: 161
- ^ Средневековый Иерусалим и исламское поклонение: святые места, церемонии, паломничество Амикам Элад P: 162-3
- ^ Рансиман, Стивен (1951). История крестовых походов: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Книги о пингвинах. Том 1, стр. 3–4. ISBN 0-521-34770-Х .
- ^ Jump up to: а б Гавел, Борис (23 декабря 2018 г.). «Иерусалим в раннеисламской традиции » Miscellanea Hadriatica и Средиземноморье 5 . Miscellanea Hadriatica et Mediterranean, Задарский университет : 113–179. дои : 10.15291/разное.2748 . Получено 24 декабря.
- ^ Jump up to: а б Шалем, Израиль. «Ранний арабский период – 638–1099» . Центр исследований Иерусалима Ингеборг Реннерт, Университет Бар-Илан . Архивировано из оригинала 16 декабря 2015 года . Проверено 20 июля 2008 г.
- ^ Хоппе, Лесли Дж. (август 2000 г.). Святой город: Иерусалим в богословии Ветхого Завета . Книги Майкла Глейзера. п. 15. ISBN 0-8146-5081-3 .
- ^ Занк, Майкл. «Период Аббасидов и правление Фатимидов (750–1099)» . Бостонский университет . Проверено 1 февраля 2007 г.
- ^ Халл, Майкл Д. (июнь 1999 г.). «Первый крестовый поход: Осада Иерусалима» . Военная история . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 18 мая 2007 г.
- ^ «Основные события истории Иерусалима» . Иерусалим: Бесконечный крестовый поход . Фонд CenturyOne. 2003 . Проверено 2 февраля 2007 г.
- ^ Абу-Лугход, Джанет Л.; Дампер, Майкл (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 209. ИСБН 978-1-57607-919-5 . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Иерусалим: Иллюстрированный исторический атлас Мартин Гилберт, Macmillan Publishing, Нью-Йорк, 1978, стр.25.
- ^ «S/8439* от 6 марта 1968 года» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2008 года . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Бальфур, Алан (2019). Стены Иерусалима: сохранение прошлого, контроль будущего . Чичестер: Уайли Блэквелл . п. 142.
Деструктивные действия Иордании рассматривались Израилем как сознательное оскорбление иудаизма – надгробия использовались в качестве туалетов, синагоги превращались в куриных полицейских. Это было частью процесса, который был описан как арабизация.
- ^ Jump up to: а б Рафаэль Исраэль (2002). Яд: современные проявления кровавого навета . Лексингтонские книги. п. 219. ИСБН 978-0-7391-0208-4 . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Мартин Гилберт, Иерусалим в двадцатом веке (Пимлико 1996), стр. 254.
- ^ Мерон Бенвенисти, Каменный город: Скрытая история Иерусалима, стр. 241.
- ^ Гада Хашем Талхами (февраль 2002 г.). Джон В. Кэнфилд (ред.). Ближний Восток в смятении . Издательство Нова. п. 169. ИСБН 978-1-59033-160-6 . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Ицхак Рейтер (2008). Иерусалим и его роль в исламской солидарности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 136. ИСБН 978-0-230-60782-8 . Проверено 24 мая 2011 г.
Согласно источникам в правительстве Иордании, с 1954 года Иордания потратила около миллиарда долларов на реконструкцию и содержание Аль-Аксы.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Вивер, Йохан Д .; Джон Витте (1996). Религиозные права человека в глобальной перспективе: правовые перспективы . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 380. ИСБН 978-90-411-0177-8 . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Рафаэль Исраэль (31 января 2002 г.). Иерусалим разделен: режим перемирия, 1947-1967 гг . Психология Пресс. п. 24. ISBN 978-0-7146-5266-5 . Проверено 2 июня 2011 г.
Разрушение иорданцами Еврейского квартала и его многочисленных синагог, в том числе красивой древней синагоги в Старом городе, известной как Хурват Рабби Иегуда Хехасид, во многом способствовало деиудаизации большей части тысячелетних еврейских владений в Иерусалиме.
- ^ Jump up to: а б «Л. Машо-Эмин, Иерусалим, 1948–1967 и 1967–2007 годы: сравнение результатов Израиля и Иордании , в Центре ГЛОРИЯ, Междисциплинарный центр (IDC), Герцлия, 2007.
- ^ «Иерусалим», Тедди Коллек, Foreign Relations , Vol. 55, No. 4 (июль 1977 г.), стр. 701–716.
- ^ Марк А. Тесслер (1994). История израильско-палестинского конфликта . Издательство Университета Индианы. п. 329 . ISBN 978-0-253-20873-6 . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Симоне Рикка (2007). Новый Иерусалим: реконструкция Израилем еврейского квартала после 1967 года . ИБТаурис. п. 22. ISBN 978-1-84511-387-2 . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Шрагай, Надав (июль 2009 г.). «Елеонская гора в Иерусалиме: почему продолжение израильского контроля жизненно важно» .
- ^ Бальфур, Алан (2019). Стены Иерусалима: сохранение прошлого, контроль будущего . Джон Уайли и сыновья. п. 162. ИСБН 978-1-119-18229-0 .
- ^ «Соглашение о перемирии между Израилем и Иорданией» . Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года.
- ^ Джон М. Остеррайхер ; Энн Синай (1974). Иерусалим . Джон Дэй. п. 26 . ISBN 978-0-381-98266-9 . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Гада Хашем Талхами (2003). Палестинские беженцы: пешки политических игроков . Издательство Нова. п. 43. ИСБН 978-1-59033-649-6 . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Зилка, Авраам (1992). История израильско-палестинского конфликта . Издательство Техасского университета. п. 53. ИСБН 978-0-292-76541-2 .
- ^ Аннелис Мурс (1995). Дискурс и Палестина: власть, текст и контекст . Хет Спинхуис. стр. 57–. ISBN 978-90-5589-010-1 . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кимберли Кац (2005). Иорданский Иерусалим; Святые места и национальные пространства . Университетское издательство Флориды. стр. 97–99. ISBN 0-8130-2844-2 .
- ^ Иегуда Цви Блюм (30 ноября 1987 г.). Ради Сиона . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. п. 101. ИСБН 978-0-8453-4809-3 . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ «Антихристианский крестовый поход церкви». Иерусалим Пост. 4 октября 1992 г. ПроКвест 321064675 .
- ^ Jump up to: а б с Марк А. Тесслер (1994). История израильско-палестинского конфликта . Издательство Университета Индианы. п. 328 . ISBN 978-0-253-20873-6 . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Куда Иерусалим?: предложения и позиции относительно будущего Иерусалима, Моше Хирш, Дебора Хаусен-Куриэль, Рут Лапидот, Мехон Йерушалаим ле-Хекер Исраэль, Martinus Nijhoff Publishers, 1995, стр. 159.
- ^ Кимберли Кац (2005). Иорданский Иерусалим; Святые места и национальные пространства . Университетское издательство Флориды. стр. 99–106. ISBN 0-8130-2844-2 .
- ^ Шарканский, Ира (1996). Управление Иерусалимом: снова в мировой повестке дня . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 76 . ISBN 978-0-8143-2592-6 . Проверено 3 июня 2011 г.
- ' ^ Рафаэль Исраэль (2003). Война, мир и террор на Ближнем Востоке . Психология Пресс. стр. 21–. ISBN 978-0-7146-5531-4 . Проверено 3 октября 2010 г.
В процессе исламизации Иерусалима на этом месте была построена мечеть... Исламизированная гора стала местом назначения
Исры Мухаммеда ... - ^ Гидеон Авни , Византийско-исламский переход в Палестине: археологический подход, Oxford University Press, 2014 г. ISBN 978-0-199-68433-5 стр.132
- ^ Гольдцихер, Игнац (1971). Мусульманские исследования (Muhammedanische Studien), перевод Ч.Р. Барбера и С.М. Стерна , Том второй. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, с. 44.
- ^ Авни 2014 стр.132.
- ^ Мэтью Гордон (2005). Возвышение ислама . Издательская группа Гринвуд. п. 44 . ISBN 978-0-313-32522-9 . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Махди Абд аль-Хади; ПАССИЯ. (2007). Документы по Иерусалиму . ПАССИЯ, Палестинское академическое общество по изучению международных отношений. п. 247. ИСБН 978-9950-305-19-9 . Проверено 3 октября 2010 г.
Исламизация Храмовой горы достигла кульминации в конце седьмого века с возведением Купола Скалы над Фундаментным камнем и строительством мечети Аль-Акса на юге Храмовой горы.
- ^ Хава Лазарус-Яфе (1 декабря 1981 г.). Некоторые религиозные аспекты ислама: сборник статей . Архив Брилла. п. 69. ИСБН 978-90-04-06329-7 . Проверено 3 октября 2010 г.
Точно так же, когда Иерусалим был возвращен под предводительством Саладина в 1187 году, а особенно начиная с XIII века и далее, вокруг Храмовой горы и во всем городе началась большая строительная деятельность – очевидно, для того, чтобы установить его исламский характер.
- ^ «Вход на Храмовую гору - в Галахе и еврейской истории», Гедалия Мейер и Хенох Месснер, PDF-файл доступен по ссылке [1] , том 10, лето 2010 г., Хакира.
- ^ «Комитет по спасению древностей Храмовой горы - Уничтожение древностей 1995-2001 гг.» . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ «Комитет по спасению древностей Храмовой горы - Уничтожение древностей 1995-2001 гг.» . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ «Первые храмовые артефакты найдены в грязи, удаленной с Храмовой горы - Новости Израиля - Источник израильских новостей Гаарец» . Гаарец.com. 19 октября 2006 г. Проверено 23 октября 2015 г.