Стиль свободы
Вверху: Casa Galimberti от Джованни Баттиста Босси . Внизу: стул Cobra и письменный стол от Карло Бугатти. | |
Годы активности | в. 1890–1920 гг. |
---|---|
Расположение | Италия |
Стиль Либерти ( итал . stile Liberty [ˈstiːle ˈliːberti] ) — итальянский вариант модерна , который процветал примерно между 1890 и 1914 годами. Его также иногда называли stile floreale («цветочный стиль»), arte nuova («новое искусство»). ), или Stile Moderno («стиль модерн»). Свое название он получил от Артура Ласенби Либерти и основанного им в 1874 году в Лондоне магазина Liberty Department Store , который специализировался на импорте украшений, текстиля и предметов искусства из Японии и Дальнего Востока. Среди крупнейших итальянских дизайнеров, использовавших этот стиль, были Эрнесто Базиле , Этторе Де Мария Берглер , Витторио Дюкро, Карло Бугатти , Раймондо Д'Аронко , Эухенио Кварти и Галилео Чини .
Стиль Либерти был особенно популярен в крупных городах за пределами Рима (столицы), которые стремились создать особую культурную самобытность, особенно в Милане , Палермо и Турине , городе, где первая крупная выставка этого стиля в Италии. в 1902 году состоялась ознаменовало крупное событие и представило работы как итальянских дизайнеров, так и других дизайнеров в стиле модерн со всей Европы. [ 1 ]
Стиль Либерти, как и другие версии модерна, преследовал цель превратить обычные предметы, такие как стулья и окна, в произведения искусства. В отличие от французского и бельгийского модерна, основанного в первую очередь на природе, стиль Либерти находился под более сильным влиянием стиля барокко с очень богатым орнаментом и цветом как внутри, так и снаружи. [ 2 ] Итальянский поэт и критик Габриэле д'Аннунцио писал в 1889 году, когда этот стиль только зарождался, «гениальный чувственный разврат чувств барокко является одним из определяющих вариантов итальянского модерна». [ 3 ]
Стиль Либерти считается западным ответвлением британского движения искусств и ремесел XIX века . [ 4 ] что было ответом против механизации и дегуманизации художественного процесса.
Палермо в конце 1800-х годов.
[ редактировать ]Первые примеры стиля либерти в Италии встречаются в Палермо , в частности на вилле Фавалоро, а также в большом здании театра Массимо и на его площади с киосками в этом стиле, построенными в конце девятнадцатого века. В частности, первыми представителями этого нового стиля были два архитектора: Джован Баттиста Филиппо Базиле и его сын Эрнесто Базиле .
-
Киоск Liberty, построенный в начале 1900-х годов, расположен на площади Верди перед Театром Массимо в Палермо.
-
Вилла Фавалоро была построена в 1889 году в стиле свободы Джованом Баттистой Филиппо Базиле в Палермо.
-
Виллино Фавалоро, украшение входной двери на лоджию в стиле Свободы в Палермо
Туринская выставка 1902 года.
[ редактировать ]Туринская выставка 1902 года, официально названная « Турин 1902: Le Arti Decoration Internazionali Del Nuovo Secolo» , стала знаковым событием этого стиля. В него вошли дизайнеры из США, Бельгии, Дании, Германии, Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Австрии, Шотландии, Швеции и Венгрии. Среди тех, кто представлял свои работы, был Виктор Орта , пионер стиля модерн и дизайнер мебели из Брюсселя. которые выставляли комнаты с наборами мебели.
-
Открытка с Туринской выставкой 1902 года.
-
для Туринской выставки 1902 года Плакат Леонардо Бистольфи (1902)
-
Мебель в стиле модерн Виктора Орты на Туринской выставке (1902 г.)
Мебель и дизайн интерьера
[ редактировать ]Стиль Либерти в дизайне интерьера и мебели имел три четко выраженные тенденции. Первый был очень цветочным и скульптурным, по образцу Англии и Франции. Основными дизайнерами этого стиля были Витторио Валебрега и Агостино Лауро, в частности производитель мебели Валабрега, выпускавший работы серийно. Вторая тенденция была более дискретной и была похожа на дизайны британского движения искусств и ремесел с линейными формами, простотой и ремесленным качеством. Основными дизайнерами этой школы были Эрнесто Базиле и Джакомо Кометти . [ 5 ]
Третья тенденция заключалась в использовании гораздо более оригинальных и экзотических форм, часто заимствованных из стилей Северной Африки и Ближнего Востока. Эти работы были Самым влиятельным дизайнером в этом стиле был Карло Бугатти , член большой семьи художников и отец Этторе Бугатти , автомобильного дизайнера. Его работы впервые привлекли международное внимание на Туринской выставке 1902 года. Его мебель была полностью оригинальной и практически не имела отсылок к другим европейским версиям модерна. В своей мебели он использовал чрезвычайно широкий спектр материалов, включая слоновую кость и редкие породы дерева. Ему особенно нравилась форма замочной скважины. Его кресло-кобра было вдохновлено стульями африканских вождей и было сделано из тропического дерева, расписного пергамента и кованой меди. [ 6 ]
Теория Бугатти заключалась в том, что любой предмет, независимо от его функции, можно превратить в произведение искусства. Необычным примером теории о том, что что угодно можно превратить в произведение искусства, является статуя танцующего слона работы Рембрандта Бугатти , сына Карло Бугатти, в 1908 году. В 1928 году в версии из серебра она была превращена в крышка радиатора для автомобиля Bugatti Royale. [ 6 ]
Другим известным дизайнером мебели в стиле Либерти был Эухенио Куарти , получивший приз на Парижской универсальной выставке 1900 года . Он учился в Париже и некоторое время работал в студии Карло Бугатти , но вскоре отошел от экзотики Бугатти и работал в более классическом стиле. Он использовал традиционные ценные породы дерева, такие как красное дерево и орех , в сочетании с инкрустациями из слоновой кости, латуни, стекла и других современных элементов. [ 7 ]
-
Шкаф Карло Бугатти (1895 г.)
-
Стул «Кобра» Карло Бугатти (1902) (Музей Орсе)
-
Круглый стул Карло Бугатти (1902 г.) (Миланский музей мебели)
-
Кофейный сервировочный столик (1907 г.) (Художественный музей Кливленда)
-
Крышка радиатора «Танцующий слон», Рембрандт Бугатти (1908-1928).
-
Стол Эухенио Кварти (1900)
-
Музей или чайный столик Эудженио Кварти (Музей Вольфсона-ПФР)
Архитектура
[ редактировать ]Архитектура стиля Либерти была более близка стилю барокко . с обильным избытком внешнего орнамента. Пьетро Фенолио был одним из первых фигур в архитектуре стиля Либерти, создав Casa Fenoglio-Lafleur в Турине , который добавил элементы ар-нуво к более традиционному фасаду. [ 8 ] В Палермо главной фигурой был Эрнесто Базиле , который использовал изогнутые формы, подобные бельгийско-французскому модерну, в сочетании с символистскими фресками, как в Гранд-отеле Villa Igiea (1899–1900). Базиле также объединил элементы средневекового замка с декором Либерти, чтобы создать Виллино Флорио в Палермо (1899–1902). [ 9 ]
В Милане было большое количество домов в стиле либерти. Среди самых выдающихся архитекторов был Джованни Баттиста Босси , чей Дом Галимберти имел фасад, украшенный декоративной скульптурой и фресками. Украшение, казалось, было вылито на здание. Скульптура чем-то напоминает работы художника эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо .
-
Виллино Флорио в Палермо, Эрнесто Базиле (1899–1902).
-
Дом Фенолио-Лафлер Пьетро Фенолио (около 1902 г.)
-
Вилла Скотт Пьетро Фенолио
-
Палаццо Кастильони в Милане работы Джузеппе Соммаруги (1901–1903)
-
Дом Галимберти в Милане, Джованни Баттиста Босси (1903–1905)
-
Casa Guazzoni в Милане Джованни Баттиста Босси (1904–1906)
-
Киоск в Палермо от Эрнесто Базиле
Фрески
[ редактировать ]Отличительным элементом стиля Либерти стало использование фресок для внутренней и внешней отделки. Один из примеров можно найти в Ливорно в оформлении термальных ванн Acque della Salute. Фрески написал Эрнесто Белланди (1842-1916).
Расписные интерьеры были специализацией Эрнесто Базиле из Палермо, архитектора, который уделял особое внимание слиянию архитектурного декора в интерьерах. В период с 1899 по 1901 год он построил серию вилл вокруг Палермо. [ 2 ] [ 9 ]
Оформление интерьеров в стиле Либерти продолжалось в Италии дольше, чем в других частях Европы. Примером может служить оформление интерьеров Галилео Кини на темы осени и весны, написанное в 1922 году для Терм Берциери в Сальсомаджоре . [ 10 ]
-
Салон гранд-отеля Villa Igiea в Палермо работы Эрнесто Базиле (1899–1900) с символистскими фресками.
-
в термальных ваннах Ливорно. Фрески Эрнесто Белланди
-
Осенние и весенние фрески Галилео Чини в Сальсомаджоре (1922 г.)
Стекло и керамика
[ редактировать ]Стекло и керамика были важными компонентами стиля Либерти. Итальянское искусство стекла особенно опиралось на традиции муранского стекла из Венеции. Галилео Чини был доминирующей фигурой в производстве изделий из стекла и керамики. Он создавал декоративные цветочные узоры, выполненные из витража, майолики или керамики. В 1897 году он основал Флорентийское общество керамического искусства, а между 1902 и 1914 годами украшал салоны Венецианской биеннале . Он также стал заведующим кафедрой декора Итальянской академии изящных искусств. Его вызвали в Бангкок в 1911–1913 годах для украшения там тронного зала королевского дворца. [ 10 ] Более поздние работы Чини, с более геометрическим, а не естественным дизайном, показали растущее влияние более геометрического стиля Венского Сецессиона и работ Густава Климта . [ 10 ]
-
Ваза Fratelli Toso (около 1910 г.) с более геометрическим цветочным стилем.
-
Украшение керамической плитки Галилео Чини с влиянием Венского сецессиона.
-
Керамическая ваза из полихромной майолики из мастерской Галилео Кини (1906-1911)
Графика
[ редактировать ]Как и во Франции и других частях Европы, плакат и другие виды графического искусства были важным жанром стиля Свободы, особенно для туристических плакатов. Леонетто Каппиелло был важной фигурой раннего стиля, хотя он переехал в Париж и провел там большую часть своей карьеры, создавая плакаты и графику. Леонардо Бистольфи разработал плакат для выставки 1902 года в Турине , сочетая женственные и цветочные темы, типичные для раннего стиля. [ 11 ]
В более поздние годы стиль Либерти в графике и живописи отошел от цветочных и женских тем к более модернистским сюжетам под влиянием футуризма . Живописец и график Умберто Боччони стал одной из крупнейших фигур футуризма.
-
Плакат с газовыми лампами Джованни Маталони (1896 г.)
-
Плакат Джузеппе Боано для Teatro Regio (1898)
-
Обложка книги по дизайну Альберто Делла Валле (1900 г.)
-
Плакат для купален Ливорно Леонетто Каппьелло (1901 г.)
-
для Giornale di Sicilia Плакат Марио Боргони (1903)
-
Плакат Умберто Боччони (1909)
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Фар-Беккер 2015 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Фар-Беккер 2015 , с. 187.
- ^ Цитируется по Фар-Беккеру, L'Art Nouveau (2015), стр. 187
- ^ Команда, веб-маркетинг. «Об итальянском дизайне: декоративно-прикладное искусство» . www.aboutitaliandesign.info . Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ Райли 2004 , стр. 310–311.
- ^ Перейти обратно: а б Фар-Беккер 2015 , стр. 180–81.
- ^ Тассо, Франческа. «Салотто Кварти Эухенио» . Культурное наследие Ломбардии . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Санна и Фарина 2011 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Санна и Фарина 2011 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с Санна и Фарина 2011 , с. 588.
- ^ Санна и Фарина 2011 , с. 228.
Библиография
[ редактировать ]- Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN 978-3-8480-0857-5 .
- Санна, Анжела; Фарина, Виолетта (2011). Модерн (на французском языке). Париж: Издания Place des Victoires. ISBN 978-2-8099-0418-5 .
- Райли, Ноэль (2004). Грамматика декоративного искусства (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN 978-2-0801-1327-6 .
- Маландрино, Гаэтано (2010). Свобода в Европе между отделениями и современностью (на итальянском языке). США,©: издание Лулу. ISBN 9781445273242 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на итальянском языке) Italia Liberty: Вся красота искусства Liberty в Италии.